Нервно психическое развитие ребенка учебник

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ И ФАКТОРЫ,

ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ. СЕМИОТИКА НАРУШЕНИЙ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Учебное пособие для студентов медицинских ВУЗов

Новосибирск – 2013

Нервно-психическое развитие детей и факторы, его определяющие. Методы оценки. Семиотика нарушений нервно-психического развития детей.

Авторы и составители учебного пособия для студентов медицинских ВУЗов:

Карцева Татьяна Валерьевна – д.м.н., профессор, заведующий кафедрой пропедевтики детских болезней НГМУ

Тимофеева Елена Петровна – к.м.н., доцент кафедры пропедевтики детских болезней НГМУ

Рецензенты:

Рябиченко Татьяна Ивановна – Главный научный сотрудник, руководитель группы патологии детей и репродуктивного здоровья при лаборатории иммунологии и репродукции ФГБУ «НЦ КЭМ» СО РАМН, д.м.н.

Ёлкина Татьяна Николаевна – д.м.н., профессор, заведующая кафедрой поликлинической педиатрии ГБОУ ВПО НГМУ.

Рекомендовано ЦМС по педиатрии ГБОУ ВПО НГМУ в качестве учебного пособия для студентов медицинских ВУЗов (протокол № 3 от 04.02.2013 г.)

Рекомендовано ЦКМС НГМУ в качестве учебного пособия для студентов медицинских ВУЗов (протокол № от 2013 г.)

Учебное пособие предназначено для студентов медицинских ВУЗов, изучающих курс пропедевтики детских болезней.

Оглавление

Предисловие……………………………………………….………………………………4

Методические указания…………………………………………………………..………7

Введение…………………………………………………………………………….……..7

Общие рекомендации по проведению объективного исследования ребенка…………8

Часть 1. Морфологические и функциональные особенности центральной нервной системы детей…………………………………………….………………..…………….10

Вопросы для самоконтроля……………………………………………………………..13

Тестовые задания………………………………………………………………………..14

Часть 2. Этапы психомоторного развития детей………………………….…………..16

Вопросы для самоконтроля……………………………………………………………..26

Тестовые задания…………………………………………………………………………27

Часть 3. Характеристика показателей нервно-психического развития детей в различные возрастные периоды……………………………………..………….……..28

Вопросы для самоконтроля……………………………………………………………..47

Тестовые задания………………………………………………………………………..48

Пример ситуационных задач……………………………………………….…………..51

Часть 4. Выявление патологических симптомов и синдромов при обследовании ребёнка…………………………………………………………………………………..52

Вопросы для самоконтроля……………………………………………………………..61

Тестовые задания………………………………………………………………………..62

Заключение………………………………………………………………………………64

Список литературы….…………………………………………………………….….…65

ПРЕДИСЛОВИЕ

Кафедра пропедевтики детских болезней на педиатрическом факультете медицинских ВУЗов – одна из первых начинает профессиональную подготовку педиатра. В результате изучения пропедевтики детских болезней у студентов формируются важные профессиональные навыки обследования здорового и больного ребенка, основы клинического мышления, а также медицинской этики и деонтологии. Нервно-психическое развитие ребенка является одним из показателей его здоровья, зависит от факторов окружающей среды, воспитания, педагогического воздействия, режимных моментов. Педиатру необходимо владеть навыками оценки нервно-психического развития детей различного возраста для своевременного выявления отклонений и проведения дифференцированных мероприятий по их коррекции.

Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации от 8 ноября 2010 г. № 1122 по специальности 060103 «Педиатрия», с учетом требований к методическим пособиям педагогических кафедр высших учебных заведений.

Целью учебного пособия является оказание помощи студентам медицинских ВУЗов в освоении навыков оценки нервно-психического развития у детей в связи с учётом их возрастных анатомо-физиологических особенностей, выявления ведущих синдромов нарушения нервно-психического развития и их своевременной коррекции. Пособие составлено сотрудниками кафедры пропедевтики детских болезней НГМУ и предназначено для проведения практических занятий, для подготовки студентов III – IV курсов по пропедевтике детских болезней в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Пропедевтика детских болезней», индекс цикла 3.Б.28, направление подготовки 060106 – педиатрия, утвержденной ЦМК по педиатрии НГМУ 01.06.2012 г.

Представленное пособие является необходимым дополнением к учебнику Мазурина А.В. Пропедевтика детских болезней: учебник для студентов вузов /А. В. Мазурин, И. М. Воронцов. – 3-е изд., доп. и переработанное – СПб.: Фолиант, 2009. – 1008 с.: ил. В процессе подготовки к занятию студенту нужно изучить соответствующие разделы учебника и настоящего учебного пособия.

Практическое занятие проводится по плану:

1) Проверка подготовки студента к занятию;

2) Демонстрация преподавателем методики исследования;

3) Самостоятельная курация студентами детей под наблюдением преподавателя;

4) Проверка преподавателем овладения студентами навыков исследования с оценкой знаний и умений студента;

5) Подведение итогов занятия;

6) Обозначение задания на следующее занятие.

Материальное оснащение занятия: электронные весы, ростомер, сантиметровая лента, набор игрушек, таблицы по режиму дня для детей различных возрастов.

Цель занятия: Овладеть методикой оценки индивидуального нервно-психического развития детей различного возраста.

В процессе изучения темы будут формироваться компетенции: ПК – 1, ПК – 5, ПК – 16.

Студенты будут знать:

· Анатомические особенности строения головного и спинного мозга у детей.

Читайте также:  Каковы условия развития личности ребенка дошкольного возраста

· Морфологические и функциональные особенности нервной системы у детей.

· Основные этапы моторного, сенсорного и эмоционального развития.

· Развитие речи у детей. Роль окружающей среды в её формировании.

· Рефлексы новорожденного и сроки их исчезновения.

· Возрастные особенности условно-рефлекторной деятельности ребенка.

· Факторы, оказывающие влияние на нервно-психическое развитие детей.

· Принципы организации режима дня у детей в различные возрастные периоды.

· Роль воспитания в нервно-психическом развитии ребенка, основные элементы воспитания детей раннего возраста, значение игры, набор игрушек для детей различного возраста.

· Методика сбора анамнеза, отражающего нервно-психическое развитие, особенности поведения и характера ребенка.

· Критерии оценки нервно-психического развития детей различного возраста.

· Генетические, внутриутробные и постнатальные факторы, неблагоприятно влияющие на развитие нервной системы ребенка.

· Клинические симптомы поражения центральной нервной системы у детей.

· Методы исследования нервной системы.

Уметь:

· Собрать анамнез жизни ребенка с учетом отображения этапов нервно-психического развития; акцентирования внимание на факторах, оказывающих неблагоприятное влияние на развитие нервной системы ребенка.

· Оценить психо-моторное развитие ребенка первого года жизни и после года.

· Оценить развитие моторной и сенсорной речи.

· Оценить особенности игровой деятельности, поведение в коллективе детей, адекватность его поведения.

· Подобрать игрушки для детей различного возраста.

· Уметь разъяснить матери как воспитать навыки у ребёнка (гигиенические навыки, навыки при приеме пищи, навыки одевания и раздевания).

Перечень практических навыков:

· Воспроизведение и оценка рефлексов орального автоматизма (сосательный, поисковый, хоботковый, ладонно-ротовой рефлекс Бабкина).

· Воспроизведение и оценка рефлексов спинального автоматизма (Робинсона, Галанта, ползания Бауэра, Кернига, Бабинского, Моро, автоматической походки, опоры).

· Оценка двигательных умений ребенка.

· Оценка развития речи ребенка.

· Оценка комплекса оживления у ребенка 2-4 месяцев.

· Воспроизведение симптомов при менингиальном синдроме.

· Воспроизведение симптомов при спазмофилическом синдроме.

Базисные знания: Изученные ранее необходимые сведения по эмбриогенезу центральной нервной системы, анатомии головного и спинного мозга.

Источник

Масса головного мозга новорожденного
составляет 1% массы тела. У взрослого человека масса мозга равна 1/40 массы тела. Таким
образом, на 1 кг массы новорожденного приходится 109 г вещества мозга,
взрослого — 20—25 г.

Формирование головного мозга
не заканчивается к моменту рождения. Большие полушария мозга имеют возрастную
особенность: извилины и крупные борозды малой высоты и глубины. Мелких
борозд мало, их число увеличивается уже в первые месяцы жизни. Размеры
лобной доли относительно меньше, чем у взрослого человека, а затылочной
— наоборот, больше. Мозжечок развит слабо, полушария его малых размеров
и толщины, борозды поверхностные. Боковые желудочки велики, растянуты.

Серое вещество плохо дифференцирование
от белого, практически отсутствует миелиновая оболочка. Более законченными
в своем развитии к моменту рождения ребенка являются ядра гипоталамуса,
продолговатый и спинной мозг. Поскольку кора головного мозга, пирамидные
пути, полосатое тело к рождению ребенка развиты недостаточно и в функциональном
отношении незрелы, деятельность всех жизнеобеспечивающих органов у новорожденного
регулируется подкорковыми центрами. Несмотря на относительную незрелость,
нервная система вполне обеспечивает новорожденного безусловными врожденными
рефлексами, которые, с одной стороны, служат для обеспечения питания, контакта
с окружающей средой, защиты, а с другой — являются основой для формирования
в дальнейшем более сложных форм деятельности.

С первых дней жизни у ребенка
функционируют все органы чувств. Отличительной особенностью новорожденного
является недифференцированный характер всех его реакций, склонных к генерализации.
Раздражение того или иного рецептора вызывает не локальную, а разлитую
реакцию.

С возрастом масса головного
мозга у ребенка увеличивается: к 9 мес удваивается, к 3 годам утраивается,
а затем к 6—7 годам скорость нарастания массы мозга замедляется.

Процесс дифференциации нервных
клеток сводится к значительному росту аксонов, их миелинизации, росту и
увеличению разветвленности дендритов, образованию непосредственных контактов
между отростками нервных клеток (так называемых межнейронных синапсов).
Развитие нервной системы происходит тем быстрее, чем младше ребенок. Особенно
энергично оно протекает в течение первых 3 мес жизни. Дифференцировка
нервных клеток заканчивается к 3 годам, а к 8 годам кора головного мозга
по строению почти не отличается от коры взрослого человека. Миелинизация
завершается к 5 годам.

Читайте также:  Развитие ребенка внутри матери видео

У детей мозг кровоснабжается
лучше, чем у взрослых, что объясняется богатством капиллярной сети. Обильное
кровоснабжение мозга обеспечивает повышенную потребность в кислороде быстро
растущей нервной ткани. Отток крови от головного мозга у детей первого
года жизни замедлен, так как диплоические вены образуются лишь после закрытия
родничков. Этим объясняется склонность детей первого года жизни к нейротоксикозу
при инфекционных заболеваниях вследствие аккумулирования токсичных веществ
и продуктов нарушенного метаболизма. Этому же способствует повышенная проницаемость
гематоэнцефалического барьера.

С момента рождения доношенный
ребенок имеет ряд врожденных, или безусловных, рефлексов. К ним относятся
сосание, глотание, мигание, кашель, чиханье, акты мочеиспускания, дефекации
и некоторые другие. Они осуществляют приспособление организма к окружающей
среде и до конца первого года жизни подвергаются существенной эволюции.

Врожденные реакции в форме
безусловных рефлексов вполне обеспечивают существование ребенка лишь в
первые дни жизни. В дальнейшем основными в жизнедеятельности ребенка являются
приобретенные рефлексы, обеспечивающие необходимый уровень взаимодействия
организма с внешней средой.

В конце 1-го и в начале 2-го
месяца жизни у ребенка образуется ряд простых, элементарных условных рефлексов.
В конце 3-го месяца жизни у него можно выработать уже сложные, дифференцированные
рефлексы, указывающие на развитие анализаторной функции коры головного
мозга.

Развитие высшей нервной деятельности,
т. е. приобретение условных рефлексов, на первом году жизни идет быстрыми
темпами. Ребенок значительно легче, чем взрослый, образует условные связи
с окружающей средой, и они у ребенка более устойчивы. Сравнительно быстро
дети приобретают привычки, навыки поведения, которые в последующем остаются
на всю жизнь.

Огромную роль в поведении
ребенка играет речь. Формирование речи обусловлено становлением функции
сенсорной системы и функциональным созреванием головного мозга.

Важно помнить, что развитие
речи является также продуктом и результатом общения ребенка со взрослым,
результатом воспитательной активности.

Развитие и воспитание ребенка
складываются из определенного распорядка жизни (режим), из привития ему
необходимых навыков, создания условий, которые обеспечили бы правильное
развитие его движений, речи, способствовали бы правильному физическому
развитию, бодрому, жизнерадостному настроению.

Физиологическая незрелость
нервной системы, эволюционно-возрастные особенности растущего и развивающегося
мозга являются причиной частых затруднений при врачебной оценке нарушений
психомоторного развития детей грудного возраста. Для распознавания отклонений
в психомоторном развитии необходимы тщательное неврологическое обследование
и глубокий анализ неврологического статуса. В то же время раннее выявление
нарушений и особенно негрубых, «малых форм» патологии на первом году жизни
важно для своевременного патогенетического лечения. В этом плане большой
интерес представляет методика количественной оценки уровня возрастного
развития новорожденных и детей грудного возраста, предложенная Л. Т. Журбой
и Е. М. Мастюковой.

Для облегчения ранней диагностики
отклонений в развитии авторами разработаны скринирующие количественные
оценочные таблицы, применение которых в работе с новорожденными и детьми
грудного возраста (комнаты здорового ребенка детских поликлиник и др.)
окажет большую помощь врачу-педиатру.

На втором году жизни продолжается
интенсивное психомоторное и физическое развитие ребенка. Условные рефлексы
в этом возрасте начинают формироваться быстрее. Дети подвижны, в их поведении
преобладают яркие положительные эмоции, они произносят много звуков и слов,
часто улыбаются и громко смеются, проявляя повышенный интерес к окружающему.
В первом полугодии 2-го года жизни совершенствуется ходьба, улучшаются
координация движений и понимание речи, значительно увеличивается словарный
запас. Во втором полугодии игра приобретает сюжетный характер, дети стремятся
к играм друг с другом, начинают выполнять требования взрослых, обучаются
элементарным правилам поведения.

В течение 3-го года жизни
моторные навыки детей претерпевают дальнейшее совершенствование. Расширяется
ориентировка в окружающем, усложняются речь, игровая деятельность (табл.
5).

В возрасте 4—7 лет дети приобретают
относительную самостоятельность. Они получают впечатления не только от
непосредственного воздействия окружающего мира, но и от прослушивания или
чтения книг, рассказов взрослых. На занятиях дети усваивают сведения о
природе и общественной жизни. Начинают конструировать, рисовать, лепить,
петь, приобретают простейшие трудовые навыки. В тесной связи с этим находится
формирование моральных качеств, элементарных эстетических восприятий, норм
общественного поведения. Развивается мышление, сначала конкретно-реалистическое,
а в начале школьного возраста и абстрактное. Развитие более высоких ступеней
мышления завершается к 13—15 годам.

Читайте также:  Натуралистический подход в понимании развития ребенка

Журба Л. Т., Мастюкова
Е. М.
Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. —
М.: Медицина, 1981.

Таблица 5

Физическое и нервно-психическое
развитие детей старше года (М±т)


 

Возраст

Длина,
см

Масса,
кг

Окружность
грудной клетки, см

Нервно-психическое
развитие

1
год 3 мес

79,45±0,32
3,56

76,97±0,29

Мальчики
11,4±0,12 1,3 Девочки 10,5210,12 1,28

49,6610,21
2,33

48,2910,22 2,32

Запас
слов 10—30. Начинает обобщать предметы по существенным признакам. Пользуется
облегченными словами в момент сильной заинтересованности. 

Ходит, не присаживаясь,
длительно, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается и т.
д.). Самостоятельно ест густую пищу

1
год 6 мес

81,73±0,32
3,34

80,8±0,28 2,98

Мальчики
11,8СО,11 1,18 Девочки 11,410,1 1,12

49,9210,19
1,98

48,93Ю,2 2,11

Запас
слов 30—40. Появляются двухсловные предложения. Облегченные слова начинает
заменять правильными. Понимает смысл целых предложений о событиях и явлениях,
часто повторяющихся. 

Перешагивает через препятствия.
Самостоятельно ест любую пищу

1год
9 мес

84,51±0,28
2,84

83,75±0,36 3,57

Мальчики
12,6710,14 1,41 Девочки 12,2710,14 1,38

50,83Ю,19
1,91

49,8310,21 2,44

Запас
активных слов начинает быстро расти. Легко повторяет слова и фразы. Понимает
несложный рассказ взрослого по сюжетной картинке.

Подбирает по образцу и словам
взрослого два контрастных цвета (красный, синий). Часто раздевается и помогает
взрослому одевать его

2
года

88,26Ю,30
3,7

86,1310,33 3,87

Мальчики

13,04Ю,1 1,24 Девочки 12,6410,15
1,76

51,2Ю,18
2,24

50,05Ю,22 2,43

Запас
слов 200—300. Появляются трехсловные предложения. Начинает употреблять
прилагательные и местоимения. Понимает рассказ без показа. Появляются вопросы
типа: «Что это?», «Куда?». 

Подбирает по образцу и просьбе
взрослого четыре контрастных цвета (красный, синий, зеленый, желтый). Поднимается
и спускается самостоятельно по лестнице, пытается стоять на одной ноге.
Контролирует свои физиологические отправления

2
года 6 мес

91,85±0,33
3,78

91,20±0,38 4,28

Мальчики
13,9610,11 1,28 Девочки 13,9310,14 1,6

52,0910,18
2,37

51,32Ю,15 1,74

Свободно
пользуется речью во всех случаях жизни. Повторяет и заучивает короткие
стихи. Знает свои имя и фамилию. С помощью

карандаша, кисти, пластилина,
глины изображает простые предметы и называет их. Выполняет сюжетные постройки.
Появляются элементы ролевой игры. Одевается самостоятельно. Ходит по лестнице
переменным шагом

3
года

95,72±0,33
3,68

95,27±0,33 3,78

Мальчики
14,9610,15 1,68 Девочки 14,8510,14 1,54

52,510,21
2,21

51,910,18 2,06

Легко
запоминает стихи, песни, повторяет маленькие рассказы. Задает вопрос «Почему?»,
пользуется формами приветствия. Раскрашивает ограниченные поверхности. 

Начало конструктивной деятельности.
Завязывает шнурки на ботинках. Ходит самостоятельно в туалет

Различают 4 этапа формирования
психики ребенка.

Первый этап — моторный, характеризуется
овладением основными моторными навыками на протяжении первого года жизни
ребенка.

Второй этап — сенсорный,
продолжается от 1 года до 3 лет. Движения приобретают психомоторный характер,
т. е. становятся осознанными. Сенсомоторное развитие является базой для
формирования всех психических функций, в том числе восприятия, внимания,
целенаправленной деятельности, мышления и сознания.

Третий этап — аффективный,
длится от 3 до 12 лет. Деятельность детей приобретает постоянный индивидуальный
характер.

Четвертый этап — идеаторный
(12—14 лет). Формируются усложненные понятия, суждения, умозаключения.
Дети начинают строить предварительный план поступков в уме. Мышление становится
абстрактным. Начинает формироваться личность.

В отдельные периоды жизни
повышен риск возникновения у детей психических нарушений и болезней. Эти
периоды называются кризисными.

Выделяют 2 кризиса: в 2—3,5
года и в 12—15 лет.

В первом возрастном кризисе
— парапубертатном— быстрое формирование психических и физических качеств
напрягает деятельность всех жизнеобеспечивающих систем. Часть болезненных
состояний психической сферы берет свое начало именно в этом возрасте. Второй
возрастной кризис — пубертатный—связан с перестройкой функции желез внутренней
секреции, бурным ростом детей, половым метаморфозом. В этот период дети
очень ранимы и требуют особого внимания.

“Варнинг”

Копирование материалов без размещения ссылки на наш сайт ЗАПРЕЩЕНО!!!
Авторские права на все материалы принадлежат их авторам.
Представленная на сайте информация не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения и не может служить заменой очной консультации лечащего врача.

Источник