Норма и патология в социальном развитии ребенка

Норма и патология в социальном развитии ребенка thumbnail

Социальное становление человека нередко приводит к определенным отклонениям. Сущность социальных отклонений, причины их формирования, возможности предупреждения и преодоления являются социально-педагогической проблемой.

В результате изучения главы 13 студент должен:

знать

  • • норму и патологию в социальном развитии и воспитании человека;
  • • характерные причины социальных отклонений;
  • • понятие, сущность и содержание девиантологии;
  • • существо девиации в поведении различных категорий детей и подростков и особенностей ее проявления;
  • • основные направления социально-педагогической деятельности по профилактике и преодолении девиантного поведения детей;

уметь

  • • учитывать понимание содержания и причин формирования девиации в социально-педагогической работе с различными категориями детей и подростков;
  • • обеспечивать профилактику социальных отклонений и определять направления по преодолению девиации в поведении детей и подростков;

владеть

• методами профилактики и преодоления девиантного поведения детей и подростков.

Норма и патология в социальном развитии и воспитании человека, причины социальных отклонений

Социальные нормы – это официально установленные или сложившиеся под воздействием социальной практики правила и проявления человека в конкретно-исторических условиях жизни общества, а также дозволенные или обязательные стандарты поведения личности в группе, соблюдение которых выступает для индивида необходимым условием взаимодействия. В них преломляются и отражаются предыдущий социальный опыт общества и осмысление современной действительности. Они служат критерием оценки социальной роли человека и проявляются в его повседневной жизни и деятельности.

Социальные нормы закрепляются в законодательных актах, должностных инструкциях, правилах, уставах, других организационных документах, а также могут выступать в виде неписаных правил среды. Сгруппированные по основным нормообразующим факторам они подразделяются на правовые, нравственные, этические, религиозные и др.

Человек одновременно может выполнять несколько социальных ролей – гражданина, специалиста, члена семьи, коллектива. При этом он усваивает социальный опыт поведения, необходимый ему для самореализации как личности.

Социальное отклонение – это социальное развитие, воспитание и поведение человека, не соответствующие ценностям и нормам, принятым в обществе (среде жизнедеятельности).

Выделяют две формы социального отклонения:

  • асоциальное поведение (от греч. а – отрицательная частица “не”, “без” и лат. socialis – общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе) – это такое поведение человека, которое не соответствует нормам, принятым в обществе, но не содержит противоправных действий;
  • антисоциальное поведение (от греч. anti – против и и лат. socialis – общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе) – это противоправное поведение человека.

В социологии выделяют такое явление, характеризующее несоответствующее нормам проявление человека в социальной среде, как аномия. Ее существо выражается в отчужденности человека от общества, его системы ценностей, апатии, разочарованности в жизни, преступности.

P.-К. Мертон в 1930-х гг. выдвинул теорию социальной аномии (отсутствие норм в поведении человека, их недостаточность). По его мнению, во всяком обществе господствуют определенные цели и средства их достижения. Возникновение нарушения равновесия между целями и средствами их достижения и служит основанием для аномии. Последнюю он понимал как состояние “безнравия” в обществе, побуждающее индивида к отклоняющемуся поведению.

P.-К. Мертон выделяет следующие типы аномии человека (возможные варианты сочетания отношения человека к целям и к избираемым им средств их достижения):

  • конформизм (от позднелат. confarmns – подобный, сходный) – равное (наряду со всем) положительное отношение к целям и средствам их достижения, сложившимся в обществе;
  • инновативность (от лат. innovatio – возобновление, перемена) – положительное отношение к целям и отрицание ограничений в выборе средств, которое ведет к новационному поведению, новационной деятельности человека;
  • ритуализм – отрицательное отношение к целям, их забвение при сохранении главного акцента на средствах, составляет поведение ритуального типа (например, религиозная деятельность, бюрократизм);
  • ретризм – отрицание и целей, и любых средств их достижения. Он ведет к уходу от жизни (алкоголики, наркоманы);
  • бунт – отказ и от целей, и от средств, принятых в обществе с одновременной заменой их новыми целями и новыми средствами. Он выступает в форме мятежа, переворота и провозглашает революционные перемены в социальных нормах и ценностях.

В социальной педагогике и в социологии выделяют понятие “отклоняющееся поведение“. Им описывают поведение человека, не соответствующее принятым в обществе нормам и ролевым предназначениям.

Термин “отклоняющееся” часто заменяют термином “девиантное” (от лат. deviatio – отклонение) или “делинквентное” (от лат. delinquent – правонарушитель).

Под девиантным поведением человека понимается система поступков или отдельные поступки, действия человека, носящие характер отклонения от принятых в обществе норм. Чаще всего под девиантным поведением понимают отрицательное (негативное) отклонение в поведении человека, противоречащее принятым в обществе правовым и нравственным нормам. Делинквентное поведение представляет отклоняющееся поведение в крайних проявлениях, которое характеризуется обществом как уголовно наказуемое и подлежит соответствующему воздействию.

В 1950-х гг. американский социолог Альберт Коэн выдвинул теорию делинквентных субкультур. Исследователь обосновал наличие у людей делинквентного типа особой субкультуры, определяющей их ориентацию на успех, но совсем иным путем (иными средствами), чем в “большом” обществе. Ее носителями являются те, для кого нормальными средствами достижения самоуважения и уважения со стороны других являются мелкие кражи, агрессивность, вандализм. Она функционирует внутри мафии, банды, криминальных групп и определяет сущность и образ жизнедеятельности их членов.

Существуют различные теории формирования девиантного поведения человека. Среди них выделяют:

  • антропологические – своеобразие внешнего вида предопределяет склонность человека к правонарушению (Чезаре Ломброзо (1835–1909), Уильям Герберт Шелдон (1898-1977; Sheldon));
  • биологические – отклоняющееся поведение человека определяется его наследственностью;
  • психологические – особенности психики человека являются той основой, которая определяет его склонность к конфликтам, правонарушениям (Зигмунд Фрейд (1856–1939);
  • социологические – девиантное поведение человека является следствием усвоения им негативного социального опыта, сформировавшегося противоречия между результатом воспитания и требованиями среды и пр. (Э. Дюркгейм, P.-К. Мертон и др.).

Анализ указанных теорий показывает, что биологические и психологические выделяют особенное в личности, которое сказывается на ее девиантном развитии. Однако любое предрасположение человека к девиации реализуется только при неблагоприятных для него условиях среды жизнедеятельности и воспитания, превращаясь в ту основу его личности, которая и определяет негативное (девиантное или делинквентное) поведение.

В основе отклоняющегося поведения человека лежат биопсихологические характеристики, результаты социального воспитания и усвоения им негативного социального опыта поведения: отрицательно выраженная направленность личности (интересы, потребности, мотивы, цели, идеалы), негативные привычки и соответствующие им положительные чувства (внутреннее удовлетворение от их проявления), которые выступают регуляторами его антисоциального поведения, действий и поступков.

Девиантным человек становится постепенно. Исследователи выделили следующие основные этапы становления девиантного поведения:

  • – возникновение противоречия между социальными нормами и личностью;
  • – проявление несогласия, отрицание социальных требований;
  • – проявление противозаконных действий (мелкое хулиганство, обман, кражи);
  • – рецидивы противозаконных действий;
  • – накопление опыта асоциального поведения (насилие, хулиганство, проституция);
  • – включение в группу с асоциальным поведением;
  • – нарушение законов; совершение преступления. Также в процессе исследования определены основные факторы, обусловливающие формирование девиантного поведения (рис. 13.1).

Основные факторы, обусловливающие формирование девиантного поведения

Рис. 13.1. Основные факторы, обусловливающие формирование девиантного поведения

Охарактеризуем их подробнее.

Во-первых, имеют место негативные последствия, обусловленные недостатками и упущениями в воспитании. Последних достаточно много и они связаны со следующими факторами.

Несоответствие воспитания индивидуальности ребенка определяет тот факт, что различные отклонения в развитии ребенка диктуют необходимость учитывать их в воспитании. Оно должно ориентироваться на сдерживание или стимулирование развития возможностей ребенка в познавательной, чувственной и волевой сферах, а также компенсаторных возможностей, с тем, чтобы преодолеть недостатки или развить достоинства индивидуальности воспитуемого.

Несоответствие воспитательного воздействия своеобразию возрастного развития предполагает необходимость учета особенностей возраста воспитуемого.

Наиболее сложным для воспитания выступает подростковый (отроческий) возраст (11–16 лет) – так называемый “переходный”. В социальном плане подростковая фаза – это завершение детства и начала “вырастания” из него, продолжение первичной социализации. Подростки, как правило, школьники, находятся на иждивении родителей (или государства), их ведущая сферой деятельности является учеба.

Юношеский возраст (17 лет – 23 года) представляет собой в буквальном смысле слова “третий мир”, существующий между детством и взрослостью. Биологически – это период завершения физического созревания: большинство девушек и значительная часть юношей вступают в него уже постпубертатными (достигшими полной половой зрелости). Однако на его долю выпадает задача многочисленных “доделок” и устранения диспропорций, обусловленных неравномерностью созревания.

К проблемам подросткового и юношеского возраста, которых, при их игнорировании в социально-педагогической работе, приводят к формированию отклоняющегося поведения, относятся:

  • – кризисные явления, характеризующие психофизиологическое развитие: ускоренное и неравномерное развитие организма в период полового созревания; неразвитость сердечно-сосудистой системы, влияющая на физическое и психическое самочувствие подростка; “гормональная буря” эндокринной системы в период полового созревания, проявляющаяся в повышенной возбудимости и эмоциональной неустойчивости;
  • – обострение взаимоотношений с взрослыми (родителями, учителями), проявляющееся в “конфликте” моралей старших и младших, чувстве взрослости и неприятии требований к себе;
  • – стремление заменить отношения с позиции “морали подчинения” на “мораль равенства”;
  • – повышенная критичность оценочных суждений и поведения взрослых;
  • – изменения в характере взаимоотношений со сверстниками, потребность к общению, стремление к самоутверждению, приводящие порой к негативным формам.

Также исследователи выделяют следующие недостатки в воспитании ребенка (подростка), которые формируют базу отклоняющегося поведения:

  • – ошибки семейного воспитания;
  • – тепличные условия, отстранение ребенка от любых жизненных проблем, от любой активной деятельности, способствующие формированию черствости, инфантильности и неспособности сопереживать человеческие трагедии, преодолевать жизненные трудности в критической ситуации;
  • – ошибки и упущения в процессе обучения и воспитания в образовательном учреждении, особенно в детском саду и школе;
  • – негативные нравственные ориентиры воспитания;
  • – научение ребенка, подростка определенным негативным моделям жизни и деятельности (самореализации в жизни). В этих условиях личность начинает идентифицировать себя героям различных приключений “примерять на себя” различные виды деятельности. Особенно этому способствует телевидение, кино, видеофильмы, которые выступают своего рода “учебниками” различных форм преступной деятельности;
  • – средовые негативные “ожидания” по отношению к ребенку, подростку из неблагополучной семьи, имеющему негативное товарищеское окружение, проявившему нарушения дисциплины. Такие ожидания в прямой или косвенной форме провоцируют ребенка к правонарушению;
  • – приобщение ребенка, подростка к спиртным напиткам, наркотикам, курению, азартным играм;
  • – отсутствие единства и согласованности в воспитательной деятельности родителей в семье, во взаимодействии семьи и школы, семьи, школы и административных органов по работе с детьми и подростками;
  • – недостатки системы перевоспитания, исправления правонарушителей и последующей адаптации их в повседневной жизни (социальной среде).

Во-вторых, на формирование девиантного поведения влияет негативная личностная позиция самого ребенка (подростка), которая отражается:

  • – в отклонениях в самооценке: завышенная – ведет к возникновению чрезмерной амбиции и самомобилизации, которая в сочетании с аморальной способностью самовыражения приводит к правонарушениям; заниженная – рождает неуверенность в себе, поведенческий дуализм, раздвоенность личности и создает проблемы для нее в коллективе, сдерживает самовыражение;
  • – отклонениях в личностных притязаниях, которые предопределяют личную позицию подростка и активность в достижении целей. Они, как правило, вытекают из отклонений в самооценке;
  • – безразличии к нравственным ценностям и самосовершенствованию. Часто это связано с отсутствием нравственного примера и несформированностью потребности быть лучше;
  • – негативно реализуемой потребности в самоутверждении, нездоровом соперничестве, которые предопределяют устремленность подростка к самоактивности;
  • – сложности формирования потребности и активного желания самоисправления;
  • – стремлении подростка к общению, участию в неформальных молодежных объединениях, в том числе и асоциальной направленности.

В-третьих, девиантные отклонения во многом зависят от отклонений в психическом и физиологическом развитии, которые могут выражаться:

  • – в низком уровне интеллектуального развития от рождения или как результата черепно-мозговой травмы;
  • – эмоционально обусловленных отклонениях и (или) отклонениях активно-волевой сферы, способствующих формированию повышенной возбудимости: аффектах, импульсивности в действиях и поступках, жажде наслаждений, издевательств над окружающими, бродяжничества;
  • – отклонениях в процессе формирования личности, приводящих к сложностям во взаимоотношениях со сверстниками.

В-четвертых, существуют негативные факторы среды формирования личности.

Семья может становиться фактором негативного формирования личности, если существуют:

  • – безнравственная обстановка: пьянство, ссоры, драки, грубость во взаимоотношениях, нечестность, что создает негативный пример для подражания, формирует соответствующее мировоззрение;
  • – проблемы состава семьи: неполные, дистантные и многодетные семьи, семьи с одним ребенком, являются полем негативного формирования личности ребенка; переключение родителей на свои личные проблемы и предоставление ребенка самому себе в течение длительного времени; перекладывание воспитания ребенка на дедушку и бабушку без соответствующей поддержки (с возрастом пожилые люди оказываются неспособными обеспечивать необходимое воспитательное воздействие на внуков, что и приводит к их безнадзорности) ведут к недостатку педагогического влияния на ребенка, формированию его личности со стороны только одного из родителей, к чрезмерному вниманию и попустительству в процессе воспитания.

Наличие этого фактора:

  • – способствуют формированию у ребенка отрицательного отношения к дому, семье, родителям;
  • – побуждает его значительную часть времени проводить вне дома, что ведет к формированию категории “детей улицы”, безнадзорных и беспризорных;
  • – отучает его обращаться за чем-либо к родителю (родителям), видеть в нем (в них) опору, формирует нежелание общаться с ним (ними);
  • – определяет отсутствие у ребенка здоровых интересов, увлечений, усидчивости.

К факторам средового воздействия (улицы, города, “стаи”) на человека также относятся:

  • – негативные увлечения, непедагогическое использование возможностей игры в развитии ребенка и проч.
  • – отрицательное влияние ближайшего окружения и прежде всего антипедагогическое поведение взрослых и сверстников.
  • – негативное влияние средств массовой информации, особенно телевидения, видеотехники.

Имеются и другие средовые факторы, негативно сказывающиеся на воспитание человека.

Изложенное выше ясно показывает необходимо профилактики социальных отклонений.

Источник

Под нормой (от лат. norma) понимают правило, точное предписание, установленная мера. «Социальная норма» («социальные нормы») – это официально установленные или сложившиеся под воздействием социальной практики нормы и правила общественного поведения и проявления человека в конкретно-исторических условиях жизни общества. Они определяют сложившиеся или установленные (дозволенные или обязательные) стандарты поведения личности в группе, соблюдение которых является для индивида необходимым условием взаимодействия.

В социальных нормах преломляется и отражается предыдущий социальный опыт общества и осмысление современной действительности. Они закрепляются в законодательных актах, должностных инструкциях, правилах, уставах, других организационных документах, а также могут выступать в виде неписаных правил среды. Сгруппированные по основным нормообразующим факторам, они подразделяются на: правовые, нравственные, этические, религиозные и др., служат критерием оценки социальной роли человека в любой конкретный момент и присутствуют в его повседневной жизни и деятельности.

Человек одновременно выполняет несколько социальных ролей – гражданина, специалиста, члена семьи, коллектива и пр., в процессе чего он усваивает социальный опыт поведения, необходимый ему для самореализации как личности.

Социальное отклонение – это социальное развитие человека, поведение которого не соответствует общественным ценностям и нормам, принятым в обществе (его среде жизнедеятельности). Выделяют такие формы социального отклонения: асоциальное поведение и антисоциальное.

Асоциальное поведение (от греч. а – отрицательная частица «не», «без» и лат. socialis – общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе) – это такое поведение человека, которое не соответствует нормам, принятым в обществе, но не содержит противоправных действий. Антисоциальное (от греч. anti – против и социальный) – это противоправное поведение человека.

В социологии выделяют такое явление, характеризующее несоответствующее нормам проявление человека в социальной среде, как аномия. Термин «аномия» предложен французским социологом Д. Дюркгеймом и означает отсутствие норм в поведении, их недостаточность. Американский социолог Р. Мертон в 30-х гг. выдвинул теорию социальной аномии, под которой рассматривал состояние «безнравия» в обществе, побуждающее индивида к отклоняющемуся поведению. По его мнению, во всяком обществе господствуют определенные цели и средства их достижения. Нарушение равновесия между целями и средствами их достижения и служит основанием для аномии. Мертон обосновывает следующие типы реакции человека при аномии (логически возможных вариантов сочетания отношения к целям деятельности и к избираемым при этом средствам их достижения): конформизм, инновативность, ритуализм, ретризм, бунт.

Конформизм (от позднелат. conformns – подобный, сходный) – равное (наряду со всем) положительное отношение к целям и средствам их достижения, сложившимся в обществе.

Инновативность (от лат. irmovatio – возобновление, перемена) – положительное отношение к целям и отрицание ограничений в выборе средств, которое ведет к инновационному поведению, инновационной деятельности человека.

Ритуализм – отрицательное отношение к целям, их забвение при сохранении главного акцента на средствах составляет поведение ритуального типа (например, религиозная деятельность, бюрократизм и пр.).

Ретризм – отрицание и целей, и любых средств их достижения. Он ведет к уходу от жизни (алкоголики, наркоманы и т.д.).

Бунт – отказ и от целей, и от средств, принятых в обществе с одновременной заменой их новыми целями и новыми средствами. Он выступает в форме мятежа, переворота и провозглашает революционные перемены в социальных нормах и ценностях.

В социальной педагогике и в социологии выделяют выражение – отклоняющееся поведение. Под этим термином понимается поведение человека, не соответствующее принятым в обществе нормам и ролевым предназначениям.

Термин «отклоняющееся» (поведение) часто заменяют термином «девиантное» (от лат. deviatio – отклонение) или «делинквентное» (от лат. delinquens – правонарушитель). Под девиантным поведением человека подразумевается система поступков или отдельные поступки, действия человека, носящие характер отклонения от принятых в обществе правил. Чаще всего под девиантным поведением понимают отрицательное (негативное) отклонение в поведении человека, противоречащее принятым в обществе правовым и нравственным нормам. Делинквентное поведение в крайних своих проявлениях характеризуется как уголовно наказуемое и подлежит административным воздействиям.

В 1950-х гг. американский социолог А. Коэн выдвинул теорию делинквентных субкультур. В основе этой теории лежит обоснование особой субкультуры у людей делинквентного типа, определяющей ориентацию их на успех, но совсем иным путем (иными средствами), чем в «большом» обществе. К таким представителям принадлежат те, для которых нормальными средствами достижения самоуважения и уважения со стороны других являются мелкие кражи, агрессивность, вандализм. К субкультуре насилия относят агрессивное поведение, воровство и пр. Она функционирует внутри мафии, банды, криминальных групп и определяет сущность и образ жизнедеятельности их членов.

Существуют различные теории формирования девиантного поведения человека. Среди них: биологические – своеобразие внешнего вида предопределяет склонность человека к правонарушению (Ломброзо, Шелдон); психологические – особенности психики человека являются той основой, которая определяет его склонность к конфликтам, правонарушениям (Фрейд); социологические – девиантное поведение человека является следствием усвоения им негативного социального опыта, сформировавшегося противоречия между результатом воспитания и требованиями среды и пр. (Дюркгейм, Мертон Миллер и др.).

Анализ различных теорий показывает, что и биологические, и психологические теории выделяют особенное в личности, которое может сказаться на ее девиантном развитии, воспитании. Они свидетельствуют о том, что человек, с рождения неся в себе агрессивное начало, может иметь определенное предрасположение к девиации. Однако любое предрасположение человека к девиации реализуется только при неблагоприятных для него условиях среды жизнедеятельности и воспитания, превращаясь в те самые основы его личности, которые и определяют в последующем негативное (девиантное или делинквентное) поведение.

В основе отклоняющегося поведения человека лежат его биопсихологические характеристики, процесс и результаты его социального воспитания, усвоения им негативного социального опыта поведения: отрицательно выраженная направленность личности (интересы, потребности, мотивы, цели, идеалы), негативные привычки и соответствующие им (негативной направленности и отрицательным привычкам) положительные чувства (внутреннее удовлетворение от их проявления), которые выступают регуляторами его антисоциального, аморального поведения, действий и поступков.

Девиантным человек становится постепенно. Основными этапами становления девиантного поведения являются:

возникновение противоречия между социальными нормами и личностью;

• проявление несогласия, отрицание социальных требований ребенком;

проявление противозаконных действий (мелкое хулиганство, обман, кражи и т.д.);

рецидивы противозаконных действий;

накопление опыта асоциального поведения (насилие, хулиганство, проституция и др.);

включение в группу с асоциальным поведением;

• нарушение законов;

• совершение преступления.

Чтобы эффективно решать вопросы работы с лицами социально-негативного (девиантного) поведения, необходимо выявить основные факторы, обусловливающие их формирование. К таким группам факторов и их составляющих следует отнести:

А. Отклонения в психическом и физиологическом развитии: низкий уровень интеллектуального развития от рождения или как результат черепно-мозговой травмы; эмоционально обусловленные отклонения и (или) отклонения акгивно-волевой сферы, способствующие формированию повышенной возбудимости, аффективного поведения, импульсивности в действиях и поступках, жажды наслаждений, злорадства и издевательства над окружающими, деспотизм, бродяжничество и пр.; отклонения в процессе формирования личности, приводящие к сложностям во взаимоотношениях со сверстниками.

Б. Несоответствие воспитания индивидуальности ребенка. Различные отклонения в развитии ребенка диктуют необходимость их учета в воспитании. Оно должно ориентироваться на сдерживание или стимулирование тех или иных возможностей ребенка в познавательной, чувственной и волевой сферах, развитие компенсаторных возможностей, позволяющих преодолеть недостатки, и пр.

В. Несоответствие воспитательного воздействия своеобразию воз- -растного развития. Так, например, наиболее сложным в воспитании является подростковый, отроческий возраст (11—13, Ш-16 лет) – переходный возраст. В социальном плане подростковая фаза – это продолжение первичной социализации. Подростки – как правило, школьники – находятся на иждивении родителей (или государства), главной деятельностью является учеба. Это период завершения детства и начала «вырастания» из него.Юношеский возраст (от 17 до 23 лет) представляет собой в буквальном смысле слова «третий мир», существующий между детством и взрослостью. Биологически – это период завершения физического созревания. Большинство девушек и значительная часть юношей вступают в него уже постпубертатными (достигшими полной половой зрелости), однако на его долю выпадает задача многочисленных «доделок» и устранения диспропорций, обусловленных неравномерностью созревания.

К проблемам подросткового возраста, не учет которых приводит к отклоняющемуся поведению, относятся:

а) кризисные явления, характеризующие психофизиологическое развитие в подростковом возрасте:

· ускоренное и неравномерное – развитие организма в период полового созревания; неразвитость сердечно-сосудистой системы, влияющей на физическое и психическое самочувствие подростка;

· «гормональная буря» эндокринной системы в период полового созревания, проявляющаяся в повышенной возбудимости, эмоциональной неустойчивости;

б) обострения взаимоотношений со взрослыми, родителями, учителями, выражающиеся в «конфликте» морали старших и младших, чувстве взрослости и неприятии требований к себе;

в) стремления заменить отношения с позиции «морали подчинения» на «мораль равенства»;

г) повышенная критичность оценочных суждений и поведения взрослых;

д) изменения в характере взаимоотношений со сверстниками, потребность к общению, стремление к самоутверждению, приводящие порой к негативным формам и др.

Г. Негативные факторы среды формирования личности. Семья, как фактор негативного формирования личности:

а) безнравственная обстановка в семье: пьянство, ссоры, драки, грубость во взаимоотношениях, нечестность и пр., что создает негативный пример для подражания, формирует соответствующее мировоззрение;

б) проблемы состава семьи: неполные семьи, семьи с одним ребенком, многодетные семьи, дистантные семьи и др., что ведет к недостатку педагогического влияния на ребенка, формированию его личности со стороны только одного из родителей, либо к чрезмерному вниманию и попустительству в процессе воспитания.

Эти негативные факторы влияния семьи способствуют созданию у ребенка отрицательного отношения к дому, семье, родителям, побуждают его стремиться уйти из дома и значительную часть времени проводить вообще вне его. В этих условиях формируется категория «детей улицы», безнадзорных и беспризорных. Этому способствуют: агрессивная обстановка в доме, грубость по отношению к ребенку; длительное невнимание к его интересам и проблемам, отучение его обращаться с чем-либо к родителю (родителям), видеть в нем (в них) опору, нежелание общаться с ним (ними); переключение родителей на свои личные проблемы и предоставление ребенка самому себе в течение длительного времени; перекладывание воспитания ребенка на дедушку и бабушку без соответствующей их поддержки (с возрастом пожилые люди оказываются неспособными обеспечивать необходимое воспитательное воздействие на внуков, что и приводит к их безнадзорности); недостатки воспитания, отсутствие у ребенка здоровых интересов, увлечений, усидчивости и пр.

Факторы бредового (улицы, города, «стаи» и пр.) воздействия на человека в процессе его развития.

Негативные увлечения в домашней обстановке, непедагогическое использование возможностей игры в развитии ребенка и пр.

Отрицательное влияние ближайшего окружения, и прежде всего антипедагогическое поведение родителей, взрослых, сверстников и пр.

Негативное влияние средств массовой информации, особенно телевидения, видеопродукции.

Имеются и другие средовые факторы, отрицательно сказывающиеся на воспитание человека.

Д. Недостатки в воспитании ребенка, подростка:

а) ошибки семейного воспитания;

б) тепличные условия, отстранение ребенка от любых жизненных проблем, любой активной деятельности, способствующие формированию черствости, инфантильности и неспособности сопереживать человеческим трудностям и трагедиям, преодолевать жизненные сложности в критической ситуации;

в) ошибки и упущения в процессе обучения и воспитания в образовательном учреждении, особенно в детском саду и школе;

г) негативные нравственные ориентиры воспитания;

д) научение ребенка, подростка определенным негативным моделям жизни и деятельности (самореализации в жизни). В этих условиях личность начинает идентифицировать себя с героями различных приключений, «примерять на себя» различные виды деятельности. Особенно этому способствует телевидение, кино, видеофильмы, которые выступают своего рода «учебниками» различных форм преступной деятельности;

е) средовые отрицательные «ожидания» по отношению к ребенку, подростку из неблагополучной семьи, имеющему негативное товарищеское окружение, нарушающему дисциплину и пр. Такие ожидания, часто в прямой или косвенной форме провоцируют ребенка к правонарушению;

ж) приобщение ребенка, подростка к спиртным напиткам, наркотикам, курению, азартным играм;

з) отсутствие единства и согласованности в воспитательной деятельности родителей в семье, во взаимодействии семьи и школы, семьи, школы и административных органов по работе с детьми и подростками и пр.;

и) недостатки системы перевоспитания, исправления правонарушителей и последующей адаптации их в повседневной жизни (социальной среде).

Е. Негативная личностная позиция самого ребенка, подростка:

а) отклонения в самооценке подростка: завышенная – ведет к возникновению чрезмерной амбиции и самомобилизации, которая в сочетании с аморальной способностью самовыражения приводит к правонарушениям; заниженная – рождает неуверенность в себе, поведенческий дуализм, раздвоенность личности и создает проблемы для нее в коллективе, сдерживает самовыражение;

б) отклонения в личностных притязаниях подростков. Они, как правило, вытекают из отклонений в самооценке. Притязания предопределяют личную позицию подростка и активность в достижении целей;

в) безразличие к нравственным ценностям и самосовершенствованию. Часто это связано с отсутствием нравственного примера и несформированностью потребности быть лучше;

г) негативно реализуемая потребность в самоутверждении и соперничестве у подростков с отклонением в поведении, нездоровое соперничество. Эти потребности, их направленность в подростковом возрасте предопределяют устремленность подростка к самоактивности;

д) сложность формирования у ребенка, подростка, юноши потребности и активного желания самоисправления;

е) стремление подростка к общению, участию в неформальных молодежных объединениях, в том числе и асоциальной направленности.

Описав основные группы факторов, обусловливающих формирование негативного, отклоняющего поведения детей и подростков, необходимо определить и наиболее важные направления педагогической деятельности по их профилактике и преодолению.

Источник