Нервно психическое развитие ребенка с 1 года до 3 лет

Нервно психическое развитие ребенка с 1 года до 3 лет thumbnail

В этом возрасте совершенствуются двигательные навыки, речь и психика; продолжается активный рост. Уменьшаются темпы физиологического развития, но увеличивается мышечная масса, формируется лимфоидная ткань, расширяются двигательные возможности, усложняются психологические навыки ребенка, совершенствуется моторная деятельность, ребенок начинает рисовать, различать цвета.

В этот период начинают формироваться социальные связи. Трёхлетний ребенок это личность. Для него характерен – эгоцентризм. Амбиции должны быть, из них вырастают личности. Они любознательны, нет предела любознательности (почемучки). Нельзя сюсюкаться.

Таблица 1 Показатели НПР (двигательные навыки, речь и психика) детей с 1 года до 3-х лет

Возраст ребёнка

Двигательные

навыки

Общение с окружающими, развитие и

понимание речи

Ощущение формы и цвета предметов

1 год

3 месяца

Долго ходит самостоятельно, меняет позу (поворачивается, на-клоняется, садится): воспроизводит простые действия (например, кормит куклу); самостоятельно ест ложкой густую пищу.

Называет отдельные предметы, упрощая их произношение (машина – «би-би», собака – «ав-ав» и т.д.); понимает названия многих окружающих предметов; сообщает о желаниях и потребностях: держится рядом с родителями

Различает 2 разных по величине предмета (например, 2 мяча)

1 год

6 месяцев

Перешагивает через небольшое, лежащее на полу препятствие (например, палку); повторяет часто наблюдаемые действия; самостоятельно ест ложкой жидкую пищу, учится бегать

Называет заинтересовавший его предмет; находя среди нескольких предметов одинаковые по значению; знает около 10 слов

Среди 3-4 предметов разной формы показывает одинаковый по форме с образцом

1 год

9 месяцев

Может ходить по поверхности шириной 15-20 см и приподнятой над полом на 15-20 см (например, сиденье скамейки); составляет из 3-4 кубиков простые конструкции; может раздеваться с помощью взрослого

В общении использует предложения из 2 слов; отвечает на вопросы по содержанию картинки в книге

Различает 3 разных по величине предмета

2 года

Хорошо бегает, воспроизводит несколько логически связанных действий (например, моет куклу и затем вытирает ее); может одеваться с помощью взрослого; складывает пирамиду из 6 кубиков

В общении использует предложения, содержащие до 3 слов, понимает короткий рассказ, слушает чтение книг, особенно ярко иллюстрированных

Находит предмет названного или показанного цвета

2 года

6 месяцев

Приставным шагом перешагивает через несколько небольших препятствий; одевается самостоятельно, может застегивать пуговицы и завязывать шнурки; прыгает; складывает пирамиду из 8 кубиков

Строит предложения из 3 и более слов; знает свое имя, говорит о себе «я»; выполняет определенную роль в игре

Подбирает предметы 4 цветов (красный, желтый, зеленый, синий), соответствующие показанному образцу

3 года

Перешагивает через предметы высотой 10-15 см, чередуя шаг: одевается самостоятельно, застегивает пуговицы, завязывает шнурки; катается на трехколесном велосипеде; может стоять на одной ноге; складывает пирамиду из 9 кубиков

В общении использует сложные предложения, словарный запас увеличивается примерно до 1200-1500 слов; может пересказывать небольшие стихотворения; знает свой возраст и пол; считает до трех; играет в простые игры

Называет 4 цвета; красный, желтый, зеленый, синий

Показатели нервно-психического развития (НПР) детей 2-го года жизни

Оценка НПР детей 2-го года жизни осуществляется по следующим показателям:

1 – развитие речи: понимание речи (РП) и активная речь (РА);

2 – сенсорное развитие (С);

3 – игра и действия с предметами (И);

4 – движения (Д);

5 – навыки (Н).

Таблица 2 Показатели НПР 2-го года жизни

Возраст

Понимание речи (Рп)

Активная речь (Ра)

Сенсорное развитие (Ср)

Игра и действия с предметами (Ип)

Движения (Дв)

Навыки (Н)

1 год 3 месяца

Запас понимаемых слов резко расширяется

Пользуется лепетом и отдельными облегченными словами в момент двигательной активности, удивления

Ориентируется в двух контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей граней в 3 см

Воспроизводит в игре действия с предметами, ранее разученные

Ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится)

Самостоятельно ест густую пищу ложкой

1 год 6 месяцев

Обобщает предметы по существенным признакам понимаемой речи (в «конфликтной ситуации»)

Словами облегченными и произнесенными правильно называет предметы и действия при сильной заинтересованности

Ориентируется в 3-4 контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик)

Отображает в игре отдельные, часто наблюдаемые действия

Перешагивает через препятствия (брусочки) приставным шагом

Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой

1 год 9 месяцев

Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы

Во время игры обозначает свои действия словами и двусложными предложениями

Ориентируется в трех контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей граней в 3 см

Воспроизводит сложные сюжетные постройки – перекрытия типа ворот, скамейки

Ходит по ограниченной поверхности шириной 15-20 см, приподнятой над полом на 15-20 см

Частично раздевается с помощью взрослого (снимает шапку, ботинки)

2 года

Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослых

Пользуется трёхсловными предложениями, употребляя прилагательные, местоимения.

Подбирает по образу и словам взрослого три контрастных предмета разных цветов

Воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры)

Перешагивает через препятствия чередующимся шагом

Частично надевает одежду (шапку, ботинки)

Показатели НПР детей в возрасте 2-3 лет

Оценка нервно-психического развития детей в возрасте 2-3 лет осуществляется по следующим показателям:

1 – активная речь: грамматика (Г), вопросы (в);

2 – сенсорное развитие: воспроизведение формы (ВФ) и цвета (ВЦ);

3 – игра (И);

4 – конструктивная деятельность (КД);

5 – изобразительная деятельность (Изоб);

6 – навыки в одевании (НО), в кормлении (НК);

7 – движения (Д).

Таблица 3 Показатели НПР детей 3-го года жизни

Возраст

2 года 6 месяцев

3 года

Активная речь

Грамматика (Г)

Говорит многословными предложениями (более трех слов)

Начинает употреблять сложные предложения с придаточными

Вопросы (В)

Появляются вопросы: «Где?», «Куда?»

Появляются вопросы: «Когда?», «Почему?»

Сенсорное развитие

Воспроизведение формы (Ф)

Подбирает по образцу основные геометрические фигуры в разнообразном материале

В своей деятельности использует геометрические фигуры по назначению

Воспроизведение цвета (Цв)

Подбирает по образцу разнообразные предметы четырех основных цветов

Называет четыре основных цвета

Игра (И)

Игра носит сюжетный характер

Появляются элементы ролевой игры

Конструкторская деятельность

Самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их

Появляются сложные сюжетные постройки

Изобразительная деятельность (Изо)

С помощью пластилина, карандаша изображает простые предметы и называет их

Источник

Наряду с физическим развитием у ребенка 1-3 лет активизируются нервно-психические процессы: малыш уже многое понимает, четко выполняет просьбы взрослых, может сам доходчиво объяснить, что он хочет. Одна из основных особенностей психического развития детей от 1 до 3 лет – возрастающий уровень самостоятельности: ребенок непременно все хочет делать сам, и это желание нужно поощрять и стимулировать.

Показатели нервно-психического развития детей в 1-2 года

В процессе нервно-психического развития детей в 1,2 и 3 годов постепенно углубляются его знания, развиваются умственные способности, формируется отношение малыша к окружающему миру, происходит становление личности.

Отдельные психические функции созревают последовательно и поэтапно: на первом этапе — от рождения до 1 года — происходит развитие основных двигательных функций; на втором этапе — от 1 года до 3-х лет — развитие более сложных двигательных возможностей и созревание чувственной сферы.

На этом этапе нервно-психического развития детей 1-2 лет двигательные реакции в процессе своего усложнения и разделения становятся основой для формирования у ребенка психомоторных актов, которые все больше приобретают осознанный характер.

Ребенку исполняется 1 год, и из беспомощного новорожденного он превращается в разумную личность. Малыш вступает в удивительный возраст.

Меняются его вкусы, движения, настроения, поведение, отношение к себе и окружающим.

Include Me shortcode: file not found

Ребенок еще неуверенно стоит на ногах, но ему открывается огромный и такой сложный мир взрослых. Неизбежны падения, ушибы, но в то же время удивительные открытия и радости.

Психическое развитие ребенка в 1 год позволяет ему открывать для себя мир сразу всеми органами чувств. У него развиваются элементарные эстетические чувства, а также познавательные эмоции: чувство удивления, характерное для годовалого ребенка, сменяется любознательностью, что обусловливает появление интереса к различным предметам и многочисленных вопросов.

Читайте также:  Сотрудничество семьи и школы как важный фактор в развитии личности ребенка

Период любопытства и постижения мира очень важен для жизни ребенка, для его последующего развития и становления как личности.

Именно в возрасте от 1 года до 3-х лет начинают оформляться характер малыша, его взаимоотношения с близкими людьми — матерью, отцом, бабушкой, дедушкой, братьями и Астрами. В этот период ребенок начинает проявлять более высокие формы переживания — любовь, страх, гнев. Малыш в этом возрасте нуждается в особой заботе, в тесном общении с близкими людьми.

Главными показателями нервно психического развития детей 1 года являются чрезмерная импульсивность, впечатлительность, склонность к подражанию, причем подражание взрослым в этом возрасте постепенно приобретает не только механический, но и сознательный характер.

Психическое развитие и двигательные навыки малыша также находятся в состоянии развития. В этом возрастном периоде дети понимают гораздо больше (примерно в 5 раз) слов, чем употребляют сами. Поэтому с ними следует больше разговаривать, общаться во время прогулок и игр. На этом этапе развития психики двигательные реакции в процессе своего усложнения и дифференциации становятся основой для формирования у ребенка психомоторных актов.

Возрастной период от года до 3-х лет характеризуется значительным развитием не только физических, но и интеллектуальных и психических возможностей ребенка. Дети в этом возрасте очень восприимчивы к различным как положительным, так и отрицательным влияниям окружающей среды.

Начало этого возрастного этапа характеризуется переходом ребенка из горизонтального положения в вертикальное (он начинает самостоятельно сидеть, ходить), что создает предпосылки для качественного сдвига в его развитии.

Одна из особенностей психического развития ребенка 2 лет – познание мира через овладение речью. Появление речи существенно влияет на формирование других психических функций — познавательной деятельности, эмоциональной сферы и т. д.

Психическое развитие ребенка 1-3 лет характеризуется развитием воли: малыш стремится получить желаемое, появляется настойчивость. Пока волевые качества находятся на стадии становления, для малышей очень велик авторитет взрослых.

Восприятие мира в этом возрастном периоде происходит в основном с помощью зрительного анализатора, при этом преобладает способность к механическому запоминанию всего нового.

На 2-м году жизни малыш становится полноправным членом семьи.

Он начинает дифференцированно подходить к разным ее членам в зависимости от их отношения к нему, от их реакции на одни и те же поступки. Малыш начинает различать так называемую общественную роль каждого члена семьи, знакомится с ролью отца и матери, бабушки и дедушки не по тому, как они относятся друг к другу, а прежде всего по тому, как они относятся к нему.

Уровень психического развития здорового ребенка в 2-3 года

Include Me shortcode: file not found

В ходе психического развития дети 2-3 лет вместе с познанием мира развивает и осознание самого себя. К концу 2-го года жизни это осознание настолько продвигается вперед, что в семье нередко возникают конфликты, принимающие со стороны ребенка форму протестов и приступов упрямства. Он начинает играть то роль «хорошего», то «шалунишки», то «капризного малыша».

Становление функции ходьбы, возможность самостоятельного передвижения резко увеличивают объем получаемой ребенком информации и впечатлений об окружающем мире, расширяют возможности общения с людьми.

Психическое развитие детей 3-го года жизни таково, что в ребенке все больше обнаруживается качеств, свойственных ему как личности. К 3-м годам малыш становится в собственном представлении полноценным партнером всех членов семьи и требует, чтобы к нему соответственно относились. Именно в трехлетием возрасте мальчик заявляет, что «обязательно женится на маме, когда вырастет», а девочка — что «выйдет замуж за папу».

Одна из особенностей психического развития детей 2-3 лет – изменение отношения малыша к окружающему миру. Ребенок формирует свое собственное представление о предназначении мужчины и женщины в этом сложном для него мире.

В возрасте от 2-го года до 3-х лет ребенка интересует то, что он сам для себя открывает. Сделанные самостоятельно открытия важны для малыша гораздо больше, чем то, что ему преподносят родители.

Дети радостно откликаются на предложения взрослых попеть, потанцевать, выражая этим свое желание заняться любимым делом. Они с удовольствием слушают музыку, уже выражая свое личностное к ней отношение. Одним малышам нравятся народные песни, а другие с удовольствием слушают рок. К началу 2-го года жизни дети в большинстве становятся отменными певцами. Они точно повторяют ритм за взрослым человеком.

Уровень психического развития ребенка 2-3 лет позволяет детям подстраиваться под настроение взрослых — они могут кивать в поддержку каких-то слов или выражать свое недовольство мимикой. Многое в развитии малыша на 2-м году жизни будет зависеть от его умения подражать увиденным движениям и услышанным словам окружающих его взрослых людей.

Известно, что девочки раньше начинают ходить, опережают своих сверстников-мальчиков в развитии речи и некоторых других навыках. Как утверждают специалисты, дело совсем не в разнице интеллекта, просто у мальчиков и девочек разная мотивация поступков — так их создала природа.

Еще недавно совсем крохотный, беспомощный, кричащий малыш превратился во вполне разумного маленького человека, называющего своих родителей мамой и папой, выполняющего просьбы взрослых, поющего и даже танцующего. В ходе психического развития здоровый ребенок в 2-3 года открывает для себя новый мир и начинает познавать его со всеми особенностями своих возможностей и своего характера.

Режим дня ребенка 1, 2 и 3 лет

Режим дня у ребенка в 1 год и в 3 года не может быть одинаковым. В этом возрасте для детей от 1 года до 1,5 лет, от 1.5 до 2-х лет и от 2-х до 3-х лет устанавливаются разные распорядки дня.

До 1,5 лет детям нужно спать 2 раза в день. Период бодрствования составляет в среднем 4-4,5 часа. Завтрак проводится не позже, чем через 1 час после пробуждения, а ужин — за 1 час до сна. После 1,5 лет, если ребенок активен и здоров и не нуждается в дополнительном отдыхе, он может спать днем всего один раз. Бодрствует малыш уже в среднем 12- 12.5 часа.

Правильно организовать режим дня ребенка в 1-3 года необходимо для нормального роста и развития ребенка, а также для выработки полезных привычек. Малыш учится быть собранным и организованным. Необходимо стараться, чтобы ребенок кушал и спал в установленное время, ведь его нервная система еще неустойчива к внешним раздражителям. Он быстро устает и нуждается в частом и полноценном отдыхе — сне. Недосыпание отрицательно сказывается на здоровье. Перед сном необходимо проветривать комнату. Кровать должна быть удобной и не слишком мягкой. Перед сном игры носят спокойный характер, чтобы ребенок не перевозбуждался и у него не возникло проблем с засыпанием.

Режим дня ребенка 1,2 и 3 лет включает в себя не только кормление и отдых. Важно, чтобы ребенок много времени проводил на воздухе. Летом прогулки должны быть максимально продолжительными. Но и в холодное время года не стоит сидеть дома. Пусть ребенок гуляет хотя бы несколько минут. Больше внимания нужно уделять подвижным играм, развивающим ребенка физически.

Источник

ВозрастРазвитие речи  Сенсорное развитие Аз+АсИгра и действия с предметамиДвижения ДрНавыки Н
Понимание РпАктивная Ра
1 – 1г 3 месБыстро расширяется запас понимаемых словВ момент радости, удивления пользуется слогами и словамиРазличает величины кубиков с разницей более 3 смВоспроизводит действия игры с кубиками, пирамидкой и др.Ходит длительно, меняет положение (приседает, наклоняется)Самостоятельно ест ложкой густую пищу
1г 3 мес – 1г 5месОбобщает предметы по главным признакамТо же в момент сильной заинтересованностиРазличает 4 контрастные формы предметов (шар, куб, кирпич, призма)Проигрывает наблюдаемые действияПерешагивает через препятствия приставным шагомСамостоятельно ест жидкую пищу ложкой
1г 5мес – 1г 9месПонимает несложный рассказ по картинкеМожет отвечать словами и двусложными предложениями во время игрыТо же и по их величине более 3 смЭлементы сюжетных игр, («построение дома», «скамейки»)Может ходить по скамейке шириной 15-29 см, над полом — 15 -20 смС помощью взрослых может частично снимать одежду (трусы, шапку, ботинки)
1г 9мес – 2 гПонимает рассказ без показаПри общении со взрослыми пользуется трехсловнми предложениями с местоимением и прилагаетельнымПо образу и слову подбирает 3 контрастных цветаСюжетные игры воспроизводит последовательными действиямиПерешагивает через препятствия чередующимся шагомЧастично надевает одежду (шапку, ботинки)
2г – 2,5 года Говорит предложениями из 3-х и более слов. Появляются вопросы «где?» «куда?»То же — для 4-х основных цветовИгра в основном носит сюжетный характер из двух последовательностейХорошо бегает. Перешагивает через палку над полом в 20-28 см.1) Ест аккуратно 2) полностью одевается, но еще не застегивает пуговицы, не завязывает шнурки
2,5г – 3 гУпотребляет сложные предложения («придаточные»). Появляются вопросы «когда?», «почему?»Называет 4 основных цветаПоявляются элементы ролевых игрТо же, через палку в 30-36 см над полом1) пользыется салфеткой без напоминания 2) полностью одевается без значительной помощи взрослого
Читайте также:  Влияние пения на развитие ребенка дошкольного возраста

Показатели нервно-психического развития детей в возрасте от 3 до 14 лет:

1. Моторное развитие и зрительная координация (равновесие в ходьбе, статическое равновесие, прыжок и т.д.).

2. Развитие речи (звуковая культура речи, грамматически правильная речь, чтение стихов, рассказывание и т.д.).

3. Познавательная деятельность: количество и счет, величина, ориентировка в пространстве, воспроизведение, формирование обобщений.

4. Социально-культурное развитие, культурно-гигиенические навыки, самостоятельность, трудолюбие, игровая деятельность, взаимоотношения с окружающими.

5. Возможность освоения учебной программы в общеобразовательной школе. Успеваемость.

В нашей стране в медицинской практике степень задержка развития тех или иных функций в детском возрасте определяется в эпикризных сроках.

Эпикризный срок – это период в жизни ребенка, за который он приобретает новые навыки. На первом году жизни один эпикризный срок составляет 1 месяц. На втором году жизни – 3 месяца. С 2-х до 3-х лет – 6 месяцев. И с четырехлетнего возраста эпикризный срок соответствует одному году. Таким образом, в эпикризных сроках можно оценивать речевое и психологическое развитие ребенка до 5-летнего возраста. После 5-летнего возраста данная методика уже является малоинформативной и используются другие системы оценки развития (например, детский тест Векслера).

До трехлетнего возраста ребенка задержка любого показателя на 1 и 2 эпикризных срока называется темповой или доброкачественной, а более 2-х эпикризных сроков – патологической и требует консультации специалиста (невролога, детского психиатра).

Итогами оценки служит определение группы нервно-психического развития.

1-я группа

Дети с опережением в развитии.

  • На 1 эпикризный срок – ускоренное развитие.
  • На 2 эпикризных срока – высокое развитие.

Дети с опережением в развитии: с нетипичным верхнегармоничным развитием (часть показателей выше на 1 эпикризный срок, часть – выше на 2 эпикризных срока).

Дети с нормальным развитием.

2-я группа

Дети с задержкой в развитии на 1 эпикризный срок.

  • 1-я степень: задержка 2-3 показателей.
  • 2-я степень: задержка 3-4 показателей.
  • 3-я степень: задержка 5-7 показателей.

Дети с нетипичным негармоничным развитием (часть показателей выше, часть ниже на 1 эпикризный срок).

3-я группа

Дети с задержкой на 2 эпикризных срока.

  • 1-я степень: задержка 2-3 показателей.
  • 2-я степень: задержка 3-4 показателей.
  • 3-я степень: задержка 5-7 показателей.

Дети с нетипичным нижнегармоничным развитием (часть показателей ниже на 1 эпикризный срок, часть – на 2 эпикризных срока).

4-я группа

Дети с задержкой на 3 эпикризных срока.

  • 1-я степень: задержка 2-3 показателей.
  • 2-я степень: задержка 3-4 показателей.

Дети с нетипичным нижнегармоничным развитием (часть показателей ниже на 2 эпикризных срока, часть – на 3 эпикризных срока).

Принципы организации режима дня у детей

Режим дня на первом году жизни определяется чередованием кормления, бодрствования и сна. Добиться чёткой смены сна и бодрствования на первом месяце жизни практически трудно, так как здоровый накормленный ребёнок сразу засыпает. Но со 2-го месяца жизни у него появляются периоды спокойного бодрствования, и можно установить чёткий ритм смены режимных элементов в течение дня (табл. 2).

Таблица 2

Оценка режима дня ребёнка проводится на основании возрастной толерантности клеток ЦНС к непрерывному бодрствованию (по Н.М. Аскариной)

ВозрастДлительность непрерывного бодрствования (в часах)Количество дневных сновКоличество часов сна за суткиКоличество приемов пищиИнтервалы между приемами пищи (в часах)
0 – 2 мес.30 мин. – 1 час 20 – 19  
2 – 5 мес.1 – 2 19 – 18 3,5
5 – 10 мес.2 – 3 18 – 16  
10 – 18 мес.3 – 4 16 – 154-53,5 – 4,5
18 – 24 мес.4 – 51 (=3 часа)  3,5 – 4,5
2 г – 7 лет5 – 71 (=2 часа)  3,0 – 4,5
8 – 12 лет  12-10 3,0 – 4,5
12 – 18 лет15 – 16 9-8 3,0 – 4,5

Первым элементом режима дня считается утреннее пробуждение и кормление, после которого малыш около часа бодрствует. Желательно создавать условия для этого деятельного состояния. Чтобы ребёнок не уснул, его выкладывают на живот, с ним ласково разговаривают, привлекают внимание яркой игрушкой. В период бодрствования проводят все гигиенические процедуры. В это время нужна одежда, не затрудняющая движений. Для этой цели незаменимы ползунки и свободная кофточка с зашитыми рукавами.

У детей, которых продолжительное время туго пеленают, координация движений развивается хуже. Утомившись, ребёнок опять засыпает. У детей в возрасте 1-4 месяцев в течение дня совершается 4 таких цикла (кормление, бодрствование, сон). Если первое кормление проводится в 6 часов, то ночной сон по режиму дня начинается после купания и кормления в 20 ч 30 мин с перерывом на последнее кормление в 23 ч 30 мин, во время которого следует избегать яркого света и громкого разговора.

Первые изменения в режим дня ребёнка вносят в 5-месячном возрасте: уменьшается до 5 число кормлений, удлиняются промежутки активного бодрствования, сокращается частота и длительность дневного сна. Следующее изменение режима дня приурочивают к 9 месяцам. Здоровый малыш этого возраста может бодрствовать 3 часа без утомления. Практически все 9-месячные дети отказываются от третьего дневного сна.

Строгое соблюдение режима дня имеет важное значение для сохранения здоровья малыша, его правильного развития и выработки полезных навыков. Постоянное повторение одних и тех же действий тренирует способность нервной системы выполнять их почти автоматически с наименьшей затратой сил. Частые отступления от режима дня разрушают приспособительные механизмы детского организма (условный рефлекс на время). В таких случаях у детей нарушается сон, они могут долго спать днём и не засыпать поздно вечером. Всё это не на пользу малышу и нарушает нормальный ритм жизни семьи.

Читайте также:  Индивидуальная карта развития ребенка 1 класс

Неукоснительное соблюдение режима дня детьми в возрасте 1 – 7 лет является основным правилом для поддержания их высокого эмоционального тонуса и имеет большое воспитательное значение. Несоблюдение режима разрушает взаимосвязь биологических ритмов детского организма.

Главенствующее место в режиме дня детей после года занимает бодрствование. Дальнейшее развитие и укрепление нервной системы ребёнка позволяют ему бодрствовать без перерыва более длительное, чем в грудном возрасте, время. У него отпадает потребность во втором дневном сне, и малыш к полутора годам постепенно переходит на одноразовый сон. Продолжительность дневного сна на втором году жизни 3,5 часа, третьем – 2,5, в возрасте 3 – 5 лет – 2, к концу дошкольного возраста – 1,5 часа. Если ребёнок днём систематически просыпается раньше положенного срока, значит, он быстрее отдохнул и восстановил свои силы для активных действий и удерживать его больше в постели нет нужды. Лежание без сна ничего не даёт ребёнку, он начинает шалить и активно сопротивляться пребыванию в постели либо может приобрести черты будущего «лежебоки».

Приведённые в таблице 2 примерные режимы дня представляют схему, на которую следует ориентироваться. В зависимости от особенностей развития ребёнка, его здоровья, условий быта семьи в неё могут быть внесены соответствующие изменения. Детей с хорошим физическим и нервно-психическим развитием можно переводить на следующий возрастной режим несколько раньше, а ослабленных, длительно болевших лучше некоторое время оставить на режиме младшей возрастной группы.

Если ребёнок спокойно относится к двухразовому дневному сну, быстро засыпает, лучше не спешить с переводом его на режим с одноразовым сном. И наоборот, когда малыш ранее полутора лет отказывается спать днём 2-й раз, можно раньше перейти на следующий возрастной режим. Отклонения режима дня по бытовым условиям семьи не должны быть резкими. Все режимные моменты можно сдвинуть на один час. Но при этом следует соблюдать интервалы между отдельными режимными моментами и длительность последних.

Интервалы между кормлениями у детей преддошкольного и дошкольного возраста, даже сместившись во времени, должны составлять 3,5 – 4 часа, максимальная длительность бодрствования у детей до 1,5 лет – 3,5-4,5, от 1,5 до 2 лет – 4,5 – 5,5, в возрасте 2-3 лет – 5,5-6, 3-6 лет – 6-6,5 часа, продолжительность ночного сна в преддошкольном возрасте – 10,5-11, в дошкольном – 10-10,5 часа.

Должны быть предусмотрены 3 прогулки на воздухе по 1,5-2 часа.

Любые компоненты режима дня должны носить стойкий характер и выполняться постоянно. У детей преддошкольного возраста это особенно важно в связи со сравнительно быстрым образованием положительных условных рефлексов и трудностью их переделки. Ломка установившегося распорядка жизни ребёнка особенно трудна, следствием её могут быть срывы в нервной деятельности, проявляющиеся нарушениями поведения, сна, отказом от еды.

Если режим дня соответствует развитию и физиологическим возможностям ребёнка, то он легко к нему привыкнет. Правильное чередование бодрствования и сна предупреждает переутомление и создаёт условия для нормального развития двигательной активности, воспитывает уравновешенность, приучает ребёнка легко подчиняться семейному распорядку.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите показатели нервно психического развития у детей с рождения и до 6 месяцев.

2. Назовите показатели нервно психического развития у детей с 6 до 12 месяцев жизни.

3. Назовите показатели нервно психического развития у детей с 12 до 18 месяцев жизни.

4. Назовите показатели нервно психического развития у детей с 1,5 до 3 лет.

5. Назовите показатели нервно психического развития у детей от 3 до 14 лет.

6. Перечислите группы нервно психического развития детей.

7. Перечислите принципы организации режима дня у детей в возрасте 0-2 месяца.

8. Перечислите принципы организации режима дня у детей в возрасте 2-5 месяцев.

9. Перечислите принципы организации режима дня у детей в возрасте 5-10 месяцев.

10. Перечислите принципы организации режима дня у детей в возрасте 10-18 месяцев.

11. Перечислите принципы организации режима дня у детей в возрасте 18-24 месяца.

12. Перечислите принципы организации режима дня у детей в возрасте 2-7 лет.

13. Перечислите принципы организации режима дня у детей в возрасте 8-12 лет

14. Перечислите принципы организации режима дня у детей в возрасте 12-18 лет.

15. Назовите порядок развития локомоции и статики у ребенка первого года жизни.

16. Назовите закономерности формирования двигательной сферы.

17. Опишите рефлексы новорожденного и сроки их исчезновения.

18. Назовите критерии оценки нервно-психического развития ребенка.

Тестовые задания для самоконтроля:

Выбрать один правильный ответ.

1. Установите соответствие рефлексов:

А. орального автоматизма.

1. Сосательный рефлекс.

Б. спинального автоматизма.

2. Бабкина.

3. Робинсона.

4. Поисковый.

5. Хоботковый.

6. Монро.

7. Галанта.

8. Бауэра.

9. Кернига.

2. Рефлексы Робинсона, Галанта, Монро, Кернига угасают:

1. К 2 мес.

2. К 4 мес.

3. К 6 мес.

4. К 8 мес.

3. Возраст исчезновения физиологического гипертонуса мышц нижних конечностей:

1. 2-3 мес.

2. 4-6 мес.

3. 6-8 мес.

4. Укажите правильную возрастную последовательность этапов развития анализатора зрения:

1. Узнаёт мать.

2. Отличает чужих от близких.

3. Следит взглядом за движущейся игрушкой.

4. Из любого положения фиксирует взгляд на неподвижных предметах.

5. Фиксирует взгляд на яркой игрушке.

5. Укажите правильную последовательность эмоционального развития ребенка:

1. Громко смеётся.

2. Первая улыбка.

3. Улыбается в ответ на речь взрослого.

4. ”Комплекс оживления”.

6. Укажите правильную возрастную последовательность для этапов развития анализатора слуха:

1. Прислушивается.

2. Поворачивает голову на звук.

3. Вздрагивает и мигает в ответ на резкий звук.

4. Отчётливое слуховое сосредоточение.

5. Различает тон, с которым к нему обращаются.

7. Укажите правильную последовательность этапов развития общих движений:

1. Хорошо держит голову 1-2 мин.

2. Переворачивается со спины на живот.

3. Переворачивается с живота на спину, начинает ползать.

4. Хорошо ползает, сидит с поддержкой.

5. Сидит самостоятельно, встаёт и ходит с опорой.

6. Стоит самостоятельно без опоры.

7. Ходит самостоятельно.

8. Укажите последовательность этапов развития движения рук:

1. Удерживает игрушку двумя руками.

2. Ощущает свои руки.

3. Захватывает подвешенную игрушку.

4. Перекладывает игрушку из одной руки в другую.

5. Свободно берёт игрушку из разных положений.

6. Открывает, закрывает (коробочку, матрёшки).

7. Надевает кольцо на пирамидку.

9. Укажите последовательность формирования первых навыков:

1. Сам берёт чашку и пьёт.

2. Берёт пищу губами с ложки.

3. Пьёт из чашки, которую держит взрослый.

4. Пьёт из чашки, слегка поддерживая её руками.

5. Просится на горшок.

6. Самостоятельно раздевается.

10. Интеллектуальная сфера ребёнка не оценивается по параметру:

1. Понимание обращённой речи.

2. Память.

3. Мышление.

4. Концентрация внимания.

5. Эмоциональная реакция.

11. Образование условных рефлексов достигает полного развития и функционального совершенства:

1. В 1 год.

2. В 2 года.

3. В 5 лет.

4. В 10 лет.

12. Развитое цветовое зрение имеют дети в возрасте:

1. 3 мес.

2. 3 лет.

3. 5 лет.

4. 10 лет.

13. Бинокулярное зрение начинает формироваться:

1. С 6 мес.

2. С 6 лет.

3. С 8 лет.

14. Максимальная острота зрения достигается:

1. К 2 годам.

2. К 4 годам.

3. К 8 годам.

4. К 10 годам.

15. Для оценки нервно-психического развития ребенка не придается значение:

1. Наличию (отсутствию) врожденных безусловных рефлексов.

2. Наличию (отсутствию) присущих доношенным зрелым новорожденным рефлексов – спинального и орального автоматизма.

3. Характеру движений и мышечного тонуса.

4. Умениям и навыкам.

Источник