Норма психического развития ребенка это

Норма психического развития ребенка это thumbnail

Возрастные нормы психического развития детей

от рождения до семи лет

       Большинство трудностей в общении с ребенком и в его воспитании возникают у родителей по причине родительской некомпетентности или недостаточной осведомленности о возрастных периодах и нормах развития детей. Очень часто родители ожидают от ребенка того, что не доступно его возрасту и, наоборот, снижают свои требования к нему в области поведения, навыков самообслуживания и общения. Взрослым необходимо четко ориентироваться в возрастных периодах детства и новых возможностях, приобретениях психики, которые  должны возникать на каждом этапе развития ребенка.                                                

      Итак, ранний возраст от рождения до 3-х лет, отличается единством физического и психического развития и стремительным ростом и развитием ребенка. Эпоха раннего возраста делится на два этапа: от рождения до года и от года до трех лет.

     На первом году жизни происходит активное развитие органов чувств в процессе ухода и общения, с первых месяцев жизни ребенок выделяет близкого взрослого, сосредотачивает свой взгляд и слух и, наконец, отвечает взрослому улыбкой, звуками и движением. Данная реакция, названная “комплексом оживления” должна появиться к 3-м месяцам жизни. Она является условием и предпосылкой для развития общения между ребенком и взрослым. Младенец постепенно учится схватывать и удерживать предметы, благодаря развитию руки.

    К 6-ти месяцам ребенок должен брать, удерживать предмет, сосредотачиваться на нем и совершать простые действия с предметом, обследуя его, что является условием формирования мышления.

    С 6-ти месяцев ребенок овладевает самостоятельными движениями в горизонтальном положении, учится сидеть, стоять и ходить. Ребенок продолжает осваивать окружающий мир, он уже манипулирует с предметами и реагирует на взрослого не просто как на объект окружающего, а как на партнера в познавательной деятельности.  

     К концу первого года жизни ребенок должен активно изучать предметы и пространство и проявлять потребность в деловом общении с взрослым в процессе этого изучения. У малыша формируется первый предметный опыт, формируется представление о свойствах предмета, расположенного в пространстве. В этом возрасте малыш должен понимать обращенную к нему речь и говорить простые слова, состоящие иногда из одного слога.

     Начиная с 1 года до трех, ребенок овладевает самостоятельными сложными движениями: ходьбой, бегом, лазанием, бросанием, и т. д. Ребенок не только активно двигается, но и учится регулировать собственное движение, подражая взрослому. Именно поэтому важно постоянно обращать внимание малыша на цель и порядок выполнения действия: “Мы будем катать мячик. Положи мячик перед собой, как я, а теперь толкни мячик сильно, как я.” Ребенок переходит от обследования предмета к игровому действию с предметом: сначала он учится открывать и закрывать баночку, понимает, что ее можно использовать, как емкость, потом соотносит эту баночку по свойствам с кастрюлькой и, наконец, использует в игре баночку, как кастрюльку. Речь ребенка теперь становиться самостоятельной и активной. На фоне активизации речи зарождается общение со сверстниками, ребенок делает первые попытки взаимодействовать с другим малышом в предметной и игровой деятельности.                                                                                                  

     Главным приобретением личности в конце раннего возраста становиться осознание ребенком себя, как самостоятельного субъекта, своего личного действия и личного желания.  

                        С этого момента (с 3-х лет) начинается эпоха дошкольного возраста. Именно этот период перехода получил название “кризиса 3-х лет”. Обычно этот возраст сопровождается упрямством, капризами, агрессивностью, резкими сменами в настроении и поведении малыша. Такая картина есть результат конфликта между естественным стремлением ребенка к самостоятельности и независимости и ограничением этого стремления со стороны взрослых.  

     Дошкольное детство (от 3 до 7) характеризуется развитием разнообразных видов детской деятельности: игровой, бытовой, изобразительной, трудовой и др. Уровень развития ребенка должен определяться не только его умениями в той или иной деятельности, но и заинтересованностью в результате и умением его добиваться.

     Ребенок 5 лет может отлично уметь самостоятельно завязать шнурки, но не испытывать потребности это делать. Отсутствие у дошкольника потребности проявлять свою умелость или развивать ее являются показателем незрелости, которая будет тормозить его дальнейшее развитие. Способность ребенка подчинять свое поведение какой-либо цели, управлять своими поступками формируется на протяжении всего дошкольного возраста.  Только к семи годам ребенок способен выполнять как свою собственную задачу, так и задачу, поставленную взрослым не отвлекаясь, сохраняя интерес, контролируя себя при этом и оценивая свои результаты. Зачастую родители ожидают этого от детей 5-ти и даже 4-х лет.

    Существенным приобретением дошкольного возраста становится наглядно-образное мышление ребенка, благодаря которому становится возможной учебная деятельность. Чтобы понять, что легкие предметы не тонут, ребенку 6-ти лет уже не надо бросать их в воду, у него есть понятие легкого и тяжелого, понятие о свойствах воды, он может сделать самостоятельный выводы.  К семи годам дети хорошо разбираются в понятиях, символах и знаках, мышление становится логическим. У них намечается собственное мировоззрение, первые этические нормы, созревает новая социальная позиция и стремление быть взрослым.  К концу дошкольного детства у ребенка складываются предпосылки нового вида деятельности – учебной. Помните, что развитие ребенка проходит постепенно и последовательно и на каждом этапе ребенок  должен достичь определенных результатов.

Источник

Очень часто родители ожидают от ребенка того, что не доступно его возрасту и, наоборот, снижают свои требования к нему в области поведения, навыков самообслуживания и общения.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Возрастные нормы психического развития детей от рождения до семи лет

Психолог Акулова А.С.

Большинство трудностей в общении с ребенком и в его воспитании возникают у родителей по причине родительской некомпетентности или недостаточной осведомленности о возрастных периодах и нормах развития детей. Очень часто родители ожидают от ребенка того, что не доступно его возрасту и, наоборот, снижают свои требования к нему в области поведения, навыков самообслуживания и общения. Взрослым необходимо четко ориентироваться в возрастных периодах детства и новых возможностях, приобретениях психики, которые должны возникать на каждом этапе развития ребенка.

Итак, ранний возраст от рождения до 3-х лет, отличается единством физического и психического развития и стремительным ростом и развитием ребенка. Эпоха раннего возраста делится на два этапа: от рождения до года и от года до трех лет.

На первом году жизни происходит активное развитие органов чувств в процессе ухода и общения, с первых месяцев жизни ребенок выделяет близкого взрослого, сосредотачивает свой взгляд и слух и, наконец, отвечает взрослому улыбкой, звуками и движением. Данная реакция, названная “комплексом оживления” должна появиться к 3-м месяцам жизни. Она является условием и предпосылкой для развития общения между ребенком и взрослым. Младенец постепенно учится схватывать и удерживать предметы, благодаря развитию руки.

Читайте также:  Книги по раннему развитию ребенка бесплатно

К 6-ти месяцам ребенок должен брать, удерживать предмет, сосредотачиваться на нем и совершать простые действия с предметом, обследуя его, что является условием формирования мышления. С 6-ти месяцев ребенок овладевает самостоятельными движениями в горизонтальном положении, учится сидеть, стоять и ходить. Ребенок продолжает осваивать окружающий мир, он уже манипулирует с предметами и реагирует на взрослого не просто как на объект окружающего, а как на партнера в познавательной деятельности.

К концу первого года жизни ребенок должен активно изучать предметы и пространство и проявлять потребность в деловом общении с взрослым в процессе этого изучения. У малыша формируется первый предметный опыт, формируется представление о свойствах предмета, расположенного в пространстве. В этом возрасте малыш должен понимать обращенную к нему речь и говорить простые слова, состоящие иногда из одного слога.

Начиная с 1 года до трех, ребенок овладевает самостоятельными сложными движениями: ходьбой, бегом, лазанием, бросанием, и т. д. Ребенок не только активно двигается, но и учится регулировать собственное движение, подражая взрослому. Именно поэтому важно постоянно обращать внимание малыша на цель и порядок выполнения действия: “Мы будем катать мячик. Положи мячик перед собой, как я, а теперь толкни мячик сильно, как я.”

Ребенок переходит от обследования предмета к игровому действию с предметом: сначала он учится открывать и закрывать баночку, понимает, что ее можно использовать, как емкость, потом соотносит эту баночку по свойствам с кастрюлькой и, наконец, использует в игре баночку, как кастрюльку. Речь ребенка теперь становиться самостоятельной и активной. На фоне активизации речи зарождается общение со сверстниками, ребенок делает первые попытки взаимодействовать с другим малышом в предметной и игровой деятельности.

Главным приобретением личности в конце раннего возраста становиться осознание ребенком себя, как самостоятельного субъекта, своего личного действия и личного желания.

С этого момента (с 3-х лет) начинается эпоха дошкольного возраста. Именно этот период перехода получил название “кризиса 3-х лет”. Обычно этот возраст сопровождается упрямством, капризами, агрессивностью, резкими сменами в настроении и поведении малыша. Такая картина есть результат конфликта между естественным стремлением ребенка к самостоятельности и независимости и ограничением этого стремления со стороны взрослых.

Дошкольное детство (от 3 до 7) характеризуется развитием разнообразных видов детской деятельности: игровой, бытовой, изобразительной, трудовой и др. Уровень развития ребенка должен определяться не только его умениями в той или иной деятельности, но и заинтересованностью в результате и умением его добиваться.

Ребенок 5 лет может отлично уметь самостоятельно завязать шнурки, но не испытывать потребности это делать. Отсутствие у дошкольника потребности проявлять свою умелость или развивать ее являются показателем незрелости, которая будет тормозить его дальнейшее развитие. Способность ребенка подчинять свое поведение какой-либо цели, управлять своими поступками формируется на протяжении всего дошкольного возраста.

Только к семи годам ребенок способен выполнять как свою собственную задачу, так и задачу, поставленную взрослым не отвлекаясь, сохраняя интерес, контролируя себя при этом и оценивая свои результаты. Зачастую родители ожидают этого от детей 5-ти и даже 4-х лет.

Существенным приобретением дошкольного возраста становится наглядно-образное мышление ребенка, благодаря которому становится возможной учебная деятельность. Чтобы понять, что легкие предметы не тонут, ребенку 6-ти лет уже не надо бросать их в воду, у него есть понятие легкого и тяжелого, понятие о свойствах воды, он может сделать самостоятельный вывод. К семи годам дети хорошо разбираются в понятиях, символах и знаках, мышление становится логическим. У них намечается собственное мировоззрение, первые этические нормы, созревает новая социальная позиция и стремление быть взрослым.

К концу дошкольного детства у ребенка складываются предпосылки нового вида деятельности – учебной.

Помните, что развитие ребенка проходит постепенно и последовательно и на каждом
этапе ребенок должен достичь определенных результатов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возврастные нормы психического развития детей

Большинство трудностей в общении с ребенком и в его воспитании возникают у родителей по причине родительской некомпетентности или недостаточной осведомленности о возрастных периодах и нормах развития …

Основные нормы психического развития детей 3-4 лет

Уважаемые коллеги и родители! Вашему вниманию хочу представить буклет, целью которого является знакомство с возрастными нормами психического развития детей 3-4 лет, а так же причиной ЗПР, рекомендация…

  • Мне нравится 

Источник

Екатерина Мокрова
Возрастные нормы психического развития детей от рождения до семи лет

Большинство трудностей в общении с ребенком и в его воспитании возникают у родителей по причине родительской некомпетентности или недостаточной осведомленности о возрастных периодах и нормах развития детей. Очень часто родители ожидают от ребенка того, что не доступно его возрасту и, наоборот, снижают свои требования к нему в области поведения, навыков самообслуживания и общения. Взрослым необходимо четко ориентироваться в возрастных периодах детства и новых возможностях, приобретениях психики, которые должны возникать на каждом этапе развития ребенка.

Итак, ранний возраст от рождения до 3-х лет, отличается единством физического и психического развития и стремительным ростом и развитием ребенка. Эпоха раннего возрастаделится на два этапа: от рождения до года и от года до трех лет.

На первом году жизни происходит активное развитие органов чувств в процессе ухода и общения, с первых месяцев жизни ребенок выделяет близкого взрослого, сосредотачивает свой взгляд и слух и, наконец, отвечает взрослому улыбкой, звуками и движением. Данная реакция, названная “комплексом оживления” должна появиться к 3-м месяцам жизни. Она является условием и предпосылкой для развития общения между ребенком и взрослым. Младенец постепенно учится схватывать и удерживать предметы, благодаря развитию руки.

К 6-ти месяцам ребенок должен брать, удерживать предмет, сосредотачиваться на нем и совершать простые действия с предметом, обследуя его, что является условием формирования мышления. С 6-ти месяцев ребенок овладевает самостоятельными движениями в горизонтальном положении, учится сидеть, стоять и ходить. Ребенок продолжает осваивать окружающий мир, он уже манипулирует с предметами и реагирует на взрослого не просто как на объект окружающего, а как на партнера в познавательной деятельности.

К концу первого года жизни ребенок должен активно изучать предметы и пространство и проявлять потребность в деловом общении с взрослым в процессе этого изучения. У малыша формируется первый предметный опыт, формируется представление о свойствах предмета, расположенного в пространстве. В этом возрасте малыш должен понимать обращенную к нему речь и говорить простые слова, состоящие иногда из одного слога.

Начиная с 1 года до трех,ребенок овладевает самостоятельными сложными движениями: ходьбой, бегом, лазанием, бросанием, и т. д. Ребенок не только активно двигается, но и учится регулировать собственное движение, подражая взрослому.Именно поэтому важно постоянно обращать внимание малыша на цель и порядок выполнения действия: “Мы будем катать мячик. Положи мячик перед собой, как я, а теперь толкни мячик сильно, как я. “Ребенок переходит от обследования предмета к игровому действию с предметом: сначала он учится открывать и закрывать баночку, понимает, что ее можно использовать, как емкость, потом соотносит эту баночку по свойствам с кастрюлькой и, наконец, использует в игре баночку, как кастрюльку. Речь ребенка теперь становиться самостоятельной и активной. На фоне активизации речи зарождается общение со сверстниками, ребенок делает первые попытки взаимодействовать с другим малышом в предметной и игровой деятельности.

Читайте также:  Индивидуальная программа развития детей в доме ребенка

Главным приобретением личности в конце раннего возраста становиться осознание ребенком себя, как самостоятельного субъекта, своего личного действия и личного желания.

С этого момента (с 3-х лет) начинается эпоха дошкольного возраста. Именно этот период перехода получил название “кризиса 3-х лет”. Обычно этот возраст сопровождается упрямством, капризами, агрессивностью, резкими сменами в настроении и поведении малыша. Такая картина есть результат конфликта между естественным стремлением ребенка к самостоятельности и независимости и ограничением этого стремления со стороны взрослых.

Дошкольное детство (от 3 до 7) характеризуется развитиемразнообразных видов детской деятельности: игровой, бытовой, изобразительной, трудовой и др. Уровень развития ребенка должен определяться не только его умениями в той или иной деятельности, но и заинтересованностью в результате и умением его добиваться.

Ребенок 5 лет может отлично уметь самостоятельно завязать шнурки, но не испытывать потребности это делать. Отсутствие у дошкольника потребности проявлять свою умелость или развивать ее являются показателем незрелости, которая будет тормозить его дальнейшее развитие. Способность ребенка подчинять свое поведение какой-либо цели, управлять своими поступками формируется на протяжении всего дошкольного возраста.

Только к семи годам ребенок способен выполнять как свою собственную задачу, так и задачу, поставленную взрослым не отвлекаясь, сохраняя интерес, контролируя себя при этом и оценивая свои результаты. Зачастую родители ожидают этого от детей 5-ти и даже 4-х лет.

Существенным приобретением дошкольного возраста становится наглядно-образное мышление ребенка, благодаря которому становится возможной учебная деятельность. Чтобы понять, что легкие предметы не тонут, ребенку 6-ти лет уже не надо бросать их в воду, у него есть понятие легкого и тяжелого, понятие о свойствах воды, он может сделать самостоятельный вывод. К семи годам дети хорошо разбираются в понятиях, символах и знаках, мышление становится логическим. У них намечается собственное мировоззрение, первые этические нормы, созревает новая социальная позиция и стремление быть взрослым.

К концу дошкольного детства у ребенка складываются предпосылки нового вида деятельности – учебной.

Источник

Нормы психического развития ребенка

В 4 месяца

  • общее время сна 14-16 часов в день;
  • интересно все, за что хватается руками, играет с погремушкой, кладет предметы в рот;
  • увеличивается зрительный контакт с родителями и другими людьми;
  • останавливает взгляд на предмете, подолгу его рассматривает;
  • прислушивается к невидимому источнику звука;
  • лучше реагирует на голос, чем на другие звуки, начинает различать голоса родителей и интонации;
  • умеет смеяться вслух;
  • появление волнения при повышенном внимании.

Рекомендации: 

  • Родители могут поощрить развитие ребенка через игры;
  • положите ребенка перед зеркалом;
  • обеспечьте его яркими игрушками, которые он может держать;
  • заставьте ребенка повторять разные звуки;
  • помогите ребенку продолжить ваши фразы;
  • используйте детские качели в парке, если головка ребенка уже хорошо держится;
  • ребенок может играть на животе.

В 6 месяцев

  • в состоянии поднять упавший предмет;
  • начинает различать «близких» и «чужих» людей, бояться незнакомых людей;
  • начинает подражать действиям других людей;
  • различает тихие звуки (шуршание бумаги) активно прислушивается к невидимому источнику звука;
  • любит слышать собственный голос;
  • издает звуки обращенной к нему речи, при виде зеркала и игрушек;
  • начинает подражать звукам, появляется лепет (звуки, напоминающие
    односложные слова) за которыми
    может закрепляться смысловое значение:
    «мам-мам-мам»;
  • появление модуляции тона и громкости произносимых звуков;
  • прекращение плача при переключении внимания на новый яркий и интересный стимул;
  • понимает мимику и жесты окружающих; различает ласковое и недоброжелательное к нему обращение.

Рекомендации:

  • читать, петь и говорить с ребенком;
  • произносить такие слова, как «мама», чтобы помочь ребенку научиться языку;
  • играть с ребенком в прятки;
  • обеспечить, чтобы зеркало не разбивалось;
  • обеспечить большие, яркие игрушки, издающие шум или имеющие движущиеся части (избегать игрушек с мелкими деталями);
  • рвать при ребенке бумагу;
  • говорить четко;
  • начать именовать части тела и окружающей среды;
  • использовать телодвижения и действия по учению языка;
  • нечасто использовать слово «нет».

В 9 месяцев.

  • сидя, тянется к объектам и бьет по ним, трясет и осознано бросает;
  • лепечет и подражает звукам речи;
  • реагирует на простые команды;
  • запоминает как реагировать на знакомые фразы: «вот какой большой»;
  • появление первых игр: прячется под платком и ищет спрятавшихся взрослых;
  • различает «близких» и «знакомых» людей;
  • при помощи плача может не позволять взять себя на руки
  • интересуется деятельностью окружающих людей;
  • понимает, что объекты продолжают существовать, даже когда он их не видит (постоянство объекта);
  • различает знакомые предметы по названию и находит спрятанные предметы;
  • может бояться оставаться в одиночестве; волнуется при прощании с кем-либо, особенно когда мама или папа уходят.

Рекомендации:

  • обеспечить его книжками с картинками;
  • предоставить ему различные раздражители;
  • повезти его в торговый центр (чтобы видел больше людей);
  • повезти его в зоопарк (чтобы видел животных);
  • создавать в голове ребенка словарный запас путем чтения и именования людей и объектов окружающей среды;
  • научить отличать горячее и холодное через игру;
  • обеспечить большие игрушки, которые можно сдвигать, словно пешеходов;
  • петь вместе с ребенком песни;
  • не давать ребенку до 2-летнего возраста смотреть телевизор и т.д.

В 12 месяцев.

  • общее потребность сна 12-14 часов в сутки;
  • следует за быстро движущимся объектом;
  • может убегать/уползать по квартире от родителей;
  • появляются жесты «пока», «спасибо»;
  • реагирует на свое имя;
  • может сказать «мама», «папа» и еще несколько слов; повторяет за матерью слоги; пытается имитировать звуки животных;
  • понимает значение слова «нет», реагирует прекращением действия на запрет;
  • понимает простые команды;
  • связывает имена с объектами;
  • понимает, что объекты продолжают существовать, даже когда он их не видит;
  • участвует в одевании (поднимает руки), в простых играх (например, с мячом);
  • узнает и показывает любимые игрушки;
  • начинает «разыгрывать спектакли» (например, делать вид, что пьет из чашки);
  • побуждает близких людей к совместной игре;
  • волнуется при свидании и прощании;
  • может иметь привязанность к игрушке или объекту;
  • имеет опыт разлуки и может цепляться за родителей;
  • появляется указательный жест.

Игры и рекомендации.

  • обеспечить ему книжки с картинками;
  • обеспечить различные стимулы – например, собираться вместе с ним в торговый центр или зоопарк;
  • играть с ребенком в мяч;
  • создать для ребенка словарный запас путем чтения и именования людей и объектов окружающей среды;
  • научить различать горячее и холодное через игру;
  • обеспечить большие игрушки, которые можно сдвигать;
  • петь с ребенком песни;
  • давать ребенку играть с ребенком примерно того же возраста;
  • не давать ребенку до 2-летнего возраста смотреть телевизор и т.д.

В 18 месяцев

  • может встать на невысокие стулья без помощи;
  • может подниматься или спускаться по лестнице, держась за перила одной рукой;
  • может самостоятельно снять некоторые предметы одежды – такие, как перчатки, шапку, носки;
  • определяет одну или более частей тела;
  • может сложить три чашки-вкладыши или построить башню;
  • пользуется ложкой и чашкой по назначению;
  • имитирует письмо (водит карандашом по бумаге, без попыток изобразить что-то определенное);
  • может сказать 10 или более слов, когда его спрашивают;
  • понимает значение глаголов и выполняет действие по просьбе (например, «открой банку»);
  • появляется «разделенное внимание» когда внимание ребенка и взрослого
    направлено на один предмет
    (например, слушает рассказ и смотрит на
    картинки);
  • копирует бытовые действия взрослых (подметание, вытирание);
  • удовольствие от игр с ровесниками (например, в догонялки);
  • показывает привязанность к взрослым и может чувствовать разлуку;
  • морщатся от поцелуев родителей губами.
Читайте также:  Игра в развитии ребенка в дошкольном возрасте

Игры и рекомендации:

  • поощрять и обеспечить необходимое пространство для физической активности ребенка;
  • обеспечить безопасные копии взрослых инструментов и оборудования для игр ребенка;
  • позволить ребенку помогать по дому и участвовать в ежедневных обязанностях в семье;
  • поощрять игры, которые включают в себя задания и творчество;
  • читать ребенку;
  • поощрять игры с детьми – ровесниками вашего малыша;
  • не давать ребенку до достижения 2 лет смотреть телевизор и т.д.;
  • играть вместе в простые игры – такие, как головоломки и сортировка.

В 2 года

  • может уверенно подобрать предметы, стоя, не теряя равновесия;
  • поворачивает дверную ручку, вращает ручку музыкальной шкатулки;
  • в состоянии надеть простую одежду без помощи (часто он делает это лучше, чем снимает одежду и чем кладет ее на место);
  • появляются представления о форме и цвете предметов;
  • активный словарный запас увеличивается до 20-30 слов (словарь может
    варьироваться в широких пределах); может построить фразы из 2-3 слов;
  • запоминает имена родителей;
  • может понять 2-х ступенчатую команду («Дай мне мяч, а затем возьми свои ботинки»);
  • игра носит преимущественно ролевой характер в которой привычная для
    ребенка жизненная
    последовательность: кормит куклу, раздевает,
    укладывает; игра постепенно усложняется, обрастает деталями;
  • появление чувств сопереживания, обиды; понимания чувств других: «пожалей меня», «сестренка испугалась»;
  • появление стремление к игре со сверстниками;
  • появление первых оценочных суждений: «хороший-плохой».

Игры и рекомендации:

  • позволить ребенку помогать по дому и участвовать в ежедневных семейных обязанностях;
  • поощрять и обеспечить необходимое пространство для физической активности;
  • поощрять игры, которые включает в себя задания и творчество;
  • обеспечить безопасные копии взрослых инструментов и оборудования;
  • читать ребенку;
  • стараться не давать ему смотреть телевизор; управлять ограничение и
    содержания, и количества
    телевизора. Предел просмотра телевидения –
    менее 3 часов в день, предпочтительно один час или
    меньше. Для ребенка
    такого возраста вредны программы и передачи с содержанием о насилии,
    жестокости, преступлениях и других аморальных поступках людей. Лучше
    перенаправить ребенка к чтению или игровой деятельности;
  • контролировать тип игр.

В 3 года

  • общая потребность сна 11-13 часов в сутки;
  • может немного балансировать и прыгать на одной ноге;
  • может крутить педали трех-колесного велосипеда;
  • может одеть себя, нуждается в помощи только со шнурками, кнопками и другими крепежными деталями в труднодоступных местах;
  • днем пользуется горшком для опорожнения кишечника и мочевого пузыря (может иметь и ночной контроль);
  • может легко поместить мелкие предметы в небольшое отверстие;
  • может нарисовать круг/овал (достаточно закрытый, не переходящий в спираль);
  • словарный запас от 100 до 1000 слов; составляет предложения из
    трех-четырех слов и может повторить предложения из 5-6 слов; использует
    речь для описания своего самочувствия;
  • использует множественное число и местоимения (он / она);
  • знает собственное имя, возраст и пол (мальчик/девочка);
  • часто задает вопросы используя слово «почему?» не всегда дожидаясь ответа;
  • осознает себя ка личность: «я», «моё», «сам»; учится делиться вещами с другими людьми;
  • может иметь страхи воображаемых предметов.

В возрасте 3 лет почти вся речь ребенка должна быть понятна. В связи с возрастным кризом частые нарушения поведения в виде истерик. Если истерики длятся больше 15 минут и чаще 3 раза в день – это повод для консультации у врача.

Эти этапы характерны для детей на третьем году жизни. Всегда имейте в виду некоторые отклонения. Если у вас есть вопросы о развитии вашего ребенка, обратитесь к его лечащему врачу.

Игры и рекомендации:

  • обеспечить безопасные условия игры и постоянный контроль;
  • обеспечить необходимое пространство для физической активности ребенка;
  • помочь ребенку участвовать в спортивных мероприятиях и узнать их правила;
  • делать мониторинг времени и содержания телевизионных просмотров;
  • посещать местные объекты, представляющие интерес;
  • поощрять ребенка, чтобы он помогал родителям с небольшими домашними делами – накрыть на стол или собрать игрушки;
  • поощрять играть с другими детьми, чтобы помочь развивать социальные навыки;
  • поощрять творческие игры;
  • читать вместе;
  • поощрять ребенка узнавать, отвечая на вопросы;
  • обеспечивать мероприятия, связанные с конкретными интересами ребенка;
  • поощрять ребенка использовать слова для выражения своих чувств.

В 4 года.

  • легко стоит на одной ноге, не теряя равновесия;
  • может вырезать изображение с помощью ножниц;
  • словарный запас более 1000 слов; легко составляет предложения из 4-5 слов;
  • может использовать глаголы в прошедшем времени и задавать много вопросов;
  • может использовать слова, которые полностью не понятны;
  • может начать использовать слова ненормативной лексики;
  • учится и поет простые песни;
  • старается быть очень независимым;
  • участвует в разговорах о личных делах семьи с взрослыми;
  • как правило, имеет придуманных друзей;
  • появление осознания времени;
  • в состоянии сделать различие между двумя объектами на основе их размера и веса;
  • появление эмоциональной реакции возмущения или возращения, если от него слишком много требовать.

Игры и рекомендации:

  • обеспечить пространство для физической активности ребенка и поощрять ее;
  • показать ребенку, как принимать участие в спортивных мероприятиях и как в них следовать правилам;
  • поощрять игры совместно с другими детьми;
  • поощрять творческие игры;
  • научить детей делать небольшие дела – например, накрывать на стол;
  • читать вместе с ребенком;
  • ограничить смотрение телевизора до 2 часов в день – и только хорошие передачи;
  • увлечь ребенка различными интересными и полезными для него стимулами.

В 5 лет

  • поддержание баланса, стоя на одной ноге с закрытыми глазами;
  • улучшение навыка использования простых инструментов и письменных принадлежностей;
  • ребенок может скопировать простой рисунок, фигуру;
  • словарный запас более 2000 слов;
  • ребенок может составлять предложения из 5 или более слов, со всеми частями речи;
  • начинает различать деньги;
  • появление размышлений при ответах на вопросы; отвечает на вопросы «почему»;
  • ведет себя более ответственно и может извиниться за ошибки;
  • уменьшается агрессивное поведение;
  • исчезают ранние детские страхи;
  • способен принять другие точки зрения (даже если не может их понять);
  • уверенно отождествляет себя с родителем того же пола, что он сам (сама);
  • имеет группу друзей;
  • участвует в творческих играх (например, полет на Луну).

Игры и рекомендации:

  • совместное чтение;
  • обеспечение необходимого пространства для физической активности;
  • должен участвовать в спортивных мероприятиях и исполнять их правила;
  • поощрять ребенка играть с другими детьми, что помогает развивать его социальные навыки;
  • совместное творчество с ребенком;
  • мониторинг времени и содержания телевизионных просмотров;
  • посещение местных достопримечательностей;
  • поощрение ребенка взять на себя ответственность для малых домашних дел –
    таких, как помощь в
    накрывании на стол или собирании игрушек после
    игры.

Источник