Нежеланный ребенок возможные проблемы в развитии

Нежеланный ребенок возможные проблемы в развитии thumbnail

От автора: Иногда только осознавание того, что многие ваши проблемы объясняются всего лишь тем, что вы нежеланный ребёнок, может помочь Вам по-новому оценить свои поступки, отношения, прошлое и настоящее.

Никто не ведёт статистику нежеланных детей. Но они были, есть и будут во все времена, независимо от национальности, богатства, места жительства.

Кто же они такие, нежеланные дети?

В обыденной речи выражение встречается довольно часто, отделяя таким образом нелюбимых детей от любимых. Однако, если использовать это понятие как психологический термин, то можно дать ему такое определение: нежеланные дети – это дети, рождение которых было нежелательно для обоих или одного из родителей.

А для психолога, психотерапевта нежеланность рождения (далее – нежеланность) –  это своего рода диагноз. Многие проблемы клиента, пациента становятся сразу понятными и объяснимыми, когда мы узнаем, что ребенок родился нежеланным.

Иллюстрация Melinda Copper

Дело в том, что такие люди склонны смотреть на весь мир и на себя через призму своей нежеланности. И это то, что дает им ощущение незащищённости, ущербности, чувство вины и стыда за то, что не смогли своим рождением оправдать ожидание родителей.

Ощущение нежеланности для них равнозначно потере любви, а значит, потере базисного чувства безопасности и доверия к миру.

Нежеланных детей можно подразделить на 2 категории:

первая – это дети, которых не хотели вообще, а также незапланированные по времени, «нечаянные» дети;

вторая – это дети, нежеланные по полу.

К первой категории можно причислить детей, рожденных вне брака, после насилия, несовершеннолетними родителями, в климактерическом периоде (когда беременность вначале считают просто полнотой).

Сюда можно отнести детей женщин, которые не хотели рожать от определенного человека, а также детей, из-за появления которых родители были вынуждены жениться.

В эту группу входят  дети, родившиеся  в тот же или следующий год после рождения ребенка, и те дети, в отношении которых были попытки аборта (просто намерения или действия).

По степени нежеланности по полу одни из самых нежеланных, конечно, – это третьи, четвертые, пятые (и далее) подряд по счету девочки или мальчики.

Не так редки случаи, когда разочарованный отец отказывается забирать из роддома пятую дочь или мама впадает в депрессию после рождения третьего сына.

Часто таких детей в России называют именами, которые имеют и женскую, и мужскую версию. Например, дочь Александра, Валерия или сын Валентин, Евгений и т. д.

Однако не всегда нежеланные дети – это нелюбимые дети. Довольно часто они становятся самыми любимыми. Чаще всего, по наблюдениям, становятся любимыми младшие, больные или болезненные дети, очень похожие на родителей или очень красивые дети.

Психология нежеланного ребёнка

Как показывает практика, несмотря на разность судеб, для многих, если не для всех, нежеланных детей свойственны повышенная тревожность и чувство вины за то, что они пришли в этот мир, не оправдав ожиданий своих близких. Им могут быть присущи чувства одиночества , брошенности и неприкаянности. Они чаще желанных детей испытывают депрессию, аффективные расстройства, непонятный внутренний дискомфорт, немотивированную агрессивность или аутоагрессию (от грызения ногтей до попыток самоубийства), склонность к алкоголизму и другим зависимостям.

Нежеланные дети чаще бывают ревнивы, обидчивы, неуспешны в любви, семейной жизни, так как они не могут поверить, что заслуживают любовь и своим поведением провоцируют ссоры и расставания.

Но при этом важно отметить, что у нежеланных детей, которых любят родители, особенно оба родителя, перечисленные переживания и свойства характера менее выражены, а перспективы будущего более благоприятны.

Нежеланные дети обычно всю жизнь пытаются, как могут, доказать своим родителям, что они лучше братьев-сестер и тоже достойны любви.

В  благополучных вариантах нежеланные дети – самые упорные борцы, во что бы то ни стало добивающиеся успехов ради своей основной цели – доказать родителям, что они ошибались, причислив их к нежеланным, что они добились большего, чем братья-сестры, что они достойны любви. Нежеланность для таких людей является мотивацией для достижения успеха.

Между прочим, известно любопытное наблюдение, что нежеланные дети чаще всего – самые заботливые дети, старательно ухаживающие за больными и престарелыми родителями. Обычно родители умирают на руках у нежеланных детей. У тех детей, которые всю жизнь пытались им доказать, что они действительно достойны любви. К слову сказать, наследство, однако, достается, как правило, желанным и любимым детям.

Что касается нежеланных детей по полу, они, кроме всех перечисленных проблем, могут иметь проблемы половой и сексуальной идентичности.

Из известных людей нежеланным по полу, например, был любимый россиянами американский писатель Эрнест Хемингуэй. Его мать до пяти лет наряжала его, как девочку, и всегда подчёркивала, насколько она была разочарована тем, что он родился мальчиком. Возможно, именно по этой причине писатель в течение всей жизни пытался доказать, что он настоящий мужчина и воспевал в своих произведениях мужественннсть и силу своих героев. Однако он всю жизнь страдал от депрессии, которую пытался затопить в вине и после многих попыток всё же кончил жизнь самоубийством.

О том, как нежеланность может негативно влиять на судьбу человека, показывают два типичных примера из психотерапевтической практики.

Случай первый. Молодая, глубоко несчастная депрессивная женщина жалуется на то, что все мужчины ее бросают. Оказалось, что она вторая дочь. Отец так хотел сына, что до пяти лет называл ее сынком и старался, вопреки ее протестам, воспитать из нее «настоящего» мужчину. Только к шести годам он отстал от дочери со своим “мужским воспитанием”, в результате чего его любимая дочка стала нервной, неуверенной, несчастной женщиной, которая до психотерапии даже не смогла родить. Она всегда жила с чувством вины перед отцом и любимыми мужчинами, боялась потерять их любовь. И всегда ее все бросали, кроме отца, которого она и любила, и ненавидела одновременно.

Случай второй. Шестнадцатилетний юноша, страдающий  сильными головными болями, навязчивыми страхами, нарушением сна был приведен на прием матерью в связи с появившимися у сына суицидальными мыслями. Юноша с детства ощущал себя одиноким и брошенным. Первый ребенок несовершеннолетней мамы, он был рожден вне брака. Отец и все его родственники настаивали на аборте. Женщина несколько раз ложилась на аборт, но каждый раз, не решившись, убегала из больницы и в конце концов родила.

Читайте также:  Умственное развитие ребенка в младшей школе

Юноша рассказывал, как его с детства мучают кошмарные сны, в которых  его всегда убивает какой-то страшный мужчина. Его навязчивые страхи, кошмарные сны и приступы головных болей, суицидальная готовность,- после психотерапии, направленной на преодоление чувства нежеланности, симптомы ушли.

Автор текста – психолог, детский семейный гипнолог Римма Дюсметова

https://rimmadyusmetova.livejournal.com/

Источник

Нежеланный ребенок возможные проблемы в развитии

Что значит нежеланный ребенок? Это означает, что этого ребенка не планировали рожать, и его ожидает жизнь без материнской любви. Сам по себе факт, которым не гордятся. Но, все же редко задумываются о последствиях для ребенка, если он не желанен и не любим родителями и, в первую очередь, матерью.

Много различных ситуаций могли привести к появлению нежеланного ребенка. Вот некоторые из них:

  • несвоевременная беременность, когда будущей маме мало лет или она забеременела случайно;
  • ненависть к отцу будущего ребенка — семейному тирану или насильнику;
  • тяжелое финансовое положение мамы или всей семьи, где возможно уже есть дети.

Стоит отличать нежеланного ребенка от незапланированного, нечаянного, у второго более счастливая судьба, в больше половины случаев к концу беременности мама примиряется с мыслею о малыше и уже начинает ждать и любить его.

Взаимоотношения нежеланного ребенка с окружающими

Психологи в своей практике используют метод погружения в различные периоды детства и внутриутробного развития человека. Чтобы понять, как повлияло на психику нежеланного ребенка отношение к нему его матери, обратимся к американскому врачу Станиславу Гроффу.

По его теории беременность и рождение ребенка состоят из нескольких периодов. И каждый период, вернее проживание ребенка в нем, имеют определенное значение для будущего этого человека.

С того момента, когда происходит зачатие ребенка и до родов называют «матрицей счастья, наивности» по теории Гроффа. В это время ребенок испытывает радость, покой и безмятежность. Но это происходит, только если мама уже любит и ждет своего малыша. Позитивное общение мамы с ребенком, когда она разговаривает с ним, называет его ласкательными словами, влияет на дитя положительно. Став взрослым, он будет доверчивым, будет уметь любить и радоваться жизни, станет оптимистом.

А негативное общение в будущем приводит к отрицательным последствиям для малыша. Нелюбимый ребенок очень раним и тревожен, чувствует себя виноватым во всем, что происходит вокруг него, не защищенным. Такой человек начинает заниматься самобичеванием. Иногда его агрессия направлена на себя, иногда на внешний мир.

Разрушение отношений с окружающими могут чередоваться с виноватостью, обидой и даже неприятием себя самого. Нежеланный ребенок вырастает в человека, не способного строить свое счастливое будущее.
Нежеланный ребенок возможные проблемы в развитии

Нежеланный ребенок — последствия отсутствия любви

Не любовь мамы к ребенку – как-то противоестественно слышать о таком. Но это явление совсем нередкое. Исчезновение материнского инстинкта связано и с загруженностью женщин и с их желанием строить карьеру. Нет его и у мамочек нежелательных детей. А ребенок хочет любви и внимания. И получаются в результате различные психические аномалии, и пробелы в воспитании, основы которых заложены глубоко в подсознании человека.

Приведем пример с ребенком, рожденным молодой мамой, как говорят в народе, «по залету».

В результате сложных родов у ребенка есть физические заболевания, то есть, он нуждается в еще большем внимании со стороны мамы. В результате этих же заболевания и негативных отношений к нему со стороны мамы, у ребенка есть отклонения и в умственном развитии и в общении с окружающими.

Психология нежеланного ребенка — судьба изгоя

Он — изгой среди сверстников и не всегда приятен взрослым. Этот нежеланный человечек практически всеми, к тому же еще и не любим своей мамой, он чувствует свою вину за это и свою неполноценность, обделенность, ненужность. Все эти чувства кипят в нем, разрушая его внутренний мир, вызывают ожесточенность. Или, как вариант, — обреченность.

На занятиях с психологом выясняется, что из педагогически запущенного и медлительного ребенка можно вполне воспитать нормального и не отстающего от других малыша. И все, что ему нужно – это внимание и любовь близких ему людей.

Нежеланного человечка можно сравнить с одиноким волчонком, из которого может вырасти опасный для общества матерый «волк». Обычно такие дети сложно адаптируются в обществе, у них развиваются различные, в первую очередь, психосоматические заболевания.

Нежеланные дети редко бывают успешными, они как бы несут свою карму через поколения. Они не хотят, в свою очередь, заводить семью, не верят людям, не могут довериться партнеру. Хотя бывают и исключения из правила — нежеланные, всю жизнь пытающиеся доказать родителям, что они достойны любви, они из кожи будут лезть, чтобы стать успешными, а значит, родители их заметят, оценят, полюбят, поймут, как они были не правы…

Они чаще, чем остальные дети становятся зависимыми от наркотиков или алкоголя. Эта зависимость для близких людей ребенка дана им в наказание за их нелюбовь. Как говорится в народной мудрости: пожнешь то, что посеял.

Еще они больше подвержены психическим расстройствам, чаще впадают в депрессию, совершают противоправные действия (мстя всему миру за нелюбовь) или пытаются покончить жизнь самоубийством.
Нежеланный ребенок возможные проблемы в развитии

Как помочь маме и ее нежеланному ребенку?

Женщина, будучи беременной, испытывает множество стрессовых ситуаций. Но самой природой заложены в ней не только инстинкты, а и женская мудрость. Женщина чувствует необходимость любить, пусть даже и нежеланного ребенка. К тому же, это ребенок ее, ее «кровинушка», часть ее самой. А значит, отрицание и нелюбовь к нему — это и ненависть к себе самой. А можно ли полноценно жить, ненавидя СЕБЯ?

Читайте также:  Выготский психическое развитие ребенка скачать

Первое — это задуматься над этим…

Как полюбить нежеланного ребенка

А потом уж научиться спокойно и беспристрастно общаться с ним, научиться показывать ему свою любовь не только подарками. Понять, что на внимание для своего дитя у нее должно быть время. Любовь появится при общении с ним, мудрая природа позаботится об этом. А чтобы быстрее появилось это прекрасное чувство, родителям нужно помнить о составляющих частях любви.

Вот в чем проявляется родительская любовь:

  • умение слушать и слышать ребенка, чувствовать, как его слова выражают его чувства;
  • выбрать правильную манеру общения, диктаторское общение очень опасно, так же как и попустительская вседозволенность;
  • знать, как допустимо наказывать детей, ни в коем случае не наказывать физически и не оказывать психологическое давление;
  • способствовать личностному и умственному развитию ребенка, заниматься с ним, корректировать отклонения в развитии и поведении.

Ребенок должен почувствовать внимание и уважение близких ему людей, мудро сочетающееся с их требовательностью.

Если мама не может сразу полюбить свое дитя, то пусть обратит внимание на свое к нему отношение.

Если она считает, что выполняет хорошо свой родительский долг, и при этом не замечает в каком эмоциональном состоянии ее ребенок, то это уже настораживает.

Если родительница замечает за собой пренебрежительное отношение к личной свободе ребенка, неадекватную требовательность, раздражение и прочее, то уже хорошо. Если она это замечает, значит, мама готова измениться и принять дитя. Ребенок уже имеет шансы из нежелательного дитя стать любимым. А мама почти готова принять ребенка как любимого.

Если родители раздражены или недовольны свои чадом, то ребенку нужно донести доступно и однозначно, что эти эмоции появились только из-за его поступков. Поступки ребенка вызвали отрицание, а не сам ребенок.
Самое основное, что должен знать и чувствовать ребенок — это, что он любим и желаем. Особенно это значимо около 3,5 месяца после зачатия и, по утверждению Зигмунда Фрейда, до шестилетнего возраста.

Источник

Екатерина Силивертстова
Психологические особенности нежеланного ребенка в семье

Одним из ярких примеров влияния нарушенных детско-родительских отношений, ребенок, который растет в семье, где он – нежеланный.

Нежеланный ребенок в семьепоявляется по множеству причин: желание одного из супругов, способ сохранения семьи, удержания спутника рядом; незапланированная беременность, насилие; материальный мотив. Еще случай, когда чувства матери к ребенку изменяются под влиянием постродовой депрессии. Все это приводит к тому, что ребенок рождаясь испытывает непреодолимую потребность в материнской любви, но не чувствует, не получает обратной связи. Ребенок растет как будто в вакууме. В окружении ребенка нет проявлений любви и заботы, мать не испытывает к нему никаких нежных, теплых чувств.

Не обязательно, эта семья будет из разряда «социально неблагополучных». Внешне это будет обычная семья, где родители обеспечивают своих детей, осуществляют уход за ними, по мере сил занимаются воспитанием. Но почему-то реакция ребенка не соответствует желаемой. Родители не понимают причин бесконечного детского непослушания, частых капризов, истерик, проявления агрессии к другим детям, к матери, отцу, братьям и сестрам.

А все почему? Потому что базовая потребность ребенка в любви и привязанности никуда не делась. Она осталась не удовлетворена.Ответьте себе на вопрос: что происходит с Вами, когда Вы не получаете длительное время то, что хотите? А что если это еда или вода, сон, отдых?. Возможно Вы впадаете в отчаяние или начинаете наоборот усиленно искать удовлетворение своих потребностей, начинаете замещать это другим, злитесь, кричите.

Подобное происходит и с маленьким ребенком, который пришел в этот мир, но его не хочет принимать самый родной человек. Он в силу своих возможностей пытается добиться любви своих родителей, он всячески привлекает их внимание. Будучи младенцем, он часто плачет, не спит, затем появляются соматические нарушения, он начинает часто болеть, – это все является своеобразным способом привлечения материнского (родительского) внимания, все только для того, чтобы получить долгожданные минуты телесного контакта, заботы, сочувствия. Затем, когда малыш подрастает, он становится более активным и самостоятельным, он уже сам то и дело подходит к родителям, особенно к матери, пытается ее потрогать, обнять, заглянуть ей в глаза, всячески привлечь ее внимание к себе, завоевать ее любовь.Его действия как бы говорят: «Посмотри на меня, я хочу, чтобы ты меня увидела, я существую, я здесь, я нуждаюсь в тебе». Но в ответ на все свои старания ребенок получает лишь раздражение родителя и еще большее отстранение.

Что же происходит с ребенком, который не получает принятия, любви, внимания и признания своих родителей, в детском саду?. Его потребность в принятии и внимании никуда не исчезает, а часто еще и усиливается, когда ребенок начинает замечать, как другие родители относятся к своим детям. Появляется зависть и злость, нетерпимость к детям, которые в отличие от него растут в условиях полного принятия, любви их родителями и другими членами семьи. Ревность к воспитателю, который распределяет свое внимание на других детей в группе, выделяет кого-то из детей за работу на занятиях. И вот именно здесь мы наблюдаем «беспричинные» вспышки гнева, детского раздражения. Ребенок может сломать неожиданно игрушку, поделку, толкнуть другого ребенка, вступить в драку, кинуть что-то в воспитателя или выразить свою агрессию вербально.

В итоге мы наблюдаем ребенка с нарушениями эмоционально-волевой сферы, трудностями в коммуникативной сфере, негативизм, эмоционально-обусловленное снижение интеллектуальных способностей. В этом случае психологической работы с одним только ребенком будет крайне недостаточно, подобным образом мы можем лишь заглушить на какое-то время проявления детской агрессии в саду, но не решить истинную проблему, которая запускает механизм. Для полноценной работы обязательна работа с родителями, необходима коррекция детско-родительских отношений в семье.

Источник

Кто же не знает, кто такие нежеланные дети? Нежеланные дети — это дети, рождение которых было нежелательно для обоих или одного из родителей. Но в обыденной жизни мало кто связывает нежеланность рождения человека, особенно если он уже взрослый, с его несчастной судьбой.

Читайте также:  Диагностика познавательного развития ребенка раннего возраста

А для психолога, психотерапевта нежеланность рождения — это своего рода диагноз. Многие проблемы клиента, пациента становятся сразу понятными и объяснимыми, когда мы узнаем, что ребенок родился нежеланным. Дело в том, что такие люди на весь мир склонны смотреть через призму нежеланности своего рождения, чувствуя себя обделенными безусловной любовью, незащищенными. Для них ощущение нежеланности рождения равнозначно потере любви, а значит, потере базисного чувства безопасности и доверия к миру.

Нежеланных детей можно разделить на 2 категории: первая — это дети, рождения которых не хотели вообще, а также незапланированные по времени так называемые «нечаянные» дети; вторая категория — это дети, нежеланные по полу.

К первой категории можно причислить детей, рожденных вне брака, после изнасилований, несовершеннолетними родителями, в климактерическом периоде (когда беременность вначале считают просто полнотой). Сюда можно отнести детей женщин, которые не хотели рожать от определенного человека, а также детей, из-за появления которых родители были вынуждены жениться. В эту же группу входят незапланированные дети, которые родились в тот же или следующий год после рождения предыдущего ребенка, и те дети, в отношении которых были попытки аборта (просто намерения или действия).

По степени нежеланности по полу самые нежеланные, конечно, это третьи, четвертые (и далее) девочки или мальчики, рожденные подряд. Часто таких детей в России называют именами, которые имеют и женский, и мужской варианты. Например, дочь Александра, Валерия или сын Валентин, Евгений и т. д. Не так редки случаи, когда, например, разочарованный отец отказывается забирать из роддома пятую дочь, а мама впадает в депрессию от третьего сына.

Особенно тяжело переносится рождение дочерей в венценосных и титулованных семьях в странах, где по закону корона или титулы передаются только по мужской линии.

Однако не всегда нежеланные дети — это нелюбимые дети. Довольно часто они становятся самыми любимыми. Чаще всего, по наблюдениям, становятся самыми любимыми младшие, больные или болезненные дети, похожие на родителей или очень красивые.

Как показывает практика, несмотря на разность судеб, для многих, если не для всех, нежеланных детей свойственны повышенная тревожность и чувство вины за то, что они пришли в этот мир, не оправдав ожиданий своих близких.

Им могут быть присущи чувства одиночества, брошенности и неприкаянности. Они чаще желанных детей испытывают депрессию, аффективные расстройства, немотивированную агрессивность или аутоагрессию (от грызения ногтей до попыток самоубийства), склонность к алкоголизму и другим зависимостям. Согласно некоторым исследованиям, попытками аборта, то есть нежеланностью рождения, объясняются причины некоторых психических заболеваний.

Нежеланные дети чаще желанных бывают ревнивы, обидчивы, неуспешны в любви, семейной жизни. Это происходит потому, что они не могут поверить в то, что заслуживают любовь и своим поведением провоцируют ссоры и расставания, выбирают заведомо неподходящих партнеров.

Важно подчеркнуть, что у нежеланных детей, которых любят родители, особенно оба, перечисленные переживания и свойства характера менее выражены, а перспективы будущего более благоприятны.

Нежеланные дети обычно всю жизнь пытаются, как могут, доказать своим родителям, что они лучше своих братьев-сестер.

В худшем случае одни бессознательно делают это, привлекая внимание родителей болезнями, попытками самоубийства. За желанием получить свою порцию жалости у них может стоять попытка получить от них хоть толику любви. Другие, потеряв надежду на получение любви и внимания родителей, просто становятся несчастными, неудачниками. Некоторые нежеланные дети, не простив родителей, начинают ненавидеть и их, и своих братьев-сестер.

В благополучных вариантах нежеланные дети — самые упорные борцы, которые во что бы то ни стало добиваются успехов ради своей основной цели: доказать родителям, что они ошибались, причислив их к нежеланным. Им важно добиться большего, чем братья-сестры, им кажется, что только так можно заслужить любовь родителей. Нежеланность рождения для таких людей является мотивацией для достижения успеха, своего рода «золотым пинком», стимулом для достижения успехов. Однако при всей своей успешности они могут продолжать ощущать себя одинокими, неприкаянными или агрессивными.

Между тем, известно любопытное наблюдение, что нежеланные дети чаще всего самые заботливые, старательно ухаживающие за больными и престарелыми родителями. Часто родители умирают на руках у нежеланных детей. Таким образом они еще раз доказывают, насколько они были достойны любви и признания. К слову сказать, наследство, однако, достается, как правило, желанным детям.

Что касается нежеланных детей по полу, они, кроме всех перечисленных проблем, могут иметь проблемы половой и сексуальной идентичности, то есть иметь склонность к гомосексуализму, транссексуализму, трансвестизму, страдать различными сексуальными расстройствами.

О том, как нежеланность рождения может негативно влиять на судьбу человека, говорит такой пример из психотерапевтической практики.

Молодая, глубоко несчастная женщина жалуется на то, что все мужчины ее бросают. Оказалось, что она по рождению вторая дочь. Отец так хотел сына, что до 5 лет называл ее сынком и старался, вопреки ее протестам, воспитать из нее «настоящего мужчину». В результате такого воспитания его любимая дочка стала нервной, неуверенной, несчастной женщиной, которая до психотерапии даже не могла родить. Она всегда жила с чувством вины перед отцом и любимыми мужчинами, боялась потерять их любовь. И всегда ее все бросали, кроме отца, которого она и любила, и ненавидела одновременно.

А вот насколько сильно нежеланность рождения ребенка влияет на его судьбу, зависит от многих факторов. Кроме любви родителей, это и воспитание, и социальное окружение, а также особенности нервной системы и способы реагирования организма на стрессы, психотравмы. Так что нельзя сказать, что нежеланные дети — всегда несчастные люди, хотя нежеланность рождения всегда в какой-то мере влияет на судьбу.

Иногда только осознание того, что все их проблемы объясняются всего лишь нежеланностью рождения, некоторым людям помогает по-новому оценить свои поступки, отношения, прошлую жизнь и настоящее. В сложных случаях, конечно, не обойтись без психотерапии.

Источник