Низкий уровень развития ребенка рекомендации

Низкий уровень развития ребенка рекомендации thumbnail

«Рекомендации для воспитателей по работе с детьми имеющими низкий уровень готовности к школе»

Работа воспитателя – это постоянный контакт с детьми. Поэтому необходимо устанавливать  с детьми такие отношения, какие у них установлены с близкими людьми, чтобы дети начали так же доверять воспитателю, как и доверяют  близким людям. Как приятно, когда дети охотно идут в группу. При встрече  улыбаются, чем – то радуют, что – то интересное рассказывают, чем – то делятся. Каждый ребёнок развивается по – своему, а значит, и подход к каждому ребёнку должен быть –  индивидуальный. Необходимо  знать, в какой семье, и в каких условиях, живёт каждый ребёнок.  Это помогает создавать в группе уютную, спокойную, доверительную атмосферу, понять каждого ребёнка. Стиль поведения воспитателя к детям должен быть таким: не позволять детям делать всё, что им заблагорассудиться, но и не запрещать в не которых случаях, чётко определять для детей, что им можно и что нельзя,   своим поведением показать ребёнку пример, когда  необходимо сдерживать эмоции, а когда не сдерживать. Во время видеть когда ребёнку нужно уделить внимание, чтобы не чувствовал себя забытым и никому не нужным. Все, мы, знаем, что школа ждёт не столько образованных детей, сколько психологически подготовленных   к учебному труду. Это значит, что дети должны обладать нравственно-волевыми качествами, такими как, настойчивость, трудолюбие, усидчивость, терпение, чувство ответственности, организованности и самое главное дисциплинированность. Дети должны уметь общаться, уметь слушать собеседника, не перебивая его, избегать грубости, вульгаризмов. Если все эти качества будут наблюдаться  у детей, тогда учиться они будут с удовольствием, учёба не превратиться для них в тяжкое бремя. Осуществляя подготовку к школе, необходимо  учитывать особенности детей, отличающиеся уровнем развития: (детей с высоким, среднем и низким уровнем развития).                                                                                                  

Дети с низким уровнем развития отстают от сверстников в развитии и в овладении программным материалом. Они недостаточно внимательны к объяснениям воспитателя, не могут долго сосредотачиваться  на заданиях. В своей работе  они учитывают только отдельные требования, испытывают трудности в организации собственной деятельности в соответствии с установками воспитателя. Знания об окружающем у них поверхностны, познавательные интересы неустойчивы и часто снижены. Дети не самостоятельны, они нуждаются в постоянном контроле и помощи воспитателя. Под влиянием неудач у таких детей постепенно формируется отрицательное отношение к занятиям. Успех в преодолении недостатков развития детей низкого уровня можно достичь при условии совместных действий воспитателя и родителей. Родителям, необходимо давать конкретные рекомендации, касающиеся организации занятий с детьми дома, развития их кругозора и речевой активности. Объяснять, как правильно оценивать действия ребёнка: поощрять усилия детей, подбадривать, доброжелательно и терпеливо разбирать с ребёнком его ошибки, неточности и стимулировать к получению более высокого результата. Совместно с родителями обучая, развивая и поддерживая детей, необходимо способствовать преодолению пассивности, скованности, неумелости дошкольников. Важно помнить, что потом, в школе дети будут спокойны, сосредоточены, аккуратны и прилежны, если в семье родители систематически будут заниматься с детьми еще в дошкольном возрасте.                                                                                                  

Наверное, каждому воспитателю, работающему в выпускной группе детского сада, приходилось много раз отвечать на вопрос родителей: «как ведёт себя мой ребёнок на организованной образовательной деятельности?». Как он справляется с заданием? Не отстаёт ли от других? Все эти вопросы родители прямо связывают с подготовкой к школе. Почти никогда не звучит вопрос: «А как играет мой ребёнок? А вот дети подготовительной группы часто играют, любят играть в дидактические игры с правилами. Поэтому использование дидактических игр с правилами естественно и закономерно введут ребёнка в учебную деятельность. При этом задача воспитателя состоит в том, чтобы научить ребёнка, выслушать инструкцию, освоить её правила, овладеть учебно – игровыми действиями, проконтролировать действия оценить результат. В игре ребёнок пробует свои силы и возможности. Самостоятельность, активность, саморегуляция – важнейшие черты свободной игровой деятельности,  они  выполняют незаменимую роль в формировании личности будущего школьника. В играх с правилами развивается и необходимая будущему школьнику произвольность поведения и общение с взрослыми и сверстниками. Дети, стоящие у порога школы, непременно должны обладать элементарными навыками самоорганизации. Эти навыки в дальнейшем станут их «помощниками» в учебной деятельности, разумном расходовании времени, умение передавать труд, учёбу, игру, отдых.                  

Любая деятельность – игра, труд, организованная образовательная деятельность – требуют определённой подготовки. Поэтому педагогам необходимо воспитывать у детей трудолюбие, усидчивость, отслеживать, чтобы дошкольники  любое дело выполняли старательно и не бросали его на полпути. Дети, воспитанные в труде, меньше устают, отличаются творческим подходом ко всему, умением себя обслуживать, держать в порядке своё рабочее место. До школы дети должны усвоить определённую систему знаний, умений и навыков, также у них должны быть сформированы психические процессы: внимание, память, мышление, речь. Организованная образовательная деятельность дошкольников должна быть организована педагогами так, чтобы дети могли свободно общаться, спорить, совместно выполнять различные задания. И главное, чтобы дошкольники учились совместно обсуждать, а их обсуждения были направлены на коллективный поиск правильного ответа, чтобы каждый ребёнок проявлял, как можно больше активности, рассуждал, высказывал своё мнение, не боялся при этом ошибиться.                                          

Источник

Методические рекомендации

по работе с детьми с низким уровнем речевого развития.

Игровая терапия, как коррекционный метод, положительно влияет на уровень речевого развития ребенка – дошкольника. На современном этапе развития образования, многолетние результаты исследования ведущих специалистов в области педагогики, психологии, дефектологии и логопедии –  позволяют говорить о методе игровой терапии как об эффективном способе коррекции уровня развития речевых навыков. Раскрывая механизм воздействия игровой терапии необходимо сказать, что игра имеет исключительное значение для психического развития ребенка и является ведущей деятельность в дошкольном возрасте. Игра является той универсальной формой деятельности, внутри которой происходят основные прогрессивные изменения в психике и личности ребенка – дошкольника; игра определяет его отношения с окружающими людьми, готовит к переходу на следующий возрастной этап, к новым видам деятельности. Это способ научиться тому, чему их никто не может научить, способ ориентации в реальном мире, способ исследования предметов и людей. Когда дети играют, они ближе подходят к внутренним ресурсам, которые могут стать частью их личности.

 Кроме того, одновременное проведение игровой терапии, направленной на  повышение речевого  развития  и снижение тревожности, является более эффективным методом для коррекции речевого  развития  детей, нежели игровая терапия, направленная только на коррекцию уровня развития речи. По этому, для проведения коррекционной работы целесообразно своевременно диагностировать уровень тревожности детей, так как тревожность влияет на процесс развития личности ребенка, в том числе и на формирование речевых навыков, своевременно диагностировать уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста. Иначе говоря, игровая терапия, направленная на коррекцию низкого речевого развития у детей с ОНР, будет производить больший эффект, при одновременном коррекционном воздействии игровой терапией на высокий уровень тревожности, оказалась верной, что было подтверждено экспериментально.

Читайте также:  Развитие ребенка в дошкольном возрасте диагностика

Методические рекомендации по работе с детьми с низким уровнем речевого развития для воспитателей.

  1.  Создавать благоприятные условия для общения ребенка с взрослыми и сверстниками. Побуждать детей к активному общению (разговорить детей, чтобы сами стали говорить, а не отвечать).
  2. Использовать игры-драматизации и инсценировки (общаться в игре и по поводу ситуации – рассказы ребенка о себе). Игры-занятия «Хорошо-плохо» (обсуждение правил, норм, требований).
  3. Использовать в работе художественную литературу, которая вызывает у детей интерес, чувство юмора и желание слушать ее еще раз, а также пересказывать и обыгрывать. Использовать схемы при составлении предложений, описательных рассказов, игры, использовать план в виде вопросов при сочинении сказок.
  4. Просмотр и обсуждение картин с детьми, где дети активно вступают в диалог. Использовать различные приемы, например, «вхождение в картину» и т. п.
  5. Знакомить со словарным составом предложения, формировать язык обобщений. Составлять с детьми словари, где дети с взрослыми дают объяснения значениям слов.
  6. Использовать артикуляционную гимнастику, игры с пальчиками, скороговорки на занятиях.

  Рекомендации работникам психологической службы в ДОУ при создании благоприятных условий для развития речи через снятие напряжения и тревожности.

  1.  Вести разъяснительную работу с педагогами и родителями, что детям старшего дошкольного возраста характерны страхи: смерти, смерти родителей, животных, сказочных персонажей, глубины, страшных снов, огня и пожара, нападения, войны. У девочек: страх заболеть, наказания,  страх перед засыпанием и сказочных персонажей.
  2. Формировать у детей представления о себе. Проявлять заботу о «личностном росте» ребенка. Развивать у детей уверенность в своих силах.
  3. Обучать детей восприятию успеха, неудач и их оценки.
  4. Оценивать не личность, а ее достижения. Использовать специальные оценки: максимально развертывать критерии похвалы, а замечания предельно сужать и конкретизировать.
  5. Уделять внимание межличностным отношениям в детском коллективе (принятия ребенка в коллективе, воздействие через коллектив на развитие детей).
  6. Широко использовать в работе коррекционные занятия (смотри формирующий эксперимент); рисование, этюды на расслабление; методика Захарова А. И.
  7. Разъяснять педагогам, родителям способы коррекции при проявлении тревожности (агрессивности, вспыльчивости, пассивности):
  • Попытки сдержать подобные проявления непосредственно перед их проявлением (отвлечь, остановить, создать физическое препятствие).
  • Обязательно показать ребенку, что такое поведение абсолютно неприемлемо.
  • Важен спокойный эмоциональный тон, нужно выявить, какие события вызывали у ребенка такое состояние, установить контакт с ребенком.

        Рекомендации для семьи.

  1. Создание психологически благоприятной атмосферы, в которой возникновение агрессии было бы невозможным.
  2. Изменить условия жизни детей так, чтобы у них не возникло желание использовать бранные слова.
  3. Положите конец собственной агрессии .Не отвечать детям насилием на насилие.
  4. Смотреть с ребенком те передачи, которые он смотрит, учитывая воздействие телепередач на становление агрессивного поведения.
  5. Учить детей выражать свое недовольство в социально приемлемых формах.
  6. Использовать игры, художественную литературу, рекомендуемые педагогами психологами ДОУ для развития речи и снятия тревожности.

Источник

Рекомендации по работе с детьми с низким уровнем развития памяти, т.е. ребенок с трудом запоминает новый материал, текст художественных произведений, стихи, быстро забывает усвоенный материал.

1. В работе с такими детьми необходимо многократное повторение материала в течение дня, недели, в разные режимные моменты.

2. Для более прочного и полного запоминания следует подключать как можно больше анализаторов (зрительных-на показ предмета, картинки; слуховых-его озвучивание в разном темпе, с разной интонацией выразительностью; осязательных-ощупывание предмета, выполнение с ним определенных действий; обонятельных и вкусовых-по мере возможности). Иными словами, память зависит не столько от признаков предмета, сколько от полноты их восприятия.

3. Шире использовать в работе с детьми наблюдения, так как организуемая при их обследовании деятельность направляет внимание малыша на разные стороны объектов, что обеспечивает формирование полного и точного образа памяти.

4. Необходимо учитывать, что более полное и прочное запоминание зависит от того, насколько правильно и целенаправленно взрослый включает его в дальнейшую самостоятельную деятельность детей (как предметную, так и познавательную), т.е чтобы ребенок не забыл материал, следует создавать ситуации для его использования во время игры, беседы, рассматривания иллюстраций, альбомов, картинок и т.п. и необходимо побуждать ребенка использовать свой опыт.

5. Важный момент в развитии произвольной памяти старших дошкольников-обучение приемам логического запоминания, так как дети этого возраста впервые принимают указания, как надо запомнить. Овладение приемами запоминания зависит прежде всего от степени освоения ребенком мыслительных операций, таких как: а) обобщение, т.е объединение предметов и явлений по каким-либо существенным свойствам; б) сравнение-установление сходства и различия между предметами; В) анализ-мысленное разложение целого на части или выделение из целого его сторон; г) синтез-объединение частей, свойств в единое целое.

6. Систематичное использование в работе с детьми дидактических игр. Развитие произвольной памяти в игре происходит быстрее, т.к. она создает действенную игровую мотивацию, подчиняет процесс запоминания близкой и понятной ребенку цели; позволяет осознавать способы выполнения деятельности.

Для развития памяти необходимо использовать приемы произвольного и непроизвольного запоминания.

I. Приемы непроизвольного запоминания:

1. Использовать в работе с детьми предметы яркие, красочные, новые, необычные, привлекающие к себе внимание ребенка.

2. Многократное повторение. Ребенок запоминает дорогу из детского сада домой, расположение игрушек.

3. Ребенок лучше запоминает предметы, которыми оперирует, которые называет.

4. Прочно запоминается материал, который вызывает у ребенка эмоции.

II. Приемы произвольного запоминания:

1. Рисование к слову рисунка, который помог бы ребенку вспомнить это слово. Важно, чтобы рисунки к данным словам нарисовал сам ребенок.

2. Эвристическая беседа по прочитанному тексту. После беседы ребенок намного лучше может сделать пересказ.

3. Для того, чтобы легче запомнить цифру из ряда цифр, научите ребенка отыскивать какую- нибудь аналогию с соответствующим числом. Например: какое-то число совпадает с возрастом ребенка, какое-то-с номером квартиры и т.д.

4. Этот же прием можно использовать и для тренировки на запоминание букв и слогов. Нужно постоянно учить использовать ребенка свое воображение, находить ассоциации, придумывать истории, связанные с тем, что нужно запомнить. Это помогает наиболее надежно закрепить нужную информацию в долговременной памяти.

5. Нужно научить ребенка использовать смысловую систему. Например, с данными словами составить небольшой рассказ.

6. Для развития зрительной памяти научить ребенка делить картинки на группы или устанавливать между предметами смысловые связи.

С целью прочного запоминания стихов можно использовать следующие приемы:

1. Чтение по строкам.

2. Чтение в разном темпе.

3. Чтение в (быстро-медленно, разной силой голоса, громко-тихо-шепотом).

4. Чтением с разной интонацией (весело, грустно, сердито и т.д).

5. Чтение по ролям.

6. Нужно использовать игры на развитие памяти на прогулке, в свободное время, на занятиях.

Такие игры как: “Я положил в мешок…”, “Десять слов”, “Каскад слов” (слуховая память), “Запомни картинки”, “Что изменилось”, “Запомни и нарисуй”, “Составляем по памяти узор”, “Запомни фигуру” (зрительная), “Море волнуется”, “Страна зеркал” (двигательная).

В стремлении развить память ребенка следует иметь ввиду: независимо от того, хорошая или плохая у него память, перегружать ее вредно. Особенно это относится к заучиванию непонятных вещей, которые никогда не пригодятся на практике.

Источник

После проведения диагностического обследования на предмет готовности к обучению в школе мы руководствовались комплексом коррекционных мероприятий для детей, имеющих средний и низкий уровни развития. Предлагаем методические рекомендации родителям и педагогам, направленные на развитие памяти, мышления, речи, произвольной сферы и внимания. Эти же задания могут быть использованы и для первичной диагностики уровня развития детей.

Наша задача состоит не в том, чтобы удалить, устранить нежелательные недостатки, а в том, чтобы выявить и устранить их причину. Корректировать надо не следствие, а причину – это главный принцип, который должен регулировать практическую работу с ребенком.

Читайте также:  Регресс в развитии речи ребенка

Основной целью психологического обследования ребенка при приеме в школу является распознавание его индивидуальных особенностей, а также продолжение их дезадаптации. Выделяется три аспекта школьной зрелости: интеллектуальной, эмоциональной и социальной. Под интеллектуальной зрелостью понимается дифференцированное восприятие, включающее фигуры из фона, концентрацию внимания, аналитическое мышление, возможность запоминания, умение воспроизводить образцы, а также развитие таких движений руки сенсомоторную координацию. Эмоциональной зрелостью понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательные задания. К социальной зрелости относится потребность в общении со сверстниками и умение подчинить свое поведение законам детских групп, а также способность исполнить роль ученика в ситуации школьного обучения. На основании этих параметров создаются тесты для определения школьной зрелости.

Среди наиболее известных зарубежных тестов определения школьной зрелости, применяющихся в нашей стране, можно выделить “Ориентационный тест школьной зрелости” Керна-Йнрасска. Ориентационный тест школьной зрелости состоит из трех заданий. Первое задание – рисование мужской фигуры по памяти, второе срисовывание письменных букв, третье срисовывание группы точек. Для этого каждому ребенку раздаются листы бумаги с представленными образцами выполнения заданий. Все три задания направлены на определение развития тонкой моторике руки и координации зрения и движений руки, эти умения необходимы в школе для овладения письменности. Также тест позволяет выявить (в общих чертах) интеллект развития ребенка. Задания срисовывание письменных букв и срисовывание группы точек выявляет умение ребят воспроизводить образец. Эти также позволяют определить, может ли ребенок работать не которое время сосредоточенно, не отвлекаясь.

Результат каждого задания оценивается по пятибалльной системе (1 – высший бал; 5 – низший бал), а затем вычисляется суммированный итог по трем заданиям. Развитие детей, получивших в сумме по трем заданиям от 3 до 6 балов, рассматривается как выше среднего, от 7 до 11 – как среднее, от 12 до 15 – ниже среднего. Дети которые получили от 12 – 15 балов необходимо дополнительно обследовать. Вторая методика, которая использовалась в целях определения готовности к школьному обучению, направлена на изучения произвольной дошкольника. Это методика “Домик” (Н.И. Гуткиной) Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающую домик, отдельные детали которого составлены из прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторике руки. Методика рассчитана на детей 5,5 – 10 лет.

Инструкция испытуемому: “Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе я прошу тебя нарисовать точно такую картинку, которую ты видишь на этом рисунке (перед испутуемым кладут листок с “Домиком”) Не торопись, будь внимательным, постарайся, как чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот на образце. Если ты что – то не так нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя, а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе.” Обработка экспериментального материала производится путем подсчета балов, начисляемые за ошибки. Ошибками считаются:

  • а) отсутствие, каких либо детали рисунка.
  • б) увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза при относительно произвольном сохранении размера всего рисунка.
  • в) не правильное изображение элементов рисунка.
  • г) отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от заданного направления.
  • д) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены
  • е) залезание линий одна на другую.

Хорошее выполнение рисунка оценивается в 0 балов. Чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка.

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

Специалисты различают кратковременную и долговременную память, а также виды памяти в зависимости от характера запоминания материала: моторную, зрительную, вербальную и логическую. Однако выделить их в чистом виде довольно сложно и возможно только в искусственных условиях, т.к. в реальной деятельности, в том числе и в учебной, они выступают в единстве или в определенных сочетаниях, например: для развития зрительно-моторной и зрительной памяти необходимо организовать работу ребенка по образцу, которую следует осуществлять по следующим этапам: сначала ребенок работает с постоянной зрительной опорой на образец, затем время рассматривания образца постепенно сокращается по 15-20 секунд, в зависимости от сложности предлагаемой работы, но так, чтобы ребенок успел рассмотреть и запечатлеть образец [5]. Эти виды упражнений целесообразно проводить на таких видах деятельности: рисование, лепка, списывание с доски, работа с конструктором, рисование узоров по клеточкам. Кроме того, дети всегда с удовольствием выполняют задания следующего типа: им предъявляется на определенное время какая-либо сюжетная картинка, содержание которой они должны детально изучить и потом воспроизвести по памяти. Затем предъявляется похожая картинка, в которой не достает каких-либо деталей или напротив, появляются лишние изображения. Эти отличия и должны уловить дети.

Для развития вербально-моторной памяти целесообразно использовать упражнения, приведенные выше для зрительно-моторной памяти, с применением вместо наглядного образца словесного описания или инструкции предлагаемой деятельности. Например, Вы просите ребенка выполнить с помощью конструктора предложенное задание без обращения к образцу, а по памяти: воспроизвести какой-либо рисунок по словесному описанию и т.д.

Для развития логической памяти рекомендуется использовать следующие задания и упражнения: Вы читаете ребенку набор слов (10-15), которые можно разбить на группы по различным признакам (посуда, одежда, животные и т.д.), а затем попросить назвать слова, которые он запомнил. [17] Характер воспроизведения будет свидетельствовать о том, насколько сформированы у ребенка механизмы обобщения, являющиеся базой для развития логической памяти. Усложняя задание, можно предложить детям для запоминания какой-либо рассказ с четко выделенными смысловыми блоками. Как уже отмечалось выше, для детей 6-7 лет более естественно запоминание такого материала, который включен в игровую деятельность. Поэтому, работая с предложенными выше заданиями, желательно использовать игровые приемы, например включая сюжетные игры про разведчиков, космонавтов, бизнесменов и др.

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

К моменту поступления в школу у ребенка 6-7 лет уже должно быть сформировано наглядно-действенное мышление, которое является необходимым базисным образованием для развития мышления наглядно-образного, составляющего основу успешного обучения в начальной школе. Кроме того, у детей этого возраста должны существовать элементы логического мышления. Таким образом, на этом возрастном этапе у ребенка развиваются разные виды мышления, способствующие успешному овладению учебной программой.

Для развития наглядно-действенного мышления самым эффективным способом является предметно-орудийная деятельность, которая наиболее полно воплощается в деятельности конструирования.

Развитию наглядно-образного мышления способствуют следующие виды заданий: вышеописанная работа с конструкторами, но уже не по наглядному образцу, а по словесной инструкции, а также по собственному замыслу ребенка, когда он прежде должен придумать объект конструирования, а затем самостоятельно его реализовать. Развитие этого же вида мышления достигается с помощью включения детей в разнообразные сюжетно-ролевые и режиссерские игры, в которых ребенок сам придумывает сюжет и самостоятельно воплощает его.

Неоценимую помощь в развитии логического мышления окажут такие упражнения:

  • а) “Четвертый лишний”: задание предполагает исключение одного предмета, не имеющего некоторого признака, общего для остальных трех.
  • б) придумывание недостающих частей рассказа, когда одна из них пропущена (начало события, середина или конец). Наряду с развитием логического мышления составление рассказов имеет чрезвычайно важное значение и для развития речи ребенка, обогащение его словарного запаса, стимулирует воображение и фантазию.

Упражнения со спичками или палочками (выложить фигуру из определенного числа спичек, перенести одну из них с тем, чтобы получилось другое изображение: соединить несколько точек одной линией, не отрывая руки) помогают также развитию пространственного мышления.

РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ

Как показывает практика, дети 6-7 лет, приходящие в школу, к сожалению, имеют крайне низкий уровень развития моторных навыков, что очень ярко проявляется в неумении начертить прямую линию, написать печатную букву по образцу, вырезать из бумаги и аккуратно вклеить, рисовать. Нередко оказывается, что у детей этого возраста не сформирована координация и точность движений, многие дети не владеют своим телом.

Читайте также:  Развитие ребенка как личности в семье

Многочисленные психологические исследования показывают, что существует прямая зависимость между развитием этих навыков и уровнем общего психического и интеллектуального развития ребенка.

В качестве упражнений на развитие моторики можно предложить следующие задания:

  • а) нарисовать простой узор
  • б) поиграть в игру “трудные виражи”.

Игра начинается с того, что Вы рисуете дорожки разной формы, в одном конце которых – машина, а в другом – дом (рисунок 2). Потом говорите ребенку: “Ты – водитель и тебе надо провести свою машину к дому. Дорога, по которой ты поедешь, не простая. Поэтому будь внимательным и осторожным”. Ребенок должен карандашом, не отрывая руки, “проехать” по изгибам дорожек.[27]

Для развития такой моторики существует множество разнообразных упражнений и игр. Это прежде всего работа с конструкторами, рисование, лепка, выкладывание мозаик, аппликация, вырезывание.

С целью развития общей координации и точности движений можно предложить детям следующие игры и соревнования:

  • а) игра “Съедобное-несъедобное”, а также любые игры и упражнения с мячом;
  • б) игра “Зеркало”: ребенку предлагается быть зеркалом и повторять все движения взрослого (как отдельные движения, так и их последовательность); роль ведущего может быть передана ребенку, который сам придумывает движения;
  • в) игра в “Тир”: попадание в цель различными предметами (мячом, стрелами, кольцами и др.).

Это упражнение способствует развитию не только координации движений и их точности, но и глазомера.

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

Развитый фонематический слух является необходимой предпосылкой для успешного овладения ребенком чтением, письмом и в целом служит неприменным условием обучения грамоте. Поэтому ранняя диагностика сформированности фонематического слуха является необходимой для своевременного устранения возможных его дефектов.

Как правило, эту функцию диагностики выполняет логопед. Поэтому при выявлении каких-либо нарушений фонематического слуха у ребенка вся последующая коррекционная работа должна проводиться в тесном сотрудничестве со специалистами этого профиля.

РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ

Одним из основных показателей готовности ребенка к школе является развитие у него произвольности, что обеспечивает полноценное функционирование всех психических функций и поведения в целом.

Дети с недостаточно сформированной произвольностью хуже включаются в процессе обучения, и даже при нормальном уровне интеллектуального развития такие школьники могут попасть в группу неуспевающих. Поэтому развитию произвольности целесообразно уделять особое внимание. Развитие произвольности – многокомпонентный процесс, требующий обязательного формирования целостной системы осознанной саморегуляции.

Наиболее эффективной деятельностью по развитию произвольности служит продуктивная деятельность, в первую очередь – конструирование.

Первым этапом формирования произвольности является обучение работе по образцу. Приступая к работе, нужно сначала попросить ребенка внимательно рассмотреть, изучить дом, который ему надлежит собрать из кубиков самостоятельно. После этого взрослый процент ребенка приступить к строительству и наблюдает за характером и последовательностью этой работы.

Если ребенок допускает ошибки при сборке, то с ним нужно проанализировать причины, которые привели к ошибкам конструирования и после этого попросить ребенка внести необходимые коррективы.

Конструирование по наглядному образцу – первый этап формирования произвольности. Дальнейшее совершенствование произвольной саморегуляции осуществляется путем целенаправленного усложнения условий деятельности. На следующем этапе ребенку предлагается аналогичная работа, в которой образцом будет служить не реальная постройка, а рисунок дома. При этом возможны два варианта изображения:

  • а) полное, когда на схематическом рисунке представлены все образующие постройку детали;
  • б) контурное – без детализации.

Последующее усложнение предполагает конструирование по словесному описанию, а затем и по собственному замыслу. В последнем случае ребенок перед началом работы должен подробно описать особенности задуманной постройки.

Одним из распространенных упражнений по развитию произвольности, максимально приближенных к условию учебной деятельности, служит “Графический диктант”, который предполагает два условия выполнения задания:

  • 1) ребенку предлагается образец геометрического узора, выполненный на бумаге в клетку; ребенка просят воспроизвести предложенный образец и самостоятельно продолжить точно такой же рисунок.
  • 2) аналогичная работа предлагается для выполнения на слух, когда взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направления (вправо влево, вверх – вниз).

При недостаточном запасе знаний очень важно стимулировать интерес ребенка к окружающему, фиксировать его внимание на том, что он видит на прогулке, во время экскурсий. Надо приучать его рассказывать о своих представлениях, такие рассказы необходимо заинтересованно выслушивать, даже если они односложны и сбивчивы. Полезно задавать дополнительные вопросы, стараться получать более подробный и развернутый рассказ. Родителям мы советуем почаще читать ребенку детские книги, водить в кино, обсуждать с ним прочитанное и увиденное.

При несформированности положительного отношения к школе необходимо уделить ребенку как можно больше внимания. Общение с ним должно строиться не в школьной, а в дошкольной форме. Оно должно быть непосредственным, эмоциональным. От такого ученика нельзя строго требовать соблюдения правил школьной жизни, нельзя ругать и наказывать его за их нарушения. Это может привести к проявлению стойкого отрицательного отношения к школе, учителю, учению. Необходимо дождаться пока ребенок сам, наблюдая за другими детьми, придет к правильному осознанию своего положения и вытекающих из него требований к поведению.

Для повышения уровня развития мышления и речи очень большое значение имеет участие ребенка в коллективных играх во внеурочное время. Нужно чаще поручать ему выполнение ролей, требующих принятие каких-либо решений, активного речевого общения с другими детьми.

Не надо стараться “натренировать” ребенка на выполнение в понимание заданий типа тех, которые приведены в методиках. Это даст лишь видимость успеха, а при столкновении с любым новым для него заданием он окажется также бесполноценным, как раньше.

При “низком” уровне развития мышления и речи необходимо с самого начала обучения дополнительные индивидуальные задания, направленные на более полное усвоение учебной программы. В дальнейшем ликвидировать образовавшиеся пробелы будет труднее. Полезно увеличить объем пропедевтических знаний (особенно по математике). При этом не нужно торопиться с выработкой навыков: работать над пониманием материала, а не над скоростью, точностью и безошибочностью ответов на вопросы или выполнения каких-либо действий.

Недостаточный уровень развития образных представлений – одна из частых причин трудностей в учебе не только 6-7 летний детей, но и значительно позже (вплоть до старших классов). Вместе с тем, период их наиболее интенсивного формирования приходится на дошкольный и начало младшего школьного возраста.

Поэтому, если у ребенка, поступающего в школу, имеются недостатки в этой области, то их надо постараться как можно скорее компенсировать.

Для развития образных представлений чрезвычайно большое значение имеет изобразительная и конструктивная деятельность. Нужно во внеурочное время стимулировать занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием из строительного материала и различных конструкций. Полезно давать аналогичные домашние задания: нарисовать картинку, собрать простую модель для конструктора и т.п. В подборе заданий можно опираться на “Программу воспитания в детском саду”.

Очень важно привить ребенку веру в свои силы, не допустить возникновения заниженной самооценки. Для этого надо почаще хвалить его, не в коем случае не ругать за допущенные ошибки, а только показывать как их исправить, чтобы улучшить результат.

При недостаточном уровне развития мелких движений полезны те же виды деятельности, что и для развития образных представлений (изобразительная, конструктивная). Можно нанизывать бусы, застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, крючки (эти действия охотно совершаются детьми в процессе игры с куклой: ее раздеванием перед “укладыванием спать”, одеванием для “прогулки” и т.п.).

Для развития крупных движений важно добиваться повышения двигательной активности. Не нужно привлекать ребенка к участию в спортивных соревнованиях – неудачи могут окончательно отпугнуть его от физкультуры. В этом случае гораздо полезнее занятия не содержащие соревновательны?