Нормы развития ребенка детский сад

Нормы развития ребенка детский сад thumbnail

Возрастные особенности психического развития детей раннего возраста (2 – 3 года).

В раннем возрасте ребенок при помощи взрослого усваивает основные способы использования предметов.

Основными направлениями развития детей на третьем году жизни являются:

– становление продуктивного целеполагания

– развитие речевого общения

– формирование неагрессивного взаимодействия между детьми.

У  ребенка начинает активно развиваться предметная деятельность, совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно – действенное мышление.  Общение ребенка и взрослого носит ситуативно – деловой характер.

Продолжается развитие всех органов и физиологических систем, совершенствуются их функции. Ребенок становится более подвижным и самостоятельным. Расширяется круг общения за счет менее знакомых взрослых и сверстников. Общение, овладение предметными действиями, приводит ребенка к активному освоению языка, подготавливает его к игре.  Под влиянием предметной деятельности, общения и игры в раннем возрасте развиваются восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы.

В ходе совместной предметной деятельности со взрослым продолжает развиваться понимание речи. слово отделяется от ситуации и принимает самостоятельное значение. Интенсивно развивается активная речь детей. К третьему году жизни речь становиться средством общения ребенка со сверстниками.

Развитие предметной деятельности подготавливает ребенка к игре. Он хочет все делать сам – в своей самостоятельной сюжетно – отобразительной игре воспроизводит с помощью предметов – заместителей отдельные простые события повседневной жизни; много и разнообразно играет.

Вместе со взрослым ребенок участвует в несложных обучающих и подвижных играх, которые в свою очередь обогащают его самостоятельную сюжетно  – отобразительную игру.

В конце раннего возраста возникают предпосылки развития ролевой игры. Ребенок уже многое знает и умеет, хочет быть не просто «повелителем» вещей», но и распорядителем отношений, т.е. взять на себя какую-либо  роль.

В игре впервые появляется инициатива ребенка в постановке и решении игровой задачи, а это является признаком творческого начала в его деятельности.

Возрастные особенности психического развития детей

 младшего дошкольного возраста (3 – 4 года).

В младшем возрасте происходит дальнейший рост и развитие детского организма, совершенствуются его физиологические функции и процессы. Активно формируется костно – мышечная система.

На четвертом году жизни в число основных направлений психического развития входят:

– становление образа Я – осознанных представленпй о себе и устойчивого отношения к себе

– дальнейшее развитие продуктивного целеполагания

– взаимоотношения со сверстниками.

В период от 2,5 до 3,5 лет ребенок переживает так называемый кризис трех лет. Он впервые начинает осознавать себя отдельным человеческим существом, имеющим собственную волю. Дети борются за самостоятельность и уважение к себе, но в то же время ожидают, что взрослый будет их направлять и поддерживать.

На четвертом году жизни продолжается развитие продуктивного целеполагания. Между отдельными целями появляется связь. Появляется интерес к образцам и возможность воспроизводить их.

Трехлетний ребенок – неутомимый деятель. Он с удовольствием будет заниматься любым продуктивным трудом. В то же время он еще не способен выслушивать долгие рассказы о чем-то, что он не может непосредственно воспринимать. Он активно познает и исследует то, с чем он может практически действовать. Его способность наблюдать, делать простейшие выводы стала более совершенной.

Ребенок начинает получать удовольствие от того, что он что-то умеет, гордится своими умениями. Интерес к средствам и способам практических действий создает в этом возрасте уникальные возможности  для становления ручной умелости. Если в 2 года ребенок доволен любым результатом работы, то в 3 года он становится более критичным, более реально оценивает их, сопоставляя результат с образом цели.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают заменителями других.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игре. Они скорее играют рядом, чем вступают в активное игровое взаимодействие.  

В этом возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательно управление поведением только начинает складываться, во многом поведение ребенка еще ситуативно.  Продолжает развиваться половая идентификация детей, что проявляется в характере выбираемых сюжетов и игрушек.

Возрастные особенности психического развития детей

среднего дошкольного возраста (4 – 5 лет).

Пятый год жизни существенно отличается как от предшествующего – младшего дошкольного возраста, так и от последующего – старшего. Этот возраст является сензитивным для развития детской любознательности.

К четырем годам речь ребенка становиться для него средством общения, средством выражения своих мыслей и рассуждения. Это открывает новые возможности, как для познания мира, так и самостоятельной организации совместной деятельности со сверстниками, в первую очередь игры.

Существенно увеличивается значение речи как способа передачи разнообразной информации. Рассказ становится теперь эффективный способам расширения кругозора детей. Четырехлетний ребенок часто задает вопрос «Почему?». Ему становятся интересны внутренние связи явлений, и прежде всего причинно – следственные отношения. Дети пробуют строить и свои первые умозаключения.

Еще одна особенность этого возраста – буйный расцвет так называемых фантазий. Именно на пятом году жизни дети начинают рассказывать невероятные истории.

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются игровые взаимодействия.  Они указывают на то, что ребенок начинает отделять себя от принятой роли. Игровые действия начинают выполняться не ради самих действий, а ради смысла игры.  Происходит разделение игровых и реальных взаимодействия детей.

Эмоциональные реакции детей становятся более стабильными, уравновешенными.  Если у ребенка нет актуальных причин для переживаний – это жизнерадостный человечек, который преимущественно прибывает в хорошем расположении духа. Дети не так быстро и резко утомляются, они становятся психически более выносливы (что связано в свою очередь и с возрастающей психической выносливостью).

У детей этого возраста начинает складываться произвольное запоминание, развивается образное мышление.

Изменяется характер общения ребенка со взрослым – ведущим становится познавательный мотив. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной похвала. Это приводит к повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость  представляет сособй возрастной фенромен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляется конкурентность, соревновательность, что ведет к детализации образа Я ребенка.

Основными направлениями развития ребенка этого возраста являются:

– способность оперировать в уме представлениями о предметах и событиях, т.е. выполнение внутренних, а не только практических внешних действий

– новые взаимоотношения со сверстниками.

Возрастные особенности психического развития детей

старшего  дошкольного возраста (5 – 7 лет) 

В старшем дошкольном возрасте лет в психике ребенка наблюдаются принципиально новые образования:

– произвольность психических процессов (восприятия, внимания, памяти)

– изменения в образе «Я»

– особенности общения сверстников.

        На шестом году жизни  в детских целях  появляется другое содержание. Дети стараются как-то повлиять на себя самого, свою память, внимание, восприятие, для того, чтобы овладеть и управлять ими. Это новое изменение в деятельности и её целях и есть произвольность психических процессов, которая характеризуется следующим:

  • Осуществление того или иного психического процесса становиться целью  (запомнить, говорить и пр.)
  • Ребенок осознает эту цель, т.е. отдает себе отчет в том, что он именно запоминает поручение, обдумывает ответ на загадку, и т.д.
  • Психические процессы как бы отделяются от практической деятельности и общения, частью  которых они прежде были (ребенок играет и попутно запоминал названия машин). Они становятся самостоятельными.

Изменения в образе Я связаны с тем, что после 6 лет наряду с представлениями о том, каков ребенок на сегодняшний день, т.е. Я – реальное, появляются представления о том, кем и каким он хотел бы быть, – Я –идеальное, и представления о том, кем и каким он не хотел бы быть ни в коем случае, – Я – отвергаемое. Разумеется, этот процесс еще только зарождается, и потому имеет несколько специфичные формы.  Так. Я – идеальное у дошкольника приобретает форму желания быть похожим на какой-либо персонаж сказки, фильма, знакомого человека. Ребенок может воображать себя этим персонажем. Не играть его роль, а именно воображать, приписывая себе его качества.

Появление Я-идеального является психологической предпосылкой становления учебной мотивации.

        Еще одно важное событие, происходящее в психике детей 5-7 лет – это изменения в общении со сверстниками. В этом возрасте сверстник приобретает по-настоящему серьезное значение в жизни каждого ребенка.  В группе возникают симпатии и антипатии.

Продолжается половая идентификация детей со взрослыми.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности, структурированием игрового пространства, высокой продуктивностью изобразительной деятельности,  применением обобщенных способов обследования предметов. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов, развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств, развиваются умения обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Источник

Физическое и речевое развитие ребенка связаны со многими причинами. Состояние здоровья, обстановка в семье, некоторые наследственные факторы оказывают влияние на способности малыша. Необходимо знать нормы развития ребенка по месяцам и годам, чтобы вовремя заметить отклонения и принять меры по их исправлению. Отставание от средних показателей может говорить о заболевании или индивидуальной особенности ребенка. Педиатры основываются на стандартах, наблюдая за развитием маленького пациента. При значительных отклонениях потребуется дополнительная консультация узких специалистов.

Нормы развития в 1-3 месяца

Новорожденный общается с материю с помощью крика. Если ребенок хочет есть, ему некомфортно или холодно, то он зовет маму. Но к концу первого месяца грудничок начинает реагировать на материнский голос, прислушивается к нему. Его ручки пока двигаются хаотично, а ножки имитируют в воздухе движения ходьбы. В этом же возрасте ребенок пытается держать голову.

В 2 месяца малыш улыбается. Эту реакцию вызывает голос мамы, легкие поглаживания. В крике и когда он гулит, четко слышатся гласные звуки а, е, и. Активное общение матери с ребенком способствует развитию его речи. Малыш с интересом разглядывает зеркало. Затихает при виде отражения или становится более активен.

Нормой развития детей в 2 месяца считается способность поднимать и удерживать головку в вертикальном состоянии. Вестибулярный аппарат развивается. Малыш пытается схватить предмет. Если игрушка попала в его руки, то забрать становится сложно.

В 3 месяца появляется “комплекс оживления”. Ребенок машет ручками и ножками при появлении мамы, издает разные звуки, по которым можно определить радуется он или сердится. Успешно держит головку в течение 2-3 минут, на животике поднимается на локти. Может перевернуться. Движения не имеют четкой координации, но оставлять одного на диване его уже опасно.

Нормы развития ребенка до года

Развитие малыша 4-6 месяцев

В 4 месяца мышцы шеи становятся крепче. Ребенок уже хорошо держит голову и с интересом осматривает окружающих. Он может опираться на локти, переворачиваться с животика на спинку. Его движения становятся целенаправленными. Он хватает игрушки, перекладывает из одной руки в другую. Ребенок узнает близких людей, улыбается, когда с ним разговаривают. В речи появляются согласные звуки. Специалисты называют это агуканьем. При посторонних настораживается. Возрастные нормы развития ребенка четвертого месяца:

  • Рассматривает отражение в зеркале.
  • Следит за движущимися игрушками.
  • Приподнимает ягодицы над столом, когда лежит на животике.
  • Берет родителей за палец и делает попытки подтянуться из положения лежа.
  • Уверенно придерживает мамину грудь, бутылочку.
  • Вес мальчиков к этому возрасту достигает 6-7 кг, а рост – 60-63 см.

В 5 месяцев ребенок отличает маму на расстоянии нескольких метров. Некоторые малыши делают первые попытки ползать. Лежа на животе, ребенок опирается на ладони, вытягивается посмотреть что-то интересное. Расстраивается когда мама уходит. Чему научился ребенок к концу месяца:

  • Произносит первые слоги.
  • Стоит на ногах при поддержке взрослого.
  • Играет с родителями.
  • Может появиться первый зуб.
  • Прибавка в весе 650-700 гр, в росте – 2 см.

В 6 месяцев мама понимает по интонации ребенка, что ему требуется. Он плачет, когда хочет есть, когда он мокрый или просто хочет общения. Малыш умеет сидеть на руках у родителей. Делает первые попытки ползти. Нормы развития детей в полгода:

  • Знает свое имя.
  • Может немного проползти на животе.
  • Активно занимается с игрушками, разглядывает их, берет в руки, кладет на место.
  • Радуется музыке и издающим звуки игрушкам.
  • Малыш за месяц должен прибавить в весе 650 гр, а подрасти на 2 см.

Нормы речевого развития детей

Развитие ребенка 7-9 месяцев

В 7 месяцев у ребенка проявляется характер. Малыш может определить некоторые предметы, указать на них, когда родители об этом просят. На незнакомых людей реагирует плачем. Поднимается на ножки, держась за опору. Подолгу гулит, использует интонацию при общении с мамой. Уверено сидит, рассматривает картинки, с удовольствием слушает чтение книжки. Основные моменты развития ребенка в 7 месяцев:

  • Садится с помощью взрослого или самостоятельно, придерживаясь рукой за опору.
  • Уверенно сидит.
  • Играет, делает “ладушки”.
  • Гулит, растягивая звуки.
  • Малыш к этому возрасту вырос еще на 2 см, а потяжелел на 600 гр.

в 8 месяцев ребенок начинает активно передвигаться по квартире, ползает, ходит вдоль опоры. Определяет знакомых людей среди других, узнает родителей на фотографии. Может сам держать ложку, по просьбе поднять игрушку. Повторяет одинаковые звуки. По окончании месяца ребенок умеет:

  • Ходить вдоль опоры.
  • Ориентируется в квартире, находит нужные предметы.
  • Отказывается сидеть все время в кроватке, стремиться изучать новое.
  • Активно гулит, повторяет звуки, некоторые дети произносят первый слова: “мама”, “дай”, “ту-ту”.
  • Вес, в среднем, увеличился на 550 гр, а рост – на 2 см. Малыши должны весить 8,1 – 8,5 кг. Их рост достигает 68-71 см.

К 9 месяцам многие дети делают первые шаги с поддержкой, уверено ходят вдоль опоры, могут самостоятельно встать с пола. Они с интересом играют со взрослыми и самостоятельно. Нормы развития детей в 9 месяцев:

  • Садятся самостоятельно.
  • Активно ползают.
  • Показывают знакомые предметы.
  • Понимают слово “нельзя”.
  • Разговаривать на своем языке, отчетливо произносят некоторые слова.
  • Вес увеличивается на 500 гр, а рост – на 1,5 см.

Нормы развития в 10-12 месяцев

В 10 месяцев малыши начинают делать первые самостоятельные шаги, пытаются оторваться от опоры или идут, держась одной рукой за палец родителей. При необходимости ребенок может присесть, взять игрушку и с ней пойти дальше. Его привлекают пирамидки, музыкальные игрушки, юла. Он может увлечься перебиранием колечек, переворачивает листы картонной книги, интересуется другими детьми, вслушивается в разговор, отвечает звуками на речь мамы. Находит игрушки, которые просит мама. Нормы развития ребенка до года:

  • Делает шаги без поддержки.
  • Уверенно ползает на коленках.
  • Выкидывает игрушки из кроватки.
  • Находит на лице глазки, носик.
  • Прибавляет в весе за месяц 450 гр, подрастает на 1,5 см.

В 11 месяцев ребенок с любопытством изучает окружающий мир, обследует найденные предметы, облизывает их. Находит спрятанную игрушку, а на картинке заданный предмет. Стоит без опоры, ходит без поддержки. Танцует под музыку, радуется веселью родителей. Произносит осознано первые простые слова. Показывает части тела. Он уже научился:

  • Активно вставать, садиться, ходить.
  • Различать похвалу и наказание.
  • Показывать на предмет, который ему необходим.
  • Махать рукой “привет” и “пока”.
  • Брать пальчиками мелкие предметы.
  • Малыш еще подрос на 1,5 см, прибавил в весе 400 гр.

в 1 год подводят итоги. Это уже маленькая личность. Маленький человечек выражает желания, понимает речь, пытается отвечать. Уверено ходит без опоры. Произносит первые слова, обозначающие действие. Нормой развития ребенка до года считаются:

  • Способность пройти самому небольшое расстояние.
  • Поднять с пола предметы.
  • Перешагивать через порог.
  • Находить нужные предметы.
  • Звать маму.
  • Произносить много простых слов: “мама”, “баба”, “папа”, “ляля” и так далее.
  • К году малыши должны весить 9,8-10,6 кг. Их рост должен составлять 72-76 см. Небольшие отклонения от этих цифр также считаются нормой, если дети при этом активны, здоровы, правильно развиваются.

Возрастные нормы развития ребенка

Развитие ребенка 1-1,5 лет

К году вес ребенка увеличивается, в среднем, в 3 раза, а рост – на 25 см. Теперь это подросший самостоятельный человечек. Ребенок может активно ходить.

Желание все делать самому приводит к активным действиям. Малыш держит ложку, ест сам, иногда руками. Во время одевания дает маме ручку. Знает назначение предметов. Расческу и мамин телефон использует по назначению.

Нормы психического развития детей и физической активности:

  • Пользуется сам ложкой.
  • Выполняет простые просьбы родителей.
  • Поднимается по ступенькам, держась за руку мамы.
  • Разговаривает на своем языке.
  • Показывает желаемый предмет.
  • Играет в “ладушки”.
  • Произносит осознано некоторые слова.
  • Громко смеется.
  • Понимает реакцию родителей.
  • Пьет из чашки.
  • Кивает головой, говоря “да”.
  • Рисует карандашом.
  • Снимает носки.
  • Играет без взрослых.
  • Катает мячик.
  • Складывает игрушки в коробку.
  • Помогает маме мыть полы или протирать пыль.
  • Ходит за руку или самостоятельно.

К 1,5 годам к предыдущим навыкам добавляются новые. Ребенок умеет:

  • Уверенно ходить.
  • Проявлять недовольство.
  • Устраивать истерику, если не добился желаемого.
  • Изучать новые предметы, забираться на стул, диван.
  • Снимать штаны, кофту.
  • “Кормить” кукол.
  • Чистить зубы.
  • Периоды дневного сна сокращаются до 1 раза.
  • Малыш произносит первые простые предложения.

В 18 месяцам средний вес ребенка составляет 11,5 кг, рост – 81 см.

Нормы психического развития детей

Нормы развития от 1,5 до 2 лет

После 1,5 лет темп роста ребенка замедляется. На первое место выходит интеллектуальное развитие. Какие нормы физического развития у детей в 18-20 месяцев? Он умеет:

  • Открывать шкафы.
  • Строить башню из кубиков.
  • Собирать пирамидку.
  • Подражать взрослым.
  • Мыть руки, умываться.
  • Раздеваться.
  • Проситься на горшок.
  • Знать все части тела, уметь показать их.
  • Произносить до 50 слов.
  • Говорить несколько предложений.

Небольшие отклонения бывают из-за индивидуальных особенностей ребенка. Если большую часть малыш выполняет, то повода для беспокойства нет.

В 2 года ребенок уже может ходить в детский сад, поэтому он должен обладать следующими навыками:

  • Проситься в туалет, “аварии” еще случаются, но он должен понимать позывы.
  • Собирать пазлы из 2-4 частей.
  • Надевать шорты и футболку.
  • Снимать одежду.
  • Понимать “холодно – горячо”, “большой-маленький”.
  • Прыгать, бегать, подниматься по лестнице.
  • Различать людей по половой принадлежности.

Нормы речевого развития детей лет с 2 меняются, словарный запас ребенка увеличивается стремительно. Он может запоминать до 10 слов в день, понимать и произносить их.

Развитие ребенка в 2-3 года

В этом возрасте дети, как правило, адаптируются к детскому коллективу. Мамы выходят на работу, а ребенок становится более самостоятельным и независимым. Нормы развития ребенка в 3 года:

  • Он может легко спускаться и подниматься по лестнице.
  • Одеваться и раздеваться.
  • Забираться на гимнастическую стенку.
  • Пинать мяч.
  • Ходить на горшок.
  • Рисовать прямую линию.
  • Вырезать ножницами.
  • Строить пирамиды.

Психоэмоциональное развитие не стоит на месте. Нормы речевого развития ребенка в этом возрасте таковы, что он может:

  • Называть и показывать части тела и лица.
  • Определять предметы и животных, которые умеют плавать, летать, бегать.
  • Составлять предложения из 4-5 слов.
  • Понимать речь взрослых.
  • Выполнять сложные двойные просьбы.
  • Учить четверостишия.
  • Рисовать.
  • Строить.
  • Взаимодействовать с другими детьми.
  • Различать основные цвета.
  • Использовать вежливые слова.
  • Задавать вопросы.
  • Работать с пластилином.

Нормы развития ребенка 3 года

Нормы развития в 3 – 4 года

Ребенок вступает в дошкольный возраст. Он уже взаимодействует со взрослыми и сверстниками, умеет бегать, прыгать, выполнять различные действия. Возможно, он пытается манипулировать взрослыми. Многие дети в этом возрасте берутся выполнять задачи, с которыми не могут справиться. Малыши проходят очередную ступень эмоционального развития. За этот год нормой развития детей считается их умение:

  • Находить несоответствие в картинках.
  • Определять сходства и различия предметов.
  • Считать до 3.
  • Показывать геометрические фигуры.
  • Сравнивать предметы по величине и форме.
  • Определять “много-мало”, “высокий – низкий”.
  • Запоминать 2 – 3 картинки.
  • Повторять многие движения за взрослым.
  • Описывать картинки.
  • Называть имя и фамилию.
  • Определять основные действия человека.
  • Говорить громко и тихо.
  • Называть животных.
  • Сортировать предметы по признакам.
  • Знать названия некоторых птиц и животных.
  • Определять овощи, фрукты, ягоды.
  • Различать периоды суток.
  • Раскрашивать картинки.
  • Рисовать различные линии, точки.
  • Соблюдать правила гигиены.
  • Называть основные явления природы.

В кризис трех лет родители должны соблюдать спокойствие. Это явление временное, скоро ребенок снова станет спокойным, научится правильно общаться со взрослыми и сверстниками.

Нормы речевого развития детей лет

Развитие в 5-7 лет

В этом возрасте ребенок учится контролировать поведение и эмоции. Дети должны уметь слушать педагога, выполнять задания. Нормы развития ребенка в 5 лет предполагают их умение выполнять такие действия:

  • Решать простые задачи и головоломки.
  • Считать до 10.
  • Отвечать на вопросы “сколько”, “который”.
  • Определять форму объемных предметов.
  • Разделить квадрат или круг на количество заданных частей.
  • Продолжить цепочку заданных предметов.
  • Находить лишний предмет.
  • Составлять рассказ по картинке.
  • Придумывать продолжение истории.
  • Сортировать предметы по признакам.
  • Называть имя, фамилию, адрес, знать полные имена родителей.
  • Пользоваться интонацией, выражать эмоции и настроение.
  • Уметь делать выводы, отстаивать свою точку зрения.
  • Вести диалог.
  • Учить стихи.
  • Различать бытовые предметы и определять их назначение.
  • Знать явления природы.
  • Запоминать имена героев сказок.
  • Строить сложные фигуры из конструктора.

Ребенок может плохо реагировать на смену места жительства или режим дня. В этом возрасте происходит совершенствование его нервной системы. Дошкольник становится самостоятельным, на него возрастает эмоциональная нагрузка.

Нормы развития ребенка по месяцам

Советы педиатров

Наблюдая за развитием малыша, родители не должны нервничать из-за небольших отклонений, если таковые имеют место. Чаще всего в основе лежит генетическая предрасположенность. Отстающий по росту ребенок может обогнать сверстников в подростковом периоде. Если у малыша родители невысокие, то не стоит ждать, что дети будут выше средней нормы.

Ребенок должен жить в собственном ритме. Для успешного обучения не стоит торопить малыша. Сон ребенка должен соответствовать его возрасту. Не следует в выходные дошкольника лишать дневного отдыха.

Соблюдать режим дня, включить элементы закаливания, подвижные и спокойные игры, доступную работу по дому – это необходимые составляющие воспитания детей и ухода за ними.

Нормы и отклонения в развитии ребенка являются условным фактором. Врач должен заметить при осмотре, соответствует ли малыш возрасту. Только специалист определит, стоит ли принимать меры.

Источник