Нравственное развитие ребенка 6 лет

Нравственное развитие ребенка 6 лет thumbnail

Надежда Коновалова
Сущность нравственного воспитания детей 5–6 лет

Проблеме нравственного развития ребенка посвящено много работ выдающихся психологов и педагогов. По утверждению И. Г. Корниенко система моральных отношений формируется на протяжении всей жизни, а начинается тогда, когда ребенок вступает в разные по содержанию и организации формы общения со взрослыми и ровесниками [22, С. 2 – 10].

Моральное развитие – уровень усвоения представлений о нравственных норм, сформированности нравственных чувств и нравственного поведения

Нравственное воспитание – это одно из важнейших направлений воспитания, который заключается в целенаправленном формировании морального сознания, развития нравственного чувства и формировании привычек и навыков нравственного поведения человека в соответствии с определенной идеологии.

Нравственное воспитание осуществляется на национальной почве путем усвоения национальных норм и традиций, богатой духовной культуры народа, тех моральных норм и качеств, которые являются регуляторами взаимоотношений в обществе, согласование действий и поступков людей. Такими нормами являются,прежде всего: любовь к родителям, к родине, к родному языку; правдивость и справедливость, трудолюбие и скромность; готовность защищать слабых, заботиться о младших, в частности детей; благородное отношение к девушке, женщины, матери, бабушки; умение везде и всюду действовать благородно, обнаруживать другие добродетели.

С. Русова нравственное воспитание дошкольников рассматривала как гармонию индивидуальной свободы и коллективного порядка. Русова утверждала, что ребенок не очень экспансивен, он слишком чувствителен и часто скрывается от других со своими переживаниями; к нему надо подходить с лаской, привлечь его к себе уважением к его индивидуальности, надо возбудить его интерес, тогда окажется его талантливый нрав и отзовется глубокая чувственность. На такой труд способны гуманистически настроенные педагоги.

В разработку проблемы нравственного воспитания весомый вклад внес известный педагог В. Сухомлинский. Он считал необходимым как можно раньше ознакомить детей с морально-нравственными основами нашего общества, сформировать положительное к ним отношение, вызвать обостренный интерес к понятиям добра и зла, организуя воспитательный процесс так, чтобы участие, искренность, сопереживание, сочувствие, человечность проявлялись в деятельности.

В. Белоусова рассматривала духовно-нравственное воспитание как специально организованную межличностную взаимодействие педагога с воспитанником на основе норм и принципов гуманизма. Под гуманизацией воспитания педагог понимала очеловечивание отношений, что обеспечит морально-эмоциональную атмосферу взаимного понимания, уважения и заботы о другом, бескорыстного отношения к каждой личности не как к средству достижения собственных интересов, а как к цели. В этом случае другой воспринимается как высшая жизненная ценность, вызывая адекватное восприятию отношение к себе.

Г. Бурый была разработана теория и методика нравственного воспитания на всех видах занятий, доказана возможность формирования морально-волевых качеств у детей в процессе непосредственно-образовательной деятельности. Комплексный характер проведенного исследования позволил автору обосновать коллективный характер деятельности детей в организованной образовательной деятельности (ООД); выделить различия в структуре деятельности детей в зависимости от задач ООД, его содержания, возможностей объединения дошкольников вокруг общих задач; разработать технологию организации педагогического процесса ООД.

Современные отечественные исследователи (И. Бех, С. Анисимов и др.) считают, что для нравственного воспитания личности необходим комплексный влияние на личность, который предполагает формирование в единстве с моральным сознанием, нравственных чувств и поведения.

Научная педагогическая мысль сосредоточивалась на исследовании следующих проблем: нравственное воспитание в процессе ознакомления детей с окружающей действительностью (Есть. Радина); связь нравственного и умственного воспитания на материале ознакомления с трудом взрослых (Г. Лескова); нравственное воспитание в игре (Д. Менджерицька, Г. Жуковская, Ф. Левин-Щирина); воспитательное значение трудовой деятельности детей дошкольного возраста (Из. Борисова, Л. Порембська); воспитание коллективных взаимоотношений детей (В. Нечаева, А. Булатова, Т. Маркова и др.).

Поэтому, в нашем определении, нравственность несет в себе моральные ценности и идеалы, отражающие уровень развития отдельного человека и народа в целом. Будучи ядром личности, нравственность определяет характер жизненной позиции человека и результаты ее деятельности.

Типовая программа дошкольного образования «Развиваем личность» представляет нравственное воспитание в содержательном разделе образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» «Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание». Он предполагает формирование у детей навыков социально признанного поведения, умение ориентироваться в мире человеческих взаимоотношений, готовности сопереживать и сочувствовать другим. Благодаря общению со взрослыми, как носителями общественно-исторического опыта человечества, у ребенка появляются интерес и умение понимать других, участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, объединять с ними свои усилия для достижения общего результата, оценивать собственные возможности, уважать желания и интересы других людей. Взаимодействие с другими людьми является своеобразным видом вхождение ребенка в человеческий социум, что требует умения согласовывать свои интересы, желания, действия с другими членами общества [5].

Задачи духовно-нравственного воспитания: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс с использованием разнообразных форм взаимодействия взрослого и ребенка, гуманизации педагогического процесса в дошкольном учреждении на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе, правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

В системе национального воспитаниядошкольников среди других задач выделяют:

воспитание гражданской и социальной ответственности;

• вооружение знаниями о приоритетах общечеловеческих ценностей, ознакомление с проблемами, которые приобретают жизненное значение для судеб цивилизации, готовности жить и действовать по принципам гуманизма;

• овладение народной моралью, этикой;

• ознакомление с семейной педагогикой;

воспитание уважения к отцу, матери, бабушке, дедушке, своего рода.

Духовно-нравственное воспитание предполагает разнообразные влияния на мысли, чувства, социальную практику индивида, его самосовершенствование.Этот процесс сочетает в себе такие особенности:

целеустремленность (заключается в четкой очередности целей педагогических воздействий);

многофакторность (предполагает учет всех факторов, которые играют существенную роль в процессе воспитания);

удаленность во времени результатов работы (воспитание является длительным процессом, результаты которого не могут быть достигнуты сразу);

непрерывность (заключается в систематичности взаимовлияний воспитателя и воспитанника);

определяющая роль педагога (педагог должен быть моральным образцом для ребенка);

целостность (предполагает внутреннее единство всех воспитательных средств и воздействий по формированию нравственной культуры человека).

Источник

Библиографическое описание:

Токарев, А. А. Нравственное воспитание детей 5-6 лет в детском саду / А. А. Токарев. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 71-72. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2602/ (дата обращения: 22.10.2020).

Формирование
основных моральных качеств человека можно сказать, что уже начинается
в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот
процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей.
Необходимо с самого начала воспитывать ребенка в духе высоких
принципов моральных качеств

В дошкольном возрасте
ребенок под руководством взрослых приобретает первоначальный опыт
поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе. Руководя
деятельностью детей, педагог (воспитатель) формирует у них такие
важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и
уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей,
желание посильно помогать им, активность и инициативу в
самостоятельной деятельности ребенка.

Исследования советских
ученых показывают, что дошкольный возраст характеризуется большими
возможностями для нравственного воспитания детей: в различных
развивающихся видах их деятельности успешно формируются способы
сознательного управления своим поведением, активность и
самостоятельность, интерес к общественному окружению. В
первоначальных объединениях дошкольниками устанавливаются
взаимоотношения, которые под руководством педагога (воспитателя)
воспитателя приобретают коллективистический характер, у детей
формируются начала коллективизма, возникает чувство дружбы.

Правильное воспитание
предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует
развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может
неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств.

Основные задачи
нравственного воспитания дошкольников включают формирование у детей
нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения,
нравственных представлений и мотивов поведения.

В воспитании детей с первых
лет его жизни большое место занимает формирование нравственных
чувств. В процессе общения со взрослыми воспитывается чувство
привязанности и любви к ним, желание поступать в соответствии с их
указаниями, делать им приятное, воздерживаться от поступков,
огорчающих близких людей. Ребенок испытывает волнение, видя огорчение
или недовольство его шалостью, оплошностью, радуется улыбке в ответ
на свой положительный поступок, испытывает удовольствие от одобрения
близких ему людей. Эмоциональная отзывчивость становится основой
формирования у него нравственных чувств: удовлетворения от хороших
поступков, одобрения взрослых, стыда, огорчения, неприятных
переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства
взрослых. В дошкольном возрасте начинает формироваться отзывчивость,
сочувствие, доброта, радость за других. Чувства побуждают детей к
активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить,
порадовать.

Следует также особо
подчеркнуть искренность детских чувств и поступков, ими вызванных.
Так, ребенок рассматривал картинку, на которой изображен другой
ребенок, отнимающий мяч у сверстника и замахивающийся на него
кулачком. Увидев потом плачущего сверстника, он гладит его по головке
(как это делают родители) и отдает игрушку, с которой только что сам
играл.

В старшем дошкольном
возрасте нравственные чувства становятся более осознанными. У детей
формируются чувство любви к родному краю, чувства уважения к
сверстникам и взрослым.

А также в старшем
дошкольном возрасте на основе формирующихся нравственных чувств
воспитывается чувство собственного достоинства, зачатки чувства
долга, справедливости, уважения к людям, а также ответственности за
порученное дело.

Особое значение приобретает
воспитание патриотических чувств: любви к родному краю, Родине,
уважение к людям других национальностей. Особенностью детей
дошкольного возраста является ярко выраженная способность к
подражанию. В то же время недостаточно развитая произвольность
поведения, неумение контролировать свои действия, осознавать их
нравственное содержание могут приводить к нежелательным поступкам.
Эти обстоятельства делают первостепенной задачу формирования
нравственных навыков поведения, перерастающих в процессе накопления
опыта в нравственные привычки. Педагог (воспитатель) формирует у
детей разнообразные навыки поведения, отражающие уважение ко
взрослым, положительное отношение к сверстникам, бережное отношение к
вещам, которые, превращаясь в привычки, становятся нормой поведения:
привычка здороваться и прощаться, благодарить за услугу, класть любую
вещь на место, культурно вести себя в общественных местах, вежливо
обращаться с просьбой к другим людям.

В старшем дошкольном
возрасте нравственные навыки и привычки, развивающиеся на основе
осмысленного отношения детей к нравственному содержанию поступков,
становятся более прочными.

Практическое занятие для
детей старшей группы (5-6 лет)

Стихотворение
П. Воронько «Я носила воду»

Я носила воду, воду

От колодца к огороду.

А потом носила в сад,

Поливала десять гряд.

И на грядках –
погляди-ка!

Нынче выросла
клубника.

Спелых ягод я нарву,

Всех подружек созову!

Педагог
(воспитатель). Как можно назвать эту девочку? Какая она?
(трудолюбивая) А еще как? (добрая, у нее есть друзья, она с ними
поделилась клубникой) Какое имя мы придумаем этой девочке?

Стихотворение А. Барто «Я
лишний»

Окапывая вишни.
Сергей сказал:

– Я – лишний.

Пять деревьев.

Пять ребят –

Я
напрасно вышел в сад.

А как поспели вишни.

Сергей выходит в сад,

– Ну, нет, теперь ты

Лишний! –

Ребята
говорят.

Педагог (воспитатель). А
что можно сказать про Серёжу? Какой он? (ленивый, не любит работать).
Как он повел себя, когда поспели вишни? (он вышел в сад с ребятами,
ему не стыдно есть вишню вместе со всеми, хотя он не работал.) Похож
ли Сережа на девочку из стихотворения «Я носила воду»? В
этой ситуации можно вспомнить народную мудрость:«Кто не
работает, тот не ест».

Литература:

  1. www.detskiysad.ru

  2. В.И.
    Петрова, Т.Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду.
    Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет.

Источник

позитивного общения со сверстниками».

           Дошкольное детство- очень важный период в становлении личности ребёнка, дети быстро растут, развиваются, постигают моральные нормы общества, в котором живут.

         Общение в жизни ребенка занимает огромное место, и главная задача педагогов и родителей в воспитании дошкольника- помочь маленькому человеку в познании  тайн  человеческих взаимоотношений, приобретении поведенческих ориентиров, без которых нельзя  чувствовать себя в обществе достаточно уверенно. Необходимо с дошкольного возраста   учить ребёнка различным формам установления контакта с миром людей  (со взрослыми, сверстниками, с самим собой.); учить культуре поведения;  использованию в речи вежливых слов и выражений; доброму, уважительному отношению друг к другу и т.д.

         Прежде всего, необходимо обращать внимание на то, чтобы любое  взаимодействие и общение детей друг с другом строилось позитивно, целенаправленно, систематически.

Поиск решения проблем привёл к необходимости совершенствования работы по направлению: «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством позитивного общения со сверстниками».

        Весь процесс формирования  позитивных навыков общения со сверстниками проходит ненавязчиво, в совместной и самостоятельной деятельности.

       – Формируются представления детей о дружбе.

        – Формируются  правила культурного поведения в социуме.

       – Расширяются представления детей о хороших и плохих поступках.

       -Ребёнок способен перенести полученные знания в повседневную жизнь, что  помогает ему регулировать своё поведение, налаживать отношения со сверстниками и взрослыми.

Тема

                          Программное содержание

Рассказывание и обсуждение русской народной сказки

«Заяц-хваста»

Учить характеризовать произведение. Формировать представления о том, что хвастаться некрасиво. Развивать интонационную выразительность речи. Упражнять в образовании существительных с суффиксом ищ. Воспитывать скромность, умение отвечать за свои слова.

Сюжетно-ролевая игра

«Мы едем в гости к бабушке»

Продолжать знакомить детей с правилами культурного поведения в общественных местах, на улице. Формировать навык использования различных слов приветствия и прощания в зависимости от ситуации. Развивать умения поддерживать беседу. Расширять представления детей о профессиях (водителя, кондуктора).Воспитывать уважительное отношение к окружающим, заботится о старших.

«Урок вежливости в сказочной стране»

Учить детей культуре  общения со взрослыми и сверстниками. Познакомить    с правилами  поведения во время разговора: слушать собеседника и без надобности не перебивать его; не следует вмешиваться в разговор  взрослых; систематизировать и обобщать правила  вежливого поведения. Отрабатывать интонационную выразительность речи. Продолжать учить детей употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность («пожалуйста», «разрешите).

«Встреча эмоций»

Познакомить детей с разными эмоциональными состояниями, показать, что порой поведение зависит от эмоций. Развивать желание и умение управлять своим поведением, контролировать проявление эмоций. Продолжать работу над формированием правильного физиологического и речевого дыхания. Развивать мимические мышцы. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть сообща.

«Учимся понимать и передавать эмоции и чувства»

Продолжать знакомить с разнообразными эмоциональными проявлениями: с настроением, т.е. устойчивым переживанием эмоций (грусть, веселье, вина), с характером – проявлением отношения к себе и окружающим (гордость, робость, злость).Развивать внимание, мышление, речь. Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

«О дружбе и друзьях»

Развивать умение рассуждать, рассказывать о своих друзьях. Формировать доброжелательное отношение друг к другу. Формировать представления детей о дружбе, о том, кто такой друг, как друзья поступают. Расширять представления детей о себе как о члене коллектива. Продолжать развивать речь как средство общения. Воспитывать культуру общения: умение приветливо разговаривать друг с другом, вежливо общаться с товарищами.

«Рассказывание и обсуждение  эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела»

Учить детей понимать чувства других людей. Формировать представления о том, что некрасиво придумывать прозвища, высмеивать недостатки внешности. Упражнять в пересказе и драматизации сказки. Формировать умения оценивать свои поступки и поступки сверстников. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

«Путешествие по сказкам»

Используя  сказочные ситуации, показать непривлекательность плохих поступков.Вызвать желание активно противостоять им. Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость. Развивать связную речь. Продолжать знакомить детей с правилами безопасного поведения во время игр, расширять представления об источниках опасности в быту. Воспитывать любовь к окружающему миру, природе.

«Что хорошо, что плохо и почему»

Учить классифицировать отрицательные и положительные поступки. Вызвать желание поступать только хорошо.  Упражнять в употреблении сложноподчинённых  предложений с предлогом потому что. Развивать связную речь. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку играть, заниматься сообща.

Игра-инсценировка «Учимся вежливости»

Формировать представления детей о важных правилах поведения в коллективе, о необходимости соблюдать их. Активизировать в речи детей соответствующие слова и обороты. Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (впереди, сзади, за, слева – справа) Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

«Будь всегда вежливым»

Раскрыть перед детьми сущность понятия «вежливость»: вежлив тот, кто  всегда внимателен, добр к людям (воспитателям, няне, родным, близким, окружающим взрослым и детям). Систематизировать правила вежливого поведения. Упражнять детей в анализе своих поступков, в понимании того, соответствуют ли они правилам вежливости. Воспитывать уважение к окружающим взрослым и сверстникам.

«Доставляй людям радость добрыми делами»

Воспитывать не только желание, но  и потребность проявлять доброту  к окружающим и другие гуманные чувства без напоминаний, по собственному побуждению. Систематизировать и обобщать правила доброго, вежливого поведения; развивать способность понимать действия, изображённые на картинке, и  соотносить их с действительностью. Развивать связную речь.

«Ваши добрые поступки»

Пополнять опыт гуманных взаимоотношений детей; показать детям возможные варианты культурных поступков.  Побуждать к доброжелательным  отношениям, правильному осознанию своего поведения. Учить заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее. Развивать умение составлять рассказ-повествование.

«Азбука настроений»

Продолжать знакомить детей с понятием «настроение», упражнять в определении эмоционального состояния по графическому изображению; развивать умение анализировать и сравнивать. Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые высказывания.

«Рисуем настроение»

Закреплять умение детей определять эмоциональный настрой стихотворения, продолжать подбирать соответствующее графическое изображение. Учить детей выражать настроение мимикой, обращать внимание на положение бровей, рта, учить самостоятельно подбирать  подходящий цвет для определённого эмоционального состояния. Продолжать учить детей смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков. Закреплять умения аккуратно пользоваться красками, кисточкой.

«Настроения моря»

Помочь детям увидеть многоцветную палитру красок, почувствовать выразительные  возможности цвета, научить видеть мир в цвете. Продолжать учить детей проводить линии и штрихи в одном направлении (слева – направо). Закреплять умения чисто промывать кисть перед использованием  краски другого цвета. Повышать уверенность детей в себе, активизация словаря прилагательных. Активизировать в речи слова вежливого обращения, воспитывать уважение к окружающим

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

Приучать детей взглядом и улыбкой приветствовать своих товарищей, использовать этикетные формулы выражения просьб, благодарности.(отпускать товар, если вежливо обратятся с просьбой. Формировать обследовать предметы разной формы; развивать умение определять материалы, из которых изготовлены предметы. Воспитывать  дружеские взаимоотношения между детьми; способствовать сплочению коллектива.

«Волшебные слова живут на белом свете»

Привлечь детей к пониманию необходимости воспитания культуры речевого общения; продолжать знакомить их с миром «волшебных слов», которые очень помогают всем людям. Обучить детей уместному использованию слов благодарности.  Обогащать речь детей словами благодарности. Расширять представления о правилах поведения в общественных местах. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Чтение и обсуждение  сказки «Два жадных медвежонка»

Используя  сказочные ситуации, показать непривлекательность плохих поступков.Учить детей оценивать героев (хитрый, жадный, глупый, доверчивый), сопереживать персонажам; вести себя правильно в затруднительных ситуациях. Формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей. Развивать стремление выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

Составление рассказа «Дружная семья»

Обучать общей культуре поведения, доброму уважительному отношению к родителям. Формировать знания о семье, традициях своей семьи, о том где работают родители, как важен для общества их труд. Развивать речь как средство общения, поощрять попытки детей делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями. Воспитывать у детей доброжелательность, уважение и любовь  к родным и близким.

Беседа

«Давайте жить дружно»

Учить детей, как избежать ссор, вести себя прилично; благополучно выходить из конфликтных ситуаций, находить компромиссное решение. Формировать положительные взаимоотношения между детьми, побуждать их к добрым поступкам. Расширять представления о себе как о члене коллектива, формировать активную жизненную позицию через участие в совместной деятельности, взаимодействие с детьми других возрастных групп.

Чтение и обсуждение

сказки

«Снежная королева»

Учить сравнивать свои поступки с поступками персонажей литературных произведений. Поощрять стремление детей подражать положительным героям. Закреплять навыки культурного поведения, быть всегда вежливым, справедливым, видеть ошибки других и не допускать своих. Развивать стремление детей выражать  свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

Составление рассказа

«Какие мы все разные»

Расширять  представления детей об изменении позиции в связи с взрослением (ответственность за младших, уважение и помощь старшим). Развивать у детей умение видеть и понимать себя, свой внешний и внутренний мир. Помочь детям осознать свои особенности, неповторимость, отличие от других. Формировать положительную самооценку, воспитывать доброжелательное  и уважительное отношение к самому себе и окружающим сверстникам.

«Вредные советы» Чтение и обсуждение произвед. Г.Остера

Расширять у детей понятие о различных стилях поведения и выбрать наиболее оптимальный; способствовать проявлению нравственных чувств и поступков. Раскрыть перед  детьми сущность понятия «вежливость»: вежлив тот, кто всегда внимателен, добр к людям (родным, близким, окружающим, взрослым и детям). Формировать элементарные правила вежливости; представление о хороших и плохих поступках.

«Ваши добрые поступки»

Игра-драматизация сказки «Белоснежка»

Учить детей заботиться, помогать, тем, кто  оказался в трудной ситуации, защищать   слабых. Дать представления о том, что не только в сказках, но и в жизни добро побеждает зло. Формировать положительные взаимоотношения между детьми, побуждать их проявлять доброту, заботу  к окружающим.

Источник