Нервно психическое развитие ребенка в возрасте 1 год

Автор: ГКУЗ Дом ребенка № 1.
Оценка НПР проводится в следующем возрасте (эпикризные сроки): На первом году НПР контролируется ежемесячно, на втором году темп роста и развития несколько замедляется и контроль за НПР проводится один раз в квартал, на третьем году один раз в полгода, с трех лет – один раз в год.Условные обозначения анализаторов: Аз – зрительный анализаторАс – слуховой анализатор Э – эмоции Др – движения руки и действия с предметамиДо – движения общиеРп – речевое понимание Ра – речевая активностьН – навыкиС – сенсорное развитие
Возраст | Анализатор | Проявление | |
10 дней | Аз | Удерживает в поле зрения движущийся предмет. | |
Ас | Вздрагивает и мигает при резком звуке. | ||
18-20 дней | Аз | Удерживает в поле зрения неподвижный предмет. | |
Ас | Успокаивается при сильном звуке. | ||
1 месяц | Аз | Сосредотачивает взгляд на неподвижном предмете, появляется плавное прослеживание движущихся предметов. | |
Ас | Прислушивается к звуку и голосу взрослого. | ||
Э | Первая улыбка в ответ на разговор. | ||
До | Лёжа на животе, пытается поднять голову. | ||
Ра | Произносит отдельные звуки. | ||
2 месяца | Аз | Длительное зрительное сосредоточение. | |
Ас | Ищущие повороты головы при длительном звуке. | ||
Э | Быстро отвечает улыбкой на разговор взрослого. | ||
До | Лёжа на животе, поднимает и некоторое время удерживает голову. | ||
Ра | Повторно произносит отдельные звуки. | ||
3 месяца | Аз | Зрительное сосредоточение в вертикальном положении, на лице говорящего с ним взрослого. | |
Э | Комплекс “оживления” в ответ на игрушки. | ||
До | Лежит на животе, удерживая голову, опирается на предплечья. Высоко подняв голову, крепко упирается ногами при поддержке подмышками. | ||
Др | Случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью. | ||
4 месяца | Аз | Узнаёт мать, радуется. | |
Ас | Находит глазами невидимый источник звука. | ||
Э | Громко смеётся в ответ на общение. | ||
ДР | Рассматривает, захватывает и раскачивает висящую игрушку. | ||
Ра | Гулит. | ||
Н | Придерживает грудь матери или бутылочку. | ||
5 месяцев | Аз | Отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого взрослого). | |
Ас | Узнаёт голос матери, различает строгую и ласковую интонацию обращенной речи. | ||
Э | Радуется ребёнку, берёт у него из рук игрушку, гулит. | ||
Др | Чётко берёт игрушку из рук взрослого, удерживает в руке игрушку. | ||
До | Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук. Переворачивается со спины на живот.Ровно, устойчиво стоит при поддержке подмышки. | ||
Ра | Подолгу певуче гулит. | ||
Н | Ест с ложки полугустую и густую пишу. | ||
6 месяцев | Ас | По – разному реагирует на своё и чужое имя. | |
ДР | Уверенно берёт игрушки, находясь в любом положении, подолгу занимается с ними, перекладывает из одной руки в другую. | ||
До | Переворачивается с живота на спину. Передвигается, переставляя руки или немного подползая. | ||
Ра | Произносит отдельные слоги, начало лепета. | ||
Н | Ест с ложки, снимает пищу губами. | ||
7 месяцев | Др | Игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает её и др. | |
До | Хорошо ползает (много, быстро, в разных направлениях). | ||
Рп | На вопрос «где?» ищет и находит взглядом предмет, неоднократно называемый, постоянно находящийся в определённом месте. | ||
Ра | Подолгу лепечет, произносит одни и те же слоги. | ||
Н | Пьёт из чашки, которую держит взрослый. | ||
8 месяцев | Э | Смотрит на действие другого ребёнка и смеётся или лепечет. | |
Др | Игрушками занимается долго и разнообразно действует ими в зависимости от их свойств. Подражает действиям взрослого с игрушками (толкает, стучит, вынимает, и др.). | ||
До | Сам садится, сидит и ложится. Придерживаясь руками за барьер, сам встаёт, стоит и опускается. Переступает боком, держась за барьер. | ||
Рп | На вопрос «где?» находит несколько (2-3) предметов на постоянных местах. По слову взрослого выполняет разученные ранее действия (без показа), например, «ладушки», «дай ручку» и др. | ||
Ра | громко, чётко, повторно произносит различные слоги. | ||
Н | Ест корочку хлеба, которую сам держит в руке. Пьёт из чашки, которую держит взрослый. | ||
9 месяцев | Ас | Плясовые движения под плясовую музыку. | |
Э | Догоняет ребенка, ползет ему на встречу. Подражает действиям, движениям другого ребёнка. | ||
ДР | С предметами действует по – разному, в зависимости от их свойств (катает, вынимает, открывает, гремит, нажимает и другое). | ||
До | Переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них рукой. | ||
Рп | На вопрос «где?» находит взглядом несколько знакомых предметов в разных местах, независимо от их постоянного месторасположения. Знает своё имя – оборачивается на зов. | ||
Ра | Подражает взрослому, повторяет за ним новые слоги, которые уже есть в его лепете. | ||
Н | Хорошо пьёт из чашки, слегка придерживая её руками. Формируется навык опрятности (спокойно относится к высаживанию на горшок). | ||
10 месяцев | Э | Действует рядом с ребенком или играет одной игрушкой с ним. | |
ДР | Самостоятельно или по просьбе взрослого выполняет с игрушками различные действия. | ||
До | Входит на невысокую поверхность или «горку», держась за перила и сходит с неё. Идет вперед с поддержкой за обе руки. | ||
Рп | По просьбе «дай» находит и даёт знакомые предметы. При заигрывании с ним («прятки», «догоню-догоню») выполняет разученные действия и движения. | ||
Ра | Подражает взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете. | ||
Н | Закрепляются умения, приобретенные в 9 месяцев. | ||
11 месяцев | Э | Радуется приходу детей. Избирательное отношение к детям. | |
ДР | Овладевает навыками и разученными действиями, выполняет их по просьбе взрослого. | ||
До | Стоит самостоятельно. Делает первые самостоятельные шаги. | ||
Рп | По словесной инструкции выполняет различные действия, не подсказанные предметами /водит куклу/. Появляется первое общение в понимаемой речи, /по просьбе взрослого находит и даёт куклу, которую видит среди игрушек/. | ||
Ра | Произносит первые слова – обозначения «ав-ав», «кис-кис», «дай». | ||
Н | Умение и навыки закрепляются. | ||
12 месяцев | Аз | Различает предметы по форме – кубик, кирпичик. Узнает на фотографии знакомых. | |
Э | Протягивает другому ребёнку и отдаёт игрушку, сопровождая её лепетом, смехом. Ищет игрушку, спрятанную другим ребёнком. | ||
Др | Самостоятельно выполняет различные действия с игрушками. Переносит действия, разученные с одним предметом на другой. | ||
До | Ходит самостоятельно. | ||
Рп | Понимает названия предметов, имена взрослых, отдельные поручения. Понимает «нельзя». | ||
Ра | Произносит 5-10 облегченных слов, легко подражает новым слогам. | ||
Н | Самостоятельно пьёт из чашки. | ||
1год 3 мес. | С | Играя, различает два разных по величине предмета, например, два куба. | |
Др | Умеет воспроизводить в игре разученные действия /кормит куклу, собирает пирамиду/. | ||
До | Ходит длительно, меняет положение / присядет, наклонится/. | ||
Рп | Значительно увеличился запас понимаемых слов. | ||
Ра | Пользуется лепетом и облегченным словом / «дай», «мама», «никак», «бах»/. | ||
Н | Самостоятельно ест густую кашу ложкой. | ||
1год 6 мес. | С | Из предметов разной формы /3-4/ к предлагаемому образцу и слову, подбирает такой же формы, /например, к кубику – кубик/. | |
Др | Умеет воспроизводить часто наблюдаемые в жизни действия /причесывает, умывает куклу/. | ||
До | Движения более координированные – перешагивает через препятствия приставным шагом, /, например, через папку, лежащую на полу/. | ||
Рп | Находит по слову среди нескольких внешне сходных предметов два одинаковых по значению, но разных по цвету и величине. | ||
Ра | В удивлении, радости или сильной заинтересованности называет предмет. | ||
Н | Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой. | ||
1год 9 мес. | С | Играя, различает три разных по величине предмета (например, 3 куба). | |
До | Умеет ходить по поверхности шириной 15-20 см на высоте от пола 15-20 см. | ||
Др | Строит «ворота», «скамейку», «домик». | ||
Ра | Пользуется двухсловными предложениями. | ||
Рп | Отвечает на вопросы взрослого при рассматривании сюжетных картинок. | ||
Н | Умеет частично раздеваться с небольшой помощью, взрослого. | ||
2 года | С | По предлагаемому образцу и просьбе взрослого находит предмет того же цвета. | |
До | Перешагивает через препятствие чередующимся шагом. | ||
Др | В игре воспроизводит ряд логических связанных действий. Например, куклу, купает, вытирает. | ||
Ра | Пользуется 2-3 словными предложениями при общении с взрослыми, употребляя прилагательные и местоимения. | ||
Рп | Понимает короткий рассказ о событиях, знакомых ребёнку из его личного опыта. | ||
Н | Умеет частично одевать одежду с небольшой помощью взрослого. | ||
2 года 6 мес. | С | Подбирает по образцу разнообразные предметы четырёх цветов /красный, синий, жёлтый, зелёный/. | |
До | Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую над полом на 20-28 см. | ||
Др | В игре действует взаимосвязано, последовательно (кормит куклу, укладывает спать, гуляет). | ||
Ра | Строит предложение из трех и более слов. Появляются вопросы где? куда? | ||
Н | Самостоятельно одевается, но ещё не умеет застёгивать пуговицы и завязывать шнурки. | ||
3 года | С | Называет 4 основных цвета. | |
До | Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую над полом на 30-35 см. | ||
Игры | В играх исполняет роль. Например: играя с куклой, говорит: мама, доктор. | ||
Ра | Употребляет сложные предложения. Появляются вопросы почему? когда? | ||
Н | Одевается самостоятельно с небольшой помощью взрослого, застёгивает пуговицы, завязывает шнурки. | ||
4 года | Мышление, речь. | Умеет группировать предметы по классам: мебель, посуда, одежда, животные, птица и др. | |
Моторика. | Умеет подпрыгивать одновременно на двух ногах, на месте и продвигаясь вперёд. Всегда или иногда сам застёгивает пуговицы, завязывает шнурки. | ||
Внимание и память | Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно. | ||
Социальные контакты. | Умеет играть с другими детьми и, соблюдая правила игры. | ||
Психика | Без отклонений. | ||
5 лет | Мышление | Умеет составить по картинке рассказ из нескольких предложений. Правильно отвечает на вопрос, как герой попал в данную ситуацию. | |
Моторика | Умеет прыгать на месте на одной ноге и подвигаться вперёд. Одевается и раздевается самостоятельно всегда или почти всегда. | ||
Внимание память | Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно. | ||
Социальные контакты. | Умеет играть с другими детьми и, соблюдая правила игры. | ||
Психика | Без отклонений. |
Оценка НПР детей раннего возраста.
Группы риска детей по нервно – психическому развитию:
Группа внимания:
- дети с опережением в развитии по одному или нескольким показателям на 2 и более эпикризных срока..
- дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на один эпикризный срок.
Группа риска: дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на 2 эпикризных срока.
Группа высокого риска: дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на 3 эпикризных срока.
Группа диспансерная:
- дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на 4-5 эпикризных срока.
- дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на 6 и более эпикризных срока,
- дети с уровнем интеллекта, не подлежащим оценке НПР.
Группы развития I группа:
- дети с нормальным развитием.
- дети с опережением в развитии:
а) на один эпикризный срок (ускоренное развитие)
б) на два и более эпикризных сроков (высокое развитие).
в) дети с дисгармоничным развитием – с опережением на разные эпикризные
сроки по одному или нескольким показателям.
П группа:
- дети с отставанием в развитии на один эпикризный срок:
1-я степень – по 1-2 показателям.
2-я степень – по 3-4 показателям.
3-я степень – по 5-7 показателям.
- дети с негармоничным развитием (часть показателей выше на 1-2, другая часть ниже на 1 эпикризный срок).
III группа:
- дети с отставанием в развитии на 2 эпикризных срока.
1-я степень – по 1-2 показателям.
2-я степень – по 3-4 показателям.
3-я степень – по 5-7 показателям.
- дети с дисгармоничным развитием: часть показателей выше, часть ниже на 12 эпикризных срока, часть показателей может соответствовать норме.
IV группа:
1) дети с отставанием на 3 эпикризных срока.
1-я степень – по 1-2 показателям.
2-я степень – по 3-4 показателям.
3-я степень – по 5-7 показателям,
2) дети с дисгармоничным развитием (часть показателей ниже на 1-2 эпикризных срока, часть на 3 эпикризных срока, некоторые показатели могут соответствовать норме).
V группа:
- дети с отставанием на 4-5 эпикризных срока.
1-я степень – по 1-2 показателям.
2-я степень – по 3-4 показателям.
3-я степень – по 5-7 показателям.
дети с дисгармоничным развитием (часть показателей ниже на 1-3 эпикризных срока, часть на 4-5 эпикризных срока, некоторые показатели могут соответствовать норме).
Категория: Будущим родителям.
Печать
E-mail
Источник
Родители всегда с нетерпением ждут, когда их малышу исполнится один год. С момента рождения кроха научился многому: держать голову, улыбаться вам, сидеть, ползать, произносить первые слова и делать самостоятельные шаги. Как правило, заботливые родители внимательно изучают литературу, посвященную детям первого года жизни, считая данный период очень ответственным. Но развитие ребенка в 1 год также является не менее важным этапом.
В данном возрасте кроха становится более самостоятельным и взрослые ошибочно полагают, что их маленькое чадо выросло и уже не нуждается в особом внимание и специальном уходе. Но для годовалых детей очень важна безусловная любовь, забота и внимание со стороны мамы и папы. У малыша начинают активно развиваться речевые центры и двигательные навыки, а также он начинает взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. Поддержка родителей является наилучшим стимулом для развития новых возможностей ребенка и его гармоничного взаимодействия с окружающим миром.
Физическое развитие
Каждый малыш индивидуален и развивается в собственном темпе. Годовалый ребенок имеет массу тела 10-10,6 кг, а его рост колеблется в приделах 76-77 см. Не следует беспокоиться, если вышеуказанные показатели роста и веса не соответствуют параметрам вашего малыша. Ведь конституционные особенности ребенка зависят от генетических показателей и половой принадлежности.
Количество молочных зубов у годовалых детей также разное и зависит от многих факторов. Разработана специальная формула, помогающая подсчитать необходимое количество зубов у малышей. Суть ее заключается в том, что количество молочных зубов меньше на 4, чем возраст ребенка в месяцах. Следовательно, у годовалого малыша должно быть 8 зубов.
По статистике, из пяти малышей только три из них уже начинают совершать самостоятельные шаги. Кроха уже крепко стоит на ногах, но ходит еще неуверенно и часто падает. Но, несмотря на «шишки» и постоянные падения, ребенок снова и снова выполняет новые попытки ходить, постоянно улучшая собственный результат. Чтобы ускорить данный процесс, рекомендуется поощрять и хвалить желание малыша совершать первые шаги. Если ребенок упал, то лучше всего не акцентировать на этом его внимание, а отвлечь новым видом деятельности.
Если ваш малыш еще не ходит, то не стоит беспокоиться. Ведь физическое развитие у каждого ребенка индивидуально. Как правило, позднее начинают ходить крохи, которые отличаются спокойным темпераментом, или имеют избыточную массу тела.
В возрасте 1 год малыши отличаются двигательной активностью и самостоятельностью. Координация движения ребенка также улучшается. Кроха проявляет желание принимать пищу самостоятельно, используя ложку.
Если малыш мало двигается и плохо сидит, то лучше всего обратиться за помощью к квалифицированному специалисту, который установит причину и назначит курс лечения.
Нервно-психическое развитие
Годовалый малыш активно исследует окружающий мир, и его познавательная деятельность возрастает, благодаря свободному передвижению и тесному контакту с родителями. При этом интенсивно развиваются речевые навыки, постепенно вытесняющие жесты и лепет. Малыш постоянно подражает взрослым, вырабатывая правильные навыки манипуляции игрушками и предметами быта, постепенно познавая их свойства и функциональное значение.
При этом нервно-психическое развитие ребенка характеризуется тремя направлениями:
- постепенный переход к самостоятельности, при котором ребенок начинает сравнивать себя с взрослым;
- развитие ориентации малыша в условиях выполнения предметной деятельности;
- развитие навыков игровой деятельности и различных способов манипуляции предметами.
Для малыша в возрасте один год актуальны игры двух типов: исследование и конструирование. Ребенок с удовольствием взаимодействует с взрослыми в процессе игровой деятельности, активно подражая их действиям. Он любит строить башни, складывать пирамиды, бросать мяч, слушать сказки и рассматривать веселые изображения. В процессе игры кроха проявляет различные эмоции, элементы общения, а также может имитировать звуки животных и активно жестикулировать.
Важно родителям систематически играть с малышом, так как благодаря данному виду деятельности он быстрее познает окружающий мир, развивает мелкую моторику рук, внимание, память, умения ориентироваться в пространстве. У ребенка также постепенно увеличивается активный и пассивный словарный запас.
Кроха в возрасте один год уже с легкостью покажет всех членов семьи, по вашей просьбе принесет необходимый предмет, а также сможет повторить простые действия и движения, предложенные взрослым.
Что должен уметь ребенок в возрасте 1 года
Многих родителей интересует информация на тему: что должен уметь ребенок в возрасте 1 года. Существуют определенные показатели развития малыша, которые соответствуют его возрастным особенностям.
Если крохе исполнился один год, то он уже может самостоятельно выполнять следующие действия:
- отлично ползает;
- пытается самостоятельно слезть с дивана или высокого стула;
- любит исследовать жилую территорию сначала с помощью ползания, которое постепенно переходит в ходьбу и наоборот;
- умеет пятиться задом;
- может делать самостоятельно шаги без поддержки;
- прекрасно сидит на стуле;
- пользуется взрослыми предметами быта: расческой, зубной щеткой, ложкой, чашкой и т.д.
- пытается принимать пищу без помощи взрослого;
- малышу нравится открывать дверцы тумб, шкафов и исследовать находящиеся в них предметы;
- принимает активное участие в процессе одевания.
У годовалого малыша активно развиваются сенсорно-моторные, интеллектуальные навыки, а также улучшается социальная адаптация.
Ребенок в данном возрасте уже умеет:
- правильно манипулировать многими предметами;
- в процессе игры брать игрушки чаще одной рукой;
- говорить простые словосочетания и короткие предложения;
- узнавать животных и предметы, которые изображены на картинках;
- слушать стихи и сказки;
- выполнять просьбы взрослого;
- на протяжении длительного времени помнить о ранее происходящих событиях;
- играть в подвижные и ролевые игры;
- проявлять чувство юмора.
Несмотря на всю самостоятельность, малыш не может долго находиться без родителей и остро реагирует на их отсутствие.
Вышеперечисленные достижения малыша не являются стандартом, так как развитие ребенка индивидуально и зависит от ряда причин.
Годовалый малыш очень любознателен и стремится к исследованию и познанию мира.
Родители должны помочь своему чаду правильно развиваться. Для этого необходимо набраться терпения, уделять много времени своему малышу, радуясь каждой его победе и успеху!
Источник