Нервно психическое развитие ребенка одного года
Предлагается простой и понятный алгоритм оценки нервно психического развития ребенка по месяцам до 1 года и соответствие выявленных признаков средней возрастной норме.
Такие сведения помогут своевременно выявить задержку психомоторного и речевого развития детей, принять меры по коррекции выявленных нарушений совместно с врачом-педиатром, неврологом, а также при участии детского психолога и логопеда.
Нормы развития детей по месяцам до года
Оценка развития в 1 месяц
- Активные движения ручками и ножками лежа на спине. Малыш в течение нескольких секунд удерживает голову, если его взяли на руки и держат в вертикальном положении, прижимая к себе.
- Пытается приподнять голову из положения лежа на животе
- Хорошо глотает жидкую пищу, не поперхивается
- Фиксирует взгляд на неподвижном предмете и следит за двигающимся, может появиться первая улыбка
- Реагирует на звук игрушки, голос взрослого, может издавать отдельные звуки – а-аа, е-ее
Нервно психическое развитие ребенка до года в 2 месяца
- Поворачивает голову лежа на спине, хорошо держит голову лежа на животе и в вертикальном положении, трясет игрушкой, вложенной в руку
- Открывает рот, увидев бутылочку, пьет с ложечки
- Внимательно рассматривает лицо человека, различает голос матери и реагирует на него двигательным оживлением, улыбкой
- Гулит – могут появляться звуки – г-у, бу-у и другие
НПР в 3 месяца
- Длительно удерживает голову в вертикальном положении и лежа на животе (может приподнимать туловище с опорой на предплечья)
- Внимательно рассматривает висящие низко игрушки, пытается схватить их, а вложенный в руку предмет тянет в рот
- Оживляется при виде матери – двигает ручками и ножками, улыбается, гулит, может смеяться
- Произносит гласные звуки г-у, ш-и, бу-у, эы и другие, как самопроизвольно, так и в ответ на обращение к нему
Показатели в 4 месяца
- При нормальном развитии ребенка иногда уже в 4 мес. удается поворот со спины на живот, малыш может сидеть при поддержке за обе ручки
- Выражен комплекс оживления при появлении знакомых лиц (активные движения, улыбка, громкий смех)
- Хорошо захватывает игрушки, при приеме пищи придерживает рукой грудь матери, бутылочку
- Поворачивается при обращении к нему, гулит, произнося протяжные гласные и согласные звуки – ле-ее-лы-аль-аы и другие
Психомоторное развитие детей до года в 5 месяцев
- Самостоятельно переворачивается со спины на живот, в положении на животе высоко поднимает голову, опираясь на выпрямленные ручки. Может кратковременно стоять при поддержке за обе руки
- Различает знакомых и незнакомых людей, интонацию голоса
- Играет с игрушками в воде, принимая ванну, пытается удержать движущийся предмет
- Громко смеется, подолгу гулит
- Ест пищу с ложки (как жидкую, так и густую), хорошо глотает
Нормы развития ребенка в 6 месяцев
- Становится доступным самостоятельное переворачивание с живота на спину, ребенок в 6 мес. уже зачастую может сидеть без поддержки, пытается ползать
- Хорошо захватывает и держит в одной руке игрушку, может поднять предмет, если тот выпал из рук, переложить его из руки в руку
- При кормлении охотно ест густую пищу с ложки, активно снимает еду губами, может пить из чашки, которую поддерживают родители
- Появляется лепетная речь – произносит звуки «мм-м», иногда отдельные слоги: «ба», «да-да-да» и некоторые другие
В 7 месяцев
- Нервно-психическое развитие детей до года в 7 мес. переходит на новый уровень: ребенок уже не хочет подолгу лежать и начинает садиться с помощью взрослого, ползать, поднимается на четвереньки и даже пытается стоять, держась за барьер кроватки, манежа
- При назывании хорошо знакомого предмета ищет взглядом его обычное местоположение
- В лепетной речи все чаще появляются слоги «ба», «ма», многократно повторяемые нараспев
- Появляются эмоциональные реакции при появлении знакомых (улыбается, смеется при виде мамы, обнимает ее) и незнакомых людей (может кричать, отворачиваться, хмуриться)
- Самостоятельно держит в руке печенье, откусывает и жует
В 8 месяцев
- Без посторонней помощи садится, уверенно сидит, ложится. Может самостоятельно встать, опираясь на стенку манежа, кроватки
- Помнит названия распространенных предметов и при произношении находит их взглядом
- Выполняет хорошо знакомые движения, если об этом попросит взрослый («пока-пока», «ладушки» и другие)
- Уверенно произносит слоги «ма», «ба», «па», иногда появляется и первое слово «мама»
Нервно-психическое развитие ребенка до года в 9 мес.
- Достаточно хорошо ползает, в том числе на четвереньках, при поддержке за руки стоит и делает первые шаги
- Учится самостоятельно пить из чашки, удерживая ее двумя руками вместе с родителем
- Подражает звукам и словам, произнесенным взрослым – пытается покашлять, цокает, причмокивает, произносит знакомые слоги
- Повторяет движения матери, отца – стучит игрушкой, поднимает ручки, пытается выполнить плясовые движения
- Знает, как его зовут и оборачивается, когда называют его имя
В 10 месяцев
- Продолжается психомоторное развитие детей до года: ребенок в 10 мес. иногда уже начинает ходить с поддержкой, может стоять самостоятельно несколько секунд
- Если малыша попросить выполнить хорошо знакомое действие, он с удовольствием делает это – вынимает кубик из коробки, открывает дверцу, находит названную игрушку и подает ее взрослому
- Различает предметы и начинает их называть разными слогами (собака – «ав», корова – «му» и тому подобное), расширяется запас слов – мама, папа, дядя, баба, ам-ам
- Берет чашку и удерживает ее двумя руками, может держать ложку за ручку
Нормы развития ребенка в 11 месяцев
- Ходит с поддержкой за одну руку, хорошо стоит без посторонней помощи, самостоятельно делает первые шаги
- Появляются первые обобщения – при просьбе подать мячик или куклу подает соответственно все мячи (куклы)
- Ставит кубик на кубик, может снять со стержня и надеть на него кольцо с большим отверстием
- Знает несколько простых слов, появляются обозначения действий – «На», «Дай» и т.п.
- Учится самостоятельно брать пищу ложкой, ест твердую пищу
Развитие детей к 12 месяцам
- Ребенок к 1 году часто самостоятельно ходит без поддержки
- Сам удерживает чашку с водой и пьет из нее
- Понимает и выполняет просьбы взрослого – «подай мячик», «принеси машинку», «покажи ножку», «отдай» и т.д.
- Знает и произносит 5-10 простых слов
Примерно в такой последовательности обычно проходит нервно психическое развитие ребенка по месяцам до 1 года. Приведенные данные являются ориентировочными, и отсутствие какого-либо пункта у вашего малыша ни в коем случае не свидетельствует об отставании психомоторного развития ребенка. Каждый малыш индивидуален и одни навыки у него могут появиться раньше, чем у сверстника, а другие – на 1-2-3 месяца позже. Главное, чтобы ребенок был активным, подвижным, любознательным, не было заторможенности или постоянного беспокойства, апатии и безразличия к окружающим предметам и явлениям.
В этой статье мы рассмотрели по месяцам нормальное нервно-психическое развитие детей до года. В других статьях я продолжу рассказ о средних показателях нормального развития ребенка в возрасте от 1 до 3 лет, с 3 до 6 лет.
Источник
Родители всегда с нетерпением ждут, когда их малышу исполнится один год. С момента рождения кроха научился многому: держать голову, улыбаться вам, сидеть, ползать, произносить первые слова и делать самостоятельные шаги. Как правило, заботливые родители внимательно изучают литературу, посвященную детям первого года жизни, считая данный период очень ответственным. Но развитие ребенка в 1 год также является не менее важным этапом.
В данном возрасте кроха становится более самостоятельным и взрослые ошибочно полагают, что их маленькое чадо выросло и уже не нуждается в особом внимание и специальном уходе. Но для годовалых детей очень важна безусловная любовь, забота и внимание со стороны мамы и папы. У малыша начинают активно развиваться речевые центры и двигательные навыки, а также он начинает взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. Поддержка родителей является наилучшим стимулом для развития новых возможностей ребенка и его гармоничного взаимодействия с окружающим миром.
Физическое развитие
Каждый малыш индивидуален и развивается в собственном темпе. Годовалый ребенок имеет массу тела 10-10,6 кг, а его рост колеблется в приделах 76-77 см. Не следует беспокоиться, если вышеуказанные показатели роста и веса не соответствуют параметрам вашего малыша. Ведь конституционные особенности ребенка зависят от генетических показателей и половой принадлежности.
Количество молочных зубов у годовалых детей также разное и зависит от многих факторов. Разработана специальная формула, помогающая подсчитать необходимое количество зубов у малышей. Суть ее заключается в том, что количество молочных зубов меньше на 4, чем возраст ребенка в месяцах. Следовательно, у годовалого малыша должно быть 8 зубов.
По статистике, из пяти малышей только три из них уже начинают совершать самостоятельные шаги. Кроха уже крепко стоит на ногах, но ходит еще неуверенно и часто падает. Но, несмотря на «шишки» и постоянные падения, ребенок снова и снова выполняет новые попытки ходить, постоянно улучшая собственный результат. Чтобы ускорить данный процесс, рекомендуется поощрять и хвалить желание малыша совершать первые шаги. Если ребенок упал, то лучше всего не акцентировать на этом его внимание, а отвлечь новым видом деятельности.
Если ваш малыш еще не ходит, то не стоит беспокоиться. Ведь физическое развитие у каждого ребенка индивидуально. Как правило, позднее начинают ходить крохи, которые отличаются спокойным темпераментом, или имеют избыточную массу тела.
В возрасте 1 год малыши отличаются двигательной активностью и самостоятельностью. Координация движения ребенка также улучшается. Кроха проявляет желание принимать пищу самостоятельно, используя ложку.
Если малыш мало двигается и плохо сидит, то лучше всего обратиться за помощью к квалифицированному специалисту, который установит причину и назначит курс лечения.
Нервно-психическое развитие
Годовалый малыш активно исследует окружающий мир, и его познавательная деятельность возрастает, благодаря свободному передвижению и тесному контакту с родителями. При этом интенсивно развиваются речевые навыки, постепенно вытесняющие жесты и лепет. Малыш постоянно подражает взрослым, вырабатывая правильные навыки манипуляции игрушками и предметами быта, постепенно познавая их свойства и функциональное значение.
При этом нервно-психическое развитие ребенка характеризуется тремя направлениями:
- постепенный переход к самостоятельности, при котором ребенок начинает сравнивать себя с взрослым;
- развитие ориентации малыша в условиях выполнения предметной деятельности;
- развитие навыков игровой деятельности и различных способов манипуляции предметами.
Для малыша в возрасте один год актуальны игры двух типов: исследование и конструирование. Ребенок с удовольствием взаимодействует с взрослыми в процессе игровой деятельности, активно подражая их действиям. Он любит строить башни, складывать пирамиды, бросать мяч, слушать сказки и рассматривать веселые изображения. В процессе игры кроха проявляет различные эмоции, элементы общения, а также может имитировать звуки животных и активно жестикулировать.
Важно родителям систематически играть с малышом, так как благодаря данному виду деятельности он быстрее познает окружающий мир, развивает мелкую моторику рук, внимание, память, умения ориентироваться в пространстве. У ребенка также постепенно увеличивается активный и пассивный словарный запас.
Кроха в возрасте один год уже с легкостью покажет всех членов семьи, по вашей просьбе принесет необходимый предмет, а также сможет повторить простые действия и движения, предложенные взрослым.
Что должен уметь ребенок в возрасте 1 года
Многих родителей интересует информация на тему: что должен уметь ребенок в возрасте 1 года. Существуют определенные показатели развития малыша, которые соответствуют его возрастным особенностям.
Если крохе исполнился один год, то он уже может самостоятельно выполнять следующие действия:
- отлично ползает;
- пытается самостоятельно слезть с дивана или высокого стула;
- любит исследовать жилую территорию сначала с помощью ползания, которое постепенно переходит в ходьбу и наоборот;
- умеет пятиться задом;
- может делать самостоятельно шаги без поддержки;
- прекрасно сидит на стуле;
- пользуется взрослыми предметами быта: расческой, зубной щеткой, ложкой, чашкой и т.д.
- пытается принимать пищу без помощи взрослого;
- малышу нравится открывать дверцы тумб, шкафов и исследовать находящиеся в них предметы;
- принимает активное участие в процессе одевания.
У годовалого малыша активно развиваются сенсорно-моторные, интеллектуальные навыки, а также улучшается социальная адаптация.
Ребенок в данном возрасте уже умеет:
- правильно манипулировать многими предметами;
- в процессе игры брать игрушки чаще одной рукой;
- говорить простые словосочетания и короткие предложения;
- узнавать животных и предметы, которые изображены на картинках;
- слушать стихи и сказки;
- выполнять просьбы взрослого;
- на протяжении длительного времени помнить о ранее происходящих событиях;
- играть в подвижные и ролевые игры;
- проявлять чувство юмора.
Несмотря на всю самостоятельность, малыш не может долго находиться без родителей и остро реагирует на их отсутствие.
Вышеперечисленные достижения малыша не являются стандартом, так как развитие ребенка индивидуально и зависит от ряда причин.
Годовалый малыш очень любознателен и стремится к исследованию и познанию мира.
Родители должны помочь своему чаду правильно развиваться. Для этого необходимо набраться терпения, уделять много времени своему малышу, радуясь каждой его победе и успеху!
Источник
Каждый малыш индивидуален, и темпы развития у всех детей тоже очень разные. Какие-то навыки могут опережать приведенные ниже нормы развития , а другие, наоборот, отставать. Тем не менее, отставание развития ребенка на большой срок или сразу по многим параметрам должно служить сигналом к тому, что его развитию следует уделить повышенное внимание.
1 месяц
Движения глаз становятся координированными, ребенок фиксирует взгляд на ярких предметах и лице взрослого.
Резкий звук вызывает вздрагивание и мигание; намечается слуховое сосредоточение.
Малыш начинает издавать какие-то неопределенные звуки; появляется улыбка в ответ на разговор взрослого; крик приобретает некоторый эмоциональный оттенок.
Попытки удержать голову прямо при вертикальном положении тела удаются ребенку на несколько секунд.
Лежа на животе, он пытается приподнимать и удерживать голову.
Потягивается.
Упирается ножками, поддерживаемый под мышки
Феномен ползания и тонический рефлекс рук держатся.
Спит около 20 часов в сутки.
2 месяц
Отчетливо выявляется способность зрительного и слухового сосредоточения; ребенок гораздо лучше следит глазами за двигающимся предметом, поворачивает голову на человеческий голос, прекращает сосание при показывании ему яркого предмета.
Рассматривает висящие над ним игрушки (над грудью примерно на расстоянии 50-70 см).
Малыш хорошо поднимает голову и при лежании на животе приподнимает грудь; удерживает 1-1,5 минуты голову в вертикальном положении; поддерживаемый под мышки, долго стоит ,не подгибая ножек.
Исчезают симптом ползания и тонический рефлекс рук.
Эмоциональные реакции становятся более разнообразными: малыш улыбается в ответ на улыбку, разговор, тормошение и т.д.; гулит более определенно.
Начинает удерживать предметы всей рукой. Таким образом, двигательные реакции приобретают некоторую целесообразность.
3 месяц
Ребенок зрительно сосредоточивается и следит за предметом, находясь в вертикальном положении более длительное время — 5-6 минут.
Четко улавливает направление звука, поворачивая голову в сторону последнего.
Наблюдавшееся ранее «беспорядочное искание» ртом материнской груди сменяется открыванием рта при приближении к груди, при виде бутылочки или ложечки (условный рефлекс).
В ответ на разговор взрослого с ним проявляет радость: улыбкой, оживленными движениями рук и ног, звуками (комплекс оживления).
Случайно наталкивается руками на игрушку, низко висящую над его грудью.
Поддерживаемый под мышки, крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренном суставе, в твердую поверхность.
Лежа на животе, малыш приподнимает туловище, опираясь на локти и предплечья; сидит при поддержке за таз; переворачивается со спины на бок; свободно держит голову.
Движения рук становятся свободными и целесообразными: он тянет предметы в рот, ощупывает пеленку, тянется к игрушкам и т.д.
Ребенок иногда узнает мать.
Смеется в хорошем настроении и криком выражает неудовольствие, если его оставляют одного или укладывают в кроватку, когда он не хочет спать.
Гуление становится разнообразным.
Музыкальные звуки вызывают у малыша положительные эмоции.
4 месяц
Лежа на животе, ребенок хорошо следит за движущимся предметом, ощупывает материнскую грудь, реагирует своим поведением на незнакомое лицо.
Во время кормления придерживает руками бутылочку или грудь матери.
Во время бодрствования часто улыбается, издает громкие звуки, много двигается (комплекс оживления).
Громко смеется, когда с ним играют.
Исчезает физиологическая гипертония мышц ног.
Движения становятся более дифференцированными и более свободными: приподнимаясь на руках, малыш опирается только на ладони; поворачивается со спины на живот; делает «мост»; хватает, гладит и удерживает предметы.
Рассматривает, ощупывает и захватывает висящие над его грудью игрушки.
Гуление становится более длительным, появляются певучие и гортанные звуки.
Неудовольствие выражается хныканьем.
5 месяц
Ребенок отлично знает мать, по-разному реагирует на знакомые и чужие лица, не берет чужую грудь, уверенно хватает предметы и тянет их в рот.
Различает тон, с которым к нему обращаются.
Во время бодрствования подолгу певуче гулит.
Малыш хорошо сидит, придерживаясь за что-нибудь руками, но при сидении его спина может быть сильно согнута (симптом «складного ножа»).
Взятый под мышки, ребенок стоит прямо, не подгибая ножек; делает попытки стянуть накинутую на лицо пеленку.
В каждой руке удерживает по одному предмету не менее 20-30 секунд.
6 месяц
Ребенок переворачивается с живота на спину, сидит без поддержки, пытается ползать на четвереньках, поднимается на ножки при подтягивании его за руки; поддерживаемый за грудь, делает первые попытки переступать.
Хватает предметы одной рукой, размахивает погремушкой, поднимает выпавшую из рук игрушку, сбрасывает пеленку с лица.
Эмоциональные проявления более разнообразны.
Первые попытки произносить слоги — «ба»,»ма» и т.д.
Хорошо ест с ложки, снимая пищу губами.
7 месяц
Ребенок тянется к своему отражению в зеркале.
Сам поднимает и тянет в рот бутылочку, выпавшую при кормлении.
Поднимается на четвереньки; ползает; самостоятельно сидит; встает на колени, цепляясь руками за сетку манежа; поддерживаемый под мышки, хорошо переступает.
Движения становятся более целеустремленными.
Малыш перекладывает предмет из руки в руку, постукивает игрушкой об игрушку и т.д.
Многие движения имеют вполне определенный эмоциональный оттенок: ребенок тянется с рук на руки, протягивает руки матери и знакомым.
Появляются повторения слогов — «ба-ба-ба», «ма-ма-ма» и т.д.
На вопрос «где?» ищет и находит взглядом предмет (неоднократно называемый и постоянно находящийся в определенном месте).
8 месяц
Ребенок интересуется своим отражением в зеркале, улыбается ему, ищет взглядом нужный предмет, выражает мимикой удивление и интерес при виде новых предметов.
Он уже самостоятельно садится и из сидячего положения ложится; встает, цепляясь за барьер.
Стоит, придерживаемый за одну ручку; поддерживаемый за обе руки и цепляясь за спинку кроватки, делает попытки ходить.
По просьбе взрослого выполняет разученные с ним движения («ладушки», «до свидания», «дай ручки» и т.д.).
Во время бодрствования долго занимается с игрушками.
Ест сухарик, который сам держит в руке; пьет из чашки, которую держит взрослый.
9 месяц
Малыш ищет спрятанный под пеленку или упавший предмет; делает попытки стоять без опоры и переходить от одного предмета мебели к другому, слегка придерживаясь за них руками.
Хорошо ходит, поддерживаемый за обе руки; садится из вертикального положения; встает на колени.
Для ребенка в этом возрасте оказываются доступными некоторые элементарные движения: собирает мелкие предметы, достает кубики из коробки; следит за падением бросаемых предметов; щелкает языком, стараясь привлечь внимание взрослого, и т.д.
Подражает взрослому — повторяет за ним слоги.
На вопрос «где?» отыскивает несколько знакомых предметов, независимо от их местоположения.
Знает свое имя — оборачивается на зов.
С предметами обращается по-разному в зависимости от их свойств: катает шар, вынимает один предмет из другого, сжимает и разжимает резиновую игрушку.
Хорошо пьет из чашки, которую держит взрослый, и сам слегка придерживает ее руками.
10 месяц
Ребенок стоит и поднимается без опоры; хорошо ходит вдоль опоры и делает попытки ходить за одну ручку; подражает движениям взрослых; открывает и закрывает дверцы; берет мелкие предметы двумя пальцами; не отдает отбираемую у него игрушку и т.д.
Малыш называет отдельными, но всегда одними и теми же слогами различные предметы, например, собаку -»ав», корову -»му» и т.д.; произносит наиболее легкие слова — «мама»,»баба»;выполняет простые требования; понимает запрещение.
Входит на лесенку (3-4 ступеньки) держась за перила.
11 месяц
Употребляет первые слова-обозначения («ав-ав», «кис-кис», «дай»).
Некоторые слова в речи взрослого начинают приобретать обобщенный характер (на вопрос «где киса?» приносит и дает плюшевую, меховую, резиновую игрушку-кошку).
По предложению взрослого выполняет разученные действия с сюжетными игрушками (покачай лялю, покажи у кисы глазки).
Овладевает новыми действиями с предметами: накладывает один кубик на другой, разбирает и собирает пирамидку.
Стоит самостоятельно.
Пытается снять носок; приседает без опоры; нагибается при поднимании предмета без приседания; хорошо ходит за руку.
12 месяц
Легко подражает новым слогам, употребляет около 10 слов.
Увеличивает запас понимаемых слов, понимает по слову (без жеста) названия нескольких предметов, разученных действий и знает имена нескольких взрослых и детей (где мама? где Таня? как ляля пляшет? покорми кису и т.д.).
Указывает части тела, выполняет большое количество требований.
Самостоятельно ходит (встает, идет, садится — все самостоятельно и не от предмета к предмету).
Пьет из чашки, сам держит ее.
Растите здоровыми!
Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.
Источник