Неврологическое развитие ребенка в месяц

Неврологическое развитие ребенка в месяц thumbnail

Детские неврологические проблемы являются проблемой современного общества. Отрицательные факторы – неблагоприятная экологическая обстановка, стрессы во время беременности, нерациональное питание, сказываются на состоянии нервной системы младенцев. Неврология у новорожденных, по данным исследований ВОЗ, наблюдается примерно у четырех из пяти младенцев.

Неврология у новорожденных

Неврология у новорожденных

Особенности детской нервной системы

Нервная система ребенка начинает развиваться еще во внутриутробном периоде. Доктор Комаровский указывает на такие ее основные особенности:

  1. К концу внутриутробного периода нервная система уже полностью сформирована.
  2. Ребенок рождается с незрелой нервной системой.
  3. Развитие ткани головного мозга происходит после рождения.
  4. Мозг новорожденного имеет почти все извилины.
  5. Наиболее зрелым к моменту рождения является спинной мозг.

Обратите внимание! При рождении масса мозга составляет ¼ веса мозга взрослого человека. К концу второго года она достигает 80% от массы взрослого мозга.

Основные рефлексы новорожденных

У новорожденных проверяют такие основные группы рефлексов:

  1. Корневой. Если прикоснуться к уголкам губ, то малыш поворачивает головку и открывает рот.
  2. Сосательный. При прикосновении к губам наблюдаются ритмичные движения.
  3. Хватательный. При поглаживании детской ладони пальцы сжимаются в кулачок.

Хватательный рефлекс

Хватательный рефлекс

  1. Ладонно-ротовой. При надавливании на ладонь малыш открывает рот, наклоняя головку.
  2. Рефлекс Моро. При ударе по поверхности, где лежит грудной ребенок, он разводит руки в стороны, потом делает обхватывающее движение.
  3. Защитный. Если положить ребенка на живот, то он поворачивает голову в сторону.

Симптомы неврологии у грудничков

Неврологическая симптоматика у новорожденных может проявляться в:

  • повышенной нервной возбудимости;
  • дрожании конечностей;
  • частых срыгиваниях;
  • двигательных нарушениях;
  • расстройствах сна;
  • повышениях тонуса мышц;
  • нарушении регуляции внутричерепного давления.

Наблюдаются и признаки заболеваний вегетативной нервной системы:

  • судороги;
  • наличие мраморного оттенка кожи;

Мраморность кожи у новорожденного

Мраморность кожи у новорожденного

  • влажные и холодные конечности;
  • повышенная чувствительность к смене погодных условий.

Появление симптомов неврологии у новорожденных является поводом для немедленного обращения к врачу.

Причины развития патологи

Основными причинами развития неврологических заболеваний у малышей являются:

  • родовая травма;
  • кислородное голодание;
  • осложненные роды;
  • токсикоз женщин во время беременности;
  • неблагоприятная наследственность.

Основные виды заболеваний

Вот какие неврологические заболевания бывают у новорожденных чаще всего:

  1. Гипоксически-ишемическое поражение центральной нервной системы. Оно развивается на фоне гипоксии плода во время беременности.

Опасно! Тяжелое кислородное голодание плода повышает риск нарушений интеллекта, детского церебрального паралича или судорожного синдрома.

  1. Родовые травмы. К ним относятся все неврологические расстройства у новорожденных, появившиеся после прохождения ребенка по родовым путям.
  2. Гидроцефалия. Это избыточное накопление спинномозговой жидкости в желудочках мозга. Заболевание приводит к деформациям черепа.

Гидроцефалия

Гидроцефалия

Когда можно заметить нарушения

Если подозревается неврология у грудничков симптомы ее могут проявляться уже с первых недель жизни. Уже в это время можно заметить:

  • отсутствие сосательного рефлекса;
  • отсутствие защитного рефлекса;
  • угнетение реакции автоматической ходьбы;
  • отсутствие зажимания предмета или пальца;
  • асимметричность рефлекторного ответа в ногах;
  • патологическое выпирание родничка.

До года можно заметить такие признаки неврологии у грудничков:

  • мраморность кожи, наличие полос на ней (этот симптом является физиологичным в первые годы жизни);
  • ускоренный рост головы;
  • косоглазие.

К чему приводит промедление

Неврологические проявления у новорожденных не всегда бывают ярко выраженными. Иногда заметить развитие серьезного заболевания может только врач. Опасность игнорирования симптомов неврологических заболеваний в том, что они приводят к прогрессированию патологий.

Ряд проявлений неврологического заболевания требует немедленного врачебного вмешательства.

Невролог для грудничка

Осмотр ребенка детским неврологом необходим для оценки общего состояния малыша и сбора анамнеза. Врачу во время приема важна такая информация:

  • какая по счету беременность, и не было ли у матери вредных привычек;
  • наличие заболеваний во время беременности;
  • была ли угроза ее прерывания;
  • не было ли токсикоза.

При общем осмотре ребенка до года оцениваются:

  • форма и размер черепа;
  • размер большого родничка;

Родничок у ребенка

Родничок у ребенка

  • аномалии развития ушных раковин, глаз.

Важно! Детский невролог должен осматривать ребенка в возрасте 1, 3, 6 мес. Если малыш развивается без отклонений, то следующий осмотр на предмет симптомов заболеваний по неврологии у детей до года должен произойти в 12 месяцев. В случае отклонений в развитии невролог для грудничка должен вызываться каждый месяц.

Также особое внимание уделяется безусловным рефлексам. После 3, максимум 4 месяцев они должны постепенно угасать. Наличие неврологических симптомов у младенцев, связанных с патологическими безусловными рефлексами, является поводом для госпитализации в детское отделение.

При достижении одного месяца

Невролог следит, появились ли у ребенка характерные признаки, свидетельствующие о нормальном развитии. В одномесячном возрасте карапуз должен удерживать на короткое время головку, лежа на животике, фиксировать взгляд на ярком предмете или лице матери. В этом же возрасте младенец начинает гулить.

При достижении трех месяцев

Невролог фиксирует, как в трехмесячном возрасте ребенок может длительно удерживать голову. Он начинает самостоятельно переворачиваться на спину, хватать игрушки в руки и рассматривать их.

В полугодовалом возрасте

В это время ребенок способен откликаться на имя, различать своих и чужих, активно лепетать, становиться на четвереньки. Также он пытается садиться. Невролог должен следить за всеми изменениями.

Дети постарше

К 9-месячному возрасту врач должен зафиксировать такие изменения:

  • малыш может стоять, держась за опору;
  • приседать;
  • выполнять самые простые просьбы.

Диагностика заболевания у грудных малышей

Для диагностики новорожденного невропатолог применяет такие исследования:

  1. Допплерографию. Она позволяет визуализировать работу сосудов головы, шеи.
  2. УЗИ сосудов.

УЗИ сосудов ребенку

УЗИ сосудов ребенку

  1. ЭхоЭГ. С ее помощью регистрируют электрическую активность головного мозга.
  2. Компьютерная или магнито-резонансная томография позволяет получить полную картину работы мозга.

Детские болезни нервной системы следует диагностировать и лечить как можно раньше. Только так развитие ребенка будет полноценным. Промедление с началом лечения неврологии у младенцев вызывает серьезные осложнения.

Видео

Источник

Развитие ребенка первого года жизни происходит в определенных временных рамках. Ко второму месяцу жизни ваш ребенок хорошо держит голову, следит за предметом, гулит, улыбается; в 3-3,5 месяца – переворачивается на бочок; в 4,5-5 – осуществляет поворот со спины на живот, берет игрушки; в 7 месяцев – сидит, ползает с 8, в 10-11 – встает у опоры и начинает самостоятельно ходить до полутора лет.

В целом по общепринятым представлениям – отсутствие темповой задержки развития важный показатель здоровья. Но бывает и так, что при относительно неплохом психомоторном развитии возникают некоторые нарушения в общей гармонии движений, «дискомфорт», который настораживает внимательных родителей. Диапазон жалоб очень широк – от стойкого наклона головы в одну сторону с 1,5-2 месяца до значительной ассиметрии в движениях, нарушения походки после года. Конечно, грубые аномалии выявляются уже в роддоме. Например, врожденная мышечная кривошея, поражения нервов плечевого сплетения (ручка малыша «вялая», разогнута во всех суставах, приведена к туловищу), врожденная деформация стоп и т. п.

Многие другие заболевания нервно-двигательной системы, как правило, диагностируются на протяжении первого года жизни, обычно при тесном сотрудничестве невролога и ортопеда. Поэтому сейчас даже пытаются выделить нейроортопедию как самостоятельную область в медицине.

Раннее распознавание нейроортопедических проблем, нарушений в развитии костей и функций суставов очень существенно, так как по мере роста и развития ребенка проявление этих состояний может усиливаться и соответственно – больше лечебных мер потребуется, чтобы справиться с болезнью.

Первое обследование происходит, в среднем, от 1,5 до 3 месяцев. Этот осмотр «фундаментальный». Тщательно собираются сведения о течении беременности и родов, оцениваются жалобы, ребенок осматривается (не удивляйтесь, что сам осмотр занимает не так много времени – здесь длительность может утомить ребенка и угнетать его ответные реакции). Если возникают подозрения на нарушения в двигательной сфере, то при последующем осмотре (например, через 1 месяц) – самое главное, понять, усугубляются ли эти признаки. К тому же часто нам помогают и дополнительные инструментальные методы диагностики – УЗИ шейного отдела позвоночника и головного мозга, УЗИ тазобедренных суставов, рентгенография (по строгим показаниям), электронейромиографическое исследование (анализ активности мышечных и нервных волокон). Но еще раз повторяю, что многие аномалии формы тела и функций движения у маленького ребенка диагностируются четко и окончательно путем сравнения в динамике.

Остановимся на основных моментах: «на что обратить внимание?» (частый вопрос родителей). Очень трудно дать ответ в простой форме, но, чтобы было понятно, пусть звучит так:

  • положение туловища
  • объем движений
  • наличие асимметрии в двигательной сфере.

Приведу примеры.

Когда малыш лежит на спине – его голова предпочтительно повернута в одну сторону (вынужденное положение?) В норме – голова по отношению к средней линии туловища меняется попеременно, может быть слегка согнута к груди.

Плечики малыша симметричны с двух сторон. У ребенка до 3-х месяцев предплечия могут быть слегка согнуты, кисти сжаты в кулачок, это норма. Но если при подтягивании за ручки, можно чувствовать ослабление сгибания с 2-х сторон или снижение мышечной силы на одной стороне – это нормой уже не является.

Так же обращаем внимание на ножки ребенка – не согнуты ли они сильно в тазобедренных и коленных суставах, нет ли сильного сопротивления при переодевании, пеленании, или наоборот – отмечается вялость, слабость, «переразгибание».

Вот малыш начинает переворачиваться и постоянно на один бочек (как – будто щадит другую половину тела). Берет игрушки смелее и четче одной рукой (другая «отстает»). Особенно это хорошо заметно после 5,5 – 6 месяцев.

Многим известна «поза фехтовальщика» (зависимость мышечного тонуса от поворота головы) – разогнута одна ручка и приподнята ближе к лицу, одновременно другая согнута, разница в ногах слабее, но тоже есть. В норме этот рефлекс исчезает в период от 4 до 6 месяцев жизни. Длительная его сохранность выходит за рамки нормы.

Когда малыш лежит на животе – в 4 месяца верхняя часть туловища опирается на предплечья и раскрытые ладони, ножки разогнуты в тазобедренных и согнуты в коленных суставах. К 6-ти месяцам, ножки уже разогнуты полностью. При патологии эти временные рамки значительно нарушаются.

Если грудного ребенка ставить вертикально, поддерживая «подмышки», то в 4-5-6 месяцев ножки могут быть разогнуты, и ребенок «стоит» на кончиках пальцев. Но к концу 6-7 го месяца ребенок уже опирается на всю стопу. Если же имеется переразгибание нижних конечностей со значительным их приведением, способность «стоять» на кончиках пальцев после 8 месяцев сохраняется – это симптомы заболевания.

Ребенок сидит, но мы видим, что это требует большого напряжения мышц-разгибателей – нас настораживает такая поза.

Очень ярко выглядит реакция «готовность к прыжку» (или реакция «реакция парашютиста» – прочитала в одной немецкой методичке). Она же реакция опоры верхних конечностей.

Взрослый держит ребенка за бедра и дает возможность «падать» вперед верхней части туловища. Ребенок «падает» на вытянутые ручки, в большинстве случаев с раскрытыми ладошками. В норме, проверяя это к 10-11 месяцам.

Можно многое перечислять в деталях, но основное, что надо понимать – реакции удержания туловища, реакции равновесия, четкие, целенаправленные движения, должны формироваться в определенной последовательности.

И вот наступает главное достижение ребенка – он пошел! Не только окреп его скелет и мышцы, но и ум дозрел, появилась потребность расширить границы своего «кругозора». Когда он самостоятельно, без поддержки пройдет метров 20-30 – оцениваем походку и если все хорошо, не ограничиваем потребность ходить, бегать, лазать, не забывая о постоянном чутком контроле (профилактика травм).

В дальнейшем здоровому малышу осмотры невролога и ортопеда потребуются на более 1 раза в год.

Ему предстоит теперь осваивать сложные двигательные навыки, во многом сознательно учится красоте и ловкости движений.

Источник

Развитие ребенка первого года жизни происходит в определенных временных рамках. Ко второму месяцу жизни ваш ребенок хорошо держит голову, следит за предметом, гулит, улыбается; в 3-3,5 месяца – переворачивается на бочок; в 4,5-5 – осуществляет поворот со спины на живот, берет игрушки; в 7 месяцев – сидит, ползает с 8, в 10-11 – встает у опоры и начинает самостоятельно ходить до полутора лет.

В целом по общепринятым представлениям – отсутствие темповой задержки развития важный показатель здоровья. Но бывает и так, что при относительно неплохом психомоторном развитии возникают некоторые нарушения в общей гармонии движений, «дискомфорт», который настораживает внимательных родителей. Диапазон жалоб очень широк – от стойкого наклона головы в одну сторону с 1,5-2 месяца до значительной ассиметрии в движениях, нарушения походки после года. Конечно, грубые аномалии выявляются уже в роддоме. Например, врожденная мышечная кривошея, поражения нервов плечевого сплетения (ручка малыша «вялая», разогнута во всех суставах, приведена к туловищу), врожденная деформация стоп и т. п.

Многие другие заболевания нервно-двигательной системы, как правило, диагностируются на протяжении первого года жизни, обычно при тесном сотрудничестве невролога и ортопеда. Поэтому сейчас даже пытаются выделить нейроортопедию как самостоятельную область в медицине.

Раннее распознавание нейроортопедических проблем, нарушений в развитии костей и функций суставов очень существенно, так как по мере роста и развития ребенка проявление этих состояний может усиливаться и соответственно – больше лечебных мер потребуется, чтобы справиться с болезнью.

Первое обследование происходит, в среднем, от 1,5 до 3 месяцев. Этот осмотр «фундаментальный». Тщательно собираются сведения о течении беременности и родов, оцениваются жалобы, ребенок осматривается (не удивляйтесь, что сам осмотр занимает не так много времени – здесь длительность может утомить ребенка и угнетать его ответные реакции). Если возникают подозрения на нарушения в двигательной сфере, то при последующем осмотре (например, через 1 месяц) – самое главное, понять, усугубляются ли эти признаки. К тому же часто нам помогают и дополнительные инструментальные методы диагностики – УЗИ шейного отдела позвоночника и головного мозга, УЗИ тазобедренных суставов, рентгенография (по строгим показаниям), электронейромиографическое исследование (анализ активности мышечных и нервных волокон). Но еще раз повторяю, что многие аномалии формы тела и функций движения у маленького ребенка диагностируются четко и окончательно путем сравнения в динамике.

Остановимся на основных моментах: «на что обратить внимание?» (частый вопрос родителей). Очень трудно дать ответ в простой форме, но, чтобы было понятно, пусть звучит так:

  • положение туловища
  • объем движений
  • наличие асимметрии в двигательной сфере.

Приведу примеры.

Когда малыш лежит на спине – его голова предпочтительно повернута в одну сторону (вынужденное положение?) В норме – голова по отношению к средней линии туловища меняется попеременно, может быть слегка согнута к груди.

Плечики малыша симметричны с двух сторон. У ребенка до 3-х месяцев предплечия могут быть слегка согнуты, кисти сжаты в кулачок, это норма. Но если при подтягивании за ручки, можно чувствовать ослабление сгибания с 2-х сторон или снижение мышечной силы на одной стороне – это нормой уже не является.

Так же обращаем внимание на ножки ребенка – не согнуты ли они сильно в тазобедренных и коленных суставах, нет ли сильного сопротивления при переодевании, пеленании, или наоборот – отмечается вялость, слабость, «переразгибание».

Вот малыш начинает переворачиваться и постоянно на один бочек (как – будто щадит другую половину тела). Берет игрушки смелее и четче одной рукой (другая «отстает»). Особенно это хорошо заметно после 5,5 – 6 месяцев.

Многим известна «поза фехтовальщика» (зависимость мышечного тонуса от поворота головы) – разогнута одна ручка и приподнята ближе к лицу, одновременно другая согнута, разница в ногах слабее, но тоже есть. В норме этот рефлекс исчезает в период от 4 до 6 месяцев жизни. Длительная его сохранность выходит за рамки нормы.

Когда малыш лежит на животе – в 4 месяца верхняя часть туловища опирается на предплечья и раскрытые ладони, ножки разогнуты в тазобедренных и согнуты в коленных суставах. К 6-ти месяцам, ножки уже разогнуты полностью. При патологии эти временные рамки значительно нарушаются.

Если грудного ребенка ставить вертикально, поддерживая «подмышки», то в 4-5-6 месяцев ножки могут быть разогнуты, и ребенок «стоит» на кончиках пальцев. Но к концу 6-7 го месяца ребенок уже опирается на всю стопу. Если же имеется переразгибание нижних конечностей со значительным их приведением, способность «стоять» на кончиках пальцев после 8 месяцев сохраняется – это симптомы заболевания.

Ребенок сидит, но мы видим, что это требует большого напряжения мышц-разгибателей – нас настораживает такая поза.

Очень ярко выглядит реакция «готовность к прыжку» (или реакция «реакция парашютиста» – прочитала в одной немецкой методичке). Она же реакция опоры верхних конечностей.

Взрослый держит ребенка за бедра и дает возможность «падать» вперед верхней части туловища. Ребенок «падает» на вытянутые ручки, в большинстве случаев с раскрытыми ладошками. В норме, проверяя это к 10-11 месяцам.

Можно многое перечислять в деталях, но основное, что надо понимать – реакции удержания туловища, реакции равновесия, четкие, целенаправленные движения, должны формироваться в определенной последовательности.

И вот наступает главное достижение ребенка – он пошел! Не только окреп его скелет и мышцы, но и ум дозрел, появилась потребность расширить границы своего «кругозора». Когда он самостоятельно, без поддержки пройдет метров 20-30 – оцениваем походку и если все хорошо, не ограничиваем потребность ходить, бегать, лазать, не забывая о постоянном чутком контроле (профилактика травм).

В дальнейшем здоровому малышу осмотры невролога и ортопеда потребуются на более 1 раза в год.

Ему предстоит теперь осваивать сложные двигательные навыки, во многом сознательно учится красоте и ловкости движений.

Источник