Нравственное развитие личности ребенка в коллективе

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 22 «Тополёк»

Региональный семинар «Истинные и мнимые ценности: их роль в развитии личности»» 30 марта 2018 г.

Стендовый доклад

Влияние духовно – нравственного воспитания на формирование детских отношений в коллективе.

Круглый стол «духовно – нравственное воспитание»

Воспитатель Астапчук Л.С.

г. Бердск

«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть

 в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы,

в которых воплощается Родина».

В. А. Сухомлинский. 

Современное развитие отечественного образования отражает общие тенденции социокультурной ситуации в стране. Одним из принципов государственной политики в области образования является “гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, сочетающей профессиональную компетентность с гражданской ответственностью, воспитание гражданственности и любви к Родине”.

В наше сложное время потерь духовных ценностей и ориентиров проблема нравственности усложнилась и актуализировалась, вызывая тревогу за судьбы наших детей. Как воспитывать их? Чем наполнить и укрепить их душу, чтобы уже сегодня он мог отличать добро от зла, противостоять процветающей в нашем обществе безнравственности и агрессии, ставящей под угрозу не только человеческую культуру, но и человеческую жизнь вообще.

Дошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются первоначальные эстетические представления. Начинает появляться интерес к явлениям общественной жизни. Дети обращаются с вопросами к педагогам, родителям, стремятся больше узнать о своей Родине, крае, месте, где они живут.

В настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания детей стала чрезвычайно актуальной, следовательно, обязанность педагога приобщать ребёнка к красоте, развивать его творческие способности, обогащая его духовный мир.

Так что такое духовно-нравственное воспитание детей? Это привитие детям определенных нравственных качеств, принятых в нашем обществе.

Под “духовно-нравственным воспитанием” понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

• нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),

• нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),

• нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),

• нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Сменились ли нравственные нормы? Нет, и не сменятся никогда. И если ребенку не давать правильный устой, азы моральных качеств, то он никогда не станет полноправным членом общества.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребенка. Другими словами, духовно-нравственное воспитание дошкольников и детей раннего возраста можно рассматривать как непрерывный процесс усвоения ими установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.

Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы. Первейшая задача родителей заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств и сделать их общественно ценными. Чувства позволяют человеку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как раз и закладывается в детстве, и задача родителей помочь в этом своему ребенку. Обсуждать с ним нравственные вопросы. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом. Я считаю, что очень важно заниматься духовно-нравственным воспитанием детей с раннего возраста.

Воспитание нравственности начинается с формирования понятий хорошо и плохо, с осознания своих поступков как хороших, так и плохих. Как объяснить ребенку, что каждый хороший поступок — это частица добра, вложенная в мир доброты? От нее становится теплее, светлее и радостнее, а каждый плохой поступок — крупица зла, от которой становится темно и страшно. Как помочь малышу почувствовать необходимость вклада в «хорошо» и осознать ответственность за вклад в «плохо»?

Читайте также:  Карта индивидуальный маршрут развития ребенка в доу по фгос

Понятие «хорошо» и «плохо» для ребенка абстракция, потому, что их нельзя потрогать, увидеть. Как оживить эти понятия? Как заставить работать? Одна из основных причин равнодушного отношения ребенка к окружающим, непонимание чужих эмоций, переживаний. Как правило, взрослые стараются оградить малыша от забот и негативных эмоций, боясь, что они отрицательно скажутся на его психическом здоровье. В результате ребенок не учится понимать окружающих его людей, сочувствовать им, сопереживать вместе с ними. Задачей воспитателя является увидеть, что таится в душах детей, и помочь справиться со своими эмоциями и переживаниями, научить чувствовать окружающих его людей.

Дети по-своему видят действительность, они судят о своих поступках и поступках других, опираясь на свой еще небогатый жизненный опыт. Поэтому, педагогу необходимо умело и ненавязчиво учить ребенка правильно воспринимать и оценивать жизненные ситуации. Работая с малышами, мы не перестаем воспитывать навыки самообслуживания, для этого мы читаем им стихи, сказки, такие как «Маша-растеряша», «Неумейка», обсуждаем сложившиеся ситуации. Добрые отношения к людям и сверстникам помогают воспитывать сюжетно-ролевые игры, где ведущую роль выполняют сами дети. Например, игра «Дом», «Приходите к нам на чай», «Кукла Катя заболела» и т. д. В ходе игры воспитываются гуманные чувства, забота о кукле, как о носителе человеческих качеств, учат детей быть вежливыми.

В ходе занятий и игр мы часто включаем элементы мотивации, т. е. присутствие третьего лица. Это, может быть,  Карлсон,  который случайно заглянул в наш детский сад, чтобы поиграть с детьми; медвежонок, зайчонок, который сбежал от волка, или создаем и вместе решаем проблемные ситуации такие, как «Собачка потерялась», «Почему зайчик плачет», «Колобок, которого надо спасти от лисы», и т. д. На мячике рисуем веселую рожицу и передаем по кругу, не забывая хвалить нашего колобка и говорить ему теплые, добрые слова.

Проникнуть во внутренний мир ребенка, понять его и прийти к взаимопониманию непросто. Нелегко родителям, еще сложнее педагогам. Для решения этой сложной задачи взрослый пытается протянуть тонкую духовную нить, которая связала бы его с ребенком. Главное постараться сохранить эту связь, не дать ей оборваться!

Ещё я думаю, что общение ребенка с прекрасным: природой, музыкой, литературой, живописью, театром – является мощным источником духовно-нравственного воспитания. Дети по природе своей открыты и отзывчивы. Наблюдение за природой, слушание музыки, чтение художественных произведений радуют ребенка, учат его сопереживать, обогащают его эмоциональный опыт. Очень важно научить детей чувствовать себя довольными и счастливыми в любой обстановке, радоваться жизни, удивляться ее чуду.

В завершении своего выступления хочу сказать, что нравственность учителя,

моральные  нормы,  которыми  он  руководствуется  в  своей профессиональной деятельности  и  жизни,  его  отношение  к  своему  педагогическому  труду,  к ученикам,  коллегам  –  все  это  имеет  первостепенное  значение  для  духовно-нравственного  развития  и  воспитания  обучающихся.  Никакие  воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для  обучающихся  пример  нравственного  и  гражданского  личностного поведения.

Список литературы:

  1. Воронцов В.Л. «Симфония разума». М.: Художественная литература. Москва,1980,-704с.
  2. Маркова, В.Н. Нравственное воспитание в отечественной педагогике: Дошкольное воспитание. № 12, 2006,-104с.     
  3. Островская, Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1987,- 144 с.
  4. Полякова Н. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православных праздников и народных традиций. – г. Губкин, 2007,-96с.

Источник

“Настоящий воспитатель только тот, кто будит дремлющий в ребенке дух и дает ему силы для настоящего органического развития”
                                                                                                            П.П. Блонский

Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников такой стороной будет формирование привычек нравственного поведения: дети овладевают простыми нормами нравственности, учатся следовать им в различных ситуациях. Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам.

Читайте также:  Развитие речи ребенка 100 слов

Формирование морального облика протекает в процессе многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с учителем.

На пороге школьной жизни возникает новый уровень самосознания детей, наиболее точно выражаемый словосочетанием “внутренняя позиция”. Факт становления такой позиции внутренне проявляется в том, что в сознании ребенка выделяется система нравственных норм, которым он следует или старается следовать всегда и везде, независимо от обстоятельств.

Для учащихся любой поступок, приведший к отрицательному результату, является плохим независимо от того, совершен он случайно или намеренно, из плохих или хороших побуждений. Однако при явных отрицательных следствиях поступков они способны в определенной степени принимать в расчет намерения человека, давая нравственную оценку его действиям.

В младшем школьном возрасте наряду с развивающимся чувством “Я” у ребенка складывается представление о “Я” других людей, отличном от собственного. В этот период важно научить школьника учитывать интересы других, их потребности, представленные в переживаниях. Очень важно помнить, что в этом возрасте ребенок особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Но для этого нужно, чтобы сам учитель был эмоционально отзывчив на переживания ребенка, умел вовремя прийти ему на помощь.

В нравственном воспитании младших школьников следует учитывать, что дети начинают активно, самостоятельно разбираться в различных жизненных ситуациях, но при этом их оценка событий, поступков часто носит ситуативный характер. Стремление самим во всем разобраться поддерживается учителем, он помогает учащимся в выборе правильной нравственной оценки.

Основой воспитания, определяющей нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений школьников, не зависимо от содержания, методов, форм воспитательной работы. Процесс воспитания, направленный на развитие всех детей, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка, исходя из его индивидуальности.

Непосредственное влияние на приобретение нравственных ценностей лежит на учителе. Результат этого процесса зависит от того, как педагог преподносит его младшему школьнику.

Слово учителя – своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребенка. Именно через беседы с педагогом, духовное развитие ребенка, самообразование, радость достижения целей, благородный труд открывают человеку глаза на самого себя. Педагог призывает своих учащихся, быть правдивыми и откровенными с самим собой, ставить такую цель в жизни, для достижения которой надо решать задачи, которые соответствуют правилам морали.

Нравственное воспитание является основой всех основ, в зависимости от того, что вложит педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими.

Включаясь в учебную деятельность, младшие школьники учатся действовать целенаправленно и при выполнении учебных заданий, и при определении способов своего поведения. Их действия приобретают осознанный характер.

В. А. Сухомлинский говорил: “В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали:

1. Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому к себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям вокруг тебя было хорошо.

2. Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастье детства. Плати им за это добром.

3. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.

4. Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца – они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным человеком с добрым сердцем и чистой душой.

5. Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям.

Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой младшие школьники постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости”.

Для формирования нравственного поведения важно организовать учение как коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями. Влияние коллектива на личность оптимально тогда, когда каждый ребенок занимает в коллективе адекватное своим возможностям место, становится незаменимой личностью. Это приводит к развитию чувства собственного достоинства, которое заставляет ребенка без внешнего побуждения действовать согласно установленным нравственным нормам и принципам. Воспитание в коллективе ставит школьника, даже младшего перед необходимостью элементарного самовоспитания и самообразования, без которых вообще невозможно развитие, в том числе и нравственное.

Читайте также:  Программа умственного развития ребенка 5 лет

Новое содержание начального обучения открыло новые возможности для воспитания детей, в котором определяющее значение имеет содержание образования, методика преподавания, личность и знания учителя, который передает свое мировоззрение, культуру, нравственный опыт. Все это составляет систему воздействий, которая направляет развитие учащихся и определяет особенности их формирования.

Успешному формированию привычек нравственного поведения способствуют:

– личный пример учителя;

– полное раскрытие и понимание содержания нравственности, значимости в обществе и самой личности;

– использование различных форм, методов и видов нравственного воспитания;

Нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно. Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Нравственное развитие школьника занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов.

Формирование привычек нравственного поведения младших школьников должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка – та адаптивная среда, нравственная атмосфера, которая обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.

Именно поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому младшему школьнику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное поведение, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.

Источники приобретения нравственных знаний.

1.Правила для учащихся (отношение школьников к учению, общественно -полезному труду, общественной жизни школы, беседы о товариществе, бережливости, трудолюбии, об отношении к взрослым, родителям, младшим).

2.Уроки чтения и развития речи.

Читая ту или иную книгу, младшие школьники стремятся подражать нравственным поступкам ее героев. Знакомятся с нравственными представлениями и понятиями – доброжелательность, справедливость, товарищество, дружба, коллективизм, патриотизм.

Одной из задач интегрированного курса ‘’Родной мир’’, является формирование у младших школьников нравственных понятий, убеждений.

Наиболее важные в развитии и воспитании школьников темы (‘’Родина’’, ‘’Семья’’, ‘’Мама’’).

Сама формулировка тем нацелена на раскрытие основных качеств человеческой личности.

а).Нет друга – ищи, нашел береги.

В текстах этого раздела раскрываются нравственные аспекты, связанные с темами дружбы, взаимопонимания, умения беречь друг друга и дорожить им.

б). Лаской и добротой можно сделать больше, чем гневом.

Затрагивается проблема в отношениях между людьми: доброта в человеческих отношениях, внимание, отзывчивость, готовность придти на помощь.

в). Вежливость открывает все двери.

Тексты этого раздела учат правилам хорошего тона, вежливости, отзывчивости, рассматривается сущность истиной, а не показной вежливости.

3. Уроки истории – учат чувственному восприятию духовной и материальной культуры человечества. Дети учатся общаться, говорить о себе, о своей семье.

4.Математика.

Нравственный опыт дети получают в совместной работе, ( это и взаимная поддержка и требовательность, умение сообща действовать для достижения поставленной цели, расценивать свой личный успех или неудачу с позиции коллективной работы).

Например: дети сидящие за одной партой взаимно проверяют ответы, полученные при решении примеров. Составляют задачи.

5.Уроки окружающего мира служат источником накопления нравственных знаний. Экскурсии в природу, на производство – дети учатся наблюдением за общественной жизнью людей, за их трудовой деятельностью, за нравственной стороной взаимоотношений.

6. Труд – точность, исполнительность, самостоятельность, творчески подход, рациональное использование учебного времени, соблюдение порядка на рабочем месте.

7.Внеклассная работа.

Развитие чувства патриотизма. Экскурсии: ‘’Стояли со взрослыми рядом’’, ‘’Дорога жизни’’. Беседы о блокаде, о детях блокадного Ленинграда.

Источник