Нормы развития предметных действий ребенка

Татьяна Ларькина
Развитие предметной деятельности детей раннего возраста

В раннем возрасте как известно ведущий деятельностью является предметная. Под предметной деятельностью понимается овладение ребенком общественно выработанными действиями с предметами таким способом, который закреплен за ними в человеческом обществе. Усваивая способы действия с предметами ребенок постепенно накапливает индивидуальный опыт деятельности,происходит становление разных видов детской деятельности.

Предметная деятельность оказывает особое воздействие на умственное развитие детей раннего возраста. В процессе действий с предметами у детей формируется умения ориентироваться в различных свойствах предметов (не только в цвете,форме,величине, но и положении в пространстве,количестве,соотношении частей,звуковых свойствах предметов. В процессе овладения целенаправленными действиями с предметами происходит воспитание первых волевых черт характера (умение не отвлекаться от поставленной задачи,доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата) .

Содержание предметной деятельности – усвоение ребенком общественно выработанных способов употребления предметов. Эта деятельность удовлетворяет потребность ребенка в познании предметов и способов действия с ними. Данная потребность является доминирующей в раннем возрасте. Предметная деятельность формируется постепенно.

Обучение детейпроводится путем формирования основных способов усвоения общественного опыта: совместных действий со взрослым,разделенных действий,когда взрослый начинает действие, а ребенок заканчивает его; действий –подражаний; действий по показу ; по жестовой инструкции с речевым сопровождением, по речевой инструкции взрослого.

Детей учат выполнять уже усвоенное по показу действие с опорой на образец,а потом по слову взрослого с опорой на память ребенка. При поэтапном усвоении любого действия у ребенка возрастает степень активности. После каждого совместного выполнения действий ему предоставляется возможность выполнить его повторно, но с большей самостоятельностью.

В игровых заданиях и дидактических играх взрослый стимулирует активность ребенка, но ни в коем случае не опережает его инициативу. Важно предоставить малышу возможность постепенно ориентироваться на результат своих действий в процессе поэтапного усвоения манипулятивных и предметных действий.

Предметная деятельность ребенка возникающая на рубеже младенчества и раннего возраста состоит в усвоении и выполнении предметных действий. Она имеет ведущее значение для развития ребенка третьего года жизни. Отличие предметных действий от простого манипулирования предметами состоит в том, что предметные действия предполагают употребление предметов по их назначению. Усвоение предметных действий начинается с установления связи предмета с его назначением. Такая связь возникает в ходе прямого обучения или подражания примеру взрослого. Дети сначала начинают понимать, для чего нужен предмет,а потом овладевают «техникой» его употребления. Усвоение техники выполнения предметных действий – трудный и длительный процесс. Обучая детей предметным действиям, взрослые обязательно должны показывать не только их результат, но и способ выполнения, причем способ,доступный детям.

Специфика предметной деятельности заключается в том, что в ней ребенку впервые открываются функции предметов. Как любой вид деятельности,предметная деятельность осваивается только в условиях общения ребенка со взрослыми людьми. Процесс освоения действий с предметами требует прямого обучения со стороны взрослых,

Психологами определены этапы развития предметного действия : от совместного со взрослым к частичному или совместно – раздельному (начинают вместе со взрослыми,а ребенок заканчивает), затем выполнение действия ребенка на основе показа и,наконец,самостоятельное действие ребенка по речевому указанию взрослого. Поэтому взрослым необходимо процесс обучения строить поэтапно, при этом учитывать наличный уровень освоения действия каждым ребенком и переводить его на более высокий уровень. Так один ребенок нуждается в совместном действии, а другой уже способен выполнить по показу,по образцу. Процесс обучения и освоения ребенком предметных действий, становится преимущественно речевым.

Ребенок продолжается приучаться употреблять по назначению различные предметы одежды, пользоваться ложкой, чашкой, совком, лопаткой, карандашом и т. д. При этом внешние свойства предмета перестают определять собой действие. Теперь действие с предметом определяется его назначением. Что же касается внешних свойств, то они с одной стороны дают возможность узнать данный предмет, а с другой стороны должны быть особым образом учтены при выполнении предметного действия. Важно побуждать детей в различных играх выполнять самые разные действия с разными предметами. Существуют игры, в которые дети с удовольствием будут играть, познавая разные свойства предметов. В процессе таких совместных игр формируются сенсорные ориентировочные способы действия,столь важные для становления предметных действий. Все действия с предметами дети усваивают играя,это увлекает их,создает радостное настроение. Таким образом,при формировании предметной деятельности развитию сенсорной ориентированной основы действий уделяется особое внимание,иначе затрудняется развитие деятельности в целом.

Процесс формирования действий требует от взрослого терпения,умения не торопиться,не спешить действовать за ребенка,предоставлять ему возможность проявлять собственную активность,возможность выбора. Процесс обучения должен быть процессом сотрудничества, только в этом случае формируется активный,самостоятельный,инициативный человек.

По мере упражнения предметное действие становится все более смелым,уверенным,точным. Одним из показателей развития предметного действия является инициатива ребенка в его исполнении,исходя из анализа сложившейся ситуации.

Таким образом,при формировании предметной деятельностивзрослым следует помнить :

-создании условий,при которых круг предметов,интересующих ребенка постоянно расширяется и малыш становится инициатором действий с ним ;

-необходимости поэтапного формирования предметных действий, осуществляя его в сотрудничестве с ребенком ;

-постепенном формировании активности,самостоятельности,инициативы ребенка в данной деятельности.

К концу раннего возраста связь действия с предметомстановится более свободной : ребенок знает для чего служит предмет,но может использовать его и по – другому. Может он и показать,как выполняют действие, без предмета или,пользуясь неподходящим предметом (причесываться палочкой или рукой).Такое «отделение действия от предмета –обязательная предпосылка возникновения игры.

К началу третьего года жизни предметная деятельность уже сформирована по крайней мере в отношении тех предметов домашнего обихода которыми он пользуется. Со второго года жизни начинает выполнять с игрушками действия,которые они наблюдают у взрослых : куклу малыши укладывают спать. кормят ее. водят на прогулку, везет машину. коляску,моет,чистит предметы домашнего обихода, готовит пищу,стирает и т. Д. В возрасте около трех лет многие дети от полного выполнения действия начинают переходить к его символическому

изображению. Благодаря совершенствованию символической функции, дети не только используют в игре предметы по прямому назначению, но и подчиняют функциональное употребление предмета своим идеям и замыслу игры. Однако в этом возрасте функциональное назначение предмета устанавливается еще с ориентации на его физические свойства и качества. В раннем возрасте получает развитие индивидуальная предметная,в том числе символическая игра. К концу этого периода времени дети много играют с различными предметами, прежде всего с игрушками, причем не просто манипулируют ими, но и строят из них что –то новое.

Все успехи малыша в предметной деятельности проявляются в конечном итоге в нарастающей самостоятельности. Это обстоятельство способствует все большему отделению малыша от взрослого и формированию позиции «Я сам». Взрослый для малыша – образец действия,он хочет действовать,как взрослый. Возникает повышенный интерес к действиям,деятельности взрослых.

Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. К концу этого периода ребенок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками. Особую роль в овладении предметным миром имеют орудийные действия. Они отличаются тем,что ребенок подстраивает свою руку к какому –либо предмету – орудию. Такими предметами являются самые обычные бытовые вещи – ложки,чашки, расчески, щеточки, карандаши. Все они требуют совершенно определенных действий,которые нелегко даются малышу. Для овладения орудийными действиями,помимо реальных бытовых предметов,нужны игрушки,предполагающие культурные способы действий.Это главным образом уменьшенные аналоги реальных объектов :игрушечный телефон,часы, сумочка и пр. ; кукольная утварь,посуда,одежда, расчески и пр.

В раннем возрасте предметная деятельность малыша может иметь развивающий характер лишь в сотрудничестве с взрослым. Взрослый является для маленького ребенка не только носителем культурных средств и способов действия, но и источником новых смыслов его деятельности. Переход от предметных действий,выполняемых ребенком под руководством взрослого, к самостоятельным является свидетельством того, что предметная деятельность стала выполнять роль ведущей деятельности. Содержание многих видов самостоятельной деятельности ребенка составляют именно предметные действия : так,в дидактических играх детям предлагаем решать самые разнообразные задачи с предметами. Большое место в играх детей занимают также предметные действия с игрушками

,отображающие близкие и понятные ребенку образы людей,животных, предметов обихода. Только при сформированном умении хорошо ориентироваться в предметном мире,окружающем ребенка с детства,возможен постепенный переход к играм и самостоятельным занятиям без опоры на непосредственные действия с предметами. В рамках предметной деятельности зарождается игра. Формированию интереса к предметной деятельности,а в последующем и к игре во многом способствует игровая среда, поэтому регулярное внесение в группу разнообразных игрушек и презентация среды,в которой дети будут жить,вызывает у них интерес к игровой деятельности. Правильная организация развивающей среды является одним из важных условий возникновения и развития предметной деятельности.

Источник

Друзья, сегодня я решила немного рассказать о диагностике психического развития ребёнка, которую вы можете провести самостоятельно дома.

Знаю, что многие мамы скептически относятся к нормам развития. Но именно нормы создают хотя бы какой-то ориентир, и помогают вовремя забить тревогу.

Цель этих выдержек, да и блога в целом – чтобы родители более ответственно относились к развитию и здоровью ребенка. Не списывали плохое или отклонённое поведение на врожденные способности, темперамент и наследственность. Они, конечно, имеют место быть, но законы развития психики не мы придумали. Всё изучено и доказано веками.

Напомню, что говорю о детках 1-3 лет.

Психическое развитие оценивается по общению и действию с предметами. Поэтому очень важно учить ребенка играть, объяснять и показывать все-все, что его окружает.

В норме – любознательный, открытый, инициативный ребенок, несмотря на темперамент. Есть, конечно, застенчивые дети. Но в таком случае присмотритесь внимательнее, нет ли явных отклонений в поведении.

Сейчас много детей с задержкой в развитии. Поэтому важно ориентироваться не на большинство, а на нормы развития, и организовывать игры и занятия дальше, даже если кажется, что ребенок все знает и умеет. (Статья про то, как заниматься с малышами – тут)

В 11 месяцев ребенок должен не просто манипулировать предметом, а знать, для чего этот предмет нужен. Например, не только грызть молоток и махать им, а стучать. Качать и кормить куклу, мешать ложкой в кастрюле.

В 2 года ребенок уже может начинать интересоваться тем, что сейчас не видит. Отсюда «вопросы-почемучки». После трех сюжетно-ролевая игра станет основным видом деятельности, а общение будет внеситуативным.

Родители сами могут провести диагностику психического развития своего ребенка дома (возраст 1-2,5 года):

ДЕЙСТВИЯ С ПРЕДМЕТАМИ

  • Посмотреть, как ребенок играет один. Часто ли он использует предметы по назначению. Разнообразные или скудные действия с предметами.

Что делать по итогу – показывать разные варианты игр (как строить гараж из кубиков, как кормить, укладывать, одевать куклу и прочее), купить наборы для сюжетно-ролевых игр – посуда, овощи на липучках, которые режут ножом, домики для кукол и животных. Ребенку нужны разнообразные игрушки и примеры действий для процессуальной игры.

ОБЩЕНИЕ

  • Как реагирует на взрослого? Желательно, чтобы мама оценивала взаимодействие не только с собой, а с кем-то из родственников и знакомых. Ищет ли одобрения, делится эмоциями? Реакция должна быть четко выраженной на оценку взрослого (похвала- ребёнок радуется, порицание-недоумевает, расстраивается). Игрушки должны вызывать положительные эмоции.

Что делать по итогу: При нормальной реакции- продолжать периодически играть вдвоем, т.к.ребёнок до трёх лет развивается при общении со взрослым. Если ребенок агрессивен с игрушками, а положительные эмоции маловыразительны – то это тревожный сигнал. Нужно обратиться за консультацией к психологу или психиатру.

Многие мамы чувствуют интуитивно – нормально развивается ребенок или нет, но тем не менее, могут упустить момент, что ребенку важно предлагать варианты игр и показывать разнообразные действия с предметами. А есть тревожные мамы, которым нужны ободряющие нормы и убежденность, что с их ребенком все хорошо. Поэтому считаю тему проведения небольших самостоятельных диагностик актуальной, если нужно больше информации о нормах -маякните в комментарии.

Источник

1слайд

«Этапы развития предметной деятельности детей раннего возраста».

2слайд – Согласно существующей в отечественной психологии периодизации психического развития, предметная деятельность является ведущей в раннем возрасте. В процессе этой деятельности происходит овладение общественно выработанными способами действий с предметами.

3слайд – Предметная деятельность имеет свою логику развития. Уже на первом году жизни у ребенка формируются неспецифические манипуляторные действия с предметами, которые первоначально осуществляются безотносительно к их свойствам: ребенок одинаково обращается с любым предметом, попавшим в его руки (сосет, постукивает, размахивает и т.п.). 

Чуть позже складываются специфические манипуляции. Малыш начинает замечать и использовать особенности предметов, их простейшие свойства и соотношения. Например, гремит погремушкой, мнет бумагу, вкладывает один предмет в другой.

К концу первого года появляются действия нового типа, когда предметы начинают использоваться в соответствии с их назначением, которое демонстрирует взрослый. Например, подражая взрослому, ребенок пытается собрать пирамидку, матрешку, построить башенку из кубиков и пр. На этом уровне развития предметных действий объекты выступают для него уже не изолированно, а в определенных соотношениях с другими объектами. Действия такого типа называются соотносящими. Экспериментируя с предметами, по-разному воздействуя ими друг на друга, ребенок выявляет связи между ними. И, наконец, на втором году жизни осуществляется переход к действиям нового качества — собственно предметным, специфически-человеческим действиям на основе выработанных в культуре способов употребления предметов. Прежде всего это — орудийные действия.

4слайд – В конце первого года жизни и на протяжении всего раннего возраста ребенок все чаще сталкивается с предметами, связанными с деятельностью взрослых и требующими особого обращения с ними в соответствии с определенными, общественно заданными правилами. К ним относятся, например, действия с предметами обихода: ложкой, расческой, зубной щеткой и пр. Такие действия и называются орудийными, т.е. предполагают воздействие одного предмета на другой с целью получения того или иного культурно заданного результата. Ими дети пользуются и в ходе игры: совочком насыпают в ведерко песок, лопаткой копают его, забивают молоточком или камешком колышки в землю или в отверстия дощечки, пытаются завести ключиком заводную игрушку, рисуют карандашом, мелом или кисточкой. Овладение орудийными действиями является важнейшим приобретением детей в раннем возрасте.

5слайд – Переход к новому типу деятельности становится возможным благодаря приобретенным ранее навыкам манипулирования предметами и общению со взрослым, который показывает ребенку образцы действий с ними. Немаловажное значение имеет и овладение ходьбой, которая раздвигает границы его жизненного пространства, помогает ему стать свободнее и самостоятельнее. Умение ходить не только расширяет круг предметов, с которыми сталкивается ребенок, но и меняет характер его контактов с предметным миром: теперь он может не только рассматривать то, что его окружает, но и практически действовать с большим количеством ранее недоступных ему предметов.

6слайд – Являясь ведущей деятельностью дошкольника, предметная деятельность в наибольшей степени способствует развитию познавательных процессов ребенка.

В действиях с предметами формируются способы восприятия, сенсомоторные предэталоны. Именно в предметной деятельности при переходе от ручных операций к орудийным в процессе освоения общественных способов употребления вещей происходит зарождение интеллектуальной деятельности.

Овладение специфически человеческими способами действий с предметами способствует интенсивному развитию наглядно-действенного мышления. Все предметы, которые попадают в зону интереса ребенка, становятся, по выражению Ж. Пиаже, «проблемой для ума». На протяжении раннего возраста у детей формируется способность не только выполнять действие, но и представлять его себе. Главным орудием символизации становится язык, делающий мышление по-настоящему социальным.

Предметная деятельность определяет также содержание общения ребенка со взрослыми. Соответственно характеру действий перестраивается и его общение с окружающими людьми: оно приобретает «деловой» характер и развертывается, главным образом, в практическом взаимодействии со взрослыми, в ходе которого развиваются и новые средства общения, основным из которых является речь. В раннем возрасте речь используется ребенком прежде всего как средство деловых контактов со взрослым.

Усвоение общественно выработанных способов действий с предметами включено в систему человеческих отношений, которые начинают осознаваться ребенком в ходе реального предметно-практического взаимодействия со взрослыми. В процессе усвоения действия начинают постепенно «отделяться» от предметов, на которых были усвоены. Происходит их перенос на другие предметы, сходные с ними, но не тождественные им. Так формируются обобщенные действия, на основе которых становится возможным сравнение с действиями взрослых, а благодаря этому проникновение ребенка в их задачи и смысл. Постепенно, сначала с помощью взрослого, а затем и все более самостоятельно ребенок начинает воспроизводить элементы взаимодействия с окружающими его взрослыми в новых условиях — с сюжетными игрушками. Так в недрах предметной деятельности начинает складываться процессуальная игра.

        В изобразительной деятельности дети проходят нелегкий путь начиная с изображения каракуль, которые могут представлять собой все, что угодно. На втором году жизни ребенок воспроизводит действия взрослых с предметами, у него появляются предметные игры – подражания. На третьем году жизни рисунки детей обнаруживают уже большее сходство с изображаемым объектом.

7слайд – Предметная деятельность способствует развитию личности ребенка, опосредует его отношение к окружающему его предметному и социальному миру и к самому себе; способствует развитию познавательных интересов, любознательности, самостоятельности, целенаправленности. В рамках предметной деятельности совершенствуются представления ребенка о себе и своих возможностях, происходит дифференциация общей и конкретной самооценки, складывается личностное новообразование раннего возраста, которое проявляется в феномене «гордости за достижение».

8слайд – Д.Б. Эльконин следующим образом описывает природу и процесс усвоения ребенком раннего возраста предметного действия.

• Предметные действия формируются только в совместной деятельности с взрослым. Смысловым центром ситуации, в которой происходит усвоение предметных действий, является взрослый и совместная деятельность с ним.

• Освоение предметного действия предполагает наличие у ребенка стремления следовать предлагаемому взрослым образцу действия.

• В первую очередь ребенок осваивает функцию предмета-орудия, т.е. цель и смысл действия, с которыми он знакомится через взрослого, в совместной с ним деятельности.

• Операционально-технический состав предметного действия формируется на основе образца, задаваемого взрослым. Соответствие действий ребенка этому образцу выступает критерием правильности использования предмета-орудия.

• Овладение предметным действием осуществляется путем построения образа действия с предметом-орудием, который складывается в результате разнообразных проб и в совместной деятельности со взрослым.

• Образ действия включает в себя понимание функции предмета, цели действия и учет соотношения элементов ситуации, орудий и достижения цели.

• Создание образа действия является итогом формирования предметно-орудийного действия. Этим оно отличается от простого копирования, которое осуществляется путем воспроизведения внешнего рисунка действия без осознания его смысла.

Такое представление о развитии орудийных действий раскрывает их психологическую и общественную природу, зависимость от культуры того общества, в котором растет ребенок.

9слайд – Предметное действие есть элемент человеческой культуры. На основе усвоения общественно выработанных способов действий с предметами происходит все более глубокая ориентировка ребенка в предметном мире, развитие его интеллектуального потенциала.

Таким образом, предметно-орудийная деятельность является ведущей в раннем детстве, обеспечивая развитие всех сторон жизни ребенка.

10 слайд

ИГРУШКИ: от года до трех.

Предметная деятельность, в которой в раннем возрасте происходит умственное и техническое развитие ребенка, имеет несколько линий развития, среди которых: становление орудийных действий, развитие наглядно-действенного мышления, развитие познавательной активности, формирование целенаправленности действий. Каждая из этих линий предполагает специальные игровые материалы и особые характеристики игрушек.

Орудийные действия.

Возраст от 1до 3 является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. К концу этого периода ребёнок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками.

Особую роль в овладении предметным миром имеют орудийные действия. Они отличаются тем, что ребёнок подстраивает свою руку к какому-либо предмету-орудию. Такими предметами являются самые обычные бытовые вещи: ложки, чашки, расчески, щеточки, карандаши… Все они требуют совершенно определенных действий, которые нелегко даются малышу. Овладеть этими навыками ребенку помогают игрушки, предполагающие культурные способы действий. Это главным образом уменьшенные аналогии реальных объектов: совочки, лопаточки, метелочки, грабельки, сачки для «вылавливания» игрушек из ванны, удочки с магнитом для «ловли рыбок», игрушечный телефон, часы, сумочки, кукольная утварь, посуда, одежда, расчески…

Наглядно-действенное мышление.

Малыш с самого раннего возраста познает окружающий мир в основном руками, то есть наглядно-действенным способом. Для совершенствования наглядно-действенного мышления необходимы игрушки, предусматривающие использование нескольких однородных предметов разного размера или формы. По мере взросления ребёнка их количество должно возрастать. Это традиционные народные игрушки, то есть сами подсказывающие способ игры. К ним относятся:

  • Пирамидки, разнообразные по цвету, форме и материалу;
  • Вкладыши разной формы и размера;
  • Матрёшки 3-4 местные;
  • «коробки форм», то есть игровые пособия для вкладывания в ячейки геометрических форм и предметных изображений;
  • Столики с отверстиями, колышки, цветочки для втыкания;
  • Крупные пазлы и мозаики;
  • Кубики крупные, пластмассовые и деревянные;
  • Шнурок и бусины для нанизывания;
  • Народные игрушки с подвижными частями;
  • Желобок и шарик для скатывания.

Играя, малыш учится соотносить отдельные детали игрушек по их форме, величине, положению в пространстве. Таким образом, формируется его восприятие предметов, и складываются представления об их свойствах.

Познавательная активность.

        Познавательная активность в раннем возрасте осуществляется главным образом в такой специфической деятельности, как детское экспериментирование. Для этого требуются игрушки и пособия, предполагающие поиск и самостоятельное открытие новых способов действия, а так же элемент сюрприза. Это могут быть:

  • Коробочки с секретом;
  • Детские музыкальные центры;
  • Механические игрушки;
  • Клавишные игрушки;
  • Игрушки с сюрпризом, требующие установления связи между своим движением и появлением чего-то нового;
  • Материалы для игр с водой и песком: брызгалки, формочки, совочки…

Развитие целеустремлённости.

        Целеустремлённость и настойчивость ребёнка 3-го года жизни проявляются в простых продуктивных действиях, предполагающих представление о конечном результате. Ориентация на результат способствует становлению целенаправленности. Для осуществления подобных действий подходят такие игрушки:

  • Фигурные пирамидки, предполагающие создание какого-либо объекта; собачки, елочки, снеговика…
  • Пособия, предполагающие составление изображения из нескольких частей (кубики, разрезные картинки…)
  • Составные игрушки – машинки, домики…
  • Строительные наборы, предполагающие действия по зрительному образцу;
  • Бусы для нанизывания;
  • Шнуровки и застёжки.

Социально-личностное развитие.

        Социально-личностное развитие в возрасте от 1 до 3 происходит главным образом через развитие речи как основного средства общения, а также через и процессуальную (предметную) игру, подготавливающую появление ролевой игры. Очевидно, что развитие речи ребёнка осуществляется в живом общении с взрослым, которое предполагает общее понимание и обозначение каких-либо объектов и событий. Соответственно, игровые пособия, развивающие речь, должны давать материалы для узнавания, понимания и называния каких-либо предметов, действий или сюжетов. Это могут быть:

  • Картинки с изображение животных и людей;
  • Сюжетные картинки с изображением действий;
  • Наборы картинок с различным пространственным положением одних и тех же персонажей;
  • Элементарные виды детского домино и лото;
  • Последовательности картинок, изображающих сюжеты сказок;
  • Наборы фигур, изображающих персонажи известных сказок;
  • Звукозапись (медленная и отчетливая) детских народных сказок;
  • Игрушечный телефон.

Что касается предметной игры, то она осуществляется с реалистичными игрушками, моделирующими знакомые ребёнку предметы. Это, прежде всего куклы, а для игры в куклы маленькому ребёнку нужна кукольная утварь: наборы мебели, «продуктов питания» (наборы овощей, фруктов), «предметы гигиены» для кукол (расчески, щетки, мыло…), игрушечные животные маленьких и средних размеров с выразительной внешностью.

Так же для игры нужны предметы неопределённого назначения, способные стать предметами-заместителями. Например, шарики, колечки или брусочки разных цветов и размеров, кусочки ткани или поролона…

Источник