Нервно психическое развитие ребенка до года

Нервно психическое развитие ребенка до года thumbnail

Каждый малыш индивидуален, и темпы развития у всех детей тоже очень разные. Какие-то навыки могут опережать приведенные ниже нормы развития , а другие, наоборот, отставать. Тем не менее, отставание развития ребенка на большой срок или сразу по многим параметрам должно служить сигналом к тому, что его развитию следует уделить повышенное внимание.
 
1 месяц
 
Движения глаз становятся координированными, ребенок фиксирует взгляд на ярких предметах и лице взрослого.
Резкий звук вызывает вздрагивание и мигание; намечается слуховое сосредоточение.
Малыш начинает издавать какие-то неопределенные звуки; появляется улыбка в ответ на разговор взрослого; крик приобретает некоторый эмоциональный оттенок.
Попытки удержать голову прямо при вертикальном положении тела удаются ребенку на несколько секунд.
Лежа на животе, он пытается приподнимать и удерживать голову.
Потягивается.
Упирается ножками, поддерживаемый под мышки
 
Феномен ползания и тонический рефлекс рук держатся.
Спит около 20 часов в сутки.
 
2 месяц
 
Отчетливо выявляется способность зрительного и слухового сосредоточения; ребенок гораздо лучше следит глазами за двигающимся предметом, поворачивает голову на человеческий голос, прекращает сосание при показывании ему яркого предмета.
Рассматривает висящие над ним игрушки (над грудью примерно на расстоянии 50-70 см).
Малыш хорошо поднимает голову и при лежании на животе приподнимает грудь; удерживает 1-1,5 минуты голову в вертикальном положении; поддерживаемый под мышки, долго стоит ,не подгибая ножек.
Исчезают симптом ползания и тонический рефлекс рук.
Эмоциональные реакции становятся более разнообразными: малыш улыбается в ответ на улыбку, разговор, тормошение и т.д.; гулит более определенно.
Начинает удерживать предметы всей рукой. Таким образом, двигательные реакции приобретают некоторую целесообразность.
 
3 месяц
 
Ребенок зрительно сосредоточивается и следит за предметом, находясь в вертикальном положении более длительное время — 5-6 минут.
Четко улавливает направление звука, поворачивая голову в сторону последнего.
Наблюдавшееся ранее «беспорядочное искание» ртом материнской груди сменяется открыванием рта при приближении к груди, при виде бутылочки или ложечки (условный рефлекс).
В ответ на разговор взрослого с ним проявляет радость: улыбкой, оживленными движениями рук и ног, звуками (комплекс оживления).
Случайно наталкивается руками на игрушку, низко висящую над его грудью.
Поддерживаемый под мышки, крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренном суставе, в твердую поверхность.
Лежа на животе, малыш приподнимает туловище, опираясь на локти и предплечья; сидит при поддержке за таз; переворачивается со спины на бок; свободно держит голову.
Движения рук становятся свободными и целесообразными: он тянет предметы в рот, ощупывает пеленку, тянется к игрушкам и т.д.
Ребенок иногда узнает мать.
Смеется в хорошем настроении и криком выражает неудовольствие, если его оставляют одного или укладывают в кроватку, когда он не хочет спать.
Гуление становится разнообразным.
Музыкальные звуки вызывают у малыша положительные эмоции.
 
4 месяц
 
Лежа на животе, ребенок хорошо следит за движущимся предметом, ощупывает материнскую грудь, реагирует своим поведением на незнакомое лицо.
Во время кормления придерживает руками бутылочку или грудь матери.
Во время бодрствования часто улыбается, издает громкие звуки, много двигается (комплекс оживления).
Громко смеется, когда с ним играют.
Исчезает физиологическая гипертония мышц ног.
Движения становятся более дифференцированными и более свободными: приподнимаясь на руках, малыш опирается только на ладони; поворачивается со спины на живот; делает «мост»; хватает, гладит и удерживает предметы.
Рассматривает, ощупывает и захватывает висящие над его грудью игрушки.
Гуление становится более длительным, появляются певучие и гортанные звуки.
Неудовольствие выражается хныканьем.
 
5 месяц
 
Ребенок отлично знает мать, по-разному реагирует на знакомые и чужие лица, не берет чужую грудь, уверенно хватает предметы и тянет их в рот.
Различает тон, с которым к нему обращаются.
Во время бодрствования подолгу певуче гулит.
Малыш хорошо сидит, придерживаясь за что-нибудь руками, но при сидении его спина может быть сильно согнута (симптом «складного ножа»).
Взятый под мышки, ребенок стоит прямо, не подгибая ножек; делает попытки стянуть накинутую на лицо пеленку.
В каждой руке удерживает по одному предмету не менее 20-30 секунд.
 
6 месяц
 
Ребенок переворачивается с живота на спину, сидит без поддержки, пытается ползать на четвереньках, поднимается на ножки при подтягивании его за руки; поддерживаемый за грудь, делает первые попытки переступать.
Хватает предметы одной рукой, размахивает погремушкой, поднимает выпавшую из рук игрушку, сбрасывает пеленку с лица.
Эмоциональные проявления более разнообразны.
Первые попытки произносить слоги — «ба»,»ма» и т.д.
Хорошо ест с ложки, снимая пищу губами.
 
7 месяц
 
Ребенок тянется к своему отражению в зеркале.
Сам поднимает и тянет в рот бутылочку, выпавшую при кормлении.
Поднимается на четвереньки; ползает; самостоятельно сидит; встает на колени, цепляясь руками за сетку манежа; поддерживаемый под мышки, хорошо переступает.
Движения становятся более целеустремленными.
Малыш перекладывает предмет из руки в руку, постукивает игрушкой об игрушку и т.д.
Многие движения имеют вполне определенный эмоциональный оттенок: ребенок тянется с рук на руки, протягивает руки матери и знакомым.
Появляются повторения слогов — «ба-ба-ба», «ма-ма-ма» и т.д.
На вопрос «где?» ищет и находит взглядом предмет (неоднократно называемый и постоянно находящийся в определенном месте).
 
8 месяц
 
Ребенок интересуется своим отражением в зеркале, улыбается ему, ищет взглядом нужный предмет, выражает мимикой удивление и интерес при виде новых предметов.
Он уже самостоятельно садится и из сидячего положения ложится; встает, цепляясь за барьер.
Стоит, придерживаемый за одну ручку; поддерживаемый за обе руки и цепляясь за спинку кроватки, делает попытки ходить.
По просьбе взрослого выполняет разученные с ним движения («ладушки», «до свидания», «дай ручки» и т.д.).
Во время бодрствования долго занимается с игрушками.
Ест сухарик, который сам держит в руке; пьет из чашки, которую держит взрослый.
 
9 месяц
 
Малыш ищет спрятанный под пеленку или упавший предмет; делает попытки стоять без опоры и переходить от одного предмета мебели к другому, слегка придерживаясь за них руками.
Хорошо ходит, поддерживаемый за обе руки; садится из вертикального положения; встает на колени.
Для ребенка в этом возрасте оказываются доступными некоторые элементарные движения: собирает мелкие предметы, достает кубики из коробки; следит за падением бросаемых предметов; щелкает языком, стараясь привлечь внимание взрослого, и т.д.
Подражает взрослому — повторяет за ним слоги.
На вопрос «где?» отыскивает несколько знакомых предметов, независимо от их местоположения.
Знает свое имя — оборачивается на зов.
С предметами обращается по-разному в зависимости от их свойств: катает шар, вынимает один предмет из другого, сжимает и разжимает резиновую игрушку.
Хорошо пьет из чашки, которую держит взрослый, и сам слегка придерживает ее руками.
 
10 месяц
 
Ребенок стоит и поднимается без опоры; хорошо ходит вдоль опоры и делает попытки ходить за одну ручку; подражает движениям взрослых; открывает и закрывает дверцы; берет мелкие предметы двумя пальцами; не отдает отбираемую у него игрушку и т.д.
Малыш называет отдельными, но всегда одними и теми же слогами различные предметы, например, собаку -»ав», корову -»му» и т.д.; произносит наиболее легкие слова — «мама»,»баба»;выполняет простые требования; понимает запрещение.
Входит на лесенку (3-4 ступеньки) держась за перила.
 
11 месяц
 
Употребляет первые слова-обозначения («ав-ав», «кис-кис», «дай»).
Некоторые слова в речи взрослого начинают приобретать обобщенный характер (на вопрос «где киса?» приносит и дает плюшевую, меховую, резиновую игрушку-кошку).
По предложению взрослого выполняет разученные действия с сюжетными игрушками (покачай лялю, покажи у кисы глазки).
Овладевает новыми действиями с предметами: накладывает один кубик на другой, разбирает и собирает пирамидку.
Стоит самостоятельно.
Пытается снять носок; приседает без опоры; нагибается при поднимании предмета без приседания; хорошо ходит за руку.
 
12 месяц
 
Легко подражает новым слогам, употребляет около 10 слов.
Увеличивает запас понимаемых слов, понимает по слову (без жеста) названия нескольких предметов, разученных действий и знает имена нескольких взрослых и детей (где мама? где Таня? как ляля пляшет? покорми кису и т.д.).
Указывает части тела, выполняет большое количество требований.
Самостоятельно ходит (встает, идет, садится — все самостоятельно и не от предмета к предмету).
Пьет из чашки, сам держит ее.
 
Растите здоровыми!

Читайте также:  Духовное развитие ребенка дошкольного возраста

Нервно психическое развитие ребенка до 1 года Основные показатели и величины

Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.

Источник

Каждый ребенок индивидуален и развивается в своем темпе. Кто-то в годик уже начал говорить, а кто-то молчит практически до 2 лет. Как определить, нормально ли идет развитие или ребенку необходимо сводить к специалисту. Педиатры создали условные критерии нормального развития ребенка до 1 года.

• в десять дней малыш удерживает в поле зрения движущийся предмет;

• в 1 месяц — прислушивается к звукам, голосу мамы, в этом возрасте он первый раз улыбается, лежа на животе, малыш уже пытается поднимать и держать голову;

• в 2 месяца — произносит отдельные звуки (гуление), долго следит за движущийся игрушкой, отвечает улыбкой на разговор с ним;

• в 3 месяца — уже может долго лежать на животе, опираясь на предплечья, высоко поднимать голову и удерживать ее в вертикальном положении;

• в 4 месяца малыш оживляется, увидев маму. Громко смеется, когда к нему обращаются, гулит. Может долго рассматривать и захватывать висящую над кроваткой игрушку;

• в 5 месяцев — отличает родных и чужих, различает интонации мамы — строгую, ласковую. Уже может брать игрушку из рук, ловко переворачиваться, стоять при поддержке. В этот период пытается кушать с ложки полугустую пищу;

• в 6 месяцев — малыш перекладывает игрушку из одной руки в другую. Переворачивается с живота на спину и обратно, пробует ползти, начинает произносить отдельные слоги – лепечет, пытается пить изкружки;

• в 7 месяцев — стучит игрушкой, хорошо ползает, сам сидит, на вопрос «где?» находит взглядом названный предмет;

• в 8 месяцев — может долго заниматься игрушками: катать, стучать, малыш уже встает в кроватке, любит погрызть что-то: яблоки, хлеб и пр;

Читайте также:  Что такое периоды развития ребенка

• в 9 месяцев — узнаёт близких и знакомых и радуется знакомым лицам; переходит от предмета к предмету, придерживаясь за них руками, многократно повторяет слоги;

• в 10 месяцев — «влезает» на диван, ступеньку, ящик. По просьбе «дай» находит и даёт знакомые предметы. Ходит с поддержкой за одну руку;

• в 11 месяцев — радуется приходу детей, стоит самостоятельно, пробует делать первые шаги, произносит простые слова – мама, баба, дай;

• в 12 месяцев — узнаёт на фото знакомого человека. Сам повторяет разученные действия — кормит куклу, катает машинку. Самостоятельно ходит, пытается держать кружку, ест густую пищу. Легко подражает новым словам, произносит 8—12 слов.

Психологи отмечают, что несмотря на малый возраст, у ребенка в 1 год уже формируются индивидуальные особенности, темперамент, простейшие навыки и вкусы.

Развитие зрения и слуха

Уже в первые дни после рождения ребенок может фиксировать взгляд на объектах, находящихся в его поле зрения, при этом, малыш способен передвигать взгляд за движущимися предметами.

На десятый-пятнадцатый день ребенок способен дольше удерживать движущийся предмет в поле зрения. А со второго месяца жизни он сосредоточивает взгляд на неподвижном предмете. Со временем малыш начинает следить за многими движущимися объектами и окружающими его людьми.

С трехнедельного возраста ребенок прислушивается к звукам. К пяти определяет направление звука и поворачивает головку в сторону его источника. Малыш уже по-разному может реагировать на разную интонацию обращения.

В четыре месяца ребенок узнает маму, а в пять отличает родных от незнакомых.

Эмоции

Изначально ребенок может выражать только негативные эмоции — плакать или кричать, испытывая какой-либо дискомфорт — например, малыш кричит, если хочет кушать, болит живот и пр. При помощи эмоций ребенок сообщает маме о своем состоянии, самочувствии, потребностях.

На второй-третьей неделе малыш внимательно осматривает лицо мамы и ее руки, пытается ощупывать грудь. На втором месяце малыш улыбается, когда взрослые к нему приближаются и разговаривают с ним. С третьего — ребенок начинает смеяться. У малыша появляется реакция на приближение взрослого человека – он вскидывает ручки, перебирает ножками и радостно гулит.

К четырем-пяти месяцам малыш уже реагирует на знакомых и незнакомых, отличает маму от других взрослых, радуется, когда мама приходит и плачет, когда уходит.

Со временем малыш начинает интересоваться незнакомыми людьми. Причем, кроме бурной радости он уже может показывать и негативные эмоции — недовольство, страх. Не стоит переживать, если малыш плачет при виде чужого человека – это нормальное поведение ребенка. Чем старше ребенок, тем сильнее он выражает свои эмоции.

К девяти месяцам эмоциональная жизнь малыша становится ярче и богаче, эмоции усиливаются. Контакт с незнакомыми людьми теперь устанавливается сложней, часто малознакомые вызывают стеснение и робость. Однако, благодаря любопытству малыша, налаживание отношений продвигается медленно, осторожно и успешно.

Общие движения

На втором-третьем месяцах жизни ребенок делает первые дифференцированные движения ручками. Малыш приближает руки к глазам и носу, потирает их, подносит к лицу и рассматривает, изучает. С трех-трех с половиной месяцев он щупает свои руки, перебирает пальцами край пеленки, одеяла и пр. Наталкиваясь на мелкие игрушки, в этом возрасте малыш сжимает кисть в кулак и толкает игрушку, не хватая ее.

В пять месяцев движения рук малыша становятся более целенаправленными, однако, все еще ребенок совершает много лишних движений. Например, захватывая игрушки, малыш двигает и ножками, и туловищем, при этом, сама хватающая рука также совершает много лишних движений. Только к 8-9 месяцам формируются более целенаправленные движения рук.

Развитие речи

Месяца в два ребенок начинает произносить отдельные звуки – “а-а-а”, “е-е-е”. К четырем-пяти месяцам формируется длительное гуление, произносимых звуков становится больше.

В семь месяцев появляется лепечет – ребенок начинает во время гуления произносить слоги – “ба-ба-ба”, “да-да-да”, “ма-ма-ма”. Малыш может подолгу “разговаривать” подобным способом на радость и восторг родителей.

В семь-восемь месяцев ребенок понимает некоторые составляющие речи взрослых и даже может устанавливать связь между услышанным и конкретным образом. Так, на вопрос “Где мама?”, он поворачивает голову и смотрит в сторону мамы.

В 10-11 месяцев обычно малыш начинает произносить первые простые слова, как правило, состоящие из однообразных слогов: ма-ма, па-па, дя-дя, ба-ба или упрощенные звуковые подражания — кс-кс, гав-гав и пр.

К году ребенок уже произносит 10-12 слов, знает названия детских игрушек, имена близких, несколько просьб – дай, покажи, закрой, понимает слова -“надо” и “нельзя”.

Читайте также:  Схема развития ребенка до 3 лет

Так, по мнению педиатров, в норме происходит развитие младенца. Конечно, понятие нормы здесь очень условное, все же необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, оценивая его уровень развития.

Однако, если Вы заметили явные отклонения, лучше сразу записаться на консультацию к неврологу и психологу.

Источник

92%
родителей обращаются
к нам повторно

1357
доступных
исследований

        Каждый ребенок индивидуален, и темпы развития у всех детей тоже разные. Какие-то навыки могут опережать приведенные ниже нормы, а другие, наоборот, отставать. Родители, помните, что отставание развития ребенка на большой срок или сразу по многим параметрам должно служить сигналом к тому, что его развитию следует уделить повышенное внимание.

10 дней 

  • удерживает в поле зрения движущийся предмет,
  • вздрагивает и моргает при резком звуке.

1 месяцНервно психическое развитие ребенка до года

  • сосредотачивает взгляд на неподвижном предмете,
  • начинает плавно прослеживать  движущийся предмет,
  • прислушивается к звуку, голосу взрослого, 
  • первая улыбка в ответ на разговор взрослого, 
  • лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову,
  • издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним.

2 месяца

  • длительно сосредотачивает взгляд на неподвижном предмете или на лице взрослого,
  • длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым, 
  • поворачивает голову при длительном звуке, 
  • лежа на животе, приподнимается и удерживает голову,
  • произносит отдельные звуки.

3 месяца  

  • сосредотачивает взгляд в вертикальном положении на лице говорящего с ним  (взрослого или игрушке), 
  • комплекс оживления при общении с ним, 
  • несколько минут лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову, 
  • удерживает голову в вертикальном положении на руках взрослого.

4 месяца

  •  узнает мать, радуется ей,
  • находит глазами невидимый источник звука,  
  • громко смеется в ответ на обращение,
  • захватывает висящую игрушку,
  • придерживает руками грудь матери или бутылочку во время кормления, 
  • активно гулит.

5 месяцев

  • отличает близких людей от чужих (по-разному реагирует),
  • узнает голос матери,различает строгую и ласковую интонацию, обращенной к нему,
  • четко берет игрушку из рук взрослого, удерживает игрушку в руке, 
  • переворачивается со спины на живот, передвигается, переставляя руки и немного ползая,
  • ровно и устойчиво стоит при поддержке под мышки,
  • подолгу певуче гулит,
  • ест с ложки полугустую пищу.

6 месяцевНервно психическое развитие ребенка до года

  • по-разному реагирует на свое и чужое имя,
  • свободно берет игрушку из разных положений и подолгу занимается ею, 
  • перекладывая из одной руки в другую,
  • ползает, сидит, 
  • произносит отдельные слоги (начало лепета), 
  • хорошо ест с ложки, снимая пищу губами.

7 месяцев

  • игрушкой стучит, размахивает, бросает,
  • на вопрос «Где?» находит глазами предмет, находящийся постоянно в определенном месте,
  • сам садится, хорошо ползает,
  • подолгу лепечет,
  • пьет из чашки, которую держит взрослый.

8 месяцев

  • игрушками занимается долго и разнообразно, подражает действиям взрослого, 
  • сам садится и ложится, встает, переступает, держась за барьер, стоит и опускается,
  • на вопрос «Где?» находит несколько предметов, находящихся на постоянных местах,
  • по просьбе взрослого выполняет разученные раннее действия («Ладушки»),
  • громко, четко и повторно произносит отдельные слоги,
  • ест корочку хлеба, держа ее в руке, пьет из чашки, которую держит взрослый.

9 месяцев

  • повторяет плясовые движения на мелодию (если дома поют и пляшут с ним),
  • выполняет различные действия с предметами в зависимости от их свойств (катает, открывает, гремит и.т.д.),
  • переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за ними руками, 
  • на вопрос «Где?» находит несколько знакомых предметов независимо от их местоположения,
  • знает свое имя,
  • подражает взрослому, повторяет за ним слоги, манеру его речи, интонации,
  • пьет из чашки, слегка придерживая ее руками,
  • спокойно относится к высаживанию на горшок.

10 месяцев

  • самостоятельно или по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушками действия: (вкладывает, открывает, закрывает и  др.,)
  • идет вперед с поддержкой за обе руки,
  • по просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы,
  • подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги.

11 мес яцев

  • овладевает новыми движениями и начинает выполнять их по команде взрослого: накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень,
  • стоит самостоятельно, делает первые самостоятельные шаги, 
  • первые обобщения в понимаемой речи (дает все машины, все часы, куклы),
  • появляются первые слова, обозначения («дай», «мама», «би-би», «ав» и др.).

12 месяцевНервно психическое развитие ребенка до года

  •  узнает на фотографии знакомого взрослого,
  • выполняет самостоятельно разученные действия с игрушками (катает, кормит, возит и пр.),
  • переносит действия, разученные с одним предметом на другой (всех кормит, всех водит, всех баюкает и пр.),
  • ходит самостоятельно без опоры,
  • знает имена взрослых,
  • выполняет поручения: «принеси», «найди», «отдай»,
  • понимает слово «нельзя»,
  • произносит 10 облегченных слов,
  • самостоятельно пьет из чашки.

Врач – детский невролог ДМЦ «ПЛЮС» Лигунова Диана Михайловна.

Записаться на прием

Перезвоним
и запишем
вас на прием

Нам очень важно Ваше мнение

Как вы относитесь к интернет-консультациям с врачом?

Источник