Новообразованием в психическом развитии ребенка переживающего кризис 7 лет
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту
Узнать стоимость
Конец дошкольного возраста знаменуется кризисом семи лет. Внешними проявлениями этого кризиса являются манерничанье, кривляние, демонстративные формы поведения. Ребенок становится трудновоспитуемым, перестает выполнять привычные нормы поведения. За этими симптомами, согласно Выготскому, стоит потеря непосредственности: между переживаниями и действиями ребенка вклинивается интеллектуальный момент. Внешняя и внутренняя жизнь ребенка дифференцируется.
Основные симптомы кризиса семи лет
К концу дошкольного возраста ребенок резко меняется. Возраст 6—7 лет называют возрастом «вытягивания» (ребенок быстро вытягивается в длину) или возрастом смены зубов (к этому времени обычно появляются первые постоянные зубы). Однако главные перемены состоят не в изменении его внешнего вида, а в изменении поведения.
Ребенок начинает без всякой причины кривляться, манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В его поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, вертлявость, паясничанье и даже клоунада. Конечно, дети кривляются, паясничают или гримасничают и раньше. Но в 6—7 лет это постоянное притворство и шутовство никак не мотивировано внешне, оно вызывает уже не смех, а осуждение взрослых. Ребенок может говорить писклявым голосом, ходить изломанной походкой, рассказывать непристойные взрослые анекдоты в совершенно неподходящих случаях. Это бросается в глаза и производит впечатление какого-то странного, немотивированного поведения.
Указанные черты являются главными симптомами переходного периода от дошкольного к школьному возрасту. Этот период получил в психологии название кризиса семи лет. В это время происходят важные изменения в психической жизни ребенка. Суть этих изменений Л. С. Выготский определил как утрату детской непосредственности. Вычурное, искусственное, натянутое поведение 6-7-летнего ребенка, которое бросается в глаза и кажется очень странным, как раз и является одним из наиболее очевидных проявлений этой потери непосредственности.
Как отмечал Выготский, главная причина детской непосредственности — недостаточная дифференцированность внешней и внутренней жизни. По внешнему поведению ребенка взрослые легко могут прочитать, что думает, чувствует и переживает дошкольник. Потеря непосредственности свидетельствует о том, что между переживанием и поступком «вклинивается» интеллектуальный момент — ребенок хочет что-то показать своим поведением, придумывает для себя новый образ, хочет изобразить то, чего нет на самом деле. Его переживания и действия интеллектуализируются, опосредуются представлениями и знаниями о том, «как надо».
В этот период возникают новые трудности в отношениях ребенка с близкими взрослыми. Эти трудности были специально исследованы в работе К. Н. Поливановой (1994). По ее данным, на 7-м году жизни возникает новая реакция на указания взрослых: в привычных ситуациях ребенок никак не реагирует на просьбы или замечания родителей, делает вид, что не слышит их. Если раньше ребенок без всяких проблем выполнял режимные моменты, то теперь в ответ на приглашение идти обедать или спать он никак не реагирует, как бы, игнорируя призывы близких взрослых. В этом же возрасте появляются непослушание, споры со взрослым, возражения по всяким поводам.
Например, ребенок может отказываться мыть руки перед едой (хотя раньше он это делал без всяких возражений) и доказывать, что это совсем не обязательно. Он может демонстративно делать то, что неприятно и нежелательно для родителей. Например, в автобусе ребенок заявляет, что будет объявлять остановки сам. Мать просит его не шуметь, но он еще громче, на весь автобус объявляет остановки и, несмотря на просьбы матери, продолжает выкрикивать названия.
В семье дети начинают демонстрировать нарочито взрослое поведение. Ребенок может изображать конкретного члена семьи (например, отца), или стремиться к выполнению «взрослых» обязанностей. Он может пространно, «по-взрослому» рассуждать о причинах своего нежелания сделать что-то (почистить зубы или пойти спать), при этом его «логическая аргументация» имеет характер своеобразного резонерства, повторяет услышанное от взрослых и может продолжаться бесконечно долго.
У детей появляется интерес к своему внешнему виду. Они долго выбирают, во что одеться, спорят по этому поводу с родителями, стараются выглядеть взрослее, часто отвергают предлагаемое платье под предлогом «Я не маленький».
Как отмечает К. Н. Поливанова, все эти симптомы центрируются вокруг обычных бытовых правил, установленных родителями. Дети как бы перестают слышать или отрицают ранее не обсуждавшиеся требования взрослых. До определенного времени данные правила были нераздельной частью целостного отношения к близкому взрослому. Но в конце дошкольного возраста эти правила становятся для ребенка воплощением обыденного, «детского», не им установленного способа жизни. Он начинает видеть этот образ жизни со стороны и относиться к нему определенным образом. В первый момент отношение к правилу, заданному не им, а взрослым, оказывается отрицательным, а первая реакция на него – нарушение. Прошлый, детский образ жизни обесценивается, отрицается, отвергается. Ребенок пробует взять на себя новые обязанности и занять позицию взрослого. В привычной ситуации он пытается нарушить выполнявшиеся им ранее правила, чтобы утвердить себя в новой роли.
Одновременно с симптомами «странного поведения» и «трудновоспитуемости» возникают важнейшие позитивные новообразования этого периода. Негативные проявления в поведении ребенка в этом (как и во всяком другом) переходном периоде являются лишь теневой, оборотной стороной позитивных изменений личности, которые и составляют основной психологический смысл этого переходного периода.
Позитивными новообразованиями кризиса семи лет являются произвольность и опосредованность своей психической жизни. Возникает обобщение собственных переживаний; расширяется круг интересов и социальных контактов ребенка; общение со взрослыми и сверстниками становится произвольным, опосредованным определенными правилами. Расширяется временная перспектива ребенка, возникает стремление включиться в общественную жизнь, занять определенную социальную позицию. Это стремление реализуется при поступлении ребенка в школу.
Рассмотрим их более подробно.
Психологические новообразования кризиса семи лет
Потеряв непосредственность, ребенок обретает свободу от происходящей ситуации. Эту свободу ему дают произвольность и опосредованность своей психической жизни. Если раньше, в дошкольном детстве, ребенок мог вести себя более или менее произвольно только в игре или с непосредственной помощью взрослого, то в 6-7 лет эта способность становится его внутренним достоянием и распространяется на разные сферы жизнедеятельности.
Прежде всего ребенок начинает понимать и осознавать собственные переживания. В семь лет возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях: ребенок открывает сам факт их существования. К кризису семи лет впервые возникает обобщение переживаний или «логика чувств».
Требовательность к себе, самолюбие, самооценка, уровень запросов к своему успеху возникают именно в этом возрасте и являются следствием осознания и обобщения своих переживаний. Эти образования начинают опосредовать действия и поступки ребенка.
В этом возрасте значительно расширяется жизненный мир ребенка. В его общении со взрослыми возникают новые темы, не связанные с сиюминутными семейными бытовыми событиями. Дети начинают интересоваться политикой, происхождением планет, жизнью в других странах, морально-этическими вопросами и пр. Возникновение интереса к общим вопросам свидетельствует о расширении сферы интересов ребенка, его стремлении найти свое место в широком мире.
Расширяется не только сфера интересов ребенка, но и сфера его социальных контактов. Он входит в новую общность людей и устанавливает контакты с новым кругом взрослых (воспитателями детского сада, соседями, знакомыми родителей, врачами, руководителями секций и пр.). Все более важными и сложными становятся отношения со сверстниками. Отличительной чертой контактов в этой новой общности становится опосредованность взаимоотношений определенными правилами. Если в семье ребенок может вести себя непосредственно и задача «как себя вести» вообще не встает перед ним, то в контактах с менее близкими людьми эта задача выдвигается на первое место.
Вхождение в новую общность требует изменения характера общения ребенка с окружающими. В сфере контактов со взрослыми складывается внеситуативное, «внеконтекстное общение», главной чертой которого является произвольность, подчиненность правилу. В таком общении ребенок должен понимать, как нужно вести себя с воспитателем, врачом, продавцом в магазине, и в соответствии с этим вступать в разные контакты с разными взрослыми. В этих контактах ребенок должен действовать не под влиянием своих сиюминутных побуждений, а с учетом правил, условий, целей и других моментов, задающих контекст ситуации.
Характер общения со сверстником к концу дошкольного возраста также преобразуется.
Во-первых, в отношениях детей усиливается субъектное начало, которое делает возможными интимные и устойчивые контакты между ними, не зависящие от конкретной ситуации и от ситуативных проявлений детей. Появляются дружба, привязанность, забота о другом. Во-вторых, общение детей все более опосредуется правилами, принятыми в детских сообществах. Помимо правил совместной игры, начинают работать правила, регулирующие детские отношения: правила очередности, справедливости и др.
Вхождение в новую, более широкую социальную общность становится главным смыслом жизни 7-летнего ребенка. Одобрение и признание, идущие от членов этой новой общности, выступают для ребенка показателями того, насколько успешно происходит процесс вхождения в нее. Чтобы заслужить признание, ребенок должен вести себя согласно правилам, формирующим обращенные к нему ожидания. Однако обычно эти правила не оформлены в четкие сознательные инструкции, а существуют в форме конкретной социальной роли. Ребенок стремится стать исполнителем той роли, которая предлагается ему новой общностью и которую он сам берет на себя.
Представление о себе в новом социальном качестве выступает у семилеток в виде освоения ролевого поведения как наиболее адекватной формы социальной активности. Именно в роли объективируется социальная по смыслу перспективная цель.
Все это дает возможность говорить о том, что одним из главных новообразований, которое возникает на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, является способность и потребность к социальному функционированию, т.е. осуществлению общественно значимой деятельности. В современных условиях стремление 6—7-летних детей занять социально значимую роль обычно и наиболее естественно реализуется в позиции ученика, которую занимает ребенок с переходом к школьному обучению.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Источник
Личностные преобразования, порождаемые возрастным кризисом в старшем дошкольном возрасте, готовят ребенка к новой социальной роли. Новообразования кризиса 7 лет являются ресурсом для перехода на более высокие ступени развития и основой для формирования психологической готовности к школе. Благодаря ним дошкольник расширяет свою социальную компетентность, принимает новые для него школьные условия и адаптируется к систематическому обучению.
Условия формирования новых психологических образований в 6-7 лет
Переход из дошкольного в школьный возраст непременно требует изменений в сфере отношений ребенка с другими людьми и с самим собой. Назревают также перемены в восприятии предметного мира и в деятельности. Хорошо, что закономерности в развитии человека включают такие перестроечные периоды, именуемые кризисом, которые встряхивают личность и позволяют сформироваться новым представлениям и возможностям.
В среднем дошкольном возрасте дети прекрасно реализуют свои запросы в игровой деятельности. Там они проживают интересующие их роли. В игре они развивают деловую форму общения со сверстниками, тренируются в социальных навыках, в полной мере подключают воображение. Но приходит время, когда детям становится тесно в их детском мире.
Старший дошкольник заявляет «Я уже не маленький» и стремится получить новые права и возможности. Период завоевания таких прав протекает отнюдь не гладко. Поэтому его и определяют как кризис 7 лет, который закладывает новообразования возраста.
Кризис 6-7 лет способствует появлению новых образований в развитии личности дошкольника в нескольких направлениях:
- в осмыслении собственных переживаний
- в изменении самооценки
- в осознании своего места в общественных отношениях
- в стремлении заниматься полезной деятельностью.
За этими сухими формулировками скрываются вполне понятные и наблюдаемые практически всеми внимательными родителями изменения в поведении и рассуждениях ребенка.
Старший дошкольник то начинает важно рассуждать наравне со взрослыми, то смутится от собственной выходки, то обижается на дежурную похвалу своего рисунка… К 7-ми годам он уже хочет быть равноправным членом семьи, высказывать свое мнение и делать что-то полезное для окружающих.
Это тот возрастной рубеж, на котором формируется понимание связи между поступками и переживаниями, осмысливаются переживания, формируется адекватная самооценка своих возможностей и умений, появляется самолюбие как отношение к самому себе. За счет перечисленных важнейших приобретений происходит становление чувства социальной компетентности.
Суть основных новообразований кризиса 6-7 лет
Можно сказать, что кризис – это своеобразная заявка самого ребенка на возникшую у него потребность изменить систему отношений с окружающими. Особенно со взрослыми. И особенно в то время, когда они систематически напоминают ребенку, что уже скоро в школу. А для этого дошкольнику нужно по-новому заявить о себе. Так, чтобы взрослые увидели повзрослевшее дитя и потеснились немного, принимая в свой взрослый мир.
Психологические новообразования, формирующиеся в критическом преддошкольном периоде, связаны с зарождением первичной формы личного сознания юного человека. Они помогают ребенку найти и принять свое место в системе общественных отношений.
Осмысление эмоциональных проявлений
За годы дошкольного детства у ребенка постепенно формируется эмоциональный интеллект. Маленький ребенок испытывает многие эмоции, но он их не осознает. В 6-7 лет собственные переживания как будто открываются дошкольнику и обретают смысл. Сверстники не взяли в игру – ребенок чувствует горечь обиды; разбил любимую мамину чашку – переживает и испытывает чувство вины; родители пообещали в выходные сходить в зоопарк – ребенок в предвкушении радостного события.
Осмысление переживаний
Благодаря развитию эмоциональной чувствительности старший дошкольный возраст благоприятен для формирования нравственных качеств личности. Раньше малыш знал со слов взрослых, что нельзя обижать сверстников, нельзя пинать животных, потому что будет больно. Он не мог прочувствовать это с позиции другого. Старший дошкольник приобретает способность децентрироваться и представить себя на месте того ребенка, которого обижают.
В этом возрасте все чаще проявляется внутренняя борьба, обусловленная переживаниями, как поступить. Сказать родителям, что сломал новую игрушку или промолчать? Дать прокатнуться другу на своем велосипеде или пусть просит своего папу, чтобы и ему купили? Даже в том случае, когда ребенок находит оправдания своим поступкам, он переживает. И эти переживания – новая способность в его возрасте.
Появление адекватности в самооценивании
Неосознанную оценку к себе дети примеряют довольно рано. Но исключительно позитивную. «Какая красивая девочка», «моя умница», «ах, какой замечательный рисунок у тебя получился» — подобные восхваления ребенок часто слышит от любящих родителей или бабушек. Конечно же, у ребенка закрепляется представление о своей замечательности и умелости. Это приводит к завышенной самооценке, что в принципе является нормой дошкольного возраста.
Но приходит время (особенно, если ребенок посещает детский сад или группу развития), и у дошкольника «открываются глаза» на то, что он нарисовал/вылепил/смастерил вовсе не так красиво, как сверстники. И услышал при этом все ту же похвалу… Ранящее открытие, которое вызывает у ребенка тягостные переживания.
Некоторые дошкольники начинают сомневаться в своей умелости, другие – бурно протестуют, когда их привлекают к неуспешному для них виду деятельности. Это также важная причина, почему в период кризиса 6-7 лет ярко проявляется симптоматика негативного поведения. И, в любом случае, это отражается на самооценке.
Результатом переживаний является новообразование, благодаря которому дошкольник открывает существование «Я-идеального» и «Я-реального». Например, «Я еще не умею писать, но я обязательно этому научусь, когда пойду в школу». То есть, складывается более адекватная самооценка своих возможностей и достижений.
Новая позиция в системе отношений
Изменения в эмоциональной сфере и самовосприятии обязательно влекут за собой отрицание старшим дошкольником прежнего образа жизни. Ему открылся более широкий социальный пласт – притягательный новыми возможностями.
Ребенок начинает разделять семейный круг и общение с посторонними людьми, избегая той непосредственности, которая наблюдалась ранее. Такое разделение помогает ребенку заметить регламентированность взрослого мира, наличие правил как в общении, так и в поступках.
Дошкольник примеряет на себя роль взрослого уже не в сюжетных играх, а в реальной жизни. Приводит свою аргументацию, почему он делает так, а не иначе. Обижается, если взрослые игнорируют его мнение. Настойчиво отстаивает свое право заниматься увлекательным для него делом.
Также интересуется установлением новых социальных контактов – с детьми во дворе, с тренерами или наставниками, где посещает занятия, с друзьями родителей и пр. Взрослые его интересуют в качестве экспертов, у которых обязательно найдется, о чем спросить. Расширение круга общения тренирует социальный интеллект ребенка и повышает компетентность в межличностных отношениях.
При этом дошкольник считает себя практически равноправным партнером по общению. Чувство социальной компетентности – важное новообразование, которое облегчит адаптацию к обучению в школе.
Готовность к смене основной деятельности
Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, которая и создает основополагающие условия для психического развития ребенка. Старшего дошкольника игры, особенно в виртуальной реальности, интересуют не меньше. А нередко притягивают так, что формируют зависимость.
Несмотря на это, у многих детей к 7 годам (хотя далеко не у всех) появляется потребность участвовать в общественно значимой деятельности. Предметный мир теперь интересует ребенка в большей степени как поле для экспериментов и достижений.
Ни одному родителю не удастся покрасить батарею отопления или обойтись на грядке без детского участия, если рядом находится старший дошкольник. Причем, ребенок не станет довольствоваться возможностью повторить характерные действия. Он будет требовать свой участок, а затем с гордостью продемонстрирует результат своей работы. Самое время прививать интерес к трудовой деятельности.
Однако буквально через несколько месяцев 6-7-летнего ребенка ожидает учебная деятельность, которая станет для него ведущей. Новые личностные приобретения, связанные с оценкой и обобщением переживаний, с потерей непосредственности и принятием правил взаимодействий, влекут за собой новообразование – стремление заниматься организованной полезной деятельностью.
Внутренняя позиция школьника как системное новообразование 7 лет
Центральным новообразованием 7 лет в идеальном варианте должна стать внутренняя позиция школьника. Крайне желательно, чтобы это новое внутреннее самоощущение сформировалось накануне поступления в школу. Это некая система, которая складывается на основе новых возможностей и стремлений дошкольника.
Новообразование внутренняя позиция школьника предложила рассматривать известный психолог Л.И.Божович. Данная позиция складывается, когда ребенок хочет пойти в школу, чтобы многому научиться и получить пропуск в мир взрослости. Такой дошкольник имеет выраженную познавательную потребность, для реализации которой он нуждается в социуме, а не в привычной домашнее-семейной обстановке.
Внутренняя позиция школьника подтверждает готовность к школьному обучению. К сожалению, большинство не только 6-летних, но и 7-летних детей не обладают полным набором новообразований, которые составляют психологическую готовность к школе. Многие дошкольники стремятся в школу только затем, чтобы изменить привычный порядок в своей жизни, и их привлекают исключительно социальные мотивы – «ходить с красивым портфелем», «найти новых друзей» и пр.
Так или иначе, 7-летний ребенок непременно станет первоклассником, и ему предстоит вжиться в школьную среду. Внутренняя позиция школьника может сформироваться уже в процессе учебной деятельности. Личностные новообразования, связанные с самооценкой и самоконтролем, с необходимостью соблюдать правила, следовать инструкциям, способствуют тому, чтобы первоклассник прочувствовал себя в роли школьника. Если они сложились в период кризиса 6-7 лет, то вчерашний дошкольник осознает и примет обучение в школе как необходимый путь к взрослости.
Источник