Нормативные показатели развития речи ребенка
Евгения Серебрякова
Нормативные показатели речевого развития детей
Речь занимает центральное место в процессе психического развития ребёнка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом. Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных контактов, а это в свою очередь, расширяет представления ребёнка об окружающей жизни. Овладение ребёнком речью, в определённой степени регулирует его поведение, помогает спланировать адекватное в разных формах коллективной деятельности, а главное является залогом успешного обучения.
Поэтому, выраженные отклонения в речевом развитии ребёнка имеют самые негативные последствия:
– наблюдается отставание в психическом развитии;
– замедляется формирование высших уровней познавательной деятельности;
– появляются нарушения эмоционально-волевой сферы, что приводит к формированию особых личностных качеств (замкнутости, эмоциональной неустойчивости, чувства ущербности, нерешительности, и т. д)
В современной логопедической литературе, вопросам поэтапности формирования речи, при её нормальном развитии, уделяется достаточно большое внимание.
Далее представлена краткая характеристика речевого развития в норме, по всем возрастам, преддошкольного и дошкольного возраста.
Таким образом, в процессе усвоения звуков речи существует определенная последовательность их появления, в основе которой лежит степень артикуляционной трудности.
На ранних этапах речевого развития ребенок заменяет сложные звуки простыми, т. е. их появление происходит через промежуточные звуки, а к 4-5 годам он может усвоить этот звук и правильно его произносить. Усвоение правильного звукопроизношения происходит в течение довольно длительного времени от 3 до 5 лет, причем не у всех детей одновременно. Одни дети рано начинают правильно произносить все звуки (к 3-4 годам, другие усваивают их несколько позже (к 5-6 годам).
Ребёнку 1 год: это подготовительный этап к овладению речью. У младенца развивается зрительное и слуховое сосредоточение, развивается понимание речи, в процессе гуления, лепета идет интенсивное развитие артикуляционного аппарата. Общение между ребенком и взрослым строится в основном на эмоциональной основе, а с появлением первых осмысленных слов – и с помощью речи.
Ребёнку 2 года:у двухлетнего ребенка является вполне закономерным несовершенство произносительной стороны речи: неправильное произношение большинства звуков родного языка, смягчение отдельных согласных, нечеткое произношение слов с пропуском отдельных звуков, неумение точно сохранять слоговую структуру слова. Активный и пассивный словарь насчитывает 250-300 слов.
Ребёнку 3 года: происходит интенсивное накопление ребенком словаря. Одновременно с развитием речи развивается мышление, память, воображение ребенка. В процессе игры он нередко сопровождает свои действия словами, а иногда и целыми фразами. К 3-м годам запас слов, как правило, увеличивается до 800-1000 слов, слова приобретают более точное значение, малыш много говорит сам, любит слушать короткие стихи, рассказы сказки, запоминает и рассказывает их.
НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ
Показатели речевого развития Время появления в норме
Употребляет местоимение “Я” 2 года 3 мес.
Адекватно использует названия некоторых цветов 2 года 6 мес.
Пытается согласовывать имена прилагательные с существительными в роде (кроме среднего рода) К 3 годам
Пытается согласовывать глаголы прошедшего времени с существительными в роде К 3 годам
Пользуется предложно-падежными конструкциями (но присутствует аграмматизм) С 2 лет 1 мес.
Понимает слова-обобщения, начинает некоторые использовать их в активной речи К 3 годам
Понимает значение пространственных наречий, употребляет их в речи С 2 лет 3 мес.
Произносит губные звуки (п,б, м, пь, бь, мь, губно-зубные – ф, фь, в, вь, переднеязычные – т,д,н, заднеязычные – к,г, х. С 2 лет 1 мес.
Замечает неправильное звукопроизношение у других детей К 3 годам
Начинает подбирать рифмы к словам С 3 лет
Для профилактики и преодоления нарушений речи с детьми данного возраста проводятся следующие виды занятий:
-индивидуальные;
-подгрупповые.
Данные занятия проводятся в игровой форме, работа ведётся по следующим направлениям:
– подготовка артикуляционного аппарата для правильного произношения звуков, артикуляционная гимнастика;
– развитие слухового внимания, фонематического восприятия – с использованием дидактических игр и упражнений;
– Развитие просодических качеств голоса;
– развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, пазлы и т. д.);
– логоритмика;
– развитие предпосылок связной речи.
Ребёнку 4 года: отмечается увеличение активного словаря от 1900-2000 слов, в речи уменьшается количество сокращений, перестановок слогов, пропусков звуков. Дети пользуются более усложнённой и распространённой фразой. Улучшение произносительной стороны речи, сформированы свистящие звуки, заканчивают формироваться шипящие звуки, но такие звуки как «Р» и «Л» могут быть ещё не сформированы.
НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ
Показатели речевого развития Время появления в норме
Употребляет в активной речи слова-названия частей предметов 3 года 6 мес.
Пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами С 3 лет
Использует в речи приставочные глаголы 3 года 1 мес.
Появляется словотворчество С 3 лет
Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа жук – лук) К 4 годам
Замечает неправильное звукопроизношение в собственной речи К 4 годам
Исчезает смягчённое произношение согласных, исчезает замена шипящих свистящими К 4 годам
Побуждает взрослых играть с ним в сказки, распределяет роли, изображает голосом различных героев сказки К 4 годам
Для профилактики и преодоления нарушений речи с детьми данного возраста проводятся следующие виды занятий:
-индивидуальные;
-подгрупповые.
Данные занятия проводятся в игровой форме, работа ведётся по следующим направлениям:
– развитие фонематического слуха и восприятия;
– развитие артикуляционного праксиса и моторики;
– развитие мелкой моторики пальцев рук;
– работа по коррекции звукопроизношения;
– формирование просодических качеств голоса, дыхание, логоритмика;
– развитие и совершенствование навыков связной речи.
Ребёнку 5 лет у пятилетнего ребёнка речь в целом становится чище, отчетливей, внятная, без нарушении звукопроизношения, Возросла речевая активность: малыш не только задает вопросы сам и отвечает на вопросы взрослого, но и охотно и подолгу рассказывает о своих наблюдениях и впечатлениях. Употребление предложений более сложной структуры является причиной встречающихся в речи ребенка пяти лет отдельных грамматических ошибок, чаще всего на согласование числительных с существительными.Сделаны первые шаги по овладению грамотой: ребёнок научился замечать в словах отдельные звуки, a npocтые слова пробует анализировать полностью.
НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ
Показатели речевого развития Время появления в норме
Использует родовые названия предметов С 4 лет 6 мес.
Пользуется суффиксами, обозначающими людей по их профессии 4 года 6 мес.
Может подбирать к словам антонимы К 5 годам
Продолжается словотворчество В течение дошкольного детства
Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа рак – лак) С 4 лет 6 мес.
Определяет наличие звука в слове С 4 лет 6 мес.
Находит место звука в слове по трем позициям (начало, середина, конец) К 5 годам
Может составить рассказ по картинке или серии картинок К 5 годам
Начало формирования внутренней (планирующей) речи К 5 годам
Звукопроизношение полностью соответствует норме К 5 годам
Для профилактики и преодоления нарушений речи с детьми данного возраста проводятся следующие виды занятий:
-индивидуальные;
-подгрупповые.
Данные занятия проводятся в игровой форме, работа ведётся по следующим направлениям:
– коррекция звукопроизношения;
– совершенствование фонематического слуха и восприятия;
– обучение грамоте;
– развитие и совершенствование мелкой моторики пальцев руки;
– просодические качества произносительной стороны речи;
– логоритмика;
– совершенствование уровня сформированности связной речи.
Ребёнку 6 лет: ребенок в речевом развитии достигает довольно высокого уровня. К 6-7-ми годам словарь увеличивается, дети усваивают основные закономерности изменения слов и соединения их в предложении Он правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо и ясно воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями, его высказывания становятся содержательнее, выразительнее и точнее.
Если на данный период у ребёнка имеются нарушения в речевом развитии, обратитесь за консультацией к специалистам, чтобы не возникали проблемы в процессе обучения детей в школе.
Для профилактики и преодоления нарушений речи с детьми данного возраста проводятся следующие виды занятий:
-индивидуальные;
-подгрупповые.
Данные занятия проводятся в игровой форме, работа ведётся по следующим направлениям:
– коррекция звукопроизношения;
– обучение грамоте: слитное, осознанное, послоговое чтение, навыки звукобуквенного анализа и синтеза;
– подготовка руки к письму;
-логоритмика;
– развитие и совершенствование связной речи (составление рассказов по картине, по серии картин, с установлением правильной последовательности, пересказ, творческое рассказывание, и т. д);
– развитие высших психических процессов (внимание, память, мышление, и т. д)
Источник
Как дианостировать уровень развития речи у ребенка? , Как выявить есть ли отклонения от нормы в речевом развитие? Требует ли речь коррекции? Опираясь на онтогенез (развитие) речи, зная возрастные особенности появления тех или иных компонентов речи, можно без затреднения ответить на эти вопросы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Нормативы развития речи.
Учитель-логопед
Криворучкина Елена Анатольевна
В настоящее время число детей с речевыми нарушениями увеличивается. И многие родители хотят быть компетентными в вопросах реч евого развития, чтобы вовремя обнаружить у ребенка речевые нарушения. В ниже приведенных таблицах указаны нормы развития разных компонентов речи. Опираясь на них, можно диагностировать, есть ли у ребенка отклонения в речевом развитие, а также какие компоненты речи требуют коррекции.
НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ
Показатели речевого развития | Время появления в норме |
Употребляет местоимение “Я” | 2 года 3 мес. |
Адекватно использует названия цветов | 2 года 6 мес. |
Согласует имена прилагательные с существительными в роде (кроме средн. Р.) | К 3 годам |
Согласует глаголы прошедшего времени с существительными в роде | К 3 годам |
Активно пользуется предложно-падежными конструкциями | С 2 лет 1 мес. |
Понимает слова-обобщения, начинает использовать их в активной речи | К 3 годам |
Понимает значение пространственных наречий, употребляет их в речи | С 2 лет 3 мес. |
Произносит твердые звуки С, 3, Ц | С 2 лет 1 мес. |
Замечает неправильное звукопроизношение у других детей | К 3 годам |
Начинает подбирать рифмы к словам | С 3 лет |
НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ
Показатели речевого развития | Время появления в норме |
Употребляет в активной речи слова -названия частей предметов | 3 года 6 мес. |
Пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами | С 3 лет |
Использует в речи приставочные глаголы | 3 года 1 мес. |
Появляется словотворчество | С 3 лет |
Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа жук – лук) | К 4 годам |
Произносит звуки Ш, Ж, Щ. Ч, Л, Р | К 4 годам |
Замечает неправильное звукопроизношение в собственной речи | К 4 годам |
Может пересказать знакомую сказку близко к тексту | К 4 годам |
Побуждает взрослых играть с ним в сказки, распределяет роли, изображает голосом различных героев сказки | К 4 годам |
НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ
Показатели речевого развития | Время появления в норме |
Использует родовые названия предметов | С 4 лет 6 мес. |
Пользуется суффиксами, обозначающими людей по их профессии | 4 года 6 мес. |
Может подбирать к словам антонимы | К 5 годам |
Продолжается словотворчество | В течен. дошк. детства |
Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа рак – лак) | С 4 лет 6 мес. |
Определяет наличие звука в слове | С 4 лет 6 мес. |
Находит место звука в слове по трем позициям (начало, середина, конец) | К 5 годам |
Может составить рассказ по картинке или серии картинок | К 5 годам |
Начало формирования внутренней (планирующей) речи | К 5 годам |
Звукопроизношение полностью соответствует норме | С 4-5 лет |
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ | |
Возраст | Развитие |
2 недели | Услышав речь, перестает сосать грудь, перестает кричать. |
0-2 месяца | Реагирует на звуки с определенной задержкой, узнает голос мамы. |
1 месяц | Успокаивается песней. |
3 месяца | Поворачивает голову в сторону говорящего, следит за ним глазами. |
3-4 месяца | Реагирует на громкость, интонацию. |
5-6 месяцев | Слушает разговор, активно гулит. |
6 месяцев | По подражанию произносит отдельные фонемы, слоги, перенимает темп, ритм, мелодику. |
8 месяцев | В лепете остаются только звуки родного языка. |
К 1 году | Может слушать, но короткое время, подчиняется простым приказам. |
2 года | Слышит речь, находясь в другой комнате, повторяет то, что слышит. Различает слова, отличающиеся одной фонемой. |
3 года | Понимает, когда ему читают книге, замечает неправильное произношение в чужой речи, начинает замечать ошибки в собственной речи, иногда исправляется. Заканчивается формирование фонематического слуха. |
4 года | Помнит и повторяет фразу из простых слов (4-6). Дифференцирует все звуки, что появляются в установившемся звукопроизношении. |
5 лет | Фразы из 8 слов. Способен к выполнению заданий на фонематический слух. |
6 лет | Способен повторить краткий рассказ, владеют фонематической и ритмической структурой слов. Вариативность интонаций, владеют орфоэпическими нормами. |
7 лет | Повышает грамотность речи, появляется способность к элементам письма. |
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ | |
Возраст | Развитие |
2 месяца | Недифференцированные и непроизвольные, возникающие в процессе движений голосовые реакции – гуление. Можно выделить гласные: А, О, У, Э; согласные: П, М, Б, К, Г, Х. |
3-4 месяца | Характер гуления меняется, появляется лепет. |
5 месяцев | Неосознанное повторение звуков. |
6 месяцев | Подражательно повторяет ритмические отдельные слоги. |
8 месяцев | Произносит «слова», образованные повторением одного и того же слога, по типу «ма-ма». |
1-2 года | Гласные: А, О, Э; согласные: П, Б, М. |
2-3 года | Гласные: И, Ы, У; согласные: Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й. |
4-5 лет | Свистящие: С, З, Ц; шипящие: Ш, Ж, Щ, Ч. |
5-6 лет | Р, Л. |
СЛОВАРЬ | |
Возраст | Развитие |
Около 1 года | Появляются первые слова, но произношение нарушено. существительные – 80% глаголы – 20% прилагательные местоимения, наречия служебные части речи |
Около 2 лет | 200-300 слов существительные – 75% глаголы – 20% 5 % – прилагательные + местоимения, наречия и др. (хорошо, плохо, там) |
Около 3 лет | 1500 слов местоимения и наречия – часто путают в употреблении (моя, наша). служебные части речи – простые предлоги, союзы. |
Около 4 лет | ≈1900 слов местоимения и наречия – используют сравнительное смешение (больше/меньше). служебные части речи – используют сложные союзы. |
Около 5 лет | В словаре 2000-2500 слов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возрастные нормы речевого развития детей
Мы все с огромным нетерпением ожидаем первого слова своего малыша. И это понятно – появление речи один из важнейших показателей нормального психического развития ребёнка. И вот первое слово уже сказан…
- Мне нравится
Источник
Многих родителей малышей волнует вопрос, всё ли в порядке с их ребенком. Или нормально то, что малыш не говорит в 2 года. Иногда детские неврологи говорят мамам детей-молчунов, что отсутствие речи в 3 года — ничего страшного. Я хочу рассказать о нормах речевого развития, опираясь на периодизацию Б. М. Гриншпуна.
Он выделил 2 периода
1. Доречевой.
Крик — первый звук, который появляется у ребенка после рождения. Он может быть сильным, слабым, появиться сразу или после каких-то врачебных манипуляций.
3-6 месяцев — гуление. Ребенок начинает произносить серии звуков, обычно певучие, гласные (а-а-а), но могут слышаться и согласные звуки (а-а-а-о-о-о-м-м-м). Гуление у детей всего мира одинаково. Это биологическая программа. Гуление есть даже у глухих детишек.
6-12 месяцев — лепет. Появляются слоги (ба-ба-ба, па-па-па, ма-ма-ба). Это еще не первые слова, так как произносимое «ба-ба» не несет никакого смысла для ребенка. Лепет может быть слабым или активным, во многом лепет зависит от людей, которые окружают малыша. Дефектологи отмечают, что у детишек-отказников лепет не такой продуктивный, как у детей, с которыми играют родители. Взрослым надо понимать, что лепет — это важный этап в развитии ребенка, от которого во многом зависит собственно речевой этап. Поэтому так полезно агукать с малышом, повторять его лепетные словечки, эмоционально, громко и радостно. Чем больше взаимодействия и речевого общения с малышом на «его» языке, тем лучше. В этот же период ребенок начинает различать интонации, поэтому важно говорить ласково, с любовью.
Отмечу, что лепет может отсутствовать у детей с аутизмом, глухих детей. Может запаздывать у детей с интеллектуальной недостаточность и у алаликов.
К году ребенку нужно дать возможность самостоятельно есть: жевать небольшие кусочки еды (не протертую еду, а твердую), пробовать самостоятельно пользоваться ложкой, пить из кружки (да, малыш еще неуклюжий, пачкается, но ему уже пора начинать самостоятельно кушать). И еще важный момент — дыхание, оно должно быть через нос, а не рот. Если ребенок дышит ртом, нужно обратиться к лору. То, как работают мышцы артикуляционного аппарата и то, как дышит ребенок тесно связано с речью. У детей с ротовым дыханием и неразвитыми мышцами могут быть проблемы с речью.
К 12 месяцам у ребенка должно быть 8-12 слов (например, мама, папа, баба, ку-ку, му). Если у вашего ребенка нет 8 слов в год, но при этом ребенок контактный, знает жест «пока», «дай», то можно подождать еще полгода, до 1,5 лет.
Если же в год у ребенка отсутствуют жесты, он не любит играть, то можно заподозрить аутизм, снижение слуха или «сенсорный компонент» (ребенок не понимает речь, в будущем может быть сенсорная алалия). С такими детками надо начинать заниматься как можно раньше.
2. Речевой период
1-1,5 года. В 1,5 года обязательно должны появиться первые слова. Если их нет, нужно обратиться к логопеду за консультацией.
В 1,5 года ребенок уже хорошо понимает речь и может выполнить простую просьбу: «Принеси кружку», «Погладь кису». У ребенка появляются согласные звуки п, б, м, н (гласные а, у, о, и, э уже есть). В словаре ребенка от 70 до 100 слов. Ребенок хорошо произносит простые слова (мама, папа, дядя, тётя, киса и т. д.).
1,5-2 года. Ребенок активен, его словарный запас растет: к двум годам — около 200 слов. Дети пытаются общаться со взрослыми, если не хватает слов, они используют жесты, самый популярный — указательный жест. Появляются первые глаголы, например, «дай», и более сложные слова по структуре: из 3 слогов (кубики, молоко). Дети уже могут произносить звуки в, ф, г, к, х и даже ль. Малыш вправе смягчать согласные, ведь и взрослые с ним сюсюкают. А детки говорят так, как слышат.
В 2 года уже формируется фонематический слух — способность различать звуки. Если перед ребенком поставить стол и стул и попросить его показать, где стул и где стол, он справится. Хотя такие задания могут быть сложны для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
2-3 года. Словарный запас уже очень большой — около 1000 слов. В этом возрасте дети различают единственное и множественное число сущ. (муха — мухи), женский и мужской род (моя мама, мой папа) и активно пытаются употреблять все эти формы в речи, но иногда допускают ошибки — это нормально. В речи ребенка появляются полноценные длинные предложения, появляются союзы «когда» и «почему».
Период интересен словотворчеством ребенка: продавец = продаватель (как и «покупатель»), курица окурилась (по аналогии «кошка окатилась»). Словотворчество — важный показатель нормального речевого развития ребенка. У детей с умственной отсталостью и аутизмом словотворчества нет.
Период 3 лет заканчивается кризисом. Ребенок хочет стать независимым от мамы, превращается в маленького непоседу и нехочуху.
После 3 лет наступает дошкольный период, в 5-6 лет ребенка начинают готовить к школе. Речь детей уже становится правильной, а в 7 лет она ничем не отличается от речи взрослых.
Источник