Неравномерность психического развития ребенка его причины
Если рассматривать детское развитие как этап становления личности, то можно разделить его на несколько периодов. Периоды детства:
1) кризис новорожденности;
2) младенчество (первый год жизни ребенка);
3) кризис 1-го года жизни ребенка;
4) кризис детства;
5) кризис 3 лет;
6) дошкольное детство;
7) кризис 7 лет;
8) младший школьный возраст;
9) кризис 11–12 лет;
10) подростковое детство.
Все периоды были выделены с помощью предъявляемых к ним требованиям. Каждый из них должен в себя включать новую социальную ситуацию развития, в которой оказывается ребенок, формирование нового ведущего вида деятельности, новообразования в психике ребенка.
Кризис новорожденности. Здесь исследуется физическое и психическое состояние новорожденного в первые часы его жизни, их особенности.
Младенчество. Возрастная психология в этот период занимается исследованием врожденных форм психики и поведения, двигательной активности младенца, особенностей его психических функций.
Кризис 1-го года жизни. Изучаются: новый вид деятельности ребенка, его новая социальная ситуация, появление новых средств общения, разрыв психологического единства матери и ребенка, новые методы и задачи воспитания.
Кризис детства. На данном этапе исследуются особенности психических и физиологических процессов, новообразования этого возраста и появление противоречий, речевое развитие и развитие умственных способностей, их особенности.
Кризис 3 лет. Изучаются новообразования, социальная ситуация развития, возрастные симптомы.
Дошкольное детство. Исследуются познавательные процессы, ведущие виды деятельности этого возраста, особенности психических функций, а также психологическая готовность ребенка к обучению в школе и развитие личности.
Кризис 7 лет. Изучают социальную ситуацию развития, формирование самооценки и самосознания.
Младший школьный возраст. Изучаются психологические особенности на начальном этапе обучения, познавательное развитие младших школьников, умственное развитие, основные виды деятельности, становление личности.
Кризис 11–12 лет. Изучаются социальная ситуация развития, новообразование личности, ведущий вид деятельности.
Подростковое детство. Исследуются развитие познавательных процессов, развитие психики, мышление, развитие специальных способностей, личность ребенка и межличностные отношения.
Развитие каждой психической функции, формы поведения обусловлено многими особенностями, но
психическое развитие имеет общие закономерности
(основные существенные ситуации, которые определяют его), которые проявляются во всех сферах психики и сохраняются в течение всего онтогенеза.
Систему этих закономерностей образуют следующие факторы:
1. Неравномерность развития. Проявляется она в неодинаковой развития различных психических функций, свойств, образований: каждая из них имеет стадии подъема, стабилизации и спада. О неравномерности развития свидетельствуют его темп, направленность и длительность. Наивысшая интенсивность колебаний (неравномерность) в развитии функций приходится на период их высших достижений: чем выше уровень производительности в развитии, тем заметнее колебания его возрастной динамики; чем ниже уровень развития системы, тем сильнее колебания (подъем меняются значительными спадами). В высокоразвитых системах колебания становятся более частыми, но амплитуда их уменьшается. Это означает, что сложная система сама себя стабилизирует, приближается в своем развитии к единству и гармонии всех ее частей.
2. Гетерохронность (несвоевременность), асинхронность (несовпадение во времени) фаз развития отдельных органов и функций. Если неравномерность развития обусловлена нелинейной, многовариантной природой системы, то Гетерохронность – особенностями ее структуры, прежде всего неоднородностью элементов (единством через разнообразие). Это является причиной выборочного развития структур и функций, неодинаковых темпов развития различных психических образований. По данным исследований, чем нужнее функция, чем важнее ее роль на определенном этапе развития, тем раньше она развивается. Например, ребенок учится ориентироваться в пространстве быстрее, чем во времени.
3. Сензитивность развития. В определенные периоды своей жизни ребенок проявляет наивысшую чувствительность к тем или иным воздействиям, у нее активнее происходит становление тех или иных сторон его психики, интенсивно развиваются ее функции. Например, наиболее благоприятным для овладения родным языком является возраст с двух до пяти лет, когда ребенок активно расширяет свой словарный запас, усваивает законы грамматики родного языка, овладевает связную речь.
Сензитивность (лат. sensitivus – чувствительный)
возрастная – оптимальное сочетание условий для развития психических процессов и свойств, присущих определенному возрастному периоду.
Периоды сензитивного развития ограничены во времени. Потеряв его, в будущем придется затратить немало усилий и времени для развития определенной функции.
4. Стадиальность развития. Психическое развитие происходит поэтапно, каждая возрастная стадия имеет свой темп и ритм. Например, год жизни младенца не равноценный года жизни в дошкольном возрасте.
Стадиальность развития –
разновременность, расхождение во времени темпа и ритма развития психических процессов и свойств в разные возрастные периоды; сложность организации.
Каждая возрастная стадия особенно ценна для психического развития ребенка. Поэтому важно не ускорять, а обогащать психическое развитие, расширять возможности ребенка в свойственных его возрасту видах жизнедеятельности. Только реализация всех возможностей предыдущей стадии обеспечивает переход к новой стадии развития.
Для Л.С. Выготского развитие – это прежде всего возникновение нового. Стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями, т.е. качествами или свойствами, которых не было раньше в готовом виде. Но новое «не падает с неба», как писал Л.С. Выготский, оно появляется закономерно, подготовленное всем ходом предшествующего развития.
Источником развития является социальная среда. Каждый шаг в развитии ребенка меняет влияние на него среды: среда становится совершенно иной, когда ребенок переходит от одной возрастной ситуации к следующей. Л.С. Выготский ввел понятие «социальная ситуация развития» – специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой. Взаимодействие ребенка со своим социальным окружением, воспитывающим и обучающим его, и определяет тот путь развития, который приводит к возникновению возрастных новообразований.
Л.С. Выготский рассмотрел динамику переходов от одного возраста к другому. На разных этапах изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут – быстро и резко. Соответственно выделяются стабильные и кризисные стадии развития. Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Незначительные, минимальные изменения, происходящие на протяжении длительного времени, обычно незаметны для окружающих. Но они накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования. Только сравнив начало и конец стабильного периода, можно представить себе тот огромный путь, который прошел ребенок в своем развитии.
Стабильные периоды составляют большую часть детства. Они длятся, как правило, по несколько лет. И возрастные новообразования, появляющиеся медленно и долго, оказываются устойчивыми, фиксируются в структуре личности.
Кроме стабильных, существуют кризисные периоды развития. В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии ребенка. Часть психологов считает, что детское развитие должно быть гармоничным, бескризисным. Кризисы – ненормальное, «болезненное» явление, результат неправильного воспитания. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, по некоторым представлениям, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше.
Л.С. Выготский придавал кризисам большое значение и рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закон детского развития. В настоящее время у нас чаще говорят о переломных моментах в развитии ребенка, а собственно кризисные, негативные проявления относят на счет особенностей его воспитания, условий жизни. Близкие взрослые могут эти внешние проявления смягчить или, наоборот, усилить.
Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии и ребенок резко меняется во многих своих чертах. Развитие может принять в это время катастрофический характер.
Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Обострение наступает в середине периода. Для окружающих ребенка людей оно связано с изменением поведения, появлением «трудновоспитуемости», как пишет Л.С. Выготский. Ребенок выходит из-под контроля взрослых, и те меры педагогического воздействия, которые раньше имели успех, теперь перестают действовать. Аффективные вспышки, капризы, более или менее острые конфликты с близкими – типичная картина кризиса, характерная для многих детей. У школьников падает работоспособность, ослабляется интерес к занятиям, снижается успеваемость, иногда возникают мучительные переживания, внутренние конфликты.
Однако у разных детей кризисные периоды проходят по-разному. Поведение одного становится труднопереносимым, а второй почти не меняется, так же тих и послушен. Индивидуальных различий во время кризисов гораздо больше, чем в стабильные периоды.
Главные изменения, происходящие во время кризиса, – внутренние. Развитие приобретает негативный характер. Что это значит? На первый план выдвигаются инволюционные процессы: распадается, исчезает то, что образовалось на предыдущей стадии. Ребенок теряет интересы, еще вчера направлявшие всю его деятельность, отказывается от прежних ценностей и форм отношений. Но наряду с потерями создается и что-то новое. Новообразования, возникшие в бурный, непродолжительный период, оказываются неустойчивыми и в следующем стабильном периоде трансформируются, поглощаются другими новообразованиями, растворяются в них и, таким образом, отмирают.
В кризисные периоды обостряются основные противоречия: с одной стороны, между возросшими потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями, с другой – между новыми потребностями ребенка и сложившимися ранее отношениями со взрослыми. Сейчас эти и некоторые другие противоречия часто рассматриваются как движущие силы психического развития.
Кризисные и стабильные периоды развития чередуются. Поэтому возрастная периодизация Л.С. Выготского имеет следующий вид: кризис новорожденности – младенческий возраст (2 месяца – 1 год) – кризис 1 года – раннее детство (1-3 года) – кризис 3 лет – дошкольный возраст (3-7 лет) – кризис 7 лет – школьный возраст (7-13 лет) – кризис 13 лет – пубертатный возраст (13-17 лет) – кризис 17 лет.
Источник
2.4. Неравномерное психическое развитие. Психопатия у детей
Синоним – асинхрония (греч. а – приставка отрицания; synchronismos – совпадение по времени). Имеется в виду отклонение, при котором некоторые психические функции развиваются в обычном или ускоренном темпе, а другие, напротив, стойко задержаны в течение неопределенного времени.
Типичным и наиболее значимым в клиническом плане примером асинхронии является психопатия – врожденное или берущее свое начало в раннем детстве расстройство развития личности. Обычно при психопатии нормально или даже опережающими темпами развиваются речь, память, до известной степени – мышление и интеллект, психопаты могут быть одаренными в том или ином отношении – становиться блестящими ораторами, военачальниками, писателями, художниками, хотя их таланты нередко выявляются лишь в мрачной сфере жизни общества.
Задержанное и искаженное развитие при психопатии касается преимущественно эмоционально-волевых, в первую очередь социальных, нравственных, эстетических, духовных качеств личности и социального поведения.
Психопатия проявляется в основном нарушениями социального поведения на протяжении всей жизни пациента или, чаще, в течение длительных ее отрезков, особенно если они наполнены сложными жизненными обстоятельствами, когда, собственно, и проявляются подлинные качества личности. В смутные времена малозаметные до этого психопаты, особенно с антисоциальными качествами личности, вдруг всплывают на поверхность общественной жизни и вносят немалый вклад в дальнейшую ее дезорганизацию, об этом впервые написал П.Б. Ганнушкин в своей монографии о психопатии (1933).
В детстве одна часть будущих психопатов отличается от адекватных детей тем, что в силу генетических и конституциональных факторов оказывается органически не способной формировать прочные привязанности и вследствие этого усваивать, принимать адекватное социально-психологическое влияние со стороны взрослых, превращать его в просоциальные качества собственной личности. В первую очередь это дети, которым изначально свойственно стойкое деструктивное поведение.
Вторая часть будущих психопатов характеризуется тем, что процессы их социализации замедлены и/или искажены органическими повреждениями либо психогенной дисфункцией тех структур мозга, которые являются ответственными за принятие и осуществление норм социального поведения. Имеется в виду, предположительно, лобно-лимбический комплекс мозга, окончательно созревающий, как считают в настоящее время нейрофизиологи, к 25–30 годам или даже позднее. Если это действительно так, то возраст окончательного формирования психопатии может быть значительно увеличен, а не ограничиваться временем завершения пубертатного криза, как это принято считать теперь.
Наконец, третья часть потенциальных психопатов с раннего детства и в течение длительного времени воспитывается в неблагополучной социальной среде, где нет места нормальным межличностным отношениям, уважению к другому человеку (Homo homini lupus est), не разделяются конструктивные ценности существования, а социальное преимущество определяется негативными качествами личности (агрессивностью, наглостью, лживостью, стяжательством, криминальным поведением и т. п.).
Иными словами, психопатия представляет собой группу патологических состояний неоднородной (чаще смешанной) этиологии с различными патогенезом, клиническими проявлениями, прогнозом, а также разными перспективами терапии и реабилитации. Одним из важнейших аспектов созревания просоциальных качеств личности может, вероятно, служить следующий.
Согласно теории Л. Кольберга, нравственное развитие происходит поэтапно и продолжается до 20–21 года.
На первом этапе нравственный статус определяется преимущественно осязаемыми физическими стимулами: наказанием и материальным поощрением. Ребенок в возрасте до 4–5 лет старается вести себя так, чтобы заслужить некое чувствительное поощрение (физическую ласку, игрушку, сладость, развлечение) или избежать возможного и ощутимого наказания (боли, лишения общения, игры и т. п.). В этом возрасте не развита также способность контролировать свои эмоции и побуждения, поведению свойственна импульсивность, зависимость от случайных обстоятельств. Для взрослого человека с данным нравственным статусом рамки поведения ограничивают жесткие внешние факторы: карающий закон и репрессалии, с одной стороны, и материальные привилегии и непосредственные удовольствия – с другой. Законопослушность, согласно данной теории, есть лишь начальная ступень развития нравственности. Вероятно, это одна из причин того, почему личности с антисоциальными тенденциями поведения много лучше знают уголовный и уголовно-процессуальный кодексы, чем нормальные индивиды, которые чаще всего интуитивно руководствуются правовыми нормами.
На второй стадии нравственного развития (возраст от 5–6 до 14–15 лет) функцию нравственных норм выполняет преимущественно общественное одобрение или порицание: мнение родителей, воспитателей, оценки педагогов, сверстников о поведении индивида. Ребенок, подросток старается вести себя так, чтобы избежать осуждения или заслужить похвалу, признание. Он подражает своим кумирам и дистанцируется от тех, кто говорит ему нелицеприятные вещи. Формируются чувство стыда (страх порицания), самолюбие, гордость за себя или, напротив, комплекс ущербности с попытками компенсировать его тем или иным образом. Поведение в значительной степени определяется требованиями той социальной среды, в которой ребенок или подросток находится.
На третьей стадии, в возрасте от 14–15 лет, нравственные нормы общества усваиваются, интернализуются и тем самым становятся внутренними регуляторами поведения. Развиваются совесть, чувство долга, самоуважение и чувство собственного достоинства, потребность вести себя просоциальным образом, то есть желание вести себя так, как требуется. Неподобающее поведение карается жестокими угрызениями совести, чувством вины, потребностью в раскаянии. При этом не возникает когнитивного диссонанса, при котором неадекватные поступки скрываются, оправдываются и обычно приводят к изменению установок личности.
С этой точки зрения нравственное развитие незрелых индивидов, в особенности социопатов, не продвигается далее первой его стадии.
Распространенность психопатии у лиц, не обращающихся за помощью в психиатрические учреждения, составляет в РФ 8,2% (2012). Регистрируемые случаи психопатии не превышают 1% населения, при этом почти вдвое чаще учитываемые статистикой психопаты встречаются в городском населении, чем в сельской местности. Среди психопатов отмечается, кроме того, преобладание лиц мужского пола (в 3,9 раза). Значительно чаще психопатия встречается в неимущих и малообеспеченных слоях населения, беловоротничковые, обеспеченные и облеченные властью психопаты в статистических сводках оказываются значительно реже. В структуре пограничных расстройств (невротических, непсихотических нарушений с разной этиологией) доля психопатий составляет 2,3–32,7% (Александровский Ю.А. и др., 2000).
По данным шведских авторов, частота социальных нарушений поведения в детско-подростковом возрасте у мальчиков варьирует между 6 и 10%, у девочек – между 2 и 9%. Канадские исследователи (Offord et al., 1987) установили, что в Онтарио нарушения поведения встречаются у 5,5% детей в возрасте до 15 лет (у мальчиков – 8,2%, у девочек – 2,8%). Ретроспективные исследования показали, что примерно половина молодых преступников ранее имела контакт с детскими психиатрами (Adler et al., 1999). Установлено также, что у ребенка с ранними нарушениями характера часто выявляется антисоциальный «Я-идеал», а поведение определяется внешними нормами.
Этиология психопатий многомерна и во многом остается неясной. Предполагается, что основными факторами развития психопатии являются:
- генетические – неизвестные до сих пор особенности генома индивида. Каким образом они передаются из поколения в поколение, также не установлено. В основном предполагается аутосомно-доминантный тип передачи с неполной пенетрантностью, не исключается и полигенное наследование. При этом полагают, что генами контролируются не социальные качества личности, а ее биологические характеристики, такие как темперамент, особенности влечений и психомоторики. На роль наследственности указывают, в частности, близнецовые исследования. Так, по данным A.J. Rosanoff (1938), конкордантность по психопатии среди монозиготных близнецов (МГ) составляет от 67,6 до 100%, по данным E.C. Slater (1953) – 53%, а у дизиготных близнецов (ДГ) – 25%. Сравнительно невысокую конкордантность у МГ объясняют действием модифицирующих генов, но главным образом – преципитирующим воздействием факторов внешней среды. Многие исследователи отмечают значительное накопление лиц с патологическими чертами характера в семьях психопатических личностей;
- конституциональные – связанные с неблагоприятными условиями внутриутробного развития структур головного мозга, ответственных за формирование моделей социального поведения. Важная роль в генезе органических форм психопатии отводится при этом негрубым экзогенно-органическим повреждениям головного мозга в эмбриофетогенезе, в перинатальный и ранний постнатальный периоды развития (гипоксия, нейроинфекции, интоксикации, травмы и др.). Конституциональные факторы создают как бы почву в виде изменений церебральной реактивности, сам же процесс формирования психопатии происходит под влиянием неблагоприятных социально-психологических факторов, в основном, по-видимому, в первые годы жизни. При органической психопатии всегда отчетливо проявляются повышенная истощаемость, утомляемость и другие симптомы астении;
- негативные социально–психологические воздействия на развивающуюся личность ребенка. Вначале это приводит к развитию у биологически нормального ребенка патохарактерологических реакций, затем – психогенных патохарактерологических, постреактивных и невротических формирований личности и в итоге может повлечь развитие краевой психопатии, т. е. патологической личности дефицитарного типа;
- особое место в развитии психопатии принадлежит жестокому обращению с детьми – систематическому физическому и/или психологическому насилию, включая широко распространенное сексуальное насилие, последствиями чего в значительной части случаев является стойкое расстройство развития личности. Эти последствия, полагают, тяжелы тем более, чем в более раннем возрасте и более длительное время дети ему подвергаются.
По большей части имеют место различные комбинации упомянутых причин развития психопатии.
Патогенез психопатий изучен мало. Е. Крепелин (1915), как известно, основным патогенетическим механизмом формирования психопатии считал частичную задержку психического развития (парциальный инфантилизм). В целом это положение сохраняет силу, дополнения к нему касаются других причин и механизмов задержки развития личности.
Исходя из того, что в основе психопатии лежит дизонтогенез нервной системы, Г.Е. Сухарева (1959) предполагает существование 3 типов дизонтогенеза: 1) задержанное развитие; 2) искаженное (диспропорциональное) развитие; 3) поврежденное развитие.
При задержанном развитии имеется в виду дисгармонический инфантилизм, который, гипотетически, лежит в основе неустойчивой и истерической психопатии.
Искаженное развитие, при котором отставание в развитии одних механизмов личности сочетается с ускоренным развитием других, составляет, предположительно, патогенетическую основу ряда конституциональных психопатий (гипертимной, психастенической и аутистической).
Поврежденное развитие (вызванное повреждением ЦНС на ранних этапах онтогенеза) характеризуется сочетанием нарушений развития с явлениями дефекта психических функций и свойственно органической психопатии.
Единой и общепринятой классификации расстройств личности не существует, а предлагаемая в МКБ-10 является сугубо описательной и встречает серьезные возражения, поскольку она статична и слишком схематична, не учитывает всего многообразия и динамики психопатических проявлений. Кроме того, она не может быть использована для систематики социальных нарушений поведения в детской психиатрии, так как параллелей детских расстройств поведения и психопатий у лиц зрелого возраста не существует. Например, параноидной и циклотимической психопатии, по мнению ряда исследователей, у детей не наблюдается (Ковалев В.В., 1979). Наконец, эта систематика в целом может служить иллюстрацией к фрагментации клинического сознания, когда рубрики классификации не связаны определенной теоретической концепцией, объединяющими идеями и в этом плане лишены осмысленного контекста.
Э. Кречмер (1921) предложил классификацию расстройств личности, основанную на гипотетической связи патологической конституции при некоторых психопатиях с эндогенными психическими заболеваниями. Он выделил шизоидную, циклоидную, а позднее – эпилептоидную психопатию.
H. Shirley (1963) разделяет расстройства личности в детском возрасте на 2 большие группы: преимущественно врожденные нарушения структуры личности, которые объединяют шизоидных, циклотимических, параноидных психопатических личностей, и нарушения черт личности (возникающие преимущественно в связи с неправильным воспитанием), к последним отнесены эмоционально-неустойчивые, пассивно-агрессивные, компульсивные и истерические личности.
О.В. Кербиков (1971) различает 3 группы психопатий: 1) ядерные (конституциональные), 2) органические и 3) краевые.
А.Е. Личко (1977), обобщая систематики П.Б. Ганнушкина (1933), Г.Е. Сухаревой (1959), О.В. Кербикова (1962) и классификацию акцентуированных личностей К. Леонгарда (1964, 1968) различает:
- истинные (генуинные) психопатии (гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сенситивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый и конформный типы);
- психопатические развития или приобретенные психопатии (по гипертимно-неустойчивому и неустойчивому типам; по истероидному, лабильно-истероидному и гипертимно-истероидному типам; по психастеническому и эпилептоидному типам);
- органические психопатии (неустойчивоподобный, эпилептоидоподобный, шизоидоподобный типы).
Клиника и динамика психопатий в детском и подростковом возрасте изучены недостаточно. В руководстве по психиатрии под редакцией академика РАН А.С. Тиганова (2012) информации о проявлениях психопатии у детей и подростков вообще не приводится, исключая отдельные замечания по этому поводу (автор главы А.Б. Смулевич). Критерии психопатии, предложенные П.Б. Ганнушкиным, а именно:
- выраженность патологических черт характера до степени социальной дезадаптации;
- тотальность психопатических особенностей, определяющих весь психический облик индивида;
- относительная стабильность психопатических особенностей, их малая обратимость, справедливы для пациентов зрелого возраста, в детско-подростковом возрасте имеют относительное значение.
Как указывает В.В. Ковалев, нарушения социальной адаптации у детей могут наблюдаться при наличии нерезко выраженных патологических черт характера, как правило, вплоть до препубертатного и даже пубертатного возраста. В большинстве случаев детские психопатические проявления носят парциальный характер и, кроме того, часто отличаются неустойчивостью, изменчивостью, многократным смещением относительной роли и удельного веса облигатных и факультативных черт в клинической структуре. Трудности в диагностике рудиментарных психопатических проявлений у детей, как отмечает Г.Е. Сухарева (1959), вызваны и тем, что в младшем детском возрасте такие особенности эмоционально-волевой сферы, как повышенная эмоциональная и моторная возбудимость, неустойчивость поведения, двигательная расторможенность, преобладание примитивных влечений над высшими мотивами поведения, до известной степени являются физиологическими.
В связи с этим, подчеркивает В.В. Ковалев, особенно важное значение в диагностике формирующихся конституциональных и органических психопатий у детей и подростков приобретает выявление аномальных особенностей низших структурных компонентов личности: темперамента, сферы инстинктов и влечений, элементарной аффективности, т. е. природно-психических свойств личности.
Вернуться к Содержанию
Источник