Норма развития ребенка в впф

Автор: Мачурина Татьяна Николаевна, педагог-психолог ГБОУ СОШ №1096 СВАО г. Москвы
Описание материала: предлагаю вашему вниманию статью, содержащую ряд психолого-педагогических упражнений для развития и коррекции высших психических функций (ВПФ) у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Данный материал будет полезен педагогам-психологам, учителям-логопедам и дефектологам ДОУ и ГБОУ СОШ, а также специалистам центров раннего развития.
Развитие высших психических функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Высшие психические функции (ВПФ) – это специфические психические функции человека. К ним относят: память, внимание, мышление, восприятие, воображение и речь. Известный отечественный психолог, Лев Семёнович Выготский, писал: «Высшая психическая функция появляется на сцене дважды: один раз как внешняя, интерпсихическая (т.е. функция, разделённая между ребёнком и взрослым), а второй – как внутренняя, интрапсихическая (т.е. функция, принадлежащая самому ребёнку)». Маленький ребёнок ещё не в состоянии длительно фокусировать внимание, помнить и правильно произносить названия некоторых предметов и т.д., поэтому роль взрослого в данный период – быть посредником между малышом и окружающим миром. Так, взрослый выступает в качестве основных психических функций ребёнка, напоминая ему названия явлений и предметов, концентрируя его внимание, развивая мышление и речь. Затем, в процессе взросления ребёнок постепенно наследует общественный опыт и становится способным самостоятельно его использовать. Таким образом, с точки зрения Выготского, процесс развития – это процесс перехода от социального к индивидуальному.
Следует отметить, что процесс развития высших психических функций начинается задолго до прихода ребёнка в школу, ещё во младенческом возрасте. Маленькие дети учатся постоянно: в игре, на прогулке, наблюдая за родителями и т.д.
Тем не менее, существуют определённые фазы в развитии ребёнка, когда он особенно восприимчив к познанию и творчеству. Такие периоды в жизни малыша называются сензитивными (дословно «чувствительные»). Традиционно к этим периодам относят процесс развития ребёнка от 0 до 7 лет. В отечественной психологии и педагогике этот период считается наиболее продуктивным в плане усвоения малышом социального опыта и приобретения им новых знаний. На данном этапе закладывается фундамент не только поведенческой и эмоционально-волевой, но и познавательной сферы личности человека.
Итак, поговорим теперь об основных упражнениях и технологиях, используемых педагогами в развитии высших психических функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Приведём короткие примеры из ежедневной практики.
Мышление.
Мыслительные операции включают в себя процессы обобщения, анализа, синтеза и абстрагирования. Соответственно, для развития каждой из операций применяются различные методики.
Обобщение.
Цель: научить малыша находить общие признаки предмета.
Перед ребёнком раскладывается ряд карточек, на которых изображены предметы, объединённые по одному общему признаку (к примеру, серия: «яблоко, банан, груша, слива»). Малыша просят назвать все эти предметы одним словом (в данном случае это – «фрукты») и объяснить свой ответ.
Анализ и синтез.
Цель: научить ребёнка исключать лишнее и объединять предметы по признаку.
Вариант 1. Ученика просят найти среди предложенных карточек изображение лишнего предмета и объяснить свой выбор (к примеру, серия: «юбка, сапоги, брюки, пальто»; лишнее – «сапоги», т.к., это обувь, а всё остальное – одежда).
Следует подчеркнуть, что ответ ребёнка должен быть полным и развёрнутым. Ребёнок должен не угадать, а осмысленно сделать свой выбор и уметь его обосновать.
Вариант 2. Перед учеником предъявляется бланк с изображением разных животных. Ребёнку объясняют, что если животное обуто в сапожки, то это – 1, если не обуто, то это – 0 (к примеру, кот в сапогах = 1, а кот без сапог = 0 и т.д.). Далее учитель по очереди указывает на каждую картинку и просит ребёнка назвать только цифру (1 или 0).
Абстрагирование.
Цель: научить малыша находить косвенные признаки.
Перед ребёнком предъявляется бланк с изображением зверей: «корова, слон, лиса, медведь, тигр». Затем малыша просят объединить их с другими зверями, названия которых начинаются на ту же букву: «крыса, собака, лев, мышь, тюлень» (правильным ответом в данном случае будет следующий: «корова-крыса, слон-собака, лиса-лев, медведь-мышь, тигр-тюлень»). Ученика обязательно просят аргументировать свой выбор, т.к. дети часто игнорируют инструкцию и связывают картинки по каким-либо другим признакам (к примеру, по принципу большой-маленький, добрый-злой, дикое животное-домашнее животное и т.д.). Если ребёнок не понял инструкцию, её следует повторить ещё раз и привести пример.
Память.
Память подразделяется на краткосрочную и долгосрочную. Для тренировки краткосрочной памяти перед учеником, к примеру, предъявляется устно ряд слов (как правило, 10 слов), которые он должен запомнить и воспроизвести сразу после предъявления в произвольном порядке.
Для тренировки долгосрочной памяти можно, к примеру, прочитать ряд слов несколько раз (так, чтобы ребёнок их запомнил как следует) и попросить его воспроизвести все слова через 15-40 минут. Задачу можно усложнить, попросив ребёнка воспроизвести все слова по порядку.
Нормами для младшего школьника считается воспроизведение 10 слов. Для дошкольника – 7-8 слов.
Отличным упражнением для развития памяти было и остаётся чтение литературы. После прочтения необходимо обсудить с ребёнком сюжет сказки или рассказа, попросить дать оценку характерам персонажей, задать вопросы по тесту и т.д. Можно также попросить ребёнка нарисовать любимый эпизод из книги, вылепить из пластилина главных героев и т.д.
Внимание.
Перед ребёнком предъявляется крупный печатный текст (не очень длинный). Затем малыша просят обвести все буквы «А» в тексте красным карандашом в круг, все буквы «Б» – синим карандашом в квадрат, все буквы «В» – зелёным карандашом в треугольник. Также можно предъявить бланк с напечатанными в произвольном порядке буквами и попросить вычёркивать определённые из них (нужно засечь время – 3 минуты).
Также можно попросить ребёнка продолжить узор в тетради в клетку (или нарисовать рядом точно такой же рисунок). После того, как узор будет закончен, можно попросить ребёнка раскрасить каждую клеточку в рисунке разным цветом и т.д.
Речь.
К сожалению, на сегодняшний день всё больше и больше детей приходят в школу, имея серьёзные нарушения речи и письма.
Прежде всего, следует понимать, что для гармоничного развития речи с ребёнком необходимо общаться. Разговаривая с ребёнком, старайтесь употреблять полное название явлений и предметов: не сокращайте их, не используйте в своей собственной речи «сленг», не искажайте звуки (к примеру, не «фотик», а «фотоаппарат»; не «магазик», а «магазин» и т.д.). Проговаривая слова чётко и полностью, вы обогащаете словарный запас ребёнка, правильно формируете звуковое произношение.
Отличным упражнением для развития речи будет совместное чтение (особенно старых народных сказок), рассказывание стихов, поговорок, скороговорок.
Восприятие и воображение.
Лучшим упражнением для развития данных психических функций является чтение художественной литературы и творческая и эстетическая деятельность. Посещение детских спектаклей, выставок, концертов, домашнее рукоделие, лепка, поделки, рисование – всё это превосходно развивает восприятие и воображение ребёнка.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект коррекционно-развивающего занятия в старшей группе «Дружба – это хорошо!»
Конспект психолого-педагогического занятия в подготовительной группе
Авторская программа «Арт-психология как средство профессионального и личностного становления»
Антистрессовые игры с элементами музыкотерапии для подростков
Источник
Дошкольный возраст является самым восприимчивым для развития ВПФ.
Рассмотрим возраст 1-5 лет и развитие ВПФ в данный период времени.
В раннем возрасте ведущая роль принадлежит восприятию. Всю поведение ребёнка зависит от восприятия им окружающего мира. Память также целиком зависит от восприятия знакомых предметов.
Ребёнок внимателен только к тому, что в зоне его восприятия и устанавливает мыслительные связи с этими предметами.
Развивается восприятие в рамках предметной деятельности.
Сначала дети акцентируют внимание на
одинаковой форме предметов
, затем в поле их восприятия и внимания попадает
величина
и лишь потом уже
отличия по цвету
. Это важно учитывать при знакомстве ребёнка с предметами и его характеристиками.
Мышление в этом возрасте наглядно-действенное
.
Мышление- это процесс формирования представлений об окружающем мире на основе накопленного личного опыта и способности на основании этого опыта делать прогнозы.
Мышление даёт возможность получать информацию об объектах окружающего мира, которая не может быть воспринята органами чувств, а именно эта информация будет о свойствах предметов и закономерностях.
Мышление тесно связано с памятью.
Примерно с года ребёнок уже может устанавливать причинно-следственные связи. Может мыслить перспективно: поели, значит скоро гулять, проснулись, значит будем завтракать.
И ретроспективно: я недавно покушал, я только что был на улице.
В этом возрасте можно замечать склонность ребёнка к определённым способностям.
Мыслительные операции включают в себя:
Анализ- исключать лишнее.
Синтез- объединять по признаку.
Обобщение- находить общее, группировать по признакам.
Абстрагирование- находить косвенные признаки.
Уже с 2,5 у ребёнка вполне может быть цельная, связная картина мира.
В этом возрасте преобладают действия. Поэтому часто ребёнка можно застать за такими действиями как открывать-закрывать, стучать, выдвигать-задвигать, хлопать, перемещать предметы.
Действия дают ребёнка очень важный чувственный опыт, который в дальнейшем приведёт к более сложным формам мышления.
Мышление развивается в познавательной активности, эксперементировании и в удовольствии от проделанных действий.
В основе развития мышления лежит проба.
Внимание в этом возрасте не более 7-8 минут. Акцент на яркие, необычные образы, предметы.
Память зависит от восприятия предметов.
Воображение развивается через замещение одного предмета другим. Важная роль игры где ребёнок как раз и знакомится с предметами-заместителями.
2,5 года у ребёнка возникают страхи.
5-7 лет. Дошкольный возраст.
Основная психическая функция от восприятия переходит к памяти. Хотя ещё в 5-6 лет активно развивается воображение.
Память бывает краткосрочная и долгосрочная.
Тренировать память лучше всего при заучивании стихотворений, игр на запоминание ряда слов, предметов, которые нужно воспроизвести сразу, потом через 10 минут, 40 минут.
Восприятие в возрасте 5-7 лет опирается на сенсорику.
Мышление наглядно-образное.
Полностью наглядно-образное мышление может быть сформировано к 7 годам. Ребёнок начинает оперировать абстрактными понятиями без опоры на наглядность и предмет.
Мышление развивается в наглядном конструировании и эксперементировании.
Особый интерес проявляется к схемам, планам, предметам-заместителям в игре.
Формируется смелость, гибкость мышления, креативность.
Внимание ребёнка на 6 году приобретает специфику самостоятельного управления.
Выделяют произвольное- формируется через указания ,просьбы родителей, в игре, когда нужно выполнить что-то по плану, по сценарию, в спортивных состязаниях.
Непроизвольное внимание- ребёнок уже вполне может сам сосредоточиться на чём-то, что представляет интерес, может быть важным для него и нужным.
Объём внимания к 6 годам значительно возрастает. Ребёнок уже может воспринять и назвать не 1 предмет, как это было в 3-5 лет, а гораздо больше.
Устойчивость внимания- это уровень сосредоточенности на объекте.
Игру у 6 леток может продолжаться до 2 часов, так как внимание включает более сложные действия и отношения людей. Всё это носит интеллектуально значимый характер. Интересны становятся загадки, головоломки.
6 летки активно могут заниматься одним делом не более 10-15 минут Поэтому для занятий рекомендовано время не более 35 мину и перерыв 20 минут.
Воображение в возрасте 6-7 лет тесно связано с развитием речи.
Для развития воображения применяются игры в ассоциации, театральные постановки, шахматы, пересказ, чтение ребёнку, различные творческие занятия по изготовлению поделок, рисование, лепка и т.д.
Очень важным моментом при развитии воображения является возможность научить, показать ребёнку нечто большее в предмете, чем кажется на первый взгляд.
Речь эгоцентрична, обращена к самому себе, для себя. Такая речь выступает как средство мышления ребёнка- говорение без попыток встать на точку зрения собеседника, речь, обращённая ни к кому конкретно, с вопросами и не обязательными ответами. Такая речь полностью исчезает к концу дошкольного периода.
Воображение выполняет две функции:
Познавательную- достраивание целостной картины мира, получение новых впечатлений.
Аффективная- выступает в качестве защиты «Я», реализуется через многократное повторение травмирующего события, ребёнку требуется воссоздать ситуацию для самоутверждения и успокоения.
В 6-7 лет у ребёнка появляется воображаемые герой, выдуманный мир, в уме ребёнок проигрывает различные сюжеты. И только в этом возрасте
к 7 годам появляется целенаправленность и планирование.
Ребёнок может предвидеть сюжет игры, действия. Рисовать по плану.
Выбор родителя как и где развивать ребёнка.На сегодняшний день огромное количество детских центров, клубов, предлагающие свои методики раннего развития. С моей стороны хотелось бы обратить внимание насколько та или иная методика подходит именно вашему ребёнку. Совершенно очевидно, что не каждый малыш в 3 года сможет начать читать и не будет рисовать картины на радость родителям. Однако я уверна, что в каждом ребёнку есть свои способности и своё время их открытия. Возможно, задача родителя как раз в том, чтобы грамотно внимательно наблюдать за своим ребёнком и предлагать ему то или иное действие, игру, занятие для большего и лучшего раскрытия его потенциала.
Работая с детьми, я вижу большое количество родителей, жадно стремящихся увидеть нечто особенное и уникальные способности его ребёнка или же хотя бы соответствие “нормам”. Хочется преостановить пыл таких родителей и порекомендовать им мягко подходить к вопросу раннего развития детей. Каждый ребёнок уникален по своей природе и каждому умению свой час. Подерживайте и будьте вместе с детьми в их развитии, начинаниях. Пробуйте разное, но выбирайте то, что подходит именно вашему ребёнку.
Источник
ПСИХИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
ПРИЁМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА И ЕГО РАЗВИТИЯ
ВНИМАНИЕ
Свойства внимания:
устойчивость;
концентрация;
переключаемость;
распределение;
объём
Виды внимания:
непроизвольное;
произвольное;
послепроизвольное
сосредоточенность при выполнении учебной задачи;
активность младшего школьника при выполнении учебных заданий;
соответствие языка телодвижений младшего школьника ходу выполнения учебных задач;
чёткое выполнение указаний учителя/родителя;
хорошее переключение с одного вида деятельности на другой;
высокий/средний уровень сформированности устойчивости внимания;
младший школьник осознанно отвечает на вопросы учителя/родителя
педагогическое требование;
использование наглядности;
использование дидактических игр;
поэтапное формирование контроля за основной деятельностью;
использование родителем/учителем элементов педагогической техники;
обладание учителем/родителем педагогическим артистизмом;
привлечение к выполнению задания информации занимательного характера;
использование предметных стимулов;
выдерживание в нужный момент пауз
ПАМЯТЬ
Виды памяти:
двигательная;
эмоциональная;
образная;
словесно-логическая
непроизвольная;
произвольная
Процессы памяти:
запоминание;
сохранение;
узнавание;
воспроизведение;
забывание
младший школьник точно воспроизводит учебный материал (как понятийный, так и образный);
младший школьник верно выполняет действия для достижения заданной цели;
сформировано умение выделять в объекте конкретный предмет запоминания (познавательное содержание текста, сюжет);
младший школьник демонстрирует элементы целеполагания;
сформирована способность к смысловой переработке информации
организация повседневного учебно-бытового поведения;
использование зрительных опор для запоминания (наглядность);
использование словесных опор для запоминания и научение их создавать;
словесная установка на запоминание;
использование элементов проблемного обучения;
использование заданий на повторение;
выявление степени понимания младшим школьников учебного материала;
составление планов/схем;
организация взаимного контроля;
организация самостоятельной работы
МЫШЛЕНИЕ
Мыслительные операции:
анализ;
синтез;
сравнение;
абстракция;
обобщение;
конкретизация;
классификация;
систематизация
Виды мышления:
наглядно-действенное;
наглядно-образное
образное;
понятийное
репродуктивное;
творческое
Формы мышления:
понятие;
суждение;
умозаключение
умение классифицировать объекты (по существенному признаку);
осознанность и полнота ответов на вопросы;
умение формулировать выводы;
умение выделить главные мысли в частях текста;
сравнение предметов, явлений по каким-либо признакам;
задавание младшим школьников вопросов;
рациональное выполнение домашнего задания;
умение выполнять задания по аналогии/поиск нового способа решения задач;
владение понятиями по содержанию учебного материала;
склонность к поисковой деятельности
использование элементов проблемного обучения;
использование дидактических игр;
обучение составлению плана, схемы;
постановка вопросов по содержанию учебного материала;
использование разносторонней наглядности;
обучение младшего школьника навыкам самоанализа;
формирование понятий;
педагогическое требование (полноты, доказательности ответа и пр.);
работа с алгоритмами действий;
соединение нового учебного материала с прошлым субъективным опытом младших школьников
ВООБРАЖЕНИЕ
Виды воображения:
непроизвольное;
произвольное
воссоздающее;
творческое;
мечта
активное;
пассивное
сновидения;
грёзы;
галлюцинации;
иллюзии
экспериментирование с цветом, формой, величиной;
изобретение оригинальных решений задач;
наличие в рисунках множества мелких деталей;
склонность к мечте с яркой эмоциональной окраской;
представление ситуаций, с которыми ребёнок ещё не сталкивался;
способность планировать свою деятельность и управлять ею;
способность воспроизвести реальность в её натуральном виде;
склонность к творческим видам деятельности;
склонность к предметам гуманитарного или технического характера;
демонстрация эмоционально-волевых проявлений;
способность предвидеть результат действия;
оперирование широким кругом представлений из разных областей
наличие элементов эстетического восприятия при выполнении заданий;
выполнение заданий на преобразование наличного наглядного материала;
использование ИЗО-деятельности и других творческих видов труда;
использование дидактических игр;
актуализация образа;
управление действиями младшего школьника с целью формирования образа;
выполнение заданий на усвоение метода проектирования, в том числе объектов, явлений, не существующих в реальности;
поощрение проявлений творчества;
использование элементов проблемного обучения;
использование слуховой и зрительной наглядности, средств ТСО
РЕЧЬ
Виды речи:
внешняя;
внутренняя
устная;
письменная
монологическая;
диалогическая
ситуативная;
контекстная
способность к планированию;
отсутствие ошибок в произнесении букв, при постановке ударений в словах;
умение давать полные, аргументированные ответы на вопросы;
речевое высказывание младшего школьника имеет определённый смысл;
предметная отнесённость слова;
большой словарный запас младшего школьника (в соответствии с возрастом);
понимание учебного материала как следствие достаточного развития научно-категориальной системы;
наличие жёстко заданных формулировок;
владение младшим школьником диалогической формой общения с учителем, родителем и сверстниками;
достаточный уровень развития рефлексивных способностей
диалогическая форма общения родителя/учителя с младшим школьником;
организация учителем диалога между учащимися;
развитие мелкой моторики;
формирование двигательных навыков письма;
работа над грамматическим, стилистическим строем языка;
отработка техники чтения, правильности произнесения отдельных звуков;
педагогическое требование излагать учебный материал своими словами;
использование дидактических и театрализованных игр;
отработка научных понятий;
использование проблемных текстовых ситуаций (ситуаций, провоцирующих вопросы);
работа учителя над собственной речью (избегание речевых штампов, лишних слов и др.).
ВОСПРИЯТИЕ
Свойства восприятия:
предметность;
целостность;
структурность;
константность;
осмысленность;
категориальность;
апперцепция;
избирательность;
иллюзия;
галлюцинация
Виды восприятия:
зрительное;
слуховое;
осязательное;
вкусовое;
обонятельное
восприятие пространства
восприятие времени
восприятие движения
каждый воспринимаемый предмет младший школьник обозначает словом-понятием и относит к определённому классу (категории);
сформирована способность воспринимать предметы относительно постоянными по ряду параметров (цвету, форме, величине) независимо от изменений условий восприятия;
каждый воспринимаемый образ наделён смысловым значением;
соединение воспринимаемого объекта (явления) с прошлым опытом младшего школьника;
предпочтение деятельности, согласовывающейся со сферой интересов младшего школьника;
умение выносить зрительное суждение;
адекватная эмоциональная реакция на воспринимаемую информацию;
наличие у младшего школьника реакции на ошибки одноклассников;
способность достроить образ воспринимаемых предметов до целостной формы при недостатке элементов восприятия
использование яркой наглядности, технических средств обучения;
использование элементов педагогической техники;
применение вопросов первичного восприятия;
работа над усвоением сенсорных эталонов;
использование предметных стимулов;
педагогическое требование;
педагогический артистизм родителя/учителя;
привлечение информации занимательного характера;
применение театрализованных игр
Источник