Нетрадиционные методы физического развития ребенка

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАИЦИОННЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Для совершенствования физического развития и укреплении здоровья детей дошкольного возраста необходим двигательный режим, отличающийся разнообразием форм физического воспитания, так как активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывают мобилизацию сил организма, составляет основу любой детской деятельности. Ограничение двигательной активности ребенка противоречит биологическим потребностям растущего организма, отрицательно сказывается на физическом состоянии и двигательных функциях, приводит к задержке умственного и сенсорного развития.

В настоящее время необходимо задуматься над введением нетрадиционных форм и методов в физическом воспитании дошкольников, так как их использование позволяет рассматривать физическое воспитание шире, чем просто охрана жизни и здоровья, развитие движений и закаливание организма. Они поддерживают интерес к занятиям, позволяют индивидуально подходить к каждому ребенку, разумно распределять нагрузки. Необходимо найти такие формы и методы физического воспитания, которые бы способствовали максимальной активности всех сенсорных каналов восприятия (зрение, слух, осязание, обоняние) и переработки информации.

На сегодняшний день существуют следующие формы работы с детьми по физическому воспитанию: непосредственное взаимодействие инструктора по физической культуре с детьми; утренняя гимнастика; физкультурные развлечения; дни здоровья.

Но этих форм для решения данных задач недостаточно, в связи с этим значимой становится проблема разработки программы по физическому воспитанию для дошкольных учреждений с использованием нетрадиционных эффективных разнообразных форм, средств и методов физического воспитания детей.

Нетрадиционность обучения предполагает отличие от классической структуры занятия за счет использования новых способов организации детей, нестандартного оборудования, внесения некоторых изменений в традиционную форму взаимодействия педагога с детьми, оставив без изменений главное:

– на каждом занятии физкультурой должны реализовываться задачи обучения, воспитания и развития ребенка;

– обучение основным движениям должно осуществляться по трем этапам: обучение, закрепление, совершенствование;

– содержание и методика проведения занятия должна способствовать достижению тренирующего эффекта, достаточной моторной плотности и развитию физических качеств.

В настоящее время в практике дошкольных учреждений используются следующие варианты нетрадиционного проведения физкультурных занятий:

1) Занятие по единому сюжету, построенному на сказочной или реальной основе. Взяв за основу классическую структуру физкультурного занятия, содержание двигательной деятельности согласуется с сюжетом. Тематика таких занятий должна соответствовать возрастным возможностям детей, учитывать уровень их компетентности: репортаж со стадиона, цирк, поездка на дачу, сказочные сюжеты «Теремок», «Буратино» и т.д.

2) Тренировочное занятие – закрепление определенных видов движений. Оно обеспечивает возможность многократно повторить движение, потренироваться в технике его выполнения. Традиционная структура физкультурного занятия может быть несколько нарушена за счет исключения общеразвивающих упражнений и увеличения времени работы над основными движениями, элементами спортивных игр при обязательном обеспечении разумной и правильной физиологической нагрузки.

3) Как вариант тренировочного занятия может быть использовано занятие, построенное на одном движении. Структура его построения аналогична предыдущему, но для упражнения в разных его видах: ползании по скамейке, лазании по гимнастической стенке и т. д.

4) Занятие, построенное на подвижных играх. Его целесообразно использовать для снятия напряжения после занятий с повышенной интеллектуальной нагрузкой, закрепления движений в новых условиях, для обеспечения положительных эмоций.

5) Для обеспечения более дифференцированного подхода при обучении и закреплении основных движений в старшей и подготовительных к школе группах могут быть использованы занятия по карточкам. Каждый ребенок получает индивидуальную карточку, на котором в виде пиктограмм изображены основные движения, в которых нужно поупражняться данному ребенку, и указана последовательность выполнения движений. Может быть изображен и предмет, с которым ребенку предлагается выполнять упражнения. Это позволяет педагогу предложить отдельным детям выполнять упражнения с палкой для профилактики нарушений осанки, с гантелями для развития силы, девочкам – с лентами, мальчиками – с флажками или выбрать физкультурный снаряд по желанию.

В нашем ДОУ широко используется танцевально-ритмическая гимнастика «Ритмика и здоровье», в которой представлены различные разделы физического воспитания дошкольников, но основными являются танцевально-ритмическая гимнастика, нетрадиционные виды упражнений и креативная гимнастика.

Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Так, в танцевально-ритмическую гимнастику входят разделы: игроритмика, игрогимнастика и игротанец. Нетрадиционные виды упражнений представлены: игропластикой, пальчиковой гимнастикой, игровым самомассажем, музыкально-подвижными играми и играми-путешествиями. Раздел креативной гимнастики включает: музыкально-творческие игры и специальные задания. Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка. Немаловажным является вооружение специалистов дошкольных учреждений нестандартной оздоровительно-развивающей программой по физическому воспитанию ребенка и подготовке его к обучению в школе.

Кроме данных разделов, в программу входят общеразвивающие упражнения, бег, прыжки, элементы танца, но выполненные более разнообразно и эмоционально.

Также, при работе с детьми мы используем следующую нетрадиционную форму – психогимнастика. Это курс специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка. Основной акцент в ней сделан на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движении в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении.

В нашей практике используется и детский вариант психомышечной тренировки, разработанный А. В. Алексеевым. Автор рекомендует разделить все мышцы на пять групп: мышцы рук, ног, туловища, шеи и лица. Внимание ребенка привлекается к каждой группе мышц отдельно и последовательно. Психомышечный покой, достигаемый в результате психомышечной тренировки, восстанавливает силы ребенка.

Для достижения оздоровительного эффекта на занятиях необходимо выполнять следующие основные правила: тишина и спокойствие; ненапряженность, достигаемая мягкостью движении; следование строго определенной очередности движений и их форме. Ребенка можно только увлечь: доводы разума, обращаясь к ребенку, надо украсить эмоциями. Их психофизическое и нравственное здоровье – это здоровье нашего общего будущего. Современному педагогу необходимо знать и применять на практике не один метод или форму, а комплекс нетрадиционных методик физического воспитания детей дошкольного возраста, способствующих улучшению физического и психического здоровья.

Источник

МАРИЯ
Нетрадиционные методы и средства физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками

Движение составляет основу практически любой деятельности ребёнка. Однако в настоящее время врачи, специалисты и педагоги детских дошкольных образовательных учреждений отмечают значительное сокращение объёма двигательной активности детей. Гиподинамия в детском возрасте приводит к снижению уровня здоровья дошкольников, уменьшению защитных сил организма, способствует задержке умственного и физического развития. Исходя из практических наблюдений можно отметить снижение интереса детей к организованной двигательной деятельности их малоподвижности или, наоборот, хаотическую гиперактивность, нежелание принимать участие в подвижных играх и упражнениях. Опираясь на мнение специалистов в области физического воспитания дошкольников, утверждающих, что именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, создаются предпосылки для развития выносливости, скоростно-силовых и других физических качеств, происходит совершенствование деятельности основных систем организма,необходимо:

1. Повысить интерес детей к различным видам деятельности.

2. Увеличить объём двигательной активности детей.

3. Поднять эмоциональный настрой детей на физкультурных занятиях, чтобы эти занятия приносили радость, поддерживали хорошее настроение.

4. Побуждать детей к самостоятельной двигательной деятельности. Для того чтобы решить эти задачи нужно использовать

Читайте также:  Закономерности нормального развития ребенка по выготскому

нетрадиционные средства физического воспитания дошкольников, которые смогут заинтересовать исключительно всех детей. В этом должны принимать участие родители, дошкольное учреждение, в дальнейшем – школа.

В сентябре я провела диагностику умений и навыков по физическому и музыкальному воспитанию и пришла к выводу, что детям необходимо не только укреплять здоровье, но и содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой.

Я поставила перед собой такие задачи:

1. Укреплять здоровье детей.

2. Совершенствовать психомоторные способности дошкольника.

3. Развивать творческие и созидательные способности ребёнка. Чтобы решить эти задачи я изучила оздоровительно-развивающую

программу «Детство». Эта программа взаимосвязана с программой воспитания и обучения в детском саду. В ней представлены все разделы, но основными являются танцевально-ритмическая гимнастика, нетрадиционные виды упражнений, креативная гимнастика. Работа эта не должна выделяться в самостоятельный раздел,а должна входить во все разделы и направления программы воспитания в детском саду:

– Организованные формы на занятиях.

– Совместную деятельность взрослого и ребёнка.

– Самостоятельную деятельность ребёнка.

– Воспитания навыков поведения.

– Ознакомление с окружающим миром.

– Развитие речи.

– Художественную литературу.

– Конструирование.

– Изобразительное искусство.

– Игру.

Каждое направление реализуется в рамках тех воспитательных задач, которые определены в программе работы детского сада: эти задачи конкретизированы целью воспитания здоровых детей.

Для проведения занятий с использованием нетрадиционных средств физического воспитания требуются условия,в частности наглядные пособия: разнообразные комплекты модулей, «сухие бассейны», наполненные пластмассовыми шариками, мячи-фитболы и др.

– массажные коврики, прозрачные гантели, шерстяные мячи (помпоны, ленты на резинке, китайские палочки, мягкие поролоновые палочки с липучкой, половинки мячей, мат-«трансформер», следы из линолеума и т. д. (все оборудование изготовлено своими руками).

– стаканчики-оригами для пальчиковых игр.

– шапочки к подвижным, музыкальным играм.

Дети очень любят мастерить поделки, а потом использовать их в своих играх. Замечено, что с самодельными игрушками они играют даже охотнее, чем с готовыми, и бережнее к ним относятся. Этот интерес я активно использовала при изготовлении нетрадиционного оборудования.

Сначала мы с детьми изготовили гантели: взяли бутылки из-под лимонада (1л, 1,5л, нарисовали на них смешные рожицы, приклеили волосики из цветной бумаги, налили воды и получились гантели весом 1кг и 1,5 кг.

Из ниток для вязания сделали мягкие мячи: вырезали шаблон диаметром 5-10 см, обматывали нитками, разрезали. Использовали для бросков в движущуюся цель (друг в друга).

На занятиях по конструированию изготавливали шапочки для пальчиковых оригами, затем рисовали глазки, ротик, носик из цветной бумаги приклеивали бороду или косички, хвостики и т. д.

По утрам провожу ритмическую гимнастику. В младшей, средней группах использовала комплексы «Куклы», «Цыплята», «Цыганочка» и т. д. В старшей, подготовительной группах детям больше всего нравится делать гимнастику под современную музыку. Добивалась от детей соотношения движения с музыкой. Поначалу не многим детям это удавалось, но со временем у них выработалось чувство ритма и темпа, для них это превратилось в игру.

Занятия ритмической гимнастикой способствовали развитию музыкального слуха, повысилась активность детей на музыкальных занятиях, это было заметно на утренниках, развлечениях.

На прогулках провожу множество подвижных игр – её воспитательная ценность зависит от правильного проведения. Во многих учебно-методических пособиях представлены различные подвижные игры,

но, как правило, варианты их проведения отсутствуют. В пособии В. А. Шишкиной, М. В. Мащенко «Какая физкультура нужна дошкольнику» (М. 1998 г.) на примере малоподвижных игр («Найди и промолчи», «Не упади» и т. д.) даны рекомендации, как избежать однообразия в игре. Авторы предлагают каждый раз искать разные предметы, взявшись за руки, шагая спиной вперед, по заданной схеме. Проводя игру «Поезд» я изменяю еётрадиционное начало: (дети строятся в колонны по одному – не держась за руки) введя роль кондуктора, который будет продавать билеты на поезд. Эту роль можно предложить застенчивым детям или ребенку с заниженной самооценкой.Возможны и другие варианты:

1. Паровоз объезжает препятствия – дети продвигаются змейкой между стульями, кубами.

2. Паровоз едет через тоннель – дети пролезают под дугами.

3.Воспитатель регулирует движение паровоза с помощью светофора: поднимает красный флажок – дети должны остановиться, желтый – идти, зеленый – бежать.

У игры «У медведя во бору» есть несколько вариантов (ср. ст. гр.):

1. Изменение места водящего (в центре зала, сбоку)

2. Изменение исходного положения водящего (стоя, сидя на стуле, на корточках, спиной, сгруппировавшись и т. д.)

3.Дети имитируют движения: собирают грибы и ягоды (наклоняются, выпрямляются, переступают через колючие кусты (высоко поднимают ноги, подлезают под корни деревьев (подлезают боком, срывают яблоки (становятся на носочки и поднимают руки вверх)

4.Перед берлогой препятствие: ручеёк (две скакалки) через который нужно перепрыгнуть. Мишка вылезает из берлоги (подлезание под Дугу).

На занятиях вместо физминуток использую отрывки ритмической гимнастики, а также различные пальчиковые игры и «танцы»рук такие как: «Солнечный зайчик», «Трик-трак», «Смехота», «Паутина» и т. д. Провожу итоговые комплексные занятия, состоящие, например, из ознакомления с художественной литературой, физкультурные, лепка и т. д. Они дают определённый результат на закрепление пройденных тем.

После сна провожу дыхательную, а так же лечебную гимнастику. Для того, чтобы дети поняли значение лечебной гимнастики показала им «Сказку о вирусятах» в театре кукол.

Оздоровление детей с помощью известных форм закаливания сегодня не в полной мере обеспечивает оптимальный уровень их физического развития.

Эффективным методом укрепления детского организма, развития личности ребёнка является проведение лечебных гимнастик, экологических занятий и экологических троп здоровья. На тропах здоровья применяются такие нетрадиционные методы укрепления здоровья детей как аромотерапия, стопотерапия.

Дети старшей, подготовительной группы очень любят экологические походы. Единственным условием в походе является одежда по погоде, защита головы от солнца и удобная лёгкая обувь. Ходьба развивает выносливость, является профилактикой многих заболеваний. Если же в процессе движения приходится преодолевать спуски, подъёмы, идти по песку, то ходьба в этом случае носит тренировочный характер.

В подготовительной группе проводила такие походы,как: «в гости к лесной Фее», «в гости к Нептуну», и т. д. у которых была интересная для детей цель. Они должны были добраться до определённого места, отдохнуть, расслабиться, полежать, вдыхая в себя целебный лесной воздух, походить босиком по песку, по шелковистой траве, что оказывает тренирующее воздействие на рецепторы стопы.

Дети имеют возможность полюбоваться окружающим пейзажем, последить за движущимися объектами, что тренирует зрение, послушать звуки леса, принять воздушные и солнечные ванны.

Обучение, проверка и закрепление знаний по физической культуре эффективно осуществляется на физкультурных досугах и развлечениях. Это всегда зрелищное и радостное событие. Их ждут, к ним готовятся, и они надолго остаются в памяти. Игровые физкультурные занятия, развлекательные досуги и праздники наполнены занимательными упражнениями, интересными спортивными номерами, встречами с любимыми сказочными героями, неожиданными сюрпризами. Они вызывают у детей повышенный интерес к двигательному материалу, дают реализовывать свой двигательный опыт, проявить двигательное творчество.

Читайте также:  Особенности раннего речевого развития ребенка

Важная роль в воспитании детей принадлежит родителям. В ходе учебного года на родительских собраниях я довожу до родителей учебную программу в той части, где предусматриваются мероприятия по воспитанию здоровых детей.

Провожу физкультурные досуги с участием родителей. Пример родителей благоприятно влияет на детей.

В течение года были проведены родительские собрания на темы:

1. Что такое ритмика?

2. Всё для здоровья ребёнка.

3. Использование нетрадиционного оборудования.

В пропаганде использования нестандартных средств физического воспитания я широко использую наглядность. В течение года сделала папки-передвижки, в них помещала материал об использовании нестандартного оборудования, перечень литературы для взрослых и детей, образцы книг, задания по закреплению знаний.

Используя нетрадиционные средства физического воспитания, я повысила интерес детей к физкультурным занятиям, а вследствие чего здоровье детей улучшилось, реже стали болеть простудными заболеваниями.

Многие из моих выпускников занимаются в танцевальном кружке, показывают высокие результаты на физкультурных занятиях.

Источник

Кеворкова Татьяна Григорьевна
Нетрадиционные формы физкультурно-оздоровительной работы с детьми

Нетрадиционные формы физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками.

«Результатом нашей работы должна стать осознанная молодым поколением необходимость в здоровом образе жизни, в занятиях физической культурой и спортом.

Каждый молодой человек должен осознать, что здоровый образ жизни – это успех, его личный успех» Владимир Путин

Детство – уникальный период в жизни человека,в процессе которого закладывается фундамент здоровья: происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптационные возможности, повышается его устойчивость к внешним воздействиям, формируется осанка, приобретаются физические качества, привычки, вырабатываются волевые черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Внедрение инновационных технологий и оздоровительных мер в воспитательно – образовательный процесс, подготовка ребёнка к ЗОЖ на основе здоровьесберегающих технологий и нетрадиционных форм организации физкультурных занятий является приоритетным направлением деятельности детского сада в условиях реализации ФГОС ДО.

Целью работы детского сада является сохранение и укрепление здоровья

детей через организацию физкультурных занятий и оптимальную реализацию оздоровительного, воспитательного и образовательного направления физического воспитания, учитывая индивидуальные возможности развития ребенка; а использование нетрадиционных форм физкультурных занятий обеспечит повышение интереса к физкультуре и улучшению здоровья,если:

создать систему интересных физкультурных занятий;

продумать специально организованную методику физкультурных занятий, включающую отбор нетрадиционных форм проведения, содержания, методов и приёмов;

положить в основу нетрадиционных форм физкультурныхзанятий следующие критерии: интерес дошкольников к физкультуре, уровень физической подготовленности и состояния здоровья, сложность содержания физкультурных

занятий.

Обеспечить правильное физическое воспитание детей, хорошее здоровье каждого ребенка можно только при условии четко организованного медико -педагогического контроля за физическим развитием и состоянием здоровья и планирования всей оздоровительной и воспитательной работы с детьми.

Данная работапроводится по трем основным направлениям:

1. Социально-психологическое, направленное на формирование потребности к освоению ценностей физической культуры.

2. Интеллектуальное, предполагающее получение комплекса теоретических и практических знаний. Дети получают знания по валеологии в доступной форме.

3. Двигательное – развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, а также использование физического потенциала.

Таким образом, физическое развитие и здоровье в одинаковой степени должны быть нацелены и на телесное (физическое) и на нервно-психическое развитие ребенка.

Система физкультурно – оздоровительной работы

Система физкультурно-оздоровительной работы строится с детьми на использовании в

работе традиционных и нетрадиционных форм работы.

Одним из основных факторов оздоровления детей является двигательная активность. Мышечная деятельность, как важный фактор саморегуляции организма приводит к весьма значительным изменениям состояния ребенка.

На основе диагностических данных нами была составлена комплексная система оздоровления детей по всем возрастным группам, куда органично вошла как оздоровительная и профилактическая, так и воспитательно-образовательная работа.

Вся работа по развитию основных движений и физической подготовленности строится

с учетом диагностических данных, которые позволяют определить первоочередные задачи и перспективы на будущее.

Анализ обследования основных видов движений детей в начале учебного года позволяет правильно определять задачи обучения на предстоящий год.

Индивидуальный подход

Нельзя забывать о необходимости контроля за физическим состоянием детей. Поэтому на утренних гимнастиках и физкультурных занятиях, мы учитываем и осуществляем индивидуальный подход к детям, у которых двигательная нагрузка о граничена состоянием или группой здоровья; а также к детям, вновь поступившим или физически ослабленным после болезни.

Педагоги хорошо понимают, что дети не способны сами контролировать свое состояние и ответственность за их здоровье лежит на них, и поэтому обращают особое внимание на признаки физического неблагополучия, при появлении которых необходимо снизить нагрузку или даже прекратить на время занятие.

С детьми, отстающими в физическом развитии, проводится индивидуальная работа: в упражнения для укрепления всех групп мышц с использованием тренажеров, некоторые основные виды движений с учетом возможностей детей и состоянием здоровья, но не снижая требований к качеству выполнения движений.

Нетрадиционные формы

Физическая культура – это часть системы физкультурно-оздоровительного комплекса, основная ее форма – физкультурные занятия. Однако постоянное использование только традиционной структуры зачастую ведет к снижению интереса детей к занятиям и, как следствие, к снижению их результативности. Выход из этой ситуации – использование вариативных и нетрадиционных физкультурные занятий в ДОУ.

Нетрадиционные подходы к построению и содержанию занятий, позволяют постоянно поддерживать интерес к ним детей, индивидуализировать подход к каждому ребенку, разумно распределять нагрузку, учитывая уровень двигательной активности и поло-ролевой принцип подбора движений. Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении нетрадиционных форм, тесно связан с положительными эмоциями детей, благотворно влияющими на психику ребенка.

В отличие от традиционного подхода (где главная функция педагога – непосредственная организация деятельности детей, передача им в деятельности своего

взрослого опыта, личностно ориентированная модель отводит педагогу иную роль,

заключающуюся в организации такой образовательной среды, которая обеспечит возможность реализации индивидуальных интересов, потребностей и

способностей, то есть самостоятельной деятельности и эффективного накопления ребенком своего личного опыта. Активная двигательная деятельность помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка, формирует навыки поведения в обществе.

На данный момент существует множество нетрадиционных методик, которые обеспечивают формирование прочного, устойчивого интереса к физкультуре у детей, потребность заниматься ею. Не традиционность предполагает отличие от классической

структуры занятия за счет использования новых способов организации детей, нестандартного оборудования, внесения некоторых изменений в традиционную форму построения занятия,оставив неизменным главное:

на каждом занятии должны реализовываться задачи обучения, воспитания и развития ребёнка;

обучение основным движениям должно осуществляться по трем этапам: обучение, закрепление, совершенствование;

содержание и методика проведения должны способствовать достижению тренирующего эффекта, достаточной моторной плотности и развитию физических качеств.

Формы нетрадиционной физкультурно-оздоровительной работы с детьми

Дыхательная гимнастика

Среди методов физического воспитания, имеющих хорошее оздоровительное значение,

в нашем ДОУ большое распространение имеет дыхательная гимнастика.

Патологические изменения, возникающие при простудных заболеваниях, ослабляют дыхательную мускулатуру, что ведет к ухудшению легочной вентиляции. Воздействуя

Читайте также:  Какие препараты можно давать ребенку для развития речи

физическими методами, восстанавливаем расстроенные функции дыхания, предупреждаем развитие имеющиеся изменения в бронхолегочной системе, следствием которых бывают явления кислородной недостаточности. Поэтому большое внимание мы, педпгоги, уделяем использованию на занятиях элементов дыхательных гимнастик, что способствует развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности г

рудной клетки и диафрагмы, улучшению кровообращения в легких.

Игротерапия

В ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому обязательным видом здоровьесберегающих технологий в ДОУ должна являться игротерапия. Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх,в ходе которых у них будет возможность:

• проявить эмоции, переживания, фантазию;

• самовыразиться;

• снять психоэмоциональное напряжение;

• избавиться от страхов;

• стать увереннее в себе.

Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами.

Регулярные занятия физическими упражнениями повышают силу межреберных дыхательных мышц и диафрагмы, и тем самым повышают дыхательный объем легких. Кроме того, в упражнениях заложены дополнительные резервы тренировки дыхания и внимания.

Задачи такой гимнастики состоят в следующем:

учить детей прислушиваться к своему дыханию;

учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения;

учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и дыхательных

пут ей.

Психомышечная тренировка

Почти все новые программы по физическому воспитанию дошкольников включают в физкультурно-оздоровительную работу психопрофилактические мероприятия, в том числе и обучение психорегуляции.

В основе психомышечной тренировки лежит мышечная релаксация – расслабление мышц. С помощью определенных приемов – контраст напряжения и расслабления мышц, контролируемое дыхание и использование самовнушения- дети учатся произвольно расслаблять мышцы. У них часто изменен тонус мышц, поэтому включение упражнений на активное расслабление и напряжение мышц необходимо, особенно хорошо в сочетании со стихами, или спокойной музыкой, звуками природы и т. д.

Фитбол – гимнастика

Фитбол – гимнастика – гимнастика на больших гимнастических мячах.

Упражнения с надувными мячами являются элементом аэробики. Фитбол (fit – оздоровление, ball – мяч) – швейцарский чудо мяч великолепно решает оздоровительные задачи, формирует осанку и отлично поднимает настроение. Различные упражнения выполняются лежа или сидя на пружинящем мяче. Большие, яркие мячи вызывают огромное желание заниматься, проявить усердие в выполнении упражнений.

По структуре фитбол – гимнастика напоминает классические занятия по физическому воспитанию со строгой трёхчастной формой,где есть: вводная часть, в задачи которой входит развитие всех видов внимания, восприятия и памяти, ориентировки в пространстве на материале основных движений; основная часть – освоение общеразвивающих упражнений; заключительная – подвижная игра и релаксация.

Игровой стретчинг

С помощью игрового стретчинга можно сформировать гармонично развитое тело, прямую осанку и выработать у детей выразительные, плавные, точные движения. Но самый главный результат занятий по стретчингу — укрепление нервной, дыхательной, мышечной, сердечно-сосудистой систем, так как нормализуется артериальное давление, деятельность вестибулярного аппарата.

Оптимальное время для проведения занятий — первая половина дня (при желании можно и во-второй половине). Это придает детскому организму бодрости на весь день и повышает общий тонус.

Игровой стретчинг — это не просто сочетание разнообразных движений с правильным дыханием, но и включение этих движений в сказку, а чтобы занятия проходили более интересно, важно использовать музыкальное сопровождение.

Логоритмическая гимнастика

Логоритмическая гимнастика — вид оздоровительно развивающей гимнастики,

основанной на ритмических закономерностях речи, музыки, общеразвивающих упражнений, базовых шагов и элементов аэробики.

Основные задачи,решаемые на занятиях по логоритмической гимнастике:

формирование и коррекция осанки, чувства темпа и ритма движений, внимания, пространственной ориентации;

•развитие двигательных качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости;

• коррекция координации движений рук (пальчиковая гимнастика, включение в общеразвивающие упражнения мелких движений рук) и ног;

• улучшение психического состояния (снижение тревожности, агрессии, эмоционального и мышечного напряжения, совершенствование внимания, воображения);

• расширение эмоционального опыта, развитие навыков взаимодействия друг с другом;

формирование творческого начала («ритмическое фантазирование» на заданные и произвольные темы, создающего атмосферу радости и стимулирующего развитие созидательных способностей.

Совместные физкультурные досуги и праздники родителей с детьми.

Основная цель таких занятий — помочь родителям и детям ощутить радость от совместной двигательной деятельности; родителям — установить эмоционально-двигательный контакт с детьми, способствовать развитию межличностного общения ребенка с взрослым.

Чтобы занятия были интересными и увлекательными, следует использовать сюжетные, интегрированные и игровые формы совместных физкультурных занятий. В основе сюжетных занятий лежат совместные движения детей и взрослых, органично сочетаемые с развитием сюжета. Содержание интегрированных занятий позволяет ребенку вместе с родителем преодолевать трудности, решать проблемные ситуации.

Эффективность занятий зависит не только от формы и содержания, но и от рациональной организации детей и взрослых. Большую часть времени ребенок выполняет задания вместе с взрослым; при этом каждый из них выступает для собственного ребенка в роли партнера, помощника, тренера.

Таким образом, в работес родителями решаются следующие задачи: повысить их ответственность за воспитание ребенка, пробудить у них интерес и желание заниматься с ним, вызывать желание сотрудничать с детским садом.

Корригирующая гимнастика

Особую роль в физическом воспитании детей играют общеразвивающие и корригирующие упражнения. Они помогают избирательно воздействовать на организм ребенка и могут быть использованы для профилактики и исправления тех или иных отклонений в развитии моторики и деформаций опорно-двигательного аппарата.

Цель корригирующей гимнастики – формирование и укрепление сводов стоп.

Задачи корригирующей гимнастики:

развитие основных функций стоп;

обучение правильной постановке стоп при ходьбе;

повышение тонуса мышц стоп;

увеличение подвижности в суставах стоп;

улучшение кровообращения стоп;

улучшение координации движений.

Использование в физкультурно-оздоровительной работе детского сада нетрадиционных форм работы, закаливания и ряда других не медикаментозных средств оздоровления дает свои положительные результаты.

Развитие ребенка зависит не только от хорошей биологической основы, но и от окружающей среды, в которой растет ребенок, от способа и уровня удовлетворения потребностей ребенка. От воспитания, физического и нравственного развития ребенка во многом зависит вся его последующая жизнь.

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым» Жан Жак Руссо

Традиционные формы работы

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму, но и для решения проблем с речевым развитием у детей.Помимо этого такая гимнастика способствует развитию:

• осязательных ощущений;

• координации движений пальцев и рук;

• творческих способностей дошкольников.

Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами.Используются такие виды упражнений:

• массаж;

• действия с предметами или материалами;

• пальчиковые игры.

Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики до?