Нервно психическое развитие ребенка трех лет
Малыш уже совсем взрослый, ему исполнилось 3 года.
Как будет развиваться его психика в этот период?
Как справиться с кризисом 3 лет?
Какие игрушки стоит подобрать своему чаду?
На эти и другие вопросы даст ответ эта статья.
Содержание:
- Развитие психики детей в 3-4 года
- Интеллектуальная сфера
- Речевая сфера
- Эмоционально-волевая сфера
- Игровая деятельность
- Коммуникативная сфера
- Трудности возраста
- Советы для родителей
Развитие психики детей в 3-4 года
Возраст 3-4 года — очень важный для развития психики ребенка.
Именно сейчас закладывается основа его личности и формируются нравственные понятия.
Также этот возрастной период знаменуется кризисом 3 лет. Главный его результат — самосознание ребенка, отделение себя от родителей.
Происходит значительный скачок и в развитии организма в целом.
Трехлетний ребенок уже настолько хорошо развит, что может контролировать свое тело и делать несколько действий одновременно. А те навыки, которые он освоит за этот период, останутся с ним на всю жизнь.
Сейчас у него хорошо развивается крупная и мелкая моторика. Он продолжает активно изучать окружающий мир, интересуется явлениями, названиями, предназначением предметов и т.д.
В 3 года детям очень нравится активно двигаться. Развивается их координация, выносливость, гибкость, ловкость.
В целом, трехлетний ребенок находится в приподнятом настроении и стремится познавать мир.
Интеллектуальная сфера
Интеллект ребенка активно совершенствуется.
В 3-4 года ребенок знает наизусть отрывки из любимых произведений.
У него активно формируются представления о предметах и их деталях. Ребенок учится изображать их с помощью рисунка или лепки. В поделке или рисунке пока что могут отсутствовать некоторые детали — это нормально. Ребенок начинает пользоваться разными цветами при раскрашивании.
В 3-4 года в норме ребята уже понимают, к какому полу относятся они и окружающие люди.
Внимание
В этом возрасте внимание все еще непроизвольное.
Детям сложно удерживать свое внимание на одном предмете. Зачастую они переключаются на что-то новое — то, что их заинтересовало сию секунду.
В среднем, ребенок способен удерживать внимание не больше 10-15 минут.
Но, если он увлечется игрой, то может не отвлекаться и полчаса, и даже час.
Память
Память сейчас также непроизвольная, как и многие другие психические познавательные процессы.
Ребенок, в основном, хорошо и надолго запоминает то, что его заинтересовало, удивило или даже испугало.
Трехлетние дети хорошо узнает предметы, но целенаправленно запомнить их пока не могут.
Мышление
В 3-4 года у ребенка все еще может преобладать наглядно-действенное мышление. Некоторым детям бывает нужен конкретный предмет, чтобы производить с ним действия. Это вовсе не говорит о задержке развития. Такой вариант — особенность нервной системы, которая не требует коррекции.
При этом в 3-4 года весьма активно формируется наглядно-образное мышление. Ребенок все чаще пробует не привязывать свои действия к конкретному предмету. Он учится переносить их в воображаемую ситуацию — например, играть понарошку.
Также трехлетние дети умеют анализировать, сравнивать, находить отличия и делать простейшие выводы.
Они уже понимают обобщающие слова (овощи, фрукты, посуда, одежда, животные, птицы и т.д.)
Восприятие
В 3-4 года ребята умеют различать:
- 7 и более цветов;
- 5 и более форм;
- предметы по величине, весу, расположению в пространстве;
- эмоции людей;
- временные понятия (поздно, потом, сейчас, завтра).
Воображение
Трехлетние дети уже могут воссоздавать в своем воображении образы из сказок и рассказов взрослого.
Часто они смешивают сказочное и реальное. При этом придуманные образы настолько насыщенные, что дети всерьез верят в их реальность.
В своих играх в 3-4 года ребята стараются играть предметами-заменителями. Например, они могут “варить” суп в ведерке из камешков и песка.
Развитию воображения хорошо способствует чтение сказок и посещение новых интересных мест и мероприятий.
Речевая сфера
В 3-4 года речь продолжает активно развиваться.
Ребенок интересуется значением незнакомых слов и пополняет свой словарный запас.
Он уже хорошо говорит целыми фразами, выражая свои желания, чувства и мысли. Ребенок правильно употребляет существительные с предлогами,согласовывает их с прилагательными в числе, роде и падеже.
Трехлетка знает и называет свое имя и возраст; использует такие слова, как: “спасибо”, “пожалуйста”, “здравствуйте”, “до свидания”.
Детям в этом возрасте нравится повторять за взрослым наизусть стихи и куплеты песен, небольшие отрывки из сказок.
Они понимают короткие рассказы без опоры на картинки. А по картинкам могут рассказать, что на них изображено.
Ребята 3-4 лет узнают отрывки из знакомых произведений.
Они могут инсценировать сказку с помощью кукол или фигурок.
Эмоционально-волевая сфера
В целом, ребенок находится в приподнятом настроении. Он активен и любознателен.
Но в этот возрастной период часто возникают и перепады настроения.
Эмоции зависят от физического состояния ребенка, степени его комфорта. Также перепады возникают во время возрастного кризиса.
Трехлетний ребенок становится целеустремленным и настойчивым, а также, временами, упрямым и деспотичным.
Игровая деятельность
Игра — основной вид деятельности в этом возрасте.
Дети играют в простые сюжетно-ролевые игры с предметами — заменителями.
На первых порах может быть нужно, чтобы взрослый показал, научил, как можно “заменить” игровой предмет.
Также детям в 3-4 года нравится играть с более старшими детьми. Они начинают учиться играть по правилам.
У детей в этом возрасте обычно есть любимые игрушки и игры.
Игры и игрушки для детей 3-4 лет
Ребенку 3-4 лет необходимы игрушки, которые помогут ему в развитии речи, а также физических, умственных и творческих способностей.
В целом, стоит подобрать такие игрушки:
- для активного отдыха: самокаты, кегли, скакалки, мячи, коврики для танцев и т.д.;
- для развития слуха: музыкальные инструменты, интерактивные книги, говорящие игрушки;
- для спокойных игр: пазлы, лото, мозаика, шнуровки;
- для творчества: краски, мольберты, карандаши, пластилин, цветная бумага, детские ножницы и т.д.;
- для сюжетно-ролевых игр: игрушечная мебель, набор доктора или полицейского, машина, в которую можно сесть и т.д.;
- для мальчиков: набор инструментов, солдатики, роботы, радиоуправляемые игрушки;
- для девочек: куклы, детская кухня или парикмахерская, коляски, посуда;
- для развития интеллекта: настольно-печатные игры типа: “Собери фигуры”, “Где чей домик?”, “Сравни”, “Где половинка?” и т.д.
Коммуникативная сфера
Трехлетнему ребенку нравится общаться с окружающими. Чаще всего это происходит на уровне поручений от взрослого (спроси, предложи и т.д.).
Дети с удовольствием играют со сверстниками. Это нужно им, скорее, для того, чтобы показать себя и свои игрушки, и чтобы в игре был напарник. Например, затем, чтобы убежать от него или подползти к нему и т.п.
При этом ребята часто ссорятся из-за игрушек.
Трудности возраста
3 года — возраст, когда возникает серьезный скачок в развитии психики ребенка.
Он начинает осознавать себя как отдельную личность, со своими желаниями и возможностями.
При этом ребенок становится строптивым, упрямым и непослушным. Он хочет все делать сам, но часто не может справится без помощи взрослых.
Эти признаки говорят, что наступает кризис 3 лет.
Психологи считают, что возраст возникновения кризиса — условный. Он может начаться как в 2,5, так и в 3,5 года. Часто этот период совпадает с началом привыкания к детскому саду.
У кризиса 3 лет такие симптомы:
- негативизм. Ребенок стремится делать все наперекор родителям, иногда даже вопреки своим желаниям. Например, он может отказаться идти гулять на любимую площадку.
- упрямство. Ребенок во что бы то ни стало стремится настоять на своем. К примеру, надеть шапку жарким летним днем.
- строптивость. Трехлетка недоволен всем тем, что взрослые предлагают ему сделать. Поэтому на все родительские требования он говорит твердое: “Нет!”.
- своеволие. К примеру, ребенок отчаянно борется за право самому завязать шнурки, которые пока не умеет завязывать.
- бунтарство. Некоторые дети могут проявлять агрессию, прогонять окружающих, бросать игрушки.
- обесценивание. Ребята отказывается играть с любимыми игрушками или обзывают любимых людей.
- деспотичность. Дети требуют постоянного внимания к себе и выполнения только их желаний.
В этот непростой период ребенок становится ранимым и раздражительным. Ему весьма необходимы поддержка и внимание взрослого, а также тактильный контакт с ним.
Важно помнить, что кризис 3 лет — это нормальный этап взросления. Ребенку необходимо его пройти, чтобы обрести уверенность в себе и самостоятельность.
Благоприятное развитие: советы для родителей
В 3-4 года ребенку важно, чтобы с ним общались на равных, как с маленьким взрослым.
Его самооценка формируется под влиянием и оценкой родителей. Необходимо, чтобы ребенок понимал: даже если он совершил плохой поступок, для мамы и папы он все равно остается хорошим и любимым.
Нужно поощрять самостоятельность ребенка, не пресекать его инициативу.
Не надо критиковать пока еще неумелые действия ребенка. Ему важно чувствовать, что взрослый верит в него.
Во время кризиса родителям нужно сохранять спокойствие и не идти на поводу у ребенка. Нельзя отказываться от своих неукоснительных требований. Но, в то же время, можно уступить чаду в не самых принципиальных вопросах, чтобы он почувствовал, что с ним считаются.
Нужно, чтобы ребенок понимал различие между понятиями “можно”, “нужно” и “нельзя”.
В 3-4 года человеку нужно часто бывать на свежем воздухе и играть в подвижные игры. Не надо ограничивать его двигательную активность.
Нужно как можно чаще обогащать словарный запас ребенка, знакомить с новыми предметами, явлениями, обучать новым навыкам.
Надо стараться почаще беседовать с трехлеткой, объяснять чувства и эмоции его и окружающих, а также рассказывать о последствиях его поведения.
Ребенку важно общаться со сверстниками, заниматься в кружках, самостоятельно выполнять посильную домашнюю работу и обслуживать себя.
Возраст 3-4 года — непростой и очень важный период для развития психики ребенка. У него активно развиваются речь, мышление, воображение. Ребенок становится более общительным. В то же время он учится отделять себя от родителей и стремится, чтобы с ним считались, как со взрослым. Родителям важно оказывать поддержку своему чаду и предоставлять условия для благоприятного развития его психики.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Источник
Вашему малышу исполнилось три года, день за днем он незаметно подрастал и теперь он не тот маленький беззащитный человечек, он уже самостоятельная личность со своим характером и особенностями. За этот год малыш заметно подрос, овладел новыми навыками и умениями, стал ловким, активным и любознательным.
Физическое развитие ребенка в 3 года
Ваш малыш всё больше начинает походить на взрослого человека. Активно идет формирование и рост опорно-двигательного аппарата, совершенствуется мелкая моторика пальцев рук и мимическая мускулатура.
В конце второго года можно оценить темпы прибавки веса и увеличения длины тела.
Так показатель необходимой массы тела в среднем рассчитывают по формуле:
10,5 кг (средняя масса тела ребенка в 1 год) + 2 х N;
где N — возраст ребенка в годах (не лет, которые прожиты после первого года жизни, а именно фактический возраст ребенка).
Длина тела до 4 лет в среднем увеличивается по 8 см ежегодно.
Согласно центильным таблицам распределения массы и длины тела у детей, средними показателями считаются:
Средняя масса тела ребенка в 3 года
- Мальчики — 13,6 — 16 кг;
- Девочки — 13,3 — 15,4 кг.
Средние показатели длины тела ребенка в 3 года
- Мальчики — 92,0 — 100 см;
- Девочки — 92,0 — 98,5 см.
Нервно-психическое развитие ребенка в 3 года
Ребенку трех лет нравятся как активные игры, так и развивающие занятия. Малыш с удовольствием играет в подвижные игры, но в то же время по долгу может возиться с игрушкой, которая привлекла его внимание, играть в сюжетные игры, рассматривать картинки и слушать сказки.
Двигательное развитие ребенка в 3 года
В три года ребенок способен освоит довольно сложные навыки, такие как езда на трехколесном велосипеде, катание на качелях, на санках. К трем годам многие малыши уже не боятся плавать. Ребенок хорошо умеет перепрыгивать через препятствия, ходит по наклонной плоскости, прыгает в длину с места на двух ногах, может спрыгнуть с небольшой высоты. В этом возрасте дети могут выполнять одновременно два действия (например топнуть и хлопнуть, прыгнуть и поднять руки в стороны).
С легкостью ребенок бросает, катает, ловит мяч.
Может выполнять все знакомые движения по команде и повторяет их за взрослыми.
Познавательное развитие ребенка в 3 года
- В три года ребенок должен знать и называть правильно четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов.
- В этом возрасте малыш умеет собирать последовательно (то есть от меньшего к большему) колпачки, пирамидку, формочки, матрешку из 4-6 составляющих.
- Способен подобрать по образцу геометрические фигуры, также может подобрать соответствующие фигуры по форе отверстия в развивающем пособии (игре). Может назвать знакомые геометрические фигуры.
- Собирает пирамидку из 10 колец (по размеру, например, по убыванию, по цвету, по форме).
- Различает предметы по величине — маленький, средний, большой.
- Может отличить предмет по фактуре — мягкий, твердый.
- Совершенствуются навыки рисования, так малыш может к рисунку взрослого дорисовать недостающие детали- например, листик к ветке, стебелек к цветку, дым к паровозу.
- Пытается закрашивать, рисует овалы, кружочки, проводит линии.
- Во время рисования малыш может подражать письму взрослого.
- Во время лепки может отщипнуть кусочек пластилина, раскатать его в ладонях, соединяет части. Пытается лепить несложные формы — колбаску, шарик, бублик и другие.
Социально-эмоциональное развитие ребенка в 3 года
В этом возрасте для ребенка очень важно чтобы его ценили и хвалили. Малыш хочет быть хорошим, ждем одобрения и похвалы со стороны взрослого.
Всё ярче проявляется самостоятельность и независимость.
Радуется если смог выполнить задуманное, испытывает чувство гордости за себя, за родителей.
Во всем стремиться быть лучшим и первым.
В три года малыши очень любознательны и любопытны.
Совершенствуется долговременная память.
Способен проявлять эмоциональную сдержанность, спокойно слушает и выполняет просьбу взрослого.
Может обидится за наказание, переживает, если за что-то ругают.
Трехлетний малыш способен испытывать чувство стыда, ревности, страха.
Может выражать свои чувства не только речью, но и мимикой, тоном, жестами, взглядом, позой.
Ребенок начинает сопереживать персонажам, эмоционально отзывчив.
Многие малыши подпевают и танцуют.
Умеет отличить красивое от некрасивого, хорошее от плохого.
Получает удовольствие от общения со сверстниками. Возникает интерес к совместным играм.
Выражает симпатию к некоторым детям и взрослым.
Речевое развитие ребенка в 3 года
К этому возрасту ребенок умеет строит сложные предложения. В общении использует как простые, так и более сложные оформленные фразы. Выражает с помощью речи свои чувства, желания, эмоции.
В три года некоторые малыши начинают изменять слова по числам и падежам.
Задает много вопросов. С легкостью повторяет за взрослым незнакомые слова и фразы.
Хорошо запоминает и рассказывает стихи, песенки.
Любит вступать в диалог, как с детьми, так и со взрослыми. Отвечает на вопросы.
Может по картинке назвать знакомых животных, растения, предметы одежды, быта и др. Может по картинке рассказать знакомую сказку.
В игре может говорить за себя и за вымышленного персонажа (куклу, зайчика и др.).
Переходит к местоимения «Я», перестает говорить о себе в третье лице.
Бытовые навыки ребенка в 3 года
- Умеет самостоятельно одевать простые вещи своего гардероба.
- Самостоятельно раздевается, с небольшой помощью взрослого. Может застегнуть несколько пуговиц.
- В три года ребенок может выполнить поручение из 2-3 действий.
- Моет руки с мылом, умывается, вытирается полотенцем.
- Может сложить одежду в шкаф.
- Умеет пользоваться носовым платком.
- Контролирует свои физиологические потребности.
- Самостоятельно есть и пьет, пользуется салфеткой.
- Вытирает ноги перед входом.
Уход за ребенком в три года
Режим ребенка в три года остается прежним — четырех разовое питание, дневной сон (или отдых) не меньше 1 часа, ночной сон — около 10 часов, регулярные прогулки на свежем воздухе.
Обязательно уделяйте внимание как личной гигиене, так и чистоте в комнате.
В три года малыш пытается самостоятельно чистить зубы, под присмотром взрослых. Позволяйте ему это делать, при этом периодически показывайте как нужно правильно двигать щеткой. Особое внимание следует уделить углублениям между зубами, так как именно там остается больше всего частичек пищи и накапливается зубной налет.
Зубы ребенку следует чистить 2 раза в день: утром — после завтрака и вечером — после ужина. В течение для, после каждого приема пищи (особенно сладкого) приучайте ребенка полоскать рот.
В этом возрасте, практически все дети, любят купаться. В теплое время года можно купать ребенка хоть каждый день. В холодное время года не реже 1 раза в неделю.
Для купания ребенка лучше использовать специальные детские средства. Во время купания очень удобно проверять кожные покровы на наличие ссадин, синяков или высыпаний.
Приучайте ребенка пользоваться только своими предметами гигиены (полотенце, мочалка, зубная щетка, расческа и другие).
Не забывайте подстригать ногти ребенка — делайте это по мере отрастания ногтей.
Следите за волосами малыша, вовремя подстригайте, так как, например, длинная челка может мешать ребенку.
Если вы решили отвести ребенка в сад, хотя бы некоторое время перед этим походите вместе с ним в группы раннего развития – ради того, чтобы расставание с вами не было таким резким.
Облегчить период адаптации ребенка к детскому саду поможет соблюдение режима дня.
Заранее узнайте какой распорядок дня в детском саду (в который будет ходить ребенок) и старайтесь его придерживаться.
Питание ребенка трех лет
Питание ребенка в три года должно быть регулярным, лучше если основные приемы пищи каждый день будут в одно и то же время.
Меню трехлетнего ребенка становиться более разнообразным и постепенно приближается к рациону взрослого. Но ребенку, по прежнему, не рекомендуется давать жирные и острые блюда, а также различные консервы, чипсы, сладкие газированные напитки.
В рационе ребенка должны быть молочные и кисломолочные продукты, свежие фрукты, овощи, продукты содержание животные белки.
Режим питания ребенка в 3 года — 3-4-х разовое питание.
Потребность в килокалориях — не более 1600 ккал/сутки.
Распределение пищи в течение дня:
Завтрак — 25%;
Обед — 35-40%;
Полдник — 10-15%
Ужин — 25%.
В три года ребенок может пить практически любые напитки (кроме кофе). Это может быть чай, соки (желательно свежевыжатые), кисель, компоты из свежих фруктов и из сухофруктов, морс, молоко, кефир.
Необходимые обследования в 3 года
В три года ребенку проводится углубленный медицинский осмотр, особенно если он идет в детский сад.
Медицинский осмотр в три года включает в себя:
- Осмотр педиатра, невролога, окулиста, ЛОР-врача, хирурга-ортопеда, дерматолога, логопеда, стоматолога;
- Лабораторное обследование — клинический анализ крови, мочи, копроскопию, исследование соскоба на энтеробиоз (или кал на яйца гельминтов).
Если ребенок прививается согласно национальному календарю прививок, то в три года ни какие плановые вакцинации не проводятся.
Какие игрушки подходят в данном возрасте?
В этом возрасте дети отдают предпочтение более сложным и функциональным игрушкам.
Игрушки для двигательного развития — мячи, гимнастические палки, игрушки для подтягивания, велосипед, круг для плавания, кегли и другие.
Для развития конструкторских способностей — игрушки состоящие из геометрических фигур, открывающиеся и закрывающиеся игрушки, кубики, пирамидки, лего с крупными деталями, формочки для песка и другие.
Дидактические игрушки — книги-раскладки, лото или домина с картинками, книги с выразительными иллюстрациями, настольные игры с картинками, настенные календари и плакаты с полезной информацией (животные, растения, цифры, времена года).
Игрушки для ролевых и сюжетных игр — наборы доктора, пожарного, парикмахера, строителя, учителя магазин, набор детской посуды, игрушечные овощи, фрукты, машинки, домики, куклы, животные и другие.
Наборы для творчества — карандаши, цветные мелки, пластилин, глина, игры со шнуровкой, наборы цветной бумаги, наклейки, акварельные краски.
Не смотря на то, что ребенок уже большой, старайтесь уделять ему время. Играйте и занимайтесь вместе с ним. Чаще хвалите за старания и тогда его успехи не заставят себя ждать.
ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:
Источник