Нормативные характеристики социального развития ребенка

Нормативные характеристики социального развития ребенка thumbnail

Социально-нормативные возрастные характеристики дошкольника при завершении дошкольного образования

В настоящее время в соответствии с новым нормативно-правовым обеспечением системы образования в Российской Федерации дошкольное образование является первым уровнем общего образования. В этих условиях для родителей (законных представителей) и педагогов остается актуальным вопрос, что должны знать и уметь дети на момент выпуска из дошкольной образовательной организации?

Разработанный впервые в истории дошкольного образования Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС дошкольного образования).

На федеральном уровне закрепляет требования к результатам освоения детьми образовательной программы дошкольного образования в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

В силу специфики дошкольного детства (гибкости, пластичности развития ребенка, широкого разброса вариантов его развития, непосредственности и непроизвольности), а также системных особенностей дошкольного образования (необязательности уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствия возможности вменения ребенку ответственности за результат) неправомерно требовать от дошкольника конкретных образовательных достижений.

Существует общая цель дошкольного и начального школьного образования – согласованность целей и задач воспитания и обучения.

Цель ДОУ: Общее развитие ребенка в соответствии с потенциальными возможностями и спецификой детства, как самоценного периода жизни человека.

Формирование предпосылок учебной деятельности.

Цель МОУ: Продолжать общее развитие детей с учетом возможностей, специфики школьной жизни.

Освоение важнейших учебных навыков и становление учебной деятельности (мотивация, способы общения и т.д.).

Между тем большинство родителей (законных представителей) по-прежнему стремится к тому, чтобы при поступлении в школу их ребенок умел читать, писать и считать. Поэтому важно информировать родителей (законных представителей) и общественность о целях дошкольного образования, которые являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации.

Педагогам следует выяснять ожидания родителей, определять их педагогические установки, а также степень готовности к будущему обучению ребенка в школе, что в дальнейшем даст возможность планировать эффективное взаимодействие с ними.

Целевые ориентиры Дошкольного Образования –  социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня ДО:

  • Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонный наблюдать, экспериментировать.
  • Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире, в котором он живет.
  • Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.д.
  • Ребенок способен договариваться. Учитывать интересы и чувства других, адекватно проявлять чувства, в том числе чувство веры в себя, старается адекватно разрешать конфликты.
  • Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания.
  • Ребенок может контролировать свои движения и управлять ими.
  • Умеет подчиняться правилам и социальным нормам.
  • Способен к волевым усилиям. Может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.
  • Во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения.
  • У ребенка развита крупная и мелкая моторика, он подвижен, вынослив. Владеет основными движениями.
  • Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и  умения.
  • Обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и, прежде всего, в игре.
  • Имеет первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе

Источник

Галина Яндукина
Целевые ориентиры ФГОС ДО как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка

Требования Стандарта к результатам освоения Основной образовательной

программы ДОО представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Основной образовательной программы ДОО, а также от её характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга,и не являются основанием для их

Читайте также:  От чего зависит развитие интеллекта у ребенка

формального сравнения с реальными достижениями детей.

• Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.

• Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

«Очаровательные малыши» (2- 3 года) психологический портрет

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений

ребёнка:

в младенческом и раннем возрасте:

• – ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними;

• эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

• – использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими.

• Владеет простейшими навыками самообслуживания;

• Стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

• Владеет активной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых;

•Знает названия окружающих предметов и игрушек;

• стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

• проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

• проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки,

• стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

• у ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.);

«Мы уже большие»

психологический портрет старшего дошкольника.

Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности –

игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

• Обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

• Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

• Обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;

• У ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

• Способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

• Проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями.

• Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Источник

Показатели социального развития ребенка

и современные требования дошкольного образования

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации.

Читайте также:  Развитие логического мышления у ребенка занятия

Извлечение из ФГОС ДО

Социальное развитие ребенка-дошкольника – это взаимосвязанные процессы социализации и индивидуализации. То есть,  с одной стороны,  это процесс усвоения социокультурного опыта в форме правил, норм, способов поведения, эталонов действия и взаимодействия людей в социуме.  А с другой стороны – это процесс развития сущностного Я ребенка,  его индивидуальности и неповторимости,  определенной независимости от социума, но способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и сохраняющего важным предметом своей потребности другого человека.

Социальное развитие воспитанника осваивается с учетом следующих социальных доминант:

– у ребенка формируется уверенность в своих возможностях (ребенок нужен окружающим, его любят);

– развивается чувство собственного достоинства и свободы (ребенок выбирает
друзей, деятельность, у него есть личные вещи);

– воспитывается   позитивное   восприятие   и   отношение   к   окружающим
(терпимость,     уважение     к     сверстникам,     интерес     к     ценностям
сотрудничества, ответственность за данное слово, за свое дело, за другого человека);

– развивается     понимание    окружающих   (их эмоционального состояния, потребность в сопереживании).

В ФГОС дошкольного образования четко прописаны условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста:

1) создание условий непосредственного общения с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям (обеспечение эмоционального благополучия); 

2) создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; принятия  решений, выражения своих чувств и мыслей; поддержка детской инициативы и самостоятельности (поддержка индивидуальности и инициативы);

3) создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, развитие коммуникативных способностей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками  (установление правил взаимодействия в разных ситуациях).

        Педагогические ориентиры социального развития ребенка в ДОУ:

– педагог   формирует   у    ребенка    чувство    собственного    достоинства, уверенность в своих возможностях;

– педагог   развивает,   стимулирует   позитивное   отношение   ребенка   к
окружающим;

– педагог   воспитывает   у   ребенка   социальные   навыки    и   формирует
социальную компетентность.

        Согласно данным исследований отечественных педагогов-психологов Смирновой Е.О.. Стеркиной Р.Б. Щетининой А.М. уровень социализации ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения целесообразно определить с помощью специальных показателей. Показатели благополучного социального развития ребенка вы видите на экране.

        Показатели благополучного социального развития ребенка:   

 – эмоционально откликается на переживания другого;

– эмоционально благополучен;

–  проявляет уверенность в себе,  самостоятелен,  активен, инициативен;

– владеет навыками самоконтроля, саморегуляции;

– главным образом положительно оценивает и принимает других;

– принимаем группой, т.е. имеет положительный социальный статус;

– владеет способами социокультурного поведения и общения;

– достаточно коммуникативен (в рамках индивидуальных особенностей);

– социально готов к школе и др.

Как вы видите, измерить уровень социального развития ребенка воспитателю в условиях детского сада можно и нужно.

Предлагаю вашему вниманию учебно-методическое  пособие «Диагностика социального развития ребенка», автор Щетинина Альбина Михайловна Данное пособие содержит систематизированные по отдельным направлениям методики изучения особенностей социального развития ребенка дошкольного возраста.

Предлагаю вам рассмотреть уровень сформированности социальных форм поведения ребенка  (по результатам наблюдения)  (автор А.М.Щетинина):

– умеет дружно, без конфликтов играть с другими детьми;

– сочувствует другому, когда кто-нибудь огорчен, пытается помочь ему, утешить, пожалеть;

– доброжелателен по отношению к другим;

– пытается решить конфликты сам;

– оказывает помощь другому;

– согласовывает свои действия с действиями других;

– сдерживает свои негативные проявлении                

– подчиняет свои интересы интересам других детей          

– уступает другому                                            

– принимает  социальные нормы и правила поведения и следует им          

Читайте также:  Программа индивидуального развития ребенка фгос

Уважаемые коллеги! Всегда ли ответственно мы относимся к проведению педагогической диагностики? А ведь на основании полученных результатов можно определить ряд задач развития у ребенка определенных качеств и адекватных им способов педагогического воздействия.

Я желаю вам успехов в нашей нелегкой, но таком нужной и интересной профессии.

Источник

  • Главная
  • Деятельность
  • Группы дошкольного образования
  • Социально – нормативная возрастная характеристика возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования (целевые ориентиры).
  • Овладел основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
  • Обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
  • Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
  • Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
  • Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.
  • Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
  • Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
  • Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.
  • Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
  • У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
  • Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.
  • Проявляет ответственность за начатое дело.
  • Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
  • Открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе, институте.
  • Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.
  • Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т.д.).
  • Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.
  • Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
  • Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
  • Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.

Дата публикации — 27.01.2016

Источник