Ноотропы в развитии речи ребенка

Ноотропы в развитии речи ребенка thumbnail

Ноотропы для детей

Нервная система человека, недавно появившегося на свет, еще незрелая. Она будет совершенствоваться годами. Неудивительно, что заботливые родители пристально вглядываются в своего кроху – а нет ли у него каких-нибудь отклонений?

Малыш бывает беспокойным перед сном? Иногда дрожит подбородок, дергаются ручки, ножки, малыш обильно и часто срыгивает, отстает в развитии от сверстников? У карапуза задержка речевого развития или он не хочет садиться и ходить в среднестатистический срок? Все эти симптомы могут быть признаком как естественной для крох незрелости нервной системы, так и серьезного заболевания.

Ноотропы в развитии речи ребенка

Когда вопрос встает, что называется, ребром, родителям и детским врачам некогда ждать, пройдут ли тревожные симптомы со временем.

Ведь чем старше ребенок, тем сложнее исправить отклонения, вызванные неврологическими патологиями. В этой ситуации детям назначают ноотропные препараты. Пугаться не стоит – по статистике, их выписывают каждому третьему малышу.

Что это такое?

Ноотропы – это нейрометаболические стимуляторы. Проще говоря, препараты, которые активно действуют на высшие психические функции мозга, улучшают кровообращение и работу нервной системы, стимулируют обменные процессы в нервных тканях. В международной классификации у ноотропных средств нет отдельной группы, их объединили с психостимуляторами. Но это также не повод для волнений.

Действие

Ноотропное действие основано на нескольких процессах. Они улучшают энергетическое состояние нервных клеток (нейронов), ускоряют процессы, протекающие в центральной нервной системе, насыщают мозг кислородом, укрепляют мембраны нервных клеток, увеличивают скорость импульсов в мозге. Как следствие, обменные процессы в мозге значительно улучшаются, «крепчает» память, «оживляется» восприятие. Позитивно ноотропы действуют и на механизмы мышления, увеличивают интеллектуальные способности. Именно за это ноотропы получили свое второе неофициальное имя – «стимуляторы познания».

Ноотропы в развитии речи ребенка

Ноотропные препараты бывают различной классификации, всего их более 20 видов. Это более сотни названий.

Показания к применению

Ноотропные препараты детям назначают при следующих заболеваниях и состояниях:

  • Отставание в развитии психики ребенка,
  • Задержка развития речи,
  • Последствия внутриутробного страдания малыша, в ходе которого оказалась пораженной центральная нервная система,
  • Травмы головы (сотрясения мозга, ЧМТ),
  • Синдром дефицита внимания,
  • Различные формы умственной отсталости,
  • Детский церебральный паралич (ДЦП),

Кроме того, отдельные виды ноотропных препаратов, скорее всего, назначат при сильном заикании, нарушении сна у ребенка, расстройствах мочеиспускания, мигрени, сильных головокружениях. Ноотропы применяют для лечения гиперкинезов (это хаотичные судорожные случайно возникающие движения руками и ногами у детей), а также для профилактики укачивания. Кроме того, ноотропные препараты для лечения детей применяются в офтальмологии, токсикологии, травматологии.

Ноотропы в развитии речи ребенка

Ноотропы в развитии речи ребенка

За и против

Несмотря на свое довольно позитивное воздействие на организм, споры и научные дискуссии вокруг ноотропов не утихают. Широкое применение эти препараты нашли только в России и странах бывшего СНГ. Вероятно потому, что их начали использовать в нашей медицине еще в середине XX века. Европейские и американские врачи, к примеру, отказываются назначать ноотропы своим маленьким пациентам.

Причина в том, что эффективность и пользу ноотропных средств научно доказать пока не удалось. Хотя все согласны с тем, что особого вреда от них тоже нет. А какой тогда смысл лечить ноотропами всех и вся, если речь, конечно, не идет о перечне заболеваний, указанном выше? Такого мнения, в частности, придерживаются известные врачи Рошаль и Комаровский. Некоторые специалисты предлагают даже перевести ноотропные препараты из категории лекарственных средств в категорию биологически активных добавок.

Автор следующего видеоролика расскажет, как ноотропные препараты влияют на мозг.

Какие препараты может назначить врач?

  • Главный и самый первый в истории ноотроп, «отец-основатель» всех остальных препаратов этого семейства, – Пирацетам. Большинству россиян и жителей стран бывшего СНГ он знаком и по другим названиям-синонимам: Ноотропил, Церебрил, Луцетам, Ойкамид и др.

Пирацетам синтезировали более полувека назад. Препарат благотворно влияет на мозг, стимулирует память, увеличивает способности к интеллектуальным нагрузкам и мотивирует к обучению, способствует концентрации внимания. Выпускается в капсулах, ампулах и в таблетках. Детям до года Пирацетам не рекомендуется. Кроме того, этот препарат не походит малышам с психомоторным возбуждением.

Ноотропы в развитии речи ребенка

Среди побочных явлений от приема «Пирацетама» – бессонница, нарушение координации движений, раздражительность, спутанность сознания.

  • Еще один очень популярный у российских педиатров препарат – Пантогам. Это ноотропное противосудорожное средство. Выпускается в форме таблеток и сиропа. Его доктор может прописать вашему малышу с первых дней жизни.

    Лекарство улучшает состояние детей с различными формами ДЦП, шизофренией, аутизма. Кроме того, Пантогам помогает при недержании мочи, детских нервных тиках, синдроме гиперактивности и задержке речевого развития. Побочные действия сведены к минимуму, к сонливости и аллергической реакции на какой-либо компонент Пантогама.

Ноотропы в развитии речи ребенка

  • Пикамилон – расширяющий сосуды мозга ноотропный препарат, аналог Пирацетама. Помимо прочего, обладает психостимулирующим и легким транквилизирующим действием. Выпускается в ампулах для внутривенного и внутримышечного введения и в таблетках. Не рекомендуется детям до 3 лет.

    Нередко Пикамилон назначают чрезмерно тревожным, эмоционально-нестабильным детям. Кроме того, этот ноотроп принимают для повышения выносливости в условиях физических и психических перегрузок, например, спортсмены.

Ноотропы в развитии речи ребенка

Среди побочных действий – головная боль, тошнота, кожный зуд. Препарат нельзя принимать ребенку, имеющему проблемы с почками.

  • Фенибут – современный ноотроп, который достаточно часто назначают детям. Он стимулирует деятельность нервной системы, повышает умственную работоспособность, улучшает память, помогает школьникам справляться с перегрузками в процессе обучения. Эффект транквилизатора помогает снять тревогу, раздражительность, улучшить сон. Выпускается в таблетках и порошках. Этот препарат низкотоксичен, а потому его прописывают детям с 2 лет. Среди побочных явлений – головокружение, сонливость, тошнота.

Ноотропы в развитии речи ребенка

В следующем видеоролике можно увидеть подробный обзор ноотропного препарата Фенибут.

  • Пиритинол – ноотропное средство с незначительным седативным эффектом. Часто его советуют принимать при депрессивных состояниях, вегето – сосудистой дистонии, повышенной утомляемости, задержке психического развития. Подходит детям с 1 года. Имеет достаточно большой перечень побочных действий от тошноты до полимиозита, диспноэ и потери вкусовых ощущений.

Ноотропы в развитии речи ребенка

  • Циннаризин (синонимы Балциннарзин, Вертизин, Дизирон, Циннарон, Циризин) – это ноотроп, в инструкции по применению к которому сказано, что детям до 12 лет он не рекомендован. Однако многие врачи уже давно прописывают этот препарат малышам до года, и утверждают о положительном его воздействии. Впрочем, эффективность лекарства не была доказана, а вот побочные действия у пациентов фиксировали. У этого препарата они довольны серьезные: нарушения деятельности печени и почек, падение давления, головные боли. Выпускается Циннаризин в капсулах и таблетках.
Читайте также:  Игры для развития интеллекта ребенка 2 лет

Ноотропы в развитии речи ребенка

  • Семакс – один из любимых педиатрами ноотропных препаратов. Он выпускается в виде капель в нос, а потому применять его удобно даже самым маленьким пациентам. Семакс приходит на помощь в тех случаях, когда у детей наблюдается задержка речевого развития, нарушения сна, гипервозбудимость, капризность. Среди побочных явлений – головокружение, раздражение слизистой оболочки носа.

Ноотропы в развитии речи ребенка

  • Прекрасным вариантом может быть простейшая аминоуксусная кислота Глицин. Она обладает всеми достоинствами ноотропов, но лишена пугающих побочных явлений. Глицин назначают малышам любого возраста. Препарат регулирует процессы возбуждения и торможения. В результате у ребенка повышается внимание, существенно улучшается обучаемость, нормализуется ночной сон.

Ноотропы в развитии речи ребенка

Перечислить все препараты ноотропного семейства практически невозможно, их очень много, к тому же фармацевтическая промышленность на месте не стоит, и почти каждый год представляет что-то новое. Искать новые формулы в ноотропных препаратах выгодно, ведь эти средства довольно востребованы и взрослыми, и детьми.

  • Из «новинок» хочется отметить японский ноотроп Гаммалон. Стоимость этого препарата превышает стоимость его родоначальника Пирацетама более чем в 100 раз. Упаковка препарата из страны Восходящего Солнца стоит около 2500 рублей за упаковку (100 таблеток).

Ноотропы в развитии речи ребенка

По отзывам в Интернете, он помогает даже детям с тяжелыми формами аутизма и детского церебрального паралича, облегчает их состояние. Но у ряда медиков Гаммалон вызывает сомнения. Дело в том, что даже поверхностный анализ инструкции по применению наблюдательным пациентам может подсказать, что в составе японского «чудо-лекарства» одна-единственная аминокислота – гамма-аминомасляная.

Ноотроп с таким же точным составом – Аминалон. Только стоит он всего 99 рублей. Практичный подход к вопросу подсказывает, что японский Гаммалон -просто удачный маркетинговый ход, тем более что и его эффективность и польза, как и у других ноотропных препаратов, научно доказана пока не была.

Ноотропы в развитии речи ребенка

Вывод о диагностике в России

В России сложилась своеобразная практика диагностики. Врачи в поликлинике ради «перестраховки» могут поставить неврологический или даже психиатрический диагноз любому ребенку с повышенной возбудимостью, очень подвижному или тревожному. По большому счету, был бы человек, а диагноз найдется.

Врачей за это осуждать нельзя. Им так предписывает Минздрав. Ведь пропустить начинающееся заболевание еще страшнее. Родители начинают лечить малыша назначенными осторожным врачом ноотропными препаратами, не зная на самом деле, вредны ли они. При реально существующем заболевании ноотропы эффективны, но в случае врачебной «перестраховки» препарат здоровому ребенку не принесет ровным счетом ничего, кроме вероятных «побочек».

Нет у докторов и точных и единых критериев оценки поведения маленьких детей. Поэтому установить грань между обычным беспокойным ребенком и малышом с неврологическим заболеванием довольно сложно.

Несмотря на все методы диагностики, решение дилеммы «Норма или патология» ложится на плечи доктора и в конечном счете определятся только им. А это благодатная почва для врачебных ошибок и тех самых перестраховок «на всякий случай».

Ноотропы в развитии речи ребенка

Главный принцип любого врача – «Не навреди», и испытывать на ребенке средства в поисках возможности получить наконец список препаратов с доказанной эффективностью, по меньшей мере недальновидно и неэтично. Пусть лучше статистику пополняют лабораторные животные.

Однако если серьезный диагноз уже поставлен, то отказываться от приема ноотропов не стоит. И уже тем более не надо покупать ноотропные средства в аптеке самостоятельно, не посоветовавшись с врачом, прислушиваясь только к рекламным роликам, вещающим о том, как помочь ребенку нормализовать сон, наладить учебу в школе или снять гиперактивность. Ноотропов много, а ребенок у вас один. Берегите его!

Ноотропы в развитии речи ребенка

Подробнее о ноотропах смотрите в следующем видео.

Источник

Мне тяжело писать на эту тему, это возвращает меня к тем сложным временам, когда я не знала, что делать и ничего не получалось. Но слишком уж много времени уходит на ответы на вопросы знакомым и знакомым знакомых, которые сталкиваются с подобными ситуациями и просят помощи, совета. И я подумала, что мало того, что сэкономлю много времени, написав статью, так еще мой опыт мог бы быть полезен и незнакомым людям. Учитывая, что прогресс у нас хороший (в 2,5 Саше сказали, что он вообще не будет говорить, а он хоть и плохо, но разговаривает, проблема теперь в освоении правильной структуры предложений и психологические моменты есть), то я решила, что могу поделиться чем-то полезным, что знаю о речевом развитии. Прошу только понять, что я не врач и не педагог, я могу где-то ошибиться или что-то не знать и это нормально. Воспринимайте это как информацию для размышления, а не руководство к действию, тема ведь очень серьезная. Я буду рада любым дополнениям, советам и вежливой критике.

Развитие речи очень важный и в то же время малоизученный процесс. Никто точно не может сказать как и почему она развивается или не развивается у некоторых детей. Эта статья для тех, кто только столкнулся с задержкой речевого развития и пытается понять, что делать дальше. Я планирую написать несколько статей на эту тему, так как по своему опыту знаю, как это сложно и страшно, особенно если в 3 года ребенок все таки не заговорил. Наш старший сын не заговорил ни в 2, ни в 3 как некоторые обещали, и я проделала огромный пусть и потратила много сил, чтобы услышать первые слова после 3х, первые фразы после 4х, первые предложения в 5 и очень хочу хоть как-то помочь тем, кто столкнулся с такой же проблемой. О своем опыте расскажу в другой раз, а сейчас будет информация для тех, кто только понял, что у ребенка проблемы с речью и пытается решить, что делать дальше. Ведь с одной стороны, вокруг очень много информации и кажется, что должны быть решения и врачи должны уметь все это быстро исправить. А потом обращаешься за помощью и понимаешь, что вокруг какой-то хаос и многие даже не могут подсказать, у кого и зачем проверять ребенка и предлагают или ждать, или пить таблетки стимулирующие мозг.
Начну с того, что фраза «ребенок не говорит» – это очень размытое понятие. Это может означать, что не произносит вообще ни одного звука хоть как-то напоминающее слово, а может означать, что говорит только лепетными словами (ма, па, ам-ам, бо-бо, пи-пи), или говорит много, но непонятно какую-то абракадабру, или просто пока не строит предложения и плохо произносит слова, или еще много чего. И все это разные нарушения с разными причинами. Все случаи с которыми я сталкивалась были настолько разными, что когда мне говорят, что ребенок не говорит и просят посоветовать, что делать, то я задаю еще десяток вопросов, для уточнения, как именно ребенок не говорит. Важным фактором является еще и понимание речи. Ведь в 2-3 года ребенок должен понимать ее почти полностью и если ребенок не понимает или плохо понимает речь, то это совсем другая проблема, намного серьезней того, что он просто не говорит. Как раз истории о детях, которые до 3-4х не разговаривали и потом резко заговорили при том, что родители ничего не делали – это истории о детях, которые хорошо понимали всю взрослую речь, улавливали легко саму структуру предложений и не имели никаких других проблем кроме воспроизведения речи и всегда потом оказывается, что все таки лепетные слова у них были. Если у ребенка проблемы с пониманием речи, нет даже лепетных слов в 2 года, а тем более если есть отставание в общем развитии (моторика, или память, или логика, или физическое развитие..), то проблема намного глубже, чем просто «не говорит» и надо как можно быстрее действовать.
Первое действие родителей – это поиск причины, с надеждой что ее можно устранить. Для этого чаще всего необходимо обратиться к врачам. В данном случае мы рассмотрим классическую медицину. Нестандартные способы и недоказательную медицину тоже используют, но это логично будет рассмотреть отдельно, а сейчас про обследование у обычных врачей. Я прекрасно понимаю, как тяжело это делать и как хочется тянуть время с надеждой, что все само решится. Особенно страшно услышать какие-то ужасные диагнозы и прогнозы. Но если все хорошо и решится само, то никакие диагнозы не помешают нормальному развитию вашего ребенка, при желании их потом легко снимут. А вот если есть способы помочь ребенку, то надо как можно быстрее начать ими пользоваться. Чем старше ребенок, тем медленней восстановление и сложнее обучение речи. Я безумно рада, что не ждала до 3-4х. Нужно начинать заниматься как можно быстрее. Но все таки не менее важно исключить все проблемы, которые могут тормозить развитие речи. Только вот слепо верить диагнозами не стоит, врачи чаще ставят их видя вашего ребенка в нестандартной обстановке 15-30 минут и по вашим словам. И в зависимости от его поведения и вашего описания вердикт врача может быть лучше или хуже, чем на самом деле. Также важно проверить у разных специалистов, так как часто каждый видит только проблемы своей специализации, но причины могут иметь разную природу. Например, причиной отсутствия речи может быть нарушение слуха или нарушение обменных процессов (например, не усваивается какая-то важная для мозга аминокислота) или сильные нарушения кровообращения в мозгу и прочее прочее. Потому рекомендуется пройти следующих специалистов:
1. Сурдолог – он проверит слух ребенка специальным аппаратом. Иногда достаточно хорошего ЛОРа. Это нужно, если ребенок совсем не говорит или если плохо говорит и вы не уверены, что ребенок вас всегда слышит. Если всегда правильно реагирует на речь, то проверять не нужно. Но если есть сомнения, то обязательно. Дело в том, что бывает родителям кажется, что ребенок вроде слышит, но он слышит только какой-то шум, какой-то диапазон звуков, слышит плохо или вообще выучил как двигаются губы при этом слове и потому реагирует. В нашем случае мы слух не проверяли, так как я была уверена, что он достаточно хороший, но нередко проблемы со слухом являются причиной задержки психо-речевого развития и после начала использования слухового аппарата и занятий с сурдологом ребенок достаточно быстро начинает хорошо говорить и понимать речь.
2. Невролог – если вы уверены, что со слухом у вас все хорошо, то следующим врачом будет невролог. Но невролога рекомендую выбирать тщательно, умеющего работать именно с задержкой речевого развития используя современные методы и международный опыт. Скорее всего он направит на проверку мозга аппаратами Эхо-ЭГ и ЭЭГ, они мало что покажут, особенно у вырывающегося малыша, но помогут исключить серьезные нарушения. Подробно проверить мозг можно на МРТ, но это только под наркозом, потому предлагают реже, особенно если прогресс в развитии речи все же есть, пусть даже медленный. Если в развитии регресс или речь стоит на месте долго и ничего не помогает, то МРТ может быть нужно. Кроме того, невролог назначает лечение. Чаще всего назначения невролога это занятия с логопедом, психологом и всякими педагогами, а также ноотропы. Тут стоит хорошо подумать и изучить вопрос глубже. При некоторых нарушениях связанных с развитием речи они могут быть или бесполезны, или навредить. А назначают их чаще всего по одной и той же схеме: попробуйте это (пантокальцин, ноофен или что-то такое), теперь вот это (посильнее), потом вот то.. С надеждой, что что-то поможет. Эти препараты сильные, они влияют на мозг и садят печень и прочие органы. Они не должны применяться просто так, хотя действительно могут помогать, но к сожалению не всем и не без последствий. О том, что я знаю о ноотропах могу написать как-нибудь отдельно. А еще неврологи часто назначают БАДы (магний в6 и прочие витамины группы В, кальций, лецитин, омега и прочее прочее). С одной стороны, оно вполне безобидно и безвредно. С другой, если у ребенка достаточно этих веществ в организме, то их переизбыток может быть вреден или просто создавать лишнюю нагрузку, потому все это должно приниматься с умом. Если есть сомнения в назначениях стоит проконсультироваться с другим неврологом или даже с несколькими.
3. Психолог – это специалист, с которым надо начинать занятия перед тем, как идти к логопеду, а также он может помочь оценить общее развитие ребенка. Конечно, это делается не за 20 минут приема, надо будет походить и позаниматься с ним, ему нужно время что войти в доверие у ребенка, чаще всего это занятия 2-3 раза в неделю. Надо исключить психологические причины, страх, напряженную обстановку в семье, постоянные стрессы, педагогическую запущенность и многое другое. Также надо оценить интеллект, мелкую моторику, память, наличие воображения и прочее, что необходимо для гармоничного развития мозга. А самое главное хороший психолог поможет маме понять как именно продуктивно заниматься с ребенком дома и как стимулировать речь. Покажет всякие способы и игры, которые полезны для речи и научит заинтересовывать в них малыша.
4. Психиатр (или психоневролог) нужен вам, если кроме проблем с использованием речи у вас есть и другие, и невролог с психологом не могут помочь с ними справится: отсутствие понимания речи, серьезные проблемы с поведением, с развитием в целом, странное поведение, нежелание общаться. Если такие проблемы есть, то не лишним будет проконсультироваться. Психиатр – это звучит страшно и ходить к нему людям с нашим менталитетом бывает стыдно, потому есть психоневрологи еще. По сути это тот же психиатр, но звучит уже не так страшно.
5. Логопед вам нужен, если исключены психологические и психические причины, если ребенок не имеет других проблем кроме речи и хочет говорить, но не может. Или если ребенок говорит, но очень плохо. Если совсем не говорит, то все равно логопеда посетить стоит, будет полезно услышать мнение еще одного специалиста. Но чаще всего логопед с малышами не работает и говорит приходить не раньше 3,5-4х лет. Занятие у логопеда представляет собой работу за столом: ребенок сидит перед зеркалом, выполняет упражнения логопеда на мышцы рта, на дыхание, занимается по специальным пособиям. Мало кто из детей в 2-3 года может так высидеть хотя бы полчаса. То есть логопед не занимается запуском речи, как я думала изначально. Логопед корректирует уже имеющуюся речь, но крайне редко кто-то из них согласится работать с неговорящим ребенком, хотя бывают исключения. Про логопедов могу говорить много, мы сменили 5 (это из тех кто соглашался и как-то умел работать с неговорящими) и даже после этого я не нашла идеального, хотя две последние были хорошими. Но все таки лучший логопед у неговорящего ребенка – это родители, просто надо знать что и как делать правильно.
6. Генетик нужен для исключения генетических болезней, которые вызывают задержку речевого развития, а также для проверки обмена веществ. Если с генетическими проблемами все очевидно, то с проблемами обмена веществ не так все просто. Кстати, не все генетические центры работают с обменными нарушениями, большинство просто специализируется только на генетических мутациях и все. Я думала, что все такие, потому очень удивилась, когда невролог дала направление в генетический центр, так как признаков генетических мутаций у нас не было. Но оказывается, у нас в Харькове генетический центр очень хороший и директор лично контролирует лечение детей с задержкой речевого или психического развитие и огромное внимание уделяется обменным нарушениям. В нашем случае ничего такого, что могло бы так сильно влиять на задержку речи не нашли, хотя проверили огромное количество показателей. Были совсем незначительные отклонения кое-где и были даны рекомендации, но их выполнение ни на что не повлияло, к сожалению. Но лично знаю тех, кому обращение в генетический центр очень помогло, потому что были найдены серьезные нарушения в усвоении каких-то веществ или аминокислот, а значит организм недополучал многого важного для развития. Потому составлена диета, подобраны препараты, добавки и развитие ребенка пошло быстрыми темпами вперед и появилась речь или сильно улучшилось психологическое или физическое состояние ребенка. В общем, если есть возможность проверить проблемного ребенка у генетика, то лучше это сделать, а вдруг есть способ быстро помочь. Если возможности нет, но есть подозрения на генетические или обменные нарушения, то насколько мне известно Харьковский МГЦ делает это для граждан любых стран, вы просто пересылаете результаты анализов и с вами общаются по скайпу и е-мэйлу. Про цену не знаю, но точно доступно. Контакты есть у них на сайте https://www.clingenetic.com.ua/ .
Это все, кого я могла вспомнить. Только прошу понять правильно, я не призываю вас мчаться ко всем этим врачам, а лишь делюсь тем, кто и когда может помочь. Потому что педиатр обычно направляет к неврологу, а неврологи один интересней другого.. Кто-то скажет ждать до 3-4х (а потом следующий скажет что ж вы так долго ждали?), кто-то сразу без обследований скажет попить «витаминки для мозга» (ноотропы стимулирующие мозг), кто-то отправит ложиться на несколько недель в неврологическую больницу на обследования, кто-то скажет заведите нового ребенка. И лишь единицы захотят вникнуть в проблему и подскажут, что нужно проверить, с кем заниматься и куда обратиться. Есть хорошие неврологи, которые разбираются во всем и смотрят на проблемы комплексно, но их мало.
На этом я закончу, итак много получилось. Публикую эту статью на своем блоге и на бэбиблоге (чтобы быть полезной большему количеству человек). И если будет интерес к этому вопросу, то продолжу. Буду благодарна за дополнения и ваш опыт!

Читайте также:  Оформление для истории развития ребенка

Источник