Нервно психическое развитие ребенка основные линии развития
Темпы созревания личности малышей различны, но по нескольким параметрам они не должны отклоняться от нормы. Педиатры определяют нервно-психическое развитие у детей, руководствуясь различными критериями.
Родители могут проследить за ребенком, ориентируясь по представленной ниже таблице нормальных показателей в разные возрастные периоды жизни.
Развитие нервной системы в раннем возрасте
Личность человека начинает формироваться с самого раннего возраста. Функциональная незрелость головного мозга новорожденного обусловлена незаконченным развитием его тканей. Деятельность нервной системы у грудничка базируется на подкорковых центрах. По мере созревания коры головного мозга расширяются его функции. Совершенствование мышления происходит в процессе знакомства с окружающей средой.
При рождении вес мозга составляет в среднем 350 грамм. Уже к первому году жизни он увеличивается в 2,5 раза, а к 3-летнему возрасту достигает трехкратного размера.
Нейроны у грудных детей имеют мало отростков, что обусловливает их недостаточную функциональную активность. Дифференцировка клеток активизируется к 6 месяцам, а заканчивается в 8-летнем возрасте. Большие полушария формируются позже – к 10 годам. Спинной мозг достигает созревания к 2 годам жизни.
Нервно-психическое развитие детей (НПР) – это показатель зрелости мозговой деятельности. Проявляется условными рефлексами, двигательной активностью, приобретением навыков речи.
Мышечное развитие начинается сверху.
- Сначала ребенок учится удерживать взор на предметах.
- Затем появляется способность держать голову.
- Постепенно малыш приобретает навыки координации конечностей.
- Позже формируется движения тела.
Формирование детской психики
Взаимодействие ребенка с внешней средой происходит путем приобретения мыслительных, двигательных навыков, отличающихся в рамках каждого периода жизни.
Развитие психики претерпевает 4 этапа.
- Моторный период продолжается в грудном возрасте.
- Сенсорный этап – основа формирования психических реакций – сознания, мышления, внимания. Тянется от 1 до 3 лет. Привычки, приобретенные на протяжении первого года, сохраняются всю жизнь.
- Так называемый эффективный отрезок времени сохраняется от 3 до 12 лет, когда созревает индивидуальная личность. Совершенствуются моторные навыки. Усложняется речь. Дети приобретают знания из книг и фильмов, осваивают навыки труда – конструирование, лепку.
- Идеаторный этап длится с 12 до 14 лет и характеризуется формированием личных умозаключений, суждений. Преобладает абстрактное мышление.
Переход от одной стадии к другой сопровождается повышением чувствительности психики, ранимости личности. Кризисы отмечаются в 2–4 года, 7–8 лет и в пубертатном периоде. Эти фазы характеризуются возрастанием риска психических отклонений. Особое внимание необходимо уделить подросткам: выработка половых гормонов сопровождается эмоциональными всплесками, некоторые отличаются агрессивным поведением.
Показатели НПР ребенка до года
Показатели нормального развития детей от 10 дней до 3-летнего возраста оцениваются по основным линиям:
- сенсорное;
- двигательное;
- эмоциональное;
- речевое;
- навыки, умения.
Критерии нормального развития ребенка – в таблице:
Возраст по месяцам. | Сенсорные реакции | Эмоциональная сфера | Физическая активность | Речь | |
Зрительные | Слуховые | ||||
1 | Следит глазами за движущимися игрушками | Слушает голоса | Улыбается | ||
2 | Долго рассматривает лица людей или игрушки | Поворачивает голову в сторону говорящего человека | Улыбается при общении | В положении лежа на животике держит голову | Издает звуки |
3 | Сосредоточивает взор на лице мамы или предметах | Оживляется при общении с ним | Наталкивается руками на висящие над ним игрушки | ||
4 | Узнает маму и радуется ей | Поворачивается головой к говорящему человеку, находящемуся вне поля его зрения, и находит его | Смеется во время разговора с ним | Берет и держит игрушку рукой | Издает отдельные звуки |
5 | Различает знакомых и чужих людей | Оборачивается на звуки. Различает голоса и интонации близких людей | Радуется в обществе детей, берет протянутую ему игрушку | Лежа на животике, поднимает голову, опираясь на ручки При поддержке мамы упирается ножками о пол. Может переворачиваться. Ест с ложки кашу любой консистенции | Подолгу воркует, гулит |
6 | Узнает свое имя | Сидит без поддержки. Перекладывает игрушки | Лепечет, имитирует речь | ||
7 | Стучит и размахивает игрушками. Пытается брать мелкие предметы | На вопрос «где?» находит взглядом вещь | |||
8 | Подражает движениям взрослых с игрушками | Активно ползает. Придерживаясь за край кроватки, встает и опускается | Понимает слово «нет». Жестикулирует. | ||
9. | Выполняет плясовые движения под веселую музыку | Ползает навстречу другому ребенку. Передвигается по кроватке. Звенит погремушкой, стучит игрушками. Пьет из чашки, ест с ложки. Грызет корочку, которую удерживает рукой | Реагирует на свое имя. Подолгу лепечет. Произносит неосознанно слоги «ма-ма», «па-па». | ||
10 | С удовольствием общается с другими детьми | Манипулирует игрушками, вынимает их из коробки и складывает в нее. Передвигается при помощи взрослых | Называет родителей «мама» и «папа». Ищет и дает игрушки | ||
11 | Активно реагирует на других детей, радуется | Стоит без поддержки. Держась за перила, поднимается на небольшую горку. Пытается делать первые шаги. Складывает кубики | Произносит отдельные новые слова | ||
12 | Подолгу играет с куклами, машинками. Находит спрятанную игрушку | Самостоятельно ходит. Умышленно бросает игрушки. | Повторяет за взрослыми слоги. Может произнести 5–10 слов |
В возрасте до 1 года с малышом происходят большие изменения. Уже через 2 недели после рождения он учится улыбаться. Через месяц умеет держать голову, а к полугодию сидит. В конце первого года ребенок начинает ходить.
Во время ухода с грудничками надо разговаривать соответственно возрасту. Нервная система быстрее развивается у детей, с которым общается мать и другие члены семьи.
Наблюдение за ребенком до года
Оценка нервно-психического развития детей проводится с учетом функций:
- безусловные рефлексы – глотание, сосание;
- слуховые, зрительные, пищевые рефлексы;
- эмоциональные факторы – улыбка, узнавание мамы, лепет.
Матери малыша на протяжении первого года следует обращать внимание на способность слышать и видеть, а также моторику пальцев. Если ребенок в своем возрасте отстает по 2–3 и более показателям из таблицы, не теряйте время.
Чем раньше обратиться к педиатру, тем эффективнее будет лечение. Комплексная терапия позволяют восстановить состояние детей любого возраста.
Критерии развития деток 1–2 лет
На втором году жизни специалисты ориентируются по 6 линиям, определяющих здоровье детей. Самым важным критерием является активная речь.
Показатели развития малышей представлены в таблице ниже.
Возраст | 1 год и 3 мес. | 1 год и 4–6 мес. | 1 год и 7–9 мес. | 1 год и 10 месяцев – 2 года |
Сенсорное развитие | Различает кубики по размеру | Различает формы – шар, кубик, кирпич | Ориентируется в размерах предметов | По просьбе находит 3 цвета |
Понимание речи | Запоминает больше слов | Объединяет карандаши по цвету, размеру | Понимает сказку по картинкам | Понимает рассказ на словах |
Активная речь | Лепечет и говорит короткими слогами: «би-би» | Произносит простые слова | Объясняет действия словами | Разговаривает фразами из 2–3 слов |
Движение | Ест густую еду | Ест жидкие блюда ложкой | Снимает обувь, шапку | Одевается при помощи взрослых |
Навыки | Долго ходит без отдыха. Наклоняется, пятится | Перешагивает через невысокие препятствия | Ходит по бордюру | Преодолевает подряд несколько возвышенностей |
Игры | Повторяет знакомые действия – кормит куклу, надевает кольца на ось | Повторяет движения, которые увидел раньше | Строит скамейки, домики | Повторяет действия последовательно |
Малыш от года до 2 лет уже накопил некоторые знания об окружающем мире, узнает знакомые места и людей. Приобретенные навыки он использует для познания жизни. Стремиться понюхать, попробовать на вкус, прощупать ручкой. Так он узнает качество предметов. Позвольте ребенку свободно действовать, не забывая об опасности в любой момент, особенно на улице.
Детям необходима помощь родителей для правильного нервно-психического здоровья. Ребенок развивается гораздо быстрее, если с ним общаются родители, родственники.
Новые слова дети запоминают в процессе познания. Показывая предмет, назовите его несколько раз и поясните, зачем он нужен. Одевая малыша, разговаривайте с ним. Например, скажите, что шапка нужна, чтобы согреть голову на улице. У папы есть такая же, но она большая, потому что он тоже большой.
Мама и папа должны разговаривать с ребенком несложными фразами с правильным произношением. Употреблять детские «синонимы» слов не стоит, ведь если малышу часто говорить «ням-ням», то он нескоро выучит слово «есть».
Как определить здоровье ребенка от 2 до 3 лет?
Критерии здоровья помогут разобраться, как развивается ваш малыш. Здоровье детей оценивается по 6 главным линиям. Таблица определяет степень активности ребенка 2–3 лет по нескольким параметрам.
Сфера развития | 2 года и 6 мес. | 2 года и 6 мес. – 3 г. |
Сенсорное развитие | Собирает предметы четырех главных цветов. Различает фигуры по форме | Знает и называет 4 цвета по картинкам |
Активная речь | Составляет фразы из 5–6 слов. Часто пользуется вопросом «где?». Повторяет и учит короткие стишки. Использует в разговоре больше 300 слов. | Задает много вопросов «почему?», «где?». Называет себя «я». Запоминает стихи и песни. Словарный запас приближается к 1000 слов |
Двигательная активность | Бегает, идет по лестнице, меняя ноги. Перешагивает через палку, поднятую на высоте 30 см | Стоит на одной ноге. Уровень палки или натянутой веревки, через которую может перешагнуть малыш, поднят до 35 см |
Навыки | Одевается, но не может застегивать пуговицы. Ест, не размазывая пищу по столу | Одевается сам, завязывает шнурки, частично застегивает пуговицы. Моет руки, ходит в туалет |
Игры | Самостоятельно строит домики из кубиков. Активно играет с детьми. Лепит из пластилина и рисует карандашом предметы. | Рисует окружность, крест. Закрашивает картинки. Строит из 9 кубиков. Убирает игрушки. Ездит на 3-колесном велосипеде. |
Как помогают родители?
Учитывая развитие психики, ребенку нужна помощь родителей для усвоения новых слов. С малышом следует чаще общаться. Называя предмет, расскажите о нем. Например: «Вот едет трамвай. Он везет много людей». Во время занятий по рисованию объясните, что это за животное, какие звуки издает. У детей слова ассоциируются с предметом. Когда мама говорит: «Давай порисуем», – он приносит карандаши и альбом.
Обучающие песенки в игровой форме сильно облегчают запоминание многих слов и выражений. Несколько раз повторяя, малыши позже могут сами допеть, услышав знакомую мелодию.
Незаменимым помощником развития малышей были раньше и остаются по сей день книги. Читайте не только перед сном, но и днем. Обсуждайте прочитанный текст. Задавайте вопросы, правильно ли поступил герой сказки. Таким путем вы совершенствуете речь, воображение, умение логически мыслить.
В раннем возрасте малыши отличаются подвижностью, проявляют активный интерес к окружающему миру. Уже в 2 года и 5 месяцев дети стремятся общаться со сверстниками. Игры, с научной точки зрения, сильно влияют на психическое развитие малышей. Физические движения не только развивают тело, но и напрямую влияют на умственные способности. Играйте с малышом в догонялки, прятки – вы увидите поразительный результат.
К 3-летнему возрасту мозг маленького человечка сформирован. Для расширения познавательных способностей ребенку нужно помочь не только готовыми развивающими наборами типа «Конструктор». Познавательные развлечения можно организовать дома из подручных предметов. Детям нравятся игры «Наперсток», «Веселый мешок» или «Одно к другому».
Самостоятельные действия малыша с игрушками, даже очень интересными, мало чему научат. Присоединившись к игре, создадите благоприятную почву для совершенствования детских способностей.
Развивает внимание игра «Карлики и великаны». Мама говорит ребенку, что сейчас будет рассказывать сказку. В тот момент, когда она произнесет слово «карлики», малыш присядет, а на слове «великаны» – подпрыгнет.
Детям важно тренировать мелкую моторику пальцев. Для этого подходит лепка из пластилина, рисование. Ребенку интересны творческие виды деятельности – вырезание, склеивания бумаги. Эти действия развивают воображение. Пальчиковые игры совершенствуют мелкую моторику, улучшают движения кисти. Кроме того, такие упражнения связаны с центром речи в мозге – совершенствуется способность разговаривать.
Наблюдение за развитием детей старше 2 лет
В этом возрасте важен контроль психического развития. Маме рекомендуется обращать внимание на поведение и настроение ребенка. Если, ориентируясь по таблице, вы заметили отклонения по нескольким параметрам, обязательно сообщите участковому педиатру.
Наблюдение за формированием психики ребенка 2–3 лет осуществляет также медсестра кабинета здоровья в поликлинике. При этом уровень развития оценивается по 4 группам:
- дети без отклонений или с опережающими навыками по 1–2 критериям;
- отстающие на 1 эпикризный срок или по 2–3 параметрам;
- с задержкой на 2 периода;
- отстающие от сверстников на 3 эпикризных периода.
Первые три группы означают развитие без отклонений от нормы, а четвертая считается пограничной. После результатов оценки педиатры дают родителям рекомендации по соответствующей линии. Это может быть обучение определенным навыкам, движениям, работа на эмоциональном уровне.
Некоторые дети нуждаются в усилении моторики рук – умения захватывать предметы. При отставании слуха рекомендуются игрушки со звуком. Если малыш плохо ползает, ему следует больше находиться в манеже или просто на полу.
При определении нервно-психического статуса у детей школьного возраста врачи ориентируются по специальным шкалам и таблицам. Подростку предлагается ответить на ряд вопросов соответственно возрасту. Результаты опроса сопоставляются с мнением родителей и патронажных медсестер.
Развитие ребенка в каждом возрасте имеет свои особенности. Дети отличаются между собой по степени активности, однако если малыш отстает по нескольким показателям соответственно таблице, посетите педиатра. После выполнения рекомендаций специалистов нервно-психический статус, как правило, восстанавливается.
Источник
1. Основные критерии (линии) развития детей 1-го года жизни:
Аз – анализатор зрительный;
Ас– анализатор слуховой;
Э – эмоции;
До – движения общии;
Др – движения руки;
Ра – речь активная;
Н – навыки;
Рп – речевые понимания;
Ср – сенсорика;
И – игра и действия с предметом;
Д – движения;
НПР – нервно-психическое развитие.
2. Показатели НПР детей 1-го года жизни:
Возраст | Аз | Ас | Э | До | Др | Ра | Рп | Н |
1 месяц | Плавное прослеживание движения предмета | Длительное слуховое сосредоточение | Первая улыбка в ответ на разговор | Лежа на животе пытается поднять и удержать голову (до 5 с) | Издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним | |||
2 месяца | Длительное зрительное сосредоточение | Ищущие повороты головы при длительном звуке, поворачивает голову в сторону взрослого | Быстро отвечает на разговор с ним улыбкой, длительное сосредоточение на другом ребенке | Лежа на животе поднимает и некоторое время удерживает голову (не менеее 5 с) | Повторно произносит отдельные звуки | |||
3 месяца | Зрительное сосредоточение в вертикальном положении на руках у взрослого (на лице говорящего с ним взрослого, на игрушке) | Отвечает комплексом оживления на эмоциональное общение с ним (разговор), ищет глазами ребенка, издающего звуки | Лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову (1 минута) | Случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью | ||||
4 месяца | Узнает мать или близкого человека (радуется) | Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами | Во время бодрствования часто и легко возникает «комплекс оживления», громко смеется при эмоциональном речевом общении | Удерживает голову в вертикальном положении, при поддержке под мышки крепко упирается о твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренных суставах | Рассматривает, ощупывает, захватывает низко висящие над грудью игрушки | Гулит | Во время кормления придерживает руками грудь матери или бутылочку | |
5 месяцев | Отличает близких людей от чужих | Узнает голос близкого человека, различает строгую или ласковую интонацию | Радуется ребенку, берет у него из рук игрушку | Долго лежит на животе, подняв корпус, и, опираясь на ладони выпрямленных рук, переворачивается со спины на живот, устойчиво стоит при поддержке под мышки | Берет игрушку из рук взрослого, удерживает ее в руке | Подолгу, певуче гулит | Ест с ложки полугустую кашу | |
Возраст | Аз | Ас | Э | До | Др | Ра | Рп | Н |
6 месяцев | По-разному реагирует на свое и чужое имя | Переворачивается с живота на спину, передвигается, переставляя руки или немного подползая | Уверенно берет игрушки, находясь в любом положении, и подолгу ими занимается, перекладывая из одной руки в другую | Произносит отдельные слоги | Ест с ложки, снимая пищу губами, пьет из чашки небольшое количество жидкости | |||
7 месяцев | Хорошо ползает (много, быстро) | Стучит игрушкой, размахивает, перекладывает, бросает ее | Подолгу лепечет | На вопрос «где?» находит взглядом предмет, находящийся в определенном месте | Пьет из чашки, которую держит взрослый | |||
8 месяцев | Смотрит на действия другого ребенка, смеется или лепечет | Сам садится, сидит, ложится, держась руками за барьер, сам встает, стоит и опускается, переступает, держась за барьер | Игрушками занимается долго и разнообразно, подражает взрослому | Громко, четко, повторно произносит различные слоги | На вопрос «где?» находит несколько предметов (2-3) | Ест корочку хлеба, которую сам держит в руке, пьет из чашки, которую держит взрослый | ||
9 месяцев | Плясовые движения под музыку | Догоняет ребенка, ползет ему навстречу, подражает действиям другого ребенка | Переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками | Действует с предметами по-разному, в зависимости от их свойств (катает, нажимает, вынимает) | Подражает взрослому, повторяя за ним слоги | На вопрос «где?» находит несколько предметов, знает свое имя, оборачивается на зов | Хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками, формируется навык опрятности (спокойно относится к процессу высаживания на горшок) | |
10 месяцев | Действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним | Всходит на невысокую поверхность или горку, держась за перила, сходит с нее, идет вперед с поддержкой за обе руки | Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушкой действия: вынимает, вкладывает, открывает, катает, действия с предметами принимают устойчивый характер | Подражает взрослому, повторяет за ним слоги, которых не было в его лепете | По просьбе «дай!» находит и дает знакомые предметы, играет в прятки, «догоню-догоню», «сорока-ворона» | Закрепляет умения, приобретенные в 9 мес. | ||
11 месяцев | Радуется приходу детей, избирательное отношение к детям | Стоит самостоятельно, делает первые самостоятельные шаги | Накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень | По словесной инструкции водит куклу, кормит собачку и т.д.; находит и дает любую игрушку, которые видит среди других | Закрепляет умения, приобретенные в 9 мес. | |||
12месяцев мемесяцев | Узнает на фотографии знакомого взрослого | Протягивает другому ребенку игрушку, сопровождая это смехом и лепетом, ищет игрушку, спрятанную другим ребенком | Ходит самостоятельно | Катает, водит, кормит, баюкает | Произносит 5-10 облегченных слов | Понимает действия без показа (найди, дай), понимает имена детей, взрослых | Самостоятельно пьет из чашки |
3. Показатели НПР детей от 1 года до 6 лет:
РП –понимание речи
РА –активная речь
СР –сенсорное развитие
И –игра и действия с предметами
Н –навыки
КД –конструктивная деятельность
МР –мышление и речь
ВП –внимание и память
М –моторика
СОЦ –социализация
Д –движения
возраст | 15 месяцев | 18 месяцев | 21 месяц | 24 месяца | 30 месяцев | 3 года | 4 года | 5 лет | 6 лет |
РП | Запас понимаемых слов быстро расширяется | Обобщает предметы по существенным признакам в понимании речи | Понимает вопрос взрослого о предметах и действиях, изображенных на картинке | Понимает без иллюстраций короткий рассказ о ранее знакомых событиях | |||||
РА (15 мес – 3 года) МР (4-6 лет) | Лепечет и произносит отдельные облегченные слова во время ярких эмоциональных переживаний | Облегченными или полными словами правильно называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности (словарный запас 30-40 слов) | Во время игры словами и двухсложными предложениями обозначает свои действия | При общении со взрослыми пользуется трехсложными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения (словарный запас 200-300 слов) | Говорит многословными предложениями (не более 3 слов); появляются вопросы: «Где?», «Куда?» | Словарный запас – 1200-1300 слов. Начинает употреблять сложные придаточные предложения. Появляются вопросы: «Почему?», «Когда?» | Группирует предметы по классам: классифицирует картинки и определяет среди них лишнюю (не похожую на другие); складывает из 3 разрезанных частей картинку; составляет рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого | Строит и составляет по образцу различные узоры (из кубиков, мозаики и лего); может составить из нескольких предложений рассказ по картинке с открытым и скрытым смыслом | Понимает значения всех слов из бытовой лексики, называет, из чего сделаны отдельные предметы; составляет рассказ по 2-3 картинкам, связанным содержанием; решает простые логические задачи (отгадывает загадки, подбирает недостающие предметы в ряду) |
СР | Различает по величине 2 полых куба (разница граней – 3 см) | Различает 3-4 контрастные формы предметов (шар, куб, кирпичики, призма) | Различает 3-4 контрастные величины предметов (кубы с разницей граней 3 см) | Подбирает по образцу и вербальной инструкции 3 предмета разных цветов | Подбирает по образцу разнообразные предметы основных цветов | В своей деятельности правильно использует геометрические фигуры, по назначению. Называет 4 основных цвета | |||
И СОЦ (4-6 лет) | Воспроизводит в игре отдельные часто наблюдаемые действия | Воспроизводит в игре ряд последовательных действий (начало сюжетной игры) | Игра носит сюжетный характер | Появляются элементы простой игры | Умеет играть с детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры; знает свои имя, фамилию, пол | Умеет играть с детьми разного возраста, не ссорясь и соблюдая правила | Знает как найти свой дом, что надо делать, если потеряет чужую игрушку, и т.п.; оценивает поступки и поведение окружающих; дает самооценку, знает имя и отчество родителей | ||
Д | Ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится) | Перешагивает (без поддержки или может пользоваться поддержкой) через палку, лежащую на полу | Перешагивает приставным шагом через параллельно положенные на полу 3 палки | Перешагивает чередующимся шагом через 3 параллельно положенные на полу палки; перешагивает без поддержки через палку или веревку. Приподнятую над полом на 10 см | Перешагивает (без поддержки) через палку или веревку, приподнятую от пола на 15 см, перепрыгивает через палку, лежащую на полу | Перешагивает без поддержки через палку или веревку, приподнятую от пола на 20 см, перепрыгивает через палку, лежащую на полу | Подпрыгивает на 2 ногах, продвигаясь вперед; балансирует около 5 сек на одной ноге | Прыгает на одной ноге, продвигаясь вперед | Прыгает в длину с места не менее чем на 40 см |
Н М (4-6 лет) | Самостоятельно ест густую пищу ложкой | Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой | Раздевается (полностью) с небольшой помощью взрослого | Частично надевает одежду | Полностью одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки. Ест аккуратно | Самостоятельно одевается, может застегнуть пуговицы, завязать шнурки с небольшой помощью взрослого. Пользуется салфеткой по мере необходимости, без напоминания. С помощью пластилина или карандаша изображает простые предметы и называет их | Застегивает пуговицы, молнию, всегда или иногда зашнуровывает ботинки, срисовывает квадрат, после показа рисует человека из 3 частей; | Самостоятельно одевается и раздевается; рисует фигуру человека из 3-6 частей; | Рисует человека из 6 частей, рисует круг; может аккуратно закрасить его карандашом; |
КД | Самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их | Появляются сложные сюжетные постройки | |||||||
ВП | Из 4-5 показанных предметов вспоминает название 1-2 после того, как их убирают | Запоминает последовательность разложенных на столе картинок (4-5), находит одинаковые детали или предметы на двух положенных рядом картинках; запоминает 1-2 четверостишия, скороговорки или считалочки | Запоминает и рассказывает стихи и сказки; запоминает 6-8 слов и однозначных цифр, названных взрослым |
4. Показатели НПР детей в возрасте 7-18 лет:
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
Поиск по сайту:
Источник