Нервно психическое развитие ребенка первого года жизни оценка
Важнейшим параметром гармоничного развития малыша первого года жизни является оценка нервно-психического развития. Она проводится врачами- педиатрами по следующим показателям:
- Зрительно-ориентировочные и слуховые ориентировочные реакции;
- Эмоции;
- Общие движения;
- Движения руки и действие с предметами;
- Подготовительные этапы развития и понимания речи;
- Навыки и умения.
Развитие этих показателей в зависимости от возраста наглядно представлены в таблицах, следующих ниже.
Показатели нервно-психического развития ребенка первого года жизни
Таблица 1. От нуля до шести месяцев
|
Таблица 2. От шести до двенадцати месяцев
|
С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми. Это самый необходимый фактор для развития зрительных и слуховых восприятий, для формирования положительных эмоций, основных движений, и является подготовительным этапом для развития речи.
Родители должны четко представлять себе особенности развития малыша в различные возрастные периоды – знать, какие умения и навыки могут быть выработаны и какие требования можно предъявлять ребенку в соответствии с возрастом, чтобы не вызывать переутомления.
Развитие зрения и слуха
У новорожденного ребенка зрительный и слуховой анализаторы развиты лучше, чем анализаторы, обеспечивающие движение. Уже в первые дни после рождения ребенок начинает фиксировать взгляд на объектах, которые расположены на линии его зрения. Малыш может проследить глазами за движущимся предметом, но это действие еще очень кратковременно и неустойчиво. На десятый-пятнадцатый день жизни дети способны более долго удерживать движущийся предмет в поле зрения. И только со второго месяца жизни они уже сосредоточивают взгляд на неподвижном предмете.
Постепенно малыш начинает следить за многими движущимися объектами и окружающими его людьми. В четыре месяца он уже узнает свою маму, а в пять способен отличить близких родственников от незнакомых ему людей.
Деятельность слухового анализатора развивается так же быстро, и, уже с трехнедельного возраста ребенок начинает прислушиваться к звукам. К пяти месяцам он определяет направление звука и поворачивает головку в сторону его источника.
Так же малыш по-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему.
Развитие эмоциональных реакций
Эмоции новорожденного ребенка всегда исключительно отрицательные и однообразные. Свое недовольство к внешнему или внутреннему дискомфорту он выражает криком и плачем. Но эти эмоции всегда рациональны, поскольку служат сигналом для мамы. Мама, прекрасно ориентируясь в ситуации, способна вернуть малышу комфорт ? поменять пеленки, накормить, успокоить и пр.
Установлено, что уже в первые дни жизни приближение взрослого человека вызывает у малыша повышение двигательной активности и сосательных движений – это реакция предвосхищения кормления. |
На втором месяце жизни малыш улыбается на приближение и разговор взрослого, а с третьего месяца начинает смеяться. У него появляется интересная реакция на приближение взрослого человека – он вскидывает ручки, перебирает ножками и радостно гулит. Врачи называют эти эмоции “комплексом оживления”.
К четырем-пяти месяцам развивается ориентировочная реакция – малыш начинает реагировать на знакомых и незнакомых ему людей. Он уже хорошо отличает мать среди других взрослых, по-разному реагирует на ее появление и исчезновение. По отношению к людям, с которыми у ребенка сложился хороший контакт, может возникнуть и дополнительный эмоциональный компонент – бурная негативная реакция на прекращение общения или на уход любимого человека. Малыш огорчается, если кто-то неожиданно перестал уделять ему внимание.
Постепенно ребенок начинает интересоваться и другими, незнакомыми ему людьми. При этом кроме оживления и радости, может последовать и противоположная реакция, например, страха и негативизма. Не стоит пугаться, если малыш плачет при виде постороннего человека – это совершенно нормальное поведение. При этом, чем старше становится ребенок, тем сильнее он выражает свои эмоции.
После шести-семи месяцев формирование активной познавательной деятельности ребенка требует непрерывного манипулирования с предметами и игрушками. Поэтому и первая негативная реакция на незнакомого человека легко подавляется естественным любопытством по отношению ко всему новому и неисследованному.
К девяти месяцам эмоциональная жизнь малыша существенно обогащается. Усиливаются и проявления эмоций. Контакт с незнакомым человеком устанавливается значительно труднее, реакции на людей бывают очень различными. Возникает робость и стеснительность. Однако налаживание отношений все же удается благодаря любопытству малыша.
Общие движения
Координация движений у детей развивается после рождения. Первые дифференцированные движения ручками возникают на втором-третьем месяцах жизни. Малыш приближает руки к к глазам и носу, потирает их, а потом поднимает над лицом и разглядывает. С трех-трех с половиной месяцев он ощупывает свои руки, перебирает пальцами одеяла и край пеленки. В этом возрасте ему понадобятся мелкие игрушки -случайно наталкиваясь на них, ребенок сжимает кисть в кулак и толкает игрушку, не захватывая ее.
При вкладывании игрушки в руку ребенок долго ее удерживает за счет хорошо развитого хватательного рефлекса, а так же пробует ее на вкус – тянет в рот.
Внимательно следите, чтобы мелкие детали не попали в рот малыша! |
С пятого месяца жизни движения рук малыша уже напоминают движения взрослого человека. Однако он совершает массу сопутствующих нерациональных движений, и параллельно двигает второй ручки. При захвате игрушки ребенок, он двигает еще ножками и туловищем. А сама хватающая рука совершает много лишних ненужных движений.
Более прицельные движения руки формируются только к восьми- девяти месяцам жизни.
Развитие речи
Важным на первом году жизни является развитие речи. На втором месяце ребенок начинает произносить отдельные звуки – “а-а-а”, ” а-бы-ы”, ” е-ее” и др. Однако сначала гуление бывает кратковременным, потому что всегда происходит на фоне оживления и радости. Это свидетельствует о хорошем самочувствии и о положительном эмоциональном настроении малыша.
К четырем-пяти месяцам формируется длительное певучее гуление с большим разнообразием звуков, иногда труднодоступных для воспроизведения взрослым человеком. А в возрасте семи месяцев появляется лепет. Детский лепет – это произношение во время гуления слогов – “ба-ба-ба”, “да-да-да”, “ма-ма-ма”. Малыш может подолгу “разговаривать” подобным способом, вызывая радость родителей.
В семь-восемь месяцев ребенок уже понимает отдельные элементы речи взрослых и способен установить связь между услышанным словом и конкретным образом. Так, на вопрос “Где мама?”, он поворачивает голову и смотрит в сторону мамы (поисковая зрительная реакция). На просьбу поиграть в “ладушки”, помахать ручкой, малыш отвечает соответствующими действиями – хлопает в ладоши и машет ручкой. Также в этом возрасте интенсивно развивается лепет, элементы подражания звукам. Ребенок часто повторяет слоги с разнообразными интонациями.
Обычно первые слова малыш произносит в десять-одиннацать месяцев. Эти слова состоят из простых для произношения однообразных слогов (ма-ма, па-па, дя-дя, ба-ба) или упрощенных звуковых подражаний (кс-кс), а также слов традиционного детского языка (ав-ав).
К году ребенок умеет произносить десять-двенадцать слов, знает названия многих детских игрушек, имена близких людей и несколько просьб – дай, покажи, закрой. Понимает слова -?” надо” и “нельзя”.
Советы родителям
Гармоничность нервно-психического развития во многом зависит от внимания взрослых. Дети, которых любят, с которыми много разговаривают и играют, развиваются быстрее тех, которые лишены такого интенсивного внимания.
Почаще разговаривайте с ребенком, вызывая у него улыбку и поддерживая его в оживленном состоянии. Перед каждым кормлением и во время бодрствования выкладывайте ребенка на животик – это развивает умение поднимать и удерживать голову, укрепляет тонус брюшных мышц. Так же рекомендуется брать малыша на руки, сначала в горизонтальном положении, а с полутора месяцев – в вертикальном, для поднятия эмоционального тонуса и умения держать головку.
Для игр с малышом используйте яркие погремушки простой формы. Медленно двигайте ими и стороны в сторону, заставляйте их звучать – так вы будете стимулировать развитие зрительного и слухового восприятия.
В возрасте с трех до шести месяцев родители, разговаривая с малышом, должны стремиться вызывать ответные звуки и смех. Нужно как можно чаще выкладывать ребенка на живот, помещать перед ним на близком расстоянии игрушки, чтобы малыш учился ползать.
Показывайте малышу яркие игрушки с разных сторон – пусть он как можно чаще переворачивался со спины на живот и обратно. А также предложите ребенку игрушки, удобные для захватывания ручками. Общая активность малыша способствуют развитию его эмоций и речи.
В возрасте от шести месяцев до года нужно “поощрять” у ребенка лепет, почаще вступать в “переговоры”, вызывать подражание слогам и простым словам. В семь- восемь месяцев можно выучить игру ” Ладушки”, “Сорока” и другие пальчиковые игры. Ребенок должен уметь по просьбе взрослых давать руку или нужную игрушку.
Игрушки лучше класть в кроватку или манеж. Показывайте малышу элементарные действия с предметами, побуждая его повторять за вами. Для развития действия с предметами давайте ему открывающиеся коробочки, детские ведерки, корзиночки и пирамидки и мячи.
Помните, что игры-занятия с детьми первого года жизни должны носить эмоциональный характер и обязательно сопровождаться разговором. |
С рождения относитесь к ребенку как к мыслящему существу – ведь он наблюдает за происходящим в окружающем его мире более внимательно и сознательно, чем мы себе представляем.
Ваша любовь и ласка – основа гармоничного развития малыша!
Источник
Оценка нервно-психического развития детей 1-го года жизни осуществляется по следующим показателям:
1 – зрительные ориентировочные реакции (АЗ – анализация зрительная);
2 – слуховые ориентировочные реакции (АС – анализация слуховая);
3 – эмоции и социальное поведение – Э;
4 – движение (руки и действия с предметами – ДР);
5- движения общие – ДО;
6 – подготовительные этапы развития речи:
понимание речи – ПР, активная речь – АР;
7 – умения в кормлении и в других режимных процессах, навыки – Н.
Ребенок в возрасте 10 дней:
АЗ – удерживает в поле зрения движущиеся предмет (ступенчатое слежение);
АС – вздрагивает и моргает при резком звуке.
Ребенок в возрасте 18-20 дней:
АЗ – удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого);
АС – плачущий или кричащий ребенок успокаивается при сильном звуке (слуховое сосредоточение).
Ребенок в возрасте 1 месяц:
A3 – плавное прослеживание движущегося предмета;
АС – длительное слуховое сосредоточение (прислушивается к голосу взрослого, к звуку игрушки);
Э – первая улыбка в ответ на разговор взрослого;
ДО – лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову (до 5 сек.);
АР – издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним.
Ребенок в возрасте 2 месяца:
A3 – длительное зрительное сосредоточение: смотрит на привлекший внимание неподвижный предмет или лицо взрослого, длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым;
АС – ищущие повороты головы при длительном звуке, поворачивает голову в сторону голоса взрослого;
Э – быстро отвечает на разговор с ним улыбкой, длительное зрительное сосредоточение на другом ребенке;
ДО – лежа на животе, поднимает и некоторое время удерживает голову (не менее 5 сек.);
АР – повторно произносит отдельные звуки.
Ребенок в возрасте 3 месяца:
A3 – зрительное сосредоточение в вертикальном положении на руках у взрослого (на лице говорящего с ним взрослого, на игрушки);
Э – отвечает комплексом оживления на эмоциональное общение с ним (разговор), ищет глазами ребенка, издающего звуки;
ДР – случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью;
ДО – лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову (1 минута).
Ребенок в возрасте 4 месяца:
A3 – узнает мать или близкого человека (радуется);
АС – поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами;
Э – во время бодрствования часто и легко возникает “комплекс оживления”, громко смеется в ответ на эмоциональное речевое общение, ищет взглядом другого ребенка, рассматривает, радуется, тянется к нему;
ДР – рассматривает, ощупывает, захватывает низко висящие над грудью игрушки;
ДО – удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого), при поддержке под мышки крепко упирается о твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренном суставе;
РА – гулит;
Н – во время кормления придерживает руками грудь матери или бутылочку.
Ребенок в возрасте 5 месяцев:
A3 – отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-
разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого взрослого);
АС – узнает голос матери или близкого человека, различает
строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи, по-разному реагирует;
Э – радуется ребенку, берет у него из рук игрушки, гулит;
ДР – берет игрушку из рук взрослого, удерживает игрушку в руке;
ДО – долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук, переворачивается со спины на живот, ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки;
РА – подолгу певуче гулит;
Н – ест с ложки полугустую и густую пищу.
Ребенок в возрасте 6 месяцев:
АС – по-разному реагирует на свое и чужое имя;
ДР – уверенно берет игрушки, находясь в любом положении, и подолгу или занимается, перекладывая из одной руки в другую;
ДО – переворачивается с живота на спину, передвигается, переставляя руки или немного подползая;
РА – произносит отдельные слоги (начало лепета);
Н – хорошо ест с ложки, снимая пищу губами, небольшое количество жидкой пищи пьет из блюдца или чашки.
Ребенок в возрасте 7 месяцев:
ДР – стучит игрушкой, размахивает, перекладывает, бросает ее;
ДО – хорошо ползает (много, быстро, в разных направлениях);
ПР – на вопрос “Где?” находит взглядом предмет, находящийся постоянно в определенном месте (например, часы, куклу);
АР – подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги (2-3);
Н – пьет из чашки, которую держит взрослый.
Ребенок в возрасте 8 месяцев:
Э – смотрит на действия другого ребенка, смеется или лепечет;
ДР – игрушками занимается долго и разнообразно, действует ими, в зависимости от их свойств, подражает действиям взрослого с игрушками (толкает мяч, стучит, вынимает);
ДО – сам садится, сидит, ложится, держась руками за барьер, сам встает, стоит и опускается, переступает, держась за барьер;
РП – на вопрос “Где?” находит несколько предметов, (2-3) на постоянных местах, по просьбе взрослого, выполняет разученные ранее простые действия;
РА – громко, четко и повторно произносит различные слоги;
Н – ест корочку хлеба, которую сам держит в руке, пьет из чашки, которую держит взрослый.
Ребенок в возрасте 9 месяцев:
АС – плясовые движения под плясовую мелодию;
Э – догоняет ребенка, ползет ему навстречу, подражает действиям другого ребенка;
ДР – с предметами действует по-разному, в зависимости от их свойств (катает, нажимает, вынимает);
ДО – переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками;
РП – на вопрос “Где?” находит несколько знакомых предметов в разных местах, независимо от их постоянного местоположения, знает свое имя, оборачивается на зов;
РА – подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в лепете;
Н – хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками, формируется навык опрятности (спокойно относится к процессу высаживания на горшок).
Ребенок в возрасте 10 месяцев
Э – действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним;
ДР – самостоятельно и, по просьбе взрослого, выполняет разученные с игрушками действия: вынимает, вкладывает, открывает, закрывает, катает, действия с предметами принимают устойчивый характер;
ДО – входит на невысокую поверхность или горку, держась за перила, и сходит с нее, идет вперед с поддержкой за обе руки;
РП – по просьбе “Дай!” находит и дает знакомые предметы; по вербальной просьбе взрослого, выполняет более сложные разученные действия и движения: “Догоню-догоню”, “Сорока-ворона”, играет в прятки и др.);
РА – подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых не было в его лепете;
Н – закрепляются умения, приобретенные в 9 месяцев.
Ребенок в возрасте 11 месяцев:
Э – радуется приходу детей; избирательное отношение к детям;
ДР – овладевает новыми действиями с предметами и начинает выполнять их по слову взрослого: накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень;
ДО – стоит самостоятельно; делает первые самостоятельные шаги;
РП – по словесной инструкции, выполняет разученные действия, не подсказанные предметами (водит куклу, кормит собачку); появляются первые обобщения в понимаемой речи (по словесной просьбе взрослого, находит, дает любую куклу, которую видит среди игрушек, любой мяч, все машины, часы);
РА – произносит первые слова-обозначения, например: “Дай, мама, би-би”;
Н – закрепляются приобретенные в 9 месяцев умения и навыки.
Ребенок в возрасте 12 месяцев:
A3 – различает две контрастные формы предметов (подбор по образцу), узнает на фотографии знакомого взрослого;
Э – протягивает другому ребенку игрушку, сопровождая это смехом и лепетом, ищет игрушку, спрятанную другим ребенком;
ДР – выполняет самостоятельно разученные действия с игрушками: катает, водит, кормит; переносит действия, разученные с одним предметом, на другой (водит, кормит, баюкает куклу, кошку, зайца);
ДО – ходит самостоятельно (без опоры);
ПР – понимает (без показа) название нескольких предметов, действий, имена детей и взрослых, выполняет отдельные поручения (принеси, найди, отдай тете, положи на место); понимает слово нельзя (прекращает действие); некоторые слова в понимаемой речи приобретают обобщенный характер; по вербальной просьбе взрослого, выполняет разученные ранее действия с игрушками;
РА – подражая взрослому, легко произносит новые слоги; произносит 5-10 облегченных слов;
Н – самостоятельно пьет из чашки (берет ее руками и пьет).
Источник