Нервно психическое развитие у недоношенного ребенка 1 года
Основные психомоторные навыки у большинства недоношенных появляются в более поздние сроки, чем у доношенных. Недоношенные позже начинают сосредотачиваться на зрительные и слуховые раздражители, позже удерживают голову, позже начинают гулить, улыбаться, узнавать окружающие лица, смеяться, переворачиваться, сидеть, стоять, ходить, целенаправленно двигать руками, говорить. Отставание в психомоторном развитии зависит от степени недоношенности: при II степени — на 1-1,5 мес, при III—IV степени — на 3-4 мес К концу первого года жизни большинство детей с I степенью недоношенности догоняют своих сверстников, а к 2 годам с ними сравниваются и глубоко недоношенные У длительно болеющих детей при отсутствии необходимого ухода отставание в нервно-психическом развитии более выражено (табл. 3-3 и 3-4)
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА НЕДОНОШЕННЫМИ НА УЧАСТКЕ
Первое посещение недоношенного участковым педиатром (совместно с заведующим отделением) проводят в первый день поступления на ребенка участок, а повторный осмотр — на следующий день. На первом месяце педиатр посещает ребенка 1-2 раза в неделю, в возрасте от 1 до 6 мес — 1 раз в 2 нед, а в возрасте 6-12 мес — 1раз в месяц (по показаниям чаще). В первые 3-4 мес жизни, а также в период повышенной заболеваемости ОРВИ, врач осматривает ребенка только на дому.
В связи с более частым поражением ЦНС, опорно-двигательного аппарата, нарушениями зрения и слуха, недоношенные должны уже на первом месяце жизни осматриваться специалистами (невропатологом, хирургом, ортопедом, окулистом) в поликлинике и повторно (по их рекомендации) — на дому. При массе тела при рождении менее 1500 г, при патологическом течении беременности и родов повторный осмотр этими специалистами показан во 2-м полугодии и в возрасте 1 года. Дети с выявленной патологией должны наблюдаться у соответствующих специалистов до возможной реабилитации.
Недоношенные, перенесшие тяжелую форму гемолитической болезни, нуждаются на протяжении первых 3 месяцев в регулярном и более частом наблюдении невропатолога и отоларинголога В реабилитации принимают участие врачи-физиотерапевты, специалисты ЛФК.
Таблица 3-3. Основные показатели нервно-психического развития недоношенных в первые 6 мес
Возраст (Мес) недоношенные дети | Показатель | Возраст (мес) недоношенных детей, родившихся с массой тела (г) | |||
до 1S0O | 1501-1700 | 1701-2000 | 2001-2500 | ||
1 | Фиксирует взпят | 2-3 | 2-2,5 | 1-2 | 1-1,5 |
Первая ушбка | 2-4 | 2-3 | 2-2,5 | 1-2 | |
Попытка удержать голову, лежа на животе | 3-4 | 2,5-3 | 2-2,5 | 1-2 | |
2 | С тежение и прислу шивание | 4-5 | 3,5-4 | 5-3 | 2-2,5 |
Быстро отвечает у тыбкой | 4-6 | 3,5-4,5 | 3-4 | 2-3 | |
3 | Сосредоточение зрительное и стуховое | 5-6 | 5-5,5 | 4-4,5 | 3-4 |
Комплекс «оживление» | 5,5-6 | 5,5-6 | 4-4,5 | 3-4 | |
С тучайно наталкивается рукой на игрушку висянгую над грудью | 5-6 | 5 | 4 | 3-4 | |
Хорошо удерживав голову и сосредоточивай взгляд на взрослом, находясь на руках в вертикальном почожении | 6-6,5 | 5 | 4 | 3-4 | |
Есть упор ног | 5-6 | 5 | 4 | 3-4 | |
Начало гутения | 4-5 | 4^1,5 | 3-4 | 3 3,5 | |
4 | Находит невидимый источник звука | 6 | 6 | 5-5,5 | 4,5 |
I ромко смеется | 6 | 5-5,5 | S | 4,5 | |
Захватывает подвешенную игрушку | 6 | 6 | 6 | 4,5 | |
Гуэение | 6 | 6 | 5,5 | 4,5 | |
5 | Различает тон, обращенный к нему речи, оттичает чужих от близких | 6^ 7 | 6 | 6 | 5,5 |
Четко берет игрушку из рук взрос того | 6,5-7 | 6,5 | 6 | 5,5 | |
Переворачивается на живо) устойчиво стоит приподдержке | 7,5 | 7 | 65 | 6 | |
Подолгу гутиг | 7,5 | 7 | 6 | 5,5 | |
6 | Свободно берет игрушку из разных положений | 7,5-8 | 75 8 | 7 | 6-7 |
Переворачивается с живота на спину, подпотзает | 8-8,5 | 7,5-8 | 6,5-7 | 6-6,5 | |
Начало тенета | 8 | 7,5 | 7 | 6-7 | |
Fct с южки, снимает пищу губами | 7,5 | 7 | 6,5 | 6 |
Таблица 3-4. Основные показатели нервно-психического развития недоношенных в возрасте 6-12 мес (по методическим рекомендациям МЗ СССР, 1979)
Возраст (мес) недоношенные дети | Показатели | Возраст (мес) недоношенных детей, родившихся с массой тела (г) | |||
до 1500 | 1501 1700 | 1701-2000 | 2001-2500 | ||
7 | Хорошо потзаег | 10-11 | 10 | 9 | 8,5 |
Подолгу лепечет | 9,5 10 | 8,5-9 | 8-8,5 | 8 | |
На вопрос «Где9» находит предмет расположенный в одном и том же месте | 9 | 9 | 8 | 75 | |
8 | Долго занимается игрушками | 10 | 11 | 9 | 85 |
Сам садится и тожится встает держась за барьер перест)пает | 10-12 | 11 12 | 9-10 | 9 | |
Громко повторно переносит слоги | 10-12 | 12 | 10 | 9,5-10 | |
Выполняет «тадушки» «дай ручку», «до свидания» | 10-11 | 11,5 | 9-10 | 8-9 | |
Сам ее] хлеб, пьет из чашки, которую держит взрослый | 9,5 10 | 9,5 | 9 | 8 | |
9 | Действует с предметами по разному катает вынимает | 11,5 | 11 | 10,5 | 8-9,5 |
Ходит, слегка придерживаясь | 12,5-13 | 11-12 | 10-11 | 9-10 | |
Повторяет различные слоги за взрослыми | 12-12,5 | 12 | И | 10 | |
Знает свое имя на вопрос «Vie>» находит предмет в разных местах | 12 | 11,5 | 10-11 | 9 10 | |
Появзяется навык опрятности | 9,5-10 | 9,5 | 9 | 9 | |
10 | Открывает, вкладывает итрушку | 125 | 12 | 11,5 | 11 |
Взезает на невысокую поверхность и стезает с нее | 13-14 | 12-13 | 11-12 | 10-11 | |
По просьбе «дай» подает знакомые предметы | 13-14 | 12-13 | 11,5-12 | 10-11 | |
11 | Накладывает кубики, снимает котъцо с пирамиды с большим отверстием | 13,5 | 12 5 | 12 | И |
Сачосюяте ]ьно стоит | 12-13 | 11,5-12 | И 11,5 | 11,5 | |
Употребтает первые слова обозначения ав-ав, кис кис | 14-14,5 | 13 | 11-12 | 11-12 | |
12 | Самостоятетьно хотит | 14-15 | 13-14 | 12-13 | 12-13 |
Запас слов окою 10 | 15 16 | 14-15 | 12 13 | 12-13 | |
По просьбе выпотняет действие покачай лялю, где глазки и прочее | 13 14 | 12-13 | 12-13 | 12-13 |
Источник
Малыши, которые появились на свет раньше предполагаемого срока, развиваются несколько иначе, чем доношенные младенцы. Их развитие идет в более быстром темпе, и уже к годику недоношенный ребенок практически не отличается от крохи, родившегося в срок.
Однако в первые месяцы после рождения отличия будут существенными – и во внешнем виде, и в скорости набора массы тела, и в освоении разных навыков.
Особенности развития при недоношенности
К недоношенным младенцам относят деток, которые родились на сроке беременности от 21 до 37 недель. Их развитие отличается такими особенностями:
- Малыши осваивают основные навыки на несколько месяцев позже доношенных сверстников. Если кроха родился до 32 недели вынашивания, то отставание составляет 3-4 месяца, а у деток, которые родились после этого срока, отставание будет всего в 1-2 месяца.
- Малышам с массой тела менее 1500 г требуются специальные условия сразу после родов, поэтому их держат в кувезах, в которых условия приближены к внутриутробным. После набора веса до 1700 г малыш перемешается в кроватку, у которой имеется подогрев. Когда масса тела малютки достигнет 2000 г, специальной тепловой поддержки больше не требуется.
- Из-за особого функционирования нервной системы крохи при рождении раньше срока такие малыши нуждаются в повышенном внимании. Очень важно окружить малютку лаской и после выписки создать дома комфортные условия.
Терморегуляция недоношенного ребенка имеет свои особенности. В комнате должна быть температура в диапазоне 20-22°С, а влажность – 50-70%. Подробнее об этом смотрите в передаче доктора Комаровского.
Внешний вид
Недоношенный младенец выглядит так:
- Масса тела младенца очень низкая, а рост крохотный.
- Кожа крохи тонкая, с множеством морщин, в первые дни выражено красная.
- Ушные раковины тоненькие и мягкие, могут слипаться.
- На спине и конечностях (а иногда и на лице) есть мягкий волосяной пушок, который называют лануго.
- Голова малютки выглядит непропорционально большой, она соответствует примерно 1/3 длины тела.
- Живот ребенка большой, а пупок располагается ниже.
- Шея и конечности карапуза короткие.
- Пластинки на ногтях очень тонкие, почти прозрачные.
- Внешние половые органы не полностью сформированы – у мальчиков яички не опустились в мошонку, а у девочек наблюдается зияние половой щели.
- Большой родничок из-за недоразвитого черепа сместился.
- На маленьком родничке могут быть участки без кожи.
- Ребенок вялый и слабый.
Рост и вес в таблице
В зависимости от начального веса младенца выделяют несколько степеней недоношенности:
- 1 степень – дети весом от 2 кг до 2,5 кг. Обычно они рождаются на сроке 36-37 недель. К году такие малыши увеличивают свою массу в 4-5 раз.
- 2 степень – малыши с массой тела от 1,5 кг до 2 кг. Такой вес характерен для младенцев, родившихся на 32-35 неделях беременности. К году масса их тела увеличивается в 5-7 раз.
- 3 степень – детки с весом 1-1,5 кг. Таких малышей называют детьми с низкой массой или глубоко недоношенными детками. Они появляются на свет на 28-31 неделе вынашивания, а к году их вес увеличивается в 6-7 раз.
- 4 степень – младенцы с массой тела менее 1000 г. Такой вес называют экстремальным. Они рождаются на сроке до 28 недель и увеличивают свою массу к году в 8-10 раз.
Темп набора массы недоношенным в первый год жизни будет примерно таким:
Прибавка в росте также определяется степенью недоношенности младенца и будет составлять:
Уход за недоношенным новорожденным имеет свои особенности. Обязательно ознакомьтесь с нашей статьей.
1 месяц
Недоношенные малыши первого месяца жизни могут не проявлять активность. Они зачастую бывают малоподвижными, а их мышечный тонус снижен. Вес они набирают очень медленно и чаще всего просто компенсируют потерю веса в первые дни жизни.
Сосательный рефлекс нередко отсутствует, поэтому малыша кормят с помощью зонда. Деткам, неспособным дышать самостоятельно, проводится искусственная вентиляция легких.
Маме в первый месяц следует постоянно быть рядом с малюткой, обеспечив ему телесный контакт и возможность слышать ее голос.
2 месяца
К началу этого месяца малыш начинает активнее набирать массу и прибавлять в длине тела больше, чем его доношенные сверстники. Однако он, как и раньше, быстро устает и сильно ослаблен. Очень важно обеспечить крохе усиленное питание. Если малыш не сосет грудь, желательно сцеживать молоко и кормить его необходимое количество раз.
К концу месяца карапуз учится приподнимать головку в положении на животике.
3 месяца
Набор веса в этом возрасте идет достаточно активно, поэтому многие малыши удваивают свой вес при рождении. Кроха хорошо реагирует на звуки и свет, но по-прежнему большую часть суток младенец спит.
4 месяца
Недоношенный малыш этого возраста уже умеет поднять и некоторое время удерживать свою голову. Кроха научился фиксировать взгляд на контрастном предмете, а также начал издавать звуки, которые напоминают гуление. В режиме дня малютки непременно должны быть прогулки, гимнастика, массаж и купание.
Нередко в этом возрасте повышается тонус мышц, из-за чего младенец часто просыпается или с трудом укладывается в кроватку.
5 месяцев
В этом возрасте недоношенный малыш дарит маме первую осознанную улыбку. Из-за немного увеличенного тонуса конечностей движения малютки пока немного судорожные, но кроха уже способен удерживать в ручке погремушку небольшого размера. Психическое развитие идет высокими темпами. Малыш уже с легкостью отыскивает источник звука, поворачивая голову.
6 месяцев
Младенец этого возраста начинает догонять по развитию сверстников, родившихся доношенными. Его вес утраивается, если сравнить с весом, с которым малыш родился. Он узнает близких и различает их голоса, много лепечет, смеется, занимается с игрушками. Если кроху поддерживать под мышки, кроха будет упираться ногами в поверхность и отталкиваться, как пружинка.
Некоторые 6-месячные малыши осваивают перевороты на живот со спинки.
7 месяцев
Малыши этого возраста с легкостью переворачиваются на живот, берут игрушки в руки, могут немного подползать к расположенной перед ними игрушке, подолгу лепечут, учатся кушать с ложки. «Речь» карапуза настолько многообразна, что вполне сравнима с лепетом доношенных младенцев. Если младенец родился на сроке 35-37 недель, у него начинают резаться первые зубки.
8 месяцев
К этому возрасту младенец уже довольно хорошо научился контролировать собственное тело. Он осознанно переворачивается, стоит на четвереньках и раскачивается, пробует садиться и ползать.
Психологическое развитие карапуза также прогрессирует. Малыш понимает обращенную к нему речь, отыскивает названный предмет, с удовольствием слушает песенки и стишки, активно впитывая всю полученную информацию.
9 месяцев
В этом возрасте многие малыши уже способны самостоятельно сидеть, а также начинают подниматься на ножки, держась за перила кроватки или манежа, а затем садиться обратно. Появляются первые зубки у карапузов, родившихся на сроке 32-34 недели.
Когда кроха бодрствует, он подолгу занимается игрушками. Ребенок уже может выполнять несложные просьбы, например, махать при прощании или давать руку, чтобы поздороваться. В «речи» карапуза появляются короткие слова или лишь первые слоги слов. Малыш учится воспроизводить интонацию речи взрослого.
10 месяцев
К этому возрасту большинство малышей учится самостоятельно стоять и, держась за ограждение, передвигаться вдоль него. Появляются первые зубки у малышей, родившихся на сроке до 31 недели.
У карапуза уже получается длительно удерживать взгляд на игрушке, которая движется. Особенно интересны малышу разнообразные вкладыши и мячики.
Кроха уже хорошо знает собственное имя и с интересом слушает речь взрослого, изучая новые слова.
11 месяцев
Некоторые малыши в этом возрасте совершают свои первые шаги. Те детки, кто пока не готов ходить, быстро ползают, легко встают и садятся. Малышам 11 месяцев очень нравятся кубики и пирамидки, а также разные каталки и машинки. Ребенок знает множество бытовых действий и выполняет их по просьбе. В его речи появляется много коротких слов, обозначающих животных и предметы.
12 месяцев
К году недоношенные малыши почти не отличаются от родившихся в срок карапузов ни физическими показателями, ни психоэмоциональным развитием, ни приобретенными навыками. У некоторых малышей движения могут быть еще излишне резкими и нескоординированными, но в целом детки этого возраста весьма подвижны и активны.
Подробнее о развитии недоношенных новорожденных смотрите в следующих видео.
Источник
Мы уже разговаривали о недоношенных малышах, но у нас осталось еще очень много вопросов, на которые хочется получить ответ. Прежде всего – это как растет и развивается недоношенный крошка, в чем отличия его физического и нервно-психического развития, будет ли он отставать от сверстников? Об этом и поговорим подробнее.
Как он развивается физически.
Если малыш поторопился родиться раньше времени, закономерно то, что он будет отличаться от своих сверстников при рождении и далее, его рост и развитие будет осуществляться по другому плану. Но, это не значит, что они будут болеющими или гипотрофичными (с низким ростом и весом). Обычно существует закономерность, что недоношенный малыш растет быстрее своих ровесников, рожденных в срок, то есть – они пытаются быстренько нагнать то, что им не удалось досидеть в животике. Но это правило работает только при небольшой недоношенности от 32 и более недель. При глубокой степени недоношенности, когда ребенок находится на аппаратном и кювезном выхаживании, развитие его идет другими темпами. Тогда прирост веса и роста в первые недели будет небольшим, потому, что недоношенные дети сильно теряют в весе первоначально, не сразу могут усваивать питание – им нужно сначала восстановить то, они теряли, а потом уже начать прибавлять.
Еще одной сложностью в наборе веса и приросте является сложность с питанием – если дети с небольшой недоношенностью обычно могут сосать грудь или кормиться с бутылочки, то глубоко недоношенные дети питаются через зонд или даже парентерально (то есть, им через пупочные сосуды вводят питательные вещества прямо в кровь). По мере созревания у детей сосательного и глотательного рефлекса их начинают кормить грудью или с соски, тогда прирост веса улучшается. Самым сложным в выкармливании и выхаживании малыша является первый месяц, в этом месяце настраиваются все ферментные системы и дозревает пищеварение для внеутробного способа питания, если малыш начал усваивать питание – обычно дела быстро идут на лад, и он начинает прибавлять и расти, округляться и копить подкожный жирок.
Отмечается такая закономерность – дети ко второму-третьему месяцу удваивают свой вес от рождения, к полугоду утраивают, а к годику – увеличивают вес от четырех до восьми раз, причем чем более маленькими родились, тем более значительное прибавление будет. Но, это не значит, что килограммовый крошка к году должен догнать того, кто родился в срок с весом в 3.5 кг. Конечно, недоношенные малыши будут меньше, и в год для них очень хорошо весить 7-8 кг. Если будет больше – отлично, если чуть меньше – постараемся питаться покалорийнее.
В среднем динамика прибавок у недоношенных малышей такова:
В первый месяц это 150-300 грамм,
Второй – 400-800 грамм,
Третий – 500-700 грамм,
Четвертый – 500-800 грамм,
Пятый – 500-700 грамм,
Шестой – 500-600 грамм, и далее они прибавляют по закономерностям детей, рожденных в срок, к году имея добавку в весе в плюсе от 5500 до 7500 г к исходному весу тела.
В любом случае – не сравнивайте своего недоношенного малыша с соседским доношенным, его закономерности роста и веса будут другими, вы должны ориентироваться на динамику развития вашего малыша. в среднем – чем больше степень недоношенности, тем позже он догонит ровесников по росту и весу – этот срок врачи устанавливают на границе от 3 до 7 лет, в любом случае к школе они сравняются абсолютно все. Но в 12-17 лет дети по результатам исследований не отличаются никак, родились ли они с весом в 1000 или в 4000 г.
Закономерности роста.
Рост и вес тела крошки – взаимозависимые процессы, и рост ребенка определяется его сроком и массой тела. Динамика роста будет зависеть от того, как малыш начнет прибавлять вес. Первые месяцы, примерно до полугода, малыш будет расти быстро, его рост будет пребывать на 3-6 см в месяц, к году этот показатель будет составлять от 25 до 38 см, и к году малыши обычно имеют около 70-80 см роста. Во второй год жизни они растут помедленнее, примерно по 1-2 см за месяц.
Не менее интенсивно подрастают окружности тела, и очень важно следить особенно за приростом головки, чтобы не пропустить развитие патологий, которые более свойственны для недоношенных. Голова ребенка по размеру должна быть больше груди в первые полгода, прибавки размеров в среднем прибывают на 1-2 см, за полгода прирастает до 12 см, второе полугодие не столь интенсивно в росте. Грудка ежемесячно также должна подрастать на 1-2 см, и к полугоду грудь и головка должны сравняться в размерах.
Кроме того, у недоношенных малышей сдвигаются сроки прорезывания зубов – они будут задерживаться примерно на столько месяцев. сколько малыш не досидел в животике мамы, то есть по сроку гестации нужно рассчитывать и появление зубов.
То есть – если малыш родился после 35 недель – у него зубки можно ждать после 7-8 месяцев,
При родах в сроки с 30 до 34 недель зубки можно ждать ближе к 9 месяцам, при глубокой недоношенности и сроке менее 30 недель зубы имеют право появиться после 10-12 месяцев.
Кроме того, на сроки прорезывания зубов влияет наличие рахита, анемии и дефицита кальция, которые у недоношенных малышей встречаются гораздо чаще и их надо учитывать. Поэтому, не переживайте и не пугайтесь – зубки обязательно будут, но попозже.
Кроме этого, всегда развитие идет по своим закономерностям и небольшие отклонения вовсе не означают патологии. Однако, физическое развитие недоношенных малышей требует более пристального внимания педиатров.
А как с навыками?
Очень часто родители недоношенных детей слышат страшилки о глубокой умственной отсталости и неполноценности малышей. Только эти рассказы – не правда, либо правда очень частичная. Конечно. выхаживание недоношенных – вещь сложная и нервная система малышей более ранима, но это не значит – что недоношенный это равноценно тому, что инвалид. Больной ребенок может родиться и доношенным и недоношенным. Недоношенность сама по себе это только особенность малыша, это не диагноз и не приговор.
Чем отличается развитие.
Конечно, свои отличия в нервно-психическом развитии будут – малыш ведь поторопился и не досидел положенные внутриутробные этапы. Значит, ему надо наверстать сначала их. Навыки по возрасту они осваивают чуть позже, по сравнению с доношенными малышами, но они проходят все те же этапы – сначала держат головку, потом ползают и переворачиваются, сидят, встают на ножки и ходят. Но они обязательно начнут это делать – обычно навык сдвигается на то количество недель, сколько крошка недоношен.
Ваш крошка попозже будет состредотачиваться на слуховой и зрительный раздражители, попозже начнет удерживать головку, гуление начнется попозже, улыбка тоже задержится. Но она обязательно появится, как и все остальные навыки.
Если ребенок родился на сроке более 32 недели – навыки задержатся на месяц-полтора, если он родился еще раньше – задержка может доходить до трех месяцев. но дети с небольшими сроками недоношенности к концу года догоняют сверстников, глубоко недоношенный малыш чуть отстает и догонит своих сверстников к возрасту двух-трех лет, это те кто родился в весом 500-1000 г. Если ребенок родился болезненным, у него есть пороки развития или нет за малышом должного ухода (в доме малютки, например), нервно-психическое развитие будет тормозиться сильнее. Поэтому – как будет развиваться ваш недоношенный крошка – зависит от вас – ваши с ним занятия – это стимул к развитию.
Чтобы контролировать нервно-психическое развитие малыша с недоношенностью. Пользуются специальными таблицами развития НПР у таких малышей. Там обычно указаны границы появления того или иного навыка в сравнении с возрастом для доношенных, а также очерчиваются границы колебаний появления новых навыков – то есть когда надо начинать беспокоиться родителям.
Как узнать – нормально ли развитие?
Врач, когда оценивает развитие малыша сравнивает его умения по факту, с теми, что он должен уметь по его возрастным критериям. Причем умением считают то, что малыш делает уверенно, например, держит хорошо голову и гулит. Потом определяется индивидуальный темп развития – замедлено ли, в норме, ускорено или дискоординировано развитие. Проблемой считают, если малыш отстает от положенных сроков на 1-2 и более месяцев, причем более чем по 2-3 умениям.
Естественно, мы никогда не ровняем малышей, которые недоношены с детьми, которые рождены по срокам – они будут очень сильно различаться по развитию. Но общие закономерности развития мамы и папы малышей знать, безусловно, должны. Это поможет родителям сориентироваться, что что-то идет не так и обратиться за помощью к медикам.
Сроки развития в карточке обычно указывают – паспортный срок и срок с поправкой на недоношенность, то есть срок гестации и сколько недель. Постепенно навыки начнут приближаться к таковым у доношенных малышей и тогда поправки перестанут быть актуальными. К сроку в 12-15 месяцев переходят на ориентир обычных доношенных детей.
Если ребенок вызывает у вас подозрения или вы переживаете по поводу его развития – не медлите и не старайтесь искать советов в интернете или у подруг, спросите лучше врача – раннее установление проблем в здоровье и развитии позволит вам быстро и правильно скорректировать все отклонения. Тогда ваш малыш будет крепеньким и здоровеньким, даже не смотря на то, что он недоношен.
Источник