Нищева диагностика развития ребенка старшего дошкольного возраста с онр
Содержание
- Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цели и задачи программы. Педагогические принципы построения программы
- Взаимодействие участников образовательного процесса. Интегрированные коррекционно-развивающие занятия
- Взаимодействие с семьями воспитанников
- Инклюзивное образование дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
- Двуязычные дети в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
1.3. Целевые ориентиры, планируемые результаты освоения программы
1.4. Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (ОНР)
- Содержательный раздел
2.1. Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
2.2. Содержание образовательных областей программы. Коррекционная, образовательная, игровая, досуговая деятельность
- Образовательная область «Речевое развитие»
- Образовательная область «Познавательное развитие»
- Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
- Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
- Образовательная область «Физическое развитие»
2.3. Тематическое планирование образовательной и коррекционной деятельности
2.4. Рекомендуемые дидактические материалы. Примерный перечень игр, игровых упражнений, иллюстративного материала, литературных и музыкальных произведений
2.5. Культурно-досуговая деятельность
- Организационный раздел.
3.1. Основные направления коррекционной и образовательной деятельности
3.2. Система коррекционной и образовательной деятельности
3.3. Распорядок дня, организация режимных моментов
3.4. Организация развивающей предметно-пространственной среды. Игровое оборудование
3.5. Рекомендации по написанию части основной адаптированной образовательной программы дошкольного образования, формируемого участниками образовательных отношений
3.6. Методический комплект к программе
3.7. Специальная и методическая литература
Читать всю программу…
Источник
(по методике Н.В. Нищевой)
Содержание диагностики
Критерии оценки
ИССЛЕДОВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
Состояние слухового внимания:
- Дифференциация звучащих игрушек;
- Определение направления звука;
- Восприятие и воспроизведение ритма.
Оценка:
При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов.
Исследование зрительного восприятия:
(показ по просьбе логопеда)
Круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, многоугольник.
Оценка:
При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов.
Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса:
Показать предметы, которые находятся:
вверху ______, внизу _____, впереди ______, сзади _____, слева _____, справа _____, слева внизу ______,
Оценка:
При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов.
Ориентировка в схеме тела:
Показать правой рукой левый глаз _______,
левой рукой — правое ухо _____.
Оценка:
При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов.
Складывание картинок из частей:
из 4 частей__________5 частей__________
6 частей__________ 7 частей___________ 8 частей____________
Оценка:
При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов.
Складывание фигур из палочек по образцу:
«елочка» и «дерево» из шести палочек_______________________
«лодочка» и «лесенка» из семи палочек______________________
Оценка:
При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов.
ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ МОТОРНОЙ СФЕРЫ
Состояние общей моторики:
Выполняемые упражнения:
- попрыгать на двух ногах;
- попрыгать на левой ноге;
- попрыгать на правой ноге;
- прыгнуть в длину с места;
- потопать ногами и похлопать руками одновременно;
- забросить мяч от груди;
- забросить мяч из-за головы;
- подбросить и поймать мяч.
Оценивается: объем выполнения движений, темп, активность, координация движений.
Оценка:
При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов.
Состояние ручной моторики:
Кинестетическая основа движений:
- одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки;
- одновременно вытянуть указательный палец и мизинец левой руки;
- одновременно вытянуть указательный палец и мизинец обеих рук;
- поместить указательный палец на средний и наоборот на правой руке;
- поместить указательный палец на средний и наоборот на левой руке.
Оценка:
При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов.
Кинетическая основа движений:
- упражнение «Игра на рояле»;
- проба «кулак-ребро-ладонь» правой рукой;
- проба «кулак-ребро-ладонь» левой рукой;
Оценка:
При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов.
Навыки работы с карандашом:
- умение рисовать прямые линии;
- умение рисовать ломаные линии;
- умение рисовать замкнутые линии умение рисовать волнистые линии;
- умение рисовать человека.
Оценка:
При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов.
Оценивается: объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости.
Манипуляции с предметами:
- умение застегивать и расстегивать пуговицы;
- умение завязывать и развязывать шнурки.
Оценка:
При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов.
Оценивается: объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости.
ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ МИМИЧЕСКОЙ МУСКУЛАТУРЫ
Выполнить упражнения:
- закрыть правый глаз;
- закрыть левый глаз;
- прищурить глаза;
- нахмурить брови;
- поднять брови;
- надуть правую щеку;
- надуть левую щеку;
- втянуть правую щеку;
- втянуть левую щеку;
Оценивается: наличие или отсутствие движений, точность выполнения, активность, мышечный тонус, темп, наличие синкинезий, замедленность движений глазных яблок.
Оценка:
При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов.
ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ
Движения нижней челюсти:
- Открыть и закрыть рот;
- подвигать нижней челюстью вправо-влево.
Движения губ:
Выполнить вместе с логопедом:
«улыбка», «трубочка», «улыбка — трубочка».
Движения языка:
Выполнить вместе с логопедом:
«лопата», «жало», «лопата — жало», «качели», «маятник», «чашечка», «вкусное варенье».
Движения мягкого неба:
Широко открыть рот и зевнуть.
Оцениваются: наличие или отсутствие движений, тонус, объем, способность к переключению, замены, синкинезий, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка.
Оценка:
При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов.
ИССЛЕДОВАНИЕ АНАТОМИЧЕСКОГО СТРОЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА
- Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы);
- Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов);
- Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный);
- Твердое небо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, субмукозная щель);
- Мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка);
- Язык (массивный, маленький, с укороченной подъязычной вязкой)
Оцениваются: норма и патология в строении органов артикуляционного аппарата.
ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
(изолированно, в словах, во фразах)
Назвать картинки:
с: санки, коса, нос, стакан, стол
с’: сети, семь, Вася
з: завод, зубы, коза, звезда
з’: зима, бузина, газета
ц: цапля, солнце, палец, цветок
ш: шишка, пышка, шуба, шкаф
ж: жук, кожа, ножи
ч: чайник, качели, печка, ночь
щ: щетка, щепки, плащ, клещи
л: лампа, волк, стол
л’: малина, лебедь, полено
р: рак, корова, трактор
рь: ремень, пряники, фонарь
и: лейка, яблоко, еж, крылья
к: куртка, скрипка, шкаф
г: грядка, виноград
х: хлеб, сухарь.
Оценка:
При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов.
Повторить предложения:
У Зины зонт.
У сома усы.
Кузнец кует цепь.
Шапка да шубка — вот и весь Мишутка.
У ежа ежата.
Дятел долбит ель.
К нам во двор забрался крот.
Майя и Юра поют.
Оценка:
При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов.
ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ И ГОЛОСОВОЙ ФУНКЦИЙ
- Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное).
- Объем дыхания (достаточный, недостаточный).
- Громкость голоса (нормальный, чрезмерно громкий, чрез мерно тихий, с носовым оттенком, глухой, монотонный).
Оцениваются: норма и нарушение состояния дыхательной и голосовой функции.
ОСОБЕННОСТИ ДИНАМИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
- Темп (нормальный, ускоренный, замедленный);
- Ритм (нормальный, дисритмия);
- Паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке);
- Употребление основных видов интонации.
Оцениваются: особенности динамической стороны речи.
ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗВУКО – СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА
Изолированные слова:
(назвать по картинкам, повторить за логопедом)
Тротуар___________________ Экскаватор_____________________
Градусник_________________ Виолончелист__________________
Фотоаппарат ______________ Регулировщик___________________
Оценка:
При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов.
Предложения:
- Виолончелист укладывает инструмент в футляр;
- Регулировщик руководит движением на перекрестке;
- У фотографа фотоаппарат со вспышкой.
Оценка:
При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов.
ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
Повторение слогов с оппозиционными звуками:
са-ша-са_________ ша-са-ша_____________
са-ца-са_________ ца-са-ца_______________
ча-тя-ча_________ тя-ча-тя_______________
Ща-ча-ща______ _ча-ща-ча_______________
Ща-ся-ща________ _ся-ща-ся____________
ля-ла-ля ___________
Оценка:
При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов.
Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать картинки):
Пашня-башня________ Катушка-кадушка_______
Крот-грот____________ Мышка-мошка_________
Оценка:
При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов.
Дифференциация звуков, смешиваемых в произношении
(показать картинки):
Собор-забор________ Касса-каша_______
Сук-жук___________ Лук-люк__________
Оценка:
При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов.
ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
1. Выделение конечного согласного из слов:
Кот__________________ Сук______________
Сом____________________ Малыш______________
Лимон___________________Грач_________________
Сироп____________________ Лещ________________
Оценка:
При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов.
2. Выделение начального согласного из слов:
Мост_____________________ Банка_______________
Пол______________________Тапки________________
Вода_____________________Чайник_______________
Дом______________________Щетка________________
Оценка:
При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов.
3. Определение последовательности звуков в слове:
Кот_______________________Вата_________________
Дом_______________________Лапа________________
Нос_______________________Рыба________________
Суп_______________________Шина________________
Оценка:
При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов.
4. Определение количества звуков в словах:
Нос________________________Ваза________________
Бык________________________Батон_______________
Кит________________________Банка_______________
Оценка:
При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов.
ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ
- Пассивный словарь (объем словаря, соответствие возрастной норме).
- Понимание различных форм словоизменения
A. Дифференциация единственного и множественного числа
существительных (показать по картинкам)
Пень — пни_________________Ворона — вороны_________________
Перо — перья________________Гнездо — гнезда__________________
Оценка:
При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов.
Б. Дифференциация предложно-падежных конструкций (показать по картинкам):
Собака спит под крыльцом_____Собака вылезает из-под крыльца___
Кошка прячется за домом____ Кошка выходит из-за дома____
Оценка:
При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов.
B. Дифференциация существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (показать по картинкам):
Мяч-мячик_______________________
Ваза-вазочка______________________
Одеяло-одеяльце __________________
Оценка:
При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов.
Г. Дифференциация глаголов с различными приставками (показать по картинкам):
Машина выезжает из гаража___ Машина отъезжает от гаража___
Машина объезжает гараж______ Машина въезжает в тоннель_____
Оценка:
При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов.
Д. Понимание предложений (показать по картинкам):
Бабочка сидит на цветке, который уже распустился___________
Бабочка сидит на цветке, который еще не распустился_________
Оценка:
При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов.
ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ
- Номинативный словарь:
а) назвать существительные по темам:
«Ягоды»______________________
«Дикие животные»_______________
«Домашние животные»_____________
«Птицы»_____________
Оценка:
При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов.
б) назвать одним словом (обобщить):
Клубника, смородина, черника_____________________
Волк, лиса, заяц___________________________
Кошка, собака, свинья_____________________
Аист, кукушка, ласточка___________________
Оценка:
При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов.
в) назвать части тела и части предметов (по картинкам):
Локоть_______ Ладонь______ Затылок__________
Висок________Манжета_____ Петля для пуговицы__________
Фары_________Мотор__________
Оценка:
При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов.
4. Предикативный словарь (ответить на вопросы):
Ворона каркает. А как подает голос кукушка? (Кукует)_____________________
А как подает голос волк? (Воет)____________________
А как подает голос лошадь? (Ржет)_________________
А как подает голос овца? (Блеет)______________________
Врач лечит. А что делает учитель? (Учит)______________
А что делает продавец? (Продает)__________________
А что делает маляр? (Красит)___________________
А что делает швея? (Шьет)___________________
Оценка:
При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов.
5. Атрибутивный словарь:
а) назвать предъявленные цвета:
Красный_________Оранжевый________Желтый________
Зеленый________Голубой____________Синий_________
Фиолетовый______Розовый_________Белый__________
Черный_______ Коричневый________ Серый__________
Оценка:
При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов.
б) назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки):
Руль какой? (Круглый)________________
Окно какое? (Квадратное)______________
Флажок какой? (Треугольный)_________
Слива какая? (Овальная)____________
Одеяло какое? (Прямоугольное)__________
Оценка:
При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов.
6. Подбор антонимов:
Друг____________Добро___________Горе______________
Горячий_________Легкий__________Длинный_________
Давать__________Поднимать_______Продавать________
Оценка:
При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено – 0 баллов.
7. Состояние словоизменения:
а)Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (образовать по аналогии):а)Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (образовать по аналогии):