Нормы развития психических процессов ребенка 3 4 лет

Нормы развития психических процессов ребенка 3 4 лет thumbnail

Возрастные особенности психического развития детей 3-4 лет.

В младшем дошкольном возрасте (3–4 года) происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками.

Возраст с 3 до 4 лет – один из важнейших периодов развития, протекающих критически (1-й возрастной криз). В этом возрасте, как и в последующие критические периоды, ребенок становится капризным, ранимым, непослушным, повышенно утомляемым, раздражительным, упрямым, протестующим против власти взрослых, подверженным психогенным срывам.

Отмечаются также внутренняя дискомфортность, напряженность, большая чувствительность к депривации (потери, лишение), вызывающей фрустрацию (разочарование, тревога, раздражение, отчаяние).

В это время особенно опасно подавлять растущую активность ребенка, способствовать дефициту общения и эмоционального контакта. Последнее может привести к аутизму (замкнутость), речевым расстройствам (задержка развития речи, отказы от общения, речевого контакта).

Самым ценным новообразованием этого возраста является желание ребенка сделать что-то самостоятельно. Он начинает говорить: «Я сам».

В этом возрасте ребенок может несколько завышать свои возможности и способности (т. е. самооценку), но уже многое он может делать самостоятельно. Ребенок нуждается в общении, ему необходимы одобрение взрослого, появляются новые успехи, желание стать лидером.

Взрослые на этом этапе, сами того не желая, могут порождать трудности в воспитании и своими неумелыми действиями тормозить развитие личности ребёнка. Психологи отмечают, что упрямство не возникает в тех случаях, когда между требовательностью и уважением взрослых существует равновесие.

Опасно, если кризис затягивается, заходит слишком далеко. В этих случаях упрямство, капризы, негативизм могут перерасти в устойчивую форму поведения, появится строптивость, и избавиться от них будет не так-то легко. Чтобы этого не случилось, родителям следует вовремя изменить своё отношение к ребёнку с учётом возросших его возможностей и стремления к самостоятельности, проявить тактичность. Это помогает смягчить кризис, преодолеть нежелательные формы поведения ребёнка, не дать им закрепиться, перейти в привычку. Стремление ребенка быть таким, как взрослые, может найти наиболее полное выражение только в форме игры. Поэтому кризис 3 лет разрешается путем перехода ребенка к игровой деятельности.

Возрастные нормы психического развития детей 3-4 лет.

К 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации «как будто».

В 3—4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен воссоздать образы, взятые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.

Память дошкольника 3—4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.

Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.

В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта.

На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны.

К 4 годам дети могут воспринимать:

до 7 и более цветов,

до 5 и более форм предметов,

способны различать предметы по величине,

ориентироваться в пространстве.

различать эмоциональные состояния.

Среди мыслительных операций важнейшими являются:

называние цвета, величины, формы, расположения предмета в пространстве (близко, далеко);

группировка предметов одного цвета, формы, размера;

сравнение по цвету, форме, размеру, весу;

по времени (сегодня, завтра, вчера, поздно, потом, сейчас)

выделение основных свойств предметов (форма, величина, цвет);

координация движений рук и зрения;

формирование числовых представлений (много, мало, один, два, меньше, больше).

Развивается память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов, а также большие отрывки из любимых произведений.

В общении со взрослыми, чтении, играх и развивающих упражнениях ребенок все более обогащает свои представления о мире и получает знания:

о явлениях природы — светит солнце, идет дождь, снег, гремит гром, на небе тучи; сегодня холодно, тепло, жарко, и другое;

о животном мире — не только различает и называет домашних животных, но и имеет первичные понятия о них;

о растительном мире — различает и называет цветок, дерево, траву, лист и другое;

о некоторых трудовых действиях: пилить дрова, копать землю, мыть посуду и т. д.

В возрасте 3-4 года начинают формироваться представления о предметах, от этих представлений зависит изобразительная деятельность ребёнка. Графические образы ещё бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других – рисунки более детализированы. Дети уже могут использовать цвет. Позвольте своему ребёнку рисовать, не отмахивайтесь от него, если он просит карандаши или фломастеры. Рисование связано, по мнению ученых, с развитием речи. Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы. 

3-4 года – это возраст, когда возникает потребность в общении не только со взрослыми, но и со сверстниками. Хотя общение со сверстниками порой сводится к тому, что ребёнку нужен товарищ, который смог бы его поддержать в шалости, действовал бы с ним заодно. Детей радует сам процесс действия с игрушками и собственные выдумки, совместные действия: переодевания, подползание, убегание. Дети мало слушают друг друга, чаще стремятся показать себя другому. Часто возникают ссоры из-за игрушек.

Обо всём этом стоит систематически беседовать с воспитателями.

Важным моментом в воспитании ребенка четвертого года жизни является обязательное подкрепление всего увиденного им другими методами. Например, вы были с ребенком в зоопарке — закрепите его впечатления при помощи рассматривания и обсуждения книг с картинками о животных, попробуйте вместе с ребенком нарисовать увиденных зверей, изобразить действия некоторых из них.

Все эти глубокие изменения психики ребёнка  происходят не сами по себе, а под определённым влиянием воспитания и обучения. Родители и воспитатели, знакомя ребёнка с окружающим, сообщая ему новые знания и умения, организуя и направляя его деятельность, обогащая опыт ребёнка, вместе с тем развивают его психику, формируют его личность, развивают определённые психологические черты.

Родители должны постоянно придумывать ситуации, которые давали бы возможность проявить вашему ребенку ответственность на деле, испытать себя в трудностях. Нельзя забывать, что ответственными, знающими и умеющими дети становятся постепенно, это процесс, занимающий долгие годы.

Источник

Психологические особенности детей 3-4 лет

Три года — очень важный этап в жизни ребенка. Именно в возрасте 3-4 лет формируются основы будущей личности, закладывается «фундамент» физического, умственного, нравственного развития ребенка. Для успешного формирования личности ребенка родители должны правильно руководить им. Но отношения в этом возрасте должны складываться не как «взрослый — малыш», а на равных, как с другом.Трехлетнему ребенку еще сложно управлять своим поведением. Начинается формирование самооценки, где ведущее место принадлежит взрослому. Очень важно, чтобы взрослые содействовали развитию положительного «я» у малыша. Так у него сформируется понятие, что он хороший, даже если совершил плохой поступок. Следует отделять такие поступки от личности и постепенно личность будет формироваться в положительном ключе.

В возрасте 3-4 лет начинается четкое осознание ребенком кто он и какой он. Возраст трех лет характеризуется кризисом трех лет, потому как внутренний мир малыша полон противоречий. Он как никогда стремится быть самостоятельным, но в тоже время не может справиться с задачей без помощи взрослых. Малыш проявляет нетерпимость и негативизм к требованиям взрослого, в то же время пытается настоять на своих требованиях. В это время необходимо предоставить ребенку больше самостоятельности, но не забывать о том, что возможностей у него еще недостаточно. Поддержите стремление малыша «я сам», не критикуйте его неправильные и неумелые действия, это может навсегда отбить желание быть самостоятельным.

Помогите увидеть малышу его успехи и достижения, научите его радоваться этому.

Развитие психических процессов у ребенка 3-4 лет

Происходит дальнейшее развитие всех психических процессов. Внимание остается непроизвольным. Ребенок 3-4 лет может удерживать его 10-15 минут, но если занятие, которым увлечен малыш, достаточно интересное для него, он может уделить ему гораздо больше времени.

Память в младшем дошкольном возрасте также непроизвольная. Ребенок запоминает только то, что имеет яркую эмоциональную окраску, причем как положительных, так и отрицательных моментов.

Мышление в начале четвертого года жизни остается наглядно-действенным, но к четырем годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Ребенок уже пытается анализировать, сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, находить отличия между предметами, делать простейшие выводы.

Продолжает активно развиваться речь. Трехлетний малыш может говорить фразами и предложениями, умеет выражать словами свои желания, мысли и чувства. В три года малыш должен уметь называть свое имя и возраст. Ребенок способен воспринимать короткие рассказы без картинок. Малыш интересуется значением различных слов, развивается словарный запас ребенка.

К четырехлетнему возрасту велика потребность ребенка в общении со сверстниками. В этом возрасте ребенок уже может вести непринужденную беседу, рассказывать о простых событиях, пересказывать короткие тексты.

Начинает развиваться воображение. Ребенок способен заменить недостающий предмет предметами-заменителями, например, ложку может заменить палочкой, тарелку — баночкой.

Игра -основной вид деятельности ребенка 3-4 лет

Ведущая деятельность — игра. Значение игры для детей 3-4 лет чрезвычайно велико.В основном дети младшего дошкольного возраста играют с игрушками и предметами-заместителями. Сюжеты игры еще достаточно простые, содержащие не более 1-2 ролей. Начинают формироваться игры с правилами.

В три года детям доступны гендерные роли: девочка-женщина, мальчик-мужчина. Соотносят себя с представителями своего пола, различают других людей по половому признаку. Начинают проявлять интерес к представителям противоположного пола.

Для малышей 3-4 лет характерна высокая двигательная активность. Следует формировать такие физические качества, как координация движений, скорость, гибкость, выносливость.

Тестируем знания ребенка 3-4 лет

Наверное каждый современный родитель стремится понять, что малыш знает хорошо, что очень хорошо,а на что следует обратить внимание.  Но для того, чтобы протестировать знания и умения ребенка, родителям неоходимо владеть информацией о том, что должен знать ребенок 3-4 лет.

Математические представления

В три-четыре года малыш должен уметь считать до пяти, показывать соответствующее количество пальчиков на руке, (отсчитывать счетные палочки или другие предметы в пределах пяти);

А также считать в обратном порядке от пяти до одного;

При пересчете предметов использовать порядковые числительные (первый, второй, третий) и количественные числительные (один, два, три)

Знать как обозначаются письменно числа от одного до пяти, уметь их писать;

Называть предыдущее и последующее число для заданного числа;

В этом возрасте ребенка следует научить сравнивать количество предметов, используя слова «больше», «меньше», «столько же»;

Уметь ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (выше-ниже, вверху-внизу, справа-слева, в центре, между)

Ребенок должен свободно ориентироваться в таких понятиях, как «большой-маленький», «длинный-короткий», «широкий-узкий», «высокий-низкий»;

Знать следующие геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и овал и уметь рисоватьих;

а также соотносить эти геометрические фигуры с предметами соответствующих форм;

уметь различать предметы по форме, размеру и цвету

знать геометрические тела шар и куб, различать предметы в виде шара и куба.

Развитие речи

Ребенок 3-4 лет должен понимать речь взрослого.

В 3-4 года ребенок учится правильно употреблять существительные с предлогами: в, на, за, под, над, около, между;

Различать и называть части предметов: у дома дверь, окно, крыша; у машины кабина, кузов, колеса, дверцы, руль;

Знать наизусть несколько небольших стихотворений, героев сказок, учиться пересказывать коротенькие сказки, учиться составлять рассказ по картине из 3-4 предложений;

Учите ребенка использовать в речи распространенные предложения.

Малыш должен уметь пользоваться вежливой формой обращения к взрослым: проходите, дайте, возьмите, а также пользоваться вежливыми словами: здравствуйте, спасибо, пожалуйста;

Словарный запас должен быть более 1500 слов.

Вы можете воспользоваться конспектами занятий по развитию речи с детьми 3-4 лет.

Окружающий мир

В три -четыре года ребенок должен различать диких и домашних животных, называть их детенышей, знать где живут, чем питаются;

Владеть элементарными знаниями о птицах, рыбах, насекомых, знать и уметь называть несколько представителей каждого вида;

Учить названия времен года, знать их последовательность и признаки;

Различать фрукты, овощи, грибы, ягоды, иметь о них элементарные представления об их признаках, знать,что где растет;

Учить названия дней недели и времени суток: утро, день, вечер, ночь и уметь определять их;

Ребенок должен знать свою фамилию, имя, а также имена и фамилии членов своей семьи и название населенного пункта в котором он живет;

Малышу необходимо иметь представление о некоторых профессиях: врач, учитель, повар, шофер;

Знать и уметь показывать названия частей тела человека и животных;

Иметь представление о бережном отношении к природе (нельзя ломать ветки, ходить по клумбам, разбрасывать мусор, обижать животных);

Владеть знаниями о правилах безопасности (нельзя уходить от взрослых, выходить на дорогу без взрослых, трогать горячие предметы, брать таблетки);

Учить помогать взрослым наводить порядок.

Память и внимание

Ребенок трех-четырех лет должен удерживать внимание в течение 10-15 минут;

Находить отличия между похожими картинками;

Запоминать и воспроизводить несколько слов , движений, ритмов;

Уметь рассказывать по памяти короткую сказку, мультфильм;

Воспроизводить события текущего и прошедшего дня.

Для тренировки памяти и внимания отлично подойдет онлайн-игра «Повторяй-ка»

Логическое мышление

В три-четыре года ребенок должен обладать умением объединять предметы в группы по цвету, размеру, форме;

Уметь объединять предметы в логические пары (нитка-иголка, кисть-краска);

В группе предметов уметь находить лишний (яблоко, груша, апельсин, огурец);

Учиться определять последовательность событий (семя-росток-цветок);

Складывать разрезную картинку из 4-6 частей.

Для тренировки логического мышления подойдут некоторые словесные игры

Развитие мелкой моторики рук

В три-четыре года ребенок должен уметь правильно держать в руке карандаш, кисть;

Учиться обводить простые легкие рисунки;

Уметь рисовать круги, линии, простые рисунки;

Учиться заштриховывать рисунок в разных направлениях, не выходя за границы;

Учить действиям с ножницами: правильно держать, резать по прямой, вырезать по анмеченному контуру;

Учить выполнять несложную аппликацию, намазывать готовые детали клеем и приклеивать на намеченное место;

Учить лепить из пластилина шарики и колбаски , соединять их между собой;

Рекомендую развивать мелкую моторику рук ребенка с помощью игр.

Развитие двигательных навыков

Ребенок трех-четырех лет долен уметь прыгать на двух ногах на месте и продвигаясь вперед;

Бегать, сохраняя равновесие, стоять на одной ноге, сохраняя равновесие, перепрыгивать через препятствия;

Лазать по гимнстической стенке;

Учиться действовать с мячом:подбрасывать его и ловить двумя руками; катать в заданном направлении; бросать и ловить мяч; ударять об пол и стараться поймать;

Учить кататься на трехколесном велосипеде, на коньках и лыжах.

Подготовлено педагогом — психологом Вервайн А.В. по материалам сайта www.stotysyhc.ru

Источник

Возраст 3–4 лет для ребенка – непростой период. Во первых, в разгаре кризис 3 лет – осознание себя как личности, стремление утвердить свою самостоятельность в глазах близких. Во вторых – это время, когда большинство малышей получают первый опыт социализации – приходят в детский коллектив. Если родители будут знать о возрастных особенностях развития психики, мышления, физических возможностях детей в возрасте 3 – 4 лет, они смогут помочь малышу пройти этот этап наиболее безболезненно, а себя оградят от множества конфликтов со своим чадом, которые чреваты неверным психологическим дистанцированием.

Откуда взялся капризуля?

Возрастные особенности этого периода характеризуются противоречивостью. По достижении 3 лет у малыша начинается неизбежный (при этом абсолютно нормальный) кризис развития: он начинает понимать, что он тоже личность, имеющая свои интересы и потребности, с которыми все должны считаться. Поэтому процесс самоутверждения (часто даже в попытках подчинить себе взрослых) – неизбежен.

Возникает парадокс. С одной стороны, ребенку этого возраста важно принять себя как отдельное «я», с которым считаются, которое уважают, вырасти в собственных глазах и глазах окружающих. Поэтому он настаивает на том, что все сделает сам и по-своему, даже если совершено не умеет и у него ничего не выходит. Такое проявление «противоволи» вполне естественно для этого этапа. С другой – такая самостоятельность и борьба за свою «личностную территорию» приводят к неизбежному отделению ребенка от родителей. А малышу этого возраста родительская любовь, их одобрение, поддержка, их гордость чрезвычайно важны как показатели того, что он – правильный, нужный, хороший. Поэтому действия, которые у него пока не получаются, вызывают бурю слез и капризов, ведь при этом он выглядит в глазах любимых взрослых недостойно.

Усугубляется внутренний конфликт малыша тем, что он сейчас чувствует себя собственником мамы («моя мама» – это теперь не просто понимание родственной связи). Поэтому могут случаться приступы ревности ее к папе или другим детям в семье.

Совет

Проявите в этот период всю свою мудрость, чтобы «отделение» маленького «я» прошло при постоянной помощи и поддержке. Чтобы кроха не лишался чувства вашей любви, одобрения. Чтобы в итоге он и самоутвердился как личность, и освоил необходимые навыки, и не утратил такой нужной связи и близости с вами, вашего доверия. Самое действенное средство при этом – как можно чаще поощрять его за хорошие, пусть и незначительные поступки и достижения, а в случае ошибок показывать ему, что плох его поступок, а не он сам. А его вы любите за то, что он есть. Всегда.

Психология: меряем на свой аршин

Детская психика от 1 года до школы проходит сложный и насыщенный этап развития: речь, память, мышление, восприятие, становление характера сопряжены с неизбежными кризисными периодами, к которым взрослым нужно быть готовыми.

В период кризиса 3 лет психология ребенка претерпевает радикальные изменения. Эмоциональное состояние детей этого возраста крайне неустойчиво. Дети легковозбудимы, суетливы, у них часты перепады настроения, приступы агрессии или апатии.

В этом возрасте малышей характеризуют:

  • эмоциональность;
  • отзывчивость;
  • сопереживание другим;
  • стремление прийти на помощь;
  • дружелюбие;
  • чувство стыда за плохой поступок;
  • высокая потребность в общении со сверстниками.

По психическому развитию дети 3-4 лет разительно отличаются от  тех, кто младше всего на год.

  • Сейчас они уже в состоянии понимать, что «сфера моего я» существует не только у них, но и у других детей. Поэтому в играх малыши способны ценить не только свою «территорию», но и личное пространство тех, с кем играют, способны считаться с интересами окружающего коллектива. Но конфликтов избежать не удается, ведь свое «я» считается более важным.
  • Сами игры постепенно становятся сюжетно-ролевыми, ребенок учится взаимодействовать с другими детьми (пока это, как правило, один сверстник), основываясь на подражании родителям. В играх появляются первые правила.
  • Происходит понимание себя как личности конкретного пола (я – девочка, я – мальчик). Дети начинают узнавать внешне своих сверстников по их гендерной принадлежности (одежда, прическа, украшения), проявляют живой интерес к малышам противоположного пола.
  • Ребенок осознает социальные роли окружающих людей (эта женщина – воспитатель, мама тоже женщина, она – библиотекарь, папа – мужчина, он – инженер) и понимает разницу между социальной и семейной ролью.

Незрелость психики и огромное количество новой информации, новых правил и норм, которые ребенку приходится осваивать с 3 до 4 лет, приводят к неизбежным трудностям. Ребенку порой сложно справиться с ситуацией. Не имея навыка управления эмоциями на должном уровне, он пытается победить обстоятельства доступными средствами:

  • привлекает внимание взрослых криками и плачем;
  • пытается мстить обидчикам;
  • стремится все сделать наперекор – не просто сам, а по-своему, даже если слышит разумные доводы взрослых;
  • пытается добиваться своего хитростью (которую взрослые зачастую раскусывают, чем еще больше злят кроху);
  • демонстративно нарушает рамки дозволенного, даже если четко их знает;
  • начинает манипулировать старшими, из «мастера на все руки» вдруг превращаясь в полного «неумеху».

Особенно велико стремление нарушить запрет. В этом ребенок видит проявление взрослости, а не просто самостоятельности.

Физическое развитие: на год старше

Не случайно в детский сад детей отдают чаще всего с 3 лет. Именно в этом возрасте у ребенка должны быть отработаны основные навыки самообслуживания, поведения соответственно правилам коллектива, а уровень физического развития открывает большие возможности для отработки все более сложных навыков.

В 3-4 года ребенок уже может:

  • бросать мячик через голову;
  • хватать катящийся мячик;
  • бить по движущемуся мячу ногой;
  • спускаться по ступенькам, переступая обеими ногами по очереди (а не «приставным» шагом с одной ноги);
  • бегать, огибая препятствия;
  • стоять и прыгать на одной ноге;
  • удерживать равновесие на качелях;
  • ездить на трех- или четырехколесном велосипеде;
  • пританцовывать в такт музыке.

Малыш значительно приумножил навыки самообслуживания:

  • он ест вилкой и ложкой;
  • во время еды не пачкает одежду;
  • может сам аккуратно ходить в туалет;
  • моет руки с мылом;
  • чистит зубки;
  • умывается;
  • может сам одеться (если вещи без застежек), не путая последовательность;
  • обувает обувь с липучками.

Совет

В возрасте до 4 лет обращайте внимание на физические навыки, моторику, координацию малыша. Уделяйте внимание их наработке. Ему весьма полезно будет научиться:

  • ходить по бревну, дощечке;
  • переступать через препятствие;
  • лазать по веревочной лестнице;
  • качаться на качелях;
  • работать кистью, карандашом;
  • обводить фигуры по контурам, в том числе — шестигранники;
  • вырезать простые детали из бумаги;
  • застегивать пуговицы;
  • шнуровать.

Все это не только поможет более успешной социализации, но и разовьет общую и мелкую моторику – а это, в свою очередь, способствует развитию речи.

Говорим, думаем, понимаем, мыслим

Память дошкольника в возрасте 3 – 4 лет носит непроизвольных характер. Он легко запоминает вещи или события, имеющие яркую эмоциональную или чувственную окраску, и помнит их долго. То же касается внимания: привлечь и удержать его можно чем-то интересным, вызывающим яркие эмоции. Мышление в этом возрасте наглядно-действенное: ребенок гораздо лучше понимает и выполняет то, что ему показали наглядно, а не объяснили в виде словесной инструкции.

Восприятие у ребенка этого возраста еще предметное. Свойства предмета (цвет, размер, запах, вкус) у него не разделяются с самим предметом. Зачастую малыш идентифицирует предмет по одному-двум самым значительным признакам: небо – голубое, апельсин – оранжевый и сладкий. Ребенок сейчас очень наблюдателен. Он может обращать внимание даже на такие мелочи, которых взрослый не заметил.

Речь ребенка на четвертом году жизни шагнула в своем развитии далеко вперед:

  • словарный запас может превышать 2000 слов;
  • в активном словаре малыша преобладают теперь не существительные, а глаголы и прилагательные;
  • предложения становятся распространенными;
  • появляются сложные речевые конструкции;
  • игры и занятия ребенка сопровождаются «разговорами с собой», что позволяет ему удерживать в голове конечную цель своего занятия, а также «делегировать» своей речи некоторые действия, чтобы не производить их в реальности.

Развитию речи способствует рост познавательной и мыслительной активности, в частности направленных на изучение окружающего мира. Окружающий мир представляется малышу крайне интересным, он проявляет внимание, анализирует услышанное, уточняет детали.

Ребенок на четвертом году жизни уже знает:

  • обобщающие термины (животные, птицы, растения, игрушки, посуда);
  • временное разделение суток (утро, день, вечер, ночь);
  • времена года и явления природы, которые им соответствуют;
  • названия домашних и диких животных, разницу между ними;
  • названия птиц, рыб, насекомых;
  • деление растений на деревья и (пока) цветы, знает их названия;
  • разницу между овощами, фруктами, ягодами, грибами, знает их названия;
  • многие материалы, из которых сделаны окружающие его предметы;
  • разницу между живым и неживым;
  • разницу между тем, что сделано человеком и существует в природе.

Такой скачок общего развития неизбежно тянет за собой рост умственных и логических способностей. К четырем годам малыш в состоянии осмысливать цепочку действий, понимать, что одно действие приводит к другому (хотя порой еще путает причину и следствие), может продумывать простую последовательность действий для достижения конкретной цели.

Дошкольник этого возраста уже может:

  • складывать картинку, состоящую из 4 частей;
  • находить несоответствие действительности на картинке и объяснять его;
  • находить лишний предмет из нескольких и объяснять, почему он так решил;
  • находить сходства и различия между предметами;
  • выполнять задание около 10 минут, не отвлекаясь;
  • находить пары предметов;
  • находить предмет по описанию;
  • собирать матрешку из 6 единиц;
  • опускать фигурки в прорези в соответствии с их формой;
  • выполнять действия, которые показал взрослый;
  • считать до трех (и даже до пяти), загибая пальчики на счет;
  • назвать, показать основные геометрические формы и цвета радуги;
  • сравнивать предметы по цвету, размеру, форме;
  • находить пару предмету с указанной характеристикой;
  • запоминать буквы алфавита (но складывать их в слоги пока не может).

Главное – игра

Главный вид деятельности дошкольников этого возраста – игра. С помощью игры ребенок оттачивает навыки общения, учится уважать компаньонов по игре, принимать и соблюдать установленные в ней правила (а это уже способствует принятию правил человеческого общежития в целом); осваивает новые социальные роли, развивает логическое мышление, мелкую моторику, постигает взаимосвязь предметов, действий и их результатов, раскрывает свой творческий потенциал. В игровой форме родители могут донести до малыша основные правила поведения, этикета, объяснить, что такое хорошо или плохо.

Играя в сюжетно-ролевые игры с ребенком этого возраста, родители могут понять, что происходит в душе их чада, поскольку всеми своими переживаниями и проблемами кроха непременно наделяет своего персонажа в игре.

Совет

Если в кризисный период ваш «великий нехочуха» не внимает просьбам чем-то вам помочь, переведите ситуацию в игровое русло. Пусть любимый зайка попросит ребенка вместе помочь маме: убрать игрушки, отнести посуду на кухню, собрать карандаши и т. д. Зайка может объяснить ребенку, что маме нужна помощь, потому что она устает, ухаживая за всеми, а если что-то сделать за нее – она станет веселой и будет благодарна. Или, к примеру, кукла попросит убраться в комнате, чтобы добраться до комода, в котором добрая фея оставила угощение.

В игровой форме можно просить ребенка помочь вам:

  • полить цветок;
  • протереть пыль на полочке;
  • поставить ботинки на место;
  • накрыть на стол;
  • поставить коту миску с едой;
  • что-то принести или подать.

Кстати, «трудотерапия» — лучший способ сделать противоборствующие стороны союзниками.

Советы родителям

Такова характеристика общих возрастных особенностей малышей 3 – 4 лет. Главное в этот период для родителей – не утратить доверия ребенка, не стать его врагом, не сломать его как личность.

Чтобы избежать серьезных проблем на этом этапе, воспользуйтесь следующими советами.

  • Поощряйте самостоятельность малыша. Хвалите за умения, помогайте обрести новые навыки. Подсказывайте альтернативное решение, если ребенок не может справиться с задачей намеченным путем.
  • Установите равноправие в общении с крохой. Он не должен чувствовать, что вы – командир и начальник, а он – неумелый и беспомощный подчиненный.
  • Поддерживайте положительную инициативу ребенка, хвалите за нее.
  • Формируйте у малыша чувство, что он – хороший, независимо от того, совершает он проступки или нет.
  • Введите рамки дозволенного. Малыш должен четко понимать, что у него есть право принять собственное решение, на что оно распространяется, а где будет действовать общеустановленное правило. Например: можешь выбрать, с какой игрушкой купаться, но купаться – обязательно. В какой шапке пойдем гулять – выбираешь ты, но гулять – необходимо.
  • Установите систему разумных запретов. Они должны быть направлены на обеспечение здоровья и безопасности ребенка. И малыш должен понимать, что запрет – обоснован. Аргументируйте, почему нельзя гулять без шапки, есть на морозе мороженое, переходить дорогу на красный свет или хватать горячий чайник. Все остальное должно обсуждаться.
  • Не пытайтесь наказывать криком или шлепками, устанавливать запреты назло или из мести. Это только сломает психику ребенка «под вас», сделает его в дальнейшем безвольным, неуверенным и закомплексованным.

С детьми непросто в любом возрасте. Трудности, кризисы, разногласия – неизбежны. Важно выходить из них на новом уровне, давая ребенку, а не отнимая. Не потерять доверие и уважение своего чада – трудная, но постижимая наука.

Источник