Нервная мать и психологическое развитие ребенка до года

Психика ребенка начинает формироваться еще в утробе матери и продолжает развиваться после рождения. Именно первый год жизни играет важнейшую роль в формировании не только физического, но и психологического, и эмоционального состояния вашего чада. Чтобы обеспечить ему развивающую среду, нужно понимать особенности развития психики новорожденного. Особенностям психологии развития ребенка от рождения до года и посвящена данная статья.

Плановые осмотры детей до года: график посещения врачей.

В конце статьи мы подготовили для вас доп. материал. Скачайте чек-лист “Психологическое развитие ребенка с рождения до трех лет”

Особенности психики новорожденных

После рождения малыш беспомощен, его мозг сформирован не до конца, потому выжить ему помогают только рефлексы: пищевые и безусловные, ориентировочные и защитные. Спустя пару недель начинают формироваться условные рефлексы, например, когда мама берет кроху на руки и придает ему позу для кормления.

Поскольку кора головного мозга младенца продолжает формироваться, его психика подчинена подкорковым центрам. В связи с этим физические ощущения новорожденного напрямую связаны с его эмоциями. Малыш не осознает границу между своим телом и окружающим миром. Для развития коры мозга новорожденного рекомендуются упражнения для фиксирования взгляда с использованием ярких погремушек достаточно сложной формы.

Важными вехами развития новорожденных детей являются проявления слухового и зрительного сосредоточения в ответ на общение с мамой или другими родственниками. Кульминацией же младенчества становится «комплекс оживления». Это яркая эмоциональная реакция на приближение мамы, которая включает концентрацию взгляда на мамином лице, улыбку и активные движения ручками и ножками. На этом период новорожденности заканчивается, и начинается этап младенчества, знаменующий потребность ребенка в общении со взрослыми.

Младенческая необходимость в общении

Младенчество начинается со второго или третьего месяца жизни новорожденного, когда он начинает осваивать навыки общения со взрослыми. Комплекс оживления при виде мамы эволюционирует и становится более бурным, а после достижения крохой четырехмесячного возраста постепенного угасает. Комплекс оживления выполняет сразу две функции.

  • он служит ответной реакцией на приближение взрослого.
  • он служит для активного привлечения внимания мамы, когда малютке требуется общение.

На этом этапе малыш воспринимает маму как целостную личность, независимо от ее одежды, настроения, действий и других признаков. Любовь младенца к маме безусловна, поскольку ребенок любит ее не за ее действия, а за то, что она есть в его жизни. Помните, что в этот период недостаток эмоционального и физического контакта с мамой может привести к серьезным задержкам в психологическом развитии ребенка.

На протяжении первого полугодия жизни младенец осваивает новые способы общения с окружающими людьми. При этом он использует все доступные ему способы, чтобы привлечь внимание взрослого. Малыш еще не различает интонации и соответствующие эмоции, направленные на него, потому на любое общение с мамой реагирует исключительно положительно. Единственным поводом для капризов и плача в этом возрасте может стать нехватка внимания и заботы со стороны взрослых.

В конце статьи мы подготовили для вас доп. материал. Скачайте чек-лист “Психологическое развитие ребенка с рождения до трех лет”

Психологи рекомендуют при общении с крохой располагать его так, чтобы он видел ваше лицо. Поддержание зрительного контакта в сочетании с ласковым тоном и словами из маминых уст значительно ускорят психологическое развитие малютки.

Общение с мамой и другими взрослыми оказывает огромное влияние на развитие психики младенца. Он начинает осознавать себя как независимое существо, благодаря чему формируется его самоощущение, которое позднее перерастет в самосознание. Именно положительное эмоциональное общение с взрослыми становится основой дальнейшего прогресса. В частности, усиливается детская тяга к познанию окружающего мира, начиная с ближайших предметов. Когда у крохи возникает интерес к различным объектами и развивается хватательный рефлекс, первая половина младенчества считается завершенной.

Развитие самосознания и речи у младенца

К шести месяцам малютка начинает активно познавать мир через окружающие предметы, одновременно изменяется и его отношение ко взрослым. Если раньше малышу было достаточно внимания и ласки, то теперь он жаждет совместной продуктивной деятельности. Взрослый рассматривается как партнер по играм, при этом младенец получает гораздо больше удовольствия от активной совместной деятельности. Если же мама просто наблюдает за малышом со стороны, кроха совершает гораздо меньше специфических действий, а значит, его развитие происходит медленнее. Прогресс ребенка тем заметнее, чем эффективнее происходит его сотрудничество со взрослыми, и тем крепче становится эмоциональная связь между ними.

Вместе с тем, на данном этапе изменяются и эмоции ребенка. Помимо положительной реакции на взрослого у него появляется и целая гамма негативных эмоциональных проявлений. Малыш учится злиться, грустить, тосковать, раздражаться. При этом младенец сохраняет привязанность к близким родственникам, а к незнакомым людям относится недоверчиво, иногда даже боится их.

Второе полугодие младенца особенно важно еще и потому, что в этом возрасте происходит подготовка к активной речи. У малютки улучшается слух, он много лепечет и пытается подражать звукам, которые произносят окружающие. Поэтому так важно постоянно разговаривать с крохой, читать ему книги, стихи, напевать простые песенки. Чем больше малыш будет слышать мамину речь, тем быстрее он научится говорить и тем активнее будет пополняться его словарный запас. Психологи рекомендуют вести с ребенком «беседы», отвечать на его лепетание и озвучивать свои действия, чтобы он учился связывать отдельные слова с предметами. Если вы живете в двуязычной среде или хотите поскорее начать обучение малыша иностранному языку, знакомьте младенца с обоими языками с первых дней. Уже в восемь месяцев детки теряют способность распознавать звуки, которые не используются в их родном языке.

К первому дню рожденья крошки уже имеют представление о себе, они могут узнавать свое отражение в зеркале. За счет активной игровой деятельности и частого контакта со взрослыми, малыши начинают понимать, что могут влиять на окружение за счет собственной активности.

Читайте также:  Как определить соответствие развития ребенка его возрасту

Именно возросшее самосознание младенца становится причиной кризиса первого года, который завершает этап младенчества и знаменует начало раннего детства. В основе первого возрастного кризиса лежит противостояние детского желания независимости и осознание своей беспомощности в отсутствии взрослых.

На протяжении первых шести месяцев для малыша жизненно важно общение с мамой, ее ласки и нераздельное внимание, позднее проявляется необходимость в совместной деятельности, а также подготовка к активной речи. Чтобы гарантировать правильное эмоциональное и психологическое развитие ребенка от рождения до года, важно разговаривать и играть с крохой, уделять ему достаточно внимания, заботы и ласки.

О том, как развивается психика младенца в период от года до двух лет, мы поговорим в нашей следующей статье.

Источник

Даже самые маленькие дети способны выражать свои чувства. И стресс у детей — это особая реакция на то, что им не нравится. Разбираем причины и последствия стрессовых реакций в грудном возрасте и психологические приемы, позволяющие успокоить и ребенка, и маму. Консультирует психотерапевт Дмитрий Владимирович Анохин.

— Дмитрий Владимирович, из-за чего может возникнуть стресс у новорожденных?

— Давайте сначала поймем, что такое стресс у взрослого. То, что обычно называют стрессом, это сильное перенапряжение, которое мешает нашему здоровому функционированию.

  • Обычное напряжение от внешних раздражителей, когда что-то меняется или идет не по плану, считается нормой. Оно помогает нам действовать и направляет в различных ситуациях, даже может дать дополнительную энергию.
  • Сильное избыточное перенапряжение начинает влиять на самочувствие, угнетает нашу активность, снижает способность трезво оценивать ситуацию, лишает сил, и мы не можем переключиться на то, что требует от нас внимания.

Именно в этот момент возникает стрессовое состояние, которому также соответствует некая доминанта в психике: она оттягивает всю психическую энергию, а мы при этом теряем силы и покой. Что касается стресса у грудных младенцев, то во многом механизмы его такие же, как и у взрослых, просто стрессовые факторы отличаются.

— Что к ним относится?

— Для ребенка основные источники стресса — это факторы, которые связаны с состоянием его здоровья, с тем, как и чем его кормят, как за ним ухаживают и, конечно же, в значительной степени с состоянием и отношением к нему его мамы.

У мамы с ребенком очень глубокая связь, которая формируется уже в процессе вынашивания, а также после рождения, в период кормления грудью, поэтому мамино состояние будет непосредственным источником потенциальных стрессов для ребенка.

В тот момент, когда ребенка начинают кормить, у него возникает базовое доверие к миру, и очень важно, каково состояние мамы в первые моменты грудного вскармливания. Впрочем, и во время беременности бывает много ситуаций, которые могут повлиять на детскую чувствительность к тем или иным стрессовым факторам в дальнейшем. Но это уже несколько иная тема.

Послеродовой стресс у ребенка часто связан с кормлением грудью. Поэтому нужно обращать внимание на то, какова связь мамы с малышом. Важны состояние, настроение, мысли мамы, а также может ли она переключаться с каких-то жизненных ситуаций на то, чтобы дарить свое внимание, чуткость и заботу ребенку.

— Как проявляется стресс у грудничков? Может ли мама без помощи врача отделить признаки стресса от других детских проблем?

— Какие-то небольшие изменения у маленьких детей происходят каждую неделю. Мама привыкает к одному поведению ребенка, но он растет и что-то меняется каждый день. Не все эти изменения связаны с какими-то патологиями, болезнями и стрессами. Но у очень ответственных родителей бывает соблазн во всем видеть проблему, хотя это может быть просто естественным поведением их малыша. Вот на что точно следует обратить внимание, чтобы всерьез задуматься о принятии необходимых мер, так это симптомы стресса у грудных детей.

Признаки стресса у ребенка:

  • плач становится другим по характеру, неестественным, тревожным;
  • в интонации появляются несвойственные ребенку нотки, словно ему больно;
  • ребенок больше не успокаивается после кормления, как раньше;
  • ребенок вдруг перестает есть, не берет грудь или соску с питанием;
  • нарушается привычный режим сна и бодрствования, ребенок может быть вялым и все время спать — либо не может заснуть, словно что-то его тревожит.

— На взгляд психолога, почему ребенок испытывает стресс?

— Стресс у ребенка может иметь разную природу.

  • Медицинские причины: нарушение здорового развития, физические травмы и т. д.
  • Психологические причины: стресс от матери или окружающей обстановки в доме, в семье, где ребенок находится.

— Только когда будут полностью исключены медицинские факторы, можно говорить об исключительно психологических, хотя чаще всего они тесно взаимосвязаны.

В любом случае здесь и сейчас важно сохранять ровное состояние, чтобы взвешенно принимать решения, сберегая по возможности в гармонии психологический климат, — это позволит при любом негативном сценарии развития событий действовать своевременно и уверенно, решая реальные проблемы и не создавая новые.

Не запустить ситуацию и не поддаться негативным настроениям помогут плановые осмотры младенца у педиатра, который при необходимости направит к узким специалистам, в том числе к детскому невропатологу.

— Обычно родители интуитивно понимают, что что-то в семье или в отношениях идет не так гладко. Это каким-то образом влияет на самочувствие ребенка?

— Мамы обычно хорошо чувствуют детское настроение, ведь у них с детьми особая психологическая связь, поэтому материнскую интуицию нужно учитывать. И, конечно, нельзя игнорировать общее эмоциональное состояние женщины. Так что если врачи говорят, что все хорошо, а женщина беспокоится, важно понять причину этого состояния и что-то с этим сделать, поскольку беспокойство передается малышу. Психогенной проблемой, как и медицинской, необходимо тщательно заниматься, ее нельзя игнорировать и надеяться, что все само придет в норму и куда-то там исчезнет.

Читайте также:  Таблица развития ребенка до года

— Как влияет стресс на ребенка?

— Влияние стресса разрушительно для детского здоровья. К примеру, при проблемах с лактацией ребенок у груди будет плакать, он может худеть и терять вес. Подобная физиологическая причина порождает эмоциональное напряжение и у мамы, и у грудничка, потому что наше тело и психика — это одно целое. Проще говоря, состояние нашего тела влияет на психику, а состояние психики влияет на тело.

Стрессы в раннем возрасте могут сказаться в будущем не только на состоянии здоровья, но и на том, насколько счастливо и легко человек будет жить. От сильных переживаний могут формироваться хронические заболевания, происходить отклонения в физическом развитии, в естественном развитии адаптивных функций психики, которые определяют базовый уровень доверия к миру, умение психологически справляться с различными житейскими трудностями.

— Стрессы грудничка могут быть следствием факторов, не связанных с мамой? Как помочь ребенку справиться со стрессом в таком случае?

— Безусловно, подобные ситуации бывают. Например, когда ребенок получил физическую травму, оставшись не с мамой, а с другими членами семьи, или когда ребенок развивается в своем темпе. Но все же если мы говорим о том, как справиться со стрессом у ребенка, то роль мамы или того, кто эту роль выполняет, первостепенна. Маленький человек еще не может говорить и отвечать. Единственный контакт, который у него есть и который важен для него в этот период, — это мама, так устроено природой. Это важно понимать и учитывать. Чтобы снять стресс, ребенку можно дать успокоительные средства, сделать специальный массаж, но психологическое состояние мамы будет по-прежнему влиять на него, и в конечном итоге с этим все равно придется что-то делать.

— То есть спокойствие мамы — это ключевой фактор здорового развития ребенка.

— Есть такая известная формула «счастливая мама — счастливый ребенок». Поэтому крайне важна ответственность женщины за свое спокойное состояние, как и ответственность ее ближайшего окружения за комфорт мамы и малыша.

Помощь и искреннее участие близких людей в заботе о маме и маленьком ребенке может снизить стрессовую нагрузку.

— Участие отца в этом процессе часто теряется.

— Роль отца очень велика. Правильно, если он принимает участие в заботе о малыше. На эту тему есть множество исследований, которые показывает, что в таком случае уровень стресса у мамы и ребенка значительно ниже. Если отца по каким-то причинам рядом нет, то стоит попросить помощи у других родственников: бабушек и дедушек, братьев и сестер.

К примеру,

мама кормит ребенка, но укачивать его может уже кто-то другой. Кстати, у мужчин температура поверхности тела выше, чем у женщин, и это может стать для крохи дополнительным успокаивающим фактором. И маме будет спокойнее, когда кто-то из близких снимет с нее лишнюю нагрузку.

Если же у мамы возникает напряжение (от усталости, волнений, не связанных с ребенком), ей необходимо научиться его снимать. Спокойная мама может лучше оценить обстановку и лучше понять, что на самом деле происходит, и успокоить малыша.

В идеале маме нужно попробовать мысленно поместить себя на место ребенка, посмотреть на мир вокруг его глазами, его телом почувствовать, где есть напряжение и что является его причиной. Но в этот момент мама сама должна уже быть спокойной, иначе она начнет проецировать свой стресс на ребенка, а это может только создать лишние проблемы.

— Но как обрести это спокойствие?

— Когда ребенок плачет и не спит, он все внимание привлекает к себе, мама думает только о нем, не может отвлечься — от этого ее внутреннее напряжение и уровень стресса нарастают. Даже если занимаясь чем-то другим мама постоянно думает о ребенке и сильно беспокоится за него, это показатель того, что ей нужно снижать уровень стресса. Начавшийся стресс дополнительно будет отражаться на составе молока и здоровье малыша. Поэтому первое, что необходимо, — постараться успокоиться.

Как помочь себе и ребенку при стрессе

Как успокоить свое сознание

  • Невзирая на трудности, научиться переключаться с тревожных мыслей на спокойные, давать своей психике отдых.
  • За несколько минут спокойствия состояние может стать намного лучше, что тут же благоприятно отразится на поведении и здоровье.

Психологическая техника успокоения

  • Посмотрите на себя, словно сквозь кинокамеру реалити-шоу или кино про успешное преодоление житейских трудностей, попробуйте отвлечься и попытаться оценить ситуацию со стороны: важно создать дистанцию между собой и своими чувствами. Спросите себя: «Как я выгляжу со стороны?», «О чем я думаю?», «Что увлекает мое внимание?», «Как напрягается мое тело при этом?».
  • Посмотрите по сторонам и понаблюдайте, что происходит вокруг, за окном на улице.

Упражнения для успокоения

  • Простые ритмические упражнения, которые не требуют большой силы: помахать руками в разные стороны, попрыгать, встряхнуться.
  • На несколько секунд напрячься всеми мышцами, а затем с выдохом расслабиться, встряхнуться и таким образом прийти в более спокойное состояние.

— Главное — отследить, чтобы при выполнении всех этих простейших действий ваше эмоциональное состояние стало более ровным или даже нейтральным в сравнении с тем, каким оно было до того, как вы начали заниматься. Важно подобрать такие упражнения, которые будут эффективны именно для вас. Действия с минимальными затратами времени и сил помогут переключиться из негатива и напряжения в нейтральное, уравновешенное состояние. Простые упражнения переключают внимание с напрягающих мыслей о трудностях, дают возможность не только передохнуть, но и по-новому взглянуть на ситуацию, что часто бывает очень важно, особенно когда неясно, что делать.

Читайте также:  Как ускорить психическое развитие ребенка

Две-три минуты некритичны, но их бывает достаточно, чтобы отвлечься и восстановить свое состояние. Вернуть себе спокойствие важнее, чем в напряженном режиме пытаться решать проблемы. Очень важно выйти из внутреннего негативного процесса, из своих тягостных мыслей и обратить внимание на то, что творится вокруг, что происходит с ребенком.

— Правда ли, что дети на все реагируют очень быстро?

— Если мама что-то меняет в своем состоянии, обращает внимание на ребенка, начинает его кормить, гладить, успокаивать, это дает быстрый эффект. Это значит, что не надо ни к кому обращаться, мама со всем справляется, все хорошо. Если поведение ребенка тем не менее кажется странным и то, что раньше помогало успокоить его, перестает работать, требуется медицинская помощь.

В непонятной и сложной ситуации лучше обращаться к специалисту (педиатру или психотерапевту) и не заниматься самолечением или не злоупотреблять народными средствами.

— Многие специалисты убеждены, что плачущего ребенка нельзя прикладывать к груди, если с момента кормления прошло мало времени. Так ли это?

— Среди врачей есть точка зрения, что если мама очень быстро подчиняется ребенку, сразу откликается на его требования, то потом он якобы становится капризным и очень требовательным. Однако все индивидуально, потому что темперамент у детей разный. К одному малышу надо сразу подходить по требованию, так как он беспокоится только когда хочет есть, а где-то во взаимодействии мамы и ребенка уже сформировалась некая нездоровая ситуация, и если начать решать проблему путем физических ограничений в кормлении, все может только усугубиться. Тут следует также работать в первую очередь с мамой, чтобы понять для начала, что происходит на самом деле.

  • Не стоит успокаивать ребенка с помощью мультиков, гаджетов. Подобные методы допустимы в развитии ребенка не ранее чем с трех лет, и то очень ограниченно: не более получаса в день.
  • Лучше дать яркую игрушку для мелкой моторики, которая будет интересна по фактуре, форме, цвету и которую ребенок сможет брать и в руки, и в рот.

— Ребенку важно не только внимание, но и его качество. И если у вас стресс, вы сами себе не рады, что вы транслируете своему ребенку в таком случае? Что он вернет потом вам в будущем?

— Как на стресс влияет долгое пребывание с маленьким ребенком в помещении?

  • Влияние на ребенка

— Ситуация интересна тем, что многие молодые семьи мало гуляют на открытом пространстве и ставят коляску со спящим ребенком на балконе. Для новорожденного эта ситуация не будет проблемной. Но у ребенка постарше появляется большая потребность в движении, поэтому ему нужно помочь в полной мере проявить активность в течение дня, дать выход накопившейся энергии. Если он хорошо погуляет, поиграет, то свободная энергия будет потрачена и ему захочется отдыхать, спать, есть вместо того, чтобы капризничать.

  • Влияние на маму и папу

— Что касается родителей, история немного иная. Если мама и папа или другие взрослые, окружающие ребенка, до его рождения много времени проводили вне дома, а с его появлением начали сидеть в четырех стенах, то у них, само собой, могут быть по этому поводу какие-то стрессовые переживания, которые, возможно, передадутся малышу. Начнет нарастать общий уровень агрессии, поскольку домочадцы невольно будут нарушать границы друг друга, и все это тоже повлияет на ребенка. Важно искать уникальные решения в каждом конкретном случае.

Часто бывает так, что до родов мама была очень активной, ежедневно бегала, находилась в центре внимания в обществе, а декрет привел к ее социальной изоляции. Ребенок еще очень маленький, и его наличие само по себе дополнительный и неожиданный стресс, ведь к привычному образу жизни вернуться быстро не получится. И ребенок может начать раздражать такую маму, что в свою очередь отразится и на его здоровье, поскольку женщина будет все время в подавленном состоянии или излишне агрессивной. С этим также нужно что-то делать, но это уже выходит за рамки простого снятия стресса. Здесь нужна комплексная работа с психологом или психотерапевтом.

Если мы хотим свести стресс у маленького ребенка к минимуму, то важно понимать, что вся его жизнь зависит в первую очередь от мамы. Отношение мамы к ребенку, отношение ее к самой себе и отношение к ней окружающих будут приоритетными в психологическом благополучии семьи и малыша.

Чтобы преодолеть стресс, маме важно осознать, что он есть, что по какому-то поводу возникает излишнее перенапряжение и все внимание и силы уходят в этом направлении. Вспомните, что снимаем мы стресс для того, чтобы вернуть себе силы и способность исправить ситуацию, а не для того, чтобы перестать решать проблемы. Иногда нужны всего несколько минут для восстановления сил и переключения своего состояния в более спокойный режим с помощью простейших действий, которые предложены в этой статье. Все проблемы, которые возникают с ребенком, необходимо по возможности обдумывать и решать в уравновешенном состоянии — тогда получится понять причины стресса и найти силы на выход из него.

Психотерапевт
Дмитрий Владимирович Анохин

*Идеальным питанием для грудного ребенка является молоко матери. ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые 6 мес. МАМАКО® поддерживает данную рекомендацию. Перед введением в рацион малыша новых продуктов проконсультируйтесь со специалистом.

Источник