Новые компьютерные технологии развития ребенка
Компьютерные технологии для современного ребёнка
Ромадина Н.В., МКДОУ «ЦРР – д/с № 4»,
п.г.т. Анна, Воронежская обл.
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.) Использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования. Информатизация системы дошкольного образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности, которым уделяет большое внимание ФГОС. Для реализации информационно-коммуникационных технологий мы выделили следующие цели:
– повышение качества образования;
– совершенствование научно-методической литературы;
– совершенствование управления воспитательно-образовательным процессом;
– информационная интеграция с вышестоящими органами управления, педагогами, воспитанниками и их родителями.
При этом решается ряд задач:
– реализация направлений развития детей в соответствии с ФГОС
– использование ИКТ для изменения развивающей среды в группе детского сада.
– активное использование ИКТ в работе с детьми и родителями.
Мы заметили, что изучение компьютерных технологий является активным педагогическим средством формирования всесторонне развитой личности и обладает рядом функций, влияющих на формирование представлений ребенка об окружающем мире.
В своей педагогической деятельности широко используем современные информационно-коммуникативные технологии:
-компьютер
-мультимедийный проектор
-принтер
-видеомагнитофон
-телевизор
-магнитофон
-фотоаппарат
-видеокамера
Они помогают нам в решении поставленных задач. В своей педагогической деятельности мы используем разные формы ИКТ:
– Оформление анкет и других диагностических бланков для родителей
– Размещение информации на сайте ДОУ.
Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи:
идти в ногу со временем,
стать для ребенка проводником в мир новых технологий,
наставником в выборе компьютерных программ,
сформировать основы информационной культуры его личности,
повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.
Решение этих задач невозможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.
Наши наблюдения подтверждают, что использование информационно – коммуникативных технологий в дошкольном образовании дает возможность расширить творческие способности педагога и оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников. По-нашему мнению, результат применения ИКТ в дошкольном обучении очевиден.
1. Способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, всестороннему развитию дошкольника.
2. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, обогащают культурно-значимый опыт дошкольников.
3. Компьютерные технологии являются новым способом овладения знаниями, которые позволяют ребенку с интересом накапливать опыт, воспитывают самостоятельность и ответственность при получении нового опыта.
Таким образом, использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса:
• педагоги получают возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет, повышается их социальный статус;
• повышается познавательная мотивация воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей;
• повышается интерес родителей к деятельности ДОУ, уважительное отношение к воспитателям, они чаще прислушиваются советам педагогов, активнее участвуют в групповых проектах.
Список использованной литературы.
1 Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008
2 Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., № 5
3 Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
4 Моторин В. “Воспитательные возможности компьютерных игр”. Дошкольное воспитание, 2000г., № 11
5 Босова, Л.Л. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / Л.Л. Босова –
6. Горвиц, Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. / Ю. М. Горвиц, А. А. Чайнова, Н. Н. Поддъяков. – М., 1998.
Источник
Литвиненко Юлия Викторовна
Компьютерные технологии в развитии детей дошкольного возраста
Основным критерием готовности ребенка к школе является высокий уровень развитиявсех психических процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления, речи и т. д. У некоторых детей низкая мотивация к подготовке к школе характеризуется пониженным интересом к математическим и речевым занятиям в ДОУ. Следовательно, в работе с такими детьми необходимо использовать такие методы и приёмы, которые способствуют не только усвоению материала, а также делают занятия интересными и привлекательными. Одним из таких приёмов является использование компьютерных технологий. Компьютерные технологии :
• это особое направление в работе с ребенком, которое способно помочь его развитию;
• это мощная дополнительная мотивация обучения и развития;
• это средство воспитания и развития творческих способностей
ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы.
Компьютерные технологии представляют широкие возможности использования моторного, слухового и зрительного анализаторов в процессе выполнения заданий компьютерной программы или мультимедийной презентации.
Компьютерные технологии представляют информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.
Мультимедийные средства обучения естественно вписываются в жизнь детского сада, и являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения. Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие дети охотно работают с компьютером, а неудачный ход игры вследствие пробелов в знаниях побуждает часть из них обращаться за помощью к педагогу или самостоятельно добиваться знаний в игре.
С помощью компьютеров и других мультимедийных средств удается представить материал для изучения в более наглядном виде, что существенно влияет на его понимание и запоминание. Компьютерные технологии во многом могут помочь детям дошкольного возраста облегчить изучение различного материала, а педагогам разнообразить процесс обучения, сделать его более наглядным, современным, информативным и интересным.Этот метод обучения очень привлекателен для педагогов: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения.
В игровой форме можно познакомить детей, например, со звуками, используя «Веселую азбуку» С. Маршака, или показать звуки, какие издает человек. Использование «Веселого счета» помогает ребенку легче освоить счет. А как необходимы презентации при ознакомлении с окружающим миром. Темы «Деревья», «Чудеса света», «Животные», «Вода» и другие не только продемонстрируют какие-то явления или предметы, но и воссоздадут необходимые слуховые ассоциации. Еще очень интересны презентации с использованием загадок. Они помогают развивать внимание, воображение, мышление ребенка.
Использование мультимедийных технологий при обучении дошкольников является не менее эффективным, чем традиционные формы обучения.
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютерные технологииобладают рядом преимуществ:
1. Несут в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; формируют у малышей систему мыслеобразов.
2. Компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни.
5. Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное.
6. Осваивая детские электронные энциклопедии, дошколята активны. За счёт высокой динамики эффективно проходит усвоение материала, тренируется память, активно пополняется словарный запас, развивается воображение и творческие способности.
7. Предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; движения, звук, анимация надолго привлекает внимание ребенка;
8. Компьютер очень “терпелив”, никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.
9. Игровые обучающие программы приучают дошкольника к самостоятельности, развивают навык самоконтроля.
В процессе занятий с применением компьютерных технологий дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать собственные результаты. Применение обучающих компьютерных технологий позволяет повысить эффективность процесса обучения и развития ребенка, открывает новые возможности образования в современном мире.
Список литературы:
1.. Балабанова Л. К. Компьютерные игры в обучении детей 4-7 лет / Л. К. Балабанова. –Волгоград: «Учитель», 2012.
2. Габдуллина З. М. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7 лет / З. М. Габдуллина. –Волгоград: «Учитель», 2010.
3. Новоселова С. Л. Компьютерный мир дошкольника / С. Л. Новоселова, Г. П. Петку. – М.: «Новая школа», 1997.
Источник
Компьютерные технологии в системе дошкольного образования
В условиях перехода к новой стратегии развития и модернизации образования все больше внимания уделяется повышению уровня качества образования.
В системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий.
Компьютерные технологии обучения – совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.
Применение компьютерных технологий обучения позволяет видоизменять весь образовательный процесс, реализовывать модель личностно-ориентированного обучения, интенсифицировать занятия. Безусловно, современный компьютер и интерактивное программно-методическое обеспечение требуют изменения формы общения педагога и воспитанника, превращая обучение в деловое сотрудничество, а это усиливает мотивацию обучения, приводит к необходимости поиска новых моделей занятий, повышает индивидуальность и интенсивность обучения.
Современные информационно-коммуникационные технологии обучения – совокупность современной компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи, инструментальных программных средств, обеспечивающих интерактивное программно-методическое сопровождение современных технологий обучения.
Как показала практика, при НОД, если используются интерактивные технологии, то дети более активны, эмоциональная атмосфера положительная, что способствует повышению интереса к материалу (каждая тема отражена в каких-либо игровых заданиях), понимание и усвоение новой информации за счет высокой динамики более эффективно. Кроме этого интерактивные технологии позволяют организовать на занятиях в детском саду единое воспитательно-образовательное пространство в виде игры, ведь именно игра является основной деятельностью дошкольников. Дети незаметно для себя, ведь они просто играют, проходят лексические темы, выполняют обучающие задания, решают сложные задачи. Дошкольники становятся интерактивными участниками процесса «живого» обучения: перемещают буквы и цифры, составляют схемы слов, предложений, работают с крупным и красочными изображения, различными объектами, в том числе, геометрическими фигурами.
Очевидно, с нашей точки зрения, что использование интерактивных технологий в обучении перед традиционными занятиями, имеет ряд существенных преимуществ:
- значительно расширяются возможности предъявления информации, ведь воссоздать реальный предмет или какое-либо явление всегда можно с помощью графики, звука, цвета;
- повышается мотивация к обучению;
- вовлечение воспитанников в процесс образования способствует активации умственной деятельности, более широкому раскрытию способностей;
- наглядное представление результата своих действий, если сделана ошибка, то есть возможность её исправить – способствует формированию у обучающихся рефлексии.
Таким образом, интерактивные технологии, на наш взгляд, занимают всё более значимые позиции в образовательном процессе, становятся его необходимостью, неотъемлемой частью, а интерактивные доски, в свою очередь, стали важнейшим компонентом интерактивных технологий.
Воспитатель должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и широко использовать их в своей педагогической деятельности. Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, требованиями современного общества, которое нуждается в том, чтобы его члены были готовы к труду в десятки раз более производительному и творческому.
Информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения, они способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей при обучении и воспитании дошкольников.
Использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования. Информатизация системы дошкольного образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности, которым уделяет большое внимание ФГОС. Для реализации информационно-коммуникационных технологий выделяются следующие цели:
- повышение качества образования;
- совершенствование научно-методической литературы;
- совершенствование управления воспитательно-образовательным процессом;
- информационная интеграция с вышестоящими органами управления, педагогами, воспитанниками и их родителями.
При этом решается ряд задач:
- реализация направлений развития детей в соответствии с ФГОС
- использование ИКТ для изменения развивающей среды в группе детского сада.
- активное использование ИКТ в работе с детьми и родителями.
Занятие с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время педагога и обучающего, позволяет обучающему работать в своем темпе, позволяет педагогу работать с обучающимися дифференцированно и индивидуально.
Компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.
Эффективное использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой. Сегодня любой педагог должен уметь подготовить и провести занятие с использованием ИКТ.
Источник
Елена Деменкова
Использование компьютерных технологий в работе с детьми дошкольного возраста
Актуальность
В современном мире, где информационный поток, обрушивающийся на человека настолько велик, что людям постоянно приходится прибегать к помощи разнообразной техники. Сейчас трудно представить себе человека, не пользующегося телевизором и радио, печатной машинкой и компьютером, электрическим чайником и холодильником, и этот список можно продолжать до бесконечности. Вся наша жизнь стала настолько зависеть от созданных нами вещей, что если бы человек вдруг лишился бы их, то долго просуществовать в этом мире он не смог бы.
Мы живем в век информации, в век, когда происходит компьютерная революция. Мы являемся свидетелями того, что компьютеры, уже занявшие прочные позиции во многих областях современной жизни, быстро проникают в школы и дома. Тема внедрения технических и автоматизирующих средств в образовательную сферу стала особенно актуальна в наши дни.
Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития познавательных процессов нельзя. По мере их развития, совершенствуются и сами способности, приобретая нужные качества. Знание психологической структуры познавательных процессов, законов их формирования необходимо для правильного выбора метода обучения и воспитания. Большой вклад в изучение и развитие познавательных процессов внесли и такие ученые,как: Л. С. Выгодский, А. Н. Леонтьев, Л. С. Сахаров, А. Н. Соколов, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн и др.
Ими были разработаны различные методики и теории формирования познавательных процессов. И сейчас, чтобы успешно развивать познавательные процессы в учебной деятельности, необходимо, искать более современные средства и методы обучения. Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями будет являться одним из таких средств.
Целью работы является – определение путей использования современных электронных средств обучения на занятиях.
Задачи работы:
Раскрыть значение и роль современных информационных технологий в образовательном процессе.
Рассмотреть педагогические возможности современных компьютерных программ.
Раскрыть пути использования мультимедийных технологий.
Раскрыть методические основы применения мультимедийных средств.
Мультимедиа – область компьютерной технологии, связанная с использованием информации, имеющей различное физическое представление и существующей на различных носителях.
Мультимедиа – это сумма технологий, позволяющих компьютеру вводить, обрабатывать, хранить, передавать и отображать такие типы данных, как текст, графика, анимация, оцифрованные неподвижные изображения, видео, звук, речь.
Мультимедиа-средства – это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих человеку общаться с компьютером, используя самые разные,естественные для себя среды: звук, видео, графику, тексты, анимацию.
В последнее время создано много мультимедийных программных продуктов. Это и энциклопедии из самых разных областей жизни (история, искусство, география, биология, музыка) и обучающие программы и так далее.
Из всех аспектов использования компьютеров наиболее важным является образовательный. Дети и взрослые могут использовать мультимедиа как эффективное средство обучения. Это как простые программы, способные научить ребенка распознавать цвета, так и высокоинтеллектуальные, обучающие иностранным языкам или математическим законам.
Сегодня стоит задуматься о том, как сделать процесс обучения более результативным. Как учить так, чтобы ребенок проявлял интерес к знанию.
Процесс модернизации предполагает умение самостоятельно получать знания, используя различные источники. Формированию компетентности способствуют современные педагогические технологии, к их числу относятся компьютерные и проектные технологии.
При работе с компьютерными технологиями меняется и роль педагога, основная задача которого – поддерживать и направлять развитие личности, их творческий поиск. Отношения строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества. В этих условиях неизбежен пересмотр сложившихся сегодня организационных форм работы: увеличение самостоятельной индивидуальной и групповой работы, отход от традиционного с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения, увеличение объема практических и творческих работ поискового и исследовательского характера
Использование средств новых информационных технологий и возможностей компьютера как средства познания повышает уровень и сложность выполняемых задач, дает наглядное представление результата выполненных действий, возможность создавать интересные исследовательские работы, проекты.
Новые педагогические технологии немыслимы без широкого использования новых информационных технологий, и компьютерных в первую очередь. Именно они позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции новых методов образования, реализовать заложенные в них потенциальные возможности.
Использование информационно-компьютерных технологий открывает новые возможности. Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ дает детям возможность для размышления и участия, что способствует развитию интереса. Классические и интегрированные занятия в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов и программных продуктов позволяют детям углубить знания, полученные ранее, как говорится в английской пословице – «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил». Применение современных технологий создает благоприятные условия для формирования личности и отвечает запросам современного общества.
К наиболее часто используемымэлементам ИКТ относятся:
электронные пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,
интерактивные доски,
электронные энциклопедии и справочники,
образовательные ресурсы Интернета,
DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями,
видео и аудиотехника,
интерактивные карты и атласы,
материалы для дистанционного обучения,
научно-исследовательские работы и проекты.
-дистанционное обучение
Планируя занятие с применением новых информационных технологий, воспитатель должен соблюдать дидактические требования,в соответствии с которыми:
четко определять педагогическую цель применения информационных технологий в учебном процессе;
уточнять, где и когда он будет использовать информационные технологии;
согласовывать выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами обучения;
учитывать специфику учебного материала,
Использование компьютерных технологий эффективно при изучении нового материала, на обобщающих занятиях, заключительных. Использование слайд – фильмов (Power Point) обеспечивает динамичность, наглядность, более высокий уровень и объем информации по сравнению с традиционными методами, повышается интерес к изучаемому вопросу
Методы и приёмы использования информационных технологий – разные,но при их внедрении выполняется единственная задача: сделать занятие интересным, увлекательным. А нетрадиционные занятия с использованием информационных технологий должны привлечь современного ребенка к новым знаниям, облегчить процесс знакомства с ними, пробудить интерес.
Способы обучения с применением компьютерной техники полностью зависят от того, какие мотивы движут преподавателя, увлеченного использованием компьютерных технологий в образовании. На сегодняшний день такие уроки могут быть и данью моде, и экспериментальной (не всегда безобидной для обучаемых) работой педагога по поиску новых форм обучения, и доказанной необходимостью.
В процессе выполнения работыбыли сделаны следующие выводы:
1Использование современных компьютеров в работе с детьми дошкольного возраста только начинается. В настоящее время это обусловлено необходимостью значительных перемен в системе дошкольного образования.
Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы дошкольного учреждения. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий.
2. Применение в сфере образования информационных технологийобеспечивает реализацию следующих задач:
поддержку и развитие системности мышления обучаемого;
поддержку всех видов познавательной деятельности человека в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений;
реализацию принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности.
Однако при этом возникающие следующие проблемы:
как построить учебный процесс с применением компьютера;
какую долю учебного материала и в каком виде представить и реализовать с использованием компьютера;
как и какими средствами осуществлять контроль знаний, оценивать уровень закрепления навыков и умений;
какие информационные технологии применять для реализации поставленных педагогических и дидактических задач.
3. Использование мультимедийных технологий в учебном процессе позволяет перейти от пассивного к активному способу реализации образовательной деятельности, при котором ребенок является главным участником процесса обучения. Кроме того, несомненны преимущества мультимедийных технологий как средств обучения.Это:
возможность сочетания логического и образного способов освоения информации; активизация образовательного процесса за счет усиления наглядности; интерактивное взаимодействие. Интерактивность позволяет, в определенных пределах,управлять представлением информации: индивидуально менять настройки, изучать результаты, а также отвечать на запросы программы о конкретных предпочтениях пользователя. Они также могут устанавливать скорость подачи материала и число повторений, удовлетворяющие их индивидуальным потребностям, гибкость и интеграция различных типов мультимедийной учебной информации.
Хороший электронный образовательный ресурс обладает указанными выше инновационными качествами благодаря использованию новых педагогических инструментов,перечень которых включает:
интерактив; мультимедиа (аудиовизуальное преставление фрагмента реального или воображаемого мира); моделинг (имитационное моделирование с аудиовизуальным отражением изменений сущности, вида, качеств объекта); коммуникативность (обеспечивается телекоммуникациями); производительность (в данном случае – производительность труда пользователя).
Планируя занятие с применением новых информационных технологий, воспитатель должен соблюдать дидактические требования,в соответствии с которыми:
четко определять педагогическую цель применения информационных технологий в учебном процессе;
уточнять, где и когда он будет использовать информационные технологии в контексте логики раскрытия учебного материала и своевременности предъявления конкретной учебной информации;
согласовывать выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами ;
учитывать специфику учебного материала, особенности группы, характер объяснения новой информации.
Источник