Неврологическое развитие ребенка до года

Неврологическое развитие ребенка до года thumbnail

Развитие ребенка первого года жизни происходит в определенных временных рамках. Ко второму месяцу жизни ваш ребенок хорошо держит голову, следит за предметом, гулит, улыбается; в 3-3,5 месяца – переворачивается на бочок; в 4,5-5 – осуществляет поворот со спины на живот, берет игрушки; в 7 месяцев – сидит, ползает с 8, в 10-11 – встает у опоры и начинает самостоятельно ходить до полутора лет.

В целом по общепринятым представлениям – отсутствие темповой задержки развития важный показатель здоровья. Но бывает и так, что при относительно неплохом психомоторном развитии возникают некоторые нарушения в общей гармонии движений, «дискомфорт», который настораживает внимательных родителей. Диапазон жалоб очень широк – от стойкого наклона головы в одну сторону с 1,5-2 месяца до значительной ассиметрии в движениях, нарушения походки после года. Конечно, грубые аномалии выявляются уже в роддоме. Например, врожденная мышечная кривошея, поражения нервов плечевого сплетения (ручка малыша «вялая», разогнута во всех суставах, приведена к туловищу), врожденная деформация стоп и т. п.

Многие другие заболевания нервно-двигательной системы, как правило, диагностируются на протяжении первого года жизни, обычно при тесном сотрудничестве невролога и ортопеда. Поэтому сейчас даже пытаются выделить нейроортопедию как самостоятельную область в медицине.

Раннее распознавание нейроортопедических проблем, нарушений в развитии костей и функций суставов очень существенно, так как по мере роста и развития ребенка проявление этих состояний может усиливаться и соответственно – больше лечебных мер потребуется, чтобы справиться с болезнью.

Первое обследование происходит, в среднем, от 1,5 до 3 месяцев. Этот осмотр «фундаментальный». Тщательно собираются сведения о течении беременности и родов, оцениваются жалобы, ребенок осматривается (не удивляйтесь, что сам осмотр занимает не так много времени – здесь длительность может утомить ребенка и угнетать его ответные реакции). Если возникают подозрения на нарушения в двигательной сфере, то при последующем осмотре (например, через 1 месяц) – самое главное, понять, усугубляются ли эти признаки. К тому же часто нам помогают и дополнительные инструментальные методы диагностики – УЗИ шейного отдела позвоночника и головного мозга, УЗИ тазобедренных суставов, рентгенография (по строгим показаниям), электронейромиографическое исследование (анализ активности мышечных и нервных волокон). Но еще раз повторяю, что многие аномалии формы тела и функций движения у маленького ребенка диагностируются четко и окончательно путем сравнения в динамике.

Остановимся на основных моментах: «на что обратить внимание?» (частый вопрос родителей). Очень трудно дать ответ в простой форме, но, чтобы было понятно, пусть звучит так:

  • положение туловища
  • объем движений
  • наличие асимметрии в двигательной сфере.

Приведу примеры.

Когда малыш лежит на спине – его голова предпочтительно повернута в одну сторону (вынужденное положение?) В норме – голова по отношению к средней линии туловища меняется попеременно, может быть слегка согнута к груди.

Плечики малыша симметричны с двух сторон. У ребенка до 3-х месяцев предплечия могут быть слегка согнуты, кисти сжаты в кулачок, это норма. Но если при подтягивании за ручки, можно чувствовать ослабление сгибания с 2-х сторон или снижение мышечной силы на одной стороне – это нормой уже не является.

Так же обращаем внимание на ножки ребенка – не согнуты ли они сильно в тазобедренных и коленных суставах, нет ли сильного сопротивления при переодевании, пеленании, или наоборот – отмечается вялость, слабость, «переразгибание».

Вот малыш начинает переворачиваться и постоянно на один бочек (как – будто щадит другую половину тела). Берет игрушки смелее и четче одной рукой (другая «отстает»). Особенно это хорошо заметно после 5,5 – 6 месяцев.

Многим известна «поза фехтовальщика» (зависимость мышечного тонуса от поворота головы) – разогнута одна ручка и приподнята ближе к лицу, одновременно другая согнута, разница в ногах слабее, но тоже есть. В норме этот рефлекс исчезает в период от 4 до 6 месяцев жизни. Длительная его сохранность выходит за рамки нормы.

Когда малыш лежит на животе – в 4 месяца верхняя часть туловища опирается на предплечья и раскрытые ладони, ножки разогнуты в тазобедренных и согнуты в коленных суставах. К 6-ти месяцам, ножки уже разогнуты полностью. При патологии эти временные рамки значительно нарушаются.

Если грудного ребенка ставить вертикально, поддерживая «подмышки», то в 4-5-6 месяцев ножки могут быть разогнуты, и ребенок «стоит» на кончиках пальцев. Но к концу 6-7 го месяца ребенок уже опирается на всю стопу. Если же имеется переразгибание нижних конечностей со значительным их приведением, способность «стоять» на кончиках пальцев после 8 месяцев сохраняется – это симптомы заболевания.

Ребенок сидит, но мы видим, что это требует большого напряжения мышц-разгибателей – нас настораживает такая поза.

Очень ярко выглядит реакция «готовность к прыжку» (или реакция «реакция парашютиста» – прочитала в одной немецкой методичке). Она же реакция опоры верхних конечностей.

Взрослый держит ребенка за бедра и дает возможность «падать» вперед верхней части туловища. Ребенок «падает» на вытянутые ручки, в большинстве случаев с раскрытыми ладошками. В норме, проверяя это к 10-11 месяцам.

Читайте также:  Индивидуальные консультации по вопросам воспитания и развития ребенка

Можно многое перечислять в деталях, но основное, что надо понимать – реакции удержания туловища, реакции равновесия, четкие, целенаправленные движения, должны формироваться в определенной последовательности.

И вот наступает главное достижение ребенка – он пошел! Не только окреп его скелет и мышцы, но и ум дозрел, появилась потребность расширить границы своего «кругозора». Когда он самостоятельно, без поддержки пройдет метров 20-30 – оцениваем походку и если все хорошо, не ограничиваем потребность ходить, бегать, лазать, не забывая о постоянном чутком контроле (профилактика травм).

В дальнейшем здоровому малышу осмотры невролога и ортопеда потребуются на более 1 раза в год.

Ему предстоит теперь осваивать сложные двигательные навыки, во многом сознательно учится красоте и ловкости движений.

Источник

Как должен развиваться ребенок? На что обращать внимание, какие покупать игрушки и что должно обязательно насторожить – на все эти важные вопросы отвечает Борис Елиневский – врач-невролог высшей квалификационной категории, заведующий педиатрическим отделением для новорожденных детей с перинатальной патологией нервной системы, с врожденной и наследственной патологией РНПЦ «Мать и дитя».

На что следует обратить внимание до и во время беременности?

Неврологическая патология у детей может быть связана с проблемами во время беременности и родов, или быть приобретенной. Основная задача гинеколога во время наблюдения за беременной женщиной – это сохранение нормального маточно-плацентарного кровотока. Женщинам следует остерегаться инфекционных болезней, которые поражают центральную и периферическую нервную систему, следить за артериальным давлением, питанием, корректировать возможную анемию.

Неврологическое развитие ребенка до года

Если у родителей есть какие-то наследственные заболевания необходимо обратиться для проведения медико-генетической консультации до зачатия. Затем провести перинатальную диагностику до родов в несколько этапов. Сделать УЗИ плода в 12 и 20 недель, чтобы выявить возможные пороки развития плода. При необходимости взять на исследование амниотическую жидкость – амниоцентез. Основная задача выявить грубые пороки – синдром Дауна, Патау, Эдвардса. В таких случаях беременность прерывается. Но, к сожалению, есть мутации, которые невозможно выявить внутриутробно. Если проблемы с нервной системой обнаруживаются после рождения ребенка, мы сотрудничаем с генетиками, которые выявляют генетические поломки. Для выявления болезней обмена веществ, которые сопровождаются неврологическими нарушениями, проводится углубленное обследование (тандемная масс-спектрометрия) на несколько тысяч болезней.

Сколько раз в течение первого года жизни ребенка необходимо показать неврологу?

За рубежом принципа раннего вмешательства нет, они не занимаются с детьми до 3 лет. А потом начинают работать с инвалидами. У нас налажена система диагностики. Дети с неврологическими нарушениями наблюдаются в центрах раннего вмешательства, которые пытаются потенциально больных детей перевести в разряд здоровых.

Плановые осмотры проводятся в эпикризные сроки жизни: месяц, три, шесть, десять, двенадцать месяцев, чтобы выявить возможную неврологическую патологию.  Но родителям следует внимательно наблюдать за малышом весь этот период жизни.

Неврологическое развитие ребенка до года

Как обнаружить патологию у ребенка до 1 месяца?

Специфические синдромы и явную неврологическою патологию выявляют обычно еще в роддоме и переводят на вторые этапы выхаживания новорожденных, где они получают специализированную помощь. Если их замечают позже, значит, неонатолог что-то недосмотрел.

Ребенок в 1 месяц уже имеет приобретенные навыки. Во-первых, это фиксация взгляда. Проверить, что все в порядке очень просто – малыш следит за движущимся предметом и лицом, улыбкой отвечает на улыбку. То есть, вступает в первичный социальный контакт.

Родителям необходимо тренировать ребенка, выкладывать его на живот, чтобы развить способность удерживать голову в положении на животе. Если ребенок справляется с этой задачей в течении 10 секунд, значит развитие проходит нормально.

Основная патология в этом возрасте – это задержка моторного или психомоторного развития. В этом случае ребенок невнимательный, вялый, или наоборот избыточно возбудимый, не держит головку, плохо сосет, мало ест, не набирает вес. Другие симптомы проявляются уже при специфических болезнях и будут заметны сразу даже неспециалисту. Например, если не двигается рука, нога.

Внимательно нужно относиться к выбору различных видов переносок. Слинги, например, более физиологичны, и их можно использовать с первых месяцев жизни, а вот кенгуру только с 6 месяцев, потому что идет большая осевая нагрузка на позвоночник.

На что следуют обратить внимание в развитии ребенка от 1 месяца до 1 года?

Развитие ребенка в течение первого года жизни связано с переводом тела в вертикальное положение. Удерживание головки в положении на животе –  первый этап дальнейшей вертикализации. Это очень сложный процесс. В 3-4 месяца малыш опирается на предплечья, переворачивается со спины на живот, в 6 месяцев выпрямляет руки, опирается на кисти рук, выпрямляет согнутые ножки, это называется рефлекс Ландау, переворачивается с живота на спину. В 7 становится на четвереньки, в 8 начинает ползать, в – 7-9 сидеть, в 10-11 вставать у опоры. Родители должны эти этапы отслеживать. Если ребенок не интересуется игрушками и не выполняет этих действий в нужное время, это должно настораживать.

Как должно в норме происходить развитие годовалого ребенка?

Ребенок в 1 – 1,2 года уже должен ходит без поддержки. Если этого не происходит, можно заподозрить у ребенка синдром двигательных нарушений. Это может быть связано с дисфункцией вестибулярного аппарата, низким, или наоборот, высоким мышечным тонусом. В год ДЦП пропустить невозможно, этот диагноз формируется к 7 месяцам. Это будет очевидно.

Читайте также:  Развитие силы ног у ребенка

Неврологическое развитие ребенка до года

Так же малыш должен начать с 3-4 месяцев гулить, с 9 месяцев произносить слоги. А еще повторять звуки. В возрасте 1 год говорить 10 осознанных слов: мама, папа, дай, мяу и т.п. Если этого не происходит – стоит обратиться к специалистам.

Так же родителей должен насторожить тот факт, что ребенок к году не играет, не выполняет точных команд, не складывает пирамидку, не катает машинку.

Гиперактивность, как правило, сопровождается дефицитом внимания – ребенок не может сосредоточиться на одном деле. Если малыш просто активный и получает задачу сложить пирамидку, он ее складывает и доволен результатом. Гиперактивный малыш не обратит на нее внимания, разбурит и побежит дальше. Эта неспособность выполнить простые команды, когда ты ему говоришь что-то, а он делает что-то свое, должна вызывать у родителей настороженность. Если ребенок неконтактный, то речь может даже идти о элементах аутизма.  Необходимо понимать, что дефицит внимания – это патология. Здоровый ребенок в состоянии сконцентрироваться на чем-то одном в течение 5 минут.

Невролог при осмотре детей этой возрастной группы (от 0 до года) оценивает моторные навыки, физиологические рефлексы, точность движений, мышечную силу.  Если диагноз появляется в годовалом возрасте, то это позор для невролога.  Это, как правило, исход патологии, которую необходимо было выявить раньше. Минимальный возраст постановки диагноза ДЦП – 6-7 месяцев.

Какие развивающие игрушки необходимо иметь дома?

С каждым ребенком нужно заниматься. Если малыш развивается нормально, то для каждой возрастной группы можно найти в интернете комплекс упражнений для лечебной физкультуры, который можно делать дома самостоятельно.

Неврологическое развитие ребенка до года

Пирамидка хорошо демонстрирует навыки ребенка. Обязательно необходимо купить подвесы-арки с игрушками.  До 4 месяцев они должны быть статическими, позже можно использовать вращающиеся. С 3 месяцев у ребенка должны быть игрушки, развивающие хватательный рефлекс, он должен научиться сжимать предмет в руке. Это так называемый «кистевой захват», когда ребенок берет предмет и выводит палец из ладони. Полезно иметь игрушки с мелким, обязательно закрепленными деталями, для формирования «пинцетного захвата», большим и указательным пальцами. Это в дальнейшем способствует развитию речи. Ну и, конечно, после года полезными будут конструкторы и формочки.

Какие основные ошибки совершают родители?

Основная ошибка в том, что родители ребенка отождествляют с куклой, которую можно запеленать и положить. Самое опасное – социальная запущенность. Ребенком нужно заниматься.  И не игнорировать посещение невролога на ранних этапах, пока ребенок не пошел, раза три нужно посетить, как минимум.

Вот, например, типичная ситуация… Приходят родители и говорят, вот 8 месяцев нам, а мы не сидим, все поздно делаем. А где вы раньше были? Вместо того чтобы почитать или у врача спросить, сравнивают с соседскими детьми и понимают, что ребенок все делает позже.

Осторожным следует быть с травмами. Хотя ребенок и приспособлен к падениям с высоты собственного роста, падения с дивана или пеленального стола обязательно требует консультации нейрохирурга, чтобы исключить скрытые переломы костей черепа, даже если нет больших видимых повреждений.

© mamochki.by

Перепечатка и копирование текста и фотографий без разрешения редакции запрещены

Обратите внимание: комментарии читателей сайта mamochki.by отражают только их личную позицию. Она может отличаться от мнения администрации сайта. В соответствии с законодательством Республики Беларусь ответственность за содержание комментария несет лицо, его опубликовавшее. Если вы заметили комментарии, нарушающие белорусское законодательство, сообщите об этом администрации сайта.

Источник

https://m.baby.ru/user/blog/33626494Неврологические диагнозы у детей до года (Статья взята с сайта детский доктор)

«Я тут недавно ознакомилась с занятной статейкой своей коллеги-педиатра Зули (https://zulfia.livejournal.com/, ее страничка). На основе ее статьи, используя и другие материалы, попытаюсь описать основные вопросы, касающиеся посещения невролога, тех страшных диагнозов, которые малышкам порой пишут, и все что с этим связано.
Тема крайне актуальная. С одной стороны, у детей бывают и ДЦП, и последствия тяжелых родовых травм, и гидроцефалия. Ребенок на первом году жизни нуждается в наблюдении невролога. С другой стороны, у ребенка нет, и не может быть ПЭП (перинатальная энцефалопатия), „небольшого тонуса“ и „небольшого повышения внутричерепного давления“.
Диагноз перинатальная энцефалопатия по сути своей не говорит ни о чем — в переводе он означает «энцефало» — голова, «патия» — нарушение, или если удобнее «что-то с головой», перинатальная – происшедшая в родах или сразу после них. В медицине часто так бывает, когда врач не знает, что точно с органом происходит он ставит загадочный диагноз «–патия». Соответственно, отсюда вытекает то, что что-то с головой соответственно каким-то (на усмотрение каждого конкретного доктора, кто какие использует) лекарством полечить. Что лечить будем? Возможно и доктора, и родителей, но точно не ребенка.
Кроме того, ребенок на первом году жизни в условиях поликлиники в „неврологических“ лекарствах не нуждается. Все лекарства — только в больнице.
Вот и как тут быть?
Пожать плечами и выучить наизусть следующее:
1. Невролог нужен хороший. Лучше никакого невролога, чем плохой. Я думаю хорошего невролога нужно искать не по рекламным объявлениям, а по рекомендациям тех родителей, которые имеют обширный положительный опыт общения с докторами.
2. У младенцев незрелый головной мозг. Он будет расти и развиваться очень активно на протяжении всего первого года жизни. Поэтому запомните, что:
— расширение желудочков и межполушарной щели на НСГ;
— гиперактивность;
— упорные срыгивания после каждого приема пищи;
-»мраморность” кожи (на фоне белой кожи хорошо видны красненькие и синенькие полосочки — сосуды), кожный рисунок напоминает разводы на мраморных плитах;
-вставание «на цыпочки» и ходьба «на цыпочках»;
— тремор (дрожание) подбородка в покое или при плаче;
— тремор кистей рук при плаче или испуге;
— «таращание» глаз или по-другому, глаза на выкате и симптом Грефе (закатывание глаз вверх так, что виден белок);
-влажные и/или холодные кисти и/или стопы, даже если ребенок адекватно одет;
-выбухающий при крике, пульсирующий родничок;
-большой размер родничка или маленький родничок;
-быстро, или наоборот, медленно зарастающий родничок;
-метеочувствительность.
Все это — варианты нормы! Это не надо лечить. За этим можно только наблюдать. Наблюдать должен невролог, и если нет невролога – участковый педиатр.
3. Все дети – разные, и соответственно и развиваются по-разному. При оценке психомоторного развития ребенка надо смотреть на крайние сроки того, когда должен появиться тот или иной навык.
Вот короткий вопросник, ориентируясь по которому, вы можете вовремя заметить те или иные тревожные симптомы и обратить на них внимание врача. Серьезными отклонениями от нормы считаются те, что превышают один-полтора месяца.
1. Когда ребенок начал держать голову? В 1-1,5 мес.
2. Когда начал переворачиваться? В 3-4 мес., хорошо вертеться – к 6 мес.
3. Играл ли с ногами (хватал, засовывал в рот)? В 6-7 мес., особо развитые дети – в 3-4 мес.
4. Когда сел? В 6-8 мес. Из положения на спине это происходит раньше, и положения на четвереньках – позже, но оба варианта считаются нормой.
5. Когда пополз? Как ползал? В 7-8 мес. Сначала раскачивался, стоя на четвереньках, пополз назад, потом вперед. Нормой также считается, если ребенок начал ползать по-пластунски, а потом встал на четвереньки.
6. Когда встал без опоры? В 9-11 мес.
7. Когда пошел без поддержки? В 9-18 мес.
Представляю потрясающую таблицу по развитию младенцев. — https://mama.pp.ru/razv.html
Таким образом — это нормально, если ребенок еще не держит голову в 1 мес. Тревогу надо бить, если он и в 2 месяца голову не держит.
4. Дети, также как и взрослые, существа с двусторонней симметрией. Т.е. у них есть правая сторона и левая сторона. И, как правило, одна из этих сторон сильнее, чем другая. Спорим, что, если Вы правша, то правая сторона у Вас сильнее? Сильнее, правда? Что же, поздравляю, у Вас «тонус»! Тонус не надо лечить лекарствами. Ребенку можно делать массаж, тогда разница между сторонами станет меньше. А можно и не делать. В плане общеоздоровительного массажа все зависит только от доброй воли родителей. А комплексы детского массажа сейчас можно найти в любом детском журнале, причем там будут подробные описания. И даже цветные картинки.
5. Если невролог назначает ребенку в поликлинике какие-то препараты, кроме Элькара, микстуры с цитралью(микстура с цитралью — старое, еще довоенное средство. Готовится в аптеке, на заказ. Состав:
Р-р цитраля 1% — 1,0; https://www.who.int/childgrowth/standards/second_set/tr2chap_3.pdf
Голова измеряется сантиметром. Сзади — по затылочным буграм, спереди — по лобным. В 4 месяца объем груди и объем головы становится одинаковым, затем объем груди становится больше объема головы.
Можно ставить только после осмотра глазного дна у окулиста или компьютерной томографии. На глазном дне, при наличии повышенного внутричерепного давления, выявляются застойные диски зрительных нервов.
9. Также важно запомнить, что гомеопатия ребенку для лечения неврологических проблем, настоящих или мнимых, тоже не нужна!!! Ни сделанная на заказ, ни, тем более, купленая готовой (Неврохель, https://www.ourbaby.ru/articles/article.aspx?id=1415.), выбухание и напряжение родничка, расхождение швов между костями черепа. Возможны судороги, при длительно сохраняющемся патологическом процессе — умственные нарушения, слепота, параличи.
Надо помнить, что ОТДЕЛЬНО каждый из перечисленных признаков НЕ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ о повышении ВЧД.
Внимание! Если у ребенка действительно повышено внутричерепное давление, то ему нужна срочная госпитализация, т.к. речь идет об угрозе жизни!
Не являются признаками повышения ВЧД:
— расширенные желудочки, межполушарная щель и другие отделы ликворной системы на нейросонограмме (НСГ) или томограммах;
— нарушения сна и поведения;
— гиперактивность, дефицит внимания, вредные привычки;
— нарушения психического, речевого и моторного развития, плохая успеваемость;
— «мраморный» рисунок кожи, в том числе на голове;
— носовые кровотечения;
— «пальцевые вдавления» на рентгенограмме черепа (хотя раньше это считалось одним из ведущих признаков).
— тремор (дрожание) подбородка;
— ходьба на цыпочках;”

Читайте также:  Психическое развитие ребенка в работах отечественной психологии

Источник