Нормативы развития ребенка дошкольного возраста

Нормативы развития ребенка дошкольного возраста thumbnail

Ольга Осокина
Нормы психологического развития детей дошкольного возраста

К ТРЕМ ГОДАМ РЕБЕНОК:

МАТЕМАТИКА

– должен уметь пользоваться понятиями»много», «один», правильно согласовывать их с существительными

– должен использовать в речи слова «большой», «маленький», «больше», «меньше»

– должен уметь сравнивать предметы, находить одинаковые по длине, использовать слова «длинный», «короткий»

– должен уметь сравнивать предметы по высоте, использовать слова «высокий», «низкий»

– должен уметь сравнивать предметы по толщине, использовать сло-ва «толстый», «тонкий»

– должен уметь определять равенство и неравенство предметов

– должен узнавать и называть фигуры круг и квадрат, показывать похожие на них предметы

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

– выполнять словесное поручение взрослого («Принеси красный кубик, желтый мячик, маленького зайчика»)

– знать названия транспортных средств (машина, автобус, частей автомобиля (кабина, кузов, колеса, руль, растений (дерево, трава, цветы, фруктов (яблоко, груша, банан, овощей (морковь, помидор, огурец, домашних животных (кошка, собака, курица) и их детены-шей

– употреблять в речи глаголы, обозначающие действия (мыть, сти-рать, вытирать, гладить, лечить и т. д.)

– прилагательные, обозначающие величину, вкус, цвет

– наречия (близко – далеко, низко – высоко, быстро – медленно, темно – светло и т. д.)

– уметь связно рассказывать об увиденном, нарисованном на картин-ке (2-4 предложения)

– уметь отвечать на вопросы взрослого

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

– различать и правильно называть части дома, автомашины, дерева, а также части тела животных и человека

– различать некоторые фрукты и овощи

– знать и называть 6 основных цветов: красный, желтый, синий, зеле-ный, белый, черный

– различать части суток (день, ночь, знать, чем они отличаются

– знать название и назначение некоторых предметов

– пересказывать небольшие потешки

К ЧЕТЫРЕМ ГОДАМ РЕБЕНОК ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

МАТЕМАТИКА

– считать в пределах 5 (количественный счет, отвечать на вопрос «Сколько всего?»

– сравнивать две группы предметов, используя счет

– сравнивать предметы разной длины, ширины, высоты, понимать соотношения между ними

– узнавать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник

– определять направление движения от себя (направо, налево, впе-ред, вниз, вверх)

– знать правую и левую руку

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

– правильно произносить все звуки родного языка

– использовать в речи существительные, обозначающие профессии, с которыми его знакомили

– составлять связный рассказ не менее чем из 3-4 предложений

– понимать содержание картинок и рассказывать, что на них нарисо-вано

– правильно называть существительные в единственном и множе-ственном числе

– правильно употреблять предлоги: под, на, перед, в, над и т. д.

– пересказывать небольшие литературные тексты, правильно отве-чать на вопросы по содержанию текста

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

– знать как зовут родителей

– уметь различать части суток и времена года, знать, чем они отли-чаются

– называть предметы обобщающими словами: овощи, фрукты, одеж-да, цветы, деревья, посуда, птицы, грибы, животные, ягоды

– знать названия некоторых профессий

– знать и уметь находить в окружающей обстановке 9 цветов: крас-ный, желтый, зеленый, синий, оранжевый, коричневый, черный, го-лубой, розовый

– знать и уметь рассказывать несколько сказок

– знать некоторые правила дорожного движения улицу переходить в специальных местах, переходить надо только на зеленый сигнал светофора

К ПЯТИ ГОДАМ РЕБЕНОК ДОЛЖЕН:

ВНИМАНИЕ

– выполнять задание, не отвлекаясь в течении 10-12 минут

– удерживать в поле зрения 6-7 предметов

– находить 5-6 отличий между предметами

– выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу

– уметь находить одинаковые предметы

ПАМЯТЬ

– уметь запоминать не менее 6 предложенных предметов или названных слов

– уметь запоминать стихотворения, потешки, загадки

– пересказывать содержание небольшого произведения или сказки

– помнить и рассказывать события, которые произошли накануне, а также яркие события жизни

– запоминать и повторять небольшие фразы

– уметь сравнивать два изображения по памяти

МАТЕМАТИКА

– считать в пределах 10

– пользоваться количественными и порядковыми числительными

– сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10

– уравнивать неравное число предметов двумя способами

– выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам

– ориентироваться на листе бумаги

– знать геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, ромб)

– сравнивать предметы по величине,пользуясь понятиями: «шире-уже», «выше-ниже», «длиннее-короче» и т. д.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

-правильно произносить все звуки, говорить не торопясь, вырази-тельно

– употреблять в речи простые и сложные предложения

– пользоваться прямой и косвенной речью

– поддерживать непринужденную беседу

– составлять небольшой рассказ о предмете, картине, по теме

МЕЛКАЯ МОТОРИКА

– уметь проводить прямые и волнистые линии, не отрывая карандаш от бумаги и не выходя за контуры

– уметь обводит рисунок по точкам и по линиям

– уметь аккуратно раскрашивать картинки, не выходя за контуры рисунка

– уметь штриховать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры

– уметь копировать простейшие рисунки

МЫШЛЕНИЕ

– уметь выстраивать последовательность событий и составлять связ-ный рассказ

– классифицировать предметы по определенным признакам

– подбирать две половинки одного предмета, уметь объяснять свой выбор

– самостоятельно находить несоответствия в рисунках и объяснять их

– сравнивать два предмета между собой, называть чем они похожи и чем отличаются друг от друга

– уметь самостоятельно подбирать подходящие заплатки к коврикам

– уметь называть детали одежды, части машины, дома, дерева, цветка

К ШЕСТИ ГОДАМ РЕБЕНОК ДОЛЖЕН:

МАТЕМАТИКА

– уметь считать в пределах 10

– правильно пользоваться количественными и порядковыми числи-тельными

– сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, устанавливать, какое число больше другого

– уравнивать неравное число 2 способами

– сравнивать до 10 предметов различной величины, размещая их в ряд в порядке возрастания длины, ширины, высоты и понимать соот-ношения между ними

– различать форму предметов

– выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам

– ориентироваться на листе бумаги

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

– правильно произносить все звуки

– употреблять в речи простые и сложные предложения

– пользоваться прямой и косвенной речью

– поддерживать непринужденную беседу

– составлять небольшие рассказы о предмете, картине, по теме, предложенной взрослым

– уметь последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения

– уметь определять место нужного звука в слове

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

– знать свое имя и фамилию, имя и отчество своих родителей, свой домашний адрес, название своего города (села, название столицы Родины

– знать название профессий, объяснять, чем занимаются люди этих профессий

– назвать группы предметов обобщающим словом

– знать основные правила дорожного движения

– знать последовательность времен года, частей суток

– различать и называть деревья, кустарники по коре, листьям, плодам

– знать несколько зимующих, перелетных птиц

ВНИМАНИЕ

– выполнять задание, не отвлекаясь около 15 минут

– находить 5-6 отличий между предметами

– удерживать в поле зрения 8-10 предметов

– выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу

– копировать в точности узор или движение

– уметь находить одинаковые предметы

ПАМЯТЬ

– уметь запоминать не менее 7-8 предложенных предметов или названных слов

– уметь запоминать и рассказывать стихотворения, потешки, загадки

– пересказывать близко к тексту рассказы или сказки

– рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки

– запоминать ряды цифр (от 4 до 6) зрительно и на слух

– запоминать и повторять фразы, состоящие из 7-8 слов

– рассказывать о событиях своей жизни, вспоминая все подробности

МЫШЛЕНИЕ

– уметь выстраивать последовательность событий и составлять связ-ный рассказ по картинкам

– классифицировать предметы в группы по определенным признакам

– подбирать подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу

– самостоятельно подбирать подходящий узор на большой картинке и на маленькой

– находить предмет в группах, не подходящий к общими признакам

– решать простые логические задачи

– выстраивать логический ряд из фигур

МЕЛКАЯ МОТОРИКА

– свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисо-вания

– изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием

– штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры

– ориентироваться в тетради в клетку или линию

– передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, распо-ложение частей

– уметь копировать простейшие рисунки.

К СЕМИ ГОДАМ РЕБЕНОК:

МАТЕМАТИКА

– называть числа в прямом и обратном порядке до 20

– соотносить цифру и число предметов

– составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычита-ние

– пользоваться арифметическими знаками действий

– измерять длину предметов с помощью условной меры

– ориентироваться на листе бумаги

– определять время по часам

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

– уметь сравнивать самостоятельно предметы между собой, называть несколько существенных признаков сходства и отличия

– самостоятельно составлять связный рассказ не менее, чем из 6-7 предложений

– составлять рассказы из личного опыта

– изменять слова, образуя новые

– пересказывать небольшие рассказы

– выразительно исполнять стихотворения, интонационно разнооб-разно передавать их в зависимости от содержания

– правильно употреблять трудные формы знакомых слов

– использовать в речи антонимы

– отгадывать загадки, понимать образные выражения

ГРАМОТА

– знать и уметь писать печатные буквы русского алфавита

– определять количество слогов в словах

– определять количество звуков в словах

– определять место заданного звука в слове

– анализировать звуковой состав слова

– определять ударные слоги, ударные гласные в структуре произно-симых слов, отмечать значком «ударение» ударные гласные

– различать гласные и согласные звуки и буквы

– различать твердые и мягкие согласные

– составлять предложения из 2-4 слов, понимать, что слова в пред-ложении произносятся в определенной последовательности

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

– называть свое имя, фамилию и отчество, имя и отчество своих ро-дителей

– название своего родного города (села, столицы, Родины

– последовательность времен года, частей суток, дней недели, назва-ние месяцев

– отличать животных, птиц, насекомых

– отличать садовые цветы от полевых, деревья от кустарников

– знать и называть все явления природы, распознавать по окраске, размерам

– знать о сезонных изменениях в природе

ВНИМАНИЕ

– выполнять задание, не отвлекаясь около 20 минут

– находить 10 отличий между предметами

– удерживать в поле зрения не менее 10 предметов

– выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу

– копировать в точности узор или движение

– уметь находить одинаковые предметы

МЫШЛЕНИЕ

– объединять предметы в группы по определенным признакам

– выстраивать логический ряд из определенной группы фигур или предметов

– выделять предмет в группах, не подходящий к общим признакам

– уметь выстраивать последовательность событий и составлять связ-ный рассказ по картинкам

– решать достаточно сложные логические задачи

– сравнивать предметы друг с другом, выявлять несоответствия меж-ду ними

– подбирать подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу

ПАМЯТЬ

– уметь запоминать не менее 9-10 предложенных предметов или названных слов

– рассказывать по памяти стихи, сказки, рассказы

– повторять дословно предложения, состоящие из 9-10 слов

– подробно рассказывать по памяти о событиях своей жизни и окру-жающей обстановке

– повторять ряды цифр (от 5 до 7, запоминая их на слух или зри-тельно

– подробно рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки

– запоминать расположение игрушек (8-10, называть по памяти, что где находилось

МЕЛКАЯ МОТОРИКА

– свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисо-вания

– изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием

– штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры

– ориентироваться в тетради в клетку или в линию

– уметь копировать фразы, простейшие рисунки

– передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, распо-ложение частей

Родители часто задаются вопросами: «Как развивается мой ребенок? Не отстает ли он в развитии? Какими умения и навыками должен овладеть к определенному возрасту?

Давайте вместе попытаемся ответить на эти вопросы.

Источник

Возрастные нормы психического развития детей

от рождения до семи лет

       Большинство трудностей в общении с ребенком и в его воспитании возникают у родителей по причине родительской некомпетентности или недостаточной осведомленности о возрастных периодах и нормах развития детей. Очень часто родители ожидают от ребенка того, что не доступно его возрасту и, наоборот, снижают свои требования к нему в области поведения, навыков самообслуживания и общения. Взрослым необходимо четко ориентироваться в возрастных периодах детства и новых возможностях, приобретениях психики, которые  должны возникать на каждом этапе развития ребенка.                                                

      Итак, ранний возраст от рождения до 3-х лет, отличается единством физического и психического развития и стремительным ростом и развитием ребенка. Эпоха раннего возраста делится на два этапа: от рождения до года и от года до трех лет.

     На первом году жизни происходит активное развитие органов чувств в процессе ухода и общения, с первых месяцев жизни ребенок выделяет близкого взрослого, сосредотачивает свой взгляд и слух и, наконец, отвечает взрослому улыбкой, звуками и движением. Данная реакция, названная “комплексом оживления” должна появиться к 3-м месяцам жизни. Она является условием и предпосылкой для развития общения между ребенком и взрослым. Младенец постепенно учится схватывать и удерживать предметы, благодаря развитию руки.

    К 6-ти месяцам ребенок должен брать, удерживать предмет, сосредотачиваться на нем и совершать простые действия с предметом, обследуя его, что является условием формирования мышления.

    С 6-ти месяцев ребенок овладевает самостоятельными движениями в горизонтальном положении, учится сидеть, стоять и ходить. Ребенок продолжает осваивать окружающий мир, он уже манипулирует с предметами и реагирует на взрослого не просто как на объект окружающего, а как на партнера в познавательной деятельности.  

     К концу первого года жизни ребенок должен активно изучать предметы и пространство и проявлять потребность в деловом общении с взрослым в процессе этого изучения. У малыша формируется первый предметный опыт, формируется представление о свойствах предмета, расположенного в пространстве. В этом возрасте малыш должен понимать обращенную к нему речь и говорить простые слова, состоящие иногда из одного слога.

     Начиная с 1 года до трех, ребенок овладевает самостоятельными сложными движениями: ходьбой, бегом, лазанием, бросанием, и т. д. Ребенок не только активно двигается, но и учится регулировать собственное движение, подражая взрослому. Именно поэтому важно постоянно обращать внимание малыша на цель и порядок выполнения действия: “Мы будем катать мячик. Положи мячик перед собой, как я, а теперь толкни мячик сильно, как я.” Ребенок переходит от обследования предмета к игровому действию с предметом: сначала он учится открывать и закрывать баночку, понимает, что ее можно использовать, как емкость, потом соотносит эту баночку по свойствам с кастрюлькой и, наконец, использует в игре баночку, как кастрюльку. Речь ребенка теперь становиться самостоятельной и активной. На фоне активизации речи зарождается общение со сверстниками, ребенок делает первые попытки взаимодействовать с другим малышом в предметной и игровой деятельности.                                                                                                  

     Главным приобретением личности в конце раннего возраста становиться осознание ребенком себя, как самостоятельного субъекта, своего личного действия и личного желания.  

                        С этого момента (с 3-х лет) начинается эпоха дошкольного возраста. Именно этот период перехода получил название “кризиса 3-х лет”. Обычно этот возраст сопровождается упрямством, капризами, агрессивностью, резкими сменами в настроении и поведении малыша. Такая картина есть результат конфликта между естественным стремлением ребенка к самостоятельности и независимости и ограничением этого стремления со стороны взрослых.  

     Дошкольное детство (от 3 до 7) характеризуется развитием разнообразных видов детской деятельности: игровой, бытовой, изобразительной, трудовой и др. Уровень развития ребенка должен определяться не только его умениями в той или иной деятельности, но и заинтересованностью в результате и умением его добиваться.

     Ребенок 5 лет может отлично уметь самостоятельно завязать шнурки, но не испытывать потребности это делать. Отсутствие у дошкольника потребности проявлять свою умелость или развивать ее являются показателем незрелости, которая будет тормозить его дальнейшее развитие. Способность ребенка подчинять свое поведение какой-либо цели, управлять своими поступками формируется на протяжении всего дошкольного возраста.  Только к семи годам ребенок способен выполнять как свою собственную задачу, так и задачу, поставленную взрослым не отвлекаясь, сохраняя интерес, контролируя себя при этом и оценивая свои результаты. Зачастую родители ожидают этого от детей 5-ти и даже 4-х лет.

    Существенным приобретением дошкольного возраста становится наглядно-образное мышление ребенка, благодаря которому становится возможной учебная деятельность. Чтобы понять, что легкие предметы не тонут, ребенку 6-ти лет уже не надо бросать их в воду, у него есть понятие легкого и тяжелого, понятие о свойствах воды, он может сделать самостоятельный выводы.  К семи годам дети хорошо разбираются в понятиях, символах и знаках, мышление становится логическим. У них намечается собственное мировоззрение, первые этические нормы, созревает новая социальная позиция и стремление быть взрослым.  К концу дошкольного детства у ребенка складываются предпосылки нового вида деятельности – учебной. Помните, что развитие ребенка проходит постепенно и последовательно и на каждом этапе ребенок  должен достичь определенных результатов.

Источник

Физическое и речевое развитие ребенка связаны со многими причинами. Состояние здоровья, обстановка в семье, некоторые наследственные факторы оказывают влияние на способности малыша. Необходимо знать нормы развития ребенка по месяцам и годам, чтобы вовремя заметить отклонения и принять меры по их исправлению. Отставание от средних показателей может говорить о заболевании или индивидуальной особенности ребенка. Педиатры основываются на стандартах, наблюдая за развитием маленького пациента. При значительных отклонениях потребуется дополнительная консультация узких специалистов.

Нормы развития в 1-3 месяца

Новорожденный общается с материю с помощью крика. Если ребенок хочет есть, ему некомфортно или холодно, то он зовет маму. Но к концу первого месяца грудничок начинает реагировать на материнский голос, прислушивается к нему. Его ручки пока двигаются хаотично, а ножки имитируют в воздухе движения ходьбы. В этом же возрасте ребенок пытается держать голову.

В 2 месяца малыш улыбается. Эту реакцию вызывает голос мамы, легкие поглаживания. В крике и когда он гулит, четко слышатся гласные звуки а, е, и. Активное общение матери с ребенком способствует развитию его речи. Малыш с интересом разглядывает зеркало. Затихает при виде отражения или становится более активен.

Нормой развития детей в 2 месяца считается способность поднимать и удерживать головку в вертикальном состоянии. Вестибулярный аппарат развивается. Малыш пытается схватить предмет. Если игрушка попала в его руки, то забрать становится сложно.

В 3 месяца появляется “комплекс оживления”. Ребенок машет ручками и ножками при появлении мамы, издает разные звуки, по которым можно определить радуется он или сердится. Успешно держит головку в течение 2-3 минут, на животике поднимается на локти. Может перевернуться. Движения не имеют четкой координации, но оставлять одного на диване его уже опасно.

Нормы развития ребенка до года

Развитие малыша 4-6 месяцев

В 4 месяца мышцы шеи становятся крепче. Ребенок уже хорошо держит голову и с интересом осматривает окружающих. Он может опираться на локти, переворачиваться с животика на спинку. Его движения становятся целенаправленными. Он хватает игрушки, перекладывает из одной руки в другую. Ребенок узнает близких людей, улыбается, когда с ним разговаривают. В речи появляются согласные звуки. Специалисты называют это агуканьем. При посторонних настораживается. Возрастные нормы развития ребенка четвертого месяца:

  • Рассматривает отражение в зеркале.
  • Следит за движущимися игрушками.
  • Приподнимает ягодицы над столом, когда лежит на животике.
  • Берет родителей за палец и делает попытки подтянуться из положения лежа.
  • Уверенно придерживает мамину грудь, бутылочку.
  • Вес мальчиков к этому возрасту достигает 6-7 кг, а рост – 60-63 см.

В 5 месяцев ребенок отличает маму на расстоянии нескольких метров. Некоторые малыши делают первые попытки ползать. Лежа на животе, ребенок опирается на ладони, вытягивается посмотреть что-то интересное. Расстраивается когда мама уходит. Чему научился ребенок к концу месяца:

  • Произносит первые слоги.
  • Стоит на ногах при поддержке взрослого.
  • Играет с родителями.
  • Может появиться первый зуб.
  • Прибавка в весе 650-700 гр, в росте – 2 см.

В 6 месяцев мама понимает по интонации ребенка, что ему требуется. Он плачет, когда хочет есть, когда он мокрый или просто хочет общения. Малыш умеет сидеть на руках у родителей. Делает первые попытки ползти. Нормы развития детей в полгода:

  • Знает свое имя.
  • Может немного проползти на животе.
  • Активно занимается с игрушками, разглядывает их, берет в руки, кладет на место.
  • Радуется музыке и издающим звуки игрушкам.
  • Малыш за месяц должен прибавить в весе 650 гр, а подрасти на 2 см.

Нормы речевого развития детей

Развитие ребенка 7-9 месяцев

В 7 месяцев у ребенка проявляется характер. Малыш может определить некоторые предметы, указать на них, когда родители об этом просят. На незнакомых людей реагирует плачем. Поднимается на ножки, держась за опору. Подолгу гулит, использует интонацию при общении с мамой. Уверено сидит, рассматривает картинки, с удовольствием слушает чтение книжки. Основные моменты развития ребенка в 7 месяцев:

  • Садится с помощью взрослого или самостоятельно, придерживаясь рукой за опору.
  • Уверенно сидит.
  • Играет, делает “ладушки”.
  • Гулит, растягивая звуки.
  • Малыш к этому возрасту вырос еще на 2 см, а потяжелел на 600 гр.

в 8 месяцев ребенок начинает активно передвигаться по квартире, ползает, ходит вдоль опоры. Определяет знакомых людей среди других, узнает родителей на фотографии. Может сам держать ложку, по просьбе поднять игрушку. Повторяет одинаковые звуки. По окончании месяца ребенок умеет:

  • Ходить вдоль опоры.
  • Ориентируется в квартире, находит нужные предметы.
  • Отказывается сидеть все время в кроватке, стремиться изучать новое.
  • Активно гулит, повторяет звуки, некоторые дети произносят первый слова: “мама”, “дай”, “ту-ту”.
  • Вес, в среднем, увеличился на 550 гр, а рост – на 2 см. Малыши должны весить 8,1 – 8,5 кг. Их рост достигает 68-71 см.

К 9 месяцам многие дети делают первые шаги с поддержкой, уверено ходят вдоль опоры, могут самостоятельно встать с пола. Они с интересом играют со взрослыми и самостоятельно. Нормы развития детей в 9 месяцев:

  • Садятся самостоятельно.
  • Активно ползают.
  • Показывают знакомые предметы.
  • Понимают слово “нельзя”.
  • Разговаривать на своем языке, отчетливо произносят некоторые слова.
  • Вес увеличивается на 500 гр, а рост – на 1,5 см.

Нормы развития в 10-12 месяцев

В 10 месяцев малыши начинают делать первые самостоятельные шаги, пытаются оторваться от опоры или идут, держась одной рукой за палец родителей. При необходимости ребенок может присесть, взять игрушку и с ней пойти дальше. Его привлекают пирамидки, музыкальные игрушки, юла. Он может увлечься перебиранием колечек, переворачивает листы картонной книги, интересуется другими детьми, вслушивается в разговор, отвечает звуками на речь мамы. Находит игрушки, которые просит мама. Нормы развития ребенка до года:

  • Делает шаги без поддержки.
  • Уверенно ползает на коленках.
  • Выкидывает игрушки из кроватки.
  • Находит на лице глазки, носик.
  • Прибавляет в весе за месяц 450 гр, подрастает на 1,5 см.

В 11 месяцев ребенок с любопытством изучает окружающий мир, обследует найденные предметы, облизывает их. Находит спрятанную игрушку, а на картинке заданный предмет. Стоит без опоры, ходит без поддержки. Танцует под музыку, радуется веселью родителей. Произносит осознано первые простые слова. Показывает части тела. Он уже научился:

  • Активно вставать, садиться, ходить.
  • Различать похвалу и наказание.
  • Показывать на предмет, который ему необходим.
  • Махать рукой “привет” и “пока”.
  • Брать пальчиками мелкие предметы.
  • Малыш еще подрос на 1,5 см, прибавил в весе 400 гр.

в 1 год подводят итоги. Это уже маленькая личность. Маленький человечек выражает желания, понимает речь, пытается отвечать. Уверено ходит без опоры. Произносит первые слова, обозначающие действие. Нормой развития ребенка до года считаются:

  • Способность пройти самому небольшое расстояние.
  • Поднять с пола предметы.
  • Перешагивать через порог.
  • Находить нужные предметы.
  • Звать маму.
  • Произносить много простых слов: “мама”, “баба”, “папа”, “ляля” и так далее.
  • К году малыши должны весить 9,8-10,6 кг. Их рост должен составлять 72-76 см. Небольшие отклонения от этих цифр также считаются нормой, если дети при этом активны, здоровы, правильно развиваются.

Возрастные нормы развития ребенка

Развитие ребенка 1-1,5 лет

К году вес ребенка увеличивается, в среднем, в 3 раза, а рост – на 25 см. Теперь это подросший самостоятельный человечек. Ребенок может активно ходить.

Желание все делать самому приводит к активным действиям. Малыш держит ложку, ест сам, иногда руками. Во время одевания дает маме ручку. Знает назначение предметов. Расческу и мамин телефон использует по назначению.

Нормы психического развития детей и физической активности:

  • Пользуется сам ложкой.
  • Выполняет простые просьбы родителей.
  • Поднимается по ступенькам, держась за руку мамы.
  • Разговаривает на своем языке.
  • Показывает желаемый предмет.
  • Играет в “ладушки”.
  • Произносит осознано некоторые слова.
  • Громко смеется.
  • Понимает реакцию родителей.
  • Пьет из чашки.
  • Кивает головой, говоря “да”.
  • Рисует карандашом.
  • Снимает носки.
  • Играет без взрослых.
  • Катает мячик.
  • Складывает игрушки в коробку.
  • Помогает маме мыть полы или протирать пыль.
  • Ходит за руку или самостоятельно.

К 1,5 годам к предыдущим навыкам добавляются новые. Ребенок умеет:

  • Уверенно ходить.
  • Проявлять недовольство.
  • Устраивать истерику, если не добился желаемого.
  • Изучать новые предметы, забираться на стул, диван.
  • Снимать штаны, кофту.
  • “Кормить” кукол.
  • Чистить зубы.
  • Периоды дневного сна сокращаются до 1 раза.
  • Малыш произносит первые простые предложения.

В 18 месяцам средний вес ребенка составляет 11,5 кг, рост – 81 см.

Нормы психического развития детей

Нормы развития от 1,5 до 2 лет

После 1,5 лет темп роста ребенка замедляется. На первое место выходит интеллектуальное развитие. Какие нормы физического развития у детей в 18-20 месяцев? Он умеет:

  • Открывать шкафы.
  • Строить башню из кубиков.
  • Собирать пирамидку.
  • Подражать взрослым.
  • Мыть руки, умываться.
  • Раздеваться.
  • Проситься на горшок.
  • Знать все части тела, уметь показать их.
  • Произносить до 50 слов.
  • Говорить несколько предложений.

Небольшие отклонения бывают из-за индивидуальных особенностей ребенка. Если большую часть малыш выполняет, то повода для беспокойства нет.

В 2 года ребенок уже может ходить в детский сад, поэтому он должен обладать следующими навыками:

  • Проситься в туалет, “аварии” еще случаются, но он должен понимать позывы.
  • Собирать пазлы из 2-4 частей.
  • Надевать шорты и футболку.
  • Снимать одежду.
  • Понимать “холодно – горячо”, “большой-маленький”.
  • Прыгать, бегать, подниматься по лестнице.
  • Различать людей по половой принадлежности.

Нормы речевого развития детей лет с 2 меняются, словарный запас ребенка увеличивается стремительно. Он может запоминать до 10 слов в день, понимать и произносить их.

Развитие ребенка в 2-3 года

В этом возрасте дети, как правило, адаптируются к детскому коллективу. Мамы выходят на работу, а ребенок становится более самостоятельным и независимым. Нормы развития ребенка в 3 года:

  • Он может легко спускаться и подниматься по лестнице.
  • Одеваться и раздеваться.
  • Забираться на гимнастическую стенку.
  • Пинать мяч.
  • Ходить на горшок.
  • Рисовать прямую линию.
  • Вырезать ножницами.
  • Строить пирамиды.

Психоэмоциональное развитие не стоит на месте. Нормы речевого развития ребенка в этом возрасте таковы, что он может:

  • Называть и показывать части тела и лица.
  • Определять предметы и животных, которые умеют плавать, летать, бегать.
  • Составлять предложения из 4-5 слов.
  • Понимать речь взрослых.
  • Выполнять сложные двойные просьбы.
  • Учить четверостишия.
  • Рисовать.
  • Строить.
  • Взаимодействовать с другими детьми.
  • Различать основные цвета.
  • Использовать вежливые слова.
  • Задавать вопросы.
  • Работать с пластилином.

Нормы развития ребенка 3 года

Нормы развития в 3 – 4 года

Ребенок вступает в дошкольный возраст. Он уже взаимодействует со взрослыми и сверстниками, умеет бегать, прыгать, выполнять различные действия. Возможно, он пытается манипулировать взрослыми. Многие дети в этом возрасте берутся выполнять задачи, с которыми не могут справиться. Малыши проходят очередную ступень эмоционального развития. За этот год нормой развития детей считается их умение:

  • Находить несоответствие в картинках.
  • Определять сходства и различия предметов.
  • Считать до 3.
  • Показывать геометрические фигуры.
  • Сравнивать предметы по величине и форме.
  • Определять “много-мало”, “высокий – низкий”.
  • Запоминать 2 – 3 картинки.
  • Повторять многие движения за взрослым.
  • Описывать картинки.
  • Называть имя и фамилию.
  • Определять основные действия человека.
  • Говорить громко и тихо.
  • Называть животных.
  • Сортировать предметы по признакам.
  • Знать названия некоторых птиц и животных.
  • Определять овощи, фрукты, ягоды.
  • Различать периоды суток.
  • Раскрашивать картинки.
  • Рисовать различные линии, точки.
  • Соблюдать правила гигиены.
  • Называть основные явления природы.

В кризис трех лет родители должны соблюдать спокойствие. Это явление временное, скоро ребенок снова станет спокойным, научится правильно общаться со взрослыми и сверстниками.

Нормы речевого развития детей лет

Развитие в 5-7 лет

В этом возрасте ребенок учится контролировать поведение и эмоции. Дети должны уметь слушать педагога, выполнять задания. Нормы развития ребенка в 5 лет предполагают их умение выполнять такие действия:

  • Решать простые задачи и головоломки.
  • Считать до 10.
  • Отвечать на вопросы “сколько”, “который”.
  • Определять форму объемных предметов.
  • Разделить квадрат или круг на количество заданных частей.
  • Продолжить цепочку заданных предметов.
  • Находить лишний предмет.
  • Составлять рассказ по картинке.
  • Придумывать продолжение истории.
  • Сортировать предметы по признакам.
  • Называть имя, фамилию, адрес, знать полные имена родителей.
  • Пользоваться интонацией, выражать эмоции и настроение.
  • Уметь делать выводы, отстаивать свою точку зрения.
  • Вести диалог.
  • Учить стихи.
  • Различать бытовые предметы и определять их назначение.
  • Знать явления природы.
  • Запоминать имена героев сказок.
  • Строить сложные фигуры из конструктора.

Ребенок может плохо реагировать на смену места жительства или режим дня. В этом возрасте происходит совершенствование его нервной системы. Дошкольник становится самостоятельным, на него возрастает эмоциональная нагрузка.

Нормы развития ребенка по месяцам

Советы педиатров

Наблюдая за развитием малыша, родители не должны нервничать из-за небольших отклонений, если таковые имеют место. Чаще всего в основе лежит генетическая предрасположенность. Отстающий по росту ребенок может обогнать сверстников в подростковом периоде. Если у малыша родители невысокие, то не стоит ждать, что дети будут выше средней нормы.

Ребенок должен жить в собственном ритме. Для успешного обучения не стоит торопить малыша. Сон ребенка должен соответствовать его возрасту. Не следует в выходные дошкольника лишать дневного отдыха.

Соблюдать режим дня, включить элементы закаливания, подвижные и спокойные игры, доступную работу по дому – это необходимые составляющие воспитания детей и ухода за ними.

Нормы и отклонения в развитии ребенка являются условным фактором. Врач должен заметить при осмотре, соответствует ли малыш возрасту. Только специалист определит, стоит ли принимать меры.

Источник