Нервно псих развитие ребенка до года

Нервно псих развитие ребенка до года thumbnail

Каждый малыш индивидуален, и темпы развития у всех детей тоже очень разные. Какие-то навыки могут опережать приведенные ниже нормы развития , а другие, наоборот, отставать. Тем не менее, отставание развития ребенка на большой срок или сразу по многим параметрам должно служить сигналом к тому, что его развитию следует уделить повышенное внимание.
 
1 месяц
 
Движения глаз становятся координированными, ребенок фиксирует взгляд на ярких предметах и лице взрослого.
Резкий звук вызывает вздрагивание и мигание; намечается слуховое сосредоточение.
Малыш начинает издавать какие-то неопределенные звуки; появляется улыбка в ответ на разговор взрослого; крик приобретает некоторый эмоциональный оттенок.
Попытки удержать голову прямо при вертикальном положении тела удаются ребенку на несколько секунд.
Лежа на животе, он пытается приподнимать и удерживать голову.
Потягивается.
Упирается ножками, поддерживаемый под мышки
 
Феномен ползания и тонический рефлекс рук держатся.
Спит около 20 часов в сутки.
 
2 месяц
 
Отчетливо выявляется способность зрительного и слухового сосредоточения; ребенок гораздо лучше следит глазами за двигающимся предметом, поворачивает голову на человеческий голос, прекращает сосание при показывании ему яркого предмета.
Рассматривает висящие над ним игрушки (над грудью примерно на расстоянии 50-70 см).
Малыш хорошо поднимает голову и при лежании на животе приподнимает грудь; удерживает 1-1,5 минуты голову в вертикальном положении; поддерживаемый под мышки, долго стоит ,не подгибая ножек.
Исчезают симптом ползания и тонический рефлекс рук.
Эмоциональные реакции становятся более разнообразными: малыш улыбается в ответ на улыбку, разговор, тормошение и т.д.; гулит более определенно.
Начинает удерживать предметы всей рукой. Таким образом, двигательные реакции приобретают некоторую целесообразность.
 
3 месяц
 
Ребенок зрительно сосредоточивается и следит за предметом, находясь в вертикальном положении более длительное время — 5-6 минут.
Четко улавливает направление звука, поворачивая голову в сторону последнего.
Наблюдавшееся ранее «беспорядочное искание» ртом материнской груди сменяется открыванием рта при приближении к груди, при виде бутылочки или ложечки (условный рефлекс).
В ответ на разговор взрослого с ним проявляет радость: улыбкой, оживленными движениями рук и ног, звуками (комплекс оживления).
Случайно наталкивается руками на игрушку, низко висящую над его грудью.
Поддерживаемый под мышки, крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренном суставе, в твердую поверхность.
Лежа на животе, малыш приподнимает туловище, опираясь на локти и предплечья; сидит при поддержке за таз; переворачивается со спины на бок; свободно держит голову.
Движения рук становятся свободными и целесообразными: он тянет предметы в рот, ощупывает пеленку, тянется к игрушкам и т.д.
Ребенок иногда узнает мать.
Смеется в хорошем настроении и криком выражает неудовольствие, если его оставляют одного или укладывают в кроватку, когда он не хочет спать.
Гуление становится разнообразным.
Музыкальные звуки вызывают у малыша положительные эмоции.
 
4 месяц
 
Лежа на животе, ребенок хорошо следит за движущимся предметом, ощупывает материнскую грудь, реагирует своим поведением на незнакомое лицо.
Во время кормления придерживает руками бутылочку или грудь матери.
Во время бодрствования часто улыбается, издает громкие звуки, много двигается (комплекс оживления).
Громко смеется, когда с ним играют.
Исчезает физиологическая гипертония мышц ног.
Движения становятся более дифференцированными и более свободными: приподнимаясь на руках, малыш опирается только на ладони; поворачивается со спины на живот; делает «мост»; хватает, гладит и удерживает предметы.
Рассматривает, ощупывает и захватывает висящие над его грудью игрушки.
Гуление становится более длительным, появляются певучие и гортанные звуки.
Неудовольствие выражается хныканьем.
 
5 месяц
 
Ребенок отлично знает мать, по-разному реагирует на знакомые и чужие лица, не берет чужую грудь, уверенно хватает предметы и тянет их в рот.
Различает тон, с которым к нему обращаются.
Во время бодрствования подолгу певуче гулит.
Малыш хорошо сидит, придерживаясь за что-нибудь руками, но при сидении его спина может быть сильно согнута (симптом «складного ножа»).
Взятый под мышки, ребенок стоит прямо, не подгибая ножек; делает попытки стянуть накинутую на лицо пеленку.
В каждой руке удерживает по одному предмету не менее 20-30 секунд.
 
6 месяц
 
Ребенок переворачивается с живота на спину, сидит без поддержки, пытается ползать на четвереньках, поднимается на ножки при подтягивании его за руки; поддерживаемый за грудь, делает первые попытки переступать.
Хватает предметы одной рукой, размахивает погремушкой, поднимает выпавшую из рук игрушку, сбрасывает пеленку с лица.
Эмоциональные проявления более разнообразны.
Первые попытки произносить слоги — «ба»,»ма» и т.д.
Хорошо ест с ложки, снимая пищу губами.
 
7 месяц
 
Ребенок тянется к своему отражению в зеркале.
Сам поднимает и тянет в рот бутылочку, выпавшую при кормлении.
Поднимается на четвереньки; ползает; самостоятельно сидит; встает на колени, цепляясь руками за сетку манежа; поддерживаемый под мышки, хорошо переступает.
Движения становятся более целеустремленными.
Малыш перекладывает предмет из руки в руку, постукивает игрушкой об игрушку и т.д.
Многие движения имеют вполне определенный эмоциональный оттенок: ребенок тянется с рук на руки, протягивает руки матери и знакомым.
Появляются повторения слогов — «ба-ба-ба», «ма-ма-ма» и т.д.
На вопрос «где?» ищет и находит взглядом предмет (неоднократно называемый и постоянно находящийся в определенном месте).
 
8 месяц
 
Ребенок интересуется своим отражением в зеркале, улыбается ему, ищет взглядом нужный предмет, выражает мимикой удивление и интерес при виде новых предметов.
Он уже самостоятельно садится и из сидячего положения ложится; встает, цепляясь за барьер.
Стоит, придерживаемый за одну ручку; поддерживаемый за обе руки и цепляясь за спинку кроватки, делает попытки ходить.
По просьбе взрослого выполняет разученные с ним движения («ладушки», «до свидания», «дай ручки» и т.д.).
Во время бодрствования долго занимается с игрушками.
Ест сухарик, который сам держит в руке; пьет из чашки, которую держит взрослый.
 
9 месяц
 
Малыш ищет спрятанный под пеленку или упавший предмет; делает попытки стоять без опоры и переходить от одного предмета мебели к другому, слегка придерживаясь за них руками.
Хорошо ходит, поддерживаемый за обе руки; садится из вертикального положения; встает на колени.
Для ребенка в этом возрасте оказываются доступными некоторые элементарные движения: собирает мелкие предметы, достает кубики из коробки; следит за падением бросаемых предметов; щелкает языком, стараясь привлечь внимание взрослого, и т.д.
Подражает взрослому — повторяет за ним слоги.
На вопрос «где?» отыскивает несколько знакомых предметов, независимо от их местоположения.
Знает свое имя — оборачивается на зов.
С предметами обращается по-разному в зависимости от их свойств: катает шар, вынимает один предмет из другого, сжимает и разжимает резиновую игрушку.
Хорошо пьет из чашки, которую держит взрослый, и сам слегка придерживает ее руками.
 
10 месяц
 
Ребенок стоит и поднимается без опоры; хорошо ходит вдоль опоры и делает попытки ходить за одну ручку; подражает движениям взрослых; открывает и закрывает дверцы; берет мелкие предметы двумя пальцами; не отдает отбираемую у него игрушку и т.д.
Малыш называет отдельными, но всегда одними и теми же слогами различные предметы, например, собаку -»ав», корову -»му» и т.д.; произносит наиболее легкие слова — «мама»,»баба»;выполняет простые требования; понимает запрещение.
Входит на лесенку (3-4 ступеньки) держась за перила.
 
11 месяц
 
Употребляет первые слова-обозначения («ав-ав», «кис-кис», «дай»).
Некоторые слова в речи взрослого начинают приобретать обобщенный характер (на вопрос «где киса?» приносит и дает плюшевую, меховую, резиновую игрушку-кошку).
По предложению взрослого выполняет разученные действия с сюжетными игрушками (покачай лялю, покажи у кисы глазки).
Овладевает новыми действиями с предметами: накладывает один кубик на другой, разбирает и собирает пирамидку.
Стоит самостоятельно.
Пытается снять носок; приседает без опоры; нагибается при поднимании предмета без приседания; хорошо ходит за руку.
 
12 месяц
 
Легко подражает новым слогам, употребляет около 10 слов.
Увеличивает запас понимаемых слов, понимает по слову (без жеста) названия нескольких предметов, разученных действий и знает имена нескольких взрослых и детей (где мама? где Таня? как ляля пляшет? покорми кису и т.д.).
Указывает части тела, выполняет большое количество требований.
Самостоятельно ходит (встает, идет, садится — все самостоятельно и не от предмета к предмету).
Пьет из чашки, сам держит ее.
 
Растите здоровыми!

Читайте также:  Развитие ребенка от1 года до 2 лет

Нервно психическое развитие ребенка до 1 года Основные показатели и величины

Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.

Источник

Гармоничное развитие психомоторных навыков ребенка – тема, которая волнует каждого родителя. Не все новоиспеченные мамы и папы знают, какими умениями должен обладать малыш к 1 году. Пролить «свет» на сложившуюся ситуацию поможет известный в педиатрии календарь, на который ориентируются детские врачи.

Развитие моторики

Развитие моторики

Что такое психомоторное развитие

Психомоторное развитие ребенка представляет собой совокупность умений и навыков, которые включают в себя сенсорные реакции, статику, моторику, становление речевого аппарата и социальную активность. Моторные и нервно-психические функции малыша тесно взаимосвязаны друг с другом.

Важно! Из-за задержки становления двигательного аппарата может возникнуть психическая патология.

Чтобы не тормозить формирование психомоторных навыков, необходимо тщательно следить за развитием чада.

Отличия в развитии мальчиков и девочек

Формирование психомоторных навыков у девочек и мальчиков происходит неравномерно.

Важно! Разница в развитии составляет около 4-х недель.

Девочка и мальчик

Девочка и мальчик

Среди основных отличий можно выделить:

  1. Физическое развитие девочек проходит быстрее. Мальчики позже начинают ходить, разговаривать, высаживаться на горшок.
  2. Познание мира у девочек происходит намного спокойнее. Мальчики к году начинают громко шуметь, разбрасывать игрушки. Девочки предпочитают спокойное времяпрепровождение в детской комнате вместе с любимыми куклами.
  3. Мальчики появляются на свет наименее зрелыми. Поэтому им труднее дается послушание. Девочки с удовольствием отзываются на просьбы родителей, мальчики чаще выражают протест на требования близких.

Показатели психомоторного развития детей первого года жизни

Оценка психомоторики малыша до года осуществляется в 2 этапа. Сначала анализируется психическое состояние ребенка:

  • учитывается социальная адаптация малыша и психо реакции;
  • дается оценка речевому аппарату.

На втором этапе исследуются моторные навыки ребенка:

  • умение использования рук;
  • общие движения тела.

Календарь психомоторного развития до года

Оценить психомоторное развитие ребенка от рождения до 1 года по месяцам поможет календарь, составленный экспертами ВОЗ, согласно главным критериям.

Развитие до года

Развитие до года

Календарь психомоторного развития ребенка возрастом до одного года

Возраст малыша
(в месяцах)
Показатели нервно-психического развития
1Спустя один месяц жизни, ребенок начинает:

• кратковременно фиксировать взгляд на ярких и блестящих игрушках;
• вздрагивать при громких звуках;
• пытаться держать головку, находясь в положении, лежа на животе;
• издавать звуки в ответ на беседу с ним;
• улыбаться взрослым.

2В 2 месяца малыш уже может:

• произносить отдельные звуки;
• поднимать головку и удерживать ее не менее 5 секунд;
• длительное время сосредотачивать взгляд на неподвижном предмете или лице взрослого;
• поворачивать голову в поиске источника звука.

3Для 3-х месячного чада характерны следующие проявления:

• ребенок может лежать длительное время на животе, опираться на предплечье и высоко держать голову;
• малыш дает обратную связь взрослым во время общения: улыбается, оживленно двигает руками и ногами, издает звуки на подобии «агу»;
• трехмесячный ребенок тянется к предметам, которые находятся на расстоянии 10-15 см;
• малыш способен долго фиксировать взгляд на игрушках и лицах.

4В четырехмесячном возрасте ребенок может:

• узнавать маму;
• находить глазами источник шума;
• громко смеяться в ответ на обращение к нему;
• рассматривать и брать в руки игрушки;
• поддерживать руками материнскую грудь во время кормления;
• слегка переворачиваться набок или спину.

5В 5 месяцев малыш способен:

• отличить близких людей от чужих;
• узнавать материнский голос, в том числе различать ласковую и строгую интонацию;
• радоваться встречи с взрослыми;
• брать игрушки из рук родителей;
• произносить отдельные слова;
• без труда принимать пищу из ложечки;
• стоять на носочках при поддержке за подмышечные впадины.

6Шестимесячный ребенок умеет:

• брать предметы, находясь в любом положении;
• переворачиваться на спину из лежачего положения лицом вниз;
• произносить слоги;
• отличать собственное имя от других;
• «проситься» на руки.

7В 7 месяцев малыш без труда:

• вертит в руках игрушки, стучит ими;
• ползает;
• находит взглядом нужные предметы, особенно, если взрослый человек спрашивает об этом в беседе;
• пьет из кружки;
• стоит на ножках и «пританцовывает» при поддержке за подмышку.

8Восьмимесячный ребенок способен:

• самостоятельно садиться и ложиться;
• громко говорить различные слоги, такие как «Ма», «Па», «Ба»;
• держать хлеб в руке во время еды;
• смеяться и реагировать на речь, в том числе кивать головой в знак протеста или согласия;
• наблюдать за действиями других людей.

9В 9-месячном возрасте малыш может:

• спокойно высаживаться на горшок;
• подражать взрослым, повторяя за ними слоги, которые присутствуют в его «арсенале»;
• находить предметы, которые располагаются в разных местах;
• оборачиваться, услышав собственное имя;
• ходить, держась за мебель;
• взаимодействовать с предметами: открывать, закрывать, стучать ими;
• подражать действиям других детей;
• «танцевать» под музыку вместе с взрослыми;
• выполнять простые просьбы: «дай мячик», «положи игрушку».

10В 10 месяцев ребенок способен:

• повторять за взрослым ранее незнакомые слоги;
• произносить первые слова;
• находить по просьбе взрослых нужные игрушки;
• ходить по ступенькам;
• повторять действия взрослых, например, разговаривать по телефону;
• выполнять по просьбе разученные действия: открывать, закрывать, складывать;
• играть вместе с другими малышами.

11В 11-месячном возрасте ребенок умеет:

• компоновать слова для удовлетворения собственных потребностей, например: «дай мячик», «мама, пить»;
• самостоятельно стоять и ходить без опоры;
• выполнять действия, о которых просит взрослый: одевать куклу, нанизывать кольца на стержень, формируя пирамиду;
• махать руками в знак прощания или приветствия.

12Для годовалого малыша характерны следующие психомоторные навыки:

• ребенок без труда пьет из детской кружки, затем ставит ее на стол;
• легко выговаривает новые слоги, четко произносит около 10-и слов;
• малыш в этом возрасте уже знает взрослых по именам;
• в 12 месяцев ребенок уверенно ходит без опоры;
• в 1 годик чадо способно по фотографии узнать знакомые лица;
• ребенок понимает значение слов «не трогай», «нельзя»;
• умеет играть с куклами и машинками без посторонней помощи.

Читайте также:  Центр развития ребенка 3 грязовец

Как определить нормальное развитие младенца

Наиболее интенсивное развитие психомоторных функций происходит в первые 12 месяцев жизни малыша. Чтобы следить за формированием интеллектуальных и сенсорных навыков, педиатры советуют ежемесячно сравнивать показатели ребенка с установленными нормами. Прописаны они в календаре психомоторного развития.

Нет ли отклонений

Не все дети развиваются в одинаковом темпе, так как каждый малыш индивидуален. Поэтому не следует переживать, если некоторые психомоторные реакции чада немного опережают или, наоборот, отстают от тех, что прописаны в календаре.

Игра – хороший стимул для формирования умений

Игра – хороший стимул для формирования умений

Результаты оценки могут зависеть от:

  • комфорта;
  • настроения;
  • самочувствия;
  • окружения.

Отставание малыша на 1 месяц и меньше не считается симптомом болезни. Однако родителям нужно начать использовать дополнительные стимулы, чтобы «довести» показатели до условной нормы. В том случае, если положительной динамики наблюдаться не будет, следует показать ребенка врачу-неврологу.

Частота сверки показателей

Для каждого возраста существует свой интервал сверки показателей по календарю:

  • до года оценивать развитие психомоторных функций необходимо с интервалом в 30 дней;
  • с 12 месяцев до 3-х лет достаточно проверять навыки 1 раз в 3 месяца;
  • с 3-летнего возраста до 6 лет – 1 раз в полгода.

Постоянное наблюдение за малышом позволит на ранней стадии выявить задержку развития. Своевременно назначенное лечение позволит минимизировать неприятные последствия.

Видео

Источник

Каждый ребенок индивидуален и развивается в своем темпе. Кто-то в годик уже начал говорить, а кто-то молчит практически до 2 лет. Как определить, нормально ли идет развитие или ребенку необходимо сводить к специалисту. Педиатры создали условные критерии нормального развития ребенка до 1 года.

• в десять дней малыш удерживает в поле зрения движущийся предмет;

• в 1 месяц — прислушивается к звукам, голосу мамы, в этом возрасте он первый раз улыбается, лежа на животе, малыш уже пытается поднимать и держать голову;

• в 2 месяца — произносит отдельные звуки (гуление), долго следит за движущийся игрушкой, отвечает улыбкой на разговор с ним;

• в 3 месяца — уже может долго лежать на животе, опираясь на предплечья, высоко поднимать голову и удерживать ее в вертикальном положении;

• в 4 месяца малыш оживляется, увидев маму. Громко смеется, когда к нему обращаются, гулит. Может долго рассматривать и захватывать висящую над кроваткой игрушку;

• в 5 месяцев — отличает родных и чужих, различает интонации мамы — строгую, ласковую. Уже может брать игрушку из рук, ловко переворачиваться, стоять при поддержке. В этот период пытается кушать с ложки полугустую пищу;

Читайте также:  Музыка средство физического развития ребенка

• в 6 месяцев — малыш перекладывает игрушку из одной руки в другую. Переворачивается с живота на спину и обратно, пробует ползти, начинает произносить отдельные слоги – лепечет, пытается пить изкружки;

• в 7 месяцев — стучит игрушкой, хорошо ползает, сам сидит, на вопрос «где?» находит взглядом названный предмет;

• в 8 месяцев — может долго заниматься игрушками: катать, стучать, малыш уже встает в кроватке, любит погрызть что-то: яблоки, хлеб и пр;

• в 9 месяцев — узнаёт близких и знакомых и радуется знакомым лицам; переходит от предмета к предмету, придерживаясь за них руками, многократно повторяет слоги;

• в 10 месяцев — «влезает» на диван, ступеньку, ящик. По просьбе «дай» находит и даёт знакомые предметы. Ходит с поддержкой за одну руку;

• в 11 месяцев — радуется приходу детей, стоит самостоятельно, пробует делать первые шаги, произносит простые слова – мама, баба, дай;

• в 12 месяцев — узнаёт на фото знакомого человека. Сам повторяет разученные действия — кормит куклу, катает машинку. Самостоятельно ходит, пытается держать кружку, ест густую пищу. Легко подражает новым словам, произносит 8—12 слов.

Психологи отмечают, что несмотря на малый возраст, у ребенка в 1 год уже формируются индивидуальные особенности, темперамент, простейшие навыки и вкусы.

Развитие зрения и слуха

Уже в первые дни после рождения ребенок может фиксировать взгляд на объектах, находящихся в его поле зрения, при этом, малыш способен передвигать взгляд за движущимися предметами.

На десятый-пятнадцатый день ребенок способен дольше удерживать движущийся предмет в поле зрения. А со второго месяца жизни он сосредоточивает взгляд на неподвижном предмете. Со временем малыш начинает следить за многими движущимися объектами и окружающими его людьми.

С трехнедельного возраста ребенок прислушивается к звукам. К пяти определяет направление звука и поворачивает головку в сторону его источника. Малыш уже по-разному может реагировать на разную интонацию обращения.

В четыре месяца ребенок узнает маму, а в пять отличает родных от незнакомых.

Эмоции

Изначально ребенок может выражать только негативные эмоции — плакать или кричать, испытывая какой-либо дискомфорт — например, малыш кричит, если хочет кушать, болит живот и пр. При помощи эмоций ребенок сообщает маме о своем состоянии, самочувствии, потребностях.

На второй-третьей неделе малыш внимательно осматривает лицо мамы и ее руки, пытается ощупывать грудь. На втором месяце малыш улыбается, когда взрослые к нему приближаются и разговаривают с ним. С третьего — ребенок начинает смеяться. У малыша появляется реакция на приближение взрослого человека – он вскидывает ручки, перебирает ножками и радостно гулит.

К четырем-пяти месяцам малыш уже реагирует на знакомых и незнакомых, отличает маму от других взрослых, радуется, когда мама приходит и плачет, когда уходит.

Со временем малыш начинает интересоваться незнакомыми людьми. Причем, кроме бурной радости он уже может показывать и негативные эмоции — недовольство, страх. Не стоит переживать, если малыш плачет при виде чужого человека – это нормальное поведение ребенка. Чем старше ребенок, тем сильнее он выражает свои эмоции.

К девяти месяцам эмоциональная жизнь малыша становится ярче и богаче, эмоции усиливаются. Контакт с незнакомыми людьми теперь устанавливается сложней, часто малознакомые вызывают стеснение и робость. Однако, благодаря любопытству малыша, налаживание отношений продвигается медленно, осторожно и успешно.

Общие движения

На втором-третьем месяцах жизни ребенок делает первые дифференцированные движения ручками. Малыш приближает руки к глазам и носу, потирает их, подносит к лицу и рассматривает, изучает. С трех-трех с половиной месяцев он щупает свои руки, перебирает пальцами край пеленки, одеяла и пр. Наталкиваясь на мелкие игрушки, в этом возрасте малыш сжимает кисть в кулак и толкает игрушку, не хватая ее.

В пять месяцев движения рук малыша становятся более целенаправленными, однако, все еще ребенок совершает много лишних движений. Например, захватывая игрушки, малыш двигает и ножками, и туловищем, при этом, сама хватающая рука также совершает много лишних движений. Только к 8-9 месяцам формируются более целенаправленные движения рук.

Развитие речи

Месяца в два ребенок начинает произносить отдельные звуки – “а-а-а”, “е-е-е”. К четырем-пяти месяцам формируется длительное гуление, произносимых звуков становится больше.

В семь месяцев появляется лепечет – ребенок начинает во время гуления произносить слоги – “ба-ба-ба”, “да-да-да”, “ма-ма-ма”. Малыш может подолгу “разговаривать” подобным способом на радость и восторг родителей.

В семь-восемь месяцев ребенок понимает некоторые составляющие речи взрослых и даже может устанавливать связь между услышанным и конкретным образом. Так, на вопрос “Где мама?”, он поворачивает голову и смотрит в сторону мамы.

В 10-11 месяцев обычно малыш начинает произносить первые простые слова, как правило, состоящие из однообразных слогов: ма-ма, па-па, дя-дя, ба-ба или упрощенные звуковые подражания — кс-кс, гав-гав и пр.

К году ребенок уже произносит 10-12 слов, знает названия детских игрушек, имена близких, несколько просьб – дай, покажи, закрой, понимает слова -“надо” и “нельзя”.

Так, по мнению педиатров, в норме происходит развитие младенца. Конечно, понятие нормы здесь очень условное, все же необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, оценивая его уровень развития.

Однако, если Вы заметили явные отклонения, лучше сразу записаться на консультацию к неврологу и психологу.

Источник