Нормативные акты регламентирующие развитие ребенка

Нормативные правовые акты (законы и подзаконные акты), действующие на всей территории РФ

Начиная с 1993 г. принято более 200 нормативных правовых актов, затрагивающих все сферы жизнедеятельности семьи и детей и нацеленных на усиление мер их социальной защиты, включая федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др. Особенно важное значение имеет принятие следующих нормативно-правовых актов:

  • Конституция РФ,
  • Семейный кодекс РФ,
  • Гражданский кодекс РФ,
  • Уголовный кодекс РФ,
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”,
  • Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”,
  • Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”,
  • Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ “Об опеке и попечительстве” и др.

Международные правовые акты

Высшей юридической силой обладают международно-правовые акты. Так, в ст. 15 Конституции определяется, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В числе международных актов следует выделить Декларацию прав ребенка 1959 г .; Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г.;

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г .;

Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, 1985 г. (Пекинские правила) и др.

Указанные международные документы определяют основные направления политики государств, подписавших данные правовые акты, в области защиты прав детей. В числе этих направлений надлежит выделить:

  • осуществление прав детей, предусмотренных конституциями (основными законами) государств, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;
  • формирование правовых основ гарантий прав ребенка;
  • содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества;
  • соответствие международным стандартам в области защиты прав детей;
  • демократический характер, гуманность, справедливость и гласность в деятельности органов, осуществляющих защиту прав несовершеннолетних;
  • законодательное обеспечение прав ребенка;
  • государственная поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе;
  • установление и соблюдение государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей с учетом региональных различий данных показателей;
  • ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда;
  • государственная поддержка органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.

В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г. наиболее важными стратегическими задачами российского государства и общества в сфере улучшения положения детей являются следующие:

  • максимально возможное в рамках имеющихся ресурсов сохранение базовых гарантий обеспечения жизнедеятельности и развития детей и минимизация их потерь в уровне жизни;
  • обеспечение беспрепятственного доступа детей к системам образования и здравоохранения, развитие различных форм материальной поддержки семей с детьми;
  • приоритетное внимание проблемам детей, находящихся в особо трудных условиях, – детей-сирот и детей-инвалидов, расширение форм помощи этим категориям детей, основанных на новой для России доктрине – гуманизации обращения с такими детьми на основе уважения прав ребенка и максимально возможной интеграции их в семью и общество в результате принятых мер;
  • создание механизмов профилактики и социальной реабилитации детей в условиях возникновения новых рисков – беспризорности, расширения насилия по отношению к детям, роста наркомании и преступности, вынужденного перемещения;
  • законодательное обеспечение прав детей и мер политики по отношению к детям, создание административных, организационных и финансовых механизмов обеспечения прав детей, подготовка необходимых для этого кадров.

Источник

Для создания и развития механизма реализации прав ребенка на защиту, принят ряд законодательных актов.

Конвенция ООН о правах ребенка (20 ноября 1989г). 

В настоящее время около 130 стран мира присоединились к этому документу. Основные статьи:

Статья 9. Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход.

Статья 24. Дети имеют право на достойное питание и достойное количество чистой воды, право на пользование услугами здравоохранения и средствами лечения болезней.

Статья 26, 27. Дети имеют право на приемлемый уровень жизни.

Статья  23. Дети-инвалиды имеют право на особую заботу и обучение.

Статья 31. Дети имеют право на отдых.

право на бесплатное образование.

Статья 19. Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению.

Читайте также:  Онлайн развитие для ребенка 3 лет

Статья 32. Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы.

Статья 30. Дети имеют право говорить на своем родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры.

Статья 12, 13, 15. Дети имеют право выражать своё мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов.

Закон №273   «Об образовании в РФ» (действует с 1 сентября 2013г)    

Статья 5. Утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства».

Статья 56. Предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника».

Конституция Российской Федерации (1993г, с изменениями в 2001г)

Статья 7. Государство обеспечивает поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивает систему социальных служб, устанавливает государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 17. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому человеку с рождения.

Статья 19. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, языка, происхождения, места жительства, убеждения, принадлежности к общественным объединениям.

Статья 20. Каждый имеет право на жизнь.

Статья 22, 23. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность частной жизни.

Статья 29. Каждому  гарантируется свобода мысли и слова.

Статья 37. Каждый имеет право на отдых.

Статья 30. Каждый имеет право на объединение.

Статья 38. Забота о детях, их воспитание- равное право и обязанность родителей.

Статья 41. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Статья 43. Каждый имеет право на образование.

Семейный кодекс РФ (1995г, с изменениями на 2 января 2000г)

4 раздел семейного кодекса РФ целиком посвящен правам и обязанностям родителей и детей. Особый интерес представляют глава № 11 «Права несовершеннолетних детей» и глава №12 «Права и обязанности родителей».

Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, право на их заботу, совместное проживание, обеспечение  его интересов.

Статья 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным, или раздельное проживание не влияет на права ребенка.

Статья 56. Право ребенка на защиту своих прав и законных интересов. Ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой в орган опеки и попечительства, а по достижению 14 лет – в суд.

Статья 57. Право ребенка выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы.

Статья 58. Право ребенка на имя, отчество и фамилию.

В статье 63 подчеркивается ответственность родителей за воспитание, здоровье, физическое, психическое, духовное, нравственное развитие ребенка.

Статья 64, 65. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

Закон РФ «О защите прав детей»

Статья 14 гласит:  «Жестокое обращение с детьми, физическое и психическое насилие над ними запрещены».

По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку осуществляется насилие?

  • Ребенок плохо развивается: его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту.
  • Ребенок неухожен, неопрятен. Он апатичен, часто плачет, агрессивен.
  • Ребенок демонстрирует изменчивое поведение: то спокоен, то внезапно возбуждается, и наоборот. Такое поведение часто является причиной плохих контактов ребенка с другими детьми, приводит к его изоляции, отверженности в группе.
  • Ребенок явно испытывает враждебность или чувство страха по отношению к знакомому человеку.
  • Судорожно реагирует на поднятую руку.
  • Ребенок чрезмерно стремится к одобрению, ласке любых взрослых.
  • К выше перечисленным признакам могут добавиться проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.

Уголовный кодекс РФ

Предусматривает ответственность:

Статьи 106-136 – за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних.

Статьи 150-157 – за преступления против семьи и несовершеннолетних.

Федеральный закон РФ  № 124 (с изменениями на 20 июля 2002г).

Статья 7. Содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов.

Статья 8. Установление государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей.

Статья10. Обеспечение прав детей на охрану здоровья.

Статья 12. Защита прав детей на отдых и оздоровление.

Статья 14. Защита ребёнка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.

Статья 15. Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Источник

Нормативно – правовое обеспечение

создания условий для физического развития дошкольников

В современном мире, в эпоху XXI века, предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку, к его здоровью и знаниям. Постоянно усиливающееся влияние на организм ребенка разнообразных отрицательных факторов окружающей среды приводит к ухудшению состояния здоровья, к снижению умственного и физического состояния детей. Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Ведь от состояния здоровья человека зависит качество и продолжительность его жизни. Хорошее здоровье, полученное в детстве, служит фундаментом для общего развития человека.

Читайте также:  Направления развития ребенка трудовая деятельность

В Конституции Российской Федерации говорится о том, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья. Государством осуществляется финансирование федеральных программ охраны «укрепления здоровья населения, принятие мер, способствующих укреплению здоровья человека, развитию физической культуры».

В федеральном законе «об основанных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ст. 10 установлено, что федеральные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления осуществляют в государственных и муниципальных образовательных учреждениях мероприятия, предусматривающие профилактику заболеваний, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу.

В Федеральном законе ст. 51 «об образовании» сказано: оздоровительное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников.

Конвенция о правах ребенка ст.3 п.3 определяет заботу о детях и их защиту, ответственность нормам, установленным компетентными органами в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а так же компетентного надзора.

Дошкольное воспитание сверху донизу должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. Об этом говорится в Концепции дошкольного воспитания. Актуальной задачей физического воспитания является поиск эффективных средств совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста, на основе формирования у них потребности в движениях. Развитие интереса к движениям проводится на основе жизненной потребности ребенка быть сильным, смелым, ловким при взаимодействии со сверстниками. Согласно Концепции дошкольного образовательного учреждения физическое воспитание пронизывает всю организацию жизни детей в детском учреждении ,организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности, учета возрастных и индивидуальных особенностей.

Родители являются первыми педагогами своего ребенка. В Семейном кодексе Российской Федерации отмечено : родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, обязаны заботиться о их здоровье, физическом, психологическом, духовном и нравственном развитии.

ФГОС ДО, пункт 2.6: «Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:

– двигательной, в т.ч. связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;

– способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных видов движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;

– становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

– становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)»

В Программе «От рождения до школы» в разделе «Физическое развитие и здоровье» говорится о том, какие в детском саду должны создаваться условия для полноценного физического развития:

  1. Педагоги ДОУ создают условия для различных видов двигательной активности детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями:
  • ежедневно предоставляют детям возможность активно двигаться;
  • обучают детей правилам безопасности;
  • создают доброжелательную атмосферу эмоционального принятия, способствующую проявлениям активности всех детей (в т.ч. и менее активных) в двигательной сфере;
  • используют различные методы обучения, помогающие детям с разным уровнем физического развития с удовольствием бегать, лазать, прыгать.

2. В организации физкультурных занятий и в подвижных играх педагоги реализуют индивидуальный подход к детям.

3. Педагоги ДОУ способствуют становлению у детей ценностей здорового образа жизни.

4.  В ДОУ ведется работа по профилактике и снижению заболеваемости детей.

Таким образом, в нормативных документах Российской Федерации подчеркивается приоритетность физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях, необходимость создания условий для увеличения объема двигательной активности детей.

Источник

Курмакаева Анна Алаксандровна
Нормативно-правовые документы и локальные акты дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС до

«Нормативно-правовые документы и локальные акты дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО»

Нормативно-правовая база ДОУ – это совокупность законов, нормативно-правовых актов, организационных и методических документов, регламентирующих технологию создания, обработки, хранения и использования документов в текущей деятельности учреждения,разработанных в соответствии:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2. Конвенция о правах ребенка

3. СанПин 2.4.1.3049-13

4. «Порядок проведения аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. N 276)

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

6. Устав ДОУ.

7. «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014)

Читайте также:  Влияние отца на развитие ребенка

8. «Порядок и условия осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности» утвержденный приказом Министерства и науки Российской Федерации от 28 декабря 2015г. №1527.

9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 13 января 2014г. №8 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования»

10. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-ФЗ от 24.07.1998г (с последующими изменениями и дополнениями)

11. Федеральным законом № 152-ФЗ от 27.07.2006 «О персональных данных»

12. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 N 687 “Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации».

И это только часть перечисленных Федеральных законов, на которые нужно опираться в своей работе.

Дошкольное образовательное учреждение в своей деятельности руководствуется нормативно-правовыми документами разного уровня: федерального, регионального, муниципального, регламентирующими деятельность, а также внутренними локальными актами, регулирующими деятельность учреждения.

Локальный нормативный акт образовательной организации – это надлежащим образом утвержденный документ, который содержит нормы права, т. е. обязательные для исполнения требования (правила, адресованные определенному кругу лиц и рассчитанные на неоднократное применение. К локальным нормативным актам в образовательной организации могут относиться приказы, положения, инструкции, правила, программы, графики и др. Основное назначение локального нормативного акта – детализация, конкретизация, дополнение общей правовой нормы применительно к условиям дошкольной образовательной организации с учетом специфики трудовых отношений, образовательного процесса и иных условий.

В учреждении локальные акты, как нормативные, так и индивидуальные, являются средствам правового обеспечения деятельности МДОУ. При этом значение локальных нормативных актов особенно велико, поскольку нормотворческая деятельность МДОУ осуществляется в пределах ее компетенции, определенной Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В соответствии с компетенцией учреждения можно выделить следующие направления локальногоправового обеспечения его основной деятельности:

• правовое обеспечение конституирования учреждения в качестве общеобразовательного (лицензирование, аттестация образовательного учреждения, формирование структуры учреждения и органов управления);

• правовое обеспечение образовательного процесса (процесса обучения и воспитания) и его методического сопровождения;

• правовое обеспечение финансово-экономической деятельности;

• правовое обеспечение материально-технического снабжения;

• правовое обеспечение безопасных условий нахождения воспитанников в общеобразовательном учреждении;

• правовое обеспечение трудовых отношений (работа с кадрами);

• правовое обеспечение делопроизводства (документального сопровождения) всех сторон деятельности общеобразовательного учреждения

По укрупненным направлениям деятельности МДОУ правовое обеспечение управления учреждением требует, как правило, принятия следующих локальных актов:

Локальные акты, регламентирующие деятельность органов самоуправления

Устав общеобразовательного учреждения;

Положение об общем родительском собрании

Положение о совете родителей

Положение о Педагогическом совете

Положение о собрании трудового коллектива

Локальные акты, регламентирующие отношения МДОУ с участниками образовательного процесса

Договор об образовании с родителями (законными представителями)

Положение о приеме детей и комплектовании групп

Положение об АИС комплектовании ДОУ

Правила внутреннего распорядка воспитанников

Положение о защите персональных данных воспитанников, их родителей (законных представителей, представление льгот по оплате за содержание ребенка в детском саду

Положение о порядке формирования, ведения, хранения и проверке личных дел воспитанников

Положение о защите персональных данных работников

Положение о порядке ведения, хранения личных дел сотрудников

Положение о режиме функционирования

Положение о порядке создания, организации работы и принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений

Положение об уполномоченном по защите прав участников образовательного процесса

Положение о тарификационной комиссии

Положение «О порядке и условиях осуществления перевода воспитанников»

Положение об охране здоровья воспитанников ДОУ

Локальные акты, регламентирующие административную и хозяйственную деятельность.

Положение О порядке разработке и структуре программы развития

Положение о делопроизводстве

Положение по организации питания

Положение о бракеражной комиссии

Локальные акты, регламентирующие методическую работу

Положение о рабочей группе по созданию ООП в соответствии с ФГОС ДО

Положение об основной образовательной программе в соответствии с ФГОС ДО

Положение о рабочей программе педагога ДОУ

Положение «О рабочей группе по подготовке введения и реализации ФГОС ДО»

Положение об официальном сайте в сети Интернет

Положение о внутренней системе оценки качества образования

Данный перечень не является исчерпывающим. Более того, многие из перечисленных актов не являются обязательными.

Приведенные акты отличаются не только по содержанию, но и по процедуре их принятия. Так, как любая организация или должностное лицо, разрабатывающее нормативные акты, обязаны соблюдать при их подготовке действующие нормы законодательства, издавать документы только в пределах своей компетенции, придерживаться общегосударственных правил составления и оформления документов.

Источник