Нормы психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте таблица

Нормы психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте таблица thumbnail

Параметры

Показатели развития детей в возрасте

2-3 года

3-4 года

4-5лет

5-6лет

6-7лет

Мышление

Обладают наглядно-действенным мышлением, т.е. при решении каких-либо задач и ситуаций малыши оперируют с помощью материальных предметов в наглядно воспринимаемой ситуации.

На основе наглядно-действенного формируется наглядно-образное мышление, т.е. происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто».

Ведущую роль играет наглядно-образное мышление. Развитие способности выстраивать умозаключения.

Наглядно-образное, начинает формироваться образно-схематическое мышление. Развивается соподчинение мотивов.

На основе наглядно-образного мышления у дошкольников развиваются элементы логического мышления.

Речь

Словосочетаниями, понимает глаголы

Формирование связной речи, начинает понимать прилагательные.

Более широкое использование речи как средства общения. Окончание формирования активной речи. Ребенок учится излагать мысли. Главный вопрос – «почему?»

Кроме коммуникативной, развивается планирующая функция речи,

т.е. ребенок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом.

Развитие внутренней речи.

Произвольность познавательных процессов

Внимание и память непроизвольные

Внимание и память непроизвольные. Память характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание.

Зависимость внимания от эмоциональной насыщенности и интереса к ним сохраняется. Но развивается устойчивость и возможность произвольного переключения внимания, развиваться произвольное запоминание в игре.

Развитие целенаправленного запоминания,  наблюдается переход от непроизвольного внимания к произвольному. Развивается самоинструктирование, которое помогает ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности.

Начало формирования произвольности, как умения прилагать усилия и концентрировать процесс усвоения

Физиологическая чувствительность

Высокая чувствительность к физическому дискомфорту.

Сохраняется высокая чувствительность к дискомфорту

Уменьшается чувствительность к физическому дискомфорту. Ребенок становится более вынослив физически и психологически. Снижается утомляемость.

Уменьшение чувствительности к дискомфорту.

Индивидуально, у большинства низкая.

Объект познания

Непосредственно окружающие предметы, их внутреннее устройство.

Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначение.

Предметы и явления, непосредственно не воспринимаемые.

Детей начинают интересовать причины и следствия явлений.

Предметы и явления, непосредственно не воспринимаемые.

Нравственные нормы. Сфера взаимоотношений между людьми.

Причинно-следственные связи между предметами и явлениями.

Способ познания

Манипулирование предметами, их разбирание

Экспериментиро-вание, конструирование

Рассказы взрослого, экспериментиро-вание

Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментиро-вание.

Самостоятельная деятельность, познавательное общение со взрослыми и сверстниками.

Условия успешности ребенка

Разнообразие развивающей среды, в которой пребывает ребенок.

Развивающая среда и партнёрские отношения со взрослыми.

Кругозор взрослого, его стремление удовлетворять познавательный интерес ребенка, содержательно отвечать на все вопросы. Хорошо развитая речь ребенка.

Собственный широкий кругозор ребенка, хорошо развитая речь.

Собственный широкий кругозор, умение в чем-либо.

Форма общения

Ситуативно-личностное, т.е. вступает в общение при возникновении потребности, как реакции на ситуацию.

Ситуативно-деловое.

Внеситуативно-деловое.

Внеситуативно-деловое и внеситуативно-личностное.

Внеситуативно-личностное.

Отношения со сверстниками

Мало интересны

Мало интересны, но дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников.

Появляется интерес к сверстникам как к партнерам по игре. Начинают складываться предпочтения по половому признаку.

Появляется познавательная мотивация в общении, стремление поделиться со сверстниками своими знаниями и впечатлениями. Углубление интереса как к партнеру по играм.

Сверстник – это собеседник, партнер по деятельности.

Отношения со взрослыми

Взрослый для ребенка этого возраста источник защиты, ласки и помощи.

Взрослый для ребенка этого возраста источник способов деятельности, партнёр по игре и творчеству.

Взрослый для ребенка как источник информации.

Взрослый для ребенка является источником информации, собеседником.

Взрослый для ребенка – источник эмоциональной поддержки.

Наличие конфликтов

Со взрослыми («Я – сам»)

Со взрослыми (как продолжение «Я – сам»)

Отсутствуют

Представления ребенка о Я-реальном и Я-идеальном дифференцируются более четко.

К 7 годам – мотивационно-потребностный кризис. Стремление к смене социальной роли. Принятие роли школьника.

Эмоции

Сильной модальности, ярко выражены проявления всех переживаний. Резкие переходы из одного состояния в другое.

Сильной модальности, резкие переключения.

Фон настроения выравнивается, становится более стабильным.

Преобладание ровного оптимистического настроения. Ребенок может различать весь спектр человеческих эмоций. Формируются «высшие чувства».

Эмоции регулирует. Развиваются «высшие чувства».

Игровая деятельность

Предметно-манипулятивная. Игра «рядом» со сверстником, но не «вместе».

Партнерская со взрослыми, индивидуальная с игрушками, появляется самостоятельное игровое действие.

Коллективная: дети стремятся к партнерству в играх со сверстниками. Используется ролевой диалог, создаётся игровая ситуация. Игровые объединения становятся устойчивыми.

Усложнение игровых замыслов; длительные игровые объединения.

Длительные игровые объединения; умение согласовывать своё поведение в соответствии с ролью.

Источник

Ольга Осокина
Нормы психологического развития детей дошкольного возраста

К ТРЕМ ГОДАМ РЕБЕНОК:

МАТЕМАТИКА

– должен уметь пользоваться понятиями»много», «один», правильно согласовывать их с существительными

– должен использовать в речи слова «большой», «маленький», «больше», «меньше»

– должен уметь сравнивать предметы, находить одинаковые по длине, использовать слова «длинный», «короткий»

– должен уметь сравнивать предметы по высоте, использовать слова «высокий», «низкий»

– должен уметь сравнивать предметы по толщине, использовать сло-ва «толстый», «тонкий»

– должен уметь определять равенство и неравенство предметов

– должен узнавать и называть фигуры круг и квадрат, показывать похожие на них предметы

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

– выполнять словесное поручение взрослого («Принеси красный кубик, желтый мячик, маленького зайчика»)

– знать названия транспортных средств (машина, автобус, частей автомобиля (кабина, кузов, колеса, руль, растений (дерево, трава, цветы, фруктов (яблоко, груша, банан, овощей (морковь, помидор, огурец, домашних животных (кошка, собака, курица) и их детены-шей

– употреблять в речи глаголы, обозначающие действия (мыть, сти-рать, вытирать, гладить, лечить и т. д.)

– прилагательные, обозначающие величину, вкус, цвет

– наречия (близко – далеко, низко – высоко, быстро – медленно, темно – светло и т. д.)

– уметь связно рассказывать об увиденном, нарисованном на картин-ке (2-4 предложения)

– уметь отвечать на вопросы взрослого

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

– различать и правильно называть части дома, автомашины, дерева, а также части тела животных и человека

– различать некоторые фрукты и овощи

– знать и называть 6 основных цветов: красный, желтый, синий, зеле-ный, белый, черный

– различать части суток (день, ночь, знать, чем они отличаются

– знать название и назначение некоторых предметов

– пересказывать небольшие потешки

К ЧЕТЫРЕМ ГОДАМ РЕБЕНОК ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

МАТЕМАТИКА

– считать в пределах 5 (количественный счет, отвечать на вопрос «Сколько всего?»

Читайте также:  Уровень развития мышления и обобщения ребенка в первую очередь определяется

– сравнивать две группы предметов, используя счет

– сравнивать предметы разной длины, ширины, высоты, понимать соотношения между ними

– узнавать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник

– определять направление движения от себя (направо, налево, впе-ред, вниз, вверх)

– знать правую и левую руку

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

– правильно произносить все звуки родного языка

– использовать в речи существительные, обозначающие профессии, с которыми его знакомили

– составлять связный рассказ не менее чем из 3-4 предложений

– понимать содержание картинок и рассказывать, что на них нарисо-вано

– правильно называть существительные в единственном и множе-ственном числе

– правильно употреблять предлоги: под, на, перед, в, над и т. д.

– пересказывать небольшие литературные тексты, правильно отве-чать на вопросы по содержанию текста

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

– знать как зовут родителей

– уметь различать части суток и времена года, знать, чем они отли-чаются

– называть предметы обобщающими словами: овощи, фрукты, одеж-да, цветы, деревья, посуда, птицы, грибы, животные, ягоды

– знать названия некоторых профессий

– знать и уметь находить в окружающей обстановке 9 цветов: крас-ный, желтый, зеленый, синий, оранжевый, коричневый, черный, го-лубой, розовый

– знать и уметь рассказывать несколько сказок

– знать некоторые правила дорожного движения улицу переходить в специальных местах, переходить надо только на зеленый сигнал светофора

К ПЯТИ ГОДАМ РЕБЕНОК ДОЛЖЕН:

ВНИМАНИЕ

– выполнять задание, не отвлекаясь в течении 10-12 минут

– удерживать в поле зрения 6-7 предметов

– находить 5-6 отличий между предметами

– выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу

– уметь находить одинаковые предметы

ПАМЯТЬ

– уметь запоминать не менее 6 предложенных предметов или названных слов

– уметь запоминать стихотворения, потешки, загадки

– пересказывать содержание небольшого произведения или сказки

– помнить и рассказывать события, которые произошли накануне, а также яркие события жизни

– запоминать и повторять небольшие фразы

– уметь сравнивать два изображения по памяти

МАТЕМАТИКА

– считать в пределах 10

– пользоваться количественными и порядковыми числительными

– сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10

– уравнивать неравное число предметов двумя способами

– выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам

– ориентироваться на листе бумаги

– знать геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, ромб)

– сравнивать предметы по величине,пользуясь понятиями: «шире-уже», «выше-ниже», «длиннее-короче» и т. д.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

-правильно произносить все звуки, говорить не торопясь, вырази-тельно

– употреблять в речи простые и сложные предложения

– пользоваться прямой и косвенной речью

– поддерживать непринужденную беседу

– составлять небольшой рассказ о предмете, картине, по теме

МЕЛКАЯ МОТОРИКА

– уметь проводить прямые и волнистые линии, не отрывая карандаш от бумаги и не выходя за контуры

– уметь обводит рисунок по точкам и по линиям

– уметь аккуратно раскрашивать картинки, не выходя за контуры рисунка

– уметь штриховать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры

– уметь копировать простейшие рисунки

МЫШЛЕНИЕ

– уметь выстраивать последовательность событий и составлять связ-ный рассказ

– классифицировать предметы по определенным признакам

– подбирать две половинки одного предмета, уметь объяснять свой выбор

– самостоятельно находить несоответствия в рисунках и объяснять их

– сравнивать два предмета между собой, называть чем они похожи и чем отличаются друг от друга

– уметь самостоятельно подбирать подходящие заплатки к коврикам

– уметь называть детали одежды, части машины, дома, дерева, цветка

К ШЕСТИ ГОДАМ РЕБЕНОК ДОЛЖЕН:

МАТЕМАТИКА

– уметь считать в пределах 10

– правильно пользоваться количественными и порядковыми числи-тельными

– сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, устанавливать, какое число больше другого

– уравнивать неравное число 2 способами

– сравнивать до 10 предметов различной величины, размещая их в ряд в порядке возрастания длины, ширины, высоты и понимать соот-ношения между ними

– различать форму предметов

– выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам

– ориентироваться на листе бумаги

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

– правильно произносить все звуки

– употреблять в речи простые и сложные предложения

– пользоваться прямой и косвенной речью

– поддерживать непринужденную беседу

– составлять небольшие рассказы о предмете, картине, по теме, предложенной взрослым

– уметь последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения

– уметь определять место нужного звука в слове

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

– знать свое имя и фамилию, имя и отчество своих родителей, свой домашний адрес, название своего города (села, название столицы Родины

– знать название профессий, объяснять, чем занимаются люди этих профессий

– назвать группы предметов обобщающим словом

– знать основные правила дорожного движения

– знать последовательность времен года, частей суток

– различать и называть деревья, кустарники по коре, листьям, плодам

– знать несколько зимующих, перелетных птиц

ВНИМАНИЕ

– выполнять задание, не отвлекаясь около 15 минут

– находить 5-6 отличий между предметами

– удерживать в поле зрения 8-10 предметов

– выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу

– копировать в точности узор или движение

– уметь находить одинаковые предметы

ПАМЯТЬ

– уметь запоминать не менее 7-8 предложенных предметов или названных слов

– уметь запоминать и рассказывать стихотворения, потешки, загадки

– пересказывать близко к тексту рассказы или сказки

– рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки

– запоминать ряды цифр (от 4 до 6) зрительно и на слух

– запоминать и повторять фразы, состоящие из 7-8 слов

– рассказывать о событиях своей жизни, вспоминая все подробности

МЫШЛЕНИЕ

– уметь выстраивать последовательность событий и составлять связ-ный рассказ по картинкам

– классифицировать предметы в группы по определенным признакам

– подбирать подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу

– самостоятельно подбирать подходящий узор на большой картинке и на маленькой

– находить предмет в группах, не подходящий к общими признакам

– решать простые логические задачи

– выстраивать логический ряд из фигур

Читайте также:  Ребенку 2 месяца и одна неделя развитие

МЕЛКАЯ МОТОРИКА

– свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисо-вания

– изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием

– штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры

– ориентироваться в тетради в клетку или линию

– передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, распо-ложение частей

– уметь копировать простейшие рисунки.

К СЕМИ ГОДАМ РЕБЕНОК:

МАТЕМАТИКА

– называть числа в прямом и обратном порядке до 20

– соотносить цифру и число предметов

– составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычита-ние

– пользоваться арифметическими знаками действий

– измерять длину предметов с помощью условной меры

– ориентироваться на листе бумаги

– определять время по часам

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

– уметь сравнивать самостоятельно предметы между собой, называть несколько существенных признаков сходства и отличия

– самостоятельно составлять связный рассказ не менее, чем из 6-7 предложений

– составлять рассказы из личного опыта

– изменять слова, образуя новые

– пересказывать небольшие рассказы

– выразительно исполнять стихотворения, интонационно разнооб-разно передавать их в зависимости от содержания

– правильно употреблять трудные формы знакомых слов

– использовать в речи антонимы

– отгадывать загадки, понимать образные выражения

ГРАМОТА

– знать и уметь писать печатные буквы русского алфавита

– определять количество слогов в словах

– определять количество звуков в словах

– определять место заданного звука в слове

– анализировать звуковой состав слова

– определять ударные слоги, ударные гласные в структуре произно-симых слов, отмечать значком «ударение» ударные гласные

– различать гласные и согласные звуки и буквы

– различать твердые и мягкие согласные

– составлять предложения из 2-4 слов, понимать, что слова в пред-ложении произносятся в определенной последовательности

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

– называть свое имя, фамилию и отчество, имя и отчество своих ро-дителей

– название своего родного города (села, столицы, Родины

– последовательность времен года, частей суток, дней недели, назва-ние месяцев

– отличать животных, птиц, насекомых

– отличать садовые цветы от полевых, деревья от кустарников

– знать и называть все явления природы, распознавать по окраске, размерам

– знать о сезонных изменениях в природе

ВНИМАНИЕ

– выполнять задание, не отвлекаясь около 20 минут

– находить 10 отличий между предметами

– удерживать в поле зрения не менее 10 предметов

– выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу

– копировать в точности узор или движение

– уметь находить одинаковые предметы

МЫШЛЕНИЕ

– объединять предметы в группы по определенным признакам

– выстраивать логический ряд из определенной группы фигур или предметов

– выделять предмет в группах, не подходящий к общим признакам

– уметь выстраивать последовательность событий и составлять связ-ный рассказ по картинкам

– решать достаточно сложные логические задачи

– сравнивать предметы друг с другом, выявлять несоответствия меж-ду ними

– подбирать подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу

ПАМЯТЬ

– уметь запоминать не менее 9-10 предложенных предметов или названных слов

– рассказывать по памяти стихи, сказки, рассказы

– повторять дословно предложения, состоящие из 9-10 слов

– подробно рассказывать по памяти о событиях своей жизни и окру-жающей обстановке

– повторять ряды цифр (от 5 до 7, запоминая их на слух или зри-тельно

– подробно рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки

– запоминать расположение игрушек (8-10, называть по памяти, что где находилось

МЕЛКАЯ МОТОРИКА

– свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисо-вания

– изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием

– штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры

– ориентироваться в тетради в клетку или в линию

– уметь копировать фразы, простейшие рисунки

– передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, распо-ложение частей

Родители часто задаются вопросами: «Как развивается мой ребенок? Не отстает ли он в развитии? Какими умения и навыками должен овладеть к определенному возрасту?

Давайте вместе попытаемся ответить на эти вопросы.

Источник

Возрастной этап

Признаки возрастного этапа

Социальная ситуация развития

Характеристика ведущей деятельности

Кризисные проявления

Основные новообразования

Характеристика познавательной, эмоциональной и мотивационной сфер развития

Особенности поведения и ведущие направленности жизнедеятельности.

Новорожденность (1-2 мес.)

Адаптация ребенка к новым, внеутробным условиям жизни.

Полная биологическая зависимость от матери.

Кризис новорожденности. Признаки: потеря в весе.

Комплекс оживления

Первые мгновений общения с матерью , заложение фундамента«симпатий и антипатий» .

Малое различие сна и бодрствования, преобладание торможения над возбуждением, спонтанная двигательная активность ,установление эмоциональной связи с матерью.

Младенческий возраст ( от 2-х месяцев до 1 года )

Психика ребенка развивается в результате совместной деятельности ребенка и взрослого.

Неразрывная связь ребенка со взрослым. Ситуация “МЫ”

Непосредственно-эмоциональное общение, или ситуативно-личностное общение со взрослым.

Аффективные вспышки, если взрослые не понимают или не хотят выполн. его желания.

Ходьба или попытки ходьбы и первые слова. Потребность в общении со взрослым. Диффренцированные ощущения и эмоциональные состояния. Восприятие объектов. Автономная речь.Начальные формы наглядно-действенного мышления. Кратковременная фиксация на объектах.(непроизвольное внимание)

Основывается на потребности общения со взрослыми. Процесс общения становится более эмоц. Предметно-познавательная деят. Манипуляция с предметами. Логика многозначна и ситуативна.

Действия с предметами.

Раннее детство ( 1-3 года)

Единство эмоционального и действенного отношения к непосредственно воспринимаемому миру. Поведение ребенка ситуативно.

Сотрудничество со взрослым Ситуация “РЕБЕНОК – ПРЕДМЕТ – ВЗРОСЛЫЙ”. Познание мира окруж. Вещей.

Предметно-манипулятивная деятельность.

Негативизм – реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых.Упрямство, строптивость, своеволие, симптом обесценивания.

Речь и наглядно-действенное мышление. Сознание «Я сам». Возникает игра с сюжетом.

«Аффективное восприятие объектов и ситуаций. Наглядно-действенное мышление. Формирование внутреннего плана действий. Узнавание и воспроизведение. Непроизвольное внимание. Эмоциональная завышенная самооценка.

Способность к передвижению. Способность ориентироваться в пространстве. Благодаря этому возможность изучит большее кол-во окруж. Вещей.

Дошкольный возраст

(3 – 7 лет)

Познание мира человеческих отношений. Творчество. Первоначальное становление личности.

Отделение ребенка от взрослого. Две системы социальных отношений: “ребенок – взрослый” и “ребенок – дети”. Имитация мира человеческих отношений.

Читайте также:  Центр развития ребенка в казани в ново савиновском районе

Сюжетно-ролевая игра.

Поведение теряет детскую непосредственность. Манерничанье, паясничанье, кривляние. Появление оспаривания выполнять родительскую просьбу, отказ от привычных дел и обязанностей. Демонстративная «взрослость».

Потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Творчество.

Соподчинение мотивов. Самосознание. Правильная речь. Развитая непроизвольная память, начало развития произвольной памяти. Целенаправленное анализирующее восп. Наглядно-образное мышление, в конце преиода- переход к словестн. Мышл.

Игра.

Младший школьный возраст

(7 – 11 лет)

Начало школьной жизни, с преобретанием соответствующей позиции, мотивации, обязанностей.

Переход от свободного от постоянных обязанностей существования к обязательной, общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Социальный статус школьника.

Учебная деятельность.

“Я сам” в социальном смысле.Глубокий мотивационный кризис, когда мотивация, связанная с занятием новой социальной позиции исчерпана (учебе превратилась в житейскую обязанность), а содержательные мотивы учения зачастую отсутствуют. Снижение продуктивности и способности к учебной. Негативизм.

Произвольность. Внутренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия. Чувство компетентности.

Внутренняя позиция школьника, учебная мотивация. Теоретическое мышление. Анализирующие восприятие. Произвольная смысловая память. Произвольное внимание. Адекватная самооценка. Обобщение переживаний, логика чувств и появл. Внутр. Жизни.

«Школьная жизнь». Учеба.

Подростковый возраст

(11 – 15 лет)

Переход от детства к взрослости. Половое созревание.

Стремление приобщиться к миру взрослых, ориентация поведения на нормы и ценности этого мира. Эмансипация от взрослых и группирование.

Интимно-личностное общение в процессе обучения и организационно-трудовой деятельности.

Становление человека как субъекта собственного развития.

Чувство «взрослости». (младший подростковый возраст)Самооценка. «Я-концепция»(старш. Подростк. Возраст).

Теоретическое рефлексивное мышление. Интеллектуализация восп. и памяти. Личностная рефлексия. Гипертрофированная потребность в общении со сверстниками.

Стремление подростка занять положение в группе сверстников.

Старший школьный возраст или ранняя юность (15 – 17 лет)

Переход к самостоятельной взрослой жизни. Стабилизация личности.

Первоначальный выбор жизненного пути.

Учебно-профессиональная деятельность.

Страх ошибок в выборе жизненного пути. Жизнь настоящим, смутное представление будущего. Ответственность за свой выбор перед собой и близкими. Философская интоксикация сознания, оказывается поверженным в сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции.

Мировоззрение.

Профессиональное самоопределение.

Идеалы. Идентичность.

Дифференциация способностей. Ориентация на будущее. Нравственная устойчивость поведения.Формально-логическое, формально-операциональное мышление. Совершенствуется владение сложными интеллектуальными операциями анализа, синтеза, теоретического обобщения и абстрагирования, аргументирования и доказательства. эмоциональная восприимчивость часто сочетается с категоричностью и прямолинейностью юношескихоценок окружающего.

Учебно-профессиональная деятельность.

Юнность (от 17 до 20-23 лет )

Первый период взрослой, самостоятельной жизни.

Выбор жизненного пути. Уход из родительского дома.

Учебная, служба в армии или поиск работы.

Окончательное самоопределение.

Реализация жизненных планов или поиск себя.

Три варианта направленности: учеба в ВУЗе, поиск работы или служба в армии.

Молодость ( от 20-23 до 30 лет)

Осуществление жизненных целей. Расцвет любви и дружбы.

Выбор спутника жизни и создание семьи. Овладение выбранной профессией.

Труд.

Представления о жизни, сложившиеся между 20 и 30 годами, не удовлетворяют чел. Происходит переоценка ценностей, критический пересмотр своего Я.

Семейные отношения и чувство профессиональной компетентности. Рождение детей.

Осознание своих качеств, способностей, возможностей, знаний, интересов; целостная оценка себя как чувствующего и мыслящего существа. Развиваются теоретическое мышление, умение абстрагировать, делать обобщения. Происходят качественные изменения в познавательных возможностях. Реальный «Я» – образ.

Поиск партнера. Создание семьи, профессиональный рост. Человек более-менее прочно утверждается во взрослой жизни.

Зрелость ( от 30 до 60-70 лет)

Человек должен раскрыть свой потенциал, реализовать себя во всех сферах, исполнить жизненное предназначение.

Реализации себя, полного раскрытия своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношений. Осознание ответственности за содержание своей жизни перед самим собой и перед другими людьми.

Труд. Творческий труд.

Проблема убывающих физических сил, привлекательности – жестокий удар по самооценке и Я-концепции. изменяются социальные ожидания. Пришло время оправдывать надежды общества и создать какой-то социально значимый продукт, материальный или духовный, иначе общество переносит свои ожидания на представителей более молодого поколения.

Продуктивность в профессиональном плане и в плане воспитания следующего поколения.

Совмещение процессов повышения, стабилизации и понижения функционального уровня отдельных функций и познавательных процессов. Обобщение на словесном материале. Способность самому ставить проблемы, достойные иногда усилий многих поколений Совершенствование профессиональной памяти.

Расцвет деятельности, передача опыта младшим поколениям.

Поздняя зрелость или старость ( после 60-70 лет)

Заключительный период жизни, включающий изменение позиции человека в обществе и играющий свою особую роль в системе жизненного цикла.

Смена общественной позиции, с выход на пенсию и удаление от активного участия в производительном труде. Отношения с родственниками. Стремление воспитывать, подготовить себе «достойную замену» на работе

Если пожилой человек стремится сохранить себя как личность, то в этом случае в качестве ведущей деятельности в старости можно рассматривать структуризацию и передачу опыта, наставничество молодых. Стремление «успеть» сделать то, что еще не успел

Встает ряд вопросов связанных со смертью. Отношение к ней зависит от направленности личности.( генодистическое –быстро заканчивают сущ, эгоистическое – интенсивное старение, доживание, духовно-нравственное – сохраняется содержание жизни.

Принятие своей жизни.

Жизненная мудрость.

Счастливая старость.

Интегрированность, цельность.

Снижение психического тонуса, силы и подвижности. Возрастает время реакции, замедляется обработка перцептивной информации и снижается скорость когнитивных процессов. Ведущим типом памяти становится логическая. Появляется выраженная озабоченность – не вполне осознаваемое состояние. Озабоченность собственным здоровьем, политическим и экономическим положением в стране, будущим детей и внуков – в целом все понемногу. Хроническая озабоченность помогает старым людям выработать тактику сбережения усилий и тем самым избежать фрустраций.

Другим характерным эмоциональным переживанием пожилых людей является возрастно-ситуативная депрессия при отсутствии жалоб на это состояние. Депрессия проявляется в ослаблении аффективного тонуса и живости.

На пороге старости человек решает для себя вопрос: пытаться ему сохранить старые и создавать новые социальные связи или перейти к жизни в кругу интересов близких и своих собственных проблем, перейти к жизни индивидуальной. Этот выбор определяет стратегию адаптации – сохранение себя как личности (поддержание и развитие социальных связей) или сохранение себя как индивида.

Преподаватель: Великановская Л. А.

Источник