Никитин как измерить уровень развития ребенка скачать

Никитин как измерить уровень развития ребенка скачать thumbnail

Тогда, да 
сейчас в официальной системе просвещения и образования исследования в
области раннего чтения были категорически запрещены. Вскоре появились
сообщения, что в стране появились диссиденты от педагогики, Борис и Лена
Никитины, которые осмелились научить детей читать за два – три года до
школы. На них немедленно обрушилась почти вся тогдашняя 
государственная пресса, специалисты и академики сразу двух министерств:
просвещения и здравоохранения.  Сохранились более 200 публикаций в том
числе и нынешних академиков против раннего развития и чтения.

 РАН:
Институт психологии

      Работая
над созданием методики измерения продуктивности интеллектуальной деятельности,
ее автор, известный педагог Борис Павлович Никитин, ставил перед собой цель –
создать тест, который может определять возможности невербального мышления;
“сообразительность”, а не уровень знаний. Ему потребовалось значительное
количество времени, чтобы осуществить эту идею на практике.

      В основу
методики положен один из субтестов Векслера – кубики Косса. Авторская разработка
Никитина заключается в творческом подходе к их использованию. Выяснилось, что
даже 4 кубика, уложенные квадратом, позволяют сложить около 20 тысяч различных
узоров.

      В
оборудование к методике, которую Б.П. Никитин назвал ПТУР (“продуктивность
творческой умственной работы”), входит комплект четырехцветных кубиков (16
штук), секундомер, набор контрольных узоров возрастающей сложности, протокол
измерений, экспериментальный график зависимости ПТУР от возраста, график
определения “умственного возраста” по результатам испытаний и узор для укладки
кубиков в коробку (“начальный порядок”), в каком должен увидеть их испытуемый,
открывая впервые коробку.

      Существует
определенный порядок измерения ПТУР, подробно разработанный автором и
апробированный на протяжении более чем двадцати лет. Он включает четкие
инструкции для экспериментатора на всех этапах проведения исследования, –
начиная от конкретных инструкций испытуемому, порядка предъявления кубиков и
узоров, контроля за ходом выполнения ребенком задания, хронометража, временных
норм (максимального времени складывания узора [Тмакс]), ошибок, которые должны
учитываться при работе. Подробно расписан и подсчет результатов по записи в
протоколе, которые поступают в виде показания “Продуктивности творческой работы”
и оценки уровня развития каждого ребенка в зависимости от его возраста. По
величине ПТУР, показанной ребенком, легко определяется его “умственный возраст”,
сравнивая который с календарным, можно увидеть, насколько опережает или отстает
ребенок в своем развитии от статистически среднего.

      Основным
достоинством теста, как считает сам автор, является то, что он не только
диагностирует, но и развивает творческие возможности, показывает способность к
творчеству и самообучению.

      ПТУР можно
успешно применять для диагностики различных операций невербального мышления,
пространственной ориентации, виртуального восприятия, творческого мышления.

      Он может
быть применим как для детей (начиная с двух-трех лет), так и для взрослых. Тест
прошел экспертную проверку в Институте психологии Российской академии наук и
рекомендован для психолого-педагогической диагностики. Основные материалы теста
(кроме кубиков) выпущены в специальном издании: Б.П. Никитин, “Как измерить
уровень развития ребенка”. Кубики продаются отдельно в готовом виде или могут
быть использованы четырехцветные кубики из других наборов.

Ольга РЕШЕТНИКОВА


О Никитине, его семье и творческом наследии:

  1. Педагогика Б. и Л. Никитиных >>>

  2. Памяти Никитина Б.П. – великого гуманиста, Педагога, Воспитателя XX века >>>

  3. О книгах Никитина >>>

  4. Что стало с семьёй Никитиных >>>

Популярно о интеллектуальных играх Б.П.
Никитина:

  1. С чего начать и как играть? >>>

  2. Игры с Большой Буквы >>>

  3. Рамки – вкладыши Монтессори геометрические >>>

Из первых уст:

  1. Беседа Л.А. Никитиной с родителями >>>

Профессионалы о интеллектуальных играх
Б.П. Никитина >>>

  1. Как
    измерить уровень развития ребёнка? >>>

Книги Никитина Б.П.:

  1. “Развивающие
    игры” >>>

  2. “Резервы
    здоровья наших детей” >>>

  3. “Мы и наши дети” >>>

Источник

  • Развивающие занятия с детьми
  • от 1 года до 7 лет в Чудо-Чадо

Книги и статьи Никитиных

Интеллектуальные игры

Автор: Борис Никитин

Год: 2009 | Издательство: Световид | ISBN: 978-5-9901969-1-9

Формат: PDF | Количество страниц: 216

Описание:
Издание 6-е, исправленное и дополненное. Эта книга около 20 лет издается в России и за рубежом, приобретая все большую популярность. Почему? Потому что помогает родителям, бабушкам и дедушкам, воспитателям детских садов, школьным учителям и другим неравнодушным к нашему будущему решать одну из самых актуальных задач нашего времени: развивать творческие способности каждого ребенка до доступных ему высот.

ЧИТАТЬ / СКАЧАТЬ

Я учусь быть мамой

Автор: Лена Никитина

Год: 2002 | Издательство: Лист Нью | ISBN: 5-7871-0148-0

Формат: PDF | Количество страниц: 179

Описание:
Семья Никитиных за четверть века обросла легендами, а теперь еще и ярлыками: «педагоги-новаторы», «авторы системы нетрадиционного воспитания», «родители-профессионалы» и т.д. Книга Л.А.Никитиной разрушает этот стереотип. Она – словно отчаянная попытка прорваться к живым людям и показать, что все мы – и «знаменитые», и «простые» – равны и интересны друг другу только «выделыванием себя в человека» (Достоевский). Именно этим, по мнению автора, мы и можем быть близки и нужны нашим детям.
Книга включает в себя две изданные ранее книги: «Отчий дом» (1982), «Я учусь быть мамой» (1983).

Читайте также:  01 педагогика рассматривает развитие ребенка

ЧИТАТЬ / СКАЧАТЬ

Детство без болезней

Автор: Борис Никитин

Год: 2001 | Издательство: Лист Нью | ISBN: 5-7871-0099-9

Формат: PDF | Количество страниц: 168

Описание:
Уже доказано, что основы здоровья человека закладываются еще до его рождения. Как развивается плод, как ведет себя будущая мама, как ребенок появляется на свет — все это играет огромную роль в дальнейшей жизни человека. И именно здесь мы допускаем роковые ошибки, которые потом уже невозможно исправить. Очень важен и первый год жизни малыша, важен и для его здоровья, и для развития его интеллекта. Именно этим проблемам и посвящена книга Б. П. Никитина «Детство без болезней» (Здоровое детсво без лекарств и прививок).
Это 6-е издание книги «Первые уроки естественного воспитания или Детство без болезней» (1990). Борис Павлович Никитин развивая свою методику в каждое новое издание книги вносил уточнения и дополнения, пользуясь самыми разными источниками, начиная с родительской практики и кончая новейшими научными исследованиями.

ЧИТАТЬ / СКАЧАТЬ

Родителям XXI века. Как воспитать здорового ребенка

Автор: Л. Никитина, Ж. Соколова, Лилия Блудова

Год: 1998 | Издательство: Знание | ISBN: 5-07-002837-5

Формат: PDF | Количество страниц: 172

Описание:
Книга посвящается Памяти Ильи Аркадьевича Аршавского (1903—1996), отдавшего жизнь науке во имя спасения детей – матерей и отцов будущего. Включает в себя очерки: «Откуда берётся совесть» (Л. Никитина), «Детский сад – За и против» (Л. Блудова), «Заслужи здоровье у природы» (Ж. Соколова).
Авторы не делают сенсационных открытий и не изобретают новых способов воспитания. Наоборот, они возвращают нас к тем основам жизни, без которых никакие новейшие технологии и средства не помогут вырастить детей здоровыми, умными, добрыми людьми — ни в нашем, ни в будущем веке.

ЧИТАТЬ / СКАЧАТЬ

Мы, наши дети и внуки

Автор: Борис Никитин, Лена Никитина

Год: 1997 | Издательство: М. : Лист | ISBN: 5-7871-0035-2

Формат: PDF | Количество страниц: 275

Описание:
Мать и отец семерых детей — Никитины делятся опытом физического и нравственного воспитания, опытом, далеко не традиционным, необычным, но получившим широкое распространение как у нас в стране, так и за рубежом. По мнению многих ученых, врачей и педагогов, система воспитания Никитиных с успехом выдержала проверку временем. Настоящая книга дополнена материалами последних лет, когда стали уже очевидными итоги эксперимента, породившего вначале бурю дискуссий. Рассчитана на массового читателя. Книга включает в себя ранее изданные книги: «Правы ли мы?» (1963), «Мы и наши дети» (1979), «Первый день, первый год», (1978 – 1988).

ЧИТАТЬ / СКАЧАТЬ

Ступеньки творчества или развивающие игры

Автор: Борис Никитин

Год: 1991 | Издательство: Просвещение | ISBN: 5-09-003963-1

Формат: PDF | Количество страниц: 216

Описание:
Эта книга об играх, но играх необычных. Их трудно купить в магазине, а надо сделать самим. Книга содержит описание игр, являющихся своеобразной «умственной гимнастикой», методику их проведения и советы по изготовлению. Настоящее (3-е) издание дополнено новыми играми. 2-е издание вышло в 1985 году под названием «Развивающие игры». У представленных игр необычайно широк диапазон задач как по трудности, так и по разнообразию характера, поэтому увлечься ими может и дошкольник, и ученик, и взрослый студент. Книга рекомендуется воспитателям детских садов, учителям начальной школы, родителям.

ЧИТАТЬ / СКАЧАТЬ

Способный ребенок не дар природы

Автор: Борис Никитин

Год: 1985 | Издательство: Неизвестно | ISBN: Неизвестно

Формат: PDF | Количество страниц: 275

Описание:
Более известное название этой научно-популярной статьи Бориса Павловича Никитина – «Гипотеза возникновения и развития творческих способностей». В ней автор делится своими соображениями о человеческих способностях. Откуда берутся люди способные и неспособные, талантливые и бездарные? Почему не всякий вундеркинд становится гением, а гении во всех областях человеческой деятельности столь редки? Кто не задавал себе подобных вопросов? Но если раньше эти вопросы не выходили за рамки любознательности и не слишком нуждались в разрешении, то теперь проблема способностей вырастает в крупную социальную проблему. Почему?

ЧИТАТЬ / СКАЧАТЬ

Источник

Семья Никитиных это Борис Павлович и Елена Алексеевна и их 7 детей,которых они воспитали по собственной системе. Эта необычная система раннего развития появилась в 60х годах ХХ века. Она включает в себя физическое и интеллектуальное развитие.

Давайте разберёмся, правы ли были Борис Павлович и Елена Алексеевна, воспитывая своих детей по своей, не на что не похожей в те времена методике. Ведь прошло много лет и теперь можно судить насколько она эффективна.

Читайте также:  Условия развития творческого мышления ребенка

Суть методики:

1. Ребенок выбирает сам,чем именно ему заняться в данный момент, и поэтому обучение происходит по его желанию. Главный принцип в методике это побуждение интереса, для развития самостоятельности.

2. Обстановка в доме должна стимулировать на новые открытия (географические карты, спортивные снаряды, книги, инструменты и др.). Игрушки должны немного опережать возраст, чтобы они вызывали интерес к изучению нового, пока еще непонятного.

3. Родители не мешают ребенку самому получать знания, но всегда участвуют в жизни ребенка. Хвалят за успехи, подбадривают если что-то не получается, поддерживают, помогают только по просьбе самого ребенка. Необходимо дать ребенку самому подумать и сделать логический вывод. Самостоятельность еще один из принципов методики. Ну и конечно же важной составляющей является личный пример.

4. Работа по дому тоже должна быть без принуждения. Детей нужно не заставлять, а просить помочь.

5. Борис Павлович считал, что отрицательно влияют на развитие ребенка 2 варианта отношения к ним родителей.

1. Чрезмерная опека. Ребенку не остается места для самостоятельности и ему будет сложно принимать решения во взрослой жизни.

2. Заброшенность. Это когда одеть,обуть,накормить ребенка важнее развития и воспитания. Такие дети отстают в психоэмоциональном развитии.

6. Одна из основных идей методики:

НУВЭРС (Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей) для интеллектуального и физического развития существует благоприятный возраст и время. Если упустить это время, возможность развития в этой области необратимо угасает.

Семья Никитиных

Предметно-пространственная среда

– это то что окружает малыша. Так вот предметно-пространственная среда окружающая ребёнка должна стимулировать его к познанию нового.

На стенах должны висеть плакаты: арифметическая таблица (таблица сотни), географическая карта, настенные часы с большим циферблатом. В доме должны быть разнообразные спортивные снаряды.

Главный принцип – все должно быть в свободном доступе для детей. Это книги и пособия, глобус, вырезанные из цветной бумаги геометрические фигуры, измерительные приборы (весы, секундомер и пр.), инструменты для работы с деревом, металлом, интеллектуальные игры.

Все к чему проявляет интерес ребёнок нужно поощрять и по возможности приобрести или изготовить материалы для более углубленного познания этой темы.

Физическое развитие и здоровый образ жизни.

Физическому развитию в данной методике отводится огромная роль. Занимаются в этом направлении с самого рождения и в книгах даже описывается занятия по физическому развитию во время беременности.

Вот основные правила:

  • минимум одежды, не кутать;
  • занятия на спортивных снарядах с самого рождения;
  • чередование умственных и физических занятий;
  • не перекармливать, здоровая пища;
  • закаливание (обливание холодной водой; ходить босиком по снегу; дневной сон на веранде, даже зимой; определённый температурный режим в доме).

Интеллектуальное развитие

Интеллектуальное развитие ребёнка также важно, как и физическое.

Борис Николаевич Никитин разработал много интеллектуальных игр для своих детей. Которые в настоящее время пользуются популярностью и спросом. В своих книгах Борис Николаевич рассказывает, как их можно сделать самостоятельно.

Основной принцип – не объяснять ребёнку правила игры. Дети, наблюдая за играющим сами должны понять, как играть. Если ребёнок ни как не может понять, в чем суть игры, её на некоторое время необходимо отложить. Еще один принцип это “от простого к сложному”. Все игры разработаны от самого лёгкого постепенно усложняясь. В процессе можно придумывать свои схемы, узоры, чертежи и варианты.

«Сложи узор».

В наборе 16 кубиков, грани которых имеют определённую окраску. С помощью кубиков можно выкладывать различные узоры и фигуры. Играть можно начинать уже с 1,5 лет.

Игра “Сложи узор”

«Сложи квадрат».

Геометрическая игра головоломка, из различных фигур необходимо собрать квадрат. Есть разные уровни игры. Первый уровень можно начинать играть с 2х лет. В комплекте 24 разноцветных квадрата.

Игра “Сложи квадрат” 1 уровень

“Уникуб”

Из 27 кубиков, 3 грани которых окрашены в определённый цвет, необходимо построить объёмные фигуры. Предлагается 60 заданий, начинать играть можно от 1,5- 3 лет. Задача не так проста, как может показаться изначально.

Игра “Уникуб”

«Обезьянка»

Рассказать историю про обезьянку, которая все повторяла за людьми, предложенную Борисом Павловичем Никитиным в своей книге (можно придумать свою). Задача детей повторять движения взрослого. Игра развивает внимание и быстроту реакции.

“Точечки”

Для этой игры понадобятся 3 комплекта карточек. На первом и втором комплекте нарисованы точки как на домино (с разным фоном и разным расположением точек), на другом цифры от 0 до 10. Вариантов игр множество: разложить карточки от 0 до 10, разложить по цветам, соотношение карточек с одинаковым количеством точек, игра больше – меньше.

игра “Точечки”

Читайте также:  Общение с ребенком для развития его речи

“Внимание”

Взрослый рисует на листе в клеточку фигуру и показывает ребенку, затем прячет. Малыш должен как можно точно повторить рисунок. В книге Никитина есть примеры таких рисунков.

Рамки Монтессори

Игра для самых маленьких. Начинать с простых геометрических фигур переходя к более сложным. Просить ребенка обвести контур фигуры.

рамки “Монтессори”

Кирпичики

Эта игра помогает детям разбираться в чертежах и работать с ними. Понадобятся 8 брусочков из дерева или пластмассы и ребенок по чертежу строит модель. Играя в эту игру, у ребенка развивается пространственное мышление.

игра “Кирпичики”

Игра “Дроби”

Игра от 3х лет. Представляет собой 12 пластин с вырезанным в них одинаковыми кругами. 1 круг целый, 2 разделен на две части, 3 на три, самый последний на 12частей. Отличная игра для освоения детьми дробей. Начать можно с пересчета деталей, сравнения их между собой и т.д.

игра “Дроби”

Плюсы

  • дети имеют хороший иммунитет;
  • отличное физическое развитие;
  • формируется и развиваются самостоятельность, воображение, память, сообразительность, логика, любознательность, ответственность, пространственное мышление, мелкая моторика;
  • развиты интеллектуально и опережают в развитии интеллектуальном сверстников;
  • быстро находят выход из любой ситуации.

Минусы

  • отсутствуют сюжетно – ролевые игры;
  • методика развивает не всестороннее;
  • дети занимаются тем, что им нравится и легко даётся;
  • мало общаются со сверстниками, круг общения ограниченный;
  • предполагает домашнее воспитание.

Чего добились и кем стали дети Никитиных.

Главным показателем эффективности методики, это результаты. А результаты можно увидеть узнав, кем же стали их дети и чем занимаются.

1959 году родился в семье Никитиных сын Алексей. Сейчас он живет в Лондоне, работает инженером- консультантом по разработки электроники. У него 2-ое детей.

В 1960 году родился второй сын Антон. Сейчас живет в подмосковье, работает заместителем начальника производственного отделения. У него тоже 2-ое детей.

1962 году родилась дочь Оля. Сейчас Ольга живет в городе Королев и работает руководителем юридической службы в крупной компании. И у нее 2-ое детей.

В 1964 году родилась дочь Анна. Тоже живет в г.Королев. работает логистиком в международной транспортной компании. У Анны четверо детей.

В 1966 году родилась Юлия. Живет в подмосковье,работает журналистом в пресс службе крупного предприятия.

В 1969г. родился Иван.Живет в Московской обл, занимается оператором – режиссерской деятельностью телевидение. Пятеро детей.

В 1971 году родилась Любовь. Она живет в г.Королев. Домохозяйка, воспитывает 10 детей.

Вывод

-все благодарны своим родителям за воспитание и обучение;

– у всех хорошее здоровье и физическое развитие;

-все преуспели в жизни;

-все считают,что методика развития их родителей, помогла им в успешно учиться и помогает в работе;

-все использовали опыт родителей в воспитании и обучении своих детей (пусть и не в полном объеме).

внуки Никитиных

Так правы ли они?

Несомненно, семья Борис Павлович и Елена Алексеевна замечательные родители. Если подумать, то как много они сделали для своих детей. Они не претендовали на создание какой-то новой методики развития. Просто хотели воспитать своих детей здоровыми, умными, отзывчивыми, трудолюбивыми, такими, какими мечтают видеть своих детей многие. Общественность заинтересовалась таким необычным воспитанием и их жизнью стала интересоваться вся страна.

Книги о воспитании детей в этой семье, стоит почитать. Каждый родитель почерпнет из них многое для себя. Скорее всего методику “в чистом виде” мало кто будет воплощать. Но поучиться можно многому и взять то что подходит Вашему малышу и Вам.

Конечно, они были правы в своей методике и вырастили замечательных детей!

В настоящее время методика Никитиных очень популярна, издаются книги на разных языках мира. В Японии одна из основных детских программ развития основана на данной методики. В Германии открылся институт имени Никитиных, который изучает раннее развитие.

Книги, сайт, фильм.

Официальный сайт семьи Никитиных – https://nikitiny.ru/

Книги

можно скачать на официальном сайте или здесь https://www.koob.ru/nikitini_l_i_b/

1. Здоровое детство без лекарств и прививок.

2. Интеллектуальные игры

3. Мама и детский сад.

4. Мы и наши дети.

5. Развивающие игры.

6. Резервы здоровье наших детей.

7. Ступеньки творчество, или Развивающие игры.

8. Я учусь быть мамой.

О Никитиных был снят фильм в 1965 году «Правы ли мы?».

А этот фильм о семье был снят 1975 году.

Читайте так же:

Раннее развитие – плюсы и минусы

Источник