Нормативы развития ребенка раннего возраста

Нормативы развития ребенка раннего возраста thumbnail

ольга кравцова
Возрастные нормы развития детей от года до 3-х лет

Правильный уход, сбалансированное питание и посильные двигательные нагрузки необходимы для полноценного физического развития ребенка. Но интеллект тоже должен развиваться. Для формирования познавательных интересов и накопления знаний о мире нужно создать развивающую среду: вся окружающая обстановка должна вызывать у малыша желание каждый день совершать маленькие открытия. Поэтому выбор игрушек, спортивных комплексов, развивающих пособий должен быть продуманным и взвешенным.

Конечно, дети развиваются по-разному, в соответствии со своими “биологическими” часами. Но, тем не менее, существуют объективные параметры развития детей раннего возраста, на которые стоит ориентироваться. Внимательно ознакомьтесь с данными, приведенными ниже. Ваш малыш немного отстает? Ничего страшного. Воспользуйтесь самой простой рекомендацией – играйте! Правильно подобранные игрушки (соответствующие возрасту и развитию) стимулируют формирование всех необходимых навыков. Необходимо учитывать, что малыш уже умеет делать и чему вы хотите его научить.

Игра – это самый оптимальный и самый приятный способ обучения и развития.

Крупная моторика

1-1,5 года. Ходит самостоятельно. Бьет ногой по мячу. Бегает уверенно, не падая, огибая углы и делая резкие остановки. Вскарабкивается и садится на “взрослый” стул. Лазает по сооружениям на детской площадке.

1,5-2 года. Свободно поднимается и спускается по лестнице, ставя ноги поочередно на каждую ступеньку. Самостоятельно влезает по лестнице на горку и съезжать с нее. Сохраняет равновесие и координацию в подвижных играх (бег, лазанье, прыжки).

2-2,5 года. Прыгает со ступенек двумя ногами вместе. Играет в мяч с другими детьми, бросает мяч и ловит, по крайней мере, в половине случаев. Стоит на одной ноге несколько секунд без поддержки. Из положения стоя перепрыгивает через невысокие предметы.

2,5-3 года. Ездит на трехколесном велосипеде, нажимая на педали. Уверенно стоит на одной ноге без поддержки. На бегу перепрыгивает через препятствия. Делает кувырок вперед.

Мелкая моторика

1-1,5 года. Предпочитает действовать ведущей рукой. Чертит каракули мелком или карандашом. Перелистывает страницы детской книжки (по одной). Отвинчивает и завинчивает крышки банок и бутылок.

1,5-2 года. Чертит каракули круговыми движениями. Строит башни из пяти и более кубиков. Держит мелок несколькими пальцами,почти как взрослый.

2-2,5 года. Пытается резать или режет маленькими ножницами. Строит башни из восьми и более кубиков. Рисует или срисовывает вертикальные или горизонтальные линии. Делает постройки из кубиков, такие как простой дом, мост или машину.

2,5-3 года. Рисует или срисовывает полный круг, две пересекающиеся линии. Кладет на место отдельные фрагменты в складной картинке.

Социальное развитие

1-1,5 года. Просит содействия в чем-либо. Начинает помогать в домашних делах. Играет вместе с другими детьми.

1,5-2 года. Иногда говорит “нет”, если пристают. Обычно правильно реагируют на замечания. Проявляет привязанность к другим детям. Хочет спать с куклой, игрушечным медведем и т. д. Сочувствует другим детям, старается помочь и утешить.

2-2,5 года. Выражает жалобы словами. Здоровается (“Привет” и т. п.)Говорит “Посмотри”, когда хочет привлечь внимание к своим занятиям. Играет в активные игры с другими детьми. Предлагает свою помощь другим.

2,5-3 года. Извиняется, сделав что-нибудь нехорошее. Обычно выполняет специальные указания во время групповых игр и ждет своей очереди.

Развитие речи

1-1,5 года. Говорит не менее двух слов, помимо “мама” и “папа”. Отвечает на вопросы: “Как говорит собачка, киска?”. Употребляет по крайней мере пять слов для обозначения разных предметов.

1,5-2 года. Называет несколько знакомых предметов в книжке с картинками. употребляет не менее десяти слов. Правильно отвечает “да” или “нет” в ответ на прстые вопросы. Если предмет не нравится, говорит о нем: «Плохой», «Кака» и т. п.

2-2,5 года. Просит: “Еще”, “Еще один”. Использует отрицание “не” в выражениях: “не надо”, “не буду” и т. п. Употребляет по крайней мере одно из следующих слов:”я”, “ты”, “он”, “она”, “оно”, “мне”.Говорит предложениями из двух, трех и более слов. Рассказывает, какое действие изображено на картинке. Говорит о своих вещах: “мой”, “моя”, “мое”. Употребляет глаголы в прошедшем времени. (“Мячик упал”).

2,5-3 года. Задает вопросы, начинающиеся со слов “что”, “где”, “почему”,”когда”, “как”. Использует существительные не только в именительном падеже. Употребляет слова во множественном числе (окончания -и или -ы, глаголы в будущем времени.

Понимание речи

1-1,5 года. По просьбе взрослых показывает минимум три части тела: нос, рот, руки или ноги. Знает предлоги “на” и “с”. Выполняет указания, состоящие из двух частей, например: “Пойди к себе в комнату и принеси мне. ” Понимает значение по крайней мере трех из предлогов: “в”, “на”, “под”, “у”, “возле”.

1,5-2 года. Понимает, что значит “вверх” и “вниз”, “один” (дает по просьбе именно один предмет, “все”. Должен правильно определять по названию хотя бы один цвет.

2-2,5 года. Проговаривает свое имя. Показывает или называет больший из предметов. Понимает не менее шести слов, указывающих положение предметов: “в”, “над”, “на”, “под”, “у”, “возле»,«сверху», «снизу”, “выше”, “ниже”. Правильно определяет пол других детей (мальчик или девочка).

2,5-3 года. Использует слова “хороший” и “плохой”. Отвечает на вопросы:”Что делают с печеньем?. шапкой?. чашкой?” Знает свой возраст. Правильно употребляет слова “быстро”, “быстрый”, “медленно”, “медленный”. Говорит о будущем – что должно произойти.

Самообслуживание

1-1,5 года. Снимает туфли и носки. Пользуется маленьким ведерком или емкостью для переноски вещей. Открывая дверь, поворачивает ручку и тянет. Вытирает пролитую жидкость тряпкой или губкой. Подает маме или папе пустую тарелку.

1,5-2 года. Самостоятельно снимает расстегнутую рубашку или блузку. Расстегивает молнии. Моет и вытирает руки. Ест вилкой и ложкой, почти не проливая.

2-2,5 года. Сам умывает лицо и чистит зубы. Наливает жидкость в чашку не проливая.

2,5-3 года. Надевает рубашку или блузку самостоятельно. Моется в ванне почти без помощи. Правильно надевает туфли (правую – на правую ногу, левую – на левую).

Источник

Содержание:

  • Познавательное развитие
  • Социально-эмоциональное развитие
  • Речевое развитие (до 1500 произносимых слов)
  • Бытовые навыки
  • Физическое развитие

Предлагаем вам познакомиться с основными показателями развития ребенка. Они помогут заинтересованным лицам (родителям, воспитателям, педагогам) определить степень развития конкретного малыша и в случае необходимости принять соответствующие меры коррекции.

При составлении этих показателей использованы собственные научно-методические исследования автора книги Елены Волосовой, многолетние наблюдения за детьми раннего возраста, а также материалы из работы “Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни” (ЦОЛИУ врачей, М., 1979) и Базисной программы развития ребенка-дошкольника “Истоки” (Центр “Дошкольное детство” им. А. В. Запорожца, М., 1997).

Познавательное развитие

Отличие предметов по признакам:

Читайте также:  Особенности развития личности ребенка заключение

Называет правильно четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов.

Ориентируется в семи цветах спектра (знает черный и белый цвета), находит по образцу, по просьбе взрослого.

Собирает последовательно (вкладывает меньшую в большую) матрешки, мисочки, формочки, колпачки из четырех-шести составляющих (по показу, просьбе взрослого, в самостоятельной игре).

Легко подбирает плоские геометрические фигуры к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат).

Наглядно ориентируется в конфигурации объемных геометрических фигур (подбирает к соответствующим по форме отверстиям). Некоторые из них называет: шар, куб, призма (“крыша”), цилиндр (“столбик”), кирпичик, конус.

Определяет на ощупь (в игре) и называет знакомые геометрические или другие фигуры.

Собирает пирамидку из восьми-десяти колец по образцу или по рисунку (по убыванию размера, по размеру и цвету, по форме и размеру).

Находит и может назвать большой, маленький предмет, средний – между ними.

Определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый).

Составляет картинку из двух частей (на занятии).

Подбирает мозаику к несложному рисунку.

Запоминает и указывает место, где стояла убранная взрослым игрушка (в совместной игре).

Подражает письму взрослого (имитирует).

К рисунку взрослого может дорисовать недостающие детали (стебелек к цветку, листик к ветке).

Рисует кружочки, овалы, проводит линии, изображает прямоугольные предметы; закрашивает; подражает образцу.

Рисует по собственному замыслу. Объясняет, что рисует (солнышко, дорожку, дождик и др.).

Раскатывает комочки глины, пластилина в ладонях; соединяет части.

Лепит несложные формы (шарик, столбик, колбаску, бублик).

Выполняет несложную аппликацию из готовых форм.

Игровые действия (начало ролевой игры):

Проявляет инициативу в игре (творческое начало). Может “брать роль” (называет себя в игре “мама”, “врач” и т. п.). Осознает свою роль в игре.

Фантазирует в игре (введение сказочного персонажа).

Спокойно играет вместе с другими детьми, используя предметы-заместители.

Подражает другим детям (в любых играх).

Выполняет правила в подвижных играх.

Строит из кубиков дом, забор, машину, мостик и др. (по образцу, по рисунку, по речевой инструкции, по замыслу)

Использует различные объемные геометрические фигуры в строительных играх и конструировании, обыгрывает постройки с игрушками.

Социально-эмоциональное развитие

Хочет быть хорошим, ждет похвалы, одобрения, эмоционально-положительного подкрепления со стороны взрослого.

Проявляет инициативу, независимость.

Испытывает эмоциональное удовлетворение, если смог что-то выполнить. Доволен, когда хвалят.

Проявляет чувство гордости за себя (“лучше всех бегаю”), за родителей (“папа самый сильный”, “мама самая красивая”).

Любознателен, любопытен.

Долговременная память опирается на прежние эмоциональные переживания, могут возникать воспоминания за последний год.

Проявляет эмоциональную сдержанность: не кричит в общественных местах, переходит спокойно улицу со взрослым, не бегает по тротуару, спокойно слушает просьбу взрослого и выполняет ее, перестает плакать при обоснованном запрете.

Непослушен, эмоционально напряжен при ограничении движений, при непонимании взрослым его просьб и желаний. Может быть настойчивым в своих требованиях.

Переживает, если ругают. Длительно может обижаться за наказание.

Испытывает чувство огорчения, стыда. Понимает, что сделал что-то плохо (не успел в туалет, разлил воду);ожидает от взрослого отрицательной оценки.

Понимает, если плохо делает кто-то другой. Дает эмоционально отрицательную оценку (“Нельзя: обижать, ломать, рвать, отнимать, драться”).

Может ревновать, обижаться, заступаться, сердиться, лукавить, озорничать.

Владеет неречевыми способами эмоционального общения. Свои чувства выражает взглядом, мимикой, тоном, жестами, выразительными движениями, позами.

Эмоционально выражает воображаемые ситуации (в игре).

Речь насыщает эмоционально-выразительными оттенками (часто по подражанию).

Обозначает словом свои эмоциональные состояния: смеюсь, боюсь, замерз.

Могут возникать страхи, боязнь темноты.

Начинает понимать юмор (смеется, недоумевает).

Эмоционально сопереживает персонажам при слушании сказок, при просмотре детских спектаклей, мультфильмов (радуется, печалится, сердится, морщится от “боли” и т. д.).

Эмоционально отзывчив (испытывает удовольствие) на музыку, пение, художественное слово. Подпевает, танцует (передает ритм). Реагирует на изменение музыки – различно двигается (кружится, приседает, машет руками, хлопает, топает).

Эмоционально по-разному реагирует на знакомые и незнакомые музыкальные или художественные произведения, при рассматривании иллюстраций.

Предпочитает веселую музыку и песни, яркие рисунки.

Проявляет интерес к рисованию, лепке.

Испытывает эмоциональное удовлетворение от подвижных игр.

Эмоционально по-разному реагирует на красивое, некрасивое (замечает, различает, оценивает).

Эмоционально предвосхищает результат некоторых действий (собственных или других людей).

Огорчается при неумении что-то сделать.

Радуется своим умелым действиям, когда получается.

Приветливо, эмоционально открыто, доверительно относится к людям. Интересуется их действиями (делами), отвечает, если о чем-то спрашивают.

Помнит добрых и суровых людей (эмоционально отзывчив и эмоционально сдержан).

Проявляет застенчивость характерной мимикой, особенно при обращении к нему незнакомого человека.

Понимает состояние других на основе своего эмоционального опыта.

Эмоционально оценивает ситуацию: сопереживает (если кому-то больно), помогает (если надо помочь), сочувствует, тихо ведет себя (если кто-то спит, устал).

Замечает огорчение, недовольство, радость взрослых или детей.

Подражает мимике, голосовым интонациям, эмоционально-выразительным движениям близких взрослых.

Подражает эмоциональному поведению сверстников (может копировать более шумного, крикливого).

Доброжелательно относится к детям: не выхватывает игрушки, не берет без спроса, делится своими игрушками.

Получает удовольствие от общения со сверстниками. Возникает интерес к совместным играм.

Выражает симпатию к некоторым детям.

Настороженно относится к незнакомым животным, отдельным людям, новым ситуациям.

Речевое развитие (до 1500 произносимых слов)

Произносит сложные предложения при общении. Пользуется словами, выражая желания, чувства, впечатления.

Говорит простыми, грамматически оформленными фразами.

Свои действия часто сопровождает речью. Начинает использовать придаточные предложения (не всегда).

Слова изменяет по числам и падежам. Задает вопросы познавательного характера: “Где?”, “Куда?”, “Почему?”, “Когда?” и другие. Легко повторяет за взрослыми незнакомые слова, фразы. Быстро разучивает стихи, песенки, отрывки из сказок. Много звуков произносит правильно (гласные и простые согласные).

Появляется словотворчество и склонность к рифмовке. Вступает в речевые диалоги с детьми, взрослыми. Отвечает на вопросы взрослого по сюжетной картинке. Называет по картинке некоторых животных (их детенышей), предметы быта, одежду, посуду, технику, растения и другое.

Рассказывает связно по картинке знакомую сказку. Передает словами, жестом, интонацией содержание сказки, потешки, песенки, стихотворения. Высказывается о книжке, событии (после вопросов и по воспоминанию).

Может доказать, додумать предложение, сказанное взрослым.

Быстро отвечает на вопрос: “Как тебя зовут?”. Знает свою фамилию.

Отвечает на вопрос: “Сколько тебе лет?”. Показывает на пальчиках.

Отличает и называет людей по принадлежности к определенному полу, по возрасту (мальчик, дядя, дедушка, девочка, тетя, бабушка).

Знает свою половую принадлежность: мальчик или девочка; называет после вопроса взрослого.

Знает названия частей тела (голова, шея, спина, грудь, живот, руки, ноги, пальцы).

Знает назначение частей тела (отвечает на вопросы): “глаза смотрят”, “уши слушают”, “ноги ходят”).

Знает названия одинаковых частей тела у человека и животного: “глаза – у всех, ноги – у человека, лапы – у животного, руки – у человека, крылья – у птицы”.

Читайте также:  Активность ребенка и ее роль в развитии

В игре называет себя каким-то персонажем. Отвечает на вопрос взрослого: “Кто ты в игре?”.

Играя, свои действия сопровождает словами.

Пользуется ролевой речью в игре. Говорит за себя и за куклу.

По детали узнает и называет целое изображение (по хоботу – слона, по брюкам – мальчика).

Имеет представление о числе, показывает и говорит: “один, два, три, много, мало”.

Предвидит результат (мыслительные возможности). Использует средства для достижения цели.

Способен длительно наблюдать, сосредоточивать внимание, увлекаться своей деятельностью.

Начинает различать правую и левую сторону (может ошибаться).

Обобщает предметы по их свойствам (кто (что) летает? кто (что) плавает?).

Переходит от называния себя в третьем лице к местоимению “Я”.

Проявляет особый интерес к разговорам взрослых между собой.

Длительно слушает сказку, читаемую или рассказываемую взрослым или записанную на аудиокассетах.

Бытовые навыки

Одевается самостоятельно, с небольшой помощью взрослого.

Раздевается самостоятельно; складывает свою одежду перед сном.

Застегивает несколько пуговиц.

Завязывает (связывает) шнурки.

Знает назначение многих предметов, их местонахождение и предназначение.

Выполняет поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь, принеси).

Может вымыть руки с мылом, умыться, вытереться полотенцем.

Замечает беспорядок в своей одежде.

Пользуется носовым платком.

Вытирает ноги при входе в квартиру.

Регулирует свои физиологические потребности.

Ест аккуратно.

Держит ложку за конец ручки.

Пользуется салфеткой.

Не выходит из-за стола до конца еды.

Не мешает за столом другим.

Говорит “спасибо”, здоровается, прощается.

Физическое развитие

Выполняет по показу, по словесному указанию, самостоятельно:

Выполняет одновременно два действия: топает и хлопает. Качается на качелях. Скатывается на санках. Катается на трехколесном велосипеде. Учится ходить на лыжах.

Не боится плавать, поддерживаемый взрослым. Легко перешагивает через препятствия на полу (брусочки) чередующимся шагом. Быстро проходит по наклонной доске. Перепрыгивает через линию на полу. Прыгает в длину с места на двух ногах. Спрыгивает с небольшой высоты. Бегает, подпрыгивает. Бросает и ловит мяч. Подражает движениям сверстников: бегает, прыгает, бросает, подлезает, кружится.

Из книги Е. Волосовой “Развитие ребенка раннего возраста”
(основные показатели), М.: “Линка-Пресс”, 1999 г.

Источник

Как только наш малыш родился, неугомонные врачи, немедленно начинают обследование маленького человечка. Замеряют, взвешивают, рассматривают со всех сторон, загоняя наших детишек в рамки, которые прописаны в нормах развития.

Развитие наших детей обусловлено наследственностью, правильностью и составом питания, ну и нашей с вами окружающей средой. Наследственность отражается обычно на росте наших детей.

Но, пожалуй, самое важное это правильное и качественное питание наших малышей. От правильного питания зависит полноценное развитие ребенка – вес, и нормальный рост.

Под нормальным и качественным питанием я подразумеваю обязанность мамы кормить грудью первый год жизни наших малышей, с постепенным добавлением прикорма.

Придерживаясь норм приведенных ниже в таблицах, вы сможете четко контролировать процесс развития наших малышей до года, избегая перекармливания, которое в свою очередь ведет к нежелательным результатам.

Чтобы оценить развитие ребенка обычно измеряют рост и вес ребенка. Но еще не маловажно отслеживать и окружность головки деток. Так как развитие мальчиков и девочек протекает по-разному, они выделены в отдельные колонки.

Ниже приведена таблица роста и веса детей, а также таблица нормы окружности головки ребенка.

Желаю всем, чтоб детки росли, всесторонне развивались и никогда не болели. Надеюсь, что информация будет вам полезной.

Нормы физического развития ребенка до года

Данные детей до года контролируются ежемесячно с точным учетом указанного интервала. У малышей от года до двух прибавка в весе отслеживается раз в 8 недель, что и считается эталонным показателем.

Наибольший темп увеличения массы тела ребенка характерен для первых трех месяцев его жизни. Сколько должен набирать массы новорожденный, можно посмотреть ниже.

Чтобы воспользоваться таблицей, стоит знать, как взвешивать новорожденного правильно. Перед включением весов нужно убрать с чаши все посторонние предметы, иначе вы получите искаженные данные.

Хотя вы можете оставить на ней пеленку и затем нажать кнопку «Тара», чтобы обнулить результат. Укладывать младенца в чашу весов надо в состоянии покоя, чтобы зафиксировать точные цифры, которые затем можно сравнить с «идеалом».

К полугодовалому возрасту ребенок увеличивает свой начальный вес примерно в два раза, к году – в три раза. Но, следует учитывать, что это лишь условные нормы: каждый ребенок индивидуален в физиологическом развитии.

Набор веса — процесс, требующий учета множества факторов: условий, в которых протекало формирование организма ребенка во внутриутробном периоде, условий, в которых проходили роды.

Так, например, недоношенные дети, как правило, растут быстрее доношенных, активно добирая то, что не успели получить в утробе матери.

Как набор веса оценивают педиатры? Специалисты производят оценку увеличения показателей массы в соответствии с ростовыми параметрами по специальным центильным таблицам набора веса новорожденного, учитывающим множество параметров.

Суть такой оценки заключается в том, что индивидуальные антропометрические показатели ребенка (рост, вес, окружность головы, а также грудной клетки) сравниваются со стандартными величинами, получаемыми при массовых обследованиях детей.

Сами центильные таблицы представляют собой некую математическую фотографию распределения большого количества детей по соответствующим возрастающим показателям.

Подобное исследование гармоничности физического развития малыша несложное, поскольку в нем исключены расчеты, но сами таблицы довольно громоздкие и для выбора цифр необходимо затратить большое количество времени.

Но есть и противники центильных таблиц, считающие данный метод оценки устаревшим.

Так или иначе грамотно оценить развитие ребенка может только педиатр, который ведет за ним регулярное наблюдение, а метод оценки остается на его усмотрение.

Таблица 1 – Нормы веса для детей до года

Возраст ребенка по месяцам

Вес ребенка в килограммах

Допустимые отклонения

+/- в килограммах

мальчики

девочки

мальчики

девочки

1

4,300

4,100

0,750

0,550

2

5,100

4,800

0,900

0,650

Остались вопросы? Задай их автору в комментариях!

3

5,800

5,400

1,000

0,750

4

6,600

6,000

1,000

0,800

5

7,200

6,700

1,100

0,900

6

7,900

7,400

1,200

1,000

7

8,400

8,000

1,200

1,050

8

8,800

8,500

1,250

1,050

9

9,200

8,900

1,300

1,100

10

9,700

9,300

1,300

1,100

11

10,200

9,600

1,300

1,100

12

10,400

9,800

1,350

1,150

Таблица 2 – Рост детей до года

Правильно измеряется рост ребёнка до года горизонтальным ростомером, когда педиатр придерживает ножки малыша, прижав легонько на колени, и придвинув планку ростомера к стопам, согнутым под углом 90˚.

Возраст ребенка по месяцам

Рост ребенка в сантиметрах

Допустимые отклонения

+/- в сантиметрах

мальчики

девочки

мальчики

девочки

1

54

53

2,7

2,9

2

57

57

2,8

3,0

3

59

59

2,8

2,8

4

62

61

2,9

2,8

5

64

64

3,0

2,6

6

66

66

3,0

3,2

7

68

68

3,0

3,2

8

70

69

3,2

3,3

9

72

71

3,5

3,3

10

73

72

3,9

3,2

11

74

73

3,4

3,2

12

76

74

3,7

3,3

Читайте также:  Что имеет определяющее значение для психического развития ребенка

Таблица 3 – Окружность головки детей до года

Возраст ребенка по месяцам

Окружность головки ребенка в сантиметрах

Допустимые отклонения

+/- в сантиметрах

мальчики

девочки

мальчики

девочки

1

37

37

1,9

2

2

39,2

38,6

1,8

2,2

3

40,6

39,9

1,9

2,3

4

41,9

41,1

1,8

2,2

5

43

42,1

1,9

2,3

6

44

42,9

2

2,3

7

44,9

43,9

2,1

2,3

8

45,5

44,6

2,1

2,3

9

46,1

45,2

2,2

2,4

10

46,7

45,8

2,2

2,4

11

47,3

46,3

2,2

2,4

12

47,7

46,6

2,3

2,5

Развитие детей раннего возраста

Все родители мечтают, чтобы их ребёнок рос здоровым, счастливым, а также всесторонне развитым.

И начинают прилагать массу усилий по этому самому всестороннему развитию, записывая малыша чуть ли не с пелёнок во всевозможные кружки, секции, школы развития, загружая огромным количеством информации неокрепшее сознание.

Боясь что-то упустить, они пытаются объять необъятное, не учитывая возраст ребёнка и лишая тем самым малютку нормального детства.

Так что же нужно знать молодым родителям о развитии детей раннего возраста, чтобы не допустить подобных ошибок?

Прежде всего, малыш должен расти в семье, где его любят.

  • Родители должны быть заинтересованы жизнью ребенка, его потребностями и интересами.

Они должны сделать малыша счастливым! Развитие детей раннего возраста основано на взаимопонимании мамы и малыша, и огромную роль здесь играет грудное вскармливание, которое позволяет наладить тесный контакт матери и ребёнка с рождения.

  • Окружающая обстановка также играет немаловажную роль в развитии.

Сделайте комнату ребёнка светлой, веселой и интересной! Обязательно развесьте по стенам рисунки, обучающие картинки, наполните комнату различными игрушками для развития тактильных, зрительных, звуковых, обонятельных ощущений.

  • Развитие детей раннего возраста немыслимо без физической активности – отведите в комнате уголок, где малыш сможет попрыгать и порезвиться.

Это поможет карапузу изучить себя, вырасти сильным, крепким и уверенным в себе. Развитие детей раннего возраста невозможно без игр. Они должны соответствовать возрасту ребёнка, его потребностям на данном этапе развития.

Не думайте, что ребёнок будет развиваться сам по себе – родители должны принимать активное участие в играх с малышом, быть искренне заинтересованы в процессе игры!

Маленький человечек очень хорошо чувствует фальшь: если мама не хочет играть, зачем это мне? (подробнее об играх читайте здесь)

  • Общение чрезвычайно важно для  развития детей раннего возраста.

Старайтесь побольше говорить с крохой, называйте все окружающие предметы, описывайте явления, указывайте характеристики.

Но не давайте малышу лишних знаний, которые просто лягут «мёртвым грузом» на дне его памяти. Информация должна быть важной для жизни ребёнка «здесь и сейчас».

Например, увидев на улице собаку, скажите малышу, что это хорошая, красивая собачка, какой у неё хвостик, какие ушки, как она лает «гав-гав», бегает по дорожкам, но не сообщайте ему о том, что это плацентарное млекопитающее отряда хищных семейства псовых!

Выбирая методику развития, не стремитесь объять необъятное. Лучше подобрать одну методику или сочетание двух-трех близких методов раннего развития – так вы будете последовательнее в своих действиях.

Не нужно приобретать несчётное количество пособий и развивающих материалов, потому что от многообразия методов малыш только запутается.

Лучше сделать акцент на разнообразие форм и средств обучения и развития: игры, плакаты, карточки, пособия, видео, музыку.

Проделывайте задания вместе с ребёнком, после чего просите его повторить то же самое.  Идите от простого к сложному, а затем – к очень сложному.

Но если малыш не справляется, то подождите, не торопите события, так как маленькому человечку нужно время, чтобы обдумать порядок действий.

В случае полной неудачи не расстраивайтесь и тем более не ругайте кроху, а просто отложите игру или занятие на некоторое время, ведь вы не участвуете в соревнованиях «кто быстрее».

И не ругайте себя, если вы с малышом не проделали какое-то упражнение, потому что лучше делать по чуть-чуть, чем совсем ничего.

Помимо этого, карапузу просто может понравиться какое-то упражнение, и он захочет делать его снова и снова.

Ничего страшного! Это даже к лучшему, ведь так кроха закрепит материал или навык и проявит себя. Не заставляйте малыша делать задания, если он не хочет или плохо себя чувствует, так как это принесёт только вред.

Не зацикливайтесь только на одной стороне  развития детей раннего возраста, будь то эстетическое, физическое, речевое или какое-то другое – ведь лучше показать ребёнку многообразие этого мира, чем вести в одном направлении.

Не нужно заниматься с малышом круглосуточно, оставляйте время для отдыха, чтобы ребёнок мог усвоить новые знания и закрепить навыки.

Поощряйте его инициативу, радуйтесь самым незначительным достижениям, хвалите кроху, дайте свободу творчеству – это принесёт ощутимые плоды в развитии вашего малыша!

Таблица ключевых моментов развития ребенка от 0 до 1 года

Краткий обзор в таблице, где указано развитие ребенка до года по месяцам, станет отличной “шпаргалкой” для молодых мам.

ВозрастРечевое развитиеДвигательное развитиеПсихическое развитие
1-1,5 месяцаТихое гулениеПервые попытки приподнимания головыКратковременно следит взглядом за погремушкой
2 месяцаВ хорошем настроении понемногу гулитЛучше координирует движенияУдерживает взгляд на движущемся предмете
3 месяцаДлительное гулениеУверенно держит головуПоворачивается к источникам звука
4 месяцаНа смену гулению приходит первый лепетНе отрывает взгляд от движущихся предметовОтличает маму от посторонних
5 месяцевЛепечет, произносит слоги “ма, “па”Самостоятельно переворачивается, ползает назадНастораживается при чужих голосах
6 месяцевАктивный лепет, воспроизводит простые слогиПолзает “по-пластунски”Проявляет эмоции радости и недовольства
7 месяцевЛепет, появление слогов “та”, “на” “да” и др.Сидит с опорой, ползает впередПонимает интонацию, слово “нет”
8 месяцевПервые односложные словаВстает и передвигается у опоры, самостоятельно сидитРасширяется диапазон эмоций (удивление, настойчивость)
9 месяцевАктивное лепетание, новые слогиСтоит и ходит с опорой, ползаетПонимает простые поручения
10 месяцевПроизносит простые слова “ля-ля”, “ав-ав”Садится из положения стоя, пытается ходитьПовторяет за мимикой взрослых
11 месяцевВыражает желания – “на,” “дай”Поднимает предметы с пола, встает, приседаетПоказывает по просьбе знакомые предметы, части тела
12 месяцевМного лепечет, осознанно произносит слова “мама”, “баба”Активно передвигается, ложится, встает, ходитПонимает взрослую речь, реагирует на просьбы и запреты

Видео: Ваш новорождённый – Школа доктора Комаровского

Источник