Норма психического развития ребенка это
Возрастные нормы психического развития детей
от рождения до семи лет
Большинство трудностей в общении с ребенком и в его воспитании возникают у родителей по причине родительской некомпетентности или недостаточной осведомленности о возрастных периодах и нормах развития детей. Очень часто родители ожидают от ребенка того, что не доступно его возрасту и, наоборот, снижают свои требования к нему в области поведения, навыков самообслуживания и общения. Взрослым необходимо четко ориентироваться в возрастных периодах детства и новых возможностях, приобретениях психики, которые должны возникать на каждом этапе развития ребенка.
Итак, ранний возраст от рождения до 3-х лет, отличается единством физического и психического развития и стремительным ростом и развитием ребенка. Эпоха раннего возраста делится на два этапа: от рождения до года и от года до трех лет.
На первом году жизни происходит активное развитие органов чувств в процессе ухода и общения, с первых месяцев жизни ребенок выделяет близкого взрослого, сосредотачивает свой взгляд и слух и, наконец, отвечает взрослому улыбкой, звуками и движением. Данная реакция, названная “комплексом оживления” должна появиться к 3-м месяцам жизни. Она является условием и предпосылкой для развития общения между ребенком и взрослым. Младенец постепенно учится схватывать и удерживать предметы, благодаря развитию руки.
К 6-ти месяцам ребенок должен брать, удерживать предмет, сосредотачиваться на нем и совершать простые действия с предметом, обследуя его, что является условием формирования мышления.
С 6-ти месяцев ребенок овладевает самостоятельными движениями в горизонтальном положении, учится сидеть, стоять и ходить. Ребенок продолжает осваивать окружающий мир, он уже манипулирует с предметами и реагирует на взрослого не просто как на объект окружающего, а как на партнера в познавательной деятельности.
К концу первого года жизни ребенок должен активно изучать предметы и пространство и проявлять потребность в деловом общении с взрослым в процессе этого изучения. У малыша формируется первый предметный опыт, формируется представление о свойствах предмета, расположенного в пространстве. В этом возрасте малыш должен понимать обращенную к нему речь и говорить простые слова, состоящие иногда из одного слога.
Начиная с 1 года до трех, ребенок овладевает самостоятельными сложными движениями: ходьбой, бегом, лазанием, бросанием, и т. д. Ребенок не только активно двигается, но и учится регулировать собственное движение, подражая взрослому. Именно поэтому важно постоянно обращать внимание малыша на цель и порядок выполнения действия: “Мы будем катать мячик. Положи мячик перед собой, как я, а теперь толкни мячик сильно, как я.” Ребенок переходит от обследования предмета к игровому действию с предметом: сначала он учится открывать и закрывать баночку, понимает, что ее можно использовать, как емкость, потом соотносит эту баночку по свойствам с кастрюлькой и, наконец, использует в игре баночку, как кастрюльку. Речь ребенка теперь становиться самостоятельной и активной. На фоне активизации речи зарождается общение со сверстниками, ребенок делает первые попытки взаимодействовать с другим малышом в предметной и игровой деятельности.
Главным приобретением личности в конце раннего возраста становиться осознание ребенком себя, как самостоятельного субъекта, своего личного действия и личного желания.
С этого момента (с 3-х лет) начинается эпоха дошкольного возраста. Именно этот период перехода получил название “кризиса 3-х лет”. Обычно этот возраст сопровождается упрямством, капризами, агрессивностью, резкими сменами в настроении и поведении малыша. Такая картина есть результат конфликта между естественным стремлением ребенка к самостоятельности и независимости и ограничением этого стремления со стороны взрослых.
Дошкольное детство (от 3 до 7) характеризуется развитием разнообразных видов детской деятельности: игровой, бытовой, изобразительной, трудовой и др. Уровень развития ребенка должен определяться не только его умениями в той или иной деятельности, но и заинтересованностью в результате и умением его добиваться.
Ребенок 5 лет может отлично уметь самостоятельно завязать шнурки, но не испытывать потребности это делать. Отсутствие у дошкольника потребности проявлять свою умелость или развивать ее являются показателем незрелости, которая будет тормозить его дальнейшее развитие. Способность ребенка подчинять свое поведение какой-либо цели, управлять своими поступками формируется на протяжении всего дошкольного возраста. Только к семи годам ребенок способен выполнять как свою собственную задачу, так и задачу, поставленную взрослым не отвлекаясь, сохраняя интерес, контролируя себя при этом и оценивая свои результаты. Зачастую родители ожидают этого от детей 5-ти и даже 4-х лет.
Существенным приобретением дошкольного возраста становится наглядно-образное мышление ребенка, благодаря которому становится возможной учебная деятельность. Чтобы понять, что легкие предметы не тонут, ребенку 6-ти лет уже не надо бросать их в воду, у него есть понятие легкого и тяжелого, понятие о свойствах воды, он может сделать самостоятельный выводы. К семи годам дети хорошо разбираются в понятиях, символах и знаках, мышление становится логическим. У них намечается собственное мировоззрение, первые этические нормы, созревает новая социальная позиция и стремление быть взрослым. К концу дошкольного детства у ребенка складываются предпосылки нового вида деятельности – учебной. Помните, что развитие ребенка проходит постепенно и последовательно и на каждом этапе ребенок должен достичь определенных результатов.
Источник
Очень часто родители ожидают от ребенка того, что не доступно его возрасту и, наоборот, снижают свои требования к нему в области поведения, навыков самообслуживания и общения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Возрастные нормы психического развития детей от рождения до семи лет
Психолог Акулова А.С.
Большинство трудностей в общении с ребенком и в его воспитании возникают у родителей по причине родительской некомпетентности или недостаточной осведомленности о возрастных периодах и нормах развития детей. Очень часто родители ожидают от ребенка того, что не доступно его возрасту и, наоборот, снижают свои требования к нему в области поведения, навыков самообслуживания и общения. Взрослым необходимо четко ориентироваться в возрастных периодах детства и новых возможностях, приобретениях психики, которые должны возникать на каждом этапе развития ребенка.
Итак, ранний возраст от рождения до 3-х лет, отличается единством физического и психического развития и стремительным ростом и развитием ребенка. Эпоха раннего возраста делится на два этапа: от рождения до года и от года до трех лет.
На первом году жизни происходит активное развитие органов чувств в процессе ухода и общения, с первых месяцев жизни ребенок выделяет близкого взрослого, сосредотачивает свой взгляд и слух и, наконец, отвечает взрослому улыбкой, звуками и движением. Данная реакция, названная “комплексом оживления” должна появиться к 3-м месяцам жизни. Она является условием и предпосылкой для развития общения между ребенком и взрослым. Младенец постепенно учится схватывать и удерживать предметы, благодаря развитию руки. |
К 6-ти месяцам ребенок должен брать, удерживать предмет, сосредотачиваться на нем и совершать простые действия с предметом, обследуя его, что является условием формирования мышления. С 6-ти месяцев ребенок овладевает самостоятельными движениями в горизонтальном положении, учится сидеть, стоять и ходить. Ребенок продолжает осваивать окружающий мир, он уже манипулирует с предметами и реагирует на взрослого не просто как на объект окружающего, а как на партнера в познавательной деятельности. |
К концу первого года жизни ребенок должен активно изучать предметы и пространство и проявлять потребность в деловом общении с взрослым в процессе этого изучения. У малыша формируется первый предметный опыт, формируется представление о свойствах предмета, расположенного в пространстве. В этом возрасте малыш должен понимать обращенную к нему речь и говорить простые слова, состоящие иногда из одного слога. |
Начиная с 1 года до трех, ребенок овладевает самостоятельными сложными движениями: ходьбой, бегом, лазанием, бросанием, и т. д. Ребенок не только активно двигается, но и учится регулировать собственное движение, подражая взрослому. Именно поэтому важно постоянно обращать внимание малыша на цель и порядок выполнения действия: “Мы будем катать мячик. Положи мячик перед собой, как я, а теперь толкни мячик сильно, как я.”
Ребенок переходит от обследования предмета к игровому действию с предметом: сначала он учится открывать и закрывать баночку, понимает, что ее можно использовать, как емкость, потом соотносит эту баночку по свойствам с кастрюлькой и, наконец, использует в игре баночку, как кастрюльку. Речь ребенка теперь становиться самостоятельной и активной. На фоне активизации речи зарождается общение со сверстниками, ребенок делает первые попытки взаимодействовать с другим малышом в предметной и игровой деятельности. | |
Главным приобретением личности в конце раннего возраста становиться осознание ребенком себя, как самостоятельного субъекта, своего личного действия и личного желания. |
С этого момента (с 3-х лет) начинается эпоха дошкольного возраста. Именно этот период перехода получил название “кризиса 3-х лет”. Обычно этот возраст сопровождается упрямством, капризами, агрессивностью, резкими сменами в настроении и поведении малыша. Такая картина есть результат конфликта между естественным стремлением ребенка к самостоятельности и независимости и ограничением этого стремления со стороны взрослых. |
Дошкольное детство (от 3 до 7) характеризуется развитием разнообразных видов детской деятельности: игровой, бытовой, изобразительной, трудовой и др. Уровень развития ребенка должен определяться не только его умениями в той или иной деятельности, но и заинтересованностью в результате и умением его добиваться.
Ребенок 5 лет может отлично уметь самостоятельно завязать шнурки, но не испытывать потребности это делать. Отсутствие у дошкольника потребности проявлять свою умелость или развивать ее являются показателем незрелости, которая будет тормозить его дальнейшее развитие. Способность ребенка подчинять свое поведение какой-либо цели, управлять своими поступками формируется на протяжении всего дошкольного возраста. |
Только к семи годам ребенок способен выполнять как свою собственную задачу, так и задачу, поставленную взрослым не отвлекаясь, сохраняя интерес, контролируя себя при этом и оценивая свои результаты. Зачастую родители ожидают этого от детей 5-ти и даже 4-х лет. |
Существенным приобретением дошкольного возраста становится наглядно-образное мышление ребенка, благодаря которому становится возможной учебная деятельность. Чтобы понять, что легкие предметы не тонут, ребенку 6-ти лет уже не надо бросать их в воду, у него есть понятие легкого и тяжелого, понятие о свойствах воды, он может сделать самостоятельный вывод. К семи годам дети хорошо разбираются в понятиях, символах и знаках, мышление становится логическим. У них намечается собственное мировоззрение, первые этические нормы, созревает новая социальная позиция и стремление быть взрослым. | |
К концу дошкольного детства у ребенка складываются предпосылки нового вида деятельности – учебной. Помните, что развитие ребенка проходит постепенно и последовательно и на каждом |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возврастные нормы психического развития детей
Большинство трудностей в общении с ребенком и в его воспитании возникают у родителей по причине родительской некомпетентности или недостаточной осведомленности о возрастных периодах и нормах развития …
Основные нормы психического развития детей 3-4 лет
Уважаемые коллеги и родители! Вашему вниманию хочу представить буклет, целью которого является знакомство с возрастными нормами психического развития детей 3-4 лет, а так же причиной ЗПР, рекомендация…
- Мне нравится
Источник
Екатерина Мокрова
Возрастные нормы психического развития детей от рождения до семи лет
Большинство трудностей в общении с ребенком и в его воспитании возникают у родителей по причине родительской некомпетентности или недостаточной осведомленности о возрастных периодах и нормах развития детей. Очень часто родители ожидают от ребенка того, что не доступно его возрасту и, наоборот, снижают свои требования к нему в области поведения, навыков самообслуживания и общения. Взрослым необходимо четко ориентироваться в возрастных периодах детства и новых возможностях, приобретениях психики, которые должны возникать на каждом этапе развития ребенка.
Итак, ранний возраст от рождения до 3-х лет, отличается единством физического и психического развития и стремительным ростом и развитием ребенка. Эпоха раннего возрастаделится на два этапа: от рождения до года и от года до трех лет.
На первом году жизни происходит активное развитие органов чувств в процессе ухода и общения, с первых месяцев жизни ребенок выделяет близкого взрослого, сосредотачивает свой взгляд и слух и, наконец, отвечает взрослому улыбкой, звуками и движением. Данная реакция, названная “комплексом оживления” должна появиться к 3-м месяцам жизни. Она является условием и предпосылкой для развития общения между ребенком и взрослым. Младенец постепенно учится схватывать и удерживать предметы, благодаря развитию руки.
К 6-ти месяцам ребенок должен брать, удерживать предмет, сосредотачиваться на нем и совершать простые действия с предметом, обследуя его, что является условием формирования мышления. С 6-ти месяцев ребенок овладевает самостоятельными движениями в горизонтальном положении, учится сидеть, стоять и ходить. Ребенок продолжает осваивать окружающий мир, он уже манипулирует с предметами и реагирует на взрослого не просто как на объект окружающего, а как на партнера в познавательной деятельности.
К концу первого года жизни ребенок должен активно изучать предметы и пространство и проявлять потребность в деловом общении с взрослым в процессе этого изучения. У малыша формируется первый предметный опыт, формируется представление о свойствах предмета, расположенного в пространстве. В этом возрасте малыш должен понимать обращенную к нему речь и говорить простые слова, состоящие иногда из одного слога.
Начиная с 1 года до трех,ребенок овладевает самостоятельными сложными движениями: ходьбой, бегом, лазанием, бросанием, и т. д. Ребенок не только активно двигается, но и учится регулировать собственное движение, подражая взрослому.Именно поэтому важно постоянно обращать внимание малыша на цель и порядок выполнения действия: “Мы будем катать мячик. Положи мячик перед собой, как я, а теперь толкни мячик сильно, как я. “Ребенок переходит от обследования предмета к игровому действию с предметом: сначала он учится открывать и закрывать баночку, понимает, что ее можно использовать, как емкость, потом соотносит эту баночку по свойствам с кастрюлькой и, наконец, использует в игре баночку, как кастрюльку. Речь ребенка теперь становиться самостоятельной и активной. На фоне активизации речи зарождается общение со сверстниками, ребенок делает первые попытки взаимодействовать с другим малышом в предметной и игровой деятельности.
Главным приобретением личности в конце раннего возраста становиться осознание ребенком себя, как самостоятельного субъекта, своего личного действия и личного желания.
С этого момента (с 3-х лет) начинается эпоха дошкольного возраста. Именно этот период перехода получил название “кризиса 3-х лет”. Обычно этот возраст сопровождается упрямством, капризами, агрессивностью, резкими сменами в настроении и поведении малыша. Такая картина есть результат конфликта между естественным стремлением ребенка к самостоятельности и независимости и ограничением этого стремления со стороны взрослых.
Дошкольное детство (от 3 до 7) характеризуется развитиемразнообразных видов детской деятельности: игровой, бытовой, изобразительной, трудовой и др. Уровень развития ребенка должен определяться не только его умениями в той или иной деятельности, но и заинтересованностью в результате и умением его добиваться.
Ребенок 5 лет может отлично уметь самостоятельно завязать шнурки, но не испытывать потребности это делать. Отсутствие у дошкольника потребности проявлять свою умелость или развивать ее являются показателем незрелости, которая будет тормозить его дальнейшее развитие. Способность ребенка подчинять свое поведение какой-либо цели, управлять своими поступками формируется на протяжении всего дошкольного возраста.
Только к семи годам ребенок способен выполнять как свою собственную задачу, так и задачу, поставленную взрослым не отвлекаясь, сохраняя интерес, контролируя себя при этом и оценивая свои результаты. Зачастую родители ожидают этого от детей 5-ти и даже 4-х лет.
Существенным приобретением дошкольного возраста становится наглядно-образное мышление ребенка, благодаря которому становится возможной учебная деятельность. Чтобы понять, что легкие предметы не тонут, ребенку 6-ти лет уже не надо бросать их в воду, у него есть понятие легкого и тяжелого, понятие о свойствах воды, он может сделать самостоятельный вывод. К семи годам дети хорошо разбираются в понятиях, символах и знаках, мышление становится логическим. У них намечается собственное мировоззрение, первые этические нормы, созревает новая социальная позиция и стремление быть взрослым.
К концу дошкольного детства у ребенка складываются предпосылки нового вида деятельности – учебной.
Источник
Нормы психического развития ребенка
В 4 месяца
- общее время сна 14-16 часов в день;
- интересно все, за что хватается руками, играет с погремушкой, кладет предметы в рот;
- увеличивается зрительный контакт с родителями и другими людьми;
- останавливает взгляд на предмете, подолгу его рассматривает;
- прислушивается к невидимому источнику звука;
- лучше реагирует на голос, чем на другие звуки, начинает различать голоса родителей и интонации;
- умеет смеяться вслух;
- появление волнения при повышенном внимании.
Рекомендации:
- Родители могут поощрить развитие ребенка через игры;
- положите ребенка перед зеркалом;
- обеспечьте его яркими игрушками, которые он может держать;
- заставьте ребенка повторять разные звуки;
- помогите ребенку продолжить ваши фразы;
- используйте детские качели в парке, если головка ребенка уже хорошо держится;
- ребенок может играть на животе.
В 6 месяцев
- в состоянии поднять упавший предмет;
- начинает различать «близких» и «чужих» людей, бояться незнакомых людей;
- начинает подражать действиям других людей;
- различает тихие звуки (шуршание бумаги) активно прислушивается к невидимому источнику звука;
- любит слышать собственный голос;
- издает звуки обращенной к нему речи, при виде зеркала и игрушек;
- начинает подражать звукам, появляется лепет (звуки, напоминающие
односложные слова) за которыми
может закрепляться смысловое значение:
«мам-мам-мам»; - появление модуляции тона и громкости произносимых звуков;
- прекращение плача при переключении внимания на новый яркий и интересный стимул;
- понимает мимику и жесты окружающих; различает ласковое и недоброжелательное к нему обращение.
Рекомендации:
- читать, петь и говорить с ребенком;
- произносить такие слова, как «мама», чтобы помочь ребенку научиться языку;
- играть с ребенком в прятки;
- обеспечить, чтобы зеркало не разбивалось;
- обеспечить большие, яркие игрушки, издающие шум или имеющие движущиеся части (избегать игрушек с мелкими деталями);
- рвать при ребенке бумагу;
- говорить четко;
- начать именовать части тела и окружающей среды;
- использовать телодвижения и действия по учению языка;
- нечасто использовать слово «нет».
В 9 месяцев.
- сидя, тянется к объектам и бьет по ним, трясет и осознано бросает;
- лепечет и подражает звукам речи;
- реагирует на простые команды;
- запоминает как реагировать на знакомые фразы: «вот какой большой»;
- появление первых игр: прячется под платком и ищет спрятавшихся взрослых;
- различает «близких» и «знакомых» людей;
- при помощи плача может не позволять взять себя на руки
- интересуется деятельностью окружающих людей;
- понимает, что объекты продолжают существовать, даже когда он их не видит (постоянство объекта);
- различает знакомые предметы по названию и находит спрятанные предметы;
- может бояться оставаться в одиночестве; волнуется при прощании с кем-либо, особенно когда мама или папа уходят.
Рекомендации:
- обеспечить его книжками с картинками;
- предоставить ему различные раздражители;
- повезти его в торговый центр (чтобы видел больше людей);
- повезти его в зоопарк (чтобы видел животных);
- создавать в голове ребенка словарный запас путем чтения и именования людей и объектов окружающей среды;
- научить отличать горячее и холодное через игру;
- обеспечить большие игрушки, которые можно сдвигать, словно пешеходов;
- петь вместе с ребенком песни;
- не давать ребенку до 2-летнего возраста смотреть телевизор и т.д.
В 12 месяцев.
- общее потребность сна 12-14 часов в сутки;
- следует за быстро движущимся объектом;
- может убегать/уползать по квартире от родителей;
- появляются жесты «пока», «спасибо»;
- реагирует на свое имя;
- может сказать «мама», «папа» и еще несколько слов; повторяет за матерью слоги; пытается имитировать звуки животных;
- понимает значение слова «нет», реагирует прекращением действия на запрет;
- понимает простые команды;
- связывает имена с объектами;
- понимает, что объекты продолжают существовать, даже когда он их не видит;
- участвует в одевании (поднимает руки), в простых играх (например, с мячом);
- узнает и показывает любимые игрушки;
- начинает «разыгрывать спектакли» (например, делать вид, что пьет из чашки);
- побуждает близких людей к совместной игре;
- волнуется при свидании и прощании;
- может иметь привязанность к игрушке или объекту;
- имеет опыт разлуки и может цепляться за родителей;
- появляется указательный жест.
Игры и рекомендации.
- обеспечить ему книжки с картинками;
- обеспечить различные стимулы – например, собираться вместе с ним в торговый центр или зоопарк;
- играть с ребенком в мяч;
- создать для ребенка словарный запас путем чтения и именования людей и объектов окружающей среды;
- научить различать горячее и холодное через игру;
- обеспечить большие игрушки, которые можно сдвигать;
- петь с ребенком песни;
- давать ребенку играть с ребенком примерно того же возраста;
- не давать ребенку до 2-летнего возраста смотреть телевизор и т.д.
В 18 месяцев
- может встать на невысокие стулья без помощи;
- может подниматься или спускаться по лестнице, держась за перила одной рукой;
- может самостоятельно снять некоторые предметы одежды – такие, как перчатки, шапку, носки;
- определяет одну или более частей тела;
- может сложить три чашки-вкладыши или построить башню;
- пользуется ложкой и чашкой по назначению;
- имитирует письмо (водит карандашом по бумаге, без попыток изобразить что-то определенное);
- может сказать 10 или более слов, когда его спрашивают;
- понимает значение глаголов и выполняет действие по просьбе (например, «открой банку»);
- появляется «разделенное внимание» когда внимание ребенка и взрослого
направлено на один предмет
(например, слушает рассказ и смотрит на
картинки); - копирует бытовые действия взрослых (подметание, вытирание);
- удовольствие от игр с ровесниками (например, в догонялки);
- показывает привязанность к взрослым и может чувствовать разлуку;
- морщатся от поцелуев родителей губами.
Игры и рекомендации:
- поощрять и обеспечить необходимое пространство для физической активности ребенка;
- обеспечить безопасные копии взрослых инструментов и оборудования для игр ребенка;
- позволить ребенку помогать по дому и участвовать в ежедневных обязанностях в семье;
- поощрять игры, которые включают в себя задания и творчество;
- читать ребенку;
- поощрять игры с детьми – ровесниками вашего малыша;
- не давать ребенку до достижения 2 лет смотреть телевизор и т.д.;
- играть вместе в простые игры – такие, как головоломки и сортировка.
В 2 года
- может уверенно подобрать предметы, стоя, не теряя равновесия;
- поворачивает дверную ручку, вращает ручку музыкальной шкатулки;
- в состоянии надеть простую одежду без помощи (часто он делает это лучше, чем снимает одежду и чем кладет ее на место);
- появляются представления о форме и цвете предметов;
- активный словарный запас увеличивается до 20-30 слов (словарь может
варьироваться в широких пределах); может построить фразы из 2-3 слов; - запоминает имена родителей;
- может понять 2-х ступенчатую команду («Дай мне мяч, а затем возьми свои ботинки»);
- игра носит преимущественно ролевой характер в которой привычная для
ребенка жизненная
последовательность: кормит куклу, раздевает,
укладывает; игра постепенно усложняется, обрастает деталями; - появление чувств сопереживания, обиды; понимания чувств других: «пожалей меня», «сестренка испугалась»;
- появление стремление к игре со сверстниками;
- появление первых оценочных суждений: «хороший-плохой».
Игры и рекомендации:
- позволить ребенку помогать по дому и участвовать в ежедневных семейных обязанностях;
- поощрять и обеспечить необходимое пространство для физической активности;
- поощрять игры, которые включает в себя задания и творчество;
- обеспечить безопасные копии взрослых инструментов и оборудования;
- читать ребенку;
- стараться не давать ему смотреть телевизор; управлять ограничение и
содержания, и количества
телевизора. Предел просмотра телевидения –
менее 3 часов в день, предпочтительно один час или
меньше. Для ребенка
такого возраста вредны программы и передачи с содержанием о насилии,
жестокости, преступлениях и других аморальных поступках людей. Лучше
перенаправить ребенка к чтению или игровой деятельности; - контролировать тип игр.
В 3 года
- общая потребность сна 11-13 часов в сутки;
- может немного балансировать и прыгать на одной ноге;
- может крутить педали трех-колесного велосипеда;
- может одеть себя, нуждается в помощи только со шнурками, кнопками и другими крепежными деталями в труднодоступных местах;
- днем пользуется горшком для опорожнения кишечника и мочевого пузыря (может иметь и ночной контроль);
- может легко поместить мелкие предметы в небольшое отверстие;
- может нарисовать круг/овал (достаточно закрытый, не переходящий в спираль);
- словарный запас от 100 до 1000 слов; составляет предложения из
трех-четырех слов и может повторить предложения из 5-6 слов; использует
речь для описания своего самочувствия; - использует множественное число и местоимения (он / она);
- знает собственное имя, возраст и пол (мальчик/девочка);
- часто задает вопросы используя слово «почему?» не всегда дожидаясь ответа;
- осознает себя ка личность: «я», «моё», «сам»; учится делиться вещами с другими людьми;
- может иметь страхи воображаемых предметов.
В возрасте 3 лет почти вся речь ребенка должна быть понятна. В связи с возрастным кризом частые нарушения поведения в виде истерик. Если истерики длятся больше 15 минут и чаще 3 раза в день – это повод для консультации у врача.
Эти этапы характерны для детей на третьем году жизни. Всегда имейте в виду некоторые отклонения. Если у вас есть вопросы о развитии вашего ребенка, обратитесь к его лечащему врачу.
Игры и рекомендации:
- обеспечить безопасные условия игры и постоянный контроль;
- обеспечить необходимое пространство для физической активности ребенка;
- помочь ребенку участвовать в спортивных мероприятиях и узнать их правила;
- делать мониторинг времени и содержания телевизионных просмотров;
- посещать местные объекты, представляющие интерес;
- поощрять ребенка, чтобы он помогал родителям с небольшими домашними делами – накрыть на стол или собрать игрушки;
- поощрять играть с другими детьми, чтобы помочь развивать социальные навыки;
- поощрять творческие игры;
- читать вместе;
- поощрять ребенка узнавать, отвечая на вопросы;
- обеспечивать мероприятия, связанные с конкретными интересами ребенка;
- поощрять ребенка использовать слова для выражения своих чувств.
В 4 года.
- легко стоит на одной ноге, не теряя равновесия;
- может вырезать изображение с помощью ножниц;
- словарный запас более 1000 слов; легко составляет предложения из 4-5 слов;
- может использовать глаголы в прошедшем времени и задавать много вопросов;
- может использовать слова, которые полностью не понятны;
- может начать использовать слова ненормативной лексики;
- учится и поет простые песни;
- старается быть очень независимым;
- участвует в разговорах о личных делах семьи с взрослыми;
- как правило, имеет придуманных друзей;
- появление осознания времени;
- в состоянии сделать различие между двумя объектами на основе их размера и веса;
- появление эмоциональной реакции возмущения или возращения, если от него слишком много требовать.
Игры и рекомендации:
- обеспечить пространство для физической активности ребенка и поощрять ее;
- показать ребенку, как принимать участие в спортивных мероприятиях и как в них следовать правилам;
- поощрять игры совместно с другими детьми;
- поощрять творческие игры;
- научить детей делать небольшие дела – например, накрывать на стол;
- читать вместе с ребенком;
- ограничить смотрение телевизора до 2 часов в день – и только хорошие передачи;
- увлечь ребенка различными интересными и полезными для него стимулами.
В 5 лет
- поддержание баланса, стоя на одной ноге с закрытыми глазами;
- улучшение навыка использования простых инструментов и письменных принадлежностей;
- ребенок может скопировать простой рисунок, фигуру;
- словарный запас более 2000 слов;
- ребенок может составлять предложения из 5 или более слов, со всеми частями речи;
- начинает различать деньги;
- появление размышлений при ответах на вопросы; отвечает на вопросы «почему»;
- ведет себя более ответственно и может извиниться за ошибки;
- уменьшается агрессивное поведение;
- исчезают ранние детские страхи;
- способен принять другие точки зрения (даже если не может их понять);
- уверенно отождествляет себя с родителем того же пола, что он сам (сама);
- имеет группу друзей;
- участвует в творческих играх (например, полет на Луну).
Игры и рекомендации:
- совместное чтение;
- обеспечение необходимого пространства для физической активности;
- должен участвовать в спортивных мероприятиях и исполнять их правила;
- поощрять ребенка играть с другими детьми, что помогает развивать его социальные навыки;
- совместное творчество с ребенком;
- мониторинг времени и содержания телевизионных просмотров;
- посещение местных достопримечательностей;
- поощрение ребенка взять на себя ответственность для малых домашних дел –
таких, как помощь в
накрывании на стол или собирании игрушек после
игры.
Источник