Ньюкомб нора развитие личности ребенка скачать
|
Предлагаемая книга представляет собой переосмысленную, дополненную и обновленную версию классического учебника П. Массена, Дж. Конгера, Дж. Кагана и А. Хьюстон «Child Development and Personality», выдержавшего к 1995 году семь изданий в США и переведенного на многие языки. Сохранив лучшие черты предшествующего варианта — широчайший охват информации, мощную исследовательскую и теоретическую базу и концептуальную взвешенность, в 8-м издании книга обрела нового автора — Нору Ньюкомб — и вместе с ним — единство повествовательной интонации и прекрасный литературный стиль. Кроме того, в учебнике появился ряд совершенно новых глав, подразделов и приложений, посвященных проблемам, которые лишь совсем недавно стали объектом изучения науки о развитии человека.
Оглавление
Содержание
Предисловие научного редактора
Предисловие
Часть I. Введение
Глава 1. Теория и методы изучения развития ребенка
Что такое развитие?
Теоретические вопросы
Средовые и биологические факторы поведения
Активность/пассивность
Непрерывность/дискретность развития
Стабильность
Ситуационное постоянство
Исследование развития ребенка
Прикладные и фундаментальные исследования
Процесс исследования
Методы изучения детей
Этические вопросы исследования
Структура книги
Резюме
Вопросы для повторения
Критический анализ главы
Ключевые термины
Рекомендуемая литература
Часть II. Пренатальный период
Глава 2. Генетика и генетика поведения
Механизмы наследственной передачи
Генетически обусловленные отклонения в развитии
Гены и поведение
Что такое генетика поведения
Открытия генетики поведения
Интеллект
Личность
Психическая патология
Зависит ли окружающая ребенка среда от его выбора?
Почему сиблинги такие разные?
Резюме
Вопросы для повторения
Критический анализ главы
Ключевые термины
Рекомендуемая литература
Глава 3. Пренатальное развитие и момент рождения
Стадии пренатального развития
Зачатие
Стадия зародыша
Стадия эмбриона
Стадия плода
Средовые факторы в пренатальный период
Возраст матери
Питание матери
Лекарства, психоактивные вещества и радиация
Заболевания матери в период беременности
Резус-фактор
Стресс матери
Влияние отца
Пренатальное обследование
Роды
Роды через естественные родовые пути
Кесарево сечение
Обезболивающие, применяемые во время родов
Гипоксия и другие осложнения
Недоношенность
Резюме
Вопросы для повторения
Критический анализ главы
Ключевые термины
Рекомендуемая литература
Часть III. Период младенчества
Глава 4. Физическое и перцептивное развитие в период младенчества
Теории и предположения
Физическое развитие
Физический рост
Созревание
Рефлексы
Моторное развитие
Сон
Созревание мозга
Научение и обусловливание
Классическое обусловливание
Инструментальное обусловливание
Перцептивное развитие
Зрение
Слух
Осязание, вкус и обоняние
Кросс-модальное восприятие
Практическое применение
Обследование новорожденных
Синдром внезапной смерти в период младенчества
Резюме
Вопросы для повторения
Критический анализ главы
Ключевые термины
Рекомендуемая литература
Глава 5. Когнитивное развитие в младенчестве
Две проблемы при изучении когнитивного развития
Выводы о процессах развития мышления, основанные на изучении поведения
Компетентность и выполнение заданий
Теория когнитивного развития Пиаже
Основные темы
Стадии развития
Сенсомоторный период
Новейшие данные о познавательных способностях младенцев
Постоянство существования объекта
Память и представления
Категории
Восприятие объектов
Новый взгляд
Оценка интеллекта в младенчестве
Резюме
Вопросы для повторения
Критический анализ главы
Ключевые термины
Рекомендуемая литература
Глава 6. Эмоциональное и социальное развитие в младенчестве
Эмоции в младенчестве
Значение эмоций
Изучение эмоций младенцев
Страхи в младенчестве
Различия в темпераменте в период младенчества
Уровень активности
Возбудимость
Реакция на новизну
Принцип двунаправленности
Эмоциональные и социальные отношения со взрослыми
Теоретические концепции
Оценка привязанности
Уход за ребенком и привязанность
Влияние условий ухода за ребенком на его развитие
Культурные ценности и воспитание детей
Резюме
Вопросы для повторения
Критический анализ главы
Ключевые термины
Рекомендуемая литература
Часть IV. ПЕРЕХОД К ПЕРИОДУ ДЕТСТВА
Глава 7. Второй и третий годы жизни
Способности к символизации
Символическая игра
Подражание
Рисование
Представление о модели как репрезентации реального объекта
Формирование самосознания
Узнавание самого себя
Описание собственного поведения
Чувство собственности
Эмпатия и усвоение нравственных норм
Эмпатия
Нормы
Нарушение правил
Взаимодействие в семье на 2–3-м году жизни ребенка
Резюме
Вопросы для повторения
Критический анализ главы
Ключевые термины
Рекомендуемая литература
Глава 8. Речь и общение
Функции речи
Загадка освоения речи
Описание речевого развития
Фонемы и лепет
Семантика: усвоение значения слов
Синтаксис: построение комбинаций слов
Прагматика: речь в контексте
Концепция речевого развития
Теория научения
Нативистская теория
Теоретические расхождения
Резюме
Вопросы для повторения
Критический анализ главы
Ключевые термины
Рекомендуемая литература
Часть V. ДЕТСТВО
Глава 9. Когнитивное развитие в детском возрасте
Концепция Пиаже
Дооперациональное мышление
Стадия конкретных операций
Спорные положения в теории Пиаже
Можно ли ускорить когнитивное развитие?
Могут ли дошкольники демонстрировать навыки, характерные для стадии конкретных операций?
Является ли когнитивное развитие общим или специфичным?
Оценка теории Пиаже
Когнитивное развитие с позиций информационных моделей
Общий подход
Информационный анализ конкретных заданий
Развитие произвольного внимания
Развитие памяти
Оценка информационного подхода
Исследование отдельных областей когнитивного развития
Представления о психике
Представления о числе
Представления о пространстве
Подход Выготского к когнитивному развитию
Новый взгляд
Резюме
Вопросы для повторения
Критический анализ главы
Ключевые термины
Рекомендуемая литература
Глава 10. Интеллект и достижение
Теории интеллекта
Одна способность или множество?
Каковы параметры интеллекта?
Первые попытки измерить интеллект.
Многофакторные тесты интеллекта
Тесты, основанные на оценке когнитивных процессов
Недостатки количественных показателей интеллекта
Как следует использовать тесты интеллекта?
Мотивация и школьная успеваемость
Мотивация достижения
Изменение атрибуций и поведения, направленного на достижение
Возрастные изменения в мотивационной сфере
Тревожность в тестовых ситуациях
Групповые различия в интеллекте и достижениях
Половые различия
Классовые и этнические различия
Различия/неполноценность
Индивидуальные различия в уровне интеллекта и достижений 339
Домашняя обстановка
Раннее вмешательство
Взаимодействие конституциональных и средовых факторов
Резюме
Вопросы для повторения
Критический анализ главы
Ключевые термины
Рекомендуемая литература
Глава 11. Развитие социального поведения в детском возрасте
Развитие самосознания
Я-концепция
Самооценка
Самоконтроль
Формирование половой принадлежности
Этническое “Я”
Развитие взаимоотношений с другими людьми
Просоциальное поведение
Агрессия
Резюме
Вопросы для повторения
Критический анализ главы
Ключевые термины
Рекомендуемая литература
Глава 12. Социализация в семье
Детерминанты воспитательного процесса
Личностные качества и убеждения родителей
Личностные особенности и поведение ребенка
Социальный контекст
Методы воспитания и их эффект
Подкрепление
Наказание
Индуктивные методы
Подражание и идентификация
Модели и стили родительского поведения
К теории дисциплинарных методов
Семейная структура
Сиблинги
Каковы взрослые в домашней обстановке?
Семейные проблемы: жестокое обращение с детьми
Системный подход к социализации в семье
Резюме
Вопросы для повторения
Критический анализ главы
Ключевые термины
Рекомендуемая литература
Глава 13. Cоциализация вне семьи
Отношения со сверстниками
Возрастные изменения во взаимодействии со сверстниками
Отношения со сверстниками и структура группы
Дружба
Детский сад и школа как контекст развития
Детские дошкольные учреждения
Начальная школа
Телевидение как фактор социализации
Просмотр детьми телепрограмм
Влияние родителей на просмотры детьми телепрограмм
Телевизор/никакого телевизора
Как дети понимают телепрограммы
Что усваивается при просмотре телевизора?
Политические и экономические факторы
Социальные тенденции и социальная политика
Отношения между семьей и другими социальными системами
Резюме
Вопросы для повторения
Критический анализ главы
Ключевые термины
Рекомендуемая литература
Часть VI. Подростковый возраст
Глава 14. Физическое и когнитивное развитие в подростковом возрасте
Физическое развитие в подростковом возрасте
Гормональные факторы развития
“Бурный рост” в подростковый период
Половое созревание
Психологические аспекты созревания
Начало пубертата
Время начала пубертата
Подростковая сексуальность
Добрачные половые отношения
3аболевания, передающиеся половым путем, беременность и меры контрацепции
Гомосексуальное поведение и ориентация
Когнитивное развитие в подростковом возрасте
Стадия формальных операций
Резюме
Вопросы для повторения
Критический анализ главы
Ключевые термины
Рекомендуемая литература
Глава 15. Автономность, интимность, идентичность и ценностные представления в подростковом возрасте
Отношения с родителями и формирование автономности
Изменение моделей взаимодействия в семье
Варианты родительского поведения
Подростки и их сверстники
Социальные группы в среде подростков
Дружба
Романтические отношения
Идентичность
Развитие идентичности
Варианты статусов идентичности
Вхождение в мир профессиональных обязанностей
Нравственное развитие и ценности
Подход Пиаже
Подход Колберга
Резюме
Вопросы для повторения
Критический анализ главы
Ключевые термины
Рекомендуемая литература
Часть VII. Психопатология
Глава 16. Психопатология развития
Изучение нарушений в развитиии
Взгляд с позиции психологии развития
Типы эмоциональных расстройств
Распространенность эмоциональных расстройств
Стойкость эмоциональных расстройств
Эффективность психотерапии с детьми
Проблемы недостаточного контроля
Расстройство в виде гиперактивности с дефицитом внимания
Поведенческие расстройства и делинквентность
Злоупотребление психоактивными веществами
Проблемы чрезмерного контроля
Страхи
Депрессия
Суицид
Расстройства пищевого поведения
Значительные отклонения в развитии в детском и подростковом возрасте
Аутизм
Подростковая шизофрения
Резюме
Вопросы для повторения
Критический анализ главы
Ключевые термины
Рекомендуемая литература
Словарь специальных терминов
Библиография
Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде.
Информируем Вас, что часть полнотекстовой литературы по психолого-педагогической тематике содержится в электронной библиотеке МГППУ по адресу https://psychlib.ru. В случае, если публикация находится в открытом доступе, то регистрация не требуется. Часть книг, статей, методических пособий, диссертаций будут доступны после регистрации на сайте библиотеки.
Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях.
Источник
Нора Ньюкомб
СПб.: Питер, 2002
Книга с таким названием заинтересует прежде
всего тех, кто намерен пополнить свои знания по
вопросам личностного развития детей. Однако
название книги, как это, к сожалению, бывает с
переводными изданиями, не совсем точно
соответствует оригинальному. Действительно, как
следует из предисловия, первые семь изданий
носили именно такое название, а последнее
значительно переработано и охватывает более
широкий круг явлений детского развития.
Книга написана американским автором,
специалистом в области психологии развития. Она
содержит в себе огромное число сведений о
развитии человека. Это издание, по мнению
научного редактора М.В. Осориной, может
рассматриваться как итог достижений в области
психологии развития ребенка в ХХ веке.
Другое дело, что понимают американские
специалисты под психологией развития. Развитие
определяется ими как регулярные и относительно
стойкие изменения в физических структурах и
нервной системе, мыслительных процессах и
поведении. Выделяются три цели изучения
развития: выявление универсальных изменений,
объяснение причин индивидуальных различий между
детьми и выяснение влияния ситуации на поведение
детей.
Из данного пояснения видно, что в книге
обсуждаются вопросы, касающиеся закономерностей
физического и психического развития детей, нормы
и патологии, особенностей поведения в разном
возрасте. В известном смысле эта работа сродни
нашим педологическим изданиям середины 30-х
годов, когда под одной обложкой помещалась
всевозможная информация о ребенке.
Книга состоит из 8 частей, которые условно можно
объединить в 4 раздела.
Первый раздел «Введение» содержит общие
сведения о детском развитии, влиянии средовых и
биологических факторов на поведение, о методах
исследования и т.п.
Во втором разделе рассказывается о пренатальном
периоде жизни ребенка (от зачатия до рождения),
специальное внимание уделено описанию
беременности и родам и их влиянию на дальнейшее
развитие ребенка.
Третий раздел знакомит читателей с периодом
младенчества (здесь приводится много новой и
достаточно любопытной информации о когнитивном,
эмоциональном и социальном развитии ребенка
этого возраста), переходным к детству (второй и
третий годы жизни), а также с детством и
подростковым возрастом.
Последний раздел содержит сведения, касающиеся
нарушений психического развития — от
пограничных до аутизма и шизофрении.
Книга хорошо структурирована. Части делятся на
главы, каждая из которых начинается с вставок —
своеобразных жизненных иллюстраций к явлениям,
описываемым в основном тексте, заканчивается
резюме, вопросами и, что отличает книгу от
множества других, критическим анализом главы.
Это делает данное издание удобным учебным
пособием, с которым, однако, будет небезынтересно
познакомиться и опытным психологам.
Не совсем, правда, понятно, для кого предназначен
список англоязычной литературы, занявший более 60
страниц. Если только для американских
специалистов… но вряд ли они обратятся к
русскому изданию.
Марина СТЕПАНОВА
Источник
Второй вид исследований в рамках информационной модели — исследования, в большей степени направленные на изучение жизненно важных когнитивных процессов, обеспечивающих выполнение широкого круга задач.
Одним из подобных процессов, развитие которого находится в центре внимания ученых, является внимание. Мы часто слышим высказывания следующего рода: «Обратите внимание на картину на южной стене» или «Джереми, обрати внимание на то, что я тебе говорю». Внимание выполняет функцию фильтра или «привратника» — мы избирательно направляем нашу перцептивную активность на одни сигналы и игнорируем другие. Однако внимание не ограничивается простым направлением взгляда в сторону определенного объекта; это один из важнейших познавательных процессов, посредством которого отбирается информация для дальнейшей обработки.
Возьмем, к примеру, 5-летнюю девочку, впервые наблюдающую цирковое представление. Пестрота костюмов, разнообразие цирковых номеров, музыка, клоуны, продавцы воздушной кукурузы — море впечатлений. Взгляд ребенка быстро скользит с одного на другое. Она рассматривает клоуна, затем ее внимание привлекают громкие звуки фанфар, сопровождающие выход львов, потом она замечает акробатов на высокой трапеции. Если цирк будет приезжать в город каждый год, то когда девочке исполнится 10 лет, он перестанет ей казаться чем-то необычным; ее внимание станет более избирательным. Она будет наблюдать за акробатами, поскольку ей особенно нравятся их номера; она проигнорирует бегающих по кругу собак, однако тут же обратит свой взгляд на арену, если на нее выйдут танцующие медведи.
Этот пример иллюстрирует несколько изменений, связанных с развитием.
Во-первых, дети становятся все более способными контролировать свое внимание — «решать», за чем они будут следить, а за чем — нет.
Во-вторых, внимание детей становится более адаптивным; например, они могут, если того требует ситуация, держать в поле зрения несколько объектов или сосредоточиться на одном.
В-третьих, дети приобретают способность к антиципации (предвосхищению). Вместо того чтобы просто выбирать из доступного, они осуществляют направленный поиск того, что хотят увидеть или услышать.
В-четвертых, улучшается способность детей распределять свое внимание между несколькими видами деятельности. Например, ребенок может следить за ходом бейсбольного матча по телевизору, время от времени отвлекаясь от игры в «Менеджер».
Пример с цирком иллюстрирует другой существенный момент: когда мы используем термин «развитие», мы имеем в виду не только возрастные изменения, связанные с созреванием организма. Мы также подразумеваем, что изменения являются и результатом накопленного опыта. Десятилетняя девочка способна избирательно контролировать свое внимание в цирке в том числе и потому, что уже наблюдала цирковые представления. Другой 10-летний ребенок, впервые попав в цирк, будет, вероятно, контролировать свое внимание лучше, чем 5-летний ребенок, но хуже, чем 10-летний ребенок, имеющий опыт.
Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. – 8-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 640 с.: ил. (Серия «Мастера психологии»). С. 293-294.
Источник