Норма психологического развития ребенка 3 лет

Норма психологического развития ребенка 3 лет thumbnail

Физическое развитие ребенка в 3 года: что умеет малыш?

К 3 годам ребенок обычно осваивает трехколесный велосипед, качается на качелях, скатывается на санках. Умеет играть со сверстниками, обмениваться игрушками. Ребенок 3 лет не боится плавать, поддерживаемый взрослым. Трехлетний ребенок с удовольствием бегает, подпрыгивает, бросает и ловит мяч.

Для детей 3 лет несложно выполнить одновременно два действия: например, топнуть и хлопнуть.

В игры для детей 3 лет можно включать следующие приемы и движения: перешагивать через препятствия на полу (брусочки) чередующимся шагом, проходить по наклонной доске, перепрыгивать через линию на полу, прыгать в длину с места на двух ногах, спрыгивать с небольшой высоты.

Таблицы роста и веса ребенка в 3 года

Всех родителей волнует вопрос каким должен быть вес ребенка в 3 года при нормальном развитии. Ниже представлены таблицы норм веса и роста ребенка к 3 годам, по ним легко сориентироваться и разобраться, есть ли у вашего ребенка недостаток или избыток веса.

Данные отечественных педиатров о физическом развитии ребенка 3 лет

3 годаНижняя границаВерхняя граница
Вес мальчиков, кг13,017,4
Вес девочек, кг12,517,0
Рост мальчиков, см91,0102,0
Рост девочек, см91,0101,2
Окружность головы мальчиков, см48,752,3
Окружность головы девочек, см47,651,1
Окружность груди мальчиков, см50,055,0
Окружность груди девочек, см49,156,0

Данные Всемирной организации здравоохранения о параметрах физического развития детей в 3 года

3 годаНижняя границаВерхняя граница
Вес мальчиков, кг11,318,3
Вес девочек, кг 10,818,1
Рост мальчиков, см88,7103,5
Рост девочек, см87,4102,7
Окружность головы мальчиков, см46,652,3
Окружность головы девочек, см45,751,3

Познавательное развитие ребенка 3 лет

Трехлетний малыш умеет отличать предметы по признакам:

  • В 3 года ребенок называет правильно четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов.
  • Ориентируется в семи цветах спектра (знает черный и белый цвета), находит по образцу, по просьбе взрослого.
  • Трехлетний ребенок собирает последовательно (вкладывает меньшую в большую) матрешки, мисочки, формочки, колпачки из четырех-шести составляющих (по показу, просьбе взрослого, в самостоятельной игре).
  • Трехлетка наглядно ориентируется в конфигурации объемных геометрических фигур (подбирает к соответствующим по форме отверстиям). Некоторые из них называет: шар, куб, призма (“крыша”), цилиндр (“столбик”), кирпичик, конус.
  • Определяет на ощупь (в игре) и называет знакомые геометрические или другие фигуры.
  • Ребенок в 3 года собирает пирамидку из восьми-десяти колец по образцу или по рисунку (по убыванию размера, по размеру и цвету, по форме и размеру).
  • Находит и может назвать большой, маленький предмет, средний — между ними.
  • Определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый).

Трехлетка легко справляется с небольшими заданиями и занятиями:

  • Запоминает и указывает место, где стояла убранная взрослым игрушка (в совместной игре).
  • Подражает письму взрослого (имитирует).
  • Рисует кружочки, овалы, проводит линии, изображает прямоугольные предметы; закрашивает; подражает образцу.
  • Рисует по собственному замыслу. Объясняет, что рисует (солнышко, дорожку, дождик и др.).
  • Раскатывает комочки глины, пластилина в ладонях; соединяет части.
  • Лепит несложные формы (шарик, столбик, колбаску, бублик).
  • Выполняет несложную аппликацию из готовых форм.

В 3 года ребенок к рисунку взрослого может дорисовать недостающие детали (стебелек к цветку, листик к ветке), может составить картинку из двух частей или подобрать мозаику к несложному рисунку.

Игры для ребенка 3 лет могут быть основаны на подборе плоских геометрических фигур к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат).

Во что умеет играть ребенок в 3 года: игровые действия и начало ролевой игры

Трехлетний ребенок проявляет инициативу в игре (проявляет творческое начало). Может “брать роль” (называет себя в игре “мама”, “врач” и т. п.). Осознает свою роль в игре.

  • Фантазирует в игре (введение сказочного персонажа).
  • Спокойно играет вместе с другими детьми, используя предметы-заместители.
  • Подражает другим детям (в любых играх).
  • Выполняет правила в подвижных играх.
  • Строит из кубиков дом, забор, машину, мостик и др. (по образцу, по рисунку, по речевой инструкции, по замыслу).
  • Использует различные объемные геометрические фигуры в строительных играх и конструировании, обыгрывает постройки с игрушками.

Социально-эмоциональное развитие ребенка 3 лет: какие чувства испытывает ребенок при общении со взрослым?

В этом возрасте ребенок всегда хочет быть хорошим, ждет похвалы и одобрения. Малыш испытывает эмоциональное удовлетворение, если смог выполнить самостоятельно какое-то дело, а так же проявляет чувство гордости за себя (“лучше всех бегаю”), за родителей (“папа самый сильный”, “мама самая красивая”).

Долговременная память ребенка 3 лет опирается на прежние эмоциональные переживания, могут возникать воспоминания за последний год.

В повседневных делах малыш:

  • Проявляет инициативу, независимость.
  • Любознателен, любопытен.
  • Проявляет эмоциональную сдержанность: не кричит в общественных местах, переходит спокойно улицу со взрослым, не бегает по тротуару, спокойно слушает просьбу взрослого и выполняет ее, перестает плакать при обоснованном запрете.
  • Непослушен, эмоционально напряжен при ограничении движений, при непонимании взрослым его просьб и желаний. Может быть настойчивым в своих требованиях.
  • Переживает, если ругают. Длительно может обижаться за наказание.
  • Испытывает чувство огорчения, стыда. Понимает, что сделал что-то плохо (не успел в туалет, разлил воду); ожидает от взрослого отрицательной оценки.
  • Понимает, если плохо делает кто-то другой. Дает эмоционально отрицательную оценку (“Нельзя: обижать, ломать, рвать, отнимать, драться”).
  • Может ревновать, обижаться, заступаться, сердиться, лукавить, озорничать.
  • Владеет неречевыми способами эмоционального общения. Свои чувства выражает взглядом, мимикой, тоном, жестами, выразительными движениями, позами.
  • Эмоционально выражает воображаемые ситуации (в игре).
  • Речь насыщает эмоционально-выразительными оттенками (часто по подражанию).
  • Обозначает словом свои эмоциональные состояния: смеюсь, боюсь, замерз.
  • Начинает понимать юмор (смеется, недоумевает).
  • Эмоционально сопереживает персонажам при слушании сказок, при просмотре детских спектаклей, мультфильмов (радуется, печалится, сердится, морщится от “боли” и т. д.).
  • Эмоционально отзывчив (испытывает удовольствие) на музыку, пение, художественное слово. Подпевает, танцует (передает ритм). Реагирует на изменение музыки — различно двигается (кружится, приседает, машет руками, хлопает, топает).
  • Эмоционально по-разному реагирует на знакомые и незнакомые музыкальные или художественные произведения, при рассматривании иллюстраций.
  • Предпочитает веселую музыку и песни, яркие рисунки.
  • Проявляет интерес к рисованию, лепке.
  • Испытывает эмоциональное удовлетворение от подвижных игр.
  • Эмоционально по-разному реагирует на красивое, некрасивое (замечает, различает, оценивает).
  • Эмоционально предвосхищает результат некоторых действий (собственных или других людей).
  • Огорчается при неумении что-то сделать.
  • Радуется своим умелым действиям, когда получается.
  • Приветливо, эмоционально открыто, доверительно относится к людям. Интересуется их действиями (делами), отвечает, если о чем-то спрашивают.
  • Помнит добрых и суровых людей (эмоционально отзывчив и эмоционально сдержан).
  • Проявляет застенчивость характерной мимикой, особенно при обращении к нему незнакомого человека.
  • Понимает состояние других на основе своего эмоционального опыта.
  • Эмоционально оценивает ситуацию: сопереживает (если кому-то больно), помогает (если надо помочь), сочувствует, тихо ведет себя (если кто-то спит, устал).
  • Замечает огорчение, недовольство, радость взрослых или детей.
  • Подражает мимике, голосовым интонациям, эмоционально-выразительным движениям близких взрослых.
  • Подражает эмоциональному поведению сверстников (может копировать более шумного, крикливого).
  • Доброжелательно относится к детям: не выхватывает игрушки, не берет без спроса, делится своими игрушками.
    Получает удовольствие от общения со сверстниками. Возникает интерес к совместным играм.
  • Выражает симпатию к некоторым детям.
  • Настороженно относится к незнакомым животным, отдельным людям, новым ситуациям.
Читайте также:  Ребенок семь месяцев развитие видео

Обратите внимание, именно в этом возрасте уже могут возникать страхи и боязнь темноты.

Как должна быть развита речь ребенка в 3 года

  • Произносит сложные предложения при общении. Пользуется словами, выражая желания, чувства, впечатления.
  • Говорит простыми, грамматически оформленными фразами.
  • Свои действия часто сопровождает речью. Начинает использовать придаточные предложения (не всегда).
  • Слова изменяет по числам и падежам. Задает вопросы познавательного характера: “Где?”, “Куда?”, “Почему?”, “Когда?” и другие. Легко повторяет за взрослыми незнакомые слова, фразы. Быстро разучивает стихи, песенки, отрывки из сказок. Много звуков произносит правильно (гласные и простые согласные).
  • Появляется словотворчество и склонность к рифмовке. Вступает в речевые диалоги с детьми, взрослыми. Отвечает на вопросы взрослого по сюжетной картинке. Называет по картинке некоторых животных (их детенышей), предметы быта, одежду, посуду, технику, растения и другое.
  • Рассказывает связно по картинке знакомую сказку. Передает словами, жестом, интонацией содержание сказки, потешки, песенки, стихотворения. Высказывается о книжке, событии (после вопросов и по воспоминанию).
    Может доказать, додумать предложение, сказанное взрослым.
  • Норма словарного запаса при правильном развитии речи в 3 года – 1500 слов.
  • Быстро отвечает на вопрос: “Как тебя зовут?”. Знает свою фамилию.
  • Отвечает на вопрос: “Сколько тебе лет?”. Показывает на пальчиках.
  • Отличает и называет людей по принадлежности к определенному полу, по возрасту (мальчик, дядя, дедушка, девочка, тетя, бабушка).
  • Знает свою половую принадлежность: мальчик или девочка; называет после вопроса взрослого.
    Знает названия частей тела (голова, шея, спина, грудь, живот, руки, ноги, пальцы).
    Знает назначение частей тела (отвечает на вопросы): “глаза смотрят”, “уши слушают”, “ноги ходят”).
  • Знает названия одинаковых частей тела у человека и животного: “глаза — у всех, ноги — у человека, лапы — у животного, руки — у человека, крылья — у птицы”.
  • В игре называет себя каким-то персонажем. Отвечает на вопрос взрослого: “Кто ты в игре?”.
  • Играя, свои действия сопровождает словами.
    Пользуется ролевой речью в игре. Говорит за себя и за куклу.
  • По детали узнает и называет целое изображение (по хоботу — слона, по брюкам — мальчика).
  • Имеет представление о числе, показывает и говорит: “один, два, три, много, мало”.
  • Предвидит результат (мыслительные возможности). Использует средства для достижения цели.
  • Способен длительно наблюдать, сосредоточивать внимание, увлекаться своей деятельностью.
  • Начинает различать правую и левую сторону (может ошибаться).
  • Обобщает предметы по их свойствам (кто (что) летает? кто (что) плавает?).
  • Переходит от называния себя в третьем лице к местоимению “Я”.
  • Проявляет особый интерес к разговорам взрослых между собой.
  • Длительно слушает сказку, читаемую или рассказываемую взрослым или записанную на аудиокассетах.

Бытовые навыки ребенка 3 лет: ребенок учится самостоятельно справляться с бытовыми нуждами

В возрасте трех лет ребенок может самостоятельно (или с небольшой помощью взрослого) одеваться и раздеваться, а так же складывать свою одежду перед сном. Малыш становится более самостоятельным и у него уже получается застегнуть несколько пуговиц или завязать (связать между собою) шнурки. И беспорядок в своей одежде уже тоже замечает!

В этом возрасте ребенок уже обычно усваивает правила поведения за столом – не мешает другим, не выходит из-за стола до конца обеда и говорит “спасибо”. Ест при этом аккуратно, держа ложку за конец ручки и пользуется салфеткой.

Чему еще научился ребенок к 3 годам?

  • Знает назначение многих предметов, их местонахождение и предназначение.
  • Выполняет поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь, принеси).
  • Может вымыть руки с мылом, умыться, вытереться полотенцем.
  • Пользуется носовым платком.
  • Вытирает ноги при входе в квартиру.
  • Регулирует свои физиологические потребности.
  • Говорит “спасибо”, здоровается, прощается.

Источник

ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
(критерии результативности)

К 3 годам

Восприятие

Цвета

Красный, синий, зеленый, желтый.

Узнавание, называние, соотнесение

Формы

 Круг,  квадрат, треугольник

Узнавание, называние, соотнесение

Величины

Большой — маленький, длинный — короткий, высокий — низкий.

Узнавание, называние, соотнесение

Пространства

Далеко — близко, высоко — низко.

Узнавание, называние, соотнесение

Эмоционального состояния

Радость, грусть, гнев.

Узнавание, называние, соотнесение

Память

Зрительная образная: объем — 4 – 5 предметов.

Слуховая образная: объем — 3 – 4 звука.

Слуховая вербальная: объем — 4 слова.

Тактильная: объем — 3 – 4 предмета.

Внимание

Объем — 4 предмета.

Устойчивость — 5-8минут.

Концентрация: нахождение в рисунке контура известного предмета при высокой плотности штриховки, контура неизвестного предмета — при сла­бой штриховке.

Воображение

Репродуктивное

Раскрашивание или рисование по представле­нию (например, нарисуй солнышко, раскрась елочку), лепка по заданию (например, скатай шарик — взрослый не показывает).

С элементами творческого

Дорисовывание, выполнение аппликаций, составление узора и/или предмета из мелких деталей без образца (например, придумай, кто живёт в стране кружочков), лепка предметов или жи­вых существ со зрительной инструкцией. Использование в игре предметов-заместителей

Читайте также:  Фильмы о развитии ребенка смотреть онлайн

Развитые интеллектуальной сферы

Анализ (с помощью взрослого)

  • Описание предмета по известным признакам.
  • Исключение на основе всех изученных обобщений.

Зрительный синтез

Из 2 частей без опоры на образец и из 3 частей — со зрительной опо­рой или наложением на образец.

Сравнение предметов (с помощью взрослого)

По цвету, по форме, по величине, по расположению в пространстве, по эмоциональному состоянию на основе зрительного восприятия.

При сравнении ребенок должен уметь самостоятельно выделять по 3 сходства и 3 отличия.

Обобщение

  • по цвету, форме величине, эмоциональному состоянию;
  • животные, игрушки, фрукты, овощи.

Выполнение операции конкретизации на основе имеющихся обобщений.

На вопрос: каких ты знаешь животных? (игрушки, фрукты и т. д.) – ребенок должен уметь самостоятельно показать или называть 2 – 3 предмета (напри­мер, животные: кошка, собака,мишка, волк).

Сериация

  • по цвету — 2 оттенка;
  • по величине — 3 предметов;
  • по расположению в пространстве — 2 положения;
  • серия последовательных картинок к известной сказке — 3 картинки.

Классификация

На основе имеющихся обобщений по одному признаку – самостоятельно.

Эмоциональная сфера

Называние, узнавание по пиктограмме эмоциональных состояний: ра­дость, грусть, гнев.

Знание некоторых способов выражения этих эмоциональных состоя­ний (через рисунок, вокализацию, с помощью мимики, жестов и вырази­тельных движений).

Коммуникативная сфера

Умение с помощью взрослого обращаться к сверстнику и взрослому по имени, принимать различные роли в игре, придуманной взрослым.

Волевая сфера

Принимать и удерживать с помощью взрослого 2 правила в игровой ситуации.

Психофизиологическая сфера

Умение закрашивать предметы внутри контура.

Умение нанизывать мелкие предметы (бусинки) на леску.

Умение вылепливать из пластилина или глины мелкие и крупные пред­меты.

Умение изображать различные эмоциональные состояния при помо­щи мимики и жестов.

Human0788

Умение изображать различные эмоциональные состояния при помо­щи мимики и жестов.

Источник

Малыш уже совсем взрослый, ему исполнилось 3 года.

Как будет развиваться его психика в этот период?

Как справиться с кризисом 3 лет?

Какие игрушки стоит подобрать своему чаду?

На эти и другие вопросы даст ответ эта статья.

Содержание:

  • Развитие психики детей в 3-4 года
    • Интеллектуальная сфера
    • Речевая сфера
    • Эмоционально-волевая сфера
    • Игровая деятельность
    • Коммуникативная сфера
  • Трудности возраста
  • Советы для родителей

Развитие психики детей в 3-4 года

Возраст 3-4 года — очень важный для развития психики ребенка.

Именно сейчас закладывается основа его личности и формируются нравственные понятия. 

Также этот возрастной период знаменуется кризисом 3 лет. Главный его результат — самосознание ребенка, отделение себя от родителей.

Происходит значительный скачок и в развитии организма в целом.

Трехлетний ребенок уже настолько хорошо развит, что может контролировать свое тело и делать несколько действий одновременно. А те навыки, которые он освоит за этот период, останутся с ним на всю жизнь. 

Сейчас у него хорошо развивается крупная и мелкая моторика. Он продолжает активно изучать окружающий мир, интересуется явлениями, названиями, предназначением предметов и т.д.

В 3 года детям очень нравится активно двигаться. Развивается их координация, выносливость, гибкость, ловкость.

В целом, трехлетний ребенок находится в приподнятом настроении и стремится познавать мир.

Интеллектуальная сфера

Интеллект ребенка активно совершенствуется.

В 3-4 года ребенок знает наизусть отрывки из любимых произведений. 

У него активно формируются представления о предметах и их деталях. Ребенок учится изображать их с помощью рисунка или лепки. В поделке или рисунке пока что могут отсутствовать некоторые детали — это нормально. Ребенок начинает пользоваться разными цветами при раскрашивании. 

В 3-4 года в норме ребята уже понимают, к какому полу относятся они и окружающие люди.

Внимание

В этом возрасте внимание все еще непроизвольное. 

Детям сложно удерживать свое внимание на одном предмете. Зачастую они переключаются на что-то новое — то, что  их заинтересовало сию секунду.

В среднем, ребенок способен удерживать внимание не больше 10-15 минут. 

Но, если он увлечется игрой, то может не отвлекаться и полчаса, и даже час.

Память

Память сейчас также непроизвольная, как и многие другие психические познавательные процессы. 

Ребенок, в основном, хорошо и надолго запоминает то, что его заинтересовало, удивило или даже испугало. 

Трехлетние дети хорошо узнает предметы, но целенаправленно запомнить их пока не могут.

Мышление

В 3-4 года у ребенка все еще может преобладать наглядно-действенное мышление. Некоторым детям бывает нужен конкретный предмет, чтобы производить с ним действия. Это вовсе не говорит о задержке развития. Такой вариант — особенность нервной системы, которая не требует коррекции.

При этом в 3-4 года весьма активно формируется наглядно-образное мышление. Ребенок все чаще пробует не привязывать свои действия к конкретному предмету. Он учится переносить их в воображаемую ситуацию — например, играть понарошку.

Также трехлетние дети умеют анализировать, сравнивать, находить отличия и делать простейшие выводы.

Они уже понимают обобщающие слова (овощи, фрукты, посуда, одежда, животные, птицы и т.д.)

Восприятие

В 3-4 года ребята умеют различать:

  • 7 и более цветов;
  • 5 и более форм;
  • предметы по величине, весу, расположению в пространстве;
  • эмоции людей;
  • временные понятия (поздно, потом, сейчас, завтра).

Воображение

Трехлетние дети уже могут воссоздавать в своем воображении образы из сказок и рассказов взрослого. 

Часто они смешивают сказочное и реальное. При этом придуманные образы настолько насыщенные, что дети всерьез верят в их реальность.

В своих играх в 3-4 года ребята стараются играть предметами-заменителями. Например, они могут “варить” суп в ведерке из камешков и песка.

Развитию воображения хорошо способствует чтение сказок и посещение новых интересных мест и мероприятий.

Речевая сфера

В 3-4 года речь продолжает активно развиваться. 

Ребенок интересуется значением незнакомых слов и пополняет свой словарный запас.

Он уже хорошо говорит целыми фразами, выражая свои желания, чувства и мысли. Ребенок правильно употребляет существительные с предлогами,согласовывает их с прилагательными в числе, роде и падеже.

Трехлетка знает и называет свое имя и возраст; использует такие слова, как: “спасибо”, “пожалуйста”, “здравствуйте”, “до свидания”.

Читайте также:  Государственный центр раннего развития ребенка

Детям в этом возрасте нравится повторять за взрослым наизусть стихи и куплеты песен, небольшие отрывки из сказок.

Они понимают короткие рассказы без опоры на картинки. А по картинкам могут рассказать, что на них изображено.

Ребята 3-4 лет узнают отрывки из знакомых произведений. 

Они могут инсценировать сказку с помощью кукол или фигурок.

Эмоционально-волевая сфера

Целеустремленный и настойчивый ребенок

Ребенок становится целеустремленным и настойчивым

В целом, ребенок находится в приподнятом настроении. Он активен и любознателен. 

Но в этот возрастной период часто возникают и перепады настроения.

Эмоции зависят от физического состояния ребенка, степени его комфорта. Также перепады возникают во время возрастного кризиса. 

Трехлетний ребенок становится целеустремленным и настойчивым, а также, временами, упрямым и деспотичным.

Игровая деятельность

Игра — основной вид деятельности в этом возрасте.

Дети играют в простые сюжетно-ролевые игры с предметами — заменителями. 

На первых порах может быть нужно, чтобы взрослый показал, научил, как можно “заменить” игровой предмет.

Также детям в 3-4 года нравится играть с более старшими детьми. Они начинают учиться играть по правилам.

У детей в этом возрасте обычно есть любимые игрушки и игры.

Игры и игрушки для детей 3-4 лет

Ребенку 3-4 лет необходимы игрушки, которые помогут ему в развитии речи, а также физических, умственных и творческих способностей.

В целом, стоит подобрать такие игрушки:

  • для активного отдыха: самокаты, кегли, скакалки, мячи, коврики для танцев и т.д.;
  • для развития слуха: музыкальные инструменты, интерактивные книги, говорящие игрушки;
  • для спокойных игр: пазлы, лото, мозаика, шнуровки;
  • для творчества: краски, мольберты, карандаши, пластилин, цветная бумага, детские ножницы и т.д.;
  • для сюжетно-ролевых игр: игрушечная мебель, набор доктора или полицейского, машина, в которую можно сесть и т.д.;
  • для мальчиков: набор инструментов, солдатики, роботы, радиоуправляемые игрушки;
  • для девочек: куклы, детская кухня или парикмахерская, коляски, посуда;
  • для развития интеллекта: настольно-печатные игры типа: “Собери фигуры”, “Где чей домик?”, “Сравни”, “Где половинка?” и т.д.

Коммуникативная сфера

Трехлетнему ребенку нравится общаться с окружающими. Чаще всего это происходит на уровне поручений от взрослого (спроси, предложи и т.д.).

Дети с удовольствием играют со сверстниками. Это нужно им, скорее, для того, чтобы показать себя и свои игрушки, и чтобы в игре был напарник. Например, затем, чтобы убежать от него или подползти к нему и т.п. 

При этом ребята часто ссорятся из-за игрушек.

Трудности возраста

Трудности возраста 3-4 года

Трудности возраста

3 года — возраст, когда возникает серьезный скачок в развитии психики ребенка.

Он начинает осознавать себя как отдельную личность, со своими желаниями и возможностями. 

При этом ребенок становится строптивым, упрямым и непослушным. Он хочет все делать сам, но часто не может справится без помощи взрослых.

Эти признаки говорят, что наступает кризис 3 лет.

Психологи считают, что возраст возникновения кризиса — условный. Он может начаться как в 2,5, так и в 3,5 года. Часто этот период совпадает с началом привыкания к детскому саду.

У кризиса 3 лет такие симптомы:

  • негативизм. Ребенок стремится делать все наперекор родителям, иногда даже вопреки своим желаниям. Например, он может отказаться идти гулять на любимую площадку.
  • упрямство. Ребенок во что бы то ни стало стремится настоять на своем.  К примеру, надеть шапку жарким летним днем. 
  • строптивость. Трехлетка недоволен всем тем, что взрослые предлагают ему сделать. Поэтому на все родительские требования он говорит твердое: “Нет!”.
  • своеволие. К примеру, ребенок отчаянно борется за право самому завязать шнурки, которые пока не умеет завязывать.
  • бунтарство. Некоторые дети могут проявлять агрессию, прогонять окружающих, бросать игрушки.
  • обесценивание. Ребята отказывается играть с любимыми игрушками или обзывают любимых людей.
  • деспотичность. Дети требуют постоянного внимания к себе и выполнения только их желаний.

В этот непростой период ребенок становится ранимым и раздражительным. Ему весьма необходимы поддержка и внимание взрослого, а также тактильный контакт с ним.

Важно помнить, что кризис 3 лет — это нормальный этап взросления. Ребенку необходимо его пройти, чтобы обрести уверенность в себе и самостоятельность.

Благоприятное развитие: советы для родителей

В 3-4 года ребенку важно, чтобы с ним общались на равных, как с  маленьким взрослым.

Его самооценка формируется под влиянием и оценкой родителей. Необходимо, чтобы ребенок понимал: даже если он совершил плохой поступок, для мамы и папы он все равно остается хорошим и любимым.

Нужно поощрять самостоятельность ребенка, не пресекать его инициативу.

Не надо критиковать пока еще неумелые действия ребенка. Ему важно чувствовать, что взрослый верит в него.

Во время кризиса родителям нужно сохранять спокойствие и не идти на поводу у ребенка. Нельзя отказываться от своих неукоснительных требований. Но, в то же время, можно уступить чаду в не самых принципиальных вопросах, чтобы он почувствовал, что с ним считаются.

Нужно, чтобы ребенок понимал различие между понятиями “можно”, “нужно” и “нельзя”.

В 3-4 года человеку нужно часто бывать на свежем воздухе и играть в подвижные игры. Не надо ограничивать его двигательную активность.

Нужно как можно чаще обогащать словарный запас ребенка, знакомить с новыми предметами, явлениями, обучать новым навыкам.

Надо стараться почаще беседовать с трехлеткой, объяснять чувства и эмоции его и окружающих, а также рассказывать о последствиях его поведения.

Ребенку важно общаться со сверстниками, заниматься в кружках, самостоятельно выполнять посильную домашнюю работу и обслуживать себя.

Возраст 3-4 года — непростой и очень важный период для развития психики ребенка. У него активно развиваются речь, мышление, воображение. Ребенок становится более общительным. В то же время он учится отделять себя от родителей и стремится, чтобы с ним считались, как со взрослым. Родителям важно оказывать поддержку своему чаду и предоставлять условия для благоприятного развития его психики.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Источник