Норма развития ребенка в впф

Норма развития ребенка в впф thumbnail

Автор: Мачурина Татьяна Николаевна, педагог-психолог ГБОУ СОШ №1096 СВАО г. Москвы

Описание материала: предлагаю вашему вниманию статью, содержащую ряд психолого-педагогических упражнений для развития и коррекции высших психических функций (ВПФ) у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Данный материал будет полезен педагогам-психологам, учителям-логопедам и дефектологам ДОУ и ГБОУ СОШ, а также специалистам центров раннего развития.

Развитие высших психических функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Высшие психические функции (ВПФ) – это специфические психические функции человека. К ним относят: память, внимание, мышление, восприятие, воображение и речь. Известный отечественный психолог, Лев Семёнович Выготский, писал: «Высшая психическая функция появляется на сцене дважды: один раз как внешняя, интерпсихическая (т.е. функция, разделённая между ребёнком и взрослым), а второй – как внутренняя, интрапсихическая (т.е. функция, принадлежащая самому ребёнку)». Маленький ребёнок ещё не в состоянии длительно фокусировать внимание, помнить и правильно произносить названия некоторых предметов и т.д., поэтому роль взрослого в данный период – быть посредником между малышом и окружающим миром. Так, взрослый выступает в качестве основных психических функций ребёнка, напоминая ему названия явлений и предметов, концентрируя его внимание, развивая мышление и речь. Затем, в процессе взросления ребёнок постепенно наследует общественный опыт и становится способным самостоятельно его использовать. Таким образом, с точки зрения Выготского, процесс развития – это процесс перехода от социального к индивидуальному.  

Следует отметить, что процесс развития высших психических функций начинается задолго до прихода ребёнка в школу, ещё во младенческом возрасте. Маленькие дети учатся постоянно: в игре, на прогулке, наблюдая за родителями и т.д.

Тем не менее, существуют определённые фазы в развитии ребёнка, когда он особенно восприимчив к познанию и творчеству. Такие периоды в жизни малыша называются сензитивными (дословно «чувствительные»). Традиционно к этим периодам относят процесс развития ребёнка от 0 до 7 лет. В отечественной психологии и педагогике этот период считается наиболее продуктивным в плане усвоения малышом социального опыта и приобретения им новых знаний. На данном этапе закладывается фундамент не только поведенческой и эмоционально-волевой, но и познавательной сферы личности человека.   

Итак, поговорим теперь об основных упражнениях и технологиях, используемых педагогами в развитии высших психических функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Приведём короткие примеры из ежедневной практики.

Мышление.

Мыслительные операции включают в себя процессы обобщения, анализа, синтеза и абстрагирования. Соответственно, для развития каждой из операций применяются различные методики.

Обобщение.

Цель: научить малыша находить общие признаки предмета.

Перед ребёнком раскладывается ряд карточек, на которых изображены предметы, объединённые по одному общему признаку (к примеру, серия: «яблоко, банан, груша, слива»). Малыша просят назвать все эти предметы одним словом (в данном случае это – «фрукты») и объяснить свой ответ.

Анализ и синтез.

Цель: научить ребёнка исключать лишнее и объединять предметы по признаку.

Вариант 1. Ученика просят найти среди предложенных карточек изображение лишнего предмета и объяснить свой выбор (к примеру, серия: «юбка, сапоги, брюки, пальто»; лишнее – «сапоги», т.к., это обувь, а всё остальное – одежда).

Следует подчеркнуть, что ответ ребёнка должен быть полным и развёрнутым. Ребёнок должен не угадать, а осмысленно сделать свой выбор и уметь его обосновать.

Вариант 2. Перед учеником предъявляется бланк с изображением разных животных. Ребёнку объясняют, что если животное обуто в сапожки, то это – 1, если не обуто, то это – 0 (к примеру, кот в сапогах = 1, а кот без сапог = 0 и т.д.). Далее учитель по очереди указывает на каждую картинку и просит ребёнка назвать только цифру (1 или 0).     

Абстрагирование.

Цель: научить малыша находить косвенные признаки.

Перед ребёнком предъявляется бланк с изображением зверей: «корова, слон, лиса, медведь, тигр». Затем малыша просят объединить их с другими зверями, названия которых начинаются на ту же букву: «крыса, собака, лев, мышь, тюлень» (правильным ответом в данном случае будет следующий: «корова-крыса, слон-собака, лиса-лев, медведь-мышь, тигр-тюлень»). Ученика обязательно просят аргументировать свой выбор, т.к. дети часто игнорируют инструкцию и связывают картинки по каким-либо другим признакам (к примеру, по принципу большой-маленький, добрый-злой, дикое животное-домашнее животное и т.д.). Если ребёнок не понял инструкцию, её следует повторить ещё раз и привести пример.

Память.

Память подразделяется на краткосрочную и долгосрочную. Для тренировки краткосрочной памяти перед учеником, к примеру, предъявляется устно ряд слов (как правило, 10 слов), которые он должен запомнить и воспроизвести сразу после предъявления в произвольном порядке.

Для тренировки долгосрочной памяти можно, к примеру, прочитать ряд слов несколько раз (так, чтобы ребёнок их запомнил как следует) и попросить его воспроизвести все слова через 15-40 минут. Задачу можно усложнить, попросив ребёнка воспроизвести все слова по порядку.  

Читайте также:  Психофизиологическое развитие ребенка в дошкольном возрасте

Нормами для младшего школьника считается воспроизведение 10 слов. Для дошкольника – 7-8 слов.

Отличным упражнением для развития памяти было и остаётся чтение литературы. После прочтения необходимо обсудить с ребёнком сюжет сказки или рассказа, попросить дать оценку характерам персонажей, задать вопросы по тесту и т.д. Можно также попросить ребёнка нарисовать любимый эпизод из книги, вылепить из пластилина главных героев и т.д.

Внимание.

Перед ребёнком предъявляется крупный печатный текст (не очень длинный). Затем малыша просят обвести все буквы «А» в тексте красным карандашом  в круг, все буквы «Б» – синим карандашом в квадрат, все буквы «В» – зелёным карандашом в треугольник. Также можно предъявить бланк с напечатанными в произвольном порядке буквами и попросить вычёркивать определённые из них (нужно засечь время – 3 минуты).

Также можно попросить ребёнка продолжить узор в тетради в клетку (или нарисовать рядом точно такой же рисунок). После того, как узор будет закончен, можно попросить ребёнка раскрасить каждую клеточку в рисунке разным цветом и т.д.  

Речь.

К сожалению, на сегодняшний день всё больше и больше детей приходят в школу, имея серьёзные нарушения речи и письма.

Прежде всего, следует понимать, что для гармоничного развития речи с ребёнком необходимо общаться. Разговаривая с ребёнком, старайтесь употреблять полное название явлений и предметов: не сокращайте их, не используйте в своей собственной речи «сленг», не искажайте звуки (к примеру, не «фотик», а «фотоаппарат»; не «магазик», а «магазин» и т.д.). Проговаривая слова чётко и полностью, вы обогащаете словарный запас ребёнка, правильно формируете звуковое произношение.

Отличным упражнением для развития речи будет совместное чтение (особенно старых народных сказок), рассказывание стихов, поговорок, скороговорок.

Восприятие и воображение.

Лучшим упражнением для развития данных психических функций является чтение художественной литературы и творческая и эстетическая деятельность. Посещение детских спектаклей, выставок, концертов, домашнее рукоделие, лепка, поделки, рисование – всё это превосходно развивает восприятие и воображение ребёнка.  

Рекомендуем посмотреть:

Конспект коррекционно-развивающего занятия в старшей группе «Дружба – это хорошо!»

Конспект психолого-педагогического занятия в подготовительной группе

Авторская программа «Арт-психология как средство профессионального и личностного становления»

Антистрессовые игры с элементами музыкотерапии для подростков

Источник

Дошкольный возраст является самым восприимчивым для развития ВПФ.
 

Рассмотрим возраст 1-5 лет и развитие ВПФ в данный период времени.
 

В раннем возрасте ведущая роль принадлежит восприятию. Всю поведение ребёнка зависит от восприятия им окружающего мира. Память также целиком зависит от восприятия знакомых предметов.
Ребёнок внимателен только к тому, что в зоне его восприятия и устанавливает мыслительные связи с этими предметами.
Развивается восприятие в рамках предметной деятельности.

Сначала дети акцентируют внимание на

одинаковой форме предметов

, затем в поле их восприятия и внимания попадает

величина

и лишь потом уже

отличия по цвету

. Это важно учитывать при знакомстве ребёнка с предметами и его характеристиками.

Мышление в этом возрасте наглядно-действенное

.

Мышление- это процесс формирования представлений об окружающем мире на основе накопленного личного опыта и способности на основании этого опыта делать прогнозы.
Мышление даёт возможность получать информацию об объектах окружающего мира, которая не может быть воспринята органами чувств, а именно эта информация будет о свойствах предметов и закономерностях.
Мышление тесно связано с памятью.

Примерно с года ребёнок уже может устанавливать причинно-следственные связи. Может мыслить перспективно: поели, значит скоро гулять, проснулись, значит будем завтракать.
И ретроспективно: я недавно покушал, я только что был на улице.
 

В этом возрасте можно замечать склонность ребёнка к определённым способностям.
 

Мыслительные операции включают в себя:
Анализ- исключать лишнее.
Синтез- объединять по признаку.
Обобщение- находить общее, группировать по признакам.
Абстрагирование- находить косвенные признаки.
 

Уже с 2,5 у ребёнка вполне может быть цельная, связная  картина мира.

   В этом возрасте преобладают действия. Поэтому часто ребёнка можно застать за такими действиями как открывать-закрывать, стучать, выдвигать-задвигать, хлопать, перемещать предметы.
   Действия дают ребёнка очень важный чувственный опыт, который в дальнейшем приведёт к более сложным формам мышления.
Мышление развивается в познавательной активности, эксперементировании и в удовольствии от проделанных действий.

В основе развития мышления лежит проба.

Внимание в этом возрасте не более 7-8 минут. Акцент на яркие, необычные образы, предметы.
Память  зависит от восприятия предметов.
Воображение развивается через замещение одного предмета другим. Важная роль игры где ребёнок как раз и знакомится с предметами-заместителями.
2,5 года у ребёнка возникают страхи.

Читайте также:  Психическое развитие ребенка краткое содержание

 5-7 лет. Дошкольный возраст.

  Основная психическая функция от восприятия переходит к памяти. Хотя ещё в 5-6 лет активно развивается воображение.
Память бывает краткосрочная и долгосрочная.
Тренировать память лучше всего при заучивании стихотворений, игр на запоминание ряда слов, предметов, которые нужно воспроизвести сразу, потом через 10 минут, 40 минут.
 

Восприятие в возрасте 5-7 лет опирается на сенсорику.

Мышление  наглядно-образное.

  Полностью наглядно-образное мышление может быть сформировано к 7 годам. Ребёнок начинает оперировать абстрактными понятиями без опоры на наглядность и предмет.

Мышление развивается в наглядном конструировании и эксперементировании.

Особый интерес проявляется к схемам, планам, предметам-заместителям в игре.

Формируется смелость, гибкость мышления, креативность.

Внимание ребёнка на 6 году приобретает специфику самостоятельного управления.
Выделяют произвольное- формируется через указания ,просьбы родителей, в игре, когда нужно выполнить что-то по плану, по сценарию, в спортивных состязаниях.

    Непроизвольное внимание- ребёнок уже вполне может сам сосредоточиться на чём-то, что представляет интерес, может быть важным для него  и нужным.

Объём внимания к 6 годам значительно возрастает. Ребёнок уже может воспринять и назвать  не 1 предмет, как это было в 3-5 лет, а гораздо больше.
 

  Устойчивость внимания- это уровень сосредоточенности на объекте.
Игру у 6 леток может продолжаться до 2 часов, так как внимание включает более сложные действия и отношения людей. Всё это носит интеллектуально значимый характер. Интересны становятся загадки, головоломки.
6 летки активно могут заниматься одним делом не более 10-15 минут Поэтому для занятий рекомендовано время не более 35 мину и перерыв 20 минут.
 

Воображение в возрасте 6-7 лет тесно связано с развитием речи.

Для развития воображения применяются игры в ассоциации, театральные постановки, шахматы, пересказ, чтение ребёнку, различные творческие занятия по изготовлению поделок, рисование, лепка и т.д.

 Очень важным моментом при развитии воображения является возможность научить, показать ребёнку нечто большее в предмете, чем кажется на первый взгляд.

 Речь эгоцентрична, обращена к самому себе, для себя. Такая речь выступает как средство мышления ребёнка- говорение без попыток встать на точку зрения собеседника, речь, обращённая ни к кому конкретно, с вопросами и не обязательными ответами. Такая речь полностью  исчезает к концу дошкольного периода.
 

Воображение выполняет две функции:
Познавательную- достраивание целостной картины мира, получение новых впечатлений.
Аффективная- выступает в качестве защиты «Я», реализуется через многократное повторение травмирующего события, ребёнку требуется воссоздать ситуацию для самоутверждения и успокоения.
 

В 6-7 лет у ребёнка появляется воображаемые герой, выдуманный мир, в уме ребёнок проигрывает различные сюжеты. И только в этом возрасте

к 7 годам появляется целенаправленность и планирование.

Ребёнок может предвидеть сюжет игры, действия. Рисовать по плану.

   Выбор родителя как и где развивать ребёнка.На сегодняшний день огромное количество детских центров, клубов, предлагающие свои методики раннего развития. С моей стороны хотелось бы обратить внимание насколько та или иная методика подходит именно вашему ребёнку. Совершенно очевидно, что не каждый малыш в 3 года сможет начать читать и не будет рисовать картины на радость родителям. Однако я уверна, что в каждом ребёнку есть свои способности и своё время их открытия. Возможно, задача родителя как раз в том, чтобы грамотно внимательно наблюдать за своим ребёнком и предлагать ему то или иное действие, игру, занятие для большего и лучшего раскрытия его потенциала. 
Работая с детьми, я вижу большое количество родителей, жадно стремящихся увидеть нечто особенное и уникальные способности его ребёнка или же хотя бы соответствие “нормам”. Хочется преостановить пыл таких родителей и порекомендовать им мягко подходить к вопросу раннего развития детей. Каждый ребёнок уникален по своей природе и каждому умению свой час. Подерживайте и будьте вместе с детьми в их развитии, начинаниях. Пробуйте разное, но выбирайте то, что подходит именно вашему ребёнку. 

Источник

ПСИХИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

ПРИЁМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА И ЕГО РАЗВИТИЯ

ВНИМАНИЕ

Свойства внимания:

  • устойчивость;

  • концентрация;

  • переключаемость;

  • распределение;

  • объём

Виды внимания:

  • непроизвольное;

  • произвольное;

  • послепроизвольное

  • сосредоточенность при выполнении учебной задачи;

  • активность младшего школьника при выполнении учебных заданий;

  • соответствие языка телодвижений младшего школьника ходу выполнения учебных задач;

  • чёткое выполнение указаний учителя/родителя;

  • хорошее переключение с одного вида деятельности на другой;

  • высокий/средний уровень сформированности устойчивости внимания;

  • младший школьник осознанно отвечает на вопросы учителя/родителя

  • педагогическое требование;

  • использование наглядности;

  • использование дидактических игр;

  • поэтапное формирование контроля за основной деятельностью;

  • использование родителем/учителем элементов педагогической техники;

  • обладание учителем/родителем педагогическим артистизмом;

  • привлечение к выполнению задания информации занимательного характера;

  • использование предметных стимулов;

  • выдерживание в нужный момент пауз

Читайте также:  Маршрут индивидуального развития ребенка образец заполнения

ПАМЯТЬ

Виды памяти:

  • двигательная;

  • эмоциональная;

  • образная;

  • словесно-логическая

  • непроизвольная;

  • произвольная

Процессы памяти:

  • запоминание;

  • сохранение;

  • узнавание;

  • воспроизведение;

  • забывание

  • младший школьник точно воспроизводит учебный материал (как понятийный, так и образный);

  • младший школьник верно выполняет действия для достижения заданной цели;

  • сформировано умение выделять в объекте конкретный предмет запоминания (познавательное содержание текста, сюжет);

  • младший школьник демонстрирует элементы целеполагания;

  • сформирована способность к смысловой переработке информации

  • организация повседневного учебно-бытового поведения;

  • использование зрительных опор для запоминания (наглядность);

  • использование словесных опор для запоминания и научение их создавать;

  • словесная установка на запоминание;

  • использование элементов проблемного обучения;

  • использование заданий на повторение;

  • выявление степени понимания младшим школьников учебного материала;

  • составление планов/схем;

  • организация взаимного контроля;

  • организация самостоятельной работы

МЫШЛЕНИЕ

Мыслительные операции:

  • анализ;

  • синтез;

  • сравнение;

  • абстракция;

  • обобщение;

  • конкретизация;

  • классификация;

  • систематизация

Виды мышления:

  • наглядно-действенное;

  • наглядно-образное

  • образное;

  • понятийное

  • репродуктивное;

  • творческое

Формы мышления:

  • понятие;

  • суждение;

  • умозаключение

  • умение классифицировать объекты (по существенному признаку);

  • осознанность и полнота ответов на вопросы;

  • умение формулировать выводы;

  • умение выделить главные мысли в частях текста;

  • сравнение предметов, явлений по каким-либо признакам;

  • задавание младшим школьников вопросов;

  • рациональное выполнение домашнего задания;

  • умение выполнять задания по аналогии/поиск нового способа решения задач;

  • владение понятиями по содержанию учебного материала;

  • склонность к поисковой деятельности

  • использование элементов проблемного обучения;

  • использование дидактических игр;

  • обучение составлению плана, схемы;

  • постановка вопросов по содержанию учебного материала;

  • использование разносторонней наглядности;

  • обучение младшего школьника навыкам самоанализа;

  • формирование понятий;

  • педагогическое требование (полноты, доказательности ответа и пр.);

  • работа с алгоритмами действий;

  • соединение нового учебного материала с прошлым субъективным опытом младших школьников

ВООБРАЖЕНИЕ

Виды воображения:

  • непроизвольное;

  • произвольное

  • воссоздающее;

  • творческое;

  • мечта

  • активное;

  • пассивное

  • сновидения;

  • грёзы;

  • галлюцинации;

  • иллюзии

  • экспериментирование с цветом, формой, величиной;

  • изобретение оригинальных решений задач;

  • наличие в рисунках множества мелких деталей;

  • склонность к мечте с яркой эмоциональной окраской;

  • представление ситуаций, с которыми ребёнок ещё не сталкивался;

  • способность планировать свою деятельность и управлять ею;

  • способность воспроизвести реальность в её натуральном виде;

  • склонность к творческим видам деятельности;

  • склонность к предметам гуманитарного или технического характера;

  • демонстрация эмоционально-волевых проявлений;

  • способность предвидеть результат действия;

  • оперирование широким кругом представлений из разных областей

  • наличие элементов эстетического восприятия при выполнении заданий;

  • выполнение заданий на преобразование наличного наглядного материала;

  • использование ИЗО-деятельности и других творческих видов труда;

  • использование дидактических игр;

  • актуализация образа;

  • управление действиями младшего школьника с целью формирования образа;

  • выполнение заданий на усвоение метода проектирования, в том числе объектов, явлений, не существующих в реальности;

  • поощрение проявлений творчества;

  • использование элементов проблемного обучения;

  • использование слуховой и зрительной наглядности, средств ТСО

РЕЧЬ

Виды речи:

  • внешняя;

  • внутренняя

  • устная;

  • письменная

  • монологическая;

  • диалогическая

  • ситуативная;

  • контекстная

  • способность к планированию;

  • отсутствие ошибок в произнесении букв, при постановке ударений в словах;

  • умение давать полные, аргументированные ответы на вопросы;

  • речевое высказывание младшего школьника имеет определённый смысл;

  • предметная отнесённость слова;

  • большой словарный запас младшего школьника (в соответствии с возрастом);

  • понимание учебного материала как следствие достаточного развития научно-категориальной системы;

  • наличие жёстко заданных формулировок;

  • владение младшим школьником диалогической формой общения с учителем, родителем и сверстниками;

  • достаточный уровень развития рефлексивных способностей

  • диалогическая форма общения родителя/учителя с младшим школьником;

  • организация учителем диалога между учащимися;

  • развитие мелкой моторики;

  • формирование двигательных навыков письма;

  • работа над грамматическим, стилистическим строем языка;

  • отработка техники чтения, правильности произнесения отдельных звуков;

  • педагогическое требование излагать учебный материал своими словами;

  • использование дидактических и театрализованных игр;

  • отработка научных понятий;

  • использование проблемных текстовых ситуаций (ситуаций, провоцирующих вопросы);

  • работа учителя над собственной речью (избегание речевых штампов, лишних слов и др.).

ВОСПРИЯТИЕ

Свойства восприятия:

  • предметность;

  • целостность;

  • структурность;

  • константность;

  • осмысленность;

  • категориальность;

  • апперцепция;

  • избирательность;

  • иллюзия;

  • галлюцинация

Виды восприятия:

  • зрительное;

  • слуховое;

  • осязательное;

  • вкусовое;

  • обонятельное

  • восприятие пространства

  • восприятие времени

  • восприятие движения

  • каждый воспринимаемый предмет младший школьник обозначает словом-понятием и относит к определённому классу (категории);

  • сформирована способность воспринимать предметы относительно постоянными по ряду параметров (цвету, форме, величине) независимо от изменений условий восприятия;

  • каждый воспринимаемый образ наделён смысловым значением;

  • соединение воспринимаемого объекта (явления) с прошлым опытом младшего школьника;

  • предпочтение деятельности, согласовывающейся со сферой интересов младшего школьника;

  • умение выносить зрительное суждение;

  • адекватная эмоциональная реакция на воспринимаемую информацию;

  • наличие у младшего школьника реакции на ошибки одноклассников;

  • способность достроить образ воспринимаемых предметов до целостной формы при недостатке элементов восприятия

  • использование яркой наглядности, технических средств обучения;

  • использование элементов педагогической техники;

  • применение вопросов первичного восприятия;

  • работа над усвоением сенсорных эталонов;

  • использование предметных стимулов;

  • педагогическое требование;

  • педагогический артистизм родителя/учителя;

  • привлечение информации занимательного характера;

  • применение театрализованных игр

Источник