Нервно психическое развитие ребенка лекция

Нервно психическое развитие ребенка лекция thumbnail

      Цели занятия:

Изучить онтогенез и анатомо-функциональные особенности центральной нервной системы у детей различного возраста.

Уметь проводить оценку неврологического статуса и нервно-психического развития ребёнка.

Изучить рефлексы новорождённых, статико-моторное и психо-речевое развитие.

Познакомить студента с методами оценки нервно-психического развития.

Изучить нарушения нервно-психического развития ребёнка и его причины, исходы перинатального поражения центральной нервной системы у детей.

Изучить особенности органов чувств у детей.

Литература:

Мазурии А.В., Воронцов Н.М. Пропедевтика детских болезней. 1987.

Исаева Л.А. Детские болезни. 2002 г

Лекции кафедры.

Дополнительный материал к занятию

Онтогенез и анатомо-функциональные особенности центральной нервной системы у детей различного возраста

Интенсивное деление клеток головного мозга у плода происходит на 10-18 неделе беременности, которые можно считать критическим периодом его развития. К моменту рождения клеточный состав головного мозга у ребенка (по количеству ДНК) составляет до 25% от таковой у взрослого, к уровню которого он приближается к 1 году. Мозговая ткань новорождённого богата водой, содержит мало лецитина и других специфических веществ. Борозды и извилины выражены слабо, серое вещество мозга плохо дифференцируется от белого. Увеличение выраженности извилин и образование новых наиболее активно происходит в первые 5 лет жизни.

Развитие коры наиболее интенсивно протекает в последние месяцы беременности и первые месяцы после рождения, завершается к 10-12 годам. Гипоталамические структуры активно формируются на 4-5 месяце внутриутробной жизни, полностью созревают в пубертатном возрасте. Мозжечок начинает активно дифференцироваться в 4-5 месяцев внутриутробного развития и полностью формируется на 1 году жизни. Развитие головного мозга продолжается до конца второго десятилетия жизни, одна из последних формирующихся функций – способность долгосрочного планирования, позволяющая предвидеть относительно отдалённые последствия собственных поступков. Миелинизация нервных волокон начинается с 4 месяца внутриутробного развития и продолжается до 3-5 лет.

Чувствительная и двигательная сфера ребёнка в возрасте 3-5 месяцев (рудиментарные и позотонические рефлексы, спонтанные движения) обеспечивается в основном таламическими и паллидарными структурами. За формирующимися позже произвольными крупными движениями стоит развитие пирамидных путей и полосатого тела. Развитие мелкой моторики со второго полугодия жизни обеспечивается формированием коры теменно-премоторной локализации. Болевая чувствительность уже имеется при рождении, но в период новорождённости её порог существенно повышен. Для новорождённого характерна некоторая фотофобия, может наблюдаться нистагм, косоглазие. Острота зрения достигает 0,1 к 6 месяцам, 0,5 – к 1 году, 1,0- к 4 годам. Слух, обоняние и вкусовое восприятие имеется уже у плода внутриутробно.

Оценка неврологического статуса и нервно-психического развития ребёнка

При осмотре ребёнка педиатр оценивает неврологический статус, а так же делает заключение о его нервно-психическом развитии (его соответствии возрасту), о чём оставляется запись в истории болезни или амбулаторной карте. Исследование неврологического статуса новорождённого и грудного ребёнка включает оценку:

спонтанного положения и двигательной активности ребёнка на спине и на животе;

мышечного тонуса при пассивных движениях в конечностях, тракции за руки, подвешивании;

безусловных рефлексов новорождённых и сухожильных рефлексов;

зрительных и слуховых реакций (фиксация взгляда, слежение, поворот на звук);

моторики: удержания головы, хватания, переворачивания, ползания, посадки, вставания, ходьбы;

измерение окружности головы и размера родничков и швов;

выявление патологических глазных знаков (косоглазие, анизокория, асимметрия глазных щелей, нистагм, симптом «заходящего солнца»);

оценку эмоциональных реакций и доречевого развития.

У новорождённого повышен тонус сгибателей конечностей (лабиринтный рефлекс) – лёжа на спине руки согнуты в локтях, ноги согнуты в коленях и приведены к животу. Гипертонус проходит к 1-2 месяцам жизни, сначала в верхних, затем в нижних конечностях. Для новорождённого в состоянии бодрствования характерны спонтанные хореические (атетозоподобные) движения, носящие двухсторонний ассиметричный, медленный характер с элементами «плавающих» движений, сопровождающиеся запрокидыванием головы и выгибанием туловища.

При оценке нервно-психического развития ребёнка старше 1 года также исследуются:

моторика (ходьбы, мелкая моторика) и координация движений;

бытовые навыки и самообслуживание (приём пищи, одевание, гигиенические навыки);

общение и игровая деятельность;

речь (словарного запаса, артикуляции и грамматики);

обучение (чтение, письмо, счёт, успеваемость в школе).

Рефлексы новорождённых

Исследование рефлексов является важнейшей составляющей оценки неврологического статуса новорождённого и ребёнка 1 года жизни. С рождения имеются пожизненные автоматизмы: роговичный, конъюнктивальный, глоточный, глотательный, орбикуло-пальпебральный, надбровный и сухожильные рефлексы. Специфические рефлексы новорождённых и детей грудного возраста могут быть разделены на две группы: первая – имеющиеся при рождении и утрачиваемые в последующем (оральные и спинальные сегментарные автоматизмы, миелэнцефальные позотонические рефлексы), вторая – отсутствующие у новорождённого и появляющиеся в определенном возрасте (мезэнцефальные установочные автоматизмы). Рефлексы новорождённых могут характеризоваться как нормальные, повышенные, спонтанные, истощаемые, сниженные, симметричные и ассиметричные. Рефлексы должны проверяться троекратно.

Рефлекс

Описание

Возраст

Сегментарные двигательные автоматизмы

Рефлексы орального автоматизма (замыкаются на ствол)

Сосательный

При введении пальца в рот на 3-4 см ребёнок делает ритмичные сосательные движения. Отсутствует при поражении ствола, повышен при поражении полушарий.

Сохраняется в течение 1 года жизни и дольше

Хоботковый

Удар или касание пальцем по губам вызывает вытягивание губ вперед. При поражении ствола может отсутствовать.

До 2-3 мес.

Поисковый рефлекс
(Куссмауля)

При поглаживании в области угла рта происходит опускание губы, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя. Надавливание на середину верхней губы вызывает открытие рта и разгибание головы. При надавливании на середину нижней губы опускается нижняя челюсть и сгибается голова. Рефлекс наиболее выражен до кормления. Отсутствует при поражении ствола и у недоношенных, повышен – при поражении полушарий.

Угасает обычно к 1-1,5 месяцам (может до 3-4 месяцев)

Ладонно-ротовой
Бабкина

При надавливании большим пальцем на область ладони, ближе к тенару, открывает рот, отклоняет нижнюю губу и сгибает голову в сторону руки. Отсутствует при поражении ствола и периферическом парезе руки. При поражении полушарий усиливается после 5 месяцев.

 Угасает с 2 до 3-4 месяцев

Спинальные автоматизмы

Защитный

Поворачивает голову в сторону при укладывании на живот. При патологии ЦНС не поворачивает голову или продолжительно запрокидывает её назад. С 2-3 месяцев — упор на руки, лежа на животе.

До 1,5-2 месяцев

Опоры и шаговый рефлекс (автоматической ходьбы)

Взятый подмышки в вертикальном положении опирается ногами об опору на слегка согнутые в коленях ноги, может при этом их перекрещивать на уровне низа голеней. При наклоне вперёд делает шаговые движения. При патологии ЦНС опора и шаги не наблюдается. После 3-4 месяцев реакция опоры ослабевает до развития способности стоять.

Выявляется с 7-10 дня, угасает после 1-1,5 месяцев (до 3-4 месяцев).

Робинсона рефлекс (обезьяний или хватательный).
Веркома рефлекс (аналог со стоп).

Непроизвольное хватание предмета или вложенных пальцев, вложенного в кисть, ребёнок может быть поднят вися на пальцах. При патологии ЦНС может отсутствовать, при спастических состояниях сохраняться отчётливо выраженным после 6 месяцев.

Сгибание пальцев при давлении на подошвенную поверхность стопы.

Сохраняется до 4-6 месяцев, далее постепенно уменьшается.

Ползания (Бауэра) рефлекс.

Лёжа на животе, совершает некоординированные движения руками и ногами, напоминающие плавающие. При подставлении к стопам ладони движения усиливаются, ребёнок ползёт вперёд. В положении на спине и боку подобных движений не наблюдается. При патологии ЦНС может отсутствовать или быть отчётливо выраженным после 6 месяцев.

Появляется с 3-4 дня жизни, сохраняется до 4-5 месяцев, затем угасает

Рефлекс Моро (стартовый рефлекс, испуга, объятия)
 

Вызывается различными приемами: ударом по поверхности, на которой лежит ребёнок, приподниманием разогнутых ног и таза, внезапным разгибанием ног, громким звуком, дуновением в лицо и т. д. Ребёнок разводит руки в стороны и разжимает кулачки, с последующим их сведением (как бы обхватывает или пытается обнять). Отсутствие или ослабление рефлекса у новорождённого свидетельствует о поражении спинного мозга или ствола. При поражении полушарий может сохраняться позже 6 месяцев и быть спонтанным.

Выражен с рождения, угасает с 3 до 4-5 месяцев (дольше могут сохраняться отдельные элементы)

Переса рефлекс

Если провести пальцами, по остистым отросткам позвоночника от копчика к шее, слегка надавливая, ребёнок кричит, приподнимает голову, разгибает туловище, сгибает верхние и нижние конечности, может быть мочеиспускание и дефекация. Может отсутствовать при тяжелом поражении мозгового ствола и спинного мозга.

До 3-4 месяцев

Рефлекс
Галанта

Если провести пальцем вдоль позвоночника сверху вниз новорождённый изгибает спину, образуется дуга, открытая в сторону раздражителя. Нога на соответствующей стороне часто разгибается в тазобедренном и коленном суставах. Может отсутствовать при спинальной травме.

Вызывается с 5-6 дня жизни, сохраняется до 3-4 месяцев.

Надсегментарные позотонические автоматизмы

Миелоэнцефальные позотонические автоматизмы замыкаются на продолговатый мозг, их сохранение при поражении полушарий ко 2 полугодию жизни препятствует дальнейшему овладению двигательными навыками.

Лабиринтный тонический рефлекс

В положении на спине преобладает тонус сгибателей, в положении на животе – разгибателей. Сменяется лабиринтным установочным рефлексом.

До 2 месяцев

Симметричный шейный тонический рефлекс

В положении на спине сгибание головы вызывает сгибание рук и разгибание ног, разгибание головы вызывает противоположные изменения тонуса.

До 1,5-2,5 месяцев

Ассиметричный шейный тонический рефлекс Магнуса-Клейна

Поворот головы вызывает повышение тонуса разгибателей (больше рук) с той же стороны, сгибателей — с другой. Сохранение этого рефлекса после 6 месяцев (поза фехтовальщика) наблюдается при ДЦП. Наиболее выражен у недоношенных.

До 3-4 месяцев

Мезэнцефальные установочные автоматизмы развиваются параллельно редукции миелоэнцефальных рефлексов, связаны со средним мозгом, обеспечивают выпрямление туловища и развитие двигательных функций.

Туловищная выпрямительная реакция

При прикосновении стоп к опоре наблюдается выпрямление головы.

С 1-1,5 месяцев

Верхний лабиринтный установочный рефлекс Ландау

Ребёнок в положении на животе или при горизонтальном подвешивании поднимает голову и верхнюю часть туловища, опираясь руками.

С 3-4 месяцев

Нижний лабиринтный установочный рефлекс Ландау

В положении на животе или при горизонтальном подвешивании разгибает и поднимает ноги (поза ласточки). Происходит смена флексорного тонуса конечностей на экстензорный, что является антигравитационной реакцией.

С 5-6 месяцев

Простые шейный и туловищный установочные рефлексы

При пассивном и активном повороте головы в ту же сторону поворачивается туловище, что позволяет ребёнку переворачиваться со спины набок. Сменяется цепным установочным рефлексом к 6-7 месяцам.

Появляется с 1-2 месяцев, хорошо выражен к 3-4 месяцам.

Шейный и туловищный цепные установочные рефлексы

При повороте головы в туже сторону последовательно поворачиваются плечевой пояс, затем туловище и тазовый пояс, что дает возможность повернуться со спины на бок, а затем на живот, с живота на спину, сесть, встать на четвереньки и принять вертикальную позу.

Появляется к 4-6 месяцам, отчётливо выражен в 5-7 месяцев

Другие рефлексы

Кернига симптом

Невозможность пригнуть подбородок к груди из-за гипертонуса шейных разгибателей. Симптом Брудзинского также может быть положительным.

До 4-6 месяцев

Бабинского

рефлекс

При штриховом касании пальцем по боковой поверхности стопы от пятки к мизинцу происходит веерообразное разведение пальцев с тыльным разгибанием большого пальца. Спонтанный, выраженный и ассиметричный рефлекс может свидетельствовать о центральном парезе или угнетении головного мозга.

Умерено выраженный рефлекс может выявляться у здоровых детей на 1 году жизни.
 
        

Статико-моторное развитие

Основными достижениями статико-моторного развития ребёнка считаются способность сидеть (садиться), стоять с поддержкой, ползать, ходить с опорой (поддержкой), стоять и ходить самостоятельно. Ниже приведены средние и крайние сроки овладения ребёнком данными навыками.

Держать голову – 3 месяца (2-4 месяцев).

Направленное движение рук (тянется к игрушке) – 4 месяца (2,5-5,5 месяцев).

Переворачиваться со спины на живот – 5 месяцев (3,5-6,5 месяцев).

Сидеть – 6 месяцев (5-8 месяцев).

Ползанье – 7 месяцев (5-9 месяцев).

Целенаправленное хватание – 8 месяцев (5,5-10 месяцев).

Вставать – 9 месяцев (6-11 месяцев).

Шагать с поддержкой – 9,5 месяцев (6,5-12,5 месяцев).

Самостоятельное стояние – 10,5 месяцев (8-13 месяцев).

Самостоятельная ходьба – 11,5 месяцев (9-14 месяцев).

Указанные сроки имеют значительный индивидуальный диапазон, на который влияют многие эндогенные и экзогенные факторы. Значение имеет питание, особенности ухода и социальные условия. Для оценки моторного развития необходимо учитывать анамнез, неврологическое и соматическое состояние. Если ребёнок не сидит в 6 месяцев – это вариант нормы; если посадка отсутствует в 7 месяцев – это не доказывает, что он отстаёт в развитии, но даёт повод для прицельного осмотра ребёнка врачом; если способность самостоятельно садиться не развивается к 8 месяцам – это уже задержка моторного развития.

Психо-речевое развитие

На 1 году жизни в периоде доречевого развития выделяют период гуления (2-5 месяцев) и лепета (5-9 месяцев). Гуление характеризуется певучим произношением преимущественно гласных звуков, вначале спонтанным, затем – усложняющимся по структуре, приобретающим разнообразную эмоциональную окраску и обращённость ко взрослому. Лепет представляет собой слоги, не имеющие словесного оформленного значения, которые вначале характеризуется спонтанным повторением звуковых сочетаний, затем (с 7-8 месяцев) – многократным повторением звукосочетаний произнесённых взрослым. С 9 до 12 месяцев на основе лепета появляются первые слова. К 1 году ребёнок обычно активно использует до 10 слов (слоговых) и понимает до 20 слов.

Выделяют активную речь (произношение слов) и пассивную (понимание обращённой речи).

Развитие речи имеет широкий индивидуальный диапазон. О задержке речевого развития можно говорить на 2-3 году жизни. У части детей вследствие индивидуальных особенностей развития на 2 и даже 3 году жизни активная речь может быть очень ограничена или отсутствовать, при этом в последующем эти дети имеют нормальное развитие. Пассивная речь у них, как правило, развита лучше. Тем не менее, дети у которых активная речь отсутствует к 3 году жизни, требуют консультации специалистов, возможно – проведения корригирующих методик.

По данным ВОЗ до 25% 4 летних детей имеют серьёзные нарушения речевого развития. Нарушение развития речи может сочетаться с общим отставанием психического развития, но в ряде случаев нарушение речи изолированно и его коррекция может способствовать общему развитию. Нарушение речевого развития может иметь парциальный характер и затрагивать только артикуляцию и произношение (дисартрия, дислалия), грамматический строй (дислексия), письменную речь (дисграфия). Данные нарушения способны существенно нарушить обучение и социализацию ребёнка.

Источник

Темпы созревания личности малышей различны, но по нескольким параметрам они не должны отклоняться от нормы. Педиатры определяют нервно-психическое развитие у детей, руководствуясь различными критериями.

Родители могут проследить за ребенком, ориентируясь по представленной ниже таблице нормальных показателей в разные возрастные периоды жизни.

Развитие нервной системы в раннем возрасте

Личность человека начинает формироваться с самого раннего возраста. Функциональная незрелость головного мозга новорожденного обусловлена незаконченным развитием его тканей. Деятельность нервной системы у грудничка базируется на подкорковых центрах. По мере созревания коры головного мозга расширяются его функции. Совершенствование мышления происходит в процессе знакомства с окружающей средой.

При рождении вес мозга составляет в среднем 350 грамм. Уже к первому году жизни он увеличивается в 2,5 раза, а к 3-летнему возрасту достигает трехкратного размера.

Нейроны у грудных детей имеют мало отростков, что обусловливает их недостаточную функциональную активность. Дифференцировка клеток активизируется к 6 месяцам, а заканчивается в 8-летнем возрасте. Большие полушария формируются позже – к 10 годам. Спинной мозг достигает созревания к 2 годам жизни.

Нервно-психическое развитие детей (НПР) – это показатель зрелости мозговой деятельности. Проявляется условными рефлексами, двигательной активностью, приобретением навыков речи.

Мышечное развитие начинается сверху.

  1. Сначала ребенок учится удерживать взор на предметах.
  2. Затем появляется способность держать голову.
  3. Постепенно малыш приобретает навыки координации конечностей.
  4. Позже формируется движения тела.

Формирование детской психики

Взаимодействие ребенка с внешней средой происходит путем приобретения мыслительных, двигательных навыков, отличающихся в рамках каждого периода жизни.

Развитие психики претерпевает 4 этапа.

  1. Моторный период продолжается в грудном возрасте.
  2. Сенсорный этап – основа формирования психических реакций – сознания, мышления, внимания. Тянется от 1 до 3 лет. Привычки, приобретенные на протяжении первого года, сохраняются всю жизнь.
  3. Так называемый эффективный отрезок времени сохраняется от 3 до 12 лет, когда созревает индивидуальная личность. Совершенствуются моторные навыки. Усложняется речь. Дети приобретают знания из книг и фильмов, осваивают навыки труда – конструирование, лепку.
  4. Идеаторный этап длится с 12 до 14 лет и характеризуется формированием личных умозаключений, суждений. Преобладает абстрактное мышление.

Переход от одной стадии к другой сопровождается повышением чувствительности психики, ранимости личности. Кризисы отмечаются в 2–4 года, 7–8 лет и в пубертатном периоде. Эти фазы характеризуются возрастанием риска психических отклонений. Особое внимание необходимо уделить подросткам: выработка половых гормонов сопровождается эмоциональными всплесками, некоторые отличаются агрессивным поведением.

Показатели НПР ребенка до года

Показатели нормального развития детей от 10 дней до 3-летнего возраста оцениваются по основным линиям:

  • сенсорное;
  • двигательное;
  • эмоциональное;
  • речевое;
  • навыки, умения.

Критерии нормального развития ребенка – в таблице:

Возраст по месяцам.Сенсорные реакцииЭмоциональная сфераФизическая активностьРечь
ЗрительныеСлуховые
1Следит глазами за движущимися игрушкамиСлушает голосаУлыбается
2Долго рассматривает лица людей или игрушкиПоворачивает голову в сторону говорящего человекаУлыбается при общенииВ положении лежа на животике держит головуИздает звуки
3Сосредоточивает взор на лице мамы или предметахОживляется при общении с нимНаталкивается руками на висящие над ним игрушки
4Узнает маму и радуется ейПоворачивается головой к говорящему человеку, находящемуся вне поля его зрения, и находит егоСмеется во время разговора с нимБерет и держит игрушку рукойИздает отдельные звуки
5Различает знакомых и чужих людейОборачивается на звуки. Различает голоса и интонации близких людейРадуется в обществе детей, берет протянутую ему игрушкуЛежа на животике, поднимает голову, опираясь на ручки

При поддержке мамы упирается ножками о пол.

Может переворачиваться. Ест с ложки кашу любой консистенции

Подолгу воркует, гулит
6Узнает свое имяСидит без поддержки.

Перекладывает игрушки

Лепечет, имитирует речь
7Стучит и размахивает игрушками. Пытается брать мелкие предметыНа вопрос «где?» находит взглядом вещь
8Подражает движениям взрослых с игрушкамиАктивно ползает.

Придерживаясь за край кроватки, встает и опускается

Понимает слово «нет». Жестикулирует.
9.Выполняет плясовые движения под веселую музыкуПолзает навстречу другому ребенку. Передвигается по кроватке. Звенит погремушкой, стучит игрушками. Пьет из чашки, ест с ложки. Грызет корочку, которую удерживает рукойРеагирует на свое имя. Подолгу лепечет.

Произносит неосознанно слоги «ма-ма», «па-па».

10С удовольствием общается с другими детьмиМанипулирует игрушками, вынимает их из коробки и складывает в нее. Передвигается при помощи взрослыхНазывает родителей «мама» и «папа».

Ищет и дает игрушки

11Активно реагирует на других детей, радуетсяСтоит без поддержки.

Держась за перила, поднимается на небольшую горку. Пытается делать первые шаги.

Складывает кубики

Произносит отдельные новые слова
12Подолгу играет с куклами, машинками. Находит спрятанную игрушкуСамостоятельно ходит. Умышленно бросает игрушки.Повторяет за взрослыми слоги. Может произнести 5–10 слов

В возрасте до 1 года с малышом происходят большие изменения. Уже через 2 недели после рождения он учится улыбаться. Через месяц умеет держать голову, а к полугодию сидит. В конце первого года ребенок начинает ходить.

Во время ухода с грудничками надо разговаривать соответственно возрасту. Нервная система быстрее развивается у детей, с которым общается мать и другие члены семьи.

Наблюдение за ребенком до года

Оценка нервно-психического развития детей проводится с учетом функций:

  • безусловные рефлексы – глотание, сосание;
  • слуховые, зрительные, пищевые рефлексы;
  • эмоциональные факторы – улыбка, узнавание мамы, лепет.

Матери малыша на протяжении первого года следует обращать внимание на способность слышать и видеть, а также моторику пальцев. Если ребенок в своем возрасте отстает по 2–3 и более показателям из таблицы, не теряйте время.

Чем раньше обратиться к педиатру, тем эффективнее будет лечение. Комплексная терапия позволяют восстановить состояние детей любого возраста.

Критерии развития деток 1–2 лет

На втором году жизни специалисты ориентируются по 6 линиям, определяющих здоровье детей. Самым важным критерием является активная речь.

Показатели развития малышей представлены в таблице ниже.

Возраст1 год и 3 мес.1 год и 4–6 мес.1 год и 7–9 мес.1 год и 10 месяцев – 2 года
Сенсорное развитиеРазличает кубики по размеруРазличает формы – шар, кубик, кирпичОриентируется в размерах предметовПо просьбе находит 3 цвета
Понимание речиЗапоминает больше словОбъединяет карандаши по цвету, размеруПонимает сказку по картинкамПонимает рассказ на словах
Активная речьЛепечет и говорит короткими слогами: «би-би»Произносит простые словаОбъясняет действия словамиРазговаривает фразами из 2–3 слов
ДвижениеЕст густую едуЕст жидкие блюда ложкойСнимает обувь, шапкуОдевается при помощи взрослых
НавыкиДолго ходит без отдыха. Наклоняется, пятитсяПерешагивает через невысокие препятствияХодит по бордюруПреодолевает подряд несколько возвышенностей
ИгрыПовторяет знакомые действия – кормит куклу, надевает кольца на осьПовторяет движения, которые увидел раньшеСтроит скамейки, домикиПовторяет действия последовательно

Малыш от года до 2 лет уже накопил некоторые знания об окружающем мире, узнает знакомые места и людей. Приобретенные навыки он использует для познания жизни. Стремиться понюхать, попробовать на вкус, прощупать ручкой. Так он узнает качество предметов. Позвольте ребенку свободно действовать, не забывая об опасности в любой момент, особенно на улице.

Детям необходима помощь родителей для правильного нервно-психического здоровья. Ребенок развивается гораздо быстрее, если с ним общаются родители, родственники.

Новые слова дети запоминают в процессе познания. Показывая предмет, назовите его несколько раз и поясните, зачем он нужен. Одевая малыша, разговаривайте с ним. Например, скажите, что шапка нужна, чтобы согреть голову на улице. У папы есть такая же, но она большая, потому что он тоже большой.

Мама и папа должны разговаривать с ребенком несложными фразами с правильным произношением. Употреблять детские «синонимы» слов не стоит, ведь если малышу часто говорить «ням-ням», то он нескоро выучит слово «есть».

Как определить здоровье ребенка от 2 до 3 лет?

Критерии здоровья помогут разобраться, как развивается ваш малыш. Здоровье детей оценивается по 6 главным линиям. Таблица определяет степень активности ребенка 2–3 лет по нескольким параметрам.

Сфера развития2 года и 6 мес.2 года и 6 мес. – 3 г.
Сенсорное развитиеСобирает предметы четырех главных цветов. Различает фигуры по формеЗнает и называет 4 цвета по картинкам
Активная речьСоставляет фразы из 5–6 слов. Часто пользуется вопросом «где?». Повторяет и учит короткие стишки. Использует в разговоре больше 300 слов.Задает много вопросов «почему?», «где?». Называет себя «я». Запоминает стихи и песни. Словарный запас приближается к 1000 слов
Двигательная активностьБегает, идет по лестнице, меняя ноги. Перешагивает через палку, поднятую на высоте 30 смСтоит на одной ноге.

Уровень палки или натянутой веревки, через которую может перешагнуть малыш, поднят до 35 см

НавыкиОдевается, но не может застегивать пуговицы. Ест, не размазывая пищу по столуОдевается сам, завязывает шнурки, частично застегивает пуговицы. Моет руки, ходит в туалет
ИгрыСамостоятельно строит домики из кубиков. Активно играет с детьми. Лепит из пластилина и рисует карандашом предметы.Рисует окружность, крест. Закрашивает картинки. Строит из 9 кубиков. Убирает игрушки. Ездит на 3-колесном велосипеде.

Как помогают родители?

Учитывая развитие психики, ребенку нужна помощь родителей для усвоения новых слов. С малышом следует чаще общаться. Называя предмет, расскажите о нем. Например: «Вот едет трамвай. Он везет много людей». Во время занятий по рисованию объясните, что это за животное, какие звуки издает. У детей слова ассоциируются с предметом. Когда мама говорит: «Давай порисуем», – он приносит карандаши и альбом.

Обучающие песенки в игровой форме сильно облегчают запоминание многих слов и выражений. Несколько раз повторяя, малыши позже могут сами допеть, услышав знакомую мелодию.

Незаменимым помощником развития малышей были раньше и остаются по сей день книги. Читайте не только перед сном, но и днем. Обсуждайте прочитанный текст. Задавайте вопросы, правильно ли поступил герой сказки. Таким путем вы совершенствуете речь, воображение, умение логически мыслить.

В раннем возрасте малыши отличаются подвижностью, проявляют активный интерес к окружающему миру. Уже в 2 года и 5 месяцев дети стремятся общаться со сверстниками. Игры, с научной точки зрения, сильно влияют на психическое развитие малышей. Физические движения не только развивают тело, но и напрямую влияют на умственные способности. Играйте с малышом в догонялки, прятки – вы увидите поразительный результат.

К 3-летнему возрасту мозг маленького человечка сформирован. Для расширения познавательных способностей ребенку нужно помочь не только готовыми развивающими наборами типа «Конструктор». Познавательные развлечения можно организовать дома из подручных предметов. Детям нравятся игры «Наперсток», «Веселый мешок» или «Одно к другому».

Самостоятельные действия малыша с игрушками, даже очень интересными, мало чему научат. Присоединившись к игре, создадите благоприятную почву для совершенствования детских способностей.

Развивает внимание игра «Карлики и великаны». Мама говорит ребенку, что сейчас будет рассказывать сказку. В тот момент, когда она произнесет слово «карлики», малыш присядет, а на слове «великаны» – подпрыгнет.

Детям важно тренировать мелкую моторику пальцев. Для этого подходит лепка из пластилина, рисование. Ребенку интересны творческие виды деятельности – вырезание, склеивания бумаги. Эти действия развивают воображение. Пальчиковые игры совершенствуют мелкую моторику, улучшают движения кисти. Кроме того, такие упражнения связаны с центром речи в мозге – совершенствуется способность разговаривать.

Наблюдение за развитием детей старше 2 лет

В этом возрасте важен контроль психического развития. Маме рекомендуется обращать внимание на поведение и настроение ребенка. Если, ориентируясь по таблице, вы заметили отклонения по нескольким параметрам, обязательно сообщите участковому педиатру.

Наблюдение за формированием психики ребенка 2–3 лет осуществляет также медсестра кабинета здоровья в поликлинике. При этом уровень развития оценивается по 4 группам:

  1. дети без отклонений или с опережающими навыками по 1–2 критериям;
  2. отстающие на 1 эпикризный срок или по 2–3 параметрам;
  3. с задержкой на 2 периода;
  4. отстающие от сверстников на 3 эпикризных периода.

Первые три группы означают развитие без отклонений от нормы, а четвертая считается пограничной. После результатов оценки педиатры дают родителям рекомендации по соответствующей линии. Это может быть обучение определенным навыкам, движениям, работа на эмоциональном уровне.

Некоторые дети нуждаются в усилении моторики рук – умения захватывать предметы. При отставании слуха рекомендуются игрушки со звуком. Если малыш плохо ползает, ему следует больше находиться в манеже или просто на полу.

При определении нервно-психического статуса у детей школьного возраста врачи ориентируются по специальным шкалам и таблицам. Подростку предлагается ответить на ряд вопросов соответственно возрасту. Результаты опроса сопоставляются с мнением родителей и патронажных медсестер.

Развитие ребенка в каждом возрасте имеет свои особенности. Дети отличаются между собой по степени активности, однако если малыш отстает по нескольким показателям соответственно таблице, посетите педиатра. После выполнения рекомендаций специалистов нервно-психический статус, как правило, восстанавливается.

Источник