Нормы развития ребенка в год у невролога
Развитие ребенка первого года жизни происходит в определенных временных рамках. Ко второму месяцу жизни ваш ребенок хорошо держит голову, следит за предметом, гулит, улыбается; в 3-3,5 месяца – переворачивается на бочок; в 4,5-5 – осуществляет поворот со спины на живот, берет игрушки; в 7 месяцев – сидит, ползает с 8, в 10-11 – встает у опоры и начинает самостоятельно ходить до полутора лет.
В целом по общепринятым представлениям – отсутствие темповой задержки развития важный показатель здоровья. Но бывает и так, что при относительно неплохом психомоторном развитии возникают некоторые нарушения в общей гармонии движений, «дискомфорт», который настораживает внимательных родителей. Диапазон жалоб очень широк – от стойкого наклона головы в одну сторону с 1,5-2 месяца до значительной ассиметрии в движениях, нарушения походки после года. Конечно, грубые аномалии выявляются уже в роддоме. Например, врожденная мышечная кривошея, поражения нервов плечевого сплетения (ручка малыша «вялая», разогнута во всех суставах, приведена к туловищу), врожденная деформация стоп и т. п.
Многие другие заболевания нервно-двигательной системы, как правило, диагностируются на протяжении первого года жизни, обычно при тесном сотрудничестве невролога и ортопеда. Поэтому сейчас даже пытаются выделить нейроортопедию как самостоятельную область в медицине.
Раннее распознавание нейроортопедических проблем, нарушений в развитии костей и функций суставов очень существенно, так как по мере роста и развития ребенка проявление этих состояний может усиливаться и соответственно – больше лечебных мер потребуется, чтобы справиться с болезнью.
Первое обследование происходит, в среднем, от 1,5 до 3 месяцев. Этот осмотр «фундаментальный». Тщательно собираются сведения о течении беременности и родов, оцениваются жалобы, ребенок осматривается (не удивляйтесь, что сам осмотр занимает не так много времени – здесь длительность может утомить ребенка и угнетать его ответные реакции). Если возникают подозрения на нарушения в двигательной сфере, то при последующем осмотре (например, через 1 месяц) – самое главное, понять, усугубляются ли эти признаки. К тому же часто нам помогают и дополнительные инструментальные методы диагностики – УЗИ шейного отдела позвоночника и головного мозга, УЗИ тазобедренных суставов, рентгенография (по строгим показаниям), электронейромиографическое исследование (анализ активности мышечных и нервных волокон). Но еще раз повторяю, что многие аномалии формы тела и функций движения у маленького ребенка диагностируются четко и окончательно путем сравнения в динамике.
Остановимся на основных моментах: «на что обратить внимание?» (частый вопрос родителей). Очень трудно дать ответ в простой форме, но, чтобы было понятно, пусть звучит так:
- положение туловища
- объем движений
- наличие асимметрии в двигательной сфере.
Приведу примеры.
Когда малыш лежит на спине – его голова предпочтительно повернута в одну сторону (вынужденное положение?) В норме – голова по отношению к средней линии туловища меняется попеременно, может быть слегка согнута к груди.
Плечики малыша симметричны с двух сторон. У ребенка до 3-х месяцев предплечия могут быть слегка согнуты, кисти сжаты в кулачок, это норма. Но если при подтягивании за ручки, можно чувствовать ослабление сгибания с 2-х сторон или снижение мышечной силы на одной стороне – это нормой уже не является.
Так же обращаем внимание на ножки ребенка – не согнуты ли они сильно в тазобедренных и коленных суставах, нет ли сильного сопротивления при переодевании, пеленании, или наоборот – отмечается вялость, слабость, «переразгибание».
Вот малыш начинает переворачиваться и постоянно на один бочек (как – будто щадит другую половину тела). Берет игрушки смелее и четче одной рукой (другая «отстает»). Особенно это хорошо заметно после 5,5 – 6 месяцев.
Многим известна «поза фехтовальщика» (зависимость мышечного тонуса от поворота головы) – разогнута одна ручка и приподнята ближе к лицу, одновременно другая согнута, разница в ногах слабее, но тоже есть. В норме этот рефлекс исчезает в период от 4 до 6 месяцев жизни. Длительная его сохранность выходит за рамки нормы.
Когда малыш лежит на животе – в 4 месяца верхняя часть туловища опирается на предплечья и раскрытые ладони, ножки разогнуты в тазобедренных и согнуты в коленных суставах. К 6-ти месяцам, ножки уже разогнуты полностью. При патологии эти временные рамки значительно нарушаются.
Если грудного ребенка ставить вертикально, поддерживая «подмышки», то в 4-5-6 месяцев ножки могут быть разогнуты, и ребенок «стоит» на кончиках пальцев. Но к концу 6-7 го месяца ребенок уже опирается на всю стопу. Если же имеется переразгибание нижних конечностей со значительным их приведением, способность «стоять» на кончиках пальцев после 8 месяцев сохраняется – это симптомы заболевания.
Ребенок сидит, но мы видим, что это требует большого напряжения мышц-разгибателей – нас настораживает такая поза.
Очень ярко выглядит реакция «готовность к прыжку» (или реакция «реакция парашютиста» – прочитала в одной немецкой методичке). Она же реакция опоры верхних конечностей.
Взрослый держит ребенка за бедра и дает возможность «падать» вперед верхней части туловища. Ребенок «падает» на вытянутые ручки, в большинстве случаев с раскрытыми ладошками. В норме, проверяя это к 10-11 месяцам.
Можно многое перечислять в деталях, но основное, что надо понимать – реакции удержания туловища, реакции равновесия, четкие, целенаправленные движения, должны формироваться в определенной последовательности.
И вот наступает главное достижение ребенка – он пошел! Не только окреп его скелет и мышцы, но и ум дозрел, появилась потребность расширить границы своего «кругозора». Когда он самостоятельно, без поддержки пройдет метров 20-30 – оцениваем походку и если все хорошо, не ограничиваем потребность ходить, бегать, лазать, не забывая о постоянном чутком контроле (профилактика травм).
В дальнейшем здоровому малышу осмотры невролога и ортопеда потребуются на более 1 раза в год.
Ему предстоит теперь осваивать сложные двигательные навыки, во многом сознательно учится красоте и ловкости движений.
Источник
Доктор, посещение которого вселяет в большинство российских родителей страх, – невролог. Мамы и папы боятся, что именно этот специалист обязательно найдет какое-то неврологическое отклонение у их ненаглядного чада. И эти опасения не так уж беспочвенны — по статистике, у 90% малышей в нашей стране есть тот или иной неврологический диагноз. Всегда ли этот диагноз достоверен и так ли распространены неврологические проблемы на самом деле, родителям рассказывает известный детский врач Евгений Комаровский.
Особенности детской нервной системы
Нервная система у новорожденного претерпевает самые существенные изменения в процессе роста. Дети рождаются с незрелой нервной системой, и ей еще только предстоит сформироваться, окрепнуть. Самые интенсивные изменения приходятся на период новорожденности и первый год жизни, а потому найти те или иным неврологические симптомы у малыша в 2 месяца или в 6 месяцев любому доктору-неврологу не составит никакого труда.
В период становления функций нервной системы не все идет гладко, говорит Евгений Комаровский, отсюда и непонятный крик по непонятному поводу, спазмы и тики, икание и срыгивание, которые доставляют столько переживаний родителям и богатую пищу для деятельности докторов.
Если мамы поймут всю серьезность происходящих с ребенком процессов, вопросов, страхов и сомнений станет значительно меньше.
Головной мозг новорожденного по сравнению с телом довольно большой, по мере роста чада пропорции меняются, усложняется структура мозга, появляются дополнительные борозды.
Самые активные перемены происходят в период с рождения до 5 месяцев.
Спинной мозг и позвоночник у крохи растут неравномерно, и их рост выравнивается в своих темпах только к 5-6 годам. Скорость передачи нервных импульсов в нервной системе ребенка иная, чем у взрослого, и в соответствие с маминой и папиной она придет только к 6-8 годам.
Некоторые рефлексы, которые есть у новорожденного, уходят со временем и уже к году от них не остается следа, им на смену приходят рефлексы постоянные. Органы чувств у новорожденных функционируют с первых минут после появления на свет, но не так, как у взрослых. К примеру, четко видеть малыш начинает примерно в 1,5-2 месяца, а хорошо слышать он может уже на третий день после рождения.
Неврологические проблемы
Когда мамы с жалобами на дрожащий подбородок чада, на трясущиеся ручки или регулярную икоту приходят к врачу, тот прекрасно понимает, что в 99% случаев такие симптомы являются вариантом нормы, учитывая интенсивный процесс совершенствования нервной системы. Доктор знает, что эти маленькие «неприятности», скорее всего, пройдут сами по себе, и возможно, уже очень скоро. Но он, по мнению Комаровского, не хочет брать на себя ответственность за вашего ребенка, а потому ему проще сказать, что трясущийся подбородок — неврологический симптом, и назначить определенное лечение, от которого вреда не будет (массаж, плавание в надувном круге на шею, витамины).
Реальные проблемы неврологического плана, конечно, существуют, и они все без исключения являются очень серьезными, говорит Комаровский, но встречаются они всего у 4% детей.
Поэтому большинство неврологических диагнозов, поставленных малышам неврологами в поликлинике на очередном плановом осмотре, мало что общего имеют с настоящими заболеваниями.
Хуже всего, если доктор назначает ребенку медикаменты для устранения неврологических симптомов, которые по большому счету существуют только на бумаге.
Реальных ситуаций, когда такие таблетки нужны — не более 2-3% от всех установленных диагнозов. Но принимают их все, кому они прописаны.
Эффективным медикаментозное лечение Комаровский считает только для детей первого месяца жизни, если у них действительно в процессе родов возникли серьезные нарушения. Затем даже им показаны только массаж и физиопроцедуры.
Когда проблема действительно существует?
Внутричерепное давление — диагноз, который очень любят ставить детям в российских поликлиниках. Тогда, когда оно действительно есть, ребенок нуждается в срочной госпитализации, а не в домашнем лечении таблетками, говорит Комаровский. Если ребенок весел, бодр, активен, общителен, не надо лечить ему внутричерепное давление, поскольку его с огромной долей вероятности, вообще нет.
Самая частая жалоба, с которой родители обращаются к детскому неврологу, – ор ребенка.
С этого в большинстве случаев и начинается поиск заболевания, которое, скорей всего, будет найдено.
Комаровский призывает мам перестать искать болезни у чада и просто понять, что для крика у ребенка есть масса других причин — голод, жара, желание общаться, желание обратить на себя внимание, неудобный подгузник и так далее. Все эти причины не имеют никакого отношения к неврологическим заболеваниям.
К больным причисляют очень активных детей, им немедленно ставят диагноз «гиперактивность», нездоровыми считают и спокойных и медлительных ребятишек, им ставят клеймо «заторможенность», неврологическими проблемами пытаются объяснить плохой сон и аппетит. Делать этого не надо, говорит Евгений Комаровский, поскольку настоящие неврологические болезни случаются редко, и звучат они грозно, пробиотики и гимнастика их не лечат.
К ним относятся эпилепсия, детский церебральный паралич, неврозы разной степени выраженности, болезнь Паркинсона, энцефалопатия, патологические непроизвольные нервные тики и другие состояния, многие из которых имеют врожденный характер.
Советы доктора Комаровского
Не нужно сравнивать своего ребенка с другими детьми и существующими в теории нормами развития малышей. Ваш ребенок — личность, которая развивается в соответствии со своими внутренними «настройками», они сугубо индивидуальны.
Лучшая профилактика, а заодно и лечение неврологических якобы «проблем», которые существуют только на бумаге врача и в головах у беспокойных мамы и бабушки, – правильный образ жизни ребенка.
Длительные и регулярные прогулки, купание, закаливание, разумное питание (без перекорма), удобный для мамы и ребенка режим дня, который неукоснительно соблюдается, укрепляющий массаж каждый день, помогут справиться и с гиперактивностью, и с дрожащим подбородком, и нарушениями сна у ребенка.
Не допускайте передозировки кальция и витамина D, поскольку такие состояния действительно могут вызывать определенные проблемы с нервной системой. Об этом более детально следует поговорить с лечащим педиатром, который определит необходимые дозировки для вашего конкретного ребенка, учитывая возраст, вес и состояние здоровья малыша.
Подробнее о мнении доктора Комаровского о неврологических проблемах у детей вы узнаете из следующего видео.
Источник
Я тут недавно ознакомилась с занятной статейкой своей коллеги-педиатра Зули (https://zulfia.livejournal.com/, ее страничка). На основе ее статьи, используя и другие материалы, попытаюсь описать основные вопросы, касающиеся посещения невролога, тех страшных диагнозов, которые малышкам порой пишут, и все что с этим связано.
Тема крайне актуальная. С одной стороны, у детей бывают и ДЦП, и последствия тяжелых родовых травм, и гидроцефалия. Ребенок на первом году жизни нуждается в наблюдении невролога. С другой стороны, у ребенка нет, и не может быть ПЭП (перинатальная энцефалопатия), «небольшого тонуса» и «небольшого повышения внутричерепного давления».
Диагноз перинатальная энцефалопатия по сути своей не говорит ни о чем — в переводе он означает «энцефало» — голова, «патия» — нарушение, или если удобнее «что-то с головой», перинатальная – происшедшая в родах или сразу после них. В медицине часто так бывает, когда врач не знает, что точно с органом происходит он ставит загадочный диагноз «–патия». Соответственно, отсюда вытекает то, что что-то с головой соответственно каким-то (на усмотрение каждого конкретного доктора, кто какие использует) лекарством полечить. Что лечить будем? Возможно и доктора, и родителей, но точно не ребенка.
Кроме того, ребенок на первом году жизни в условиях поликлиники в «неврологических» лекарствах не нуждается. Все лекарства — только в больнице.
Вот и как тут быть?
Пожать плечами и выучить наизусть следующее:
1. Невролог нужен хороший. Лучше никакого невролога, чем плохой. Я думаю хорошего невролога нужно искать не по рекламным объявлениям, а по рекомендациям тех родителей, которые имеют обширный положительный опыт общения с докторами.
2. У младенцев незрелый головной мозг. Он будет расти и развиваться очень активно на протяжении всего первого года жизни. Поэтому запомните, что:
— расширение желудочков и межполушарной щели на НСГ;
— гиперактивность;
— упорные срыгивания после каждого приема пищи;
-«мраморность» кожи (на фоне белой кожи хорошо видны красненькие и синенькие полосочки — сосуды), кожный рисунок напоминает разводы на мраморных плитах;
-вставание «на цыпочки» и ходьба «на цыпочках»;
— тремор (дрожание) подбородка в покое или при плаче;
— тремор кистей рук при плаче или испуге;
— «таращание» глаз или по-другому, глаза на выкате и симптом Грефе (закатывание глаз вверх так, что виден белок);
-влажные и/или холодные кисти и/или стопы, даже если ребенок адекватно одет;
-выбухающий при крике, пульсирующий родничок;
-большой размер родничка или маленький родничок;
-быстро, или наоборот, медленно зарастающий родничок;
-метеочувствительность.
Все это — варианты нормы! Это не надо лечить. За этим можно только наблюдать. Наблюдать должен невролог, и если нет невролога – участковый педиатр.
3. Все дети – разные, и соответственно и развиваются по-разному. При оценке психомоторного развития ребенка надо смотреть на крайние сроки того, когда должен появиться тот или иной навык.
Вот короткий вопросник, ориентируясь по которому, вы можете вовремя заметить те или иные тревожные симптомы и обратить на них внимание врача. Серьезными отклонениями от нормы считаются те, что превышают один-полтора месяца.
1. Когда ребенок начал держать голову? В 1-1,5 мес.
2. Когда начал переворачиваться? В 3-4 мес., хорошо вертеться – к 6 мес.
3. Играл ли с ногами (хватал, засовывал в рот)? В 6-7 мес., особо развитые дети – в 3-4 мес.
4. Когда сел? В 6-8 мес. Из положения на спине это происходит раньше, и положения на четвереньках – позже, но оба варианта считаются нормой.
5. Когда пополз? Как ползал? В 7-8 мес. Сначала раскачивался, стоя на четвереньках, пополз назад, потом вперед. Нормой также считается, если ребенок начал ползать по-пластунски, а потом встал на четвереньки.
6. Когда встал без опоры? В 9-11 мес.
7. Когда пошел без поддержки? В 9-18 мес.
Представляю потрясающую таблицу по развитию младенцев. — https://mama.pp.ru/razv.html
Таким образом — это нормально, если ребенок еще не держит голову в 1 мес. Тревогу надо бить, если он и в 2 месяца голову не держит.
4. Дети, также как и взрослые, существа с двусторонней симметрией. Т.е. у них есть правая сторона и левая сторона. И, как правило, одна из этих сторон сильнее, чем другая. Спорим, что, если Вы правша, то правая сторона у Вас сильнее? Сильнее, правда? Что же, поздравляю, у Вас «тонус»! Тонус не надо лечить лекарствами. Ребенку можно делать массаж, тогда разница между сторонами станет меньше. А можно и не делать. В плане общеоздоровительного массажа все зависит только от доброй воли родителей. А комплексы детского массажа сейчас можно найти в любом детском журнале, причем там будутподробные описания. И даже цветные картинки.
5. Если невролог назначает ребенку в поликлинике какие-то препараты, кроме Элькара, микстуры с цитралью(микстура с цитралью — старое, еще довоенное средство. Готовится в аптеке, на заказ. Состав:
Р-р цитраля 1% — 1,0; стугерон, кавинтон, трентал, интестинон, https://www.who.int/childgrowth/standards/second_set/tr2chap_3.pdf
Голова измеряется сантиметром. Сзади — по затылочным буграм, спереди — по лобным. В 4 месяца объем груди и объем головы становится одинаковым, затем объем груди становится больше объема головы.
Можно ставить только после осмотра глазного дна у окулиста или компьютерной томографии. На глазном дне, при наличии повышенного внутричерепного давления, выявляются застойные диски зрительных нервов.
9. Также важно запомнить, что гомеопатия ребенку для лечения неврологических проблем, настоящих или мнимых, тоже не нужна!!! Ни сделанная на заказ, ни, тем более, купленая готовой (Неврохель, https://www.ourbaby.ru/articles/article.aspx?id=1415.), выбухание и напряжение родничка, расхождение швов между костями черепа. Возможны судороги, при длительно сохраняющемся патологическом процессе — умственные нарушения, слепота, параличи.
Надо помнить, что ОТДЕЛЬНО каждый из перечисленных признаков НЕ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ о повышении ВЧД.
Внимание! Если у ребенка действительно повышено внутричерепное давление, то ему нужна срочная госпитализация, т.к. речь идет об угрозе жизни!
Не являются признаками повышения ВЧД:
— расширенные желудочки, межполушарная щель и другие отделы ликворной системы на нейросонограмме (НСГ) или томограммах;
— нарушения сна и поведения;
— гиперактивность, дефицит внимания, вредные привычки;
— нарушения психического, речевого и моторного развития, плохая успеваемость;
— «мраморный» рисунок кожи, в том числе на голове;
— носовые кровотечения;
— «пальцевые вдавления» на рентгенограмме черепа (хотя раньше это считалось одним из ведущих признаков).
— тремор (дрожание) подбородка;
— ходьба на цыпочках;
Все это — варианты нормы! Это не надо лечить. За этим можно только наблюдать. Наблюдать должен невролог, и если нет невролога – участковый педиатр.
Источник