Нормы психического развития ребенка детей дошкольного возраста

Ольга Осокина
Нормы психологического развития детей дошкольного возраста

К ТРЕМ ГОДАМ РЕБЕНОК:

МАТЕМАТИКА

– должен уметь пользоваться понятиями»много», «один», правильно согласовывать их с существительными

– должен использовать в речи слова «большой», «маленький», «больше», «меньше»

– должен уметь сравнивать предметы, находить одинаковые по длине, использовать слова «длинный», «короткий»

– должен уметь сравнивать предметы по высоте, использовать слова «высокий», «низкий»

– должен уметь сравнивать предметы по толщине, использовать сло-ва «толстый», «тонкий»

– должен уметь определять равенство и неравенство предметов

– должен узнавать и называть фигуры круг и квадрат, показывать похожие на них предметы

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

– выполнять словесное поручение взрослого («Принеси красный кубик, желтый мячик, маленького зайчика»)

– знать названия транспортных средств (машина, автобус, частей автомобиля (кабина, кузов, колеса, руль, растений (дерево, трава, цветы, фруктов (яблоко, груша, банан, овощей (морковь, помидор, огурец, домашних животных (кошка, собака, курица) и их детены-шей

– употреблять в речи глаголы, обозначающие действия (мыть, сти-рать, вытирать, гладить, лечить и т. д.)

– прилагательные, обозначающие величину, вкус, цвет

– наречия (близко – далеко, низко – высоко, быстро – медленно, темно – светло и т. д.)

– уметь связно рассказывать об увиденном, нарисованном на картин-ке (2-4 предложения)

– уметь отвечать на вопросы взрослого

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

– различать и правильно называть части дома, автомашины, дерева, а также части тела животных и человека

– различать некоторые фрукты и овощи

– знать и называть 6 основных цветов: красный, желтый, синий, зеле-ный, белый, черный

– различать части суток (день, ночь, знать, чем они отличаются

– знать название и назначение некоторых предметов

– пересказывать небольшие потешки

К ЧЕТЫРЕМ ГОДАМ РЕБЕНОК ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

МАТЕМАТИКА

– считать в пределах 5 (количественный счет, отвечать на вопрос «Сколько всего?»

– сравнивать две группы предметов, используя счет

– сравнивать предметы разной длины, ширины, высоты, понимать соотношения между ними

– узнавать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник

– определять направление движения от себя (направо, налево, впе-ред, вниз, вверх)

– знать правую и левую руку

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

– правильно произносить все звуки родного языка

– использовать в речи существительные, обозначающие профессии, с которыми его знакомили

– составлять связный рассказ не менее чем из 3-4 предложений

– понимать содержание картинок и рассказывать, что на них нарисо-вано

– правильно называть существительные в единственном и множе-ственном числе

– правильно употреблять предлоги: под, на, перед, в, над и т. д.

– пересказывать небольшие литературные тексты, правильно отве-чать на вопросы по содержанию текста

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

– знать как зовут родителей

– уметь различать части суток и времена года, знать, чем они отли-чаются

– называть предметы обобщающими словами: овощи, фрукты, одеж-да, цветы, деревья, посуда, птицы, грибы, животные, ягоды

– знать названия некоторых профессий

– знать и уметь находить в окружающей обстановке 9 цветов: крас-ный, желтый, зеленый, синий, оранжевый, коричневый, черный, го-лубой, розовый

– знать и уметь рассказывать несколько сказок

– знать некоторые правила дорожного движения улицу переходить в специальных местах, переходить надо только на зеленый сигнал светофора

К ПЯТИ ГОДАМ РЕБЕНОК ДОЛЖЕН:

ВНИМАНИЕ

– выполнять задание, не отвлекаясь в течении 10-12 минут

– удерживать в поле зрения 6-7 предметов

– находить 5-6 отличий между предметами

– выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу

– уметь находить одинаковые предметы

ПАМЯТЬ

– уметь запоминать не менее 6 предложенных предметов или названных слов

– уметь запоминать стихотворения, потешки, загадки

– пересказывать содержание небольшого произведения или сказки

– помнить и рассказывать события, которые произошли накануне, а также яркие события жизни

– запоминать и повторять небольшие фразы

– уметь сравнивать два изображения по памяти

МАТЕМАТИКА

– считать в пределах 10

– пользоваться количественными и порядковыми числительными

– сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10

– уравнивать неравное число предметов двумя способами

– выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам

– ориентироваться на листе бумаги

– знать геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, ромб)

– сравнивать предметы по величине,пользуясь понятиями: «шире-уже», «выше-ниже», «длиннее-короче» и т. д.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

-правильно произносить все звуки, говорить не торопясь, вырази-тельно

– употреблять в речи простые и сложные предложения

– пользоваться прямой и косвенной речью

– поддерживать непринужденную беседу

– составлять небольшой рассказ о предмете, картине, по теме

МЕЛКАЯ МОТОРИКА

– уметь проводить прямые и волнистые линии, не отрывая карандаш от бумаги и не выходя за контуры

– уметь обводит рисунок по точкам и по линиям

– уметь аккуратно раскрашивать картинки, не выходя за контуры рисунка

– уметь штриховать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры

– уметь копировать простейшие рисунки

МЫШЛЕНИЕ

– уметь выстраивать последовательность событий и составлять связ-ный рассказ

– классифицировать предметы по определенным признакам

– подбирать две половинки одного предмета, уметь объяснять свой выбор

– самостоятельно находить несоответствия в рисунках и объяснять их

– сравнивать два предмета между собой, называть чем они похожи и чем отличаются друг от друга

– уметь самостоятельно подбирать подходящие заплатки к коврикам

– уметь называть детали одежды, части машины, дома, дерева, цветка

К ШЕСТИ ГОДАМ РЕБЕНОК ДОЛЖЕН:

МАТЕМАТИКА

– уметь считать в пределах 10

– правильно пользоваться количественными и порядковыми числи-тельными

– сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, устанавливать, какое число больше другого

– уравнивать неравное число 2 способами

– сравнивать до 10 предметов различной величины, размещая их в ряд в порядке возрастания длины, ширины, высоты и понимать соот-ношения между ними

Читайте также:  Как вести себя с ребенком у которого задержка психического развития

– различать форму предметов

– выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам

– ориентироваться на листе бумаги

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

– правильно произносить все звуки

– употреблять в речи простые и сложные предложения

– пользоваться прямой и косвенной речью

– поддерживать непринужденную беседу

– составлять небольшие рассказы о предмете, картине, по теме, предложенной взрослым

– уметь последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения

– уметь определять место нужного звука в слове

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

– знать свое имя и фамилию, имя и отчество своих родителей, свой домашний адрес, название своего города (села, название столицы Родины

– знать название профессий, объяснять, чем занимаются люди этих профессий

– назвать группы предметов обобщающим словом

– знать основные правила дорожного движения

– знать последовательность времен года, частей суток

– различать и называть деревья, кустарники по коре, листьям, плодам

– знать несколько зимующих, перелетных птиц

ВНИМАНИЕ

– выполнять задание, не отвлекаясь около 15 минут

– находить 5-6 отличий между предметами

– удерживать в поле зрения 8-10 предметов

– выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу

– копировать в точности узор или движение

– уметь находить одинаковые предметы

ПАМЯТЬ

– уметь запоминать не менее 7-8 предложенных предметов или названных слов

– уметь запоминать и рассказывать стихотворения, потешки, загадки

– пересказывать близко к тексту рассказы или сказки

– рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки

– запоминать ряды цифр (от 4 до 6) зрительно и на слух

– запоминать и повторять фразы, состоящие из 7-8 слов

– рассказывать о событиях своей жизни, вспоминая все подробности

МЫШЛЕНИЕ

– уметь выстраивать последовательность событий и составлять связ-ный рассказ по картинкам

– классифицировать предметы в группы по определенным признакам

– подбирать подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу

– самостоятельно подбирать подходящий узор на большой картинке и на маленькой

– находить предмет в группах, не подходящий к общими признакам

– решать простые логические задачи

– выстраивать логический ряд из фигур

МЕЛКАЯ МОТОРИКА

– свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисо-вания

– изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием

– штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры

– ориентироваться в тетради в клетку или линию

– передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, распо-ложение частей

– уметь копировать простейшие рисунки.

К СЕМИ ГОДАМ РЕБЕНОК:

МАТЕМАТИКА

– называть числа в прямом и обратном порядке до 20

– соотносить цифру и число предметов

– составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычита-ние

– пользоваться арифметическими знаками действий

– измерять длину предметов с помощью условной меры

– ориентироваться на листе бумаги

– определять время по часам

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

– уметь сравнивать самостоятельно предметы между собой, называть несколько существенных признаков сходства и отличия

– самостоятельно составлять связный рассказ не менее, чем из 6-7 предложений

– составлять рассказы из личного опыта

– изменять слова, образуя новые

– пересказывать небольшие рассказы

– выразительно исполнять стихотворения, интонационно разнооб-разно передавать их в зависимости от содержания

– правильно употреблять трудные формы знакомых слов

– использовать в речи антонимы

– отгадывать загадки, понимать образные выражения

ГРАМОТА

– знать и уметь писать печатные буквы русского алфавита

– определять количество слогов в словах

– определять количество звуков в словах

– определять место заданного звука в слове

– анализировать звуковой состав слова

– определять ударные слоги, ударные гласные в структуре произно-симых слов, отмечать значком «ударение» ударные гласные

– различать гласные и согласные звуки и буквы

– различать твердые и мягкие согласные

– составлять предложения из 2-4 слов, понимать, что слова в пред-ложении произносятся в определенной последовательности

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

– называть свое имя, фамилию и отчество, имя и отчество своих ро-дителей

– название своего родного города (села, столицы, Родины

– последовательность времен года, частей суток, дней недели, назва-ние месяцев

– отличать животных, птиц, насекомых

– отличать садовые цветы от полевых, деревья от кустарников

– знать и называть все явления природы, распознавать по окраске, размерам

– знать о сезонных изменениях в природе

ВНИМАНИЕ

– выполнять задание, не отвлекаясь около 20 минут

– находить 10 отличий между предметами

– удерживать в поле зрения не менее 10 предметов

– выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу

– копировать в точности узор или движение

– уметь находить одинаковые предметы

МЫШЛЕНИЕ

– объединять предметы в группы по определенным признакам

– выстраивать логический ряд из определенной группы фигур или предметов

– выделять предмет в группах, не подходящий к общим признакам

– уметь выстраивать последовательность событий и составлять связ-ный рассказ по картинкам

– решать достаточно сложные логические задачи

– сравнивать предметы друг с другом, выявлять несоответствия меж-ду ними

– подбирать подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу

ПАМЯТЬ

– уметь запоминать не менее 9-10 предложенных предметов или названных слов

– рассказывать по памяти стихи, сказки, рассказы

– повторять дословно предложения, состоящие из 9-10 слов

– подробно рассказывать по памяти о событиях своей жизни и окру-жающей обстановке

– повторять ряды цифр (от 5 до 7, запоминая их на слух или зри-тельно

– подробно рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки

– запоминать расположение игрушек (8-10, называть по памяти, что где находилось

Читайте также:  Влияние семьи на развитие ребенка статьи

МЕЛКАЯ МОТОРИКА

– свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисо-вания

– изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием

– штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры

– ориентироваться в тетради в клетку или в линию

– уметь копировать фразы, простейшие рисунки

– передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, распо-ложение частей

Родители часто задаются вопросами: «Как развивается мой ребенок? Не отстает ли он в развитии? Какими умения и навыками должен овладеть к определенному возрасту?

Давайте вместе попытаемся ответить на эти вопросы.

Источник

Возрастные нормы психического развития детей

от рождения до семи лет

       Большинство трудностей в общении с ребенком и в его воспитании возникают у родителей по причине родительской некомпетентности или недостаточной осведомленности о возрастных периодах и нормах развития детей. Очень часто родители ожидают от ребенка того, что не доступно его возрасту и, наоборот, снижают свои требования к нему в области поведения, навыков самообслуживания и общения. Взрослым необходимо четко ориентироваться в возрастных периодах детства и новых возможностях, приобретениях психики, которые  должны возникать на каждом этапе развития ребенка.                                                

      Итак, ранний возраст от рождения до 3-х лет, отличается единством физического и психического развития и стремительным ростом и развитием ребенка. Эпоха раннего возраста делится на два этапа: от рождения до года и от года до трех лет.

     На первом году жизни происходит активное развитие органов чувств в процессе ухода и общения, с первых месяцев жизни ребенок выделяет близкого взрослого, сосредотачивает свой взгляд и слух и, наконец, отвечает взрослому улыбкой, звуками и движением. Данная реакция, названная “комплексом оживления” должна появиться к 3-м месяцам жизни. Она является условием и предпосылкой для развития общения между ребенком и взрослым. Младенец постепенно учится схватывать и удерживать предметы, благодаря развитию руки.

    К 6-ти месяцам ребенок должен брать, удерживать предмет, сосредотачиваться на нем и совершать простые действия с предметом, обследуя его, что является условием формирования мышления.

    С 6-ти месяцев ребенок овладевает самостоятельными движениями в горизонтальном положении, учится сидеть, стоять и ходить. Ребенок продолжает осваивать окружающий мир, он уже манипулирует с предметами и реагирует на взрослого не просто как на объект окружающего, а как на партнера в познавательной деятельности.  

     К концу первого года жизни ребенок должен активно изучать предметы и пространство и проявлять потребность в деловом общении с взрослым в процессе этого изучения. У малыша формируется первый предметный опыт, формируется представление о свойствах предмета, расположенного в пространстве. В этом возрасте малыш должен понимать обращенную к нему речь и говорить простые слова, состоящие иногда из одного слога.

     Начиная с 1 года до трех, ребенок овладевает самостоятельными сложными движениями: ходьбой, бегом, лазанием, бросанием, и т. д. Ребенок не только активно двигается, но и учится регулировать собственное движение, подражая взрослому. Именно поэтому важно постоянно обращать внимание малыша на цель и порядок выполнения действия: “Мы будем катать мячик. Положи мячик перед собой, как я, а теперь толкни мячик сильно, как я.” Ребенок переходит от обследования предмета к игровому действию с предметом: сначала он учится открывать и закрывать баночку, понимает, что ее можно использовать, как емкость, потом соотносит эту баночку по свойствам с кастрюлькой и, наконец, использует в игре баночку, как кастрюльку. Речь ребенка теперь становиться самостоятельной и активной. На фоне активизации речи зарождается общение со сверстниками, ребенок делает первые попытки взаимодействовать с другим малышом в предметной и игровой деятельности.                                                                                                  

     Главным приобретением личности в конце раннего возраста становиться осознание ребенком себя, как самостоятельного субъекта, своего личного действия и личного желания.  

                        С этого момента (с 3-х лет) начинается эпоха дошкольного возраста. Именно этот период перехода получил название “кризиса 3-х лет”. Обычно этот возраст сопровождается упрямством, капризами, агрессивностью, резкими сменами в настроении и поведении малыша. Такая картина есть результат конфликта между естественным стремлением ребенка к самостоятельности и независимости и ограничением этого стремления со стороны взрослых.  

     Дошкольное детство (от 3 до 7) характеризуется развитием разнообразных видов детской деятельности: игровой, бытовой, изобразительной, трудовой и др. Уровень развития ребенка должен определяться не только его умениями в той или иной деятельности, но и заинтересованностью в результате и умением его добиваться.

     Ребенок 5 лет может отлично уметь самостоятельно завязать шнурки, но не испытывать потребности это делать. Отсутствие у дошкольника потребности проявлять свою умелость или развивать ее являются показателем незрелости, которая будет тормозить его дальнейшее развитие. Способность ребенка подчинять свое поведение какой-либо цели, управлять своими поступками формируется на протяжении всего дошкольного возраста.  Только к семи годам ребенок способен выполнять как свою собственную задачу, так и задачу, поставленную взрослым не отвлекаясь, сохраняя интерес, контролируя себя при этом и оценивая свои результаты. Зачастую родители ожидают этого от детей 5-ти и даже 4-х лет.

    Существенным приобретением дошкольного возраста становится наглядно-образное мышление ребенка, благодаря которому становится возможной учебная деятельность. Чтобы понять, что легкие предметы не тонут, ребенку 6-ти лет уже не надо бросать их в воду, у него есть понятие легкого и тяжелого, понятие о свойствах воды, он может сделать самостоятельный выводы.  К семи годам дети хорошо разбираются в понятиях, символах и знаках, мышление становится логическим. У них намечается собственное мировоззрение, первые этические нормы, созревает новая социальная позиция и стремление быть взрослым.  К концу дошкольного детства у ребенка складываются предпосылки нового вида деятельности – учебной. Помните, что развитие ребенка проходит постепенно и последовательно и на каждом этапе ребенок  должен достичь определенных результатов.

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка с дизартрией

Источник

Екатерина Мокрова
Возрастные нормы психического развития детей от рождения до семи лет

Большинство трудностей в общении с ребенком и в его воспитании возникают у родителей по причине родительской некомпетентности или недостаточной осведомленности о возрастных периодах и нормах развития детей. Очень часто родители ожидают от ребенка того, что не доступно его возрасту и, наоборот, снижают свои требования к нему в области поведения, навыков самообслуживания и общения. Взрослым необходимо четко ориентироваться в возрастных периодах детства и новых возможностях, приобретениях психики, которые должны возникать на каждом этапе развития ребенка.

Итак, ранний возраст от рождения до 3-х лет, отличается единством физического и психического развития и стремительным ростом и развитием ребенка. Эпоха раннего возрастаделится на два этапа: от рождения до года и от года до трех лет.

На первом году жизни происходит активное развитие органов чувств в процессе ухода и общения, с первых месяцев жизни ребенок выделяет близкого взрослого, сосредотачивает свой взгляд и слух и, наконец, отвечает взрослому улыбкой, звуками и движением. Данная реакция, названная “комплексом оживления” должна появиться к 3-м месяцам жизни. Она является условием и предпосылкой для развития общения между ребенком и взрослым. Младенец постепенно учится схватывать и удерживать предметы, благодаря развитию руки.

К 6-ти месяцам ребенок должен брать, удерживать предмет, сосредотачиваться на нем и совершать простые действия с предметом, обследуя его, что является условием формирования мышления. С 6-ти месяцев ребенок овладевает самостоятельными движениями в горизонтальном положении, учится сидеть, стоять и ходить. Ребенок продолжает осваивать окружающий мир, он уже манипулирует с предметами и реагирует на взрослого не просто как на объект окружающего, а как на партнера в познавательной деятельности.

К концу первого года жизни ребенок должен активно изучать предметы и пространство и проявлять потребность в деловом общении с взрослым в процессе этого изучения. У малыша формируется первый предметный опыт, формируется представление о свойствах предмета, расположенного в пространстве. В этом возрасте малыш должен понимать обращенную к нему речь и говорить простые слова, состоящие иногда из одного слога.

Начиная с 1 года до трех,ребенок овладевает самостоятельными сложными движениями: ходьбой, бегом, лазанием, бросанием, и т. д. Ребенок не только активно двигается, но и учится регулировать собственное движение, подражая взрослому.Именно поэтому важно постоянно обращать внимание малыша на цель и порядок выполнения действия: “Мы будем катать мячик. Положи мячик перед собой, как я, а теперь толкни мячик сильно, как я. “Ребенок переходит от обследования предмета к игровому действию с предметом: сначала он учится открывать и закрывать баночку, понимает, что ее можно использовать, как емкость, потом соотносит эту баночку по свойствам с кастрюлькой и, наконец, использует в игре баночку, как кастрюльку. Речь ребенка теперь становиться самостоятельной и активной. На фоне активизации речи зарождается общение со сверстниками, ребенок делает первые попытки взаимодействовать с другим малышом в предметной и игровой деятельности.

Главным приобретением личности в конце раннего возраста становиться осознание ребенком себя, как самостоятельного субъекта, своего личного действия и личного желания.

С этого момента (с 3-х лет) начинается эпоха дошкольного возраста. Именно этот период перехода получил название “кризиса 3-х лет”. Обычно этот возраст сопровождается упрямством, капризами, агрессивностью, резкими сменами в настроении и поведении малыша. Такая картина есть результат конфликта между естественным стремлением ребенка к самостоятельности и независимости и ограничением этого стремления со стороны взрослых.

Дошкольное детство (от 3 до 7) характеризуется развитиемразнообразных видов детской деятельности: игровой, бытовой, изобразительной, трудовой и др. Уровень развития ребенка должен определяться не только его умениями в той или иной деятельности, но и заинтересованностью в результате и умением его добиваться.

Ребенок 5 лет может отлично уметь самостоятельно завязать шнурки, но не испытывать потребности это делать. Отсутствие у дошкольника потребности проявлять свою умелость или развивать ее являются показателем незрелости, которая будет тормозить его дальнейшее развитие. Способность ребенка подчинять свое поведение какой-либо цели, управлять своими поступками формируется на протяжении всего дошкольного возраста.

Только к семи годам ребенок способен выполнять как свою собственную задачу, так и задачу, поставленную взрослым не отвлекаясь, сохраняя интерес, контролируя себя при этом и оценивая свои результаты. Зачастую родители ожидают этого от детей 5-ти и даже 4-х лет.

Существенным приобретением дошкольного возраста становится наглядно-образное мышление ребенка, благодаря которому становится возможной учебная деятельность. Чтобы понять, что легкие предметы не тонут, ребенку 6-ти лет уже не надо бросать их в воду, у него есть понятие легкого и тяжелого, понятие о свойствах воды, он может сделать самостоятельный вывод. К семи годам дети хорошо разбираются в понятиях, символах и знаках, мышление становится логическим. У них намечается собственное мировоззрение, первые этические нормы, созревает новая социальная позиция и стремление быть взрослым.

К концу дошкольного детства у ребенка складываются предпосылки нового вида деятельности – учебной.

Источник