Нравственная сфера личности ребенка ее развитие

Нравственная сфера личности ребенка ее развитие thumbnail

Ольга Романова
Развитие нравственной сферы личности дошкольника

Личность – это понятие, которое отображает устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.

Личность формируется в процессе воспитания и деятельности человека под влиянием конкретного общества и его культуры.

Нравственное развитие включает в себя два значимых понятий нравственность и мораль.

Мораль подразумевает под собой сложившиеся ценности, устои и нормы поведения, которые задаются обществом. Эти правила внушаются человеку с его детства.

Нравственность – это важная составляющая личности, предполагающая добровольное принятие норм и устоев в обществе. Нравственность проявляется в отношении к обществу, определённым людям, труду и Родине. Она формируется с детства и показывает процесс усвоения и принятия общественных понятий.

Под нравственным развитием дошкольника принято считать процесс усвоения правил поведения, заданных обществом. В будущем эти правила поведения служат для него регуляторами в правильности выбора его поступка.

Главной составляющей развития нравственной сферы следует считать семью. Она является первым социальным институтом. Именно она призвана воспринимать, воспитывать, обучать и поддерживать всех её членов.

Семья выступает начальным источником формирования личности человека, передачи необходимой информации, памяти и традиций. Именно родители являются главными воспитателями, помогающими ориентироваться ребёнку в дальнейшей жизни.

На собственном примере родители могут объяснить правильность выбора собственных поступков, а также показать, например, что нужно заботиться и помогать тем, кто слабее нас. Легче всего это можно сделать на примере общения с домашними животными, с помощью правил ухода за ними. Это позволит привить дошкольнику чувство гуманности и ответственности.

Существует ряд способов, с помощью которых можно грамотно развить нравственную сферу дошкольника.Этому могут способствовать художественные средства: литература, живопись либо кино. Читая книги, просматривая видео- и мультфильмы дошкольник познаёт мир вокруг себя и переживает совместно с главными героями большое количество эмоций. Также художественная литература благоприятно влияет на развитие кругозора, мышления, памяти и воображения.

К третьей группе средств относится групповая деятельность. Она может быть представлена игрой, трудовой или умственной деятельностью. Главное – это чувство коллективизма. У ребёнка формируется чувство ответственности за своё поведение и его друзей.

Следует выделить такое средство развития нравственной сферы, как атмосферу. Окружающим людям следует проявлять и показывать своими действиями гуманность, доброжелательность и отзывчивость. Поведение ребёнка в будущем, в основном, складывается из увиденных ранее примеров.

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра. С помощью неё можно скорректировать деятельность ребёнка, показать как следует себя вести в определённой ситуации с помощью правил, которые следует соблюдать, а также обучить его различным умениями.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что важным периодом в развитии человека считается дошкольный возраст.

Познавая окружающий мир и взаимодействуя с ним, у ребенка, несомненно, происходит процесс развития нравственной сферы и освоения социально значимых качеств. В этот момент очень важно благоприятно воздействовать на ребёнка для усвоения им правил, принятых в обществе и стремления к идеалу.

Источник

Нравственная сфера личности ребенка ее развитие

Нравственная сфера личности ребенка ее развитие

Мы поможем в написании ваших работ!

Нравственная сфера личности ребенка ее развитие

Мы поможем в написании ваших работ!

Нравственная сфера личности ребенка ее развитие

Мы поможем в написании ваших работ!

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нравственное развитие дошкольника включает три взаимосвязанные сферы. В сфере моральных знаний, суждений, представлений, то есть когнитивной сфере, дети овладевают различными сторонами общественного морального сознания, и прежде всего пониманием моральных требований, критериев моральной оценки. Ребенок учится добровольно следовать нормам морали, даже если ее нарушение связано с личной выгодой и малыш уверен в безнаказанности. Таким образом, овладев моральным поведением, ребенок способен сделать правильный моральный выбор не на словах, а в действии. В сфере морально ценных переживаний у ребенка складываются морально ценные и морально одобряемые отношения к другим людям. Так, у ребенка формируются гуманистические, альтруистские чувства и отношения, например внимание к нуждам и интересам других, способность считаться с ними, сочувствие чужим бедам и радостям, а также переживание вины при нарушении норм.

Для всех нравственных норм характерно то, что они закрепляют социальный способ поведения, который дошкольники выражают следующим образом: «Нельзя обманывать взрослых», «Маленьких нельзя обижать» и т.д. То есть дети констатируют, что можно делать, а’ что нельзя. О сформированности понимания нравственной нормы можно говорить в том случае, если ребенок объясняет, почему норму необходимо соблюдать.

Чем младше ребенок, тем чаще он объясняет необходимость выполнения нормы, ссылаясь на возможные последствия при ее соблюдении для себя или на требования взрослых, В 5-7 лет ребенок понимает общественный смысл нравственной нормы, осознает ее объективную необходимость для регуляции взаимоотношений между людьми.

Дети 3-4 лет не осознают мотивов своего отношения к герою, просто оценивая его как «плохой» или «хороший».

В 3-4 года ребенок уже может дать правильную моральную оценку, не осмысливая ситуацию, а перенося свое положительное или отрицательное отношение на конкретные поступки героев. Отношение к герою и определяет его оценку малышом. В возрасте около 4 лет может наблюдаться несовпадение эмоционального и морального отношения к герою. В 4-5 лет формируются понятия «плохо», «хорошо». Тогда и возникает оценка героя на основе содержания его поступков. Ребенок проникает во взаимодействие персонажей и учитывает не только то, кто выполнил действие, но и на кого оно направлено. После 4 лет с развитием сопереживания и содействия герою возникает нравственная аргументация. Теперь дети указывают на общественную значимость поступков. Таким образом, действия в воображаемом плане помогают ребенку подойти к осмыслению мотивов поведения, а эмоциональное отношение к герою начинает отделяться от моральной оценки его поступков.

Читайте также:  Группы причины нарушения в развитии ребенка

Старшие дошкольники понимают моральную сторону народных сказок. Отрицательная моральная сторона поступков героев вызывает резкий протест и возмущение. Дети сознательно встают на сторону добра.

В возрасте 3-7 лет у детей складываются этические эталоны-образцы, которые содержат более или менее обобщенное представление о положительном или отрицательном поведении в жизненных ситуациях. Дошкольник соотносит свое поведение не только с конкретным взрослым, но и с обобщенным представлением. То есть внешний образец поведения взрослого переходит во внутренний план, расширяя возможности нравственного развития личности.

У старшего дошкольника формируются обобщенные представления о дружбе, взаимопомощи, преданности, доброте. развитие моральных суждений и оценок необходимо, но недостаточно для нравственного развития. Главное – создать условия, когда норма морали начнет регулировать реальное поведение ребенка, то есть установить связь между нравственным сознанием и нравственным поведением. Только при наличии такой связи норма становится мотивом поведения и выполняет побуждающую смыслообразующую функцию. Тогда сознание ребенка переходит с результата на процесс выполнения нормы, и он следует норме ради нее самой, потому что не может поступать иначе. А соблюдение нормы выступает эмоциональным подкреплением для дошкольника. Взаимосвязь нравственного сознания и поведения устанавливается тогда, когда ребенка упражняют в нравственных поступках, ставят в ситуацию морального выбора, когда он сам решает, как поступить: пойти на интересную прогулку или помочь взрослому; съесть конфету самому или отнести маме; поиграть с новой игрушкой или уступить ее младшему. Делая выбор в пользу соблюдения нормы, преодолевая сиюминутные желания и поступаясь собственными интересами в пользу другого, чтобы порадовать его, ребенок получает удовольствие от того, что поступил правильно. Постепенно такое поведение становится привычкой и появляется потребность соблюдать норму.

Особенности нравственного развития детей в дошкольном возрасте:
– у детей складываются первые моральные суждения и оценки; первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы;
– возрастает действенность нравственных представлений;
– возникает сознательная нравственность, то есть поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой.

29.Роль семейного воспитания в становлении морально-нравственных норм ребенка.

В современных условиях ситуация складывается так, что семья и школа являются главными ответчиками за все неудачи, связанные с воспитанием молодого поколения.

Сегодняшние дети, к сожалению или к счастью, взрослеют гораздо раньше. Школа сталкивается с тем фактом, что проблемы, связанные с взрослением учащихся, касаются не только старшего школьного возраста, но и подростков. Это очень важная проблема, которая сказывается не только на учении ребенка, но и на всем образе его жизни, его поступках и поведении.

Какую роль в этот период в жизни подростка должна играть семья и школа? Как они могут помочь пережить этапы взросления своего ребенка с минимальными потерями для него и для родителей?

В первую очередь, это всемерная эмоциональная поддержка ребенка. Какие бы метания не терзали ребенка, какими бы нелепыми эти метания не были с точки зрения взрослого, родители должны сопереживать, понимать, принимать и поддерживать свое дитя уже только потому, что они его родители.

Многие родители совершают ошибку в том, что обвиняют своего ребенка в наступившем взрослении. «Раз ты такой взрослый, значит, и разговаривать я буду с тобой по-взрослому», — говорят они. Попытка руководить ребенком, стремление родителей «раз и навсегда» поставить все на свои места зачастую приводит к краху детско-родительских отношений.

Первым и главным чувством родителей по отношению к своему ребенку должна быть глубокая вера в него и доверие, искреннее и настоящее, которое формируется в раннем детстве, а ростки его дают свои всходы в подростковом возрасте.

Современная школа всегда выступает союзником родителей в воспитании будущего поколения. К большому сожалению, многие взрослые, педагоги и родители, забывают о том, что от первых проб и ошибок не застрахован ни один подросток — слишком велик соблазн неизведанного, слишком просты способы достижения многих соблазнов, слишком трудно противопоставить себя своим сверстникам. Общая цель семьи и школы — воспитать меры устойчивости к неоправданным пробам

Читайте также:  Развитие ребенка по неделям советы

Проблема воспитания учащихся, стоит перед школой также остро, как и перед родителями. Воспитание детей в школе не должно подменять родительское воспитание. Оно должно продолжать его, а это возможно лишь в том случае, если семья доверяет школе, а школа оправдывает доверие семьи и помогает семье в становлении и взрослении ребенка.

Одна из важнейших особенностей подросткового возраста — развитие нравственного сознания: нравственных представлений, понятий, убеждений, системы оценочных суждений, которыми подросток начинает руководствоваться. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, какую нравственную деятельность он осуществляет, будет складываться его личность.

Именно в подростковом возрасте родители приходят в школу к учителям и говорят о том, что ребенок, с которым еще совсем недавно были теплые и откровенные отношения, совершенно изменил свое отношение к семье.

Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной.

Ребёнок и общество, семья и общество, ребёнок и семья. Эти тесно связанные понятия можно расположить в такой последовательности: семья – ребёнок – общество. Ребёнок вырос, стал сознательным членом общества, создал семью, в которой опять родились дети… Из этого можно сделать вывод, что от того, насколько нравственными, добрыми и порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества.

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Сущность нравственного воспитания: воспитание – навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.; нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение. Будет нравственность, почти наверняка будет духовность, не будет нравственности – не будет ничего, никакого воспитания.

Источник

«У человека можно отнять все, кроме одного –  выбрать собственный путь»      ...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

«У человека можно отнять все, кроме одного –  выбрать собственный путь»      

Описание слайда:

«У человека можно отнять все, кроме одного –  выбрать собственный путь»                                    В.Э. Франкл Влияние современного мира на нравственное развитие личности ребенка

2 слайд

Как посмотришь на нашу молодежь, то нельзя не пожалеть ее! Как она ветрена! К

Описание слайда:

Как посмотришь на нашу молодежь, то нельзя не пожалеть ее! Как она ветрена! Как не думает ни о чем кроме удовольствий, растлевающих и нравственность, и здоровье, приготовляющих самую печальную будущность. Мне кажется, что всему этому причина – неправильное воспитание, дающее молодым людям неправильный взгляд на себя и на жизнь.

3 слайд

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания Общество нуждается в п

Описание слайда:

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания Общество нуждается в подготовке широко- образованных, нравственных людей , обладающих не только знаниями, но и положительными чертами личности Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственного воспитания В современном мире ребенок развивается , окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного , так и негативного характера

4 слайд

Проблемы Нет официальной идеологии Равнение на западную культуру Разрушены нр

Описание слайда:

Проблемы Нет официальной идеологии Равнение на западную культуру Разрушены нравственные представления о браке и семье Антидуховная пропаганда СМИ Воспитательная функция школы не являлась приоритетной Состояние экономики

5 слайд

Привело к тому,что Выросла преступность Ухудшилось физическое здоровье Пьянст

Описание слайда:

Привело к тому,что Выросла преступность Ухудшилось физическое здоровье Пьянство и наркомания Разводы Брошенные дети Низкая гражданская активность Не готовность к трудовой деятельности Не сформировано чувство ответственности

6 слайд

Ожегов Сергей Иванович «Нравственность есть внутренние, духовные качества, ко

Описание слайда:

Ожегов Сергей Иванович «Нравственность есть внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы, правила поведения. Определяемые этими качествами»

7 слайд

Духовность, нравственность Объединяющее начало общества, выражаемое в виде мо

Описание слайда:

Духовность, нравственность Объединяющее начало общества, выражаемое в виде моральных ценностей. Показатель существования определенных ценностей, целей, смыслов Внутренние качества человека, этические нормы, правила поведение,определяемое этими качествами.

8 слайд

Духовно-нравственное воспитание Нравственные чувства (совесть, долг, вера, от

Описание слайда:

Духовно-нравственное воспитание Нравственные чувства (совесть, долг, вера, ответственность, патриотизм) Нравственная позиция (способность различать зло и добро, проявление самоотверженности, любви, готовность преодолевать жизненные испытания) Нравственное поведение (готовность служить людям, Отечеству, проявление доброй воли, послушания)

9 слайд

Воспитательные факторы духовной нравственности Семейный уклад Образование Язы

Описание слайда:

Воспитательные факторы духовной нравственности Семейный уклад Образование Язык Песня, сказка,молитва Жизнь героев, гениев, святых История,искусство Армия Национальная территория Труд

10 слайд

Нравственная сфера личности ребенка ее развитие

11 слайд

 Личность школьника

Описание слайда:

Личность школьника

12 слайд

Нравственная сфера личности ребенка ее развитие

Нравственная сфера личности ребенка ее развитие

Курс повышения квалификации

Нравственная сфера личности ребенка ее развитие

Курс повышения квалификации

Нравственная сфера личности ребенка ее развитие

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Читайте также:  Воспитание и развитие ребенка от 0 до 3 галина шалаева

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

«У человека можно отнять все, кроме одного –  выбрать собственный путь»

                                    В.Э. Франкл

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания

•Общество нуждается в подготовке широко- образованных, нравственных людей , обладающих не только знаниями, но и положительными чертами личности

•Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственного воспитания

•В современном мире ребенок развивается , окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного , так и негативного характера 

Оставьте свой комментарий

Источник

Елена Борисоглебская
Духовно-нравственное воспитание — важнейшая сфера развития личности ребёнка

Сегодня в условиях дефицита общения, отсутствия моральных принципов с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождения и расцвета культурных традиций народов России.

Воспитание определяет все сферы личности ребёнка:

– психофизическую, пробуждая потребность в здоровом образе жизни;

– социальную, формируя навыки жизни в обществе;

– социокультурную, развивая гражданское, патриотическое сознание и качества личности;

духовную, наполняя – её высшими чувствами и образами.

Задача ДОУ дать детям возможность обретения нравственно востребованного духовного опыта через приобщения их к истокам православия, ориентирующим их на добро, истину, любовь и веру в образцах православной жизни.

Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в процессе решения обучающих, воспитательных и развивающих задач.

Обучающие задачи:

– дать начальные православные представления и понятия о российском народе его культуре, православном храме, о семье, о православном образе жизни человека;

– содействовать формированию православной картины мира при знакомстве детей с миром природы.

Воспитательные задачи:

воспитывать чувство благоговения к святыням, стремление подражать высоким образам – примерам доброго поведения в жизни и положительным героям художественных произведений и сказок;

воспитывать духовно-нравственные чувства;

воспитывать любовь к родной природе.

Развивающие задачи:

– формирование и развитие творческой духовно-нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь, с направленностью на духовно- нравственную жизнь («созидателя» и «преобразователя».

Духовно-нравственное развитие личности ребёнка происходит путём:

развития у детей способности отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни и формирование умения делать самостоятельный нравственный выбор;

– содействия развитию речи детей: обогащению словаря;

– знакомство детей с основами духовно-нравственных традиций русского народа и традиционного уклада жизни, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней;

– знакомство детей с некоторыми доступными их пониманию произведениями духовной музыки, живописи, иконописи и т. п.

Грамотно осуществляемое воспитание, помогающее ребёнку овладевать умениями и навыками в области эмоционально – волевой, поведенческой сферы, практической деятельности, направляет, а в случае необходимости и корректирует детское развитие: физическое, психическое, социальное, духовное. Главным средством духовно-нравственного развития личности ребёнка является введение его в православную культурную традицию, а также народную культуру через воспроизведение годового цикла православных праздников, игр, использование специально отобранных народных сказок и малых фольклорных форм (пословиц, поговорок, потешек).

Знание фольклора осознается современным обществом как непременная составляющая духовности, самобытный фактор преемственности поколений, приобщение к национальной культуре и истории народа. Только на основе прошлого можно понять новое. А народ, не помнящий прошлого, не хранящий и не передающий все самое ценное своим последующим поколениям — народ без будущего. Проблема эта, нет сомнений, стоит перед современным обществом. Существующий тысячелетиями праздник является явлением сложным, многогранным, синтезирующим в себе мировоззрение, искусство, культуру, быт народа.

Приобщая детей к культурным ценностям и достижениям, праздник всегда являлся и является эффективным средством воздействия на духовный мир человека, поскольку мы живем в славянском мире, нас интересуют корни ритуальных элементов в этих праздниках и воспитательные возможности тех традиционных праздничных действований, которые сохранены с древности до настоящего времени как духовная, социально-эстетическая ценность.

Народная праздничная культура предоставляет неограниченные возможности для формирования, развития и воспитания личности ребенка.

Детский фольклорный праздник – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на подрастающее поколение. Массовость, эмоциональная приподнятость, красочность, соединение фольклора с современной событийностью, присущие праздничной ситуации, способствуют более полному художественному осмыслению исторического наследия прошлого и формированию нравственных чувств, навыков нравственного поведения. Фольклорные праздники, как правило, приурочены к каким- либо датам народного календаря.

Результатом организации фольклорных праздников в детском саду становится активность и заинтересованность детей, развитие певческих навыков, дети вместе со взрослыми (родителями) участвуют в обрядах, праздничных гуляниях, играх (колядках, проводы зимы, с удовольствием исполняют народные песни, участвуют в играх, хороводах.

Воздействие народных праздников, чтения художественной литературы, произведений духовной музыки, живописи, иконописи, театрализованных представлений на ребенка – является эффективным средством обогащения его духовной культуры.

Источник