Неверович развитие предметных движений у ребенка дошкольника

Неверович развитие предметных движений у ребенка дошкольника thumbnail

Отрасли        психологии

В статье автор подчёркивает, что период дошкольного детства играет важную роль в развитии моторики ребёнка, так как более сложные школьные и производственные двигательные умения с необходимостью требуют, чтобы ребёнок научился подчинять работу своего двигательного аппарата произвольному выполнению двигательных задач, чтобы он сделал выполнение движений своей сознательной целью.

Когда для ребёнка начинает выделяться основная функция предмета, тогда он уже не может производить с этим предметом различные действия, так как за ним закрепляется определённый способ его употребления. При достаточном оформлении системы предметного движения у ребёнка появляется возможность воспроизводить движение произвольно, без обязательной связи с данным предметом. Чем свободнее ребёнок воспроизводит движение без предмета, тем оно осознаннее, произвольнее. В ходе формирования предметного действия можно наблюдать процесс перехода от непроизвольного к произвольному выполнению движения.

Автор, опираясь на результаты исследования, описывает этапы развития движений; показателем степени овладения движением стало то, сможет ли ребёнок выполнить соответствующее движение при отсутствии предмета или при использовании неподходящего предмета.

Для детей младшей, средней и старшей групп детского сада по разному выступает смысл действия, что ведёт к изменению характера движений и степени их осознания. Дети младшей группы выделяют практический результат действия, а не сами движения (рук), которые имеют совершенно другой характер. Это говорит о том, что дети ещё не выделяют движения из общего контекста действия. Дети средней группы изображают способ действия данным предметом (например, ножницами), т.е. характер действия самого инструмента. Дети старшей группы начинают выделять рисунок движения собственной руки и могут воспроизводить его произвольно. Также автор отмечает факт контроля ребёнка за своим движением. Различный характер изображения действий не случаен, он проявляется с определённой закономерностью, и изображение одной из сторон действия типично для определённого этапа развития ребёнка.

Автор, сравнивая уровни владения предметами, отмечает, что дети старшей ясельной группы знают только назначение окружающих предметов и, способ работы с ними каждый раз меняется. Младшие дошкольники уже начинают употреблять предметы определённым образом, что является первым шагом в формировании соответствующих двигательных умений.

При изображении действия с помощью нейтрального предмета (с палочкой) можно наблюдать то же самое, что и в изображении действия без предмета, т.е. постепенный переход к адекватному изображению движения. Однако с палочкой этот переход к более высокому уровню изображения движения происходит быстрее, чем вообще без предмета.

Автор делает вывод, что в младших возрастах ребёнок выделяет и осознаёт в действии его общий смысл, выражающийся в изображении результата действия. Позднее выделяется способ действия данным предметом, и лишь к концу дошкольного периода начинают осознаваться собственные движения – сложные движения руки.

Исходя из взглядов А.Н.Леонтьева на развитие психики ребёнка, автор делает заключение, что развитие отдельных действий и движений, с помощью которых реализуется действие, происходит в связи с развитием деятельности ребёнка, в связи с усложнением задач, которые стоят перед ребёнком в его деятельности и которые изменяют его отношение к действию и осуществляющим его движениям.

Таким образом, толчком к перестройке движений являются новые требования, новые жизненные задачи, которые по-новому заставляют ребёнка относиться к своим действиям и деятельности в целом.

Итогом анализа описанных в статье экспериментов является мысль автора о том, что возрастающее умение анализировать собственные движения и внимание к точности рисунка движений говорит о психологической готовности ребёнка к обучению в школе, о возможности сознательно обучаться двигательным умениям уже трудового порядка, сложным формам умений и навыков типа письма, рисования, игры на инструментах, танца и т.д.

Аннотацию выполнила студентка Кулагина Елена Евгеньевна

Смотрите также:

Статьи

  • Двигательно-пластическая выразительность и ее развитие в дошкольном детстве
    Тезисы V Всероссийского съезда психологов. — СПб., 2003.
  • Знакомьтесь: ”Выразительное движение”
    М.: Дошкольное воспитание, №10, 1999г.
  • Влияние семейного конфликта на психомоторное развитие ребенка первых полутора лет жизни
    Вопросы психологии, 2004, №5.
  • Особенности воплощения дошкольниками двигательно-пластического образа
    Тезисы конференции. — М., 2004.
  • Представления о структуре предметного действия в психологии
    Тезисы Международной Конференции «Культурно-историческая психология: современное состояние и перспективы» МГППУ, г. Москва, 3-4 октября 2006 года
  • Развитие ориентировки в пространстве на занятиях по физической культуре
    М.: МГППУ, 2006. – 320с.
  • Развитие двигательной сферы и проявление в ней эмоциональных состояний
    Дневник воспитателя: Развитие детей дошкольного возраста / Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. Изд. 2-е. 1999, С.45-55

Новости психологии

08.10.2020

Что почитать на выходных?

02.10.2020 16:54:00

Поговорим по-английски о культурно-исторической психологии?

29.09.2020

Отдел медицинской психологии ФГБНУ НЦПЗ проводит мультидисциплинарное исследование

Партнеры

Портал психологических новостей

Информационные партнеры

Союз охраны психического здоровья

Источник

Программа развития двигательного опыта ребенка при проведении режимных моментов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа развития двигательного опыта ребенка –дошкольника в ходе реализации образовательной деятельности при проведении режимных моментов ориентирована на детей дошкольного возраста 4-5 лет и основана на научных исследованиях А.В.Запорожца, разработках Н. Н. Ефименко, Т.В. Кудрявцева и В.Н.Грачевой.

Дошкольный период является одним из наиболее ответственных периодов жизни человека в формировании физического здоровья и развития двигательного опыта, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем.

Физическая культура в детском саду дублирует обыденный двигательной опыт ребенка. Однако в настоящее время ведущим принципом дошкольного образования является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Чтобы этот принцип был соблюден необходимо, чтобы содержание образование стало интересным привлекательным для ребенка.

На каждой стадии развития формирование отдельных психических процессов и действий происходит не изолированно, а внутри “ведущего типа деятельности” ребенка. В частности, развитие двигательной сферы дошкольника происходит в значительной мере внутри его игровой деятельности.

Мотивы игры, создающие у ребенка столь сильные побуждения к выполнению тех или иных движений, создают специфические условия для их развития, накладывая, таким образом, своеобразный отпечаток на весь моторный облик ребенка-дошкольника.

Игра стимулирует не все виды и стороны двигательной активности. Одни их них выдвигаются на первый план, в то время как другие приобретают второстепенное значение.

Особенно много дает ребенку игра для овладения общим характером движения, выразительной манерой его выполнения.

Согласно исследованиям А.В.Запорожца: «В ходе постановки и решения различных двигательных проблем у дошкольников интенсивно формируется двигательное воображение – основа творческой, осмысленной моторики». «Движение, прежде чем превратиться в управляемое, должно стать ощущаемым, т. е. осмысленным» /А. В. Запорожец/.

Крупнейшие авторитеты в области физического воспитания, как например, Лесгафт, подчеркивают необходимость научить ребенка сознательно относиться к моторным заданиям, уметь анализировать и произвольно контролировать собственные движения.

Смежная с этим идея заложена в практике телесно-ориентированной терапии практикующего психолога и преподавателя Веры Николаевны Грачевой.

Телесно-ориентированный подход – это сочетание работы с телом и психологической составляющей. Он основан на представлении о существовании связи между телом и сознанием человека.
        Основная идея телесно-ориентированного подхода заключена в том, что организм является материальным отношением пережитых эмоций.

Одним из наиболее известных методов телесно-ориентированной практики является анализ характера и практика вегетотерапии Райха. Райх разработал теорию “мышечного панциря”. В основе теории Райха лежит понятие о том, что защитным механизмам, которые затрудняют нормальное функционирование человеческой психики, можно противодействовать, оказывая прямое влияние на тело. Он выделял семь сегментов “мышечного панциря”, охватывающего тело:

1) область глаз,

2) рот и челюсть,

3) шея,

4) грудь,

5) диафрагма,

6) живот,

7) таз.

Именно на эти сегменты должно быть нацелено воздействие в ходе формирования двигательного опыта. Таким образом,  развивая двигательную сферу ребёнка, мы идём по естественному пути, опосредованно влияя на развитие психических свойств  и процессов.

Основываясь на этих двух факторах, была выдвинута гипотеза о том, что развитие двигательного воображения в ходе реализации образовательной деятельности при проведении режимных моментов будет способствовать укреплению психофизического здоровья ребенка.

Цель программы: укрепление психофизического здоровья ребенка в процессе развития двигательного воображения и формирования осмысленной моторики.

Задачи программы:

  1. Формировать двигательный опыт ребенка.
  2. Развивать творческое воображение.
  3. Развивать координацию и равновесие, мелкую моторику, зрительные и тактильных анализаторы;
  4. Дать представление об основах саморегуляции;
  5. Способствовать снятию эмоционального и психомторного напряжения.

Принципы построения программы 

Принцип адаптивности. Данный принцип предполагает гибкое применение содержания и методов развития двигательного воображения в зависимости от индивидуальных и психофизических особенностей каждого ребенка.

Принцип творческого подхода. Данный принцип заключается в поощрении творческого подхода, творчества детей.

Принцип интегративность. Здесь подразумевается взаимопроникновения различных направлений и форм работы.

Принцип научности – подкрепление всех необходимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками.

Содержание программы.

Программа развития двигательного опыта ребенка – дошкольника в ходе реализации образовательной деятельности при проведении режимных моментов ориентирована на детей 4-5 лет.

Реализация программы возможна только при проведении различных режимных моментов оздоровительного характера, а именно:

  1. Утренняя гимнастка.
  2. Подвижные игры.
  3. Динамические паузы.
  4. Гимнастика после сна.

Таким образом, содержание программы реализуется ежедневно в течение дня.

        Длительность и кратность физкультурных мероприятий соответствует требованиям к физическому воспитанию детей средней группы, а именно:

Вид упражнений

Время

1

Утренняя гимнастика

7 минут

2

Динамические паузы/ физкультминутки

2 минуты по 2 раза

3

Подвижная игра на прогулке I половина дня

5 минут

4

Коррегирующая гимнастика после сна

6 минут

6

Подвижные игры во II половине дня

5 минут

7

Самомассаж

3 минуты

8

Игрообразы

9

Пластические этюды

Учебно-тематический план

        Учебно-тематический план коррелируется с календарно-тематическим планом учреждения .

Тема

Кол-во часов

1

Овощи

1

2

Посуда

1

3

Домашние животные

1

4

Дикие животные

1

5

Бытовая техника

1

6

Транспорт

1

7

Человек

1

8

Фрукты

1

9

Насекомые

1

Критерии эффективности усвоения программы

Результативность освоения программе оценивается по нескольким параметрам.

  1. Состояние здоровья воспитанников

Данный параметр оценивает старшая медицинская сестра учреждения в ходе мониторинга заболеваемости., который проводится ежемесячно.

  1. Уровень сформированности мелкой моторики по методике Гончаренко О.Н.

1 блок.

Упражнения на повторение фигур из пальцев

  • «Петушок» (ладонь вверх, указательный палец упирается на большой, остальные пальцы растопырены и подняты вверх);
  •  «Зайчик» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони);
  •  «Флажок» (четыре пальца – указательный, средний, безымянный и мизинец – вместе, а большой палец опущен вниз, тыльная сторона ладони к себе);
  • «Вилка» (вытянуть вверх три пальца – указательный, средний и безымянный – расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони).

 Все упражнения выполняются после показа. При выполнении сложных фигурок  можно помогать  ребёнку принять правильную позицию пальцев. Далее ребёнок действует самостоятельно.

2 блок.

Упражнения на дорисовывание

  • Дорисуй прямую линию;
  • Дорисуй волнистую линию;
  • Дорисуй ломаную линию (заборчик).

 При выполнении этих упражнений, в начале года, обращается внимание,  на то, как ребёнок держит карандаш, в какой руке, как он продолжает линию карандашом: с нажимом или без нажима, линия тонкая, прерывистая, широкая.

3 блок.

Работа с бумагой

  • Вырезание ножницами (выявляем, как у ребёнка сформирована координация движений рук);
  • Сгибание листа бумаги пополам (выявляем содружество обеих рук в работе).

4 блок.

Упражнения на координацию движений.

  • «Ладонь, кулак, ребро» – вначале показываем детям, как выполнить это упражнение вместе с нами. Когда ребёнок запомнит последовательность, он выполняет упражнение под счёт 1, 2, 3;
  •  Посолим капусту. Посолим суп (ребёнок как бы растирает комочек соли);
  •  Катание шарика.

Методика  проведения обследования  развития мелкой моторики.

(+) – 1 балл – с заданием справился;
(-) – 0 баллов – с заданием не справился;
(=) – 0,5 баллов – справился с помощью взрослого;

2   –  балла и ниже – низкий уровень;
2-2,5 баллов – средний уровень;
3-4 баллов – высокий уровень;

2 балла и ниже (низкий уровень) – У таких детей мелкая моторика очень отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.
 

2-2,5 баллов (средний уровень) – У детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги.

3-4 балла (высокий уровень) – У детей общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко

  1. Оценка эмоционального благополучия воспитанников. Которая проводится по следующей  методике:

Цель: определение эмоционального благополучия ребенка в детском саду.

Материал: цветные карандаши (черный, зеленый, серый, красный, желтый, синий, коричневый), полоска бумаги.

Порядок проведения: ребенку предлагается выбрать карандаш такого цвета, который ему больше всего нравится. Этим карандашом надо нарисовать черточку на полоске, затем из оставшихся выбрать тот карандаш, который теперь больше всего нравится и тоже нарисовать черточку на полоске и так далее, до последнего карандаша.

Далее задаются вопросы.

  • Какое настроение у тебя бывает, когда ты приходишь в детский сад?
  • Какого цвета твое настроение?
  • Какое настроение у тебя возникает, когда ты встречаешься со своим воспитателем?
  • Когда ты видишь своих друзей?
  • Какое у тебя настроение на занятиях?

Таким образом, мы можем получить графическую проекцию эмоционального отношения ребенка к взрослым, сверстникам, занятиям.

Результаты исследования помогают определить причины и зоны эмоционального неблагополучия ребенка.

  1. Оценка уровня развития двигательного воображения.

В ходе исследования группе детей предлагается задания на создание игрообразов. Оценивается индивидуальность и оригинальность созданного образа.

Литература

1. Т.В. Кудрявцев Психологические основы развивающей педагогики оздоровления в свете идей А.В. Запорожца.

2. А.В.Запорожец. Психологическое изучение развития моторики ребенка – дошкольника.

3. Я.З.Неверович. Развитие предметных движений у ребенка – дошкольника.

Источник

Консультация для родителей

на тему: «Развитие мелкой моторики при подготовке детей к школе»

Цель: обобщить представления родителей о роли мелкой моторики в развитии ребенка дошкольного возраста

Литература:

  1. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М.: Изд. АПН СССР, 1960
  2. Козлова Н.В. Взаимодействие с семьей в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста (из опыта работы). [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» : [сайт]. – М., 2005-2006.
  3. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. – М.: Педагогика, 1970.
  4. Неверович Я.З. Развитие предметных движений у ребенка-дошкольника //Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста// Под ред. А.Н, Леонтьева, А.В. Запорожца. – М., 1995.
  5. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников.  – Москва, Издательство «Родничок», 1999
  6. Сухомлинский, В.А. Родительская педагогика. – М.: Знание, 1978
  7. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику.  – М. Издательство ЭКСМО,2007
  8. Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. –  М. Издательство ЭКСМО, 2010
  9. Фомина Л.В. Роль движений рук и моторной речи ребенка. // Проблемы речи и психолингвистики. – М.: МГПИИЯ, 1971

Одной из основных задач дошкольного воспитания является создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе. Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение им навыком письма является наиболее сложным. Письмо служит одним из базовых навыков, т.е. на нем практически строится все дальнейшее обучение, следовательно, ребенок, не освоивший этот навык вовремя и качественно, непременно будет отставать в учебе, и не только по предмету «русский язык». От того, насколько ребенок овладеет письмом, зависит успешность его дальнейшего обучения в школе, так как именно нарушения письма обычно становятся главными причинами неуспеваемости младших школьников.

Авторы, изучающие проблему готовности к письму, выделяют такие компоненты готовности к письму как зрительно-двигательную координацию, зрительное восприятие, слуховую память, слухо-моторную координацию, развитие мелкой моторики рук.

Согласно данным психологов и физиологов у детей дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся на разной стадии развития, на самых начальных ступенях обучения письму дети не видят в буквах элементов. Они не могут выделить их из целой буквы, да и конфигурацию буквы воспринимают не полностью, не замечая малых изменений элементов ее структуры.

Одной из важных составляющих готовности ребенка к письму является наличие у него развитой мелкой мускулатуры (М.М.Безруких, Е.Н. Соколова, 1978; С.О.Филиппова и др.).  В практике достаточно много представлено материала о важности развития мелкой моторики и способы ее развития, но они направлены на конкретных детей, на решение конкретных проблем  в развитии.

Мелкая моторика и ее значение в жизни человека

Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

И.М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.

Н.М. Щелованов, Н.Л. Фигурин, М.П. Денисова, М.Ю. Кистяковская показали, что овладение относительно тонкими действиями рук приходит в процессе развития зрения, осязания, развития кинестетического чувства – положения и перемещения тела в пространстве. Вид предмета – это стимул движения рук по направлению к нему. Организованные действия рук формируются у ребенка постепенно на протяжении уже первого полугода его жизни. Пальцы, сжатые в кулак, распрямляются. Начинают выполнять особые движения захватывания предметов. Рука начинает действовать как специфический человеческий орган.

Н.А. Бернштейн в своей теории показывает, что анатомическое развитие уровней построения движений идет с первых месяцев жизни и завершается к двум годам. Дальше начинается длительный процесс прилаживания друг к другу всех уровней построения движений.

Развитие мелкой моторики имеет значение в нескольких аспектах, определивших существующие направления научных исследований:

  • в связи с развитием познавательных способностей;
  • в связи с развитием речи;
  • развитие собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма.

Развитие познавательных способностей в связи с развитием движений рук, особенно активно протекает в младенческом и раннем возрасте благодаря тому, что движения руки, обследующей различные предметы, является условием познания ребенком предметного мира. «Непосредственный практический контакт с предметами, действия с ними приводят к открытию все новых и новых свойств предметов и отношений между ними» (Д.Б. Эльконин).

С развитием мелкой моторики тесно связано развитие речи. Если внимательно посмотреть на снимок головного мозга, то становиться ясно, что двигательная речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь её частью. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко от речевой зоны. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Проведенные М.М. Кольцовой, Л.Ф. Фоминой исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей. Для определения уровня развития речи с детьми первых лет жизни провели такой эксперимент: просили ребенка показать один пальчик, два, три («сделай вот так», – показывали, как надо делать). Дети, которым удается повторить изолированные движения пальцами, хорошо говорят. И, наоборот, у плохо говорящих детей пальцы либо напряжены и сгибаются только все вместе, либо, напротив – вялые, ватные и не делают отдельных движений. Таким образом, пока движения пальцев не станут свободными, добиться развития речи у детей не удается.

Вопрос о развитии собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий будет рассмотрен при освещении особенностей развития мелкой моторики в онтогенезе. В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики: застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит его качество жизни.

Роль развития мелкой моторики в процессе подготовки к обучению в школе

Полноценная речь является непременным условием успешного обучения ребенка в школе. О необходимости целенаправленной работы по развитию мелкой моторики написано немало статей, проведено много и доказано, что развитие функциональных возможностей кистей рук положительно сказывается на становлении детской речи, и на их интеллектуальном развитии. Развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования полноценной речи. Ребенок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи, координации, а также причинно-следственным связям. В процессе тренировки отдельных компонентов ручной моторики (тонус, сила, точность движений) у детей совершенствуются навыки контроля и планирования целостного действия. В некоторых случаях дети могут не произносить правильно один-два звука, но не из-за проблем с моторикой, а из-за незнания как эти звуки произносятся, что в данном случае коррекции поддается легко. Но это уже другой случай.

Кроме того, развитие тонкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению и играет важную роль в овладении учебными навыками. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Письмо является сложнейшим психомоторным навыком, успешное становление которого опирается на согласованное взаимодействие всех уровней организации движений (Н.А. Бернштейн, 1990), уже достигших необходимого развития к началу младшего школьного возраста. Зачастую, первоклассники не способны проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв (так называемая «дрожащая линия»), не умеют точно вырезать по контуру фигуры из бумаги, у многих детей отмечается плохая координация движений при беге, прыжках, общая двигательная неловкость и неуклюжесть. Даже нормально развивающемуся ребенку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Поэтому при подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук.

Все эти упражнения приносят тройную пользу ребенку: во-первых, кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом; во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте и, в-третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка.

Содержание работы по развитию мелкой моторики.

Самомассаж кисти и пальцев рук. Игровой самомассаж рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Он является средством повышения иммунитета, т.к. на ладонях расположены нервные окончания. Это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг ребенка поступает мощный поток импульсов от мышц и суставов, поступает информация (в речеслуховые, эмоциональные и творческие зоны). Массаж не должен вызывать у ребенка неприятных ощущений. Можете сказать малышу, что «мы погреем ручки». Целесообразно использовать следующие приемы: поглаживание, легкое растирание, вибрацию. Массажные движения выполняются в направлении от кончиков пальцев до запястья. Кроме того, массаж способствует приливу крови к нервным окончаниям, что оказывает положительное воздействие на головной мозг.

При поглаживании кисть производит движения в различных направлениях. Поглаживания проводят медленно и плавно.

При растирании применяется большая сила давления, рука как бы сдвигает кожу. Но растирание не должно приносить ребенку дискомфорт, оно должно быть легким.

При вибрации кончики полусогнутых пальцев наносят следующие один за другим удары (легко). Массаж лучше выполнять одной рукой, другая в это время фиксирует ручку ребенка.

Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основании большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки.

Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.

Растирание ладоней движениями вверх-вниз.

Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.

Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.

Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая темп.

Упражнения на расслабление пальцев и кистей рук:

«Погладим котёнка» – плавные движения, иллюстрирующие соответствующее действие, выполняется сначала одной рукой, потом другой. (3-5 раз).

«Весёлые маляры» – синхронные движения кистей обеих рук вверх – вниз с одновременным подключением кистевого замаха (3 раза), затем влево – вправо (3 раза).

Задания на удержание позы кисти руки:

«Зайчик» – и.п.: рука опирается на локоть; выпрямляются и разводятся в стороны указательный и средний пальцы, остальные пальцы зажаты в кулак.

«Кольцо» – и.п. то же; большой и указательный пальцы соединяются в кольцо, остальные пальцы выпрямляются и разводятся в стороны.

Также для развития мелкой моторики полезны следующие виды деятельности:

«Собираем урожай» – лепка разноцветных шариков из пластилина. Назвать похожие на шарики по цвету овощи и фрукты

«Строим забор, дом, дерево» и т.п. – из счетных палочек

«Чудесный мешочек» – определи на ощупь овощи и фрукты.

«Птичьи следы на песке» – рисуем на песке пальчиками, рисуем большие и маленькие предметы, имитация процесса клевания зерен птичками.

«Заготовка корма для зимующих птиц» – рассортировать фасоль и горох

«Определи на ощупь» – то, что спрятано в песке.

«Застегни одежду»

«Шнуровки»

«Найди фигурки в сухом бассейне»

«Снегопад в лесу» – на трафарете елки разложить комочки ваты

«Выложи из геометрических фигур медведя или других семян»

«Выкладывание букв из различных материалов»

Игры с карандашом, орехами, крупой; сортировка семечек, собирание их с ковра

«Поможем бабушке развязать узелки на бельевой веревке».

«Строитель»

«Собирание разрезных картинок»

«Собери пирамидку»

«Сушка белья» – пристегнуть прищепками к веревке носовые платочки

«Покормим животных» – мелко или полосками рвем зеленую бумагу

«Игры со шнурочком» – выкладывание шнурка по нарисованным взрослым линиям или выкладывание контура птицы

«Обведи и раскрась»

«Сматывание толстых ниток в клубок»

«Украшение новогодней елки»

«Обведение трафаретов»

«Игры с водой и пипеткой»

«Плетение коврика из полосок цветной бумаги»

Аппликации, складывание оригами

«Цепочки» – из конструктора

«Цветная мозаика»

«Вижу руками» – определение на ощупь материалов, из которых сделаны предметы

Кляксография, рисование

«Щетка – Ёж» – игры с массажной щеткой.

Благоприятное действие на развитие движений кисти и пальцев рук оказывают занятия изобразительной деятельностью (лепкой, рисованием, аппликацией) и ручным трудом (изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток, семечек, соломы, бусинок и т.д.).

Таким образом, маленькие пальчики ребенка учатся производить множество самых разных, простых и сложных действий. Пальчиковая гимнастика позволяет установить тесную связь между речевой функцией и двигательной системой. Совместность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, учит управлять своим дыханием (у ребенка до 7 лет еще наблюдается дыхательная аритмия), формированию правильного произношения. А развитие тактильных ощущений воздействует на организм ребенка как лечебная физкультура. Важно проникнуться терпением и уважением к своему малышу, который стоит на пороге овладения речью, чтобы грамотно помочь ему преодолеть этот трудный, но необходимый барьер.

Для создания игр для развития мелкой моторики рук используйте всю свою фантазию. Главное – помните, что любые игры и упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Успехов вам и терпения!

Источник

Читайте также:  Центр развития ребенка в алматы алмалинский район