Нервно психическое развитие ребенка таблица

Нервно психическое развитие ребенка таблица thumbnail

Таблицы по педиатрии
скачать (3208.6 kb.)

Доступные файлы (8):

2-НПР.doc

кафедра пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии

Критерии нервно–психического развития детей раннего возраста

ВозрастА зр.А сл.ЭмоцииДоДрРаРпНавыкиВоспитание
1 мес. Фиксирует взгляд на ярких предметах, плавно следит за движущимся предметом Прислушивается к голосу взрослого, к звуку игрушки Первая улыбка в ответ на разговор взрослого Пытается поднять и удерживать голову лежа на животе * * * * Выкладывать на живот между кормлениями до появления признаков усталости. Игрушки подвешивать на 50–70см
2 мес. Длительно следит глазами за двигающимся предметом. Рассматривает неподвижный предмет Ищет источник длительного звука поворотом головы Быстро отвечает улыбкой при общении Хорошо держит голову лежа на животе * Гортанные звуки * * Передвигать игрушки, разговаривать с ребенком
3 мес. Зрительное сосредоточение на неподвижном предмете в вертикальном положении Поворачивает голову в сторону голоса взрослого Комплекс «оживления» в ответ на общение Опирается на предплечья лежа на животе высоко подняв голову. Хорошо держит голову в вертикальном положении Случайно наталкивается рукой на подвешенную игрушку Гуление * * Подвешивание игрушки на вытянутую руку
4 мес. Узнаёт мать, радуется при её виде Находит глазами невидимый источник звука Громко смеется при общении со взрослым Поворачивается со спины на живот. Упирается полусогнутыми ногами о твердую поверхность (с 3–х мес.) Захватывает низко висящую над грудью игрушку Гуление. * При кормлении придерживает грудь матери или бутылочку Помощь ребенку в развитии захватывающих движений
5 мес. Различает близких от чужих Узнает голос матери.

Различает строгий и ласковый тон

* Долго лежит на животе, опираясь на ладони вытянутых рук, переворачивается со спины на живот, ровно устойчиво стоит при поддержке под мышки Берет игрушку из рук взрослого Подолгу певуче гулит * то же Матери необходимо разговаривать с ребенком лицо в лицо
6 мес. * По разному реагирует на своё и чужое имя* Переворачивается с живота на спину, передвигается, переставляя ручки или подползая Перекладывает в руках игрушку, берет еe из разных положений Произносит отдельные слоги * Ест пищу с ложки, снимая её губами Необходимо кормить с ложки, разговаривать, разнообразить игрушки

7 мес.

* * *Хорошо ползает в различном направлении Стучит, размахивает игрушкой, перекладывает, бросает ее Лепет. Повторно произносит слоги На вопрос “где?” находит взглядом предмет на постоянном месте: например, часы, куклу Хорошо ест с ложки, пьет из чашки, которую держит взрослый Игрушки должны быть звучащими. Кормить необходимо с ложки, поить с чашки
8 мес. * * * Сам садится сидит и ложится, держась за барьер сам встает, стоит и опускается, переступает Простое подражание в игре: стучит, катает Громко, четко и повторно произносит слоги. Находит 2–3 предмета, выполняет разученные ранее действия, например, “ладушки”, “дай ручку” Сам держит и ест корочку хлеба Необходимо разговаривать, играя с ребенком
9 мес. * Под музыку совершает плясовые движения * Ходит, держась за опору Игрушками занимается долго и разнообразно. С предметами действует в зависимости от их свойств Подражая взрослому, повторяет слоги, которые уже есть в его лепете Находит предмет, независимо от его местонахождения. Знает свое имя Пьет из чашки, держа руками, спокойно садится на горшок Разговаривать и обучать игре с игрушками, высаживать на горшок
10 мес. * * * Идет вперед при поддержке за обе руки, способен влезть на низкую поверхность и сойтиСамостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные действия с предметами Повторяет за взрослыми новые слоги По просьбе “дай?” находит и дает знакомые предметы, выполняет разученные действия и движения Закрепляются умения, приобретенные в 9 месяцев Закрепление навыков, приобретенных ранее.
11 мес. * * * Самостоятельно стоит, делает первые шаги Накладывает кубик на кубик, правильно собирает пирамидку Произносит первые упрощенные слова “кис–кис”, “ав–ав” Первые обобщения: куклы, кубики, мячи То же Ребенку необходим максимум о6щения.
12мес. Узнает знакомого взрослого на фотографии * * Ходит самостоятельно Выполняет действия, заученные ранее, играя с игрушками. Начало сложной игры: водит, кормит куклу Произносит до 6–10 облегченных слов, повторяет новые слова Понимает без показа названия нескольких предметов, понимает слово нельзя, выполняет отдельные поручения Сам пьет из чашки То же

Примечание: * – нет критериев оценки

^

ВозрастРазвитие речиСенсорное развитие^

с предметами

ДвиженияНавыки
понимание речиактивная речь
1 год 1 мес. –

1 год 3 мес.

Запас понимаемых слов быстро расширяется Пользуется лепетом и отдельными словами в момент двигательной активности, удивления и радости Ориентируется в 2 контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см Воспроизводит в игpe действия с предметами, ранее изученными. Кормит куклу, нанизывает кольцa на стержень Ходит длительно не присаживаясь, меняет положения (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится) Самостоятельно ест густую пищу ложкой
1 год 4 мес. –

1 год 6 мес.

Отбирает предмет по существенным признакам (2 одинаковых по значению, но разных по цвету или величине) Словами, облегченными (“би–би”) и произнесенными правильно (машина), называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности Ориентируется в 4 контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма) Отображает в игре отдельные наблюдательные действия Перешагивает через препятствие приставным шагом Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой
1 год 7 мес.

1 год 9 мес.

Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого Во время игры словами и 2 словными предложениями обозначает свои действия Ориентируется в 3 контрастных величинах предметов (типа кубиков) с разницей

в 3 см

Воспроизводит несложные сюжетные постройки перекрытия типа “ворот’, “скамейки”, “дома” Перешагивает приставным шагом 3 палки на расстоянии 18–20 см, перешагивает через палку или веревку, приподнятую от земли на 5 см. Ходит по поверхности шириной 15–20 м, на высоте 15–20 см от пола Частично снимает одежду с небольшой помощью взрослого (трусы, ботинки, шапку)
1 год 10 мес. –

2 года

Понимает рассказ 6eз показа о событиях, бывших в опыте ребенка При общении со взрослыми пользуется 3–сложными предложениями употребляя прилагательные и местоимения Подбирает по образцу и слову 3 контрастных цвета В игре воспроизводит ряд логически связанных и последовательных действий (начало сюжетной игры) Перешагивает чередующимся шагом 3 палки (расстояние между ними 18 – 20 см), перешагивает через палку или веревку, приподнятую от земли на 10см Частично надевает одежду (ботинки, шапку)
Читайте также:  Дневник развития ребенка 2 года онлайн

^

ВозрастАктивная речьСенсорное развитиеСюжетная

игра

НавыкиДвижения
ГрамматикаВопросы Восприятие цветаВ одеванииВ кормлении
2 года –

2 г. 6 мес.

Говорит многословными предложениями (более 3 слов) «где?»,

«куда?»

Подбирает по образцу разнообразные предметы 4 основных цветов Игра носит сюжетный характер. Ребенок отражает взаимосвязь и последовательность действий (2–3) Полностью одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы, завязывать шнурки Ест аккуратноПерешагивает через палку, приподнятую от земли на 15 см, ходит по горизонтальной поверхности шириной 15–20 см на высоте от пола 20–28 см
2 года

7 мес –

3 года

Начинает употреблять сложные придаточные предложения «когда?»

«почему?»

Называет 4 основных цвета Появляются элементы ролевой игры Одевается самостоятельно, может застегивать пуговицы, завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого Пользуется салфеткой по мере надобности без напоминания Перешагивает через палку, приподнятую от земли на 20 см, ходит по горизонтальной поверхности шириной 15–20 см на высоте от пола 30–36 см

^

НЕРВНО – ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 4 – 6 ЛЕТ

Показатели

развития

Соответствует нормеС отклонениями
4 г о д а
I. Мышление и речь.
^
Умеет группировать предметы по классам: мебель, посуда, одежда, животные, птица и др.Группирует предметы по несущественному признаку: например, по цвету
^
Специальные

Задания

Общая: умеет подпрыгивать одновременно на двух ногах, на месте и продвигаясь вперед. Тонкая: всегда или иногда застегивает пуговицы самостоятельно. Всегда или иногда самостоятельно завязывает шнуркиНе умеет подпрыгивать на месте и, продвигаясь вперед, отталкивается одной ногой или не отрывается от пола. Никогда не застегивает пуговицы и не завязывает шнурки самостоятельно
Ш. Внимание и память.

Специальные

Задания

Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно, или медленно после многих повторений, но в целом успешноРассеян, невнимателен, часто «отключается». С трудом и непрочно запоминает стихи
IV. Социальные контакты.

Наблюдение,

опрос.

Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игрыЧасто ссорится с детьми, обижается, дерется. Избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе
V. Психическое здоровье

(опрос)

Без отклоненийНаличие отклонений соматовегетативного, эмоционального, психомоторного характера
5 л е т
1. Мышление и речь.

Специальные

задания

Умеет составить по картинке

рассказ из нескольких предложений. Правильно отвечает

на вопрос, как герой подал в данную ситуацию

Составляя рассказ, не может ответить на вопрос, как герой попал в данную ситуацию. Не понимает смысла картинки, перечисляя действия героя вместо пересказа сюжета
2.Моторика.

Специальные

задания

Умеет прыгать на месте на одной ноге и продвигаясь вперед. Одевается и раздевается полностью самостоятельно всегда или почти всегдаНе умеет прыгать на одной ноге. Никогда полностью не одевается и не раздевается самостоятельно или делает это очень редко
3.Внимание и

память.

Специальные

задания

Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту,

запоминает быстро, прочно или медленно, после многих

повторения, но, в целом, успешно

Рассеян, невнимателен, часто отвлекается, отключается. С трудом и непрочно запоминает стихи
4.Социальные

контакты

Наблюдение,

опрос.

Умеет играть с другими детьми, не

ссорясь, соблюдая правила игры

Часто ссорится с детьми, обижается, дерется. Избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе

  1. Психическое здоровье

(опрос)

Без отклоненийНаличие отклонений соматовегетативного, эмоционального, психомоторного характера
6 л е т
1.Мышление и речь.

Специальные

задания

Умеет составить по картинке

рассказ и с развитием сюжета,

отразив в нем события прошлого, настоящего и будущего

При рассказе сюжета не может ответить на вопрос, как герой попал в данную ситуацию, чем все завершится
2. Моторика.

Специальные

задания

Общая: умеет прыгать в длину с места с результатом не менее 70 см. Ручная: умеет аккуратно закрасить круг диаметром 2 см не более чем за 70 сек.Не умеет прыгать в длину с места или показывает результат менее 70 см. Неаккуратно закрашивает круг (часто и грубо пересекает линию, много больших пробелов) или тратит на это более 70 сек.
3.Внимаиие и

память.

Специальные

задания.

Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешноРассеян, невнимателен, часто отвлекается, “отключается”. С трудом и непрочно запоминает стихи
4.Социальные

контакты.

Наблюдение, опрос

Умеет играть с другими детьми, не ссорясь, соблюдая правила игрыЧасто ссорится с детьми, обижается, дерется. Избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе
5.Психическое

здоровье

(опрос)

Без отклоненийНаличие отклонений соматовегетативного, эмоционального, психомоторного характера

Скачать файл (3208.6 kb.)

Источник

нормы развития ребенка до года по месяцамПредлагается простой и понятный алгоритм оценки нервно психического развития ребенка по месяцам до 1 года и соответствие выявленных признаков средней возрастной норме.

Такие сведения помогут своевременно выявить задержку психомоторного и речевого развития детей, принять меры по коррекции выявленных нарушений совместно с врачом-педиатром, неврологом, а также при участии детского психолога и логопеда.

Нормы развития детей по месяцам до года

Оценка развития в 1 месяц

  • Активные движения ручками и ножками лежа на спине. Малыш в течение нескольких секунд удерживает голову, если его взяли на руки и держат в вертикальном положении, прижимая к себе.
  • Пытается приподнять голову из положения лежа на животе
  • Хорошо глотает жидкую пищу, не поперхивается
  • Фиксирует взгляд на неподвижном предмете и следит за двигающимся, может появиться первая улыбка
  • Реагирует на звук игрушки, голос взрослого, может издавать отдельные звуки – а-аа, е-ее

Нервно психическое развитие ребенка до года в 2 месяца

  • Поворачивает голову лежа на спине, хорошо держит голову лежа на животе и в вертикальном положении, трясет игрушкой, вложенной в руку
  • Открывает рот, увидев бутылочку, пьет с ложечки
  • Внимательно рассматривает лицо человека, различает голос матери и реагирует на него двигательным оживлением, улыбкой
  • Гулит – могут появляться звуки – г-у, бу-у и другие

НПР в 3 месяца

  • Длительно удерживает голову в вертикальном положении и лежа на животе (может приподнимать туловище с опорой на предплечья)
  • Внимательно рассматривает висящие низко игрушки, пытается схватить их, а вложенный в руку предмет тянет в рот
  • Оживляется при виде матери – двигает ручками и ножками, улыбается, гулит, может смеяться
  • Произносит гласные звуки г-у, ш-и, бу-у, эы и другие, как самопроизвольно, так и в ответ на обращение к нему

Показатели в 4 месяца

  • При нормальном  развитии ребенка  иногда уже в 4 мес. удается поворот со спины на живот, малыш может сидеть при поддержке за обе ручки
  • Выражен комплекс оживления при появлении знакомых лиц (активные движения, улыбка, громкий смех)
  • Хорошо захватывает игрушки, при приеме пищи придерживает рукой грудь матери, бутылочку
  • Поворачивается при обращении к нему, гулит, произнося протяжные гласные и согласные звуки – ле-ее-лы-аль-аы и другие

Психомоторное развитие детей до года в 5 месяцев

  • Самостоятельно переворачивается со спины на живот, в положении на животе высоко поднимает голову, опираясь на выпрямленные ручки. Может кратковременно стоять при поддержке за обе руки
  • Различает знакомых и незнакомых людей, интонацию голоса
  • Играет с игрушками в воде, принимая ванну, пытается удержать движущийся предмет
  • Громко смеется, подолгу гулит
  • Ест пищу с ложки (как жидкую, так и густую), хорошо глотает

Нормы развития ребенка в 6 месяцев

  • Становится доступным самостоятельное переворачивание с живота на спину, ребенок в 6 мес. уже зачастую может сидеть без поддержки, пытается ползать
  • Хорошо захватывает и держит в одной руке игрушку, может поднять предмет, если тот выпал из рук, переложить его из руки в руку
  • При кормлении охотно ест густую пищу с ложки, активно снимает еду губами, может пить из чашки, которую поддерживают родители
  • Появляется лепетная речь – произносит звуки «мм-м», иногда  отдельные слоги: «ба», «да-да-да» и некоторые другие

В 7 месяцев

  • Нервно-психическое развитие детей до года в 7 мес. переходит на новый уровень: ребенок уже не хочет подолгу лежать и начинает садиться с помощью взрослого, ползать, поднимается на четвереньки и даже пытается стоять, держась за барьер кроватки, манежа
  • При назывании хорошо знакомого предмета ищет взглядом его обычное местоположение
  • В лепетной речи все чаще появляются слоги «ба», «ма», многократно повторяемые нараспев
  • Появляются эмоциональные реакции при появлении знакомых (улыбается, смеется при виде мамы, обнимает ее) и незнакомых людей (может кричать, отворачиваться, хмуриться)
  • Самостоятельно держит в руке печенье, откусывает и жует

В 8 месяцев

  • Без посторонней помощи садится, уверенно сидит, ложится. Может самостоятельно встать, опираясь на стенку манежа, кроватки
  • Помнит названия распространенных предметов и при произношении находит их взглядом
  • Выполняет хорошо знакомые движения, если об этом попросит взрослый («пока-пока», «ладушки» и другие)
  • Уверенно произносит слоги «ма», «ба», «па», иногда появляется и первое слово «мама»

Нервно-психическое развитие ребенка до года в 9 мес.

  • Достаточно хорошо ползает, в том числе на четвереньках, при поддержке за руки стоит и делает первые шаги
  • Учится самостоятельно пить из чашки, удерживая ее двумя руками вместе с родителем
  • Подражает звукам и словам, произнесенным взрослым – пытается покашлять, цокает, причмокивает, произносит знакомые слоги
  • Повторяет движения матери, отца – стучит игрушкой, поднимает ручки, пытается выполнить плясовые движения
  • Знает, как его зовут и оборачивается, когда называют его имя

В 10 месяцев

  • Продолжается психомоторное развитие детей до года: ребенок в 10 мес.  иногда уже начинает ходить с поддержкой, может стоять самостоятельно несколько секунд
  • Если малыша попросить выполнить хорошо знакомое действие, он с удовольствием делает это – вынимает кубик из коробки, открывает дверцу, находит названную игрушку и подает ее взрослому
  • Различает предметы и начинает их называть разными слогами (собака – «ав», корова – «му» и тому подобное), расширяется запас слов – мама, папа, дядя, баба, ам-ам
  • Берет чашку и удерживает ее двумя руками, может держать ложку за ручку

Нормы развития ребенка в 11 месяцев

  • Ходит с поддержкой за одну руку, хорошо стоит без посторонней помощи, самостоятельно делает первые шаги
  • Появляются первые обобщения  – при просьбе подать мячик или куклу подает соответственно все мячи (куклы)
  • Ставит кубик на кубик, может снять со стержня и надеть на него кольцо с большим отверстием
  • Знает несколько простых слов, появляются обозначения действий – «На», «Дай» и т.п.
  • Учится самостоятельно брать пищу ложкой, ест твердую пищу

Развитие детей к 12 месяцам

  • Ребенок к 1 году часто самостоятельно ходит без поддержки
  • Сам удерживает чашку с водой и пьет из нее
  • Понимает и выполняет просьбы взрослого – «подай мячик», «принеси машинку», «покажи ножку», «отдай» и т.д.
  • Знает и произносит 5-10 простых слов

Примерно в такой последовательности обычно проходит нервно психическое развитие ребенка по месяцам до 1 года. Приведенные данные являются ориентировочными, и отсутствие какого-либо пункта у вашего малыша ни в коем случае не свидетельствует об отставании психомоторного развития ребенка. Каждый малыш индивидуален и одни навыки у него могут появиться раньше, чем у сверстника, а другие – на 1-2-3 месяца позже. Главное, чтобы ребенок был активным, подвижным, любознательным, не было заторможенности или постоянного беспокойства, апатии и безразличия к окружающим предметам и явлениям.

В этой статье мы рассмотрели по месяцам нормальное нервно-психическое развитие детей до года. В других  статьях я продолжу рассказ о средних показателях нормального развития ребенка в возрасте от 1 до 3 лет, с 3 до 6 лет.

Источник

Читайте также:  Реферат развитие игровой деятельности ребенка