Неравномерность психического развития ребенка это

Вот она! Наконец-то написала вторую статью из раздела «Психология развития и возрастная психология»! В ней я кратко описала основные моменты темы «Основные закономерности психического развития ребенка». Пробегаясь по основным явлениям и понятиям, я также буду делать акцент и на некоторых психологах, которые, собственно, и изучали данные вопросы.

Я очень надеюсь, что вам понравится новая статья. Оставляйте свои комментарии, обсуждайте статьи, прямо на сайте подписывайтесь на паблик Вконтакте ImPsi Ψ Психология для ума, где вас будет ждать еще много всего интересного и полезного.

Содержание

  • Детерминация возрастного развития
  • Проблема обучения и развития в возрастной психологии
  • Сензитивность, необратимость, преемственность и индивидуализация психического развития
  • Неравномерность психического развития

Основные закономерности психического развития — это наиболее существенные и общие для всех однотипные изменения психики от рождения человека и до его смерти.

Маркова Аэлита Капитоновна предлагает трактовать эти закономерности как принципы психологии развития и возрастной психологии.

Основные закономерности психического развития:
1. Детерминация возрастного развития как соотношение предпосылок, условий и движущих сил развития.
2. Сензетивность, необратимость, преемственность и индивидуализация психического развития.
3. Неравномерность темпа и отдельных сторон психического развития.

Детерминация возрастного развития

Детерминация психического развития — это факторы психического развития, от которых оно зависит и которыми определяется (т.е. детерминанты).

Факторы психического развития

1 фактор — природные предпосылки психического развития
(Александр Владимирович Запорожец)

Наследственные факторы:

  • видовые признаки человека как представители Homo Sapiens (например, мозг человека);
  • некоторые частные биологические признаки, полученные от родителей (например, особенности нервной системы).

Врожденные факторы:

  • индивидуальные особенности, которые приобретаются в ходе пренатального развития (это могут быть задатки, определяющие развитие тех или иных способностей).

Период пренатального развития — это период от зачатия до рождения.

Перинатальный период — это период от 28 недели беременности (6 месяцев), включающий период родов и заканчивающийся после 168 часов после рождения (7 дней).

2 фактор — социальная среда как условия развития
(Даниил Борисович Эльконин)

Социальная среда — это:

  • социально-экономическая ситуация, в которой появился на свет и живет человек (т.е. макросреда);
  • ближайшее окружение человека на каждом возрастном этапе (т.е. микросреда).

Макросреда влияет на человека через микросреду.

Социальная среда должна быть:

  1. человеческой;
  2. развивающей;

Обучение и воспитание — это необходимые условия психического развития.

Госпитализм — это совокупность психических и соматических (от греч. soma — тело) нарушений, обусловленных длительным пребыванием ребенка в закрытых учреждениях.

Госпитализм

Отклонения в развитии эмоций у ребенка могут выражаться как в недостаточном их развитии (эмоциональная холодность), так и в чрезмерном развитии отрицательных эмоций.
Пример холодности и замкнутости может возникать в результате развития у ребенка госпитализма и при эмоциональной депривации.

Госпитализм — это синдром патологии детского психического и личностного развития, появляющийся у малыша вследствие отделения его от матери и ранней его институализации.
Особенно часто госпитализм проявляется в детских домах и домах ребенка, где детям не могут уделять достаточного внимания.

Общими признаками госпитализма являются: потеря в весе, вялость, апатичность, повышенная сонливость, мышечный гипотонус, уход от контактов с окружающими (отсутствие зрительного слежения, поворотов «на голос», «гуления» в ответ на ласку взрослого), слабый плач и т. д.

В крайних формах госпитализм может привести к серьезным душевным заболеваниям ребенка (младенческие маразмы и т.п.), хроническому инфицированию, а иногда и к смерти малыша.

«Современный госпитализм», или институализация, характеризуется отсутствием ярких, разнообразных эмоций, любознательности, инициативы, недостаточным умением играть с предметами, длительной задержкой в развитии речи.

«Эксперимент с каменным лицом» Троника продемонстрировал весомость и важность эмоционального общения между родителями и детьми.
Согласно идее Троника, основная детерминанта развития детей связана с функционированием двусторонней системы эмоционального общения между ребенком и ухаживающим за ним взрослым.

В ходе поставленного эксперимента родителя просили прекратить на время общение с ребенком (3 мес), но, продолжая смотреть на малыша, придать своему лицу застывшее или отсутствующее выражение. У младенца это вызывало сначала удивление, затем он пытался повлиять на родителя улыбкой, гулением и двигательной активностью.

Через несколько минут поведение младенцев начинало меняться. Они отворачивались в сторону, начинали сосать палец и выглядели страдающими. Некоторые из детей реагировали на безучастность родителя хныканием, переходящим в непрерывный плач, у кого-то текли слюни и развивалась икота.

Согласно другим исследованиям, дети, потерявшие мать сразу же после рождения, часто вырастают замкнутыми, неконтактными людьми, а лишившись матери в 6-месячном возрасте, проявляют асоциальные черты поведения.

Исследования показали, что одним из важнейших факторов, неблагоприятно влияющих на ребенка, является недостаточность в его жизни эмоциональных и социальных стимулов. Таким образом, стоит подчеркнуть, что ребенку для полноценного развития необходима любовь человека, его ласка.

Малыш должен чувствовать, что он дорог взрослому, что его любят. Ребенок, выросший без любви, как правило, боязлив, хмур, недоверчив. Отсутствие любви в детстве сказывается на всей личности будущего человека.

3 фактор — собственно деятельность человека, прежде всего ведущая
(Алексей Николаевич Леонтьев)

В каждом возрасте человека один из видов деятельности становится главным, ведущим видом. Понятие ведущей деятельности раскрыто в трудах А.Н. Леонтьева.

3 признака ведущей деятельности:

  • деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности;
  • в этой деятельности формируются и перестраиваются познавательные психические процессы;
  • от этой деятельности зависят основные на данном возрастном этапе изменения личности.

Каждая ведущая деятельность способствует проявлению характерных именно для данного возрастного этапа новообразований, а переход от одной ведущей деятельности к другой означает смену возрастного этапа.

Ведущая деятельность человека

ПериодВедущая деятельность
Младенчество (от рождения до года)Общение со взрослыми
Раннее детство (1 — 3 года)Предметно-орудийная деятельность
Дошкольный возраст (3 — 6/7 лет)Ролевая игра
Младший школьный возраст (6/7 — 10/11 лет)Учебная деятельность
Подростковый возраст (11/12 — 15/16 лет)Общение со сверстниками
Юношеский возраст (17 — 23 года)Учебно-профессиональная  деятельность
ВзрослостьТрудовая деятельность

4 фактор — противоречия как движущая сила психического развития
(Алексей Николаевич Леонтьев)

Читайте также:  В гармоничном развитии ребенка все взаимосвязанно

Противоречия могут быть следующими:

  • между образом жизни и возможностями человека;
  • между местом в социуме и желанием изменить это место.

Внешние противоречия сами по себе не являются двигателями развития. Развитие происходит только тогда, когда они вступают между собой в борьбу. Если случается так, что противоречия не возникают или не находят разрешение, то появляются отклонения в развитии.

Проблема обучения и развития в возрастной психологии

Лев Семенович Выготский выдвинул идею о ведущей роли обучения в психическом развитии высших психических функций (ВПФ). К ВПФ относятся речь, словесно-логическое мышление, воля, воображение, произвольное внимание, произвольная память. Это все продукты культурно-исторического развития.

Развитие ВПФ происходит из-за овладения 2 видами средств:

  • орудия труда (направлены во внешний мир и преобразуют природу);
  • знаки (направлены на внутренний мир человека и пересматривают психику человека; например, слово).

Овладеть этими 2 видами средств ребенок может только в процессе обучения под руководством взрослых. Поэтому развитие психики не может идти вне обучения. Выготский считал, что обучение является развивающим только тогда, когда оно идет впереди развития и ведет его за собой.

Развивающее обучение базируется на 2 уровнях развития:

1 уровень — низший — уровень актуального развития: уже сложившиеся на данный момент функции. На данном уровне выявляются такие функции по действиям, которые ребенок выполняет самостоятельно.

2 уровень — высший — зона ближайшего развития (ЗБР): те функции, которые находятся в процессе созревания. На данном уровне выявляются такие функции по действиям, которые ребенок выполняет с помощью взрослых.
Величина ЗБР — это потенциальные возможности ребенка, показатель запаса его развития, показатель обучаемости.

У детей с одинаковым уровнем актуального развития может быть разный уровень зоны ближайшего развития. Оценивая развитие ребенка, учитывают его ЗБР. Обучение не должно отрываться от ЗБР. Забегание вперед ЗБР не будет иметь развивающего эффекта.

Сензитивность, необратимость, преемственность и индивидуализация психического развития

Возрастная сензитивность — это наибольшая чувствительность к определенным обучающим воздействиям в определенные возрастные периоды.

В сензитивный период определенные воздействия только тогда могут влиять на развитие, когда психические функции находятся в процессе созревания. Когда они созревают, те же самые воздействия могут оказаться не только нейтральными, но и даже иметь негативный эффект.

Сензитивные периоды совпадают с тем, что Выготский назвал зоной ближайшего развития. Именно сензитивностью вызваны неповторимость и необратимость возрастного развития. Всякий пропущенный сензитивный период приводит к отставанию в развитии.

Необратимость — это способность к накапливанию изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими.

Периоды сензитивного развития ограничены во времени. Поэтому, если упущен сенситивный период развития той или иной функции, в дальнейшем потребуется гораздо больше усилий и времени для ее становления.

Сензитивные периоды можно выделить из новообразований возраста. Таким образом, можно выделить несколько сензитивных периодов.

Сензитивные периоды

ВозрастСензитивный период
1,5 — 3 годаРазвитие речи
3 — 6/7 летРазвитие образных форм познания: восприятия, образной памяти, образного мышления, воображения
5 летПредполагается, что для обучения грамоте
6 летПредполагается, что для обучения чтению

Необратимость психического развития означает, что развитие в онтогенезе однонаправленно. Необратимость не означает неизменности произошедших изменений. Сформировавшиеся функции можно перестроить в контексте другого возраста, но результат будет иным, чем в норме.

Преемственность психического развития означает, что все последние этапы развития связаны с предыдущими. При этом старые структуры и образования не исчезают, а перестраиваются и входят в состав новых.

С преемственностью связана кумулятивность (накопление) развития.
Кумулятивность развития — это накопление в ходе роста психических свойств, качеств, умений, навыков, приводящее к качественным изменениям в их развитии.

Кумулятивность развития означает, что результат развития каждого последующего этапа включается в последний, при этом определенным образом трансформируясь.
Такое накопление изменений подготавливает качественное преобразование в психическом развитии.

Пример кумулятивности — это последовательное становление и развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления, когда каждый последующий вид мышления возникает на базе предыдущего.

Индивидуализация психического развития — это существование возрастных особенностей в индивидуальных вариантах. Индивидуализация в развитии выступает не сразу, не полностью, а изменяется и обогащается от возраста к возрасту.

Индивидуальные варианты развития проявляются:

  • в сроках наступления сензитивности к обучающим воздействиям;
  • в темпе и ритме приближения к зрелости и старости;
  • в разнообразии динамических особенностей, вызванных типом ВНД (высшей нервной деятельности), типом темперамента.

Неравномерность психического развития

Развитие характеризуется неравномерностью и гетерохронностью.
Гетерохронность
развития означает асинхронность (несовпадение во времени) фаз развития отдельных органов и функций.

Неравномерность развития проявляется в том, что различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно: каждая из них имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада, т. е. развитию присущ колебательный характер.

Неравномерность психического развития проявляется:

  1. В гетерохронности (неодновременность) отдельных сторон психического развития;
  1. В гетерохронности появления индивида и личности в человеке;
  2. В темпе развития.

Гетерохронность отдельных сторон психического развития подразумевает, что разные психические функции изменяются в онтогенезе неравномерно, периоды подъема сменяются периодами спада.

Каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом становления. Отдельные из них как бы идут впереди, подготавливая другим почву. Затем те функции, которые отставали, приобретают приоритет в развитии и создают основу для дальнейшего усложнения психической деятельности. Период, когда функция доминирует — это период ее оптимального развития.

В раннем детстве восприятие выдвигается в центр сознания и становится доминирующим психическим процессом. В дошкольном возрасте у детей доминирует память. В младшем школьном — мышление. Остальные функции зависят от доминирующей, как бы обслуживают ее.

Немецкий психолог Эрнст Мейман выявил такую закономерность: чем важнее функция, тем раньше она развивается. Значение функции для жизни, ее востребованность обеспечивает долговечность этой функции.

Гетерохронность появления индивида и личности в человеке подразумевает, что индивид возникает задолго до рождения личности. Личность может деформироваться и даже умереть при сохранном индивиде. И наоборот, индивид может умереть, а как личность продолжать жить (речь идет о наследии известных людей, о которых помнят даже после их смерти).

Читайте также:  Статья на тему развитие ребенка дошкольного возраста

Неравномерность психического развития проявляется в темпе развития. Это было замечено американским психологом Арнольдом Гезеллом: чем младше ребенок, тем выше темп его развития.
Косвенно на это указывает обмен веществ: до 3 месяцев он составляет 400% уровня обмена веществ взрослых, от 3-6 месяцев — 300%.

Кроме возрастных особенностей есть и половые особенности темпа развития. Девочки обгоняют мальчиков на 2-3 года в психическом и физическом развитии (к концу подросткового возраста). Таким образом, женщины приближаются к зрелости и старости раньше, чем мужчины.

Индивидуальные различия неравномерности психического развития проявляются в акселерации и ретардации.
Ретардация — это замедление развития.
Акселерация — это ускорение развития.

Давайте сравним 1910 и 2010 годы. Рост новорождённых за указанный период увеличился в среднем на 0,5-1 см. Вес малышей стал больше на 200-300 грамм.
Семилетний ребёнок начала XXI века выше своего ровесника из начала прошедшего столетия в среднем на 1,5 см и тяжелее на 500 грамм. Но самые поразительные различия у подростков. Рост современного 13-летнего юноши превосходит аналогичный параметр предка на 10-15 см.

Причины акселерации и ретардации

  • Расширение и сужение круга брачных связей: у родителей разных этнических групп чаще рождаются акселераты, а у родителей-родственников чаще рождаются ретарданты.
  • Влияние на растущий организм дозированных факторов природной среды, при этом мужской организм более чувствителен.
  • Социально обусловленные явления, например, жизнь в мегаполисе, особенности питания, физические нагрузки.
  • Влияние геомагнитной активности: низкая солнечная активность ведет к акселерации, а высокая — к ретардации.

Акселерация и ретардация касаются прежде всего физического развития детей. В младенчестве физическое и психическое развитие неразрывно. Они начинают расходиться в более старшем возрасте.

Источник

№ 6. Неравномерность психического развития. Основные качественные особенности каждой эпохи и периода. Кризисы психического развития, их сущность и значение.

План:

1. Понятие о развитии психики. Типы развития психики. Концепции развития психики. Закономерности развития психики в онтогенезе.

2. Неравномерность психического развития. Сензитивные периоды. Гетерохромность психического развития и её проявления.

3. Периодизация психического развития Д.Б.Эльконина.Основные качественные особенности каждой эпохи и периода.

4. Психологическая сущность возрастных кризисов.

Развитие психики – закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразований. Психическое развитие предполагает появление новых качеств и функций, изменение их количественных и качественных характеристик и в тоже время преобразование уже существующих форм психики. Развитие психики реализуется в форме филогенеза и онтогенеза.

Типы развития психики (Л.С.Выготский): 1) преформированный тип – это такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы как те стадии, которые явление (организм) пройдёт, так и конечный результат, который явление достигнет (например, эмбриональное развитие); 2) непреформированный тип – это тип развития, который не предопределён заранее. Дети разных эпох развиваются по-разному. С самого начала, с момента рождения ребёнка не даны ни те стадии, через которые он должен пойти, ни итог, которого он должен достигнуть.

Концепции развития психики (С.Л.Рубинштейн):

1)   эволюционная концепция – это развёртывание свойств или признаков, изначально данных виде задатков или проявляющихся на самых начальных этапах развития. Поскольку развитие представлено лишь количественным нарастанием изначально данных качеств, в психологии нет места для «возникновения нового», нет подлинных новообразований; нет потому и перерывов непрерывности, связанных с «уничтожением старого и возникновением нового»; развитие совершается постепенно, эволюционно, без «скачков, без новообразований;

2)   диалектико-материалистическая концепция – диалектическая трактовка психического развития: а) развитие психики рассматривается не только как рост, но и как изменение, как процесс, при котором количественные усложнения и изменения переходят в качественные, коренные, существенные и приводят к скачкообразно проявляющимся новообразованиям; б) подлинным содержанием психического развития является борьба между отживающими формами психики и новыми нарождающимися (каждая предшествующая стадия развития закладывает основу последующей стадии развития); материалистическая трактовка психического развития – связь психики и материального мира (отношение психики к её органическому субстрату или мозгу; отношение психики к объекту, который она отражает). ЦНС, мозг – механизм психики (отношение к субстрату), а последняя – регулятор поведения и деятельности (отношение к объекту). Единство и взаимосвязь строения и функции: не только строение определяет функцию, но и функция – строение (в ходе развития и строение мозга и его психофизиологические функции в подлинном единстве выступают и как предпосылка, и как результат изменяющегося в ходе развития образа жизни).

Закономерности развития психики в онтогенезе:1)социализация; 2) интериоризация; 3) активность; 4) ведущая деятельность; 5) необратимость; 6) преемственность; 7) спиралевидность; 8) скачкообразность; 9) акселерация; 10) стадиальность; 11) неравномерность.

Неравномерность – одна из закономерностей психического развития. Каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом становления. Отдельные из них как бы идут впереди, подготавливая другим почву. Затем те функции, которые отставали, приобретают приоритет в развитии и создают основу для дальнейшего усложнения психической деятельности. Например, в младенчестве интенсивно развиваются органы чувств. На их основе в дальнейшем формируются предметные действия. В раннем возрасте действия с предметами превращаются в особую деятельность, в ходе которой развиваются речь, наглядно-действенное мышление и гордость зав собственные достижения.

Периоды, наиболее благоприятные для развития какой-либо функции со стороны психики, когда обостряется её чувствительность к определённого рода воздействиям, называются сензитивными. Например, для овладения родным языком – 1 – 5 лет. В раннем детстве восприятие выдвигается в центр сознания и становится доминирующим психическим процессом. В дошкольном детстве доминирует память, воображение. В младшем школьном – мышление.

Психическое развитие имеет сложную организацию во времени – гетерохронность, т. е. явление неравномерного развития отдельных психических функций. Проявления: 1) сензитивные периоды; 2) бурное развитие психики на ранних этапах онтогенеза по сравнению с поздними этапами. Каждая возрастная стадия обладает своим темпом и ритмом. Наиболее быстро психическое развитие происходит с рождения до трёх лет. Чем моложе ребёнок, тем темп психического развития выше.

Читайте также:  Стихи для развития речи ребенка 4 лет

Наиболее сложным делом является определение продолжительности фаз развития и критических точек, его дискретных моментов, т.к. следует учитывать гетерохронность функциональных и личностных изменений, а так же возрастную и индивидуальную изменчивость в изменяющихся исторических условиях.

В развитии ребенка выделяются периоды или стадии, характеризующиеся определенным качеством или специфическими особенностями.

         Периодизация психического развития Д.Б.Эльконина (критерий деления психического развития на отдельные возрасты – ведущие деятельности, определяющие возникновение психологических новообразований на конкретном этапе развития).

Д.Б.Эльконин рассматривает формирование личности в системе отношений «ребёнок в обществе», которая включает в себя отношения: 1) «ребёнок – общественный предмет»; 2) «ребёнок – общественный взрослый».

Он рассматривает ведущие типы деятельности детей и ставит каждой из них в соответствие ту систему отношений, с которой они имеют дело (обозначения: 1 – «человек – человек»; 2 – «человек – вещь»).

Таблица №1. Основные качественные особенности каждой эпохи и периода индивидуального развития (Д.Б.Эльконин).

№ ПП

Возрастной период

Сроки

Ведущий вид деятельности

Новообразование периода

1

Младенческий возраст

0-1 г.

Непосредственно эмоциональное общение (1)

Формирование потребности в общении с другими людьми и эмоциональные отношения к ним

2

Раннее детство

1-3 г.

Предметно-орудийная деятельность (2)

Развитие речи и наглядно-действенного мышления

3

Дошкольный возраст

3-7 л.

Ролевая игра, в которой ребенок овладевает фундаментными смыслами человеческой деятельности (1)

Стремление к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности (это характеризует готовность к началу обучения)

4

Младший школьный возраст

7-11 л.

Учение (2)

Произвольность этих явлений, внутренний план действий, рефлексия (осознание)

5

Подростковый возраст

11-15 л.

Общение в системе общественно-полезной деятельности: учебной, трудовой, общественных организаций (1)

Формирование самооценки, критичного отношения к окружающим людям, стремление ко взрослости, самостоятельности, умение подчиняться нормам коллективной жизни

6

Старший школьный возраст

15-18 л.

Учебно-профессиональная, в процессе которой формируются интересы, самосознание, мечты, идеалы (2)

Мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечты, идеалы.

Из приведённой таблицы видно, что есть три эпохи человеческого развития: младенчество (1,2), детство (3,4), подростковый возраст (5,6). Каждая из этих эпох делится на два периода, каждый из которых характеризуется тем, что там ребёнок осваивает. В одни периоды происходит освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми (развитие мотивационно-потребностной сферы), в другие – освоение общественно выработанных способов действий с предметами (развитие интеллектуально-познавательных и операционально-технических возможностей детей).

К каждой точке своего развития ребёнок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений «человек-человек», и тем, что он усвоил из системы «человек-предмет». Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идёт развитие той стороны, которая отставала в предыдущий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой (закон периодичности психического развития).

Возрастные изменения могут происходить двумя путями: постепенно, литически  и резко, критически.

Устойчивые периоды развития характеризуются медленным, эволюционным течением. Здесь на протяжении длительного срока не происходит каких-либо резких сдвигов и перемен, перестраивающих всю личность ребёнка. Более или менее заметные изменения выступают наружу только как заключение продолжительных процессов латентного развития.

Критические периоды характеризуются чертами противоположными устойчивым периодам развития. В этих периодах на протяжении короткого времени (от нескольких месяцев до двух лет) сосредоточены резкие, капитальные сдвиги и смещения, изменения и переломы в личности ребёнка.

Для Л.С.Выготского каждый развития ребёнка период отделяется от другого периода возрастным кризисом.

Периодизация психического развития Л.С.Выготского (критерий деления детского развития на отдельные возрасты – новообразования): 1) кризис новорождённости; 2) младенческий возраст (2 мес. – 1 год); 3) кризис одного года; 4) раннее детство (1 – 3 года); 5) кризис трёх лет; 7) дошкольный возраст (3 – 7 лет); 8) кризис семи лет; 9) школьный возраст (8 – 12 лет); 10) кризис тринадцати лет; 11) пубертатный возраст (14 – 18 лет); 12) кризис семнадцати лет.

В отличие от кризисов невротического и травматического характера возрастные кризисы относятся к нормативным процессам, необходимым для поступательного хода личностного развития (Э.Эриксон).

В детском возрасте обычно выделяют: 1) «кризис одного года жизни»; 2) «кризис трёх лет»; 3) кризис 6 – 7 лет»; 4) «подростковый кризис» (10-11 лет).

Указанные хронологические границы возрастных кризисов достаточно условны, что объясняется значительным различием индивидуальных, социо-культурных и других параметров. По тем же причинам могут варьировать и форма, и длительность, и острота протекания кризисов. Для кризисов психического развития в детстве характерны процессы перехода к новому типу взаимоотношений детей со взрослыми, при котором учитываются новые, возросшие возможности ребёнка, изменение социальной ситуации развития, смена деятельности, перестройка всей структуры сознания ребёнка (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.).

Процессы перехода детей на новую возрастную ступень связаны с разрешением нередко весьма острых противоречий между сложившимися у них ранее формами взаимоотношений с окружающими людьми и своими возросшими физическими и психологическими возможностями и притязаниями. Негативизм, упрямство, капризность, состояние повышенной конфликтности и другие свойственные возрастным кризисам негативные поведенческие проявления обостряются в случае игнорирования взрослыми новых потребностей ребёнка в сфере общения и деятельности и, напротив, смягчаются при правильном воспитании. Непреходящее позитивное значении кризисов для процесса формирования личности не могут умалить конфликтность и трудновоспитуемость ребёнка в эти периоды.

Значительно менее изучены возрастные кризисы зрелых периодов жизни и старости. Известно, что такие поворотные пункты возникают заметно реже, чем в детстве, и протекают, как правило, более скрыто, без выраженных изменений в поведении.

Литература:

1.       Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т.1. Москва, 1980.

2.       Выгодский Л.С. Психология. Москва, 2000.

3.       Психология. Словарь / Под ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. Москва, 1990.

4.       Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург, 2002.

5.       Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д., 2003.

6.       Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. Москва – Воронеж, 1997.

Источник