Нормы развития речи у ребенка два года
Речь ребёнка в два года проходит фазу активного развития, ему необходима активная помощь родителей. Без неё малыш может столкнуться с задержкой речевого развития и его последствиями.
Речь ребёнка в 2 года активно формируется на фоне развития основных психических процессов. Мышление помогает ему сравнивать предметы друг с другом, устанавливать простые связи. Повышение устойчивости внимания позволяет слушать рассказы или чтение взрослого. Память и восприятие всё больше совершенствуются и дают возможность с большим успехом осваивать нормы родного языка. Слушание коротких сказок и небольших рассказов происходит уже осмысленно, ребёнок может повторить за взрослым и сложные слова, простые фразы, и небольшой кусочек пересказать самостоятельно.
На втором году жизни малышу интересно всё, что происходит вокруг него. Он наблюдает за предметами окружающего мира и осваивает действия, которые с ними можно производить. Главные проводники в мир новой информации – взрослые из ближайшего окружения. Но получить от них помощь и новые знания малыш может, если он владеет речью. Общение с близкими людьми — главный стимул освоения родного языка в возрасте от двух до трёх лет.
Особенности речевого развития детей 2–3 лет
Двухлетний ребёнок уже настолько овладел речью, что может рассказать о своих впечатлениях, объяснить, что ему нужно, наладить общение со сверстниками и со взрослыми.
Нормальное развитие речи ребёнка в 2 года приводит к тому, что к 2,5 годам его словарь насчитывает от 1 тыс. до 1200 слов. Это количество в 3–4 раза больше, чем тот словарный запас, с которым он пришёл к двум годам. Чаще всего он употребляет существительные (60% всего словаря) и глаголы (в среднем 25% от общего количества слов). Встречаются прилагательные (около 10%), местоимения, предлоги, и наречия.
Двухлетними детьми реже используются причастия, деепричастия и числительные. Прилагательными ребёнок обозначает:
- размеры предметов (большой, маленький);
- цвет (зелёный, красный, синий, жёлтый, белый, чёрный);
- свойства предметов (сладкий, кислый, холодный, горячий);
- качества (хороший, плохой);
- форму (круглый, квадратный, треугольный).
В речи малыша активно появляются обобщающие слова, такие как игрушки, фрукты, овощи, одежда, мебель, посуда, животные. Он может ещё путать предметы из одной и той же группы, называя словом туфли и ботинки, и тапочки, и даже короткие сапожки или сами понятия овощи — фрукты. Всё реже и реже встречаются в речи ребёнка облегчённые слова (би-би вместо слова машина).
Активно развивается словотворчество, малыш сам придумывает слова. Доказательством того, что в этом возрасте дети способны осознавать звуковую сторону слова, может служить хрестоматийный пример, приведённый Корнеем Чуковским в его книге «От двух до пяти»: мазелин – вазелин, мокресс — компресс.
Грамматические особенности речи
Основное наполнение детской речи в этом возрасте – простые повествовательные или восклицательные предложения. Сложные предложения появляются нечасто, их образцы должны давать в своей речи родители малыша. Например, «мы сегодня не пойдём гулять, потому что идёт дождь», или «сейчас мы почитаем книжку, а потом будем спать». Слова в предложениях у детей третьего года жизни согласованы по родам и числам, но зачастую встречаются ошибки в падежных окончаниях.
Вопросительные предложения пока задаются интонацией, хотя дети в этом возрасте уже в состоянии использовать вопросительные слова: где, почему, когда, как. Можно предложить малышу: «Спроси у бабушки, где машинка?», «Спроси папу, почему чай горячий?», давая тем самым образцы вопросительного предложения.
Звукопроизношение
Органы произношения на третьем году жизни ребёнка значительно окрепли, мышцы языка, губ, нижней челюсти работают более слаженно. Однако в звукопроизношении двухлетних зачастую встречается много трудностей, хотя малыши стараются привести её как можно ближе к той речи, которая звучит вокруг них.
Чаще всего страдает произношение шипящих звуков, которые заменяются свистящими, как более лёгкими по артикуляции (кася – каша, сяпка – шапка, коська – кошка). Твёрдые звуки могут заменяться мягкими (лапа – ляпа, дай – дяй), при стечении согласных одна из них не произносится, выпадает, особенно если это такие звуки, как ш, ж, щ, ц, ч, л, р (стой – той, травка — тавка).
Слова из 3–4 слогов ребёнок укорачивает, меняет слоги местами, пропускает отдельные звуки, хотя в простых словах те же самые звуки он произносит безупречно. Различия между звукопроизношением детей одного и того же возраста к этому периоду могут быть очень значительным. Одни дети к 3 годам осваивают все звуки родного языка, даже сложный для артикуляции звук р, а другие имеют нечёткую речь с отсутствием большей части звуков или не имеют речи совсем.
Норма речевого развития от 2 до 3 лет
Ребёнок этого возраста, с которым с первых месяцев жизни активно общались, занимались родители, свободно ориентируется в ближайшем окружении, знает названия многих предметов и действий, производимых с ними. Малыш с интересом слушает небольшие по объёму сказки с простым сюжетом. Он пока не может в полном объёме их пересказывать, но в состоянии повторить за взрослым отдельные фразы или слова.
К концу третьего года жизни малыш способен запомнить наизусть небольшие тексты, досказывать стишки, которые ему многократно читали родители, отгадывает простые загадки с подсказками в тексте. «Длинный хвост, маленькие ножки, боится кошки, пищит «пи-пи-пи». Кто это?» Хотя в речи детей недостаёт большого числа правильно произносимых звуков, высказывания малыша без труда можно понять.
Уровень речевого развития у детей от 2 до 3 лет зависит от ситуации, в которой ребёнок находится. Его пониманию недоступны отвлечённые категории, обозначаемые словами типа дружба, болезнь, страх. Грамматические ошибки в согласовании частей речи считаются в этом возрасте нормой. Фразы, произносимые малышом, чаще всего просты, хотя в них к концу третьего года могут появиться дополнения, обстоятельства: «Девочка едет на санках», «Собака быстро бежит».
Ребёнок задаёт вопросы, воспроизводит интонацию речи взрослых как по показу, так и самостоятельно. Детский голос ещё не окреп, малыш не способен управлять им в полной мере. Так, он не может произнести слова громче, если его об этом попросят, ему недоступна и шёпотная речь.
Признаки задержки развития речи
После двух лет часть ребят не могут использовать речь как средство общения из-за того, что речевое развитие детей запаздывает. Поводом для тревоги у их родителей становится полное отсутствие речи или ограниченное количество имеющихся слов. Кроме бедного словарного запаса, задержка речевого развития (ЗРР) выражается такими симптомами:
- ребёнок не может воплотить свою мысль в речевое сообщение, он затрудняется при ответе на вопросы взрослого;
- активный и пассивный словарь накапливаются очень медленными темпами;
- дети с трудом строят даже короткую фразу: «Девочка мяч упали или девочка мяч» (У девочки упал мяч);
- распространённое предложение дети не могут не только построить самостоятельно, но и повторить за взрослым, например, Мишка косолапый вышел из леса;
- в произносимых словах часто встречаются перестановки слогов и звуков, замещение одного звука другим;
- при произношении отдельных звуков у ребёнка заметно напряжение или подёргивание мышц лица;
- он не понимает смысл прочитанной взрослым сказки, потешки, затрудняется ответить на простой вопрос по её содержанию, пытаться пересказать;
- у малыша возникает сложность при собирании матрёшек, кубиков, разрезных картинок, состоящих из четырёх частей.
Мнение эксперта
Буйнова Надежда Валерьевна
Детский логопед, опыт работы более 20 лет
Причинами этих нарушений могут быть как дефекты строения речевого аппарата, так и патологические отклонения от нормы структур головного мозга. У здорового ребёнка нарушения развития речи может быть от неправильного воспитания, когда с ним мало общаются, не уделяют внимания его речевому развитию. Неправильное произношение взрослым многих звуков, «сюсюканье» с ребёнком могут стать причинами функциональной задержки речи.
Самостоятельная диагностика задержки
Проведение диагностических мероприятий лучше запланировать ближе к концу третьего года жизни. Для начала нужно внимательно понаблюдать за ребёнком когда он играет, в обычных ситуациях, при общении со сверстниками и взрослыми. Обращается внимание на словарный запас малыша, на умение строить фразу, на количество слов в предложениях. Важно отметить, быстро или медленно говорит ребёнок, так как быстрый темп речи – предпосылка для возникновения заикания.
Для проверки звукопроизношения детям предлагают назвать предметы, изображённые на картинках, а не повторить слова за взрослым. Иначе он даст необъективную картину, так как ребёнок, подражая старшим, произносит звуки лучше, чем обычно. Проверяется наличие таких звуков:
- свистящие – с, з, ц;
- шипящие – ш, ж, ч ,щ;
- звонкие – в, б, г, д;
- сонорные – л, р.
Одновременно определяют, не переставляет ли малыш слоги, не пропускает ли звуки в словах, не укорачивает ли сами слова. Чтобы узнать, как ребёнок строит фразу, ему предлагают картинки с изображёнными на них действиями знакомых персонажей: детей, домашних животных. Можно для этих целей использовать иллюстрации в детских книжках. Достаточно, чтобы во фразах составленных ребёнком было 2–3 слова.
Как избежать задержки развития речи
Если ребёнок в два года говорит мало и невнятно, нужно показать его специалисту: логопеду, психоневрологу, дефектологу. Возможно, у него темповая задержка речи или общее недоразвитие речи. Для коррекции этих нарушений проводятся регулярные занятия, совместно с логопедом вырабатывается стратегия речевого поведения родителей малыша.
Чтобы развитие речи у детей 2 лет соответствовало возрастным нормам, нужно постоянно стимулировать её развитие. Основные задачи, стоящие перед родителями в этот период:
- Показывать пример чёткой и ясной речи, произнося слова и звуки, сохранять ровный спокойный темп, не заимствовать у ребёнка неправильно произносимые им слова.
- Помогать малышу с накоплением активного и пассивного словаря.
- Учить ребёнка строить фразы, задавать вопросы.
- Совершенствовать звукопроизношение детей третьего года жизни, заучивать небольшие стихотворения, чистоговорки.
- Использовать для развития речи лучшие образцы детской литературы: сказки, рассказики, стихотворения, потешки, песенки.
Итак, как развивать речь ребёнка, чтобы в 3 года она соответствовала норме? Полноценное развитие детей 2 лет невозможно без сенсорной базы – усвоения малышом понятий о цвете, форме, размере, количестве предметов. Накапливая эти знания, нужно использовать игры с предметами: цветные пирамидки, кубики различной величины и фактуры, сортеры, конструкторы, плоские и объёмные геометрические фигуры. Манипулируя с ними под руководством взрослого, дети развивают мелкую моторику и запоминают качества предметов.
Пальчиковая гимнастика включается в развитие ребёнка начиная с раннего дошкольного возраста. Большое количество миниатюр, разыгранных с помощью пальчиков и ручек под стихотворное сопровождение, помогают ещё и тем, что их исполнение стимулирует речевые области головного мозга. Можно отыграть потешку своими руками или надеть на пальчики фигурки персонажей сказок, потешек, стишков. С таким пальчиковым театром крепко-накрепко запомнится любое художественное произведение.
Расширение пассивного словаря лучше всего вести по отдельным обобщающим темам: «Моя комната — мебель, игрушки», «Мы едим — овощи, фрукты, посуда», «Животные». Выбрав тему, нужно постараться чаще называть практически каждый предмет и связанное с ним действие. Этот приём склоняет малыша к запоминанию слов. Очень полезно рассматривать предметные картинки. Если родители не просто называют предмет, а обращают внимание на его качества, на то, что делают живые существа на картинке, это значительно обогащает детскую речь в 2 года.
Нужно дать образец правильного суждения: «мячик красный», а яблоко красное; «кошка лежала», а кот лежал. Такая работа – это начало освоения связной речи. Одновременно с обучением составлению фраз, обращают внимание на произносительную сторону речи. Хотя возможности малыша ещё невелики, всё равно родители учат его говорить чётко, стараться правильно произносить звуки и слова.
Развитие речи у 2-летних детей идёт во многих направлениях. Для её совершенствования требуется неустанная работа родителей по наполнению словаря, коррекции звукопроизношения, обучению детей высказываться и задавать вопросы.
Внимание к детской речи позволит в кратчайшие сроки освоить грамматику и «звуковые правила» родного языка, избежать зрр. Такую же цель преследует знакомство детей с фольклором – образцами художественной речи, проверенными временем.
Источник
14.08.2015,
Нормы развития речи, Статьи
Педагог-новатор прошлого столетия – Лысенкова Софья Николаевна – говорила, что развитие каждого ребенка очень индивидуально. Она приводила яркое образное сравнение с помидорами: посаженные в одинаковых условиях плоды все равно созревают каждый в свой срок. И никто даже и не думает ругать овощи за то, что они спеют медленно.
Вашему малышу исполнилось 24 месяца! Какими особенностями должна обладать речь ребенка в 2 года? Такой вопрос особенно волнует родителей, которые воспитывают первенца. Соответствует ли его развитие принятым нормам, нет ли отклонений? Что является вариантом нормы, а когда необходима срочная помощь специалиста? Давайте разбираться постепенно.
Речь ребенка в 2 года, норма или отклонение
По мнению педиатров, неврологов и логопедов, ребенок, возраст которого 2 года, должен:
- произносить до 200-300 слов;
- связывать слова в короткие предложения;
- говорить о себе, используя личное местоимение “я”;
- выполнять просьбы взрослых: принести игрушку, выкинуть бумажку в ведро и т.п.;
- уметь здороваться и прощаться хотя бы символически;
- показывать изображение называемых предметов в книжке;
- понимать речь взрослых и отвечать на вопросы.
Умеет ли все это ваш ребенок? Не торопитесь пугаться и бежать к врачам! Давайте подробнее расскажем, что скрывается за каждым пунктом.
Во-первых, возраст 2 года включает в себя период и 2 года 1 месяц, и 2 года 11 месяцев. Сами понимаете, что за промежуток в 10 месяцев малыш может как раз научиться говорить эти требуемые 200 слов. При условии, конечно, что вы ему в этом поможете.
Во-вторых, не ждите от любимого чада, что в 2 года он будет произносить слова “индивидуальный”, “наука”, “здание”. Словарный запас малыша, скорее всего, будет состоять из таких слов, как мама, баба, киса, я, там, на, да, ням-ням, мяу, вава.
В-третьих, редко какие родители услышат в 2 года от своего ребенка предложения “Я отправляюсь на прогулку”. Ваш малыш может сказать “Киса ням-ням”. И это уже предложение, построенное по правилам русской грамматики.
В-четвертых, умение здороваться и прощаться – обычно дети выбегают в коридор и подставляют лобик для поцелуя или дают ладошку для пожатия, когда слышат, что кто-то пришел. При расставании осознанно машут рукой. Как правило, детей и просить об этом не нужно.
Норма – усредненные требования вообще, как понятие “средняя температура по больнице 37,2”. У одного пациента в данный момент термометр будет показывать 39, а у другого – 35,9. Так и речевое развитие ребенка в 2 года.
Как развивать речь ребенка в 2 года
Если же ваше родительское сердце обеспокоено, что ребенок в возрасте 2-ух лет совсем мало говорит, помогите ему! Известно, что богатство речи и развитие мелкой моторики рук взаимозависимы. Занимайтесь лепкой вместе, используя пластилин, соленое тесто или специальную безвредную массу – берите при этом ручки малыша в свои и раскатывайте колбаски, сминайте блинчики, рассказывая при этом, что делаете в данный момент.
– Смотри, какой красивый желтый цвет у пластилина! Мы сейчас возьмем с тобой кусочек, разомнем его, покатаем вот так ладошкой и прилепим на белую бумагу. Какое замечательное солнышко мы сделали с тобой! А что еще желтого цвета? Да, цыпленок! Как цыпленок пищит? Пи-пи. Вот и его мы сейчас слепим с тобой!
В такой теплой атмосфере, когда создается телесный контакт между мамой и ребенком, ручки разогреваются, малыш лучше запоминает слова.
Вы можете даже просто крепить к пластилину пуговицы, гречку, рис или бобовые: горох, фасоль.
Существует множество приемов, как развивать мелкую моторику рук. Также никто не отменял знаменитую Сороку-сороку, Ладушки и другие пальчиковые игры, которые придумываются легко. Читайте с ребенком сказки, стихи, обязательно пойте ему песни, не стесняясь того, что вас на уроках музыки просили помолчать! Пока вы для малыша – весь мир. Вот и станьте королевой!
Говорите с детьми! Вы же общаетесь с подругами, мужем, мамой. Пусть ваше общение с ребенком будет естественным, без сюсюканья и заискивания.
Редкий ребенок в полтора года говорит предложениями, состоящими из 4-х слов, поэтому ждите, когда ваш “помидор” созреет, не забывая за ним ухаживать.
Повод обратиться к врачу
Если ваш малыш упорно молчит, эмоционально скуден, не реагирует даже на резкие звуки, то срочно к врачу. Обычно такое состояние ребенка заставляет тревожиться родителей еще в более раннем возрасте и начинать принимать меры. Но даже если ваше чадо отличается от других, любите его со всей силой материнских чувств, которые исцеляют самые тяжкие детские недуги!
Источник
Когда малыш начинает говорить? Об этом часто спрашивают молодые родители детей старше одного года. Услышав заветное первое слово, они ждут дня, когда ребенок будет произносить понятные фразы. Специалисты в области детской речи уверены, что период двух лет — важная веха в развитии малыша. От словарного запаса в это время зависит дальнейшее развитие ребенка. Могут ли родители помочь сыну и дочери заговорить? Правда ли, что речь мальчиков и девочек в 2 года существенно отличается? На какие показатели стоит ориентироваться? Расскажем и дадим конкретные рекомендации в этой статье.
Этапы развития речи ребенка
Вначале кратко рассмотрим, как формируется и развивается речь ребенка до 2 лет. Что можно считать первым голосовым проявлением? Некоторые исследователи уверены, что крик — это первая голосовая реакция младенца на внешний раздражитель (голод, холод, дискомфорт). С него и начинается становление детской речи. Что происходит потом:
- в возрасте до 2 месяцев крик ребенка монотонный, с 2 до 3 месяцев начинает приобретать эмоциональную окраску (по разному звучит узнавание мамы, радость, боль);
- в 3-5 месяцев начинается гуление, когда ребенок издает звуки, напоминающие голосовую мелодию (напевные а-а-а, э-э-э);
- лепет — звуки, напоминающие человеческую речь (ма-ма-ма, па-па-па) — приходит на смену гуления в промежутке от 5 месяцев до года.
Период лепета продолжается у детей и после года. Но с каждым новым месяцем жизни бездумное произношение слогов все больше сменяется на звкоподражание. Ребенок старается воспроизвести речь взрослого, но выделяет из нее только простые звуки. Начинают формироваться простые слова: мама, папа, баба, биби (машина), киса, кар и т.п.
К году, по данным разных исследователей, ребенок лепечет 3-10 слов, к 2 годам эта цифра может вырасти вдвое.
Когда ребенок начинает понимать речь?
Очень важным критерием развития речи малыша являются не только произносимые им звуки, но и понимание речи взрослого:
- до 3х месяцев ребенок учится устанавливать зрительный контакт и следить глазами за движущимся предметом;
- до полугода учится искать источник звука (голоса или музыки) глазами;
- к 9 месяцев выделяет голоса заботящихся о нем взрослых и реагирует на свое имя;
- к 1 году понимает, что хочет от него взрослый (например, помахать рукой), и выполняет элементарные просьбы;
- к полутора годам ребенок понимает большую часть речи взрослого и реагирует на все просьбы.
Проблемы с восприятием речи могут возникать, когда взрослый говорит быстро, нечетко или употребляет похожие по звучанию слова. Важно! В возрасте до 2 лет ребенок понимает намного больше слов, чем может произнести.
Нормы речи в 2 года
Дети развиваются индивидуально, поэтому нормы речи всегда устанавливаются по среднему показателю. Задержку речи в 2 года еще не диагностируют, а на любые тревожащие вопросы ответит детский невролог. Если родители переживают из-за речи, лучше записаться к нему на прием.
Что считается нормой в 2 года:
- ребенок говорит много, имеет в запасе от 10 до 300 простых слов;
- малыш пытается строить короткие предложения, часто из 2 слов;
- здоровается и прощается (или машет ручкой);
- отвечает на вопросы «да», «нет»;
- понимает речь и просьбы взрослого;
- показывает рукой на предметы, пытается дать им название.
Текущие нормы устанавливаются для детей от 2 до 3 лет, соответственно, не нужно требовать невозможного от малыша, которому только исполнилось 2 года. Логопеды призывают прислушиваться к своему сыну или дочке и следить, как меняются их достижения от месяца к месяцу. Бить тревогу следует, если проходит 2-3 месяца, но уровень развития остается прежним.
Важно! Слова, которые произносит малыш, звучат нечетко. Их хорошо понимают только мама и папы, которые проводят с ребенком много времени. Для других взрослых многие фразы могут быть неясны.
Речь у мальчиков и девочек
Считается, что до определенного возраста девочки опережают в развитии мальчишек. Это связано с особенностями формирования разных полушарий мозга. В раннем возрасте для мальчиков характерно логическое мышление, для девочек — творческое. По речевым показателям девочка опередит мальчика, в среднем, на 4-6 месяцев.
Как родителям развивать речь малыша?
Как и во многих других вопросах развития ребенка, в формировании и становлении речи многое зависит от родителей. Если у малыша нет диагностируемых заболеваний, связанных с патологией головного мозга, сенсорным восприятием или нарушением функций нервной системы, то мама с папой смогут помочь малышу заговорить.
Важно! В статье речь идет о педагогической помощи детям. Если развитие малыша вызывает сомнение, следует незамедлительно обратиться к педиатру, неврологу или логопеду.
Ребенок в 2 года, который нормально развит:
- понимает речь взрослых (находит предметы на картинках, воспринимает глаголы-действия, выполняет просьбы);
- активно использует мимику;
- общается жестами;
- проявляет эмпатию (может пожалеть маму, если ей больно);
- выражает разные эмоции.
Малыш в 2 года проявляет всевозможные попытки заговорить, и родителям нужно стимулировать его желание. Его можно активно включать в разговоры взрослых:
- слушать и не прерывать ребенка;
- употреблять в общении слова «скажи», «позови», «спроси»;
- эмоционально хвалить за речевые достижения;
- говорить четко, достаточно медленно;
- вместо сложных речевых конструкций говорить короткие фразы;
- знакомить с новыми словами, давая названия окружающим предметам и игрушкам;
- комментировать все действия;
- слушать музыку;
- читать стихи и сказки.
Чтобы ребенок быстрее заговорил, он должен постоянно слышать чистую, живую, эмоциональную речь. Доказано, что малыш, у которого есть возможность наблюдать за разговорами других детей, будет проявлять повышенный интерес к общению.
Полезные занятия с ребенком
Помочь малышу заговорить поможет занятие артикуляционный гимнастикой — особым комплексом логопедических упражнений, отвечающим за развитие и лицевых мышц, и эмоций, и речи. Чтобы крохе было интересно, их нужно превратить в игру. Что нужно делать:
- показывать язык;
- вытягивать губы трубочкой;
- дуть на предметы, например, на легкие бумажные салфетки;
- пускать мыльные пузыри (только под присмотром взрослых);
- учить смыкать зубы;
- растягивать губы в улыбке.
Заниматься можно перед зеркалом или сидя с малышом друг напротив друга. Ребенок будет с удовольствием повторять все задания за мамой или папой. Заставлять не стоит, важно, чтобы малыш получал удовольствие от процесса.
Внимание важно уделить и развитию мелкой моторики. Доказано, что она влияет на запуск речи. Можно:
- делать легкий массаж ладошек и стоп, сопровождая его веселыми потешками;
- давать играть с разным по текстурам подручным материалом (песок, камни, шерсть, крупы и т.п.);
- дома ходить босиком;
- использовать коврики с разным покрытием;
- рисовать и лепить под присмотром взрослых.
Ребенку понравится играть в звукоподражание, изображая слова и действия животных. Подвижные игры на свежем воздухе также способствуют и общему развитию малыша, и его речи. Если кроха смотрит мультфильм, родителю следует его комментировать.
Вывод
Развитие ребенка происходит каждый день. Но период до 3 лет — самый важны для становления многих психо-физиологических процессов, и речь — один из них. Родителям важно, с одной стороны, не давить на ребенка, а с другой — контролировать его гармоничный рост. Поскольку каждый малыш индивидуален, важно сравнивать его достижения не с усредненными нормами, а с тем, как прогрессирует он лично. При возникновении сомнений и переживаний нужно посетить детского специалиста — невролога, педиатра или логопеда.
Источник