Нервно психическое развитие ребенка второго года жизни

Нервно психическое развитие ребенка второго года жизни thumbnail

развитие ребенка 2-3 года жизниКак оценить уровень психомоторного развития ребенка в 2-3 года и его соответствие нормам? О развитии детей до года я писал в предыдущей статье. Второй и третий год жизни характеризуется бурным расширением двигательной активности, общения, речевых возможностей, памяти.

Нервно-психическое развитие ребенка: второй год жизни

  • 13-15 месяцев – уверенно ходит в течение продолжительного времени, может приседать, наклоняться, пятиться. Самостоятельно ест густую пищу ложкой. Может сам собрать пирамидку, играет с куклой и пытается «кормить» ее. Продолжается речевое развитие ребенка (знает более 10 простых слов и произносит их).
  • 16-18 месяцев – переступает через небольшое препятствие, быстро запоминает увиденные движения и повторяет их. Знает, где лежат его игрушки, одежда. В состоянии есть не только густую, но и жидкую пищу ложкой. В речи детей можно услышать первые полноценные правильные слова.
  • 19-21 месяц – быстро ходит, начинает бегать. В состоянии частично снять одежду (трусики, шорты, шапочку), зачастую уже может собрать пирамиду с учетом величины колец.  Начинается приучение к горшку. Продолжается  нервно-психическое развитие ребенка, быстро развивается словарный запас – малыш уже произносит около двадцати слов, причем среди них все больше правильных.
  • 22-24 месяца – уверенно бегает и прыгает, может частично одеться с помощью родных. С удовольствием играет на детской площадке. В речи появляются прилагательные и местоимения. В два года ребенок уже знает и использует в речи 40-50 слов.

Нервно-психическое развитие детей на третьем году жизни

  • 25-28 месяц – дальнейшее развитие ребенка позволяет ему уверенно преодолевать небольшие препятствия при ходьбе, улучшается координация при выполнении точных движений. Играет малыш не только один, но и с другими детьми. В состоянии самостоятельно вымыть и вытереть руки. Появляется фразовая речь.
  • 29-30 месяц (в 2,5 года) – малыш уверенно ходит не только по ровной поверхности, но и по лестнице вверх и вниз. Выполняет танцевальные движения под музыку, может самостоятельно одеться, не застегивая пуговицы. Активно участвует в совместных играх с другими детьми. В речи появляются не только простые, но и сложные предложения.
  • 31-33 месяцы – обучается езде на трехколесном велосипеде. Рисует карандашом, лепит из пластилина простые фигурки. Продолжается нервно-психическое развитие ребенка, совершенствуются его моторные навыки, что позволяет довольно уверенно одеваться и раздеваться, застегнуть пуговицы и даже завязать шнурки. Малыш самостоятельно ест, знакомится с другими детьми и играет с ними. Выговаривает правильно почти все звуки (за исключением «р», «л», шипящих). Ребенок может задавать вопросы «где?», «куда?».
  • 34-36 месяцев – в 3 года малыш приобретает множество необходимых навыков, уверенно ходит, бегает, прыгает, преодолевает препятствия, самостоятельно ест ложкой, приучен к туалету. Ребенок знает, как его зовут, кто он – мальчик или девочка, как его фамилия. К трем годам жизни словарный запас детей обычно увеличивается до 200-250 слов (хотя встречаются случаи “молчания” до 3 лет, а затем наступает бурный речевой прогресс).

О нервно-психическом развитии ребенка в возрасте 4-6 лет – в следующей статье.

Источник

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ДИАГНОСТИКИ

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ГОДА ЖИЗНИ.

Развитие детей раннего возраста, воспитывающихся в детском дошкольном учреждении, должно систематически контролироваться.

В организации контроля за развитием детей раннего возраста принимают участие заведующая, старший воспитатель, медсестра и конечно же воспитатель группы раннего возраста. (см. схему 1)

Воспитателю необходимо вести листы адаптации детей к условиям ДОУ, составление карт развития и поведения детей (по показателям нервно-психического развития) и определение группы развития ребёнка по параметрам, разработанным К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой.

Цель контроля – определить фактический уровень развития каждого ребёнка и возрастной группы в целом. При этом выявляется правильность медико-педагогических воздействий, условий воспитания, качество всей воспитательной работы дошкольного учреждения.

Систематический контроль позволяет обнаружить первоначальные отклонения в развитии ребёнка, его поведении, своевременно скорректировать воспитательные воздействия, а при планировании занятий учесть не только действующую программу, но и фактический уровень развития и поведения детей. (см.карту развития ребёнка)

Опираясь на материалы об особенностях психического развития  детей раннего возраста, которые были разработаны Н.М.Щеловановым, Н.М. Аксариной, учитываем следующее:

  1. Чем младше ребёнок, тем быстрее он развивается, тем чаще требуется смена занятий, условий воспитания. Поэтому на первом году жизни степень зрелости малыша контролируется ежемесячно (в условиях семьи), на втором – один раз в квартал, на третьем – один раз в полгода в условиях ДОУ.
  2. У маленького ребёнка, как и у взрослого, все функции организма взаимосвязаны и воспринимаются в единстве: состояние здоровья, физическое, нервно-психическое развитие, поведение. Поэтому и контроль над ними проводится одновременно, исходя из результатов, намечается комплексный план оздоровительно-воспитательной работы.
  3. Развитие ребёнка идёт неравномерно: в различные возрастные периоды, определённые умения формируются наиболее интенсивно. Так, возрастной период жизни малыша от 1 года до 2 лет можно условно разделить на 4 периода развития:

1г. 1мес. – 1г. 6мес.;

1г. 4мес. – 1г. 6мес.;

1г. 7мес. – 1г. 9мес.;

1г. 10мес. – 2г.

На третьем году жизни выделяются два периода в развитии ребёнка:

                         2г. 1мес. – 2г. 6мес.;

                         2г. 7мес. – 3г.

В каждом из них контролируется:

  1. Понимание речи.
  2. Активная речь.
  3. Сенсорное развитие.
  4. Игры и действия с предметами.
  5. Изобразительная деятельность.
  6. Конструктивная деятельность.
  7. Степень развития общих движений.
  8. Формирование навыков самостоятельности.
  9. Поведение.

Помимо психического развития необходимо контролировать поведенческие реакции, такие как сон, аппетит, настроение, а так же индивидуальные особенности, некоторые черты личности ребёнка.

 Отклонения в поведении малыша могут быть результатом неправильных педагогических мер, применяемых родителями и воспитателями, но могут быть и симптомом заболевания. В этом случае необходимо проконсультироваться с врачом.

В процессе контроля за нервно-психическим развитием детей могут быть использованы следующие основные методы:

1) Беседа с матерью.

Читайте также:  Роль общения в психологическом развитии ребенка кратко

2) Наблюдение за ребёнком в группе (выявляющее особенности его

    поведения).

3) Диагностика психического развития (выявление уровня НПР).

(См. таблицу 2)

От обычного наблюдения метод диагностики отличается тем, что контроль проводится по единой методике, иногда с помощью какого-либо материала в определённой ситуации, которая максимально приближена к естественным условиям жизни малыша. Важно установить близкий контакт с ребёнком, взрослый своим отношением должен внушить малышу уверенность в том, что предложенное задание ему по силам. Однако поведение взрослого при диагностике не совсем обычно: ему полагается не обучать ребёнка чему-либо, а только умело выявлять уже сформированные умения, не прибегая к подсказкам.

Ребёнок, как правило, ждёт оценки со стороны взрослых. И если малыш хорошо справился с заданием, нужно похвалить его.

Если ребёнок не выполняет задание по какой-либо из линий своего периода развития, воспитатель проверяет уровень его знаний и умений по этой же линии, но на возраст ниже. Уровень развития движений может определяться на занятиях гимнастикой, навыки самостоятельности при выполнении режимных моментов.

Наблюдения за поведением детей проводятся ежедневно. В кризисные сроки результаты наблюдений заносятся в карту развития ребёнка.

Методика диагностики уровня нервно-психического развития детей раннего возраста разработана авторами: К.Л.Печерой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой. Ими так же разработаны «Карта развития и поведения ребёнка» и критерии оценки развития по кризисным возрастам «Показатели нервно-психического развития детей 1г. 3мес.-3 лет».

При оценке уровня развития проставляется тот возраст, которому соответствует выявленный показатель. Так отмечаются опережение или задержка в развитии отдельных функций. За нормальное развитие ребёнка второго года жизни принимается формирование умений в пределах одного квартала, а на третьем году – в пределах полугодия.

Для сравнения детей разного уровня развития разработана количественная оценка в виде групп развития. При этом учитывается степень опережения или задержки в развитии ребёнка, количество выполняемых детьми заданий соответственно показателям.

По уровню развития дети распределены на три основные группы (четвёртая группа встречается редко и составляет примерно 1,25% детей).

(См.таблицу 3)

В первой группе числятся дети с нормальным развитием, т.е. когда все показатели соответствуют календарному возрасту, а также с опережением развитии. Во вторую группу входят дети с первоначальной задержкой в развитии на один эпикризный срок (на втором году – 1 квартал, на третьем году – 1 полугодие). Третью группу составляют дети с более глубокой задержкой – на два эпикризных срока, а четвёртую с ещё большей задержкой – на три эпикризных срока.

В каждой группе определена степень опережения или задержки в развитии. В первой группе в первой группе опережение на один эпикризный срок – это ускоренное развитие; на два эпикризных срока – это высокое развитие. Во второй, третьей и четвёртой группе выявлены три степени задержки развития (в зависимости от количества несформированных навыков – линий задержки); I степень – 1-2, II – 3-4, III – 5-7 линий. В каждой группе выделены дети с негармоничным развитием. В I группе – дети с верхнегармоничным развитием  ( одна часть линий выше на 1, другая – на два эпикризных срока), во II – с негармоничным развитием (одна часть линий вышена 1 , другая ниже на 1 эпикризный срок), в III группе – с нижнегармоничным развитием (одна часть линий ниже на 1 эпикризный срок, другая часть – на 2 эпикризных срока).

Во второй группе развития большую часть составляют дети с задержкой степени на 1-2 показателя, чаще всего это дети с первоначальной задержкой активной речи. Таких детей следует сразу же взять на учёт с целью их речевого развития. Дети третьей группы требуют особого внимания педагога, врача, логопеда, а четвёртой – обязательной консультации психоневролога.

В графе «Заключение» проставляется группа развития.

В графе «Назначения» указываются конкретные задания для ребёнка на следующий возрастной период и соответствие развития возрастной норме.

ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЁНКА.

I. Настроение: бодрое, спокойное, раздражительное, подавленное, неустойчивое.

Бодрое – положительно относится к окружающему, реакции менее эмоционально окрашены, часто улыбается, смеётся, охотно контактирует с окружающими.

Спокойное – положительно относится к окружающему, реакции эмоционально окрашены, меньше контактирует с окружающими.

Раздражительное, возбуждённое состояние – имеют место аффективные вспышки возбуждения, конфликтность, могут наблюдаться озлобленность, крик.

Подавленное настроение – ребёнок вял, бездеятелен, пассивен, замкнут, грустен, может плакать тихо, долго.

Неустойчивое – быстро переходит из одного состояния в другое, может весело смеяться и тут же заплакать, часто вступает в конфликты или замыкается.

II. Сон: засыпание, характер сна, продолжительность.

Засыпание – быстрое, медленное (более 15 минут), спокойное, неспокойное, с дополнительными воздействиями.

Характер сна  – глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный.

Продолжительность – сон короткий, длительный, соответствующий возрасту.

III. Аппетит: хороший, неустойчивый, избирательное отношение к пище, плохой.

IV. Характер бодрствования: ребёнок активный, малоактивный, пассивный.

V. Индивидуальные особенности, некоторые черты личности ребёнка:

Социальные связи – контактен, доброжелателен, правильно реагирует на оценку взрослых, инициативен в играх и т.д.

Познавательные способности – проявляет интерес к  занятиям, окружающему, легко обучаем, внимание достаточно устойчиво.

Обидчив, застенчив, медлителен или чрезмерно подвижен.

Имеются отрицательные привычки – сосёт палец, раскачивается, грызёт ногти и пр.

ФАКТОРЫ РИСКА НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ

I. Факторы медико-биологического риска:

  1. наличие наследственных заболеваний в семье;
  2. пороки развития системы организма, врожденные

     и раноприобретённые:

–  снижение слуха;

–  снижение зрения;

–  нарушения в строении и развитии опорно-двигательного  

   аппарата (мышечной системы и скелета);

–  аномалии развития ЦНС (микроцефалия, черепно-

   мозговые грыжи и др.);

  1. органическое поражение ЦНС и периферической НС:

–   ДЦП, церебральные и спинальные параличи;

–   гидроцефалия;

–   энцефалопатия перинатальная;

  1. психические заболевания (ранние проявления):

–   РДА;

–   эпилепсия;

  1. выраженная соматическая патология различной этиологии:

–   пороки развития основных систем организма (порок сердца)

    и хронические соматические заболевания;

–   частая заболеваемость в связи со снижением иммунитета

Читайте также:  Социальная ситуация развития ребенка в этом возрасте такова

    (в том числе врождённый иммунодефицит);

            II. Факторы биологического риска:

                   –   недоношенные и маловесные дети, рождённые с массой

                       тела менее 1500 г;

                   –   дети, рождённые на сроке гистации меньше 33 недель;

                   –   дети, перенёсшие асфиксию во время родов;

                   –   дети, находившиеся в отделении интенсивной терапии.

   III. Факторы социального риска:

  1. наркомания и алкоголизм родителей;
  2. малолетние родители (моложе 17 лет);
  3. дети беженцев;
  4. стресс, пережитый ребёнком;
  5. длительная разлука с матерью;
  6. социально-эмоциональная депривация вследствие резкого ограничения общения со взрослыми.

ВОЗРАСТНАЯ ШКАЛА ОЦЕНКИ ПСИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ С ГОДА ДО ТРЁХ ЛЕТ.

Возраст

Факторы психического развития

1г. 3 мес.

  1. Произносит 20 и более слов.
  2. Выполняет 2 поручения.
  3. Держит карандаш и оставляет им следы на бумаге.
  4. Держит ложку во время еды.
  5. Ставит 5 кубиков один на другой.
  6. Ходит сам, но часто падает.

1г. 6 мес.

  1. Стремится связать 2 слова в предложение.
  2. Хочет всё делать самостоятельно.
  3. Чиркает карандашом целенаправленно и старательно.
  4. Пробует самостоятельно есть.
  5. После наблюдения повторяет увиденное действие с игрушкой.
  6. Ходит стабильно, редко падает.

1г. 9 мес.

  1. Называет пять изображений на рисунке.
  2. Ищет помощи у взрослых.
  3. Чиркает карандашом в рамках листа.
  4. Самостоятельно ест.
  5. Бросает мяч в ящик (корзину).
  6. Пробует бегать.

2года

  1. Задаёт первые вопросы.
  2. Общается с детьми.
  3. Чиркает вертикальные и горизонтальные линии.
  4. Регулирует отправление физиологических потребностей.
  5. Пробует ловить брошенный мяч.
  6. Поднимается и спускается по лестнице с поддержкой.

2г. 6мес.

  1. Задаёт различные вопросы.
  2. Может связно рассказывать.
  3. Умеет чертить кривую, замкнутую линию.
  4. Расстёгивает 3 пуговицы.
  5. Бегает значительно лучше.

3 года

  1. Может связно рассказывать.
  2. В игре входит в роль.
  3. Рисует шар, яблоко и другие предметы.
  4. Сам раздевается и одевается.
  5. Ставит 10 кубиков один на другой.
  6. Поднимается и спускается по ступенькам без опоры.

Источник

Тамара Цыпкина
Диагностика нервно-психического развития детей второго года жизни

Директивы к технологии обнаружения степени нервно-психического развития детей второгогода жизни:

На втором году жизни в формировании детейможно выделить 4 этапа:

1. От 1 года 1 месяцев до 1 года до 3 месяцев;

2. От 1 года 4 месяцев до 1 года 6 месяцев;

3. От 1 года 7 месяцев до 1 года 9 месяцев;

4. От 1 года 10 месяцев до 2 лет.

Формирование детей второго года жизниможно проверять по следующим критериям:

1. Развитие уяснения речи;

2. Развитие конструктивной речи;

3. Сенсорное формирование;

4. Развитие игры и действий с предметами;

5. Формирование движений;

6. Развитие навыков.

Подобное выделение условное, поскольку, с одной стороны, наблюдается некая связь между тенденциями развития, имеющими отношение к развитию разных умений, с другой, всякая тенденция формируется вследствие развития определенных функций. Так, к примеру, формирование конструктивной речи связано с формированием артикуляционного аппарата детей, способности подражать речи взрослых, развитием функции обобщения в речи, общественных связей, эмоциональной сферы детей. И всё же, всякая линия формирования представляет собой некие умения детей: разговаривать, играть и т. п. Ясное выделение линий делает проще диагностику нервно-психического формирования детей, несмотря на то, что и не охватывает всего развития.

Любая линия развития выражается определенным показателем. Вследствие апробирования показателей формирования оставляются только выполняемые 50 – 80% детей, которые воспитываются в условиях коллектива, то есть по одному показателю на каждую линию развития (общая численность показателей – 24).

Наиболее информативным показателем является формирование конструктивной речи. Рассмотрение данного показателя в условиях коллектива явственно раскрывает неблагополучие ряда факторов (этапа адаптации, анамнеза детей, педагогических влияний). Вследствие этого формирование конструктивной речи детей, с одной стороны, нуждается в особом внимании со стороны взрослых в качестве показателя наиболее сложного и вновь формирующегося, а с другой, сообщает о неких неблагополучных условиях воспитания детей.

На третьем году жизни в развитии детей можно выделить два полугодия.В каждом из них обозначаются такие линии:

В первом полугодии:

1. Конструктивная речь;

2. Игра;

3. Активная деятельность;

4. Сенсорное формирование;

5. Формирование движений;

6. Формирование навыков.

Во втором полугодии:

1. конструктивная речь;

2. игра;

3. изобразительная деятельность;

4. активная деятельность;

5. сенсорное формирование;

6. Формирование навыков, движений.

Общая численность показателей – 19. Помимо этого, предоставляется оценка поведения детей.

При оценивании нервно-психического формирования детей в карте развития отмечается степень развития, то есть, какой степени (возрасту) оно отвечает по всем линиям. Оценка поведения также осуществляется по всем параметрам (параметры поведения прилагаются).

Напоследок отражается, в чём и как запаздывает развитие детей, и какие отклонения в его поведении имеются.

Методика раскрытия степени нервно-психического развития детей второго года жизни

Возраст 1 год 6 месяцев

Осмысление речи.

Ребёнком обобщаются предметы по важным признакам в понимаемой речи (в «конфликтной ситуации»).

1. Материалом являются два одинаковых предмета, которые отличаются друг от друга по определённому признаку, например, цвету, предмет, похожий с одним из них по данному признаку (к примеру, кошка белая, кошка чёрная, собака чёрная, а также контрольный предмет, коим является кукла.

Методика выявления – ситуация, которая специально подготовлена. Перед детьми кладутся кошка белая, черная, собака, кукла. Взрослым предлагается показать вначале одну кошку, потом другую, собаку, куклу. Вслед за этим предметы меняют местами, и детям предлагают отыскать ещё раз.

2. Материалом являются ложка десертная, ложка игрушечная, савок (по размеру и цвету похожий на одну из ложек, кукла.

Методика выявления – та же, что и в первой ситуации.

Поведение ребёнка – отыскивает одинаковые предметы по просьбе взрослого (кошку белую и чёрную, ложку десертную и игрушечную).

Конструктивная речь.

Облегчёнными словами, к примеру, «биби» и сказанными верно «машина», даёт имя предметам и действиям во время сильной заинтересованности.

Читайте также:  Тест на интеллектуальное развитие ребенка

Материалом являются четыре предмета (к примеру, кукла, заяц, петушок, кошка, мешочек либо коробочка, из которой они достаются.

Методика выявления – ситуация, которая специально подготовлена.Взрослым внезапно вытаскивается из мешочка предмет и спрашивается: «Кто там?», «Кто это?», «Что это?».

Поведение ребёнка – даёт имя предметам верно (к примеру, «ляля», облегчёнными словами.

Сенсорное формирование.

Ориентируется в трёх-четырёх контрастных формах предмета (шар, куб, кирпич, призма).

Материалом являются три шарика, три кубика, три кирпича, три призмы, скат (одинакового цвета и сходные по величине).

Методика выявления – ситуация, которая специально подготовлена. Взрослым раскладывается перед детьми материал вразнобой. Берётся кубик, ставится возле ребёнка, называет, предлагает взять ещё аналогичные кубики и возвести дом. Когда ребёнку трудно сделать настоящее по слову, можно ему показать, поставив один кубик на другой, потом убрать кубики, поставив перед ним один кубик, и предложить осуществить задание. Вслед за этим взрослым берётся шарик и скатывается по жёлобку, далее предлагается ребёнку отыскать ещё шарики и скатить их таким же образом.

Поведение ребёнка – по примеру и слову взрослого реализовывает задание, подбирая предмет необходимой формы (в первом случае кубики, во втором – шарики).

Игра и действия с предметами.

Воспроизводить в игре некоторые, часто замечаемые действия.

1. Материалом являются кукла, носовой платок.

Методика выявления – ситуация, которая специально подготовлена. Взрослым раскладываются перед ребёнком предметы и говорится: «У ляля грязный носик. Вот платок».

Поведение ребёнка – прикладывает носовой платок к носу куклы.

2. Материалом являются кукла с волосами, расчёска.

Методика выявления – ситуация, которая специально подготовлена. Взрослым раскладываются перед ребёнком предметы и говорится: «Кукла-ляля растрепана, вот расчёска».

Поведение ребенка – прикладывает расчёску к волосам куклы и водит ею по волосам.

Задание является исполненным, когда ребёнком решаются обе задачи.

Движения.

Перешагивает сквозь преграды (брусочки) приставным шагом.

Материалом являются четыре брусочка.

Методика выявления – ситуация, которая специально подготовлена (может быть проявлено на занятиях по гимнастике). На пол, на отдалении друг от друга укладываются брусочки. Ребёнку предлагают перешагнуть через них. Когда ребенком не понимается задание, можно ему показать, после чего встать перед ребёнком и позвать его к себе.

Поведение ребенка – перешагивает сквозь брусочки приставным шагом сам либо как показывает взрослый.

Навыки.

Сам кушает жидкую еду ложкой.

Материалом являются глубокая тарелка с жидкой пищей, десертная ложка.

Методика выявления – естественная обстановка (в час обеда).

Поведение ребёнка – сам съедает большую часть) жидкой пищи ложкой, держа ложку одной рукой сверху (в кулачке).

Возраст 1 год 9 месяцев

Осмысление речи.

Разбирается в несложном рассказе по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого.

Материалом являются изображения знакомых картинок,прежде рассматривавшиеся вместе с взрослым:

1. Мальчик поит лошадку;

2. Ребёнок умывается;

3. Ребёнок поливает цветы;

4. Взрослый ремонтирует машину.

Методика выявления – ситуация, которая специально подготовлена. Взрослым кладутся перед ребёнком картинки,предлагается взглянуть на них и спрашивается: «Кто это на картинке?», «Что они делают?». Когда ребёнку тяжело ответить, можно задавать дополнительные вопросы,которые относятся к некоторым персонажам картины: «Что мальчик делает?», «Что лошадка делает» и т. п.

Поведение ребёнка – отвечает на вопросы взрослого незамедлительно, или при помощи дополнительных вопросов, при этом пользуясь словами и двухсловными предложениями.

Конструктивная речь.

В период игры отмечает собственные действия словами и двухсловными предложениями.

Методика выявления – естественная обстановка. Речевые проявления ребёнка прослеживаются в игре, режимных моментах, занятиях.

Поведение ребёнка – в период игры либо в иной обстановке сопровождает собственные действия словами и двухсловными предложениями.

Сенсорное формирование.

Разбирается в трёх контрастных размерах предметов (типа кубов) различием в три сантиметра.

1. Материалом являются три куба-вкладыша одинаковой окраски. Длина ребра первого – десять сантиметров, второго – семь сантиметров, третьего – четыре сантиметра.

Методика выявления – взрослым, чтобы это видел ребёнок, достаются кубы один из другого и ставятся в разнобой, вслед за тем предлагается ребёнку их снова составить.

Поведение ребенка – составляет кубы в соответствии с их величиной. При этом может делать несколько проб (не больше трёх).

2. Материалом является трехместная матрешка (различие в размере три-четыре сантиметра).

Методика выявления – ситуация, которая специально подготовлена. Чтобы видно было ребёнку, достаётся одна матрешка из другой так, чтобы каждая половина располагалась супротив другой. Дальше ребёнку предлагают прикрыть половинки матрешек. Когда ребёнок не может выполнить задание, то можно ему продемонстрировать.

Поведение ребенка – сам либо вслед за показом взрослого прикрывает все три матрешки. При этом может делать несколько проб (не больше трёх). Задание является исполненным, когда ребёнком решаются обе задачи.

Игра и действия с предметами.

Повторяет нетрудные сюжетные сооружения – перекрытия вроде «ворот», «скамейки», «дома».

Материалом являются три кирпичика.

Методика выявления – ситуация, которая специально подготовлена. Взрослым предлагается ребёнку возвести «ворота». При этом может один раз показать. Ставится два кирпичика вертикально, один сверху горизонтально.

Поведение ребёнка – по просьбе взрослого или после его показа повторяет постройку. При этом может делать несколько проб (две-три).

Движения.

Идёт по ограниченной поверхности (шириной 15-20 сантиметров, которая приподнята над полом (15-20 сантиметров).

Материал является скамейка вышиной 15-20 сантиметров, и с шириной доски также 15-20 сантиметров.

Методика выявления – ситуация, которая специально подготовлена. Ребёнку предлагают пройтись по доске без поддержки взрослого (войти и спуститься можно при помощи взрослого).

Поведение ребёнка – идёт по ограниченной поверхности, то есть доске, без поддержки взрослого.

Навыки.

Частично снимает с себя одежду с незначительной поддержкой взрослого (снимает чулки, ботинки, шапку).

Методика выявления – естественная обстановка (при раздевании ребёнка).

Поведение ребенка – снимает ботинки (расстегнутые, развязанные, шапка, чулки.

Источник