Нормативная база центров развития ребенка
Развивающий центр для детей, досуговый центр, клуб по развитию дошкольника – вы можете назвать свою организацию любым удобным для вас словосочетанием. Основной момент для вас – это отсутствие элементов обучения в программе. Если таковых нет, а обычно развивающие центры не занимаются обучением, оставляя этот момент на откуп ДОУ, вашу деятельность нет нужды лицензировать.
К сожалению, на сегодняшний день специальной нормативной базы, подведенной именно под работу детского развивающего центра (ДРЦ) нет. Поэтому при открытии предприятия данной направленности стоит руководствоваться законодательными актами, рассчитанными на детские общеобразовательные учреждения. Конечно, требования будут зависеть от размеров вашего центра. Мы рассматриваем небольшой ДРЦ, рассчитанный на группу до 10 человек.
Рекомендуемые законодательные акты
Перед открытием детского центра по развитию вы можете проконсультироваться в проверяющих службах (о том, какие они выдвигают требования к подобным заведениям):
- Роспотребнадзор.
- Государственный пожарный надзор.
Вы можете даже пригласить их на добровольную проверку. Но нет такого документа, который бы обязывал эти службы проверять заведения, если это не ДОУ до поступления к ним жалоб от населения.
Если вы не смогли добиться ответа от соответствующих служб, что именно вы должны соблюсти, постарайтесь максимально следовать требованиям следующих документов:
- Прежде всего – это СанПиН 2.4.3049-13 от 15.05.13 – регулирующих работу детских образовательных учреждений для дошкольников.
- Приказ №402 в редакции от 02.06.16, который излагает требования Роспотребнадзора к медицинской документации сотрудников (медкнижкам).
- ЗоЗПП N 2300-1 и ПП №125, призванные защищать потребителя. Из текста этих законодательных актов вы узнаете о правилах подготовки вывески (она должна быть в обязательном порядке) и ведении Уголка потребителя.
- ФЗ РФ 123 в последней редакции от 29.07.2017, этот документ касается пожарной безопасности.
Перед приобретением оборудования для игр и развития стоит разобраться с отечественными и международными стандартами, касающимися его безопасности.
Кроме этого, вам лучше узнать нет ли в вашем регионе специально разработанных областной СЭС правил, рекомендаций или СанПиНов для ДРЦ.
Требования СЭС
Сан-эпид надзор посетит ваше предприятие, если на вас поступит жалоба от населения. Основной документ, согласно которому вам нужно готовить помещение и оборудование для ДРЦ, это СанПиН 2.4.1.3049-13, подготовленный для ДОУ. Именно с ним работники СЭС будут сравнивать условия в вашем центре.
Требования к помещению
Прежде всего определитесь с возрастной группой ваших посетителей. Детки должны быть примерно одного возраста.
Размер помещения, который вы можете себе позволить, определить и количество детей одновременно занимающихся с вашими воспитателями:
- На одного малыша до 3 лет 2,5 м2 площади по СанПину;
- деткам от 3 до7 лет нужно выделять не менее 2 м2 площади.
Одна и та же группа детей не может находиться в вашем центре более 4-5 часов. В противном случае вам придется оборудовать спальню. Требования к заведению, которое обеспечивает дневной сон детям, будут строже.
Для своего центра вы можете купить/арендовать:
- отдельное здание;
- квартиру в жилом доме или встроенно-пристроенную ее часть;
- помещение на 1-2 этаже ТРЦ.
В подвале и цоколе детские комнаты не размещают. Когда будите планировать разбивку помещений для своего ДРЦ, ознакомьтесь с СП 118.13330.2012 (п. 5.7, Таблица 5). Для детей и их родителей желательно поставить кулер питьевой воды с одноразовыми стаканчиками. В помещении рекомендуется установить бактерицидную лампу и проводить кварцевание и сквозное проветривание между заходами групп.
Установка такой лампы в документах не прописана. Ее наличие снижает риск инфицирования детей в вашем центре и уменьшает вероятность подачи на вас жалобы в СЭС.
Требования к отделке
По требованиям СанПина стены комнаты, где будут находится дети, должны быть покрыты легко моющимися материалами. Причем покрытие должно выдерживать контакт не только с моющим, но и с дезсредством.
Окраска стен довольно произвольная. Но СанПин рекомендует выбирать для детских помещений пастельные тона. Причем в теплые оттенки окрашивать северные стены с севера. А в прохладные тона “одевать” помещения с юга.
Не запрещены и яркие элементы в отделке помещений, но требуется выдерживать соотношение постельные/яркие тока (27/25%). Окна должны иметь защиту от прямых солнечных лучей (жалюзи, занавески), причем ее тоже должно быть легко мыть и чистить.
Требования к оборудованию и содержанию помещения
Оконные рамы помещения, где будут находиться дети должны быть выполнены с возможностью проветривания. Игрушки, развивающий инвентарь, мебель должны соответствовать возрасту детей, а точнее, их росту и весу.
Все оборудование и развивающий раздаточный материал, с которым будут контактироваться дети, должен быть:
- безопасным для их здоровья (с учетом того, что ребенок может погрызть игрушку или проглотить шарик);
- сертифицированным;
- изготовленным из легко очищаемого и дезинфицируемого материала.
Кроме того, материал, из которого выполнена мебель, игрушки и т. д. должен быть разрешенным, не несущим вреда для здоровья малышей. Мягкие игрушки лучше не использовать.
Все столы, стулья, полочки должны быть выполнены без острых углов, чтобы ребенок не мог зацепиться за угол одеждой и травмироваться.
Помещение ДРЦ, где вы работаете с детьми, нужно убирать, как минимум, дважды в день. Уборка должна быть влажной с использованием моющих и дезинфицирующих средств. Инвентарь, которым проводится уборка, маркируется и храниться в шкафу/комнате, предназначенном для этих целей. Дезинфицирующие и моющие средства хранятся в специально отведенном и маркированном месте, недоступном для детей.
Обязательным элементом является журнал учета дезинфицирующих средств.
Требования к освещению
Все лампочки должны гореть, плафоны находиться в исправном состоянии. Нормируется дневной свет и искусственное помещение так же как и в квартире. Если освещение комбинированное, допустимо неравномерностью его считается соотношение 3:1.
Требования к вентиляции и отоплению
Требования к вентиляции и отопительным приборам такие же, как в жилой квартире. Единственным условием является защищенность отопителей безопасным материалом (при контакте с ним малыш не должен обжечься, травмироваться, получить открытую рану).
Использовать дополнительные переносные обогреватели нельзя. Температура в помещении должна быть комфортной для ребенка и в летнее время не превышать 25оС. Зимой недопустимым считается ее понижение меньше 18оС. Комфортной для детей раннего возраста считается температура 22-24оС.
Температура измеряется ртутным термометром, который должен располагаться к комнате, но не на сквозняке или возле двери. После проветривания температура в помещении не должна снижаться больше чем на 2-4оС.
Воздух в “детском” помещении должен соответствовать санитарным и гигиеническим стандартом. Содержание в нем СО2 и других вредных и потенциально вредных газов, пыли и т.п. не должно превышать нормативы.
Требования к сотрудникам
Все сотрудники, работающие с детьми должны перед поступлением на работу пройти медосмотр (с отметкой об этом в санитарной книжке). Также они должны проходить регулярные осмотры наравне с воспитателями ДОУ.
Требования Госпожнадзора
Правила пожарной безопасности (ППБ) обязательны для всех. Поэтому перед открытием ДРЦ его владельцу стоит ознакомиться с ППБ 01-03. Если в вашем центре не планируется пребывание детей без родительского надзора, согласование для открытия предприятия с пожарной службой не требуется. Но ответственность в случае пожара владелец центра будет нести, если меры ППБ были нарушены.
Регламентирующие акты
- СП 54.13330.2011 (актуальная редакция для СНиП 31-01-2003) – описывает правила размещения помещений для семейно детского сада.
- СП 118.13330.2012 (актуальная редакция для СНиП 31-06-2009). Этот свод описывает требования к площадям предприятия.
- СП5.13130.2009 описывают правила и требования к АПС.
- СП4.13130.2013 – правила посвящены эвакуационным мерам
- СП6.13130.2013 – данный свод содержит требования, касающиеся электрики.
Требования к помещениям
Выбирая здание, где вы будите снимать/покупать помещение опирайтесь на п.4.14. СП 54.13330.2011. Если в вашей группе будет не более десятка детей, вы можете открыть свой центр даже в квартире жилого дома:
- если он имеет II степени огнестойкости или более;
- квартира ориентирована на две стороны;
- располагается не выше 2 этажа.
Вы даже не обязаны предусматривать пожарный выход и соизмерять ширину эвакуационных проходов и дверных проемов с соответствующими документами, что обязательно для образовательных учреждений.
Требования к системе ПБ
Специальных требований по ПБ, разработанных под детские развивающие центры на сегодняшний день нет. Согласно комментариям Госпожслужбы классифицировать помещение ДРЦ по степени пожароопасности соответственно помещениям ДОУ не целесообразно. Тем не менее владелец центра обязан принять все возможные меры. Их можно разделить на:
- документарно-формительские;
- технические элементы.
К документарно-оформительским можно отнести:
- Журналы, касающиеся системы ППБ: учета средств тушения пожара, инструктажа, проверки знаний сотрудников, проверки Госпожслужбой, проверки знаний по эксплуатации АПС.
- Договора на установку и обслуживание АПС.
- Эвакуационный план м знаки с ФИО ответственного лица и номером вызова пожарной бригады.
- Приказы и инструкции по ПБ.
- Сертификаты и документы на покупку средств первичного погашения огня.
К техническим элементам относят собственно:
- пожарную сигнализацию;
- средства тушения пожара (огнетушитель с биркой поверки, ведро, ящик с песком и т. п.)
Материалы, используемые для отделки стен помещения ДРЦ должны быть минимально горючими.
Это основные требования на сегодняшний день. Законодательная база меняется и редактируется. Перед открытием предприятия уточняйте требования в местных органах контроля.
Источник
Масесьянц Елена
Нормативно-правовая основа принципов построения предметно-развивающей среды
При отборе оборудования, учебно-методического и игрового материала коллектив МБДОУ детского сада «Сказка» руководствуется нормативно-правовой базой:
– Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. ;
– Конституцией Российской Федерации;
Приказом Минобразования России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
– Концепцией содержания непрерывного образования (дошкольного и начального звена, утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003.
– Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.3049-13, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 15.05.2013 № 26.
Письмом Минобразования России от 17.05.1995г. № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»;
Приказом от 26 июня 2000 г. N 1917 «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей».
Письмом от 15 марта 2004 г. N 03-51-46ин/14-03 «Примерными требованиями к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».
Педагоги МБДОУ детского сада «Сказка» понимают, что важная задача при создании предметной развивающей среды – это взаимодействовать с родителями. Имеется в виду, что данная работа строится не как сбор средств на оснащение группы, а в качестве социального партнерства,при котором участники: родители и дети – взаимно заинтересованные, равноправные, равноответственные.
Родителям объясняется, что в документах международного права, декларации прав ребёнка, во всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей, говориться о том, что первыми учителями ребёнка являются родители, а не воспитатели ДОУ и они должны заботиться о здоровье и развитии своих детей не меньше, чем мы – педагоги!
В семейном кодексе РФ 6 статей посвящено правам и обязанностям родителей. Одно из которых является взаимодействие с образовательным учреждением. Наши педагоги поясняют родителям положение нормативно-правовых документов регулярно!
Перед родительскими собраниями наши воспитатели проводят работу по соотношению перечня материалов и оборудования, рекомендованных учёными, с тем,что имеется в группе и устанавливают несоответствие: убрать лишнее и определить перечень недостающего.
Организовываются круглые столы с родителями и каждого знакомят с государственными требованиями к предметной среде, в чём в данный момент дети нуждаются. Предлагают родителям обсудить возможные варианты решения данной проблемы, связав их с переходом на рыночные отношения и с бюджетом детского сада, тем самым обеспечить открытость администрации ДОУ.
Таким образом, формирование предметно-развивающей среды – динамичный процесс, который позволяет воспитателю проявлять творчество, привлекая к работе родителей и организованное взаимодействие специалистов по формированию развивающего пространства возрастной группы;
Источник
Рассмотрено и принято на заседании Педагогического совета «Детский сад комбинированного вида № 183» Ленинского района г.Саратова Протокол № 2 от 05.12.2018г. | Утверждаю Заведующий МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 183» Ленинского района г.Саратова _____________М.П. Злобенко Приказ № 165 от 05.12.2018г. |
ПОЛОЖЕНИЕ
о деятельности консультационного центра
по взаимодействию с родительской общественностью, функционирующего на базе
Муниципального дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад комбинированного вида № 183»
Ленинского района г.Саратова
1. Общие положения
1.1. Консультационный центр по взаимодействию с родительской общественностью (далее – Центр) создается на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 183».
1.2. Настоящее Положение о деятельности консультационного центра по взаимодействию с родительской общественностью (далее − Положение) разработано в соответствии с п. 3 ст. 64 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», письмом Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 года № 08-2170 «О методических рекомендациях», приказом министерства образования Саратовской области от 07 сентября 2015 г. № 2716 «О создании консультационных центров по взаимодействию дошкольных образовательных организаций различных форм и родительской общественности» и на основании приказа начальника отдела образования администрации Ленинского района МО «Город Саратов» от 21.11.2018 № 228 «О создании консультационных центров по взаимодействию дошкольных образовательных организаций различных форм и родительской общественности в Ленинском муниципальном районе» и Уставом МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 183».
1.3. Центр осуществляет взаимодействие с министерством образования Саратовской области, Саратовским областным институтом развития образования, региональным консультационном центром, органами местного самоуправления в сфере образования, дошкольными образовательными организациями различных форм (в том числе семейной), родительской общественностью и другими образовательными, медицинскими учреждениями и учреждениями культуры с целью привлечения кадрового потенциала данных организаций к работе в Центре.
1.4. Положение регулирует деятельность консультационного центра по взаимодействию с родительской общественностью, организованного на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 183» Ленинского района г. Саратова (далее – Учреждение)
1.5. Центр создан с целью оказания методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей в возрасте от 2 до 7 лет, не посещающих и посещающих дошкольные образовательные учреждения.
1.6. Предоставление методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи осуществляется на бесплатной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.7. Непосредственную работу с семьей осуществляют специалисты Учреждения: заведующий, заместитель заведующего, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, медицинская сестра.
1.8. Информация о предоставлении методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи размещается на официальном сайте МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 183».
2. Цели и задачи Консультационного центра
2.1. Целью создания Центра является повышение доступности и качества дошкольного образования через развитие вариативных форм дошкольного образования и совершенствование методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям.
2.2. Задачи Центра:
- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) и детям, не посещающим дошкольное образовательное учреждение, для обеспечения равных стартовых возможностей при поступлении в общеобразовательные учреждения;
- оказание индивидуальной консультативной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста;
- оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения;
- своевременное диагностирование проблем в развитии у детей раннего и дошкольного возраста с целью оказания им коррекционной медицинской, психологической и педагогической помощи;
- разработка индивидуальных рекомендаций по оказанию детям возможной методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи, организация их специального обучения и воспитания в семье.
3. Основные функции Центра
3.1. Информационная (сбор информации о детях дошкольного возраста, не посещающих детский сад, формирование базы данных, информирование населения микрорайона о деятельности Центра, обмен информацией со специалистами других Консультационных центров);
3.2. Консультативная (проведение индивидуальных и групповых консультаций с родителями по обозначенным проблемам, консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения детей дошкольного возраста, обучение родителей методам дошкольного воспитания);
3.3. Координационно-организационная (организация работы по оказанию помощи родителям ребёнка, координация действий специалистов Центра, ведение отчётной документации, взаимодействие с различными структурами системы образования г. Саратова и Саратовской области);
3.4. Аналитическая (анализ проблем оказания помощи детям, не посещающих ДОУ; определение перспективных возможностей ДОУ в области организации системной работы с семьями, воспитывающими детей на дому; прогнозирование тенденции изменения ситуации в обществе и образовательной среде);
3.5. Методическая (разработка методического обеспечения работы Консультационного центра, оказание методической помощи родителям по планированию и организации работы с детьми, анализ и обобщение опыта работы с детьми, получающими дошкольное образование в форме семейного образования).
4. Организация деятельности Центра
4.1. Общее руководство работой Консультационного центра осуществляет заведующий ДОУ, который руководствуется в своей деятельности федеральными законами, Уставом ДОУ и другими нормативно-правовыми актами.
4.2. Заведующий осуществляет подбор специалистов для работы в Консультационном центре, утверждает планы работы Консультационного центра, графики работы специалистов, формы текущей и отчетной документации.
4.4. Заведующий обеспечивает создание раздела «Консультационный центр для родителей» на сайте ДОУ, обеспечивающего возможность получения услуги в электронном виде (информация о телефонах, адресе, адресе электронной почты, месте расположения, графике работы, специалистах Консультационного пункта, направлениях деятельности Консультационного центра, видах оказываемой помощи и другая необходимая информация).
4.5. Заведующий создает условия для материального и информационного обеспечения деятельности Консультационного центра.
4.6. Для осуществления деятельности Консультационного центра выделяются помещения, соответствующие требованиям действующего санитарного законодательства, нормам противопожарной безопасности.
4.7. Состав специалистов Консультационного центра формируется из числа штатных работников и утверждается приказом заведующего на период учебного года.
4.8. В состав Консультационного центра включаются специалисты, имеющие педагогическое образование, опыт руководящей или педагогической работы.
4.9. Работа с родителями (законными представителями), имеющих детей дошкольного возраста 2 – 7 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, может проводиться специалистами консультативного центра в различных формах: индивидуальных, подгрупповых, групповых.
4.10. Помощь родителям (законным представителям) в Консультационном центре предоставляется на основании:
· письменного заявления одного из родителей (законных представителей), в котором указываются: наименование ДОУ, должностного лица, которому оно адресовано; содержание обращения; фамилия, имя, отчество родителя (законного представителя), его почтовый адрес, контактный телефон; фамилия, имя, отчество и дата рождения ребенка; личная подпись родителя (законного представителя).
· телефонного обращения одного из родителей (законных представителей) в случае, если на ее оказание требуется не более 15 минут. При обращении, требующем более длительного времени на ответ, назначается время и место личного приема для оказания помощи.
· личного обращения одного из родителей (законных представителей) при предъявлении документа, удостоверяющего личность (при личном обращении проводится беседа, в ходе которой определяется вид помощи, необходимый ребенку и (или) родителю (законному представителю) назначается время и место ее оказания).
4.11. Все обращения родителей (законных представителей) регистрируются в Журнале учета обращений граждан.
4.12. Услуги, предоставляемые Консультативным центром:
· просвещение родителей (законных представителей): информирование родителей, направленное на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей с целью объединения требований к ребенку в воспитании со стороны всех членов семьи, формирование положительных взаимоотношений в семье;
· диагностика развития ребенка: психолого-педагогическое изучение ребенка, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей, а также выявление причин и механизмов нарушений в развитии, социальной адаптации, разработка рекомендаций по дальнейшему развитию и воспитанию ребенка;
· консультирование (психологическое, социальное, педагогическое): информирование родителей о физиологических и психологических особенностях развития ребенка, основных направлениях воспитательных воздействий, преодолении кризисных ситуаций;
· проведение коррекционных и развивающих занятий на основе индивидуальных особенностей развития ребенка, направленных на обучение родителей организации воспитательного процесса в условиях семьи.
5. Условия создания и функционирования Центра
5.1. Центр возглавляет руководитель, назначаемый руководителем Учреждения.
5.2. Деятельность Центра осуществляется в помещениях Учреждения., отвечающим санитарно-гигиеническим требованиям и пожарной безопасности.
5.3. Услуги, предоставляемые Центром, оказываются на бесплатной основе.
5.4. Финансирование деятельности осуществляется за счет средств организации, на базе которой функционирует Центр, в пределах ассигнований, выделяемых по решению учредителя на эти цели.
5.5. Режим работы Центра согласно утвержденному руководителем графику работы.
6. Перечень документации Центра
6.1. Основной документацией, регулирующей деятельность Центра, являются:
1) Приказ о создании Консультационного центра на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 183».
2) Положение о Консультационном центре по взаимодействию с родительской общественностью.
3) Годовой план работы Консультационного центра по взаимодействию с родительской общественностью.
6.2. Для обеспечения деятельности Консультационного центра заполняется текущая и отчетная документация:
1) заявление родителя (законного представителя), обратившегося в Центр;
2) договор о взаимных обязательствах Центра и родителей (законных представителей);
3) журнал учета обращений в Центр»;
4) график работы Центра;
5) анкеты для родителей;
6) годовой отчет о деятельности Центра.
7. Организационно-функциональная структура Центра
7.1. Организация предоставления консультативной помощи по вопросам взаимодействия дошкольных образовательных организаций различных форм и родительской общественности в Центре строится на основе интеграции деятельности различных специалистов образовательной организации.
7.2. К работе Центра привлекаются (с их согласия) работники образовательных дошкольных и общеобразовательных организаций муниципалитета таким образом, чтобы обеспечить организацию сотрудничества профильных специалистов по разработке и распространению методик, технологий воспитания и дошкольного образования детей в условиях семьи.
8. Права, обязанности и ответственность Центра
8.1. Центр в целях осуществления деятельности имеет право:
- самостоятельно принимать решения при выборе способов выполнения поставленных задач;
- получать от регионального консультационного центра, органов управления образованием, образовательных организаций информацию по вопросам, необходимым для решения поставленных задач;
- организовывать мероприятия с участием представителей регионального консультационного центра, органов управления образованием, образовательных организаций, индивидуальных предпринимателей, родительской общественности;
- взаимодействовать с гражданами и организациями по вопросам деятельности Центра;
- в установленном порядке привлекать работников организации, а также специалистов иных организаций к выполнению отдельных работ Центра;
- использовать в своей работе технические средства и помещения организации.
8.2. Центр обязан:
- осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством, Уставом и локальными нормативными актами дошкольной образовательной организации;
- своевременно предоставлять отчет о деятельности Центра в муниципальные органы управления образованием.
8.3. Текущий контроль за соблюдением и исполнением настоящего Положения осуществляется посредством процедур внутреннего и внешнего контроля.
8.3.1. Внутренний контроль осуществляется руководителем Центра в виде оперативного контроля (по конкретному обращению заявителя, либо другого заинтересованного лица) и итогового контроля (отчет по итогам года и др.).
8.3.2. Внешний контроль может осуществляться в следующих формах:
- проведение мониторинга основных показателей работы Центра по взаимодействию дошкольных образовательных организаций и родительской общественности;
- анализ обращений и жалоб, которые могут поступить в муниципальные и региональные органы исполнительной власти, осуществляющие управление в сфере образования, от граждан по содержанию работы Центра.
8.3.3. Ответственность за работу консультационного центра несёт руководитель Учреждения.
Источник