Нервно психическое развитие ребенка 5 лет тесты

Нервно психическое развитие ребенка 5 лет тесты thumbnail

Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуально; Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребенка начинает на­полняться противоречиями: он стремится к само­стоятельности и в то же время не может справить­ся с задачей без помощи взрослого, он любит близ­ких, они для него очень значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничений свободы. По отношению к окружающим у ребенка фор­мируется собственная внутренняя  позиция, кото­рая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых.

Активность и неутомимость малышей в этом воз­расте проявляются в постоянной готовности к деятельности. Ребенок уже умеет гордиться успехами своих действий, критически оценить результаты своего труда. Формируется способность к целеполаганию: он может более четко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия. В этом возрасте ребенок воспринимает предмет без попытки его обследования. Его восприятие при­обретает способность более полно отражать окру­жающую действительность.

На основе наглядно-действенного к 4-м годам на­чинает формироваться наглядно-образное мышле­ние. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто». Как и в раннем возрасте, в 3—4 года преоблада­ет воссоздающее воображение, т. е. ребенок спосо­бен лишь воссоздать образы, почерпнутые из ска­зок и рассказов взрослого. Большое значение в раз­витии воображения играют опыт и знания ребен­ка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источни­ков, реального и сказочного. Фантастические об­разы,  возникающие у малыша, эмоционально на­сыщены и реальны для него.

Память дошкольника 3—4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельнос­тью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее то, что запомнилось, сохраняется надолго.

Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.

В эмоциональном плане сохраняются те же тен­денции, что и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное со­стояние продолжает зависеть от физического ком­форта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, поэтому; характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны. И все же эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.

В 3—4 года дети начинают усваивать правила  взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.

 Возраст 3-х лет характеризуют как «трудный».! Его «трудность» состоит в том, что, начиная отделять себя от близких взрослых, ребенок проявляет все возрастающую строптивость.

«Кризис 3-х лет» — определение условное, так как временные рамки кризиса гораздо шире. У од­них детей он может начаться в 2 года 10 месяцев, а у других — в три с половиной года.

Первым свидетельством начала кризиса может служить появление негативизма, когда ребенок перестает беспрекословно выполнять просьбы взрос­лых. С одной стороны, попытки отделить свое «Я» и формирование своих собственных желаний — тенденция прогрессивная. Но с другой, при объективном отсутствии умения высказать свое мнение, ма­лыш выбирает наиболее доступный способ: противопоставление себя взрослым. Единственная цель ребенка — дать понять окружающим, что у него есть своя точка зрения и все должны с ней счи­таться.

2-ая младшая группа детского сада (3-4 лет)

Познавательная деятельность: воображение,  память,  внимание,  восприятие, математические способности, логика.

Эмоционально-волевая сфера: половозрастная идентификация,  мальчик – девочка.

Деятельность –  сюжетная игра, развитие моторика, коммуникативные навыки в общении со сверстниками

После 4 лет ребенка начинает интересовать не просто какое-либо явление само по себе, а причи­ны и следствия его возникновения. Поэтому глав­ным вопросом для ребенка 4-х лет становится воп­рос «почему?».

Ребенок развивается, становится более вынос­лив физически. Это стимулирует развитие вынос­ливости психологической. Снижается утомляе­мость, фон настроения выравнивается, становится более стабильным, менее подверженным перепадам.

В этом возрасте сверстник становится более зна­чим и интересен. Ребенок стремится к партнерству в играх, ему уже неинтересно играть «рядом». Начинают складываться предпочтения по полово­му признаку. Игровые объединения становятся более или менее устойчивыми.

Активно развивающаяся потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, проявляю­щаяся в любознательности и любопытстве ребен­ка, позволяет ему выходить за пределы непосред­ственно ощущаемого. Другими словами, ребенок с помощью словесного описания может представить то, что никогда не видел. Большим шагом вперед является развитие способности выстраивать умо­заключения, что является свидетельством отрыва мышления от непосредственной ситуации.

Зависимость внимания от эмоциональной насы­щенности и интереса к ним сохраняется. Но раз­вивается устойчивость и возможность произволь­ного переключения.

Читайте также:  Психолого педагогическая характеристики процесса развития ребенка младшего школьного в

Уменьшается чувствительность к физическому дискомфорту.

Продолжает активно развиваться фантазирова­ние, в процессе которого ребенок включает себя и своих близких в цепь самых невероятных событий. Грамотное использование взрослыми этих возмож­ностей ребенка будет способствовать его нравствен-; ному и познавательному развитию. Необходимо обсуждать с ребенком его фантазии, включаться в них, предлагать повороты сюжетной линии, давать нравственные оценки поступкам героев.

Следует обратить внимание на то, что в возрас­те 4—5-ти лет недостатки воспитания ребенка на­чинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.

Средняя группа детского сада (4-5 лет)

Познавательная деятельность: воображение,  память,  внимание,  восприятие, математические способности, логика.

Эмоционально-волевая сфера: самосознание, самооценка.

Деятельность – игра, моторика, коммуникативные навыки в общении со взрослыми.

Источник

Психические функции и социальное поведение

Показатели развития

Соответствуют норме

С отклонениями

4 года

1. Мышление и речь. Специальные задания

Умеет группировать предметы по классам: мебель, посуда, одежда, животные, птицы и др.

Группирует предметы по несущественному признаку, например по цвету.

2. Моторика.

Специальные задания

Общая: умеет подпрыгивать одновременно на двух ногах, на месте и продвигаясь вперед. Ручная: всегда или иногда застегивает пуговицы самостоятельно. Всегда или иногда самостоятельно завязывает шнурки.

Не умеет подпрыгивать на месте и продвигаясь вперед: отталкивается одной ногой или не отрывается от пола. Никогда не застегивает пуговицы и не завязывает шнурки самостоятельно.

3. Внимание и память.

Специальные задания

Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многократных повторений, но в целом успешно.

Рассеян, невнимателен, часто «отключается». С трудом и непрочно запоминает стихи.

4. Социальные контакты. Наблюдение, опрос.

Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры.

Часто ссорится с детьми, обижается, дерется, избегает других детей; любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе.

5. Психическое здоровье (опрос)

Без отклонений.

Наличие отклонений сомато-вегетативного, эмоционального, психомоторного характера.

5 лет

1. Мышление и речь. Специальные задания

Умеет составить по картинке рассказ из нескольких предложений. Правильно отвечает на вопрос, как герой попал в данную ситуацию.

Составляя рассказ, не может ответить на вопрос, как герой попал в данную ситуацию. Не понимает смысла картинки, перечисляет действия героя вместо пересказа сюжета.

2. Моторика.

Специальные задания

Умеет прыгать на месте на одной ноге и продвигаясь вперед. Одевается и раздевается полностью самостоятельно всегда или почти всегда.

Не умеет прыгать на месте на одной ноге. Никогда полностью не одевается и не раздевается самостоятельно или делает это очень редко.

3. Внимание и память.

Специальные задания

Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многократных повторений, но в целом успешно.

Рассеян, невнимателен, часто отвлекается, «отключается». С трудом и непрочно запоминает стихи.

4. Социальные контакты. Наблюдение, опрос.

Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры.

Часто ссорится с детьми, обижается, дерется, избегает других детей; любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе.

5. Психическое здоровье (опрос)

Без отклонений.

Наличие отклонений сомато-вегетативного, эмоционального, психомоторного характера.

6 лет

1. Мышление и речь. Специальные задания

Умеет составить по картинке рассказ с развитием сюжета, отразив в нем события прошлого, настоящего и будущего. Допустимы наводящие вопросы.

При рассказе не может ответить на вопрос, как герой попал в данную ситуацию, чем все завершится.

2. Моторика.

Специальные задания

Общая: умеет прыгать в длину с места с результатом не менее 70 см.  Ручная: умеет аккуратно закрасить круг диаметром 2 см не более чем за 70 с.

Не умеет прыгать в длину с места или показывает результат менее 70 см. Неаккуратно закрашивает круг (часто и грубо пересекает линию, много больших пробелов) или тратит на это более 70 с.

3. Внимание и память.

Специальные задания

Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многократных повторений, но в целом успешно.

Рассеян, невнимателен, часто отвлекается, «отключается». С трудом и непрочно запоминает стихи.

4. Социальные контакты. Наблюдение, опрос.

Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры.

Часто ссорится с детьми, обижается, дерется, избегает других детей; любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе.

5. Психическое здоровье (опрос)

Без отклонений.

Наличие отклонений сомато-вегетативного, эмоционального, психомоторного характера.

Читайте также:  Развитие моторных функций ребенка в онтогенезе

Источник

Все больший интерес ребенка 5-ти лет направ­ляется на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому ана­лизу и сравнению со своими собственными. Под воздействием этих оценок представления ребенка о Я-реальном ( какой я , какой я по отношениям ко мне родителей) и Я-идеальном ( какой я, каким я могу быть хорошим?) дифференцируются более четко.

К этому периоду жизни у ребенка накапливает­ся достаточно большой багаж знаний, который про­должает интенсивно пополняться. Ребенок стремит­ся поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С другой сто­роны, широкий кругозор ребенка может являться фактором, позитивно влияющим на его успешность среди сверстников.

Происходит дальнейшее развитие познаватель­ной сферы личности ребенка-дошкольника.

Развитие произвольности и волевых качеств по­зволяют ребенку целенаправленно преодолевать определенные трудности, специфичные для дошколь­ника. Также развивается соподчинение мотивов (например, ребенок может отказаться от шумной игры во время отдыха взрослых).

Появляется интерес к арифметике и чтению. Ос­новываясь на умении представлять что-либо, ребе­нок может решать простые геометрические задачи.

Ребенок уже может запомнить что-либо целе­направленно.

Кроме коммуникативной, развивается планирую­щая функция речи, т. е. ребенок учится последова­тельно и логически выстраивать свои действия (формирование самоконтроля и регуляции), рас­сказывать об этом. Развивается самоинструктирова­ние, которое помогает ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности.

Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: эмоциональные, моральные, эстетические.

К эмоциональным чувствам можно от­нести:

— любопытство;

— любознательность;

— чувство юмора;

— удивление.

К эстетическим чувствам можно отнести:

— чувство прекрасного;

— чувство героического.

К моральным чувствам можно отнести:

— чувство гордости;

— чувство стыда;

— чувство дружбы.

На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на при­знание, выраженное в стремлении получить одоб­рение и похвалу, подтвердить свою значимость.

Достаточно часто в этом возрасте у детей появ­ляется такая черта, как лживость, т. е. целена­правленное искажение истины. Развитию этой чер­ты способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий взрослый чрезмерной строгостью или негативным отношением блокиру­ет развитие у ребенка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто и оградить себя от напа­док, ребенок начинает придумывать оправдания сво­им оплошностям, перекладывать вину на других.

Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребенок уз­нает, осмысливает и интерпретирует нравственные! нормы и правила. У ребенка необходимо формировать привычку нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и включе­ние в них детей в процессе повседневной жизни.

У детей старшего дошкольного возраста к 7 годам, уже сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отно­шений. Эта компетентность проявляется прежде всего в способности принимать собственные ре­шения на основе имеющихся знаний, умений и навыков.

У ребенка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и само­стоятельность в решении социальных и бытовых задач.

При организации совместных игр использует до­говор, умеет учитывать интересы других, в неко­торой степени сдерживать свои эмоциональные порывы.

Развитие произвольности и волевого начала про­является в умении следовать инструкции взросло­го, придерживаться игровых правил. Ребенок стре­мится качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось.

Попытки самостоятельно придумать объяснения различным явлениям свидетельствует о новом этапе развития познавательных способностей. Ребенок ак­тивно интересуется познавательной литературой, символическими изображениями, графическими схемами, делает попытки использовать их само­стоятельно. Детям старшего дошкольного возраста свой­ственно преобладание общественно значимых мо­тивов над личностными.   В процессе усвоения нрав­ственных норм и правил формируется активное отношение к собственной жизни, развивается эмпатия, сочувствие.

Самооценка ребенка старшего дошкольного воз­раста достаточно адекватна, более характерно ее завышение, чем занижение. Ребенок более объек­тивно оценивает результат деятельности, чем по­ведение.

В 6—7 лет развивается наглядно-образное мыш­ление с элементами абстрактного. Тем не менее, ребенок еще испытывает затруднения в сопостав­лении сразу нескольких признаков предметов, в выделении наиболее существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков мысли­тельной деятельности на решение новых задач.

У старшего дошкольника воображение нужда­ется в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, сти­хи), в создании рисунков, лепке и т. д.

Читайте также:  Ребенок в 1год задержка развития

Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению.

Психологическая готовность к школе.

Компоненты психологической готовности

Содержательная характеристика

Интеллектуальная готовность

Наличие широкого кругозора и запаса знании.

Сформированность начальных умений учебной деятельности.

Аналитическое мышление (способность постижения признаков и связей между явлениями, способность действовать по образцу).

Логическое запоминание.

Развитие мелкой моторики и сенсомоторной координации.

Умение выделять учебную задачу и переводить ее в самостоятельную цель деятельности.

Развитие фонематического слуха

Личностная готовность

Принятие новой социальной позиции.

Позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности, самому себе.

Развитие познавательных критериев, любознательности.

Развитие желания ходить в школу.

Произвольное управление своим поведением.

Объективность самооценки.

Потеря «детскости», непосредственности

Социально-психологическая готовность

Гибкое владение способами установления взаимоотношений.

Развитие потребности в общении.

Умение подчиняться правилам и нормам.

Умение действовать совместно, согласовывать свои действия.

Эмоционально-волевая готовность

Развитие «эмоционального предвосхищения» (предчувствие и переживание отдаленных последствий своей деятельности).

Эмоциональная устойчивость.

Сформированность не боязни трудностей. Самооценка.

Умение ограничивать эмоциональные порывы.

 Умение систематически выполнять задания.

Источник

Проведение обследования:

Выберите пункт, соответствующий хронологическому возрасту вашего ребенка. Причем, если малышу четыре года и пять месяцев, выбирается пункт, соответствующий четырем, а не четырем с половиной годам. На листе проставьте плюсы против тех вопросов, на которые вы можете дать положительные ответы, и минусы, если ответы отрицательные.

4 ГОДА

Общая осведомленность. Назвать свое имя, фамилию, пол; вопрос о половой принадлежности
задавать в следующей форме: “Ты девочка или мальчик?”; (положительная оценка –
все названо правильно).

Общая понятливость. Назвать несколько показываемых предметов и обобщающее слово (как это можно назвать одним словом?); положительная оценка – правильно названо обобщающее слово (обувь, одежда, посуда, транспорт).

Концентрация внимания. Назвать три цифры (послушай внимательно, сейчас я назову три цифры: 3, 8, 5 – повтори); положительная оценка – правильно названы все три числа.

Практическое математическое мышление. Сосчитать 4 предмета (посчитай, сколько перед тобой кубиков); положительная оценка – сосчитал правильно и без подсказок.

Индуктивное мышление. Знание простейших геометрических форм: круга и квадрата (какой формы мяч?, какой формы окно?); положительная оценка – из трех вопросов два правильных ответа.

Опыт восприятия. Сравнить длину линий (подготовьте комплект из трех линий или полос бумаги разной длины, трижды покажите ребенку по две из них. Вопрос: “Какая длиннее?”); положительная оценка – при двух правильных ответах.

5 ЛЕТ

Общая осведомленность. Какое сейчас время года, время суток (утро, день, вечер); положительная оценка – все названо правильно.

Общая понятливость. Понимание простейших причинно-следственных отношений (почему мама стирает одежду?); задается один вопрос; положительная оценка – при правильном ответе.

Концентрация внимания. Использование знаний об абстрактных геометрических формах (посмотри внимательно и назови, какие есть вокруг нас круглые и квадратные предметы); два правильно названных предмета – положительная оценка.

Практическое математическое мышление. Сосчитать несколько предметов с переходом через десяток (до 15); ( сосчитай, сколько здесь кубиков).

Индуктивное мышление. Назвать назначение предметов обихода (за- чем нужен стол, стул, ручка, кастрюля?). Сразу показывайте три предмета или картинки с их изображениями); положительная оценка – правильно объясняется назначение двух предметов.

Опыт восприятия. Различение основных цветов (какого цвета карандаш?”. Показывайте красный, синий, желтый); положительная оценка – при безошибочном ответе.

Интерпретация результатов :

Если вы не поставили ни одного минуса, уровень психического развития ребенка соответствует возрастной норме.

Имеется два минуса и более – развитие малыша проходит своеобразно, несколько иначе, чем у большинства сверстников. Поэтому рекомендуется консультация детского психолога, который даст конкретные советы по воспитанию и обучению ребенка.

Если минус только один – переходим к дополнительному обследованию.

Дополнительное обследование

Ребенок тестируется по пункту, который соответствует предыдущему возрастному периоду:
если крохе меньше четырех лет, тогда – минус полгода; если малышу больше четырех
лет – минус один год. Порядок проведения такой же, как и в основном обследовании.

Если среди ответов нет ни одного минуса, уровень психического развития соответствует возрастной норме.

Имеется хотя бы один минус – рекомендуется консультация психолога.

Р.S. Не забывайте: если вашему крохе недавно исполнилось четыре года, а он пока не научился, скажем, считать до четырех, не паникуйте.
Ведь для освоения этого навыка у малыша есть еще целый год!

Автор: Валерия КУКСА – детский психолог

Источник