Нравственное развитие ребенка через творческое развитие
Татьяна Моисеенко
Нравственное воспитание через развитие художественно-эстетических способностей детей дошкольного возраста
На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью воспитательно-образовательного процесса является всестороннее развитие ребенка.
В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес и любознательность. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественно – эстетического вкуса, формирование у них творческих умений и навыков, осознание ими чувства прекрасного.
Таким образом, актуальные проблемы педагогической теории и педагогической действительности, необходимость их решения определили тему моего выступления «Нравственное воспитание через развитие художественно-эстетических способностей детей дошкольного возраста».
Нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения
Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека.
«Нравственное воспитание» – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.
Сущность художественно-эстетического воспитания.
Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении – везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль.
Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически и художественно развивается.
Существуют различные определения понятия “художественно-эстетическое воспитание”:
Во-первых, это процесс целенаправленного воспитания чувства прекрасного.
Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве, жизни, и оценивать ее.
В-третьих, задача художественно-эстетического воспитания заключается в формировании художественного вкуса.
И, наконец, в-четвертых, – развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного, развитие творческих умений и навыков.
Разнообразные творческие занятия способствуют развитию у детей мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.
Вся система художественно-эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка, как в эстетическом и художественном плане, так и в нравственном, духовном и интеллектуальном.
Именно в дошкольном возрасте художественно-эстетическое воспитание является одной из главных основ всей дальнейшей воспитательно-образовательной деятельности. Нашу группу посещают дети от 2,5 до 4 лет. На этом возрастномэтапе происходят следующие изменения:
• дети овладевают сенсорными эталонами, которые помогут им освоить цвета, формы, размеры. Сенсорная культура имеет большое значение для художественно-эстетического воспитания. Умение различать цвета, оттенки, формы, сочетания форм и цветов открывает возможность лучше понимать произведения искусства и получать потом от этого удовольствие.
• обогащается содержание творческой деятельности.
В этот период совершается качественное изменение в творческой деятельности ребенка. Он самоопределяется, проявляет собственное «Я» при создании продуктов творчества. Он рисует, лепит для себя, вкладывая в это собственный опыт и свое видение предмета. В это время для детей главное – выразить свое мироощущение через цвет, форму, композицию. У детей проявляется предпочтение к тому или иному цвету, интерес к детализации, выделению характерных признаков предмета, появляется любимая тематика у мальчиков и девочек.
Большое значение в художественно-эстетическом воспитании имеет народное декоративно-прикладное искусство. На занятиях по изобразительной деятельности мы знакомим детей с изделиями народных мастеров, тем самым прививая ребенку любовь к Родине, родному краю, к народному творчеству, уважение к труду.
Художественно-эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто прекрасное. Обучение, которое целенаправленно осуществляется в нашем дошкольном учреждении, направлено также и на развитие художественных и эстетических чувств, поэтому большое значение имеют такие занятия,как: музыкальное, чтение художественной литературы, рисование, аппликация, лепка, конструктивная деятельность. Особенно если педагог на занятиях учит детей подбирать формы, цвета, составлять красивые орнаменты, узоры.
Формирование первых эмоционально-эстетических оценок, воспитание художественного вкуса во многом зависит от игры.
Общеизвестно влияние художественных игрушек на художественно-эстетическое воспитание детей.Примером служат народные игрушки: матрешки, веселые дымковские свистульки, поделки, сделанные вручную. Пример воспитателя, его эмоциональная отзывчивость на красоту особенно необходимы детям для становления их собственного художественно-эстетического вкуса. Необходимо знать, что художественные и эстетические чувства, так же как и моральные, не являются врожденными. Они требуют специального обучения и воспитания.
Организуя последовательно усложняющуюся систему заданий, обучая детей эстетическому видению и грамотному изображению окружающего мира, можно научить детей не только воспринимать картину, но и видеть в ней предмет искусства.
На мой взгляд, реализуя полноценное художественно-эстетическое воспитание и развитие ребенка, воспитатель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные художественно-эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.
Таким образом, художественно – эстетическое воспитание действительно занимает важное место в развитии нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста.
b][/b]
Источник
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад № 5 г. Россоши
россошанского муниципального района Воронежской области
ДОКЛАД
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ:
«ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ И ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Подготовила:
Музыкальный руководитель IKK
Куделина Марина Сергеевна
г.Россошь, 2018 г.
Введение
Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес и любознательность. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественно – эстетического вкуса, формирование у них творческих умений и навыков, осознание ими чувства прекрасного.
Цель художественно-эстетического воспитания – воспитание целостной гармонически развитой личности. Любая цель не может рассматриваться без задач. Большинство педагогов выделяют III ведущие задачи:
Во-первых, это создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений. Суть этой задачи состоит в накоплении разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений.
Вторая задача состоит в “формировании на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы, явления, и наслаждаться ими”.
Третья задача связана с формированием у каждого ребёнка художественно-эстетической творческой способности. Художественно – эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы.
Основная часть
В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается – так же в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром. Это доказывает особую значимость и актуальность разработок НОД и праздников по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей. Воспитатели совместно с музыкальным руководителем помогают детям приобщиться к таинствам празднования праздников.
Задачи праздников:
- Формировать у детей эстетическое восприятие окружающего мира, познавательный интерес к окружающему миру.
- Приобщать к музыкальной народной культуре.
- Формировать потребность в восприятии народной музыки и песнопений.
- Обогащать впечатления детей за счет различных форм работы
- Развитие познавательных и творческих способностей.
- Воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение, умение видеть прекрасное.
- Развивать познание о Благодати, добре.
- Обогащать впечатления детей за счет различных форм работы
- Развитие познавательных и творческих способностей.
- Воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение, умение видеть прекрасное.
В нашем детском саду отмечаются такие православные праздники, как «Покров», «Рождество», « Благовещение»,«Пасха», “Троица”, “Сретение”и др. Празднование таких праздников стало в нашем детском саду традицией В каждой группе , начиная с старшего возраста музыкальные руководители и воспитатели проводят интегрированные НОД, праздники. Предварительно мы опрашиваем родителей , предлагаем заполнить анкету, дающее разрешение родителей на данные занятия . Дошколята чувствуют себя настоящими мастерами вырезая ангелов из бумаги, чтобы украсить рождественскую елку, украшая пасхальные яйца-крашенки и писанки. Основными принципами дошкольного образования по ФГОС являются содействие и сотрудничество детей и взрослых, сотрудничество организации с семьей и приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, поэтому мы привлекаем родителей к участию в совместных праздниках, экскурсиях и целевых прогулках, организуем тематические вечера и посиделки, спортивные соревнования. Данные мероприятия способствуют сплочению родителей и детей, общению между ними, формированию позитивных установок к совместным различным видам труда и творчества, положительно влияют на развитие интересов и возможностей каждого ребенка. Родители делятся старинными секретами росписи яиц, рассказывают истории возникновения праздников. Большая работа проводится с нашей Россошанской и Острогожской епархией, в 2014 г. был заключен договор о сотрудничестве. На каждый православный праздник, который проводится в ДОУ из нашей епархии приглашается священник. На празднике звучат красивые стихи, песни по тематике, хороводы, игры. Каждая праздничная неделя завершается выставкой по теме праздника. В выставках и конкурсах принимают участие не только родители, но и сотрудники. Подобные мероприятия воспитывают подрастающее поколение, учат любить свою культуру и страну. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Заключение
Таким образом, художественно-эстетическое воспитание очень важно для всестороннего развития ребенка. Азы художественно-эстетического воспитания закладываются при участии взрослых уже сразу после рождения ребенка и продолжают свое становление долгие годы. Заложенный в детстве божественный огонь будет согревать душу и сердце ребенка. Он понесет его людям. С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, мы надеемся достичь следующих результатов:
– устойчивость навыков поведения;
– сформированность основ ценностных сфер личности;
– стабильность психического развития;
– целостность восприятия мира;
– воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;
– формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом.
Список использованной литературы
- Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 2005.-127с.
- Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996
- Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. – 2003. – №6. – С.57-67.
- Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. – М., 1992.-с.156.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Педагогика, 1991.
- Григорович Л.А. Развитие творческого воображения. – М.,2007.-175 с.
- Гусев Е.О. Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 2008.-94с.
- Дьяченко О.М. Развитие воображения у дошкольников / О.М.Дьяченко.- М.: Педагогика, 1986.
- Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. Пособие для воспитателя дет.сада / Т.Г. Казакова. – М.: Просвещение, 1999.
- Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству / А.А.Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. – СПб.: Питер, 1999.
- Обухова Л.Г. Психология детства. М., 2002.-263с.
- Фокина Т. Программа художественно-эстетического развития дошкольников / Т.Фокина // Дошкольное воспитание. – 1999.-№1.-с.35-38.
- Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М.: Педагогика, 1992.
Источник
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад № 5 г. Россоши
россошанского муниципального района Воронежской области
ДОКЛАД
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ:
«ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ И ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Подготовила:
Музыкальный руководитель IKK
Куделина Марина Сергеевна
г.Россошь, 2018 г.
Введение
Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес и любознательность. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественно – эстетического вкуса, формирование у них творческих умений и навыков, осознание ими чувства прекрасного.
Цель художественно-эстетического воспитания – воспитание целостной гармонически развитой личности. Любая цель не может рассматриваться без задач. Большинство педагогов выделяют III ведущие задачи:
Во-первых, это создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений. Суть этой задачи состоит в накоплении разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений.
Вторая задача состоит в “формировании на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы, явления, и наслаждаться ими”.
Третья задача связана с формированием у каждого ребёнка художественно-эстетической творческой способности. Художественно – эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы.
Основная часть
В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается – так же в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром. Это доказывает особую значимость и актуальность разработок НОД и праздников по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей. Воспитатели совместно с музыкальным руководителем помогают детям приобщиться к таинствам празднования праздников.
Задачи праздников:
Формировать у детей эстетическое восприятие окружающего мира, познавательный интерес к окружающему миру.
Приобщать к музыкальной народной культуре.
Формировать потребность в восприятии народной музыки и песнопений.
Обогащать впечатления детей за счет различных форм работы
Развитие познавательных и творческих способностей.
Воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение, умение видеть прекрасное.
Развивать познание о Благодати, добре.
Обогащать впечатления детей за счет различных форм работы
Развитие познавательных и творческих способностей.
Воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение, умение видеть прекрасное.
В нашем детском саду отмечаются такие православные праздники, как «Покров», «Рождество», « Благовещение»,«Пасха», “Троица”, “Сретение”и др. Празднование таких праздников стало в нашем детском саду традицией В каждой группе , начиная с старшего возраста музыкальные руководители и воспитатели проводят интегрированные НОД, праздники. Предварительно мы опрашиваем родителей , предлагаем заполнить анкету, дающее разрешение родителей на данные занятия . Дошколята чувствуют себя настоящими мастерами вырезая ангелов из бумаги, чтобы украсить рождественскую елку, украшая пасхальные яйца-крашенки и писанки. Основными принципами дошкольного образования по ФГОС являются содействие и сотрудничество детей и взрослых, сотрудничество организации с семьей и приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, поэтому мы привлекаем родителей к участию в совместных праздниках, экскурсиях и целевых прогулках, организуем тематические вечера и посиделки, спортивные соревнования. Данные мероприятия способствуют сплочению родителей и детей, общению между ними, формированию позитивных установок к совместным различным видам труда и творчества, положительно влияют на развитие интересов и возможностей каждого ребенка. Родители делятся старинными секретами росписи яиц, рассказывают истории возникновения праздников. Большая работа проводится с нашей Россошанской и Острогожской епархией, в 2014 г. был заключен договор о сотрудничестве. На каждый православный праздник, который проводится в ДОУ из нашей епархии приглашается священник. На празднике звучат красивые стихи, песни по тематике, хороводы, игры. Каждая праздничная неделя завершается выставкой по теме праздника. В выставках и конкурсах принимают участие не только родители, но и сотрудники. Подобные мероприятия воспитывают подрастающее поколение, учат любить свою культуру и страну. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Заключение
Таким образом, художественно-эстетическое воспитание очень важно для всестороннего развития ребенка. Азы художественно-эстетического воспитания закладываются при участии взрослых уже сразу после рождения ребенка и продолжают свое становление долгие годы. Заложенный в детстве божественный огонь будет согревать душу и сердце ребенка. Он понесет его людям. С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, мы надеемся достичь следующих результатов:
– устойчивость навыков поведения;
– сформированность основ ценностных сфер личности;
– стабильность психического развития;
– целостность восприятия мира;
– воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;
– формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом.
Список использованной литературы
Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 2005.-127с.
Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996
Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. – 2003. – №6. – С.57-67.
Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. – М., 1992.-с.156.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Педагогика, 1991.
Григорович Л.А. Развитие творческого воображения. – М.,2007.-175 с.
Гусев Е.О. Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 2008.-94с.
Дьяченко О.М. Развитие воображения у дошкольников / О.М.Дьяченко.- М.: Педагогика, 1986.
Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. Пособие для воспитателя дет.сада / Т.Г. Казакова. – М.: Просвещение, 1999.
Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству / А.А.Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. – СПб.: Питер, 1999.
Обухова Л.Г. Психология детства. М., 2002.-263с.
Фокина Т. Программа художественно-эстетического развития дошкольников / Т.Фокина // Дошкольное воспитание. – 1999.-№1.-с.35-38.
Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М.: Педагогика, 1992.
Источник